Научная статья на тему 'Аквакультура и законодательство в России'

Аквакультура и законодательство в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1019
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыбникова И. Г., Бровкина Е. П.

Анализ состояния мировой аквакультуры показывает, что темп ее развития опережает самые смелые прогнозы. Анализ законода-тельной базы в области аквакультуры, включая пресноводную и ма-рикультуру (морскую аквакультуру), показал, что ее развитие невоз-можно без принятия современной законодательной и нормативно-правовой базы в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аквакультура и законодательство в России»

УДК 597.553.1

И.Г. Рыбникова, Е.П. Бровкина, Дальрыбвтуз, Владивосток АКВАКУЛЬТУРА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В РОССИИ

Анализ состояния мировой аквакультуры показывает, что темп ее развития опережает самые смелые прогнозы. Анализ законодательной базы в области аквакультуры, включая пресноводную и марикультуру (морскую аквакультуру), показал, что ее развитие невозможно без принятия современной законодательной и нормативно-правовой базы в Российской Федерации.

Аквакультура - не только самая быстрорастущая по производству продуктов питания животного происхождения, но и опережающая рост населения отрасль. На этапе ее становления, в конце 1960-х гг., объем производства составлял около 3 млн т, хотя потенциал только пресноводной аквакультуры оценивали в 20 млн т. В 1985 г. общий мировой объем продукции аквакультуры (включая водоросли) составил 12,1 млн т, однако к концу XX в., в 2000 г. - он достиг 41,7 млн т, а к середине первого десятилетия XXI в., в 2006 г., - 66,8 млн т. Таким образом, по сравнению с начальным периодом развития, этот показатель увеличился в

22 раза, в результате чего аквакультура обеспечила почти половину (47 %) среднего мирового объема поставки рыбы на душу населения -16,7 кг в 2006 г. (Микодина, 2009).

Анализ состояния мировой аквакультуры, проводившийся неоднократно, показывает, что темп ее развития опережает самые смелые прогнозы. Удвоение годовой продукции аквакультуры относительно уровня 1985 г. заняло вместо 15 лет, по прогнозу ФАО, всего 9, а к

2000 г. ее общий объем вырос почти в 5,5 раза. Предполагавшееся ФАО удвоение производства гидробионтов (без водорослей) к 2010 г. относительно уровня 1993 г., также было достигнуто раньше - к 2002 г. (соответственно 17,8 и 36,8 млн т). Начиная с 1953 г., ежегодный прирост продукции аквакультуры составляет около 7 %. В 1950-е гг. мировая аквакультура давала примерно 4 % от общего объема добычи рыб, беспозвоночных и водных растений, в 1980 г. -11 %, а в 2007 г. достигла 42 %. По прогнозам к 2050 г. глобальная продукция аквакультуры может достигнуть 80 млн т с преобладанием марикультуры (Макоедов, 2006; Микодина, 2009). Марикультура (морская аквакультура) - это целостный, многофункциональный комплекс биотехнологий по производству и переработке ценных морских животных и растений. Ежегодный прирост мировой продукции этой отрасли пищевой промышленности составляет порядка 10-15 %.

Россия серьезно отстает от других стран в развитии аквакультуры, с 1990 г. объемы производства продукции аквакультуры резко

сократились. На долю аквакультуры (выращенной рыбы и других водных животных и растений) в России приходится только 3 % всего улова. В мире аква- и марикультура бурно развиваются и уже стали мощным альтернативным источником получения рыбопродукции, обеспечивают до 40 % ее рыночного оборота. В Китае около 60 % добычи рыбы производится за счет аквакультуры, в Германии - 20, во Франции - 30. Франция на 50 % обеспечивает свое внутреннее потребление черной икры за счет продукции местных рыбозаводов (Мамонтов, Захаров, 2009).

Аквакультура в России имеет два основных направления: товарное рыбоводство, т.е. разведение одомашненных видов рыб в прудах и садках, и искусственное воспроизводство ценных видов гидробионтов с целью сохранения, пополнения и увеличения промысловых запасов. Товарное рыбоводство технологически и организационно относится к животноводству (Горбунов, 2008).

Факторы, отрицательно влияющие на развитие аквакультуры в России - отсутствие качественных кормов, недостаток собственного посадочного материала (мальков) и оборотных средств, отсутствие нормативно правовой базы (Никоноров, 2006; Коротаев, 2007; Горбунов, 2008;),

Еще в 2006 г. в Астрахани состоялось совещание, посвященное развитию аквакультуры в Российской Федерации. По результатам совещания было запланировано включить аквакультуру в приоритетный национальный проект «Развитие АПК». Задачами федеральной власти были определены необходимость ускоренного развития аквакультуры, включая пресноводную и марикультуру, которая невозможна без принятия современной законодательной и нормативно-правовой базы в области аквакультуры в Российской Федерации и разработка федеральной целевой программы длительного использования, создание благоприятных условий для частного бизнеса. Национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса», как приоритетное направление развития экономики Российской Федерации, предусматривает дальнейшее развитие и государственную поддержку хозяйств аквакультуры. Однако провозглашенная проектом государственная поддержка в практическом исполнении имеет ряд недостатков: не разработана система стимуляции частных инвестиций и льготного кредитования, нет механизма лизинга для предприятий аквакультуры, который был бы аналогичен существующему механизму для предприятий сельского хозяйства и пр.

До настоящего времени аквакультура не получила должного развития. К сожалению, этому вопросу на протяжении долгих лет отводилась второстепенная роль, что предопределило неспособность рыбоводства удовлетворять возрастающие потребности населения в высококачественной рыбной продукции. Законопроект, призванный заложить правовой фундамент для развития этой отрасли Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии готовит к

рассмотрению Государственной Думой (проект Федерального Закона «Об аквакультуре).

Действующие федеральные законы, регулирующие отдельные общие вопросы использования, воспроизводства и охраны водных биоресурсов не учитывают специфику деятельности в области аквакультуры.

Федеральным Законом от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» регламентируются вопросы распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов по отдельным видам пользования, правила добычи (вылова) водных биоресурсов в научно-исследовательских, контрольных и рыбоводных целях, порядок определения общих допустимых уловов водных биоресурсов, вопросы предоставления в пользование водных объектов рыбохозяйственного значения и рыбопромысловых участков. Закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» содержит в себе положения о договоре пользования рыбопромысловым участком в различных целях, включая и промышленное рыбоводство, что по терминологии закона и означает аквакультуру.

В статье 23 этого закона только провозглашается, кем осуществляется рыболовство в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов. Статья 45 «Искусственное воспроизводство водных биоресурсов» и статья 46 «Акклиматизация водных биоресурсов», носят общий, постановочный характер.

Федеральный Закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» не предусматривает положения о содержании и разведении объектов животного и растительного мира. Процедура определения допустимого вылова, квот, запретов и других норм регулирования прописана без учета интересов и нужд предприятий аквакультуры. Таким образом, закон регулирует отношения, главным образом возникающие в области рыболовства, т.е. добычу (вылов) водных биологических ресурсов, находящихся в естественной среде обитания. В свою очередь, детального правового регулирования в области аквакультуры в названном законе нет.

Однако 3 декабря 2008 г. выходит Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный Закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты РФ № 250-ФЗ, в котором пункты 17 и 18 (статья 1) излагаются в следующей редакции:

17) рыбоводство (аквакультура) - деятельность по содержанию и разведению, в том числе выращиванию, водных биоресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания и в предусмотренных настоящим Федеральным Законом случаях по добыче (вылову) данных водных биоресурсов;

18) товарное рыбоводство - предпринимательская деятельность по содержанию и разведению, в том числе выращиванию, водных биоресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной

среде обитания, их добыче (вылову) с последующей реализацией уловов водных биоресурсов».

В связи с появлением новых понятий появляется Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 136 «О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства и заключении такого договора». В соответствии со статьей 33.3 Федерального Закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» Правительство Российской Федерации постановляет утвердить «Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства»; «Правила подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства» и «Форма примерного договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства».

Федеральный Закон «О животном мире» (от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ) ст. 3 лишь провозглашает, что указанным законом регулируются отношения в области охраны и использования объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания. Однако механизм реализации не прописан. Только

ст. 26 устанавливает право содержания и разведения объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания на условиях лицензий специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» (от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ) содержит в себе всего лишь положение (статья 60) о сохранении генетического фонда редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания.

Федеральный Закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (от

31.07.1998 г. № 155-ФЗ) устанавливает статус и правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации, включая права Российской Федерации в ее внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне и порядок их осуществления.

Федеральный Закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» (от 30. И. 1995 г. № 187-ФЗ) определяет статус континентального шельфа Российской Федерации, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации на ее континентальном шельфе. ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (от

17.12.1998 г. № 191-ФЗ) определяет статус исключительной

экономической зоны Российской Федерации, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации в ее исключительной экономической зоне.

Положения всех этих законов не предусматривают регулирование отношений в области аквакультуры.

В сельскохозяйственном законодательстве («О племенном животноводстве» от 03.08.1995 г. № 123-ФЗ; «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ; «О ветеринарии» от 14.05.1993 г. № 4979-1) положения в части разведения и выращивания рыб, водных беспозвоночных и растений отсутствуют.

Ряд вопросов регламентировался постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1999 г. № 1201 «О развитии товарного рыбоводства и рыболовства, осуществляемого во внутренних водоемах Российской Федерации» (срок действия - до 2005 г.), Федеральной целевой программой «Экология и природные ресурсы России (20022010)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 07.12.2001 г. № 860, Сборником нормативно-технической документации по

товарному рыбоводству (в двух томах), утвержденным приказом Минрыбхоза СССР от 24.04.1985 г. № 241, Положением о

Государственном зональном рыбопитомнике, утвержденном приказом Минрыбхоза СССР от 19.11.1986 г. № 6121 и другими документами.

Таким образом, правовые нормы регулирования отношений в области аквакультуры фрагментарны, разбросаны по многим нормативным правовым актам, нередко противоречат друг другу и не учитывают в должной мере специфику данной отрасли.

Как отдельная хозяйственная деятельность, объективно претендующая на отраслевое оформление, аквакультура требует и отраслевого свода нормативных правовых документов, и отраслевого компетентного руководства. Аквакультуру всегда по инерции относили к рыбному хозяйству. Но это абсолютно разные виды деятельности и по структуре, и по характеру, по методам и по формам работы. Таким образом, целями аквакультуры можно считать развитие водного животноводства и водного растениеводства на морских акваториях и в пресноводных водоемах, способствующее социально-экономическому устойчивому развитию прибрежных территорий Российской Федерации, удовлетворение потребностей населения ценной продукцией из гидробионтов оздоровительно-лечебного свойства, в обеспечении сбалансированности питания и поддержании стабильной эксплуатации водных биоресурсов. Масштабы промышленной аквакультуры только на юге Дальнего Востока (Приморский край, Сахалинская область и Хабаровский край), по экспертным оценкам, могут быть следующими: ежегодное производство до 3 млн т продукции (Арзамасцев и др., 2009). Становление промышленной аквакультуры и марикультуры как ее составной части в России, в том числе и на Дальнем Востоке, становится перспективным только лишь в условиях объективного участия государства в формировании аквакультуры как отрасли национального хозяйства.

Для совершенствования нормативно-правовой базы в области аквакультуры необходимо:

- определить единый орган федеральной исполнительной власти, отвечающий за развитие аквакультуры в РФ;

- принять ФЗ «Об аквакультуре»;

- провести конкурс на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства;

- внести изменения в природоохранное законодательство РФ с учетом охраны не только естественных ресурсов, но и собственных средств и продукции предприятий;

- внести изменения в таможенное законодательство РФ с льготной поправкой на ввоз промвооружения и судов для оснащения предприятий аквакультуры;

- внести изменения в налоговый кодекс РФ, предусматривающие возможности особого налогооблажения хозяйств аквакультуры;

- начать реальные программы государственного субсидирования и кредитования предприятий аквакультуры по аналогии с сельскохозяйственным производством.

Библиографический список

1. Коротаев Ю.А. Перспективы развития аквакультуры в России // Вопр. рыболовства. 2007. Т. 8. № 1 (29). С. 120-129.

2. Макоедов А.Н. Основные тенденции развития аквакультуры // Вопр. рыболовства. 2006. Т. 7. № 3 (27). С. 366-384.

3. Никоноров С.И. Аквакультура: формирование современной нормативно-правовой базы // Вопр. рыболовства. 2006. Т. 7. № 3 (27). С. 85413.

4. Никоноров С.И., Дубинина В.Г., Ананьев В.И. и др. Правовое регулирование деятельности в области аквакультуры // Вопр. рыболовства. 2006. Т. 7. № 3 (27). С. 429-435.

5. Микодина Е.В. Динамика развития аквакультуры // Рыбное хозяйство, его роль в современной экономике, факторы роста, риски, проблемы и перспективы развития: Тез. докл. науч.-практ конф. М.: 2122 октября 2009.

6. Горбунов Г.А. Рыбная отрасль России // Рыбохозяйственный комплекс России. Ноябрь 2008.

7. Мамонтов Ю.П., Захаров В.С. Товарное рыбоводство в России // Рыба и морепродукты. № 1 (45). 2009.

8. Арзамасцев И., Жук А., Покотилов В. Зачем нашей стране аквакультура // Рыбак Приморья. № 1-2, 1-9 января 2009. С. 8-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.