ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2014
УДК 349.222
Юридические науки
Выпуск 2(24)
О НЕКОТОРЫХ ПРАВОВЫХ ПРОБЛЕМАХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
С.М. Кудрин
Кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового и международного права Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15 E-mail: [email protected]
Аннотация: Введение: в статье исследуются вопросы социального партнерства как общественного явления, направленного на согласование интересов работников и работодателей. Утверждается, что социальное партнерство -это совокупность правовых, политических, экономических, социокультурных явлений, направленных на согласование интересов субъектов публичной власти в лице государства и органов местного самоуправления, собственников средств производства и представителей наемного труда для сглаживания социальных противоречий и обеспечения устойчивого общественного развития. Цель: выявление специфики системы социального партнерства на государственной службе, обусловленной ее публичным характером, связанным с исполнением полномочий органов государственной власти, необходимостью существования отношений субординации для эффективной деятельности. Методы: общие методы научного исследования (диалектический, метафизический); общенаучные методы исследования (анализ, синтез, системный метод); частнонаучные методы (исторический, сравнительный, формально-юридический, социологический). Результаты: автор полагает, что некоторые из правовых форм социального партнерства, закрепленных в Трудовом кодексе Российской Федерации, не могут быть применимы на государственной службе ввиду того, что система социального партнерства на государственной службе имеет свою специфику, обусловленную ее публичным характером, связанным с исполнением полномочий органов государственной власти, необходимостью существования отношений власти и подчинения (субординации) для эффективной деятельности. Выводы: некоторые из правовых форм социального партнерства, закрепленных в Трудовом кодексе Российской Федерации, не могут быть применимы на государственной службе. Необходимо принятие специального раздела в Трудовом кодексе РФ, регулирующего деятельность профсоюзов на государственной службе, а также федерального закона о социальном партнерстве в РФ, где нормы о различных видах ответственности социальных партнеров будут сконцентрированы в одном источнике, а также наиболее четко и дифференцированно определены формы социального партнерства, в рамках которых происходит взаимодействие между государственными служащими и представителями нанимателей.
Ключевые слова: социальное партнерство; государственная служба; профсоюзы; акты социального партнерства
На современном этапе развития отече- права на отношения, связанные с прохож-ственного государства и права научную и дением государственной службы (граждан-практическую актуальность приобретает ской, правоохранительной), а также реали-__зации коллективных трудовых прав госу-
Введение
проблема распространения норм трудового
© Кудрин С.М., 2014
дарственных служащих.
Согласованию общественных интересов и нивелирование противоречий между наемным трудом и капиталом на современном этапе общественного развития выступает социальное партнерство. Социальное партнерство в современном мире выступает как многоплановое явление, феномен, не сводимый сугубо к регулированию трудовых отношений [1]. Поэтому законодатель в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее - ТК РФ) закрепляет лишь один компонент социального партнерства - социально-трудовые отношения, о чем говорит название раздела «Социальное партнерство в сфере труда». Представляется, что система социального партнерства - более широкое понятие, охватывающее все взаимодействия между собственниками средств производства и представителями наемного труда. Думается, что социальное партнерство -это совокупность правовых, политических, экономических, социокультурных явлений, направленных на согласование интересов субъектов публичной власти в лице государства и органов местного самоуправления, собственников средств производства и представителей наемного труда для сглаживания социальных противоречий и обеспечения устойчивого общественного развития.
Основываясь на данном определении, представляется возможным распространение системы социального партнерства на все общественные отношения по поводу применения наемного труда, в том числе по поводу прохождения государственной службы.
Природа государственной службы
Система социального партнерства на государственной службе имеет свою специфику, обусловленную ее публичным характером, связанным с исполнением полномочий органов государственной власти, необходимостью существования отношений субординации для эффективной деятельности.
Под публичным характером государственной службы следует понимать тот факт, что посредством нее реализуется пуб-
личная, прежде всего государственная, власть.
Представляется, что публично-правовой характер государственной службы видоизменяет объективную свободу индивида, устанавливает ее пределы, нормативно оформляя ее правовым явлением «правовой статус государственного служащего».
Сфера распространения социального партнерства на отношения по прохождению государственной службы зависит от вида службы. Так, государственная правоохранительная служба, которая представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на соответствующих должностях в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина, объективно порождает ограничения на распространение правовых норм о социальном партнерстве, при этом вовсе не исключая его существования для согласования интересов сторон.
Учитывая публично-властную природу государственной службы, ст. 28 ТК РФ предусматривает особенности применения норм о социальном партнерстве к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации, которые устанавливаются федеральными законами [2].
Коллективные субъекты права на государственной службе
Статья 30 Конституция РФ 1993 г. гарантирует каждому право на объединение, включая право создания профессиональных союзов для защиты своих интересов [1]. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция МОТ
№ 87 относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию от 9 июля 1948 г. закрепляют возможность установления законных ограничений пользования правом на ассоциацию (объединение) для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции.
Право на объединение, закрепленное в Конституции РФ, установлено и в федеральных законах, выступает как соотношение целого и части.
Так, в силу п. 12 ст. 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе», государственный гражданский служащий имеет право на членство в профессиональном союзе [3]. Государственные правоохранительные служащие ОВД обладают правом на объединение и защиту прав и законных интересов без каких-либо специальных ограничений. Данное право закрепляется, в частности, п. 22 ч. 1 ст. 11 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ о службе в ОВД), которым гарантируется право на создание и участие в деятельности общественных объединений, не преследующих политические цели, в свободное от выполнения служебных обязанностей время, если это не влечет за собой возникновение конфликта интересов [4]; ст. 31 ФЗ «О полиции» [6], устанавливающей право сотрудников полиции на объединение в профессиональные союзы (ассоциации) в целях представительства и защиты своих социально -трудовых прав и интересов. При этом право на объединение данной категории государственных служащих ограничено в части запрета на членство в политических партиях.
Законодательство на сегодняшний день четко не закрепляет особенностей социального партнерства в сфере труда на государственной службе. В связи с этим при регулировании отношений социального партнерства необходимо руководствоваться ст. 11 ТК РФ, закрепляющей, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с исполь-
зованием личного труда, если это предусмотрено Трудовым кодексом или иным федеральным законом; ч. 2 ст. 3 ФЗ о службе в ОВД, в силу которой в случаях, не урегулированных правовыми актами РФ к правоотношениям, связанным со службой в ОВД, применяются нормы трудового законодательства [5].
Ряд из форм социального партнерства, закрепленных в ТК РФ, не могут быть применены к государственной службе в ОВД. Так, участие рассматриваемой категории служащих в управлении организацией представляется невозможным в силу принципа единоначалия и субординации (соподчи-ненности) на службе в органах внутренних дел. Указанный принцип делает затруднительным существование взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Между тем Федеральный закон «О государственной гражданской службе» закрепляет возможность реализации такой формы социального партнерства, как участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров. Так, в частности, устанавливается, что индивидуальные служебные споры рассматриваются в том числе и комиссией государственного органа по служебным спорам, которая образуется решением представителя нанимателя из равного числа представителей выборного профсоюзного органа данного государственного органа и представителя нанимателя.
Следует отметить, что законодательством специальным образом не урегулирован порядок создания профессиональных союзов в органах внутренних дел для представления интересов работников (служащих) на разных уровнях социального партнерства в целях осуществления коллективно - договорного регулирования, так и объем гарантий членов профессиональных союзов.
Однако такое субсидиарное регулирование не решает главной проблемы: специфика отношений есть, но она «размыта» как
по различным источникам, так и по отраслям права.
Акты социального партнерства на государственной службе
На практике даже акты социального партнерства одного порядка, регулирующие социально-партнерские отношения на одном уровне, зачастую, различные. Например, на Ставрополье заключено отраслевое соглашение по подразделениям УФСИН России по Ставропольскому краю на 20132015 годы, а в Москве - коллективный договор Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве. Различен и субъектный состав социальных партнеров. Так, тот же коллективный договор Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве распространяется не только на работников, но также на сотрудников-членов профсоюза. В Волгоградской области аналогичный правовой акт распространяется только на работников и работодателей.
Что касается оснований ответственности социальных партнеров, то она может конкретизироваться актами социального партнерства. Так, например, п. 9.2. Отраслевого соглашения по подразделениям УФ-СИН России по Ставропольскому краю на 2013-2015 годы предусматривает, «что должностные лица, виновные в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда, в невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных Соглашением, или в воспрепятствовании деятельности представителей органов государственного надзора контроля за соблюдением требований охраны труда, а также органов общественного контроля, несут ответственность в соответствии с законодательством». Дополняет эту норму п. 9.3. данного Соглашения: «Должностные лица, виновные в нарушении прав Профсоюза или препятствующие его законной деятельности, несут ответственность в порядке, установленном законодательством».
Выводы
Таким образом, видится необходимым принятие специального раздела в ТК РФ, регулирующего деятельность профсоюзов на государственной службе, а также федерального закона о социальном партнерстве в РФ, где нормы о различных видах ответственности социальных партнеров будут сконцентрированы в одном источнике, а также наиболее четко и дифференцированно определены формы социального партнерства, в рамках которых происходит взаимодействие между государственными служащими и представителями нанимателей.
Библиографический список
1. Снигирева И. О. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / под ред. К. Н. Гусова. М.: ТК «Велби», Изд-во «Проспект», 2006. 896 с.
2. Конституция Российской Федерации: принята всеобщим голосованием 12 дек. 1993 г.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 янв. 2001 г. №197-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. №1, ст. 3.
4. О государственной гражданской службе: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. №31, ст. 3215.
5. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон от 30 нояб. 2011 г. №342-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. №49, ч. 1, ст. 7020.
6. О полиции: Федер. закон от 7 февр. 2011 г. №3-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. №7, ст. 900.
References
1. Snigireva I. O. Kommentariy k Trudovomu kodeksu Rossiyskoy Federatsii / pod red. K.N. Gusova [Commentary to the labour code]. M.: TK «Velbi», Izd-vo «Prospekt», 2006. 896 s. (In Russ).
2. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii: prinyata vseobshchim golosovaniyem 12 dek. 1993 g. [Constitution of the Russian Federation: it is accepted by universal suffrage on December 12, 1993]. (In Russ).
3. Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 30yanv. 2001 g. №197-FZ [The labor code of the Russian Federation of January 30, 2001 №197-FZ] // Sobr. zakonodatelstva Ros. Federatsii - Russian Federation Code. 2002. №1, st. 3. (In Russ).
4. O gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhbe: Federalnyy zakon ot 27 iyulya 2004 g. №79-FZ [About the public civil service: The federal law of July 27, 2004 №79-FZ] // Sobr. zakonodatelstva Ros. Federatsii -Russian Federation Code. 2004. №31, st. 3215. (In Russ).
5. O sluzhbe v organakh vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii i vnesenii izmeneniy v otdelnyye zakonodatelnyye akty Ros-siyskoy Federatsii: Feder. zakon ot 30 noy-ab. 2011 g. №342-FZ [About service in law-enforcement bodies of the Russian Federation and modification of separate acts of the Russian Federation: The federal law of November 30, 2011 №342-FZ] // Sobr. zakonodatelstva Ros. Federatsii -Russian Federation Code. 2011. №49, ch. 1, st. 7020. (In Russ).
6. O politsii: Feder. zakon ot 7 fevr. 2011 g. №3-FZ [About police: The federal law of February 7. 2011 №3-FZ] // Sobr. zakonodatelstva Ros. Federatsii - Russian Federation Code. 2011. №7, st. 900. (In Russ).
ABOUT SOME LEGAL ISSUES OF SOCIAL PARTNERSHIP
IN PUBLIC SER VICE
S.M. Kudrin
Perm State National Research University 15, Bukirev st., Perm, 614990 E-mail: E-mail: [email protected]
Abstract: Introduction: In this article is explored some issues of social partnership as a social phenomenon, such as coordination of interests of employees and employers. Argues that social partnership is a set of legal, political, economic, social and cultural phenomena, aimed at harmonizing interests of subjects of public authorities in the person of the state and local authorities, owners of the means of production and of representatives of wage labour for smoothing of social contradictions and sustainable social development. Purpose: It is revealing the specifics of the system of social partnership in public service, due to its public nature, related to the execution of powers of bodies of state power, the need for the existence of a relationship of subordination for effective operations. Methods: General methods of scientific research (dialectical, metaphysical); scientific research methods (analysis, synthesis, system, method); other methods (historical, comparative, formally legal, sociological). Results: It is noted that the system of social partnership in public service has its specificity, due to its public nature, related to execution of powers of bodies of state power, the need for the existence of a relationship of subordination for effective operations. Thus, a public nature of public service means of the fact that through it implements public, first of all, the state power. The basic international and national legal acts that defining the possible existence of social relationships and partnerships in the public service are called. Conclusions: The conclusion is made about the necessity of a special section in the Labour code of the Russian Federation for regulating the activities of trade unions in the public service, and the Federal law on social partnership in Russia, where the rules on the different types of responsibility of the social partners will be concentrated in single legal
source, also it is most clearly and differentially determine the forms of social partnership, through which the coordination between civil servants and representatives of employers.
Keywords: social partnership; public service; trade unions; the acts of social partnership Информация для цитирования:
Кудрин А.С. О некоторых правовых проблемах социального партнерства на государственной службе // Вестник Пермского университета. Сер.: Юридические науки. 2014. Вып. 2(24). С. 192-197.
Kudrin A.S. O nekotoryh pravovyh problemah social'nogo partnerstva na gosudarstvennoj sluzhbe [About Some Legal Issues of Social Partnership in Public Service] // Vestnik Permskogo universiteta. Ser.: Juridicheskie nauki - Perm University Herald. Series: Yuridical Sciences. 2014. №2(24). PP. 192-197. (In Russ).