АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2022. № 6(210)
DOI 10.47643/1815-1329 2022 6 158
УДК 347.921
О НЕКОТОРЫХ ПРИНЦИПАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВОСУДИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ ON SOME PRINCIPLES OF THE ADMINISTRATION OF JUSTICE IN CIVIL CASES INVOLVING FOREIGN PERSONS
КУРБАНОВ Дени Абасович,
кандидат юридических наук, доцент, ФГКОУ ВО «Уфимский юридический институт МВД России». 450103, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Муксинова, 2. E-mail: k021@mail.ru;
Kurbanov Deni Abasovich,
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor,
FGKOU HE "Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia". 450103, Ufa, Republic of Bashkortostan Muksinova str., 2, E-mail: k021@mail.ru
Краткая аннотация: в статье раскрываются принципы осуществления правосудия по гражданским делам с участием иностранных лиц и
некоторые особенности рассмотрения таких дел. Рассматривается международное законодательство. Анализируются актуальные проблемы применения принципов, перечисленные в гражданском процессуальном кодексе РФ при рассмотрении дел с участием иностранного элемента.
Abstract: the article reveals the principles of the administration of justice in civil cases involving foreign persons and some features of the consideration of
such cases. International legislation is being considered. The current problems of applying the principles listed in the Civil Procedure Code of the Russian Federation when considering cases involving a foreign element are analyzed.
Ключевые слова: иностранные лица, принципы, гражданское судопроизводство, международные отношения. Keywords: foreign persons, principles, civil proceedings, international relations.
Статья поступила в редакцию: 20.06.2022
Национальная судебная система предусматривает наличие принципов, которые применяются в отношении иностранных лиц. Ряд авторов сходится во
мнении, что принципы в делах, осложненных иностранным элементом, подразделяются на общие и специальные.
Одним из основных принципов является принцип иммунитета иностранного государства. Буквальное толкование законодательства, в положениях которого закреплен этот принцип, наводит на мысль о том, что данный принцип реализуется только в ситуациях, оговоренных законом. Однако другие нормативно-правовые нормы содержат изъятия из данного принципа. В целом содержание принципа иммунитета иностранного государства предполагает, что имущество иностранного государства подлежит взысканию только в том случае, если получено разрешение от соответствующего органа данного государства. Российское законодательство закрепляет, что данный принцип реализуется посредством того, что у иностранного государства в пределах нахождения на территории РФ сохраняется иммунитет на привлечение в суде в роли третьего лица, на арест имущества, иммунитет в отношении обеспечительных мер [1, с.28-35].
Принцип иммунитета распространяется также на международные межправительственные организации. В данном случае этот принцип сводится к тому, что контроль государств в отношении международных межправительственных организаций должен ослабевать.
О существенной роли данного принципа свидетельствует практика Европейского Суда по правам человека. В одном из его постановлений было указано, что показателем успешной деятельности той или иной международной межправительственной организации является ограниченное вмешательство со стороны государств. То есть данный принцип отсылает к самостоятельности международных межправительственных организаций.
Иммунитет международных межправительственных организаций отличается от иммунитета иностранных государств. Это подтверждается тем, что у
иностранного государства и у международной межправительственной организации разные исходные начала. Так, отправной точкой иммунитета международной межправительственной организации является договор. В то время как у иностранного государства иммунитет возникает исходя из того, что их носителем представляется суверенное образование. Международной межправительственной организации иммунитет позволяет сохранять самостоятельность по отношению к национальному законодательству. Благодаря иммунитету международная межправительственная организация может осуществлять свои права [2, с. 63-65].
Следующим не менее значимым принципом, по нашему мнению, является принцип международного судебного сотрудничества и координации. Этот принцип
предполагает, что суды разных государств оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных действий. При этом суды разных государств учитывают как свою национальную систему, так и национальную систему другого государства. Основа данного принципа состоит из вежливости, учтивости, внимательности государств по отношению друг к другу. Как правило принцип международного сотрудничества применяется в делах, основой которых выступает трансграничное банкротство. Сотрудничество предполагает взаимообмен информацией между судами. Также принцип координации находит свое отражение, когда в пророгационном соглашении не было ничего сказано о суде, который принял иск к рассмотрению. Вместе с этим идентичный иск был отправлен в суд, который как раз-таки обозначался в пророгационном соглашении. При таком раскладе обстоятельств суд, который принял иск к рассмотрению, не должен начинать разбирательство дела. Вместо этого он должен дождаться момента, когда обозначенный в пророгационном соглашении суд не поймет, что дело подпадает под его юрисдикцию. Из принципа международного сотрудничества и координации вытекает принцип контролируемой множественности интересов.
Далее необходимо остановиться на принципе международной вежливости. Данный принцип является самым противоречивым в доктрине. Это объясняется
тем, что принцип вежливости воспринимается очень растяжимо и в то же время оценочно. Среди множества точек зрения, по нашему мнению, наиболее предпочтительной для данного принципа является позиция о том, что принцип международной вежливости не обладает принудительным характером, но в то же время его несоблюдение не влечет к применению реторсии. Тем не менее несоблюдение данного принципа способствует тому, что можно ожидать ответной и недружественной реакции со стороны страны-контрагента. Вместе с этим, по мнению большинства цивилистов, для принципа вежливости не свойственно соблюдение в обязательном порядке. Преимуществом международной вежливости является то, что она включает в себя предоставление льгот тем или иным категориям. Прежде всего эти льготы распространяются на таможенные и налоговые сферы.
Принцип вежливости нашел свое отражение в российской судебной практике. Так, практика наших судов видит разницу между вежливостью и взаимностью.
Российская судебная практика указывает на то, что принцип вежливости включает в себя обходительное и учтивое положение к другому государству. В то же время под взаимностью имеется в виду взаимное уважение суда одного государства к вынесенному решению суда другого государства.
Гоажданский процесс; арбитражный процесс
Другим принципом для рассмотрения является «закон суда». Этот принцип раскрывается через ч. 3 ст. 398 ГПК РФ [3] и через ч. 1 ст.253 АПК РФ [4]. В силу действия частноправовой автономии, становится очевидным, что юрисдикция национальной системы учитывает законодательство иностранного государства. Вместе с этим общеизвестным и непоколебимым является факт о том, что публичное право того или иного государства не выходит за очерченные границы своего действия. Другими словами, оно не обладает экстерриториальными свойствами. Право одного государства может применяться в другом государстве только основываясь на законодательных положениях этого государства.
Стоит отметить, что рассматриваемый принцип не согласуется с интересами иностранного элемента. Однако этот принцип предотвращает трудности, связанные с материальными и временными вопросами. Кроме того, в случае отсутствия данного принципа, возникли бы проблемы с языком судопроизводства. Это объясняется тем, что использование иностранных правовых норм приводит к необходимости использования иностранного языка. Мы полагаем, что тот или иной судья вряд ли бы смог объективно оперировать иностранными средствами доказывания. Также это не представляется целесообразным, чтобы судья, не учитывая национальное законодательство, свободно бы разбирался в иностранной правовой системе. В качестве исключения принципа «закона суда» можно встретить ситуации, связанные с использованием принципа «личного закона» сторон. Это объясняется тем, что правоспособность и дееспособность иностранного лица устанавливается, исходя из его страны пребывания. Также есть случаи, когда суд освобождает иностранное лицо от дачи показаний.
Вместе с этим в юридической доктрине также находит место принцип защиты национального правопорядка. Под этим принципом понимается следующее: признание иностранного элемента не должно ограничивать права и свободы, предусмотренные национальным законодательством. По нашему мнению, данный принцип ошибочно входит в перечень принципов по осуществлению правосудия. Мы считаем, что обеспечение национального правопорядка является одной из первостепенных задач государства. Национальный правопорядок должен реализовываться в первую очередь через закрепленные конституционно права и свободы [5, с.10-17].
Также в доктрине можно встретить упоминание о принципе недискриминации. Данный принцип обеспечивает равенство в отношении иностранных лиц. То есть принцип недискриминации сводится к тому, что положение одних иностранных лиц в том или ином государстве не может быть хуже в сравнении с другими иностранными лицами. То есть этот принцип предполагает терпимость по отношению к иной правовой системе.
Подытоживая вышесказанное, мы находим, что закрепление данных принципов помогает судам вести более слаженную и регламентированную работу в отношении иностранных лиц.
Проведенное выше исследование позволяет прийти к следующим выводам. Во-первых, мы считаем, целесообразным внести коррективы в Закон о юрисдикционных иммунитетах. Так, мы предлагаем дополнить данный Закон следующей формулировкой: «Иностранное государство обладает иммунитетом относительно себя и своего имущества, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом». Предложенный вариант данной формулировки более понятно отсылает к исключениям из принципа иммунитета иностранного государства. Также в данной формулировке более четко, по нашему мнению, представлена сфера действия иммунитета иностранного государства.
В отношении международных межправительственных организаций, мы полагаем, что в законодательстве недостаточно определенно изложены пределы реализации иммунитета. В связи с этим данные пределы трактуются очень широко. Во-вторых, на наш взгляд, необходимо разработать законодательные положения, которые бы помогали интерпретировать принцип вежливости более однозначно. Это нужно для того, чтобы предотвратить ситуации, когда арбитражные суды проверяют факт соблюдения взаимности того государства, от которого было получено судебное решение. Отсутствие взаимности является основанием отказа судебного решения, исходящего из иностранного государства. В-третьих, относительно принципа «закона страны суда», мы полагаем, что данный принцип тоже является относительно противоречивым. В некоторых случаях он может поспособствовать тому, что в иностранном государстве судебное решение не будет признано. Другими словами, данный принцип не включает в себя все тонкости в отношении участия иностранного элемента. В-четвертых, мы считаем, что принцип защиты национального правопорядка не должен входить в основополагающие принципы, с помощью которого должны строиться отношения с иностранным элементом. Мы считаем, что данный принцип больше соответствует задачам того или иного государства.
Библиогра фия:
1. Гетьман-Павлова, И. В. Международное частное право : учебник для вузов / И. В. Гетьман-Павлова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. С.28-35.
2. Ерпылева Н.Ю. Понятие, источники и принципы международного гражданского процесса // Законодательство и экономика. 2012. №3. С.63-65.
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 137-ФЗ, текст с изменениями и дополнениями от 16 апреля 2022 г. - Текст : электронный // Официальный интернет-портал правовой информации : [сайт]. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 20.06.2022).
4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ, текст с изменениями и дополнениями от 11 июня 2022 г. - Текст : электронный // Система КонсультантПлюс : [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.06.2022).
5. Шерстюк В.М. Категории отдельного, общего и особенного в гражданском процессуальном праве // Вестник гражданского процесса. 2015. №3.
С.10-17.
References:
1. Getman-Pavlova, I. V. International private law: textbook for universities / I. V. Getman-Pavlova. - 4th ed., reprint. and additional - Moscow : Yurayt Publishing House, 2020. pp.28-35.
2. Erpyleva N.Yu. The concept, sources and principles of international civil procedure // Legislation and Economics. 2012. No. 3. pp.63-65.
3. Civil Procedure Code of the Russian Federation No. 137-FZ of November 14, 2002, text with amendments and additions of April 16, 2022 - Text : electronic // Official Internet portal of legal Information: [website]. - URL: http://www.pravo.gov.ru (accessed 20.06.2022).
4. Arbitration Procedural Code of the Russian Federation No. 95-FZ dated July 24, 2002, text with amendments and additions dated June 11, 2022 - Text : electronic // ConsultantPlus system : [website]. - URL: http://www.consultant.ru (accessed 20.06.2022).
5. Sherstyuk V.M. Categories of separate, general and special in civil procedural law // Bulletin of Civil procedure. 2015. No. 3. pp.10-17.