Научная статья на тему 'О некоторых проблемах административной ответственности за потребление наркотических средств'

О некоторых проблемах административной ответственности за потребление наркотических средств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
340
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА / НОВЫЕ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЕ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / ОДУРМАНИВАЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА / ПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ / NARCOTIC DRUGS / PSYCHOTROPIC SUBSTANCES / NEW POTENTIALLY DANGEROUS PSYCHOACTIVE SUBSTANCES / INTOXICATING SUBSTANCES / CONSUMPTION OF NARCOTIC DRUGS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зайцев Руслан Яковлевич

В статье рассматривается институт административной ответственности за потребление наркотических средств, проводится сравнительный анализ норм КоАП РФ, предусматривающих ответственность за данное правонарушение. Предлагаются пути повышения эффективности мер административной ответственности за рассматриваемые правонарушения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зайцев Руслан Яковлевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME PROBLEMS OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR DRUG USE

The article considers the institution of administrative liability for the consumption of narcotic drugs, and provides a comparative analysis of the norms of the Administrative Code of the Russian Federation providing for liability for this offence. Ways are proposed to improve the effectiveness of administrative liability measures for the offences in question.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах административной ответственности за потребление наркотических средств»

Зайцев Руслан Яковлевич

О некоторых проблемах административной ответственности за потребление наркотических средств

В статье рассматривается институт административной ответственности за потребление наркотических средств, проводится сравнительный анализ норм КоАП РФ, предусматривающих ответственность за данное правонарушение. Предлагаются пути повышения эффективности мер административной ответственности за рассматриваемые правонарушения.

Ключевые слова: наркотические средства, психотропные вещества, новые потенциально опасные психоактивные вещества, одурманивающие вещества, потребление наркотических средств.

About some problems of administrative responsibility for drug use

The article considers the institution of administrative liability for the consumption of narcotic drugs, and provides a comparative analysis of the norms of the Administrative Code of the Russian Federation providing for liability for this offence. Ways are proposed to improve the effectiveness of administrative liability measures for the offences in question.

Keywords: narcotic drugs, psychotropic substances, new potentially dangerous psychoactive substances, intoxicating substances, consumption of narcotic drugs.

Проблема наркомании сегодня остро стоит перед российским обществом и представляет серьезную угрозу здоровью населения страны и ее национальной безопасности.

Следует отметить, что точное количество наркозависимых людей неизвестно, поскольку основная часть граждан, регулярно употребляющих наркотики, не стремится встать на медицинский учет. Согласно сведениям ФСКН, в 2015 г в России насчитывалось 7,3 млн наркоманов [1], однако, по данным Минздрава России, эта цифра составляет около 1,5 млн [2].

Потребление наркотических средств или психотропных либо новых потенциально опасных психоактивных веществ в России запрещено и предусматривает административную ответственность. Исключение составляют случаи потребления наркотических средств или психотропных веществ по медицинским показаниям (при оказании экстренной медицинской помощи, при остро возникших ситуациях и больным, нуждающимся в реанимационной и интенсивной терапии, послеоперационным больным и др.). Порядок назначения лекарственных препаратов, содержащих наркотики, определен в приказе Минздрава России [3].

Вместе с тем впервые в истории отечественного законодательства ответственность за потребление наркотических средств была установлена в 1974 г. указом Президиума Верховного Совета СССР № [4]. Наказание предусматривалось в виде штрафа в размере до ста рублей либо исправительных работ на срок от одного до двух месяцев, в исключительных случаях - административного ареста на срок до пятнадцати суток. Повторное потребление наркотиков наказывалось лишением свободы или исправительными работами на срок до двух лет либо штрафом в размере до трехсот рублей. Повторным считалось потребление наркотических средств в течение года после назначения административного наказания за такое же правонарушение.

Позже административная ответственность за потребление наркотических средств была закреплена в ст. 44 КоАП РСФСР [5], которая, на наш взгляд, имела некоторые недостатки. Так, несмотря на свое название «Незаконные приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах либо потребление наркотических средств без назначения врача», в диспозиции статьи о потреблении запрещенных веществ ничего не говорилось. Объективная сторона правонарушения выражалась только в действиях, связанных с

80

незаконным приобретением или хранением наркотических средств. Возможно, это являлось результатом несоблюдения в процессе правотворчества правил юридической техники. Впрочем, это не мешало сотрудникам правоохранительных органов составлять протоколы об административных правонарушениях за потребление наркотических средств.

В 1987 г. Уголовный кодекс РСФСР был дополнен ст. 224.3, которая устанавливала ответственность за повторное потребление наркотических средств, т. е. в течение года после назначения административного наказания за такое же правонарушение [6].

Однако в 1991 г нормы, предусматривающие административную и уголовную ответственность за потребление наркотических средств, были отменены, более того, разрешалось не только потребление наркотиков, но и их перевозка и хранение. Так, Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 27 апреля 1993 г. № 2 разъяснял, что перевозка и хранение наркотических средств, предназначенных только для личного потребления и в малых дозах, не являются преступлением [7].

Федеральный закон от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» [8] вновь ввел запрет на потребление наркотических средств, однако юридической ответственности за его нарушение установлено не было.

Ситуация изменилась после принятия КоАП РФ 2001 г. [9], в котором деяния, связанные с потреблением наркотических средств, психотропных либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, квалифицировались сразу по нескольким статьям - 6.9, 20.20, 20.22 в зависимости от субъекта и места потребления.

Так, при потреблении наркотических средств в общественном месте ответственность наступает по ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ, которая предусматривает наложение административного штрафа в размере от четырех до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. В случае, если субъектом правонарушения является иностранный гражданин или лицо без гражданства, ответственность наступает по ч. 3 ст. 20.20 КоАП РФ, которая дублирует санкцию ч. 2 и дополнительно предусматривает их административное выдворение за пределы Российской Федерации.

При потреблении наркотического средства не в общественном месте деяние квалифицируется по ст. 6.9 КоАП РФ, которая делится на две части: по ч. 1 к ответственности привлекаются граждане России, по ч. 2 - иностранные граждане или лица без гражданства. Санкции ч. 1 и 2 ст. 6.9 КоАП РФ аналогичны наказаниям, предусмотренным ч. 2 и 3 ст. 20.20 данного кодекса.

Следует отметить, что в первоначальной редакции КоАП РФ санкция ст. 6.9 была строже санкции ст. 20.20. Так, ст. 6.9 КоАП РФ предусматривала административный штраф в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток, ст. 20.20 - только штраф в размере от 1000 до 1500 рублей [10]. Исходя из этого, по мнению законодателя, потребление наркотических средств, например, в своем домовладении наносит более серьезный вред охраняемым законом общественным отношениям, чем потребление наркотических средств в общественных местах (в образовательных, медицинских, детских дошкольных организациях, скверах, парках, подъездах многоэтажных домов, общественном транспорте и т. д.).

Сегодня объективные стороны правонарушений, предусмотренные ст. 6.9 и 20.20 КоАП РФ, различаются только по двум признакам: месту, где происходит потребление наркотического средства (общественное оно или нет), и ответственности за потребление одурманивающих веществ, которая закреплена только ст. 20.20 КоАП РФ.

Кроме того, следует отметить, что ст. 6.9 содержится в гл. 6 КоАП РФ «Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность», а ст. 20.20 - в гл. 20 «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность».

Согласно ст. 4.5 КоАП РФ ст. 6.9 и ч. 2 и 3 ст. 20.20 КоАП РФ имеют разные сроки давности привлечения к ответственности. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.20 КоАП РФ, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня его совершения, а постановление по делу об административном правонарушении, закрепленном в ст. 6.9 КоАП РФ, - по истечении двух лет.

81

Как правило, оперативно квалифицировать данные правонарушения достаточно сложно, поскольку для этого требуется проведение химико-токсикологического исследования биологического материала, отобранного у подозреваемого, которое позволяет установить наличие наркотических веществ в его организме. Максимальные сроки исследования установлены Минздравом России [11]: доставка биологического материала в соответствующую лабораторию должна осуществляться в течение десяти дней с момента его отбора (п. 10), само исследование не должно проводиться более трех дней с момента поступления материала (п. 11).

Лица, потребляющие наркотические средства, зная, что лабораторный анализ однозначно покажет положительный результат и в отношении них будет составлен соответствующий протокол об административном правонарушении, пытаются уклоняться от надлежащего уведомления о месте и времени рассмотрения материалов дела судом: не отвечают на телефонные звонки, избегают контакта с почтальоном, не являются на почту за соответствующей повесткой, скрываются.

Судьи, в свою очередь, не имеют права рассматривать материалы дела при отсутствии лица, привлекаемого к ответственности, поскольку данное правонарушение предполагает назначение административного ареста (ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ). Более того, дела данной категории должны рассматриваться судьей в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела (ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ). В случае, если судья вынесет постановление по делу об административном правонарушении, оно подлежит отмене в связи с нарушением административно-процессуальных норм. И здесь в наиболее выгодном положении оказываются лица, привлекаемые к ответственности по ч. 2 или 3 ст. 20.20 КоАП РФ, поскольку на момент рассмотрения их жалобы срок давности привлечения к административной ответственности, как правило, истекает, а следовательно, производство по делу должно быть прекращено.

В практической деятельности не всегда представляется возможным установить точное время и место потребления наркотического средства, тем более когда правонарушитель от дачи объяснений отказывается, ссылаясь на ст. 51 Конституции РФ.

Факт потребления наркотических средств может иметь место задолго до задержания лица, привлекаемого к ответственности за данное правонарушение. В результате правонарушители предпринимают попытки обжаловать составленные на них протоколы, ссылаясь на то, что в них не отражены данные о месте и времени потребления наркотического средства, что, по их мнению, является грубым нарушением требований к составлению протокола об административном правонарушении, которые предусмотрены в ст. 28.2 КоАП РФ.

В подобных ситуациях суды занимают единую позицию, которая заключается в том, что для привлечения лица к ответственности не имеет значения, где произошло потребление наркотического средства, в какое время и каким способом, важен лишь сам факт потребления. При невозможности определить время и место потребления лицом наркотического средства будут учитываться время и место, где подозреваемый был задержан [12; 13].

Потребление наркотических средств или психотропных веществ несовершеннолетними, не достигшими возраста шестнадцати лет, квалифицируется по ст. 20.22 КоАП РФ. К ответственности привлекаются родители или иные законные представители несовершеннолетнего. При этом для квалификации правонарушения не имеет значения, где конкретно (в каком месте) произошло потребление наркотического средства.

Несовершеннолетних, достигших возраста шестнадцати лет, можно привлечь к ответственности, как уже говорилось выше, только за потребление наркотиков в общественном месте (ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ) [14]. Потребление данными лицами, например, смеси димедрола или клофелина с алкоголем в своем домовладении не является правонарушением.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, представляется целесообразным:

1) исключить из КоАП РФ ч. 2 и 3 ст. 20.20;

2) предусмотреть ответственность за потребление наркотических средств в ст. 6.9 КоАП РФ.

Кроме того, необходимо:

1) ужесточить санкции ч. 2 и 3 ст. 20.20 КоАП РФ относительно санкций ст. 6.9 (полагаем, что потребление наркотических средств в общественных местах должно караться строже,

82

чем совершение подобных действий вне этих мест);

2) предусмотреть ответственность за потребление наркотических средств в ст. 6.9 КоАП РФ;

3) закрепить в ст. 4.5 КоАП РФ двухлетний срок вынесения постановлений по делам об административных правонарушениях, преду-

смотренных ч. 2 и 3 ст. 20.20 КоАП РФ, с момента их совершения.

В заключение подчеркнем, что реализация данных предложений позволит усовершенствовать правовое регулирование института административной ответственности за потребление наркотических средств.

1. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФСКН в 2015 году. URL: https://fskn.gov.ru (дата обращения: 12.01.2020).

2. Брюн: реальное число наркоманов в России - около полутора миллионов. URL: https:// ria.ru. (дата обращения: 12.11.2010).

3. Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения: приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1175н. URL: http://www.consultant. ru (дата обращения: 21.01.2020).

5. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (утв. ВС РСФСР 20.06.1984). URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.01.2020).

6. Об усилении борьбы с наркоманией: указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 июня 1987 г. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.01.2020).

7. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г. № 2. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.01.2020).

8. О наркотических средствах и психотропных веществах: федер. закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г.). URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 12.01.2020).

9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г.). URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 20.01.2020).

10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (по состоянию на 1 апреля 2010 года). Новосибирск, 2010.

1. Report on the results and main activities of the FPRS in 2015. URL: https://fskn.gov.ru (date of access: 12.01.2020).

2. Bryun: real number of addicts in Russia -about one and a half million. URL: https://ria.ru. (date of access: 12.11.2010).

3. On approval of the procedure for prescribing and prescribing medicines, as well as forms of prescription forms for medicines, the procedure for issuing these forms, their registration and storage: order of the Ministry of Health of the Russian Federation d.d. Dec. 20, 2012 № 1175n. URL: http://www.consultant.ru (date of access: 21.01.2020).

5. Code of Administrative Offences of the RSFSR (appr. by SC of RSFSR 20.06.1984). URL: http://www.consultant.ru (date of access: 12.01.2020).

6. On strengthening the fight against drug addiction: decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the RSFSR of June 29, 1987. URL: http://www.consultant.ru (date of access: 12.01.2020).

7. On judicial practice in cases of crimes involving narcotic drugs, potent and toxic substances: decision of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation d.d. Apr. 27, 1993 № 2. URL: http://www.consultant. ru (date of access: 12.01.2020).

8. On narcotic drugs and psychotropic substances: fed. law d.d. Jan. 8, 1998 № 3-FL (ed. July 29, 2017). URL: http://www. garant.ru (date of access: 12.01.2020).

9. Code of Administrative Offences of the Russian Federation: fed. law d.d. Dec. 30, 2001 № 195-FL (ed. 29 July 2017). URL: http://www. garant.ru (date of access 20.01.2020).

10. The Code of Administrative Offences of the Russian Federation (as of Apr. 1, 2010). Novosibirsk, 2010.

11. On the procedure for carrying out medical examination for the state of Intoxication (Alcoholic, Narcotic or Other Toxic): order of the Ministry of Health of the Russian Federation d.d.

83

11. О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического): приказ Минздрава России от 18 декабря 2015 г. № 933н. URL: http:// www.garant.ru (дата обращения: 12.11.2019).

12. Постановление Санкт-Петербургского городского суда от 24 июля 2014 г. № 4а-711/14; от 9 июня 2014 г. № 4а-400/14. URL: https://base.garant.ru/125790981/ (дата обращения: 12.11.2019).

13. Постановление Алтайского краевого суда от 18 июня 2014 г. № 4а-475/2014. URL: http://sudact.ru. (дата обращения: 12.11.2019).

14. URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 12.11.2019).

Dec. 18, 2015 № 933n. URL: http://www.garant. ru (date of access: 12.11.2019).

12. Resolution of the St. Petersburg City Court d.d. July 24, 2014 № 4a-711/14; d.d. June 9, 2014 № 4a-400/14. URL: https://base.garant. ru/125790981/ (date of access: 12.11.2019).

13. Decision of the Altay Regional Court d.d. June 18, 2014 № 4a-475/2014. URL: http:// sudact.ru. (date of access: 12.11.2019).

14. URL: http://www.garant.ru (date of access: 12.11.2019).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Зайцев Руслан Яковлевич, кандидат юридических наук, доцент, старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Краснодарского университета МВД России; e-mail: zaytsev_ruslan@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

R.Yu. Zaitsev, Candidate of Law, Associate Professor, Senior Lecturer of the Chair of Adminis-trative Activity of the Internal Affairs bodies of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: zaytsev_ruslan@mail.ru

84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.