Научная статья на тему 'О некоторых приоритетах государственно-правового контроля над преступностью в Республике Казахстан'

О некоторых приоритетах государственно-правового контроля над преступностью в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
86
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / ЛАТЕНТНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / КОНТРОЛЬ НАД ПРЕСТУПНОСТЬЮ / УГОЛОВНАЯ СТАТИСТИКА / РЕГИСТРАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / СООБЩЕНИЯ О ПРОИСШЕСТВИИ / ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРЕСТУПЛЕНИИ / УГОЛОВНАЯ ЮСТИЦИЯ / ДОСТУП К ПРАВОСУДИЮ / УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / CRIMINALITY / LATENT CRIMINALITY / CONTROL ABOVE CRIMINALITY / CRIMINAL STATISTICS / REGISTRATION OF CRIMES / MESSAGE ON INCIDENT / APPLICATION FOR A CRIME / CRIMINAL JUSTICE / ACCESS TO JUSTICE / CRIMINAL POLITICS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Муканов Руслан Жумагатович

В статье анализируются проблемы государственно-правового контроля над преступностью в Республике Казахстан. Отражено понятие концепции социального контроля над преступностью. Через призму данной концепции рассматривается современная практика в области регистрации и учета преступлений. Отмечается, что данная стадия является определяющей в системе контроля над преступностью, в связи с чем предлагаются меры по оптимизации в этой сфере. Предполагается, что данные мероприятия закономерно обусловят и новое осмысление проблем национальной уголовной политики в части экономии мер уголовных репрессий, декриминализации, назначения и исполнения наказаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some priorities of state - legal control over crimes in Kazakhstan

In clause the problems of the state-legal control above criminality in Republic of Kazakhstan are analyzed. The concept of the concept of the social control above criminality is reflected. Through a prism of the given concept the modern practice is considered (examined) in the field of registration and account of crimes. It is marked, that the given stage is determining in the monitoring system above criminality, in communication (connection), with what the measures on optimization in the given sphere are offered. It is supposed, that the given measures naturally will cause also new judgement of problems of national criminal politics in a part of economy of measures of criminal reprisals, purposes (appointment) and executions (performance) of punishments.

Текст научной работы на тему «О некоторых приоритетах государственно-правового контроля над преступностью в Республике Казахстан»

Р.Ж. Муканов

О НЕКОТОРЫХ ПРИОРИТЕТАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО КОНТРОЛЯ НАД ПРЕСТУПНОСТЬЮ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Осмысление проблемы противодействия разрастающимся формам девиаций (преступности) в настоящее время не представляется без анализа ее методологических основ, что является вполне закономерным.

В связи с перманентным ростом абсолютных и относительных показателей преступности, увеличением тяжести последствий, вызываемых ею, с одной стороны, и неспособностью не только побороть, но и успешно противостоять ей - с другой, в криминологической литературе все более утверждается концепция социального контроля над преступностью.

Сторонники данного направления вполне справедливо полагают необходимым восприятие проблемы противостояния преступности через призму толерантного отношения к данному явлению и реалистичного контроля над ним.

Под контролем над преступностью, по мнению С.Я. Лебедева, следует понимать основанную на законе деятельность государства, общества и отдельных граждан по удержанию преступности в социально приемлемых для данного периода рамках [1, с. 7].

Контроль над преступностью, с точки зрения В.В. Лунеева, представляет собой один из видов социального контроля. Он включает в себя уголовную политику государства, криминализацию деяний в уголовном законодательстве, учет преступности, расследование и рассмотрение деяний системой уголовного правосудия, назначение уголовного наказания осужденным, организацию исполнения уголовных наказаний, ресоциализацию преступников, элиминацию причин и условий, способствующих совершению преступлений. Социально-правовой контроль включает и огромное влияние гражданского общества в его разных проявлениях и формах [2, с. 189-190].

А.Н. Харитонов определяет государственный контроль над преступностью как «законную деятельность системы компетентных органов и их представителей по сдерживанию отклоняющегося (общественно опасного) поведения людей» [3, с. 10].

Одним из элементов и первичной стадией такого контроля выступает информация о преступлении как о юридически значимом факте. Причем здесь очень важно воспринимать как социально-правовую реалию (носящую аксиоматический характер) тенденцию отставания социального контроля над преступностью от ее качественно-количественных изменений [4, с. 30-50].

В этом смысле можно повторить известную истину о том, что правосудие начинается не с совершения преступлений, а с их регистрации [5, с. 8]. Нет их учета - нет преступления, нет правосудия.

Актуальность данной проблемы, как и в целом проблемы становления реальной статистической информации о состоянии преступности, значительно возросла в современных условиях, поскольку сегодня в Казахстане имеются соответствующие предпосылки для создания четкой и единообразной системы уголовной статистики, которая, в свою очередь, была бы способна повысить уровень государственного контроля над преступностью и одновременно предоставляла гражданам гарантированный Конституцией доступ к правосудию.

Вместе с тем в настоящее время данная проблема не находит своего разрешения. При этом обстоятельства, способствующие искажению статистических показателей о состоянии преступности и препятствующие объективности уголовной статистики, достаточно хорошо изучены в юридической науке. На «психологическом» уровне они связаны с необоснованными многолетними требованиями к органам правопорядка покончить с преступностью, а не установить контроль над ней. Не имея возможности выполнить эти требования, органы уголовной юстиции научились приукрашивать криминальную действительность.

Практика показывает, что в значительной мере искажению криминологически значимых показателей о преступности способствуют:

- устоявшаяся точка зрения о существенном различии стадий регистрации преступлений в нашей системе досудебного производства и в процессуальном законодательстве стран с развитой системой правосудия и, соответственно, о невозможности использования имеющегося в этих государствах опыта;

- искусственно созданное в науке и у многих практиков мнение об отсутствии юридических оснований для разграничения преступления в уголовно-правовом аспекте, когда оно «выступает фактическим основанием уголовной ответственности», и понятия преступного деяния как единицы государственного учета количества зарегистрированных преступлений;

- сохранение противоречий в вопросах учета преступных деяний между действующими инструкциями Генеральной прокуратуры, МВД и других субъектов уголовной юстиции о порядке

учета преступлений и отдельными нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательства [6, с. 77].

Между тем эффективность любого контроля зависит от реалистичности поставленных задач. В нашем случае это возможно только на основе объективного знания фактического состояния, динамики преступности и реального отражения результатов работы субъектов уголовной юстиции.

В этой связи представляется, что для преодоления факторов, препятствующих полноте регистрации и учета преступлений на первоначальном этапе, требуется решить как минимум две задачи: первая -установить возможный уровень латентной (неучтенной) преступности [7, с. 46-49], чтобы показать ее реальное состояние и тем самым определить адекватные объемы работы (как и пределы возможностей) всех без исключения субъектов уголовной юстиции; вторая - принять (и что не менее важно -критически пересмотреть уже действующие) соответствующие правовые нормы, позволяющие без «оглядки на начальников» не только регистрировать, но и самое важное - учитывать заявления, сообщения, обращения граждан и организаций о всех происшествиях с признаками преступления, в том числе о деяниях, не представляющих в силу малозначительности общественной опасности и не влекущих привлечения виновного к уголовной ответственности, но подлежащих обязательному учету, как это делается во всех странах с устоявшейся системой полицейского расследования. Но в этом случае придется отказаться от устоявшейся системы оценки деятельности субъектов уголовной юстиции на досудебных стадиях (прежде всего органов внутренних дел, выполняющих основные объемы работы), которая зависит от процента раскрываемости преступлений.

В этой связи для приведения статистических данных о преступности в соответствие с реальностью надлежит избавиться от тех догматических положений в вопросах регистрации и учета преступлений, которые на протяжении нескольких десятилетий существуют как у практических работников, так и в науке. Необходимо внести изменения в устоявшиеся и кажущиеся незыблемыми и единообразными в своем восприятии категории, такие как понятие преступления в статистическом, уголовно-правовом значениях и их учет. В этом смысле представляется, что данный подход может быть принципиально реализован как раз в рамках изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О государственной правовой статистике и специальных учетах».

За последние годы представители науки, отдельные практики неоднократно высказывали свою точку зрения по вопросам регистрации и учета преступлений: о факторах и причинах, способствующих искажению криминологических показателей преступности, способах объективизации показателей о преступности. Предлагались различные пути достижения более реального учета преступности, в том числе латентной, вплоть до создания специального, независимого от органов уголовной юстиции учреждения по регистрации заявлений и сообщений о совершенных преступных деяниях и учету уголовных преступлений.

Неоднократно высказывалась и точка зрения о том, что латентная преступность значительно уменьшится, если совершенствование уголовного законодательства будет вестись по пути декриминализации не представляющих большой общественной опасности деяний. Однако, по нашему мнению, такая однобокая и методологически опасная трактовка вопроса о снижении уровня латентной преступности противоречит истинным целям установления действенного государственного контроля над криминально-деструктивными проявлениями. Прежде всего, потому что именно максимально объективный учет и регистрация всех совершенных правонарушений являются приоритетной целью, первой стадией и непременным условием системы государственно-правового контроля над преступностью. Декриминализация как способ уменьшения объемов латентной преступности может иметь место лишь на более позднем этапе системного противодействия преступности. Во-первых, потому что она должна предполагать научно обоснованный подход, который не возможен без знания истинной статистической картины состояния, уровня, структуры и динамики преступности; во-вторых, она не может рассматриваться как комплексное средство, направленное на превенцию криминальной деструктивности, тем более если суть ее заключается лишь в формально-принудительном уменьшении уровня общественной опасности реально существующих в социальной практике отношений и их последствий.

Неразрешенность этой проблемы в течение длительного времени привела к тому, что складывающаяся в последние годы ситуация с учетом преступности в стране и относительно благополучные данные о раскрываемости совершенных преступлений находятся в явном противоречии с «самочувствием» общества, о чем свидетельствуют такие объективные показатели, как исследования общественного мнения с использованием социологических опросов граждан, изучение мнений практических работников органов уголовной юстиции, непосредственно осуществляющих борьбу с преступностью, данные о ежегодно выявляемых органами прокуратуры укрытых от учета преступлениях и ряд других.

Возникает вопрос: почему на протяжении многих лет все попытки разрешить проблему регистрации преступлений, в том числе административными мерами, ни к чему не привели?

Во-первых, потому что государственная статистика о преступности в силу преобладания на стадии возбуждения уголовного дела факта субъективизма правоприменителя является по своей сути чисто ведомственной, отражающей количество возбужденных прокурором, следователем, органом дознания уголовных дел, а не реально совершенных или даже зарегистрированных преступных проявлений.

Во-вторых, основные причины этого положения и обстоятельства, способствующие искажению данных уголовной статистики, приведены выше, но главное их значение в том, что в государстве до настоящего времени отсутствует политическая воля в установлении истинной статистики о преступности, которая должна вестись не по числу процессуальных решений о возбуждении уголовных дел, а по количеству поступивших заявлений и сообщений о происшествиях с признаками преступления [6, с. 78].

Чтобы статистика о преступности была реальной, необходимы изменения концептуальных подходов к формированию государственной отчетности о количестве зарегистрированных преступлений. Непременным условием для реализации такого подхода является развитие и применение в национальной практике идеи российских ученых, предлагающих ввести новое понятие единицы учета преступления, за которую можно было бы принять «происшествие с признаками преступления» (криминальное проявление). В этом случае отнесение противоправного деяния к преступлению в государственной статистике о преступности должно будет определяться законом, а не субъективным мнением правоприменителя, изменяющимся в зависимости от обстоятельств.

Именно такой принцип обеспечил бы относительную полноту регистрации заявлений и сообщений о происшествиях и учет их в качестве преступлений. Его суть заключается в том, что исходя из логики и закономерностей познания преступления как сложного явления социально-правовой природы нет оснований априори предопределять на первом этапе судопроизводства наличия в деянии признаков состава преступления. То есть единицей первоначальной регистрации не может быть еще не познанное со всей объективностью преступление (явление) во всех его признаках [6, с. 78].

Каким же образом должна формироваться статистика преступности и каковы последствия выявления истинного числа совершаемых преступлений?

При условии принятия на государственном уровне решения о введении в уголовно-правовую (криминологическую) статистику предложенной выше единицы учета преступлений представится возможность формировать статистику преступности в стране вне зависимости от субъективного влияния органов, осуществляющих борьбу с ней, а точнее - их руководителей. Количество преступлений в государственной статистической отчетности должно исчисляться в этом случае по числу поступивших заявлений и сообщений о происшествиях с признаками преступления, по которым принято процессуальное решение, т.е. суммой преступлений по возбужденным уголовным делам и числом отказных материалов за минусом деяний, не содержащих события преступления.

Юридическим препятствием для учета преступлений по числу поступивших заявлений и сообщений о происшествиях с признаками преступления является наличие в УПК РК (ст. 186) процессуальной нормы, регламентирующей вынесение постановления о возбуждении уголовного дела. Негативные последствия действия этой нормы УПК заключаются в том, что в официальную уголовно-правовую статистику преступное деяние попадает исключительно на этой стадии [8].

Для обеспечения полноты учета статистических данных о преступности необходимо в обязательном порядке разграничить преступление в уголовно-правовом аспекте, когда оно «выступает фактически основанием уголовной ответственности», от понятия преступного деяния как единицы государственного учета количества зарегистрированных преступлений, с чем пока многие научные работники и практики не соглашаются. Это разграничение возможно, если за единицу учета преступления в государственной статистической отчетности принять «происшествие с признаками преступления», а не «виновно совершенное деяние» по возбужденному уголовному делу.

В этом случае уголовно-правовая статистика о преступности станет более объективной, что позволит:

- повысить достоверность прикладного и научного использования данных;

- сравнить уровень и динамику преступности в Казахстане с сопоставимыми данными о ней в других государствах, что представляется целесообразным в связи с активизацией сотрудничества наших правоохранительных ведомств с компетентными органами зарубежных государств;

- своевременно наблюдая за изменениями преступности, принимать адекватные меры реагирования для удержания ее на социально терпимом уровне;

- установить реальный объем работы всех субъектов уголовной юстиции в государстве и определить соответствующие объемы его ресурсного обеспечения;

- обеспечить большее доверие граждан и самих органов (субъектов) уголовной юстиции к статистике о преступности и ее показателях;

- и наконец, побудить законодательную и исполнительную власти принять радикальные меры по повышению безопасности общества, решать текущие и перспективные вопросы ресурсного обеспечения всех без исключения субъектов уголовной юстиции.

Предполагаемый подход закономерно обусловит и новое осмысление проблем национальной уголовной политики в части экономии мер уголовных репрессий, декриминализации, назначения и исполнения наказаний.

Литература

1. Лебедев С.Я. Что делать с преступностью: бороться или контролировать? // Криминологический журнал. 2002. № 1.

2. Лунеев В.В. Преступность ХХ века: мировые, региональные и российские тенденции. М.: Волтерс Клувер, 2005.

3. Харитонов А.Н. Государственный контроль над преступностью: теоретические и правовые проблемы. Омск: ЮИ МВД РФ, 1997.

4. Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировой криминологический анализ. М., 1997.

5. Лунеев В.В. Преступность и судебная реформа: что делать? // Государство и право. 2001. № 6.

6. Корзун И.В. О некоторых приоритетах государственной политики в сфере уголовной юстиции // Современные проблемы уголовной политики и правового воспитания: Материалы Международной научно-практической конференции. Караганда: КЮИ МВД РК, 2006.

7. Горяинов К.К., Исиченко А.П., Кондратюк Л.В. Латентная преступность. М., 1995.

8. Приказ Генерального прокурора Республики Казахстан от 10 февраля 2003 года № 6 «Об утверждении и введении в действие Инструкции "О приеме, регистрации, учете и рассмотрении заявлений, сообщений, жалоб и иной информации о преступлениях, происшествиях"» // http://www.zakon.kz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.