УДК 342.9 ББК 67.1
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10231
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЕЛАХ В ПОНЯТИЙНОМ АППАРАТЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ
ЖИВОТНОГО МИРА И ВОДНЫХ БИОРЕСУРСОВ
Эмиль Юсифович МАМЕДОВ, адъюнкт кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка Центра командно-штабных учений Академии управления МВД России E-mail: [email protected]
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.14 — административное право;
административный процесс
Аннотация. Анализ федерального законодательства в сфере охраны объектов животного мира и водных биоресурсов указывает на пробелы в понятийном аппарате, что, в свою очередь, может затруднить правоприменительную практику в рассматриваемой сфере.
Ключевые слова: объекты животного мира, водные биоресурсы, законодательное регулирование.
Annotation. The analysis of the Federal legislation in the sphere of protection of objects of fauna and water bioresources points to the gaps in the conceptual apparatus, which in turn can complicate law enforcement practice in this area.
Keyword. objects of fauna, water bioresources, legislative regulation.
Научный руководитель: А.Г. Николаев, кандидат юридических наук, доцент Рецензент: Н.Н. Пестов, кандидат юридических наук
Основной понятийный аппарат в сфере защиты объектов животного мира и водных биоресурсов закреплен в федеральных законах «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ и «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ.
Разумеется, существует гораздо большее количество нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в изучаемой нами сфере, но их целесообразно рассматривать отдельно, в рамках административно-правового регулирования указанных общественных отношений.
Итак, для начала приведем определение понятия «окружающая среда».
«Окружающая среда — совокупность компонентов природной среды, природных и природ-но-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов»1.
Законодатель однозначно указывает на то, что объекты животного мира и водные биоресурсы являются компонентами природной среды в целом.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» дает нам и определение охраны окружающей среды в целом.
Далее необходимо рассмотреть более узкие понятия в исследуемой нами сфере.
Что касается животного мира, законодатель предложил нам следующее определение: «Животный мир — совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2019
Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации»2.
«Водные биологические ресурсы — рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы»3.
Рассматривания эти две дефиниции (объекты животного мира и водные биоресурсы), становится понятно, что понятие «животный мир» шире и фактически поглощает понятие «водные биологические ресурсы».
В определении «животный мир» присутствует фраза, что это «совокупность живых организмов всех видов...», что, в свою очередь, на наш взгляд, включает и водные биоресурсы.
Объект животного мира — организм животного происхождения (дикое животное)4.
Так как определение, данное законодателем, весьма краткое и лаконичное, мы хотим выделить составные части животного мира:
1) фонд охотничьих животных;
2) животные, занесенные в Красную книгу РФ и Красную книгу Астраханской области;
3) иные животные, постоянно или временно находящиеся на территории РФ.
Деление объектов животного мира на предложенные нами составные части позволит облегчить оценку значимых юридических фактов, связанных с объектами животного мира.
А вот в Федеральном законе «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» такой однозначной трактовки объекта нет, а ведь это весьма важный аспект — определение объекта, четкое его вычленение, что позволяет более эффективно осуществлять защиту данного объекта.
К тому же в Федеральном законе «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» нет одного из основополагающих определений — определения понятия охраны водных биологических ресурсов.
В связи с этим предлагается следующее определение понятия «охрана водных биоресурсов».
Охрана водных биоресурсов — это контрольно-надзорная деятельность уполномоченных органов государственной власти, заключающаяся в осуществлении контроля и надзора за деятельностью юридических лиц, должностных лиц и физических в сфере сохранения и пополнения водных биологических ресурсов Российской Федерации.
Уточнение понятийного аппарата позволит правоприменителю использовать нормативные правовые акты в сфере охраны водных биоресурсов более эффективно.
1 Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»
2 Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»
3 Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»
4 Там же.
Библиографический список
1. Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»
2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»
3. Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»
4. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об охране окружающей среды» (постатейный) / Под ред. А.П. Анисимова // http://kommentarii.org/ooc/page3.html
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2019