Научная статья на тему 'О международном и зарубежном правовом регулировании социального партнерства на государственной службе'

О международном и зарубежном правовом регулировании социального партнерства на государственной службе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
460
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / МЕЖДУНАРОДНОЕ И ЗАРУБЕЖНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / SOCIAL PARTNERSHIP / PUBLIC SERVICE / INTERNATIONAL AND FOREIGN LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кудрин С. М.

Введение: Исследуются вопросы международно-правовового регулирования отношений социального партнерства на государственной службе на примере Конвенции МОТ 151 о защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе» от 27 июня 1978 г. Анализируется специфика коллективных трудовых (служебных) отношений на международном уровне в иностранных государствах на примере Германии, Болгарии, Канады (муниципалитета Эдмонтон) и Белоруссии. Цель: выявление специфики правового регулирования социального партнерства на государственной службе в ряде государств Европы, Северной Америки и стран СНГ. Методы: общие методы научного исследования (диалектический, метафизический); общенаучные методы исследования (анализ, синтез, системный метод); частнонаучные методы (исторический, сравнительный, формально-юридический и др.). Результаты: определены некоторые особенности правового регулирования отношений социального партнерства на государственной службе в ряде государств Европы, Северной Америки и стран СНГ. Выводы: анализируя международный и зарубежный опыт социального партнерства на государственной службе, следует отметить: во-первых, действие актов социального партнерства носит, как правило, избирательный характер, т.е. они распространяются только на членов профсоюза либо на лиц, уплачивающих так называемый «солидарный взнос»; во-вторых, международные стандарты труда регулируют в основном гражданскую службу и стимулируют отнесение полицейской службы к гражданской службе, а не к какой-либо иной; в-третьих, коллективные договоры имеют распространение не только на работников, но и на сотрудников полиции; в-четвертых, зачастую интересы работодателя в социально-партнерских отношениях представляют муниципалитеты, реально обладающими финансовыми возможностями по стимулированию труда государственных служащих; в-пятых, коллективные договоры зачастую содержат положения, предполагающие прямое регулирование служебных отношений, в том числе и сотрудников полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT INTERNATIONAL AND FOREIGN LEGAL REGULATION OF SOCIAL PARTNERSHIP IN THE PUBLIC SERVICE

Introduction: It explores issues of international legal regulation of relations of social partnership in public service (about Convention ILO №151). The specificity of the collective labour (service) relations at the international level in foreign States (Germany, Bulgaria, Canada (Edmonton), Belarus) is raised. Objective: it identifies the specifics of legal regulation of social partnership in the public service in many countries in Europe, North America and CIS countries. Methods: General methods of scientific researches (dialectical, metaphysical); scientific research methods (analysis, synthesis, system, method); private methods (historical, comparative, formal legal). Results: it identified some particularities of legal regulation of relations of social partnership in the public service in many countries in Europe, North America and CIS countries. Conclusions: In analyzing international and foreign experience of social partnership in public service, should be noted: first, the effect of acts of social partnership is usually, selective, i.e. they apply only to members of a trade Union, or of those who claim the so-called “solidarity fee”; second, the international labour standards regulate primarily the civil service and encourage the assignment of the police service to the civil service, and not to any other; thirdly, collective agreements have spread not only on workers but also on the police; fourth, often the interests of employers in social partnership relations are the municipalities, really with financial resources to stimulate labour of civil servants; fifth, collective agreements often contain provisions envisaging direct regulation of employment, including the police.

Текст научной работы на тему «О международном и зарубежном правовом регулировании социального партнерства на государственной службе»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2014 Юридические науки Выпуск 4(26)

УДК 341:349.2

О МЕЖДУНАРОДНОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

С.М. Кудрин

Кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового и международного права

Пермский государственный национальный исследовательский университет

614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15

E-mail: [email protected]

Введение: Исследуются вопросы международно-правовового регулирования отношений социального партнерства на государственной службе на примере Конвенции МОТ 151 о защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе» от 27 июня 1978 г. Анализируется специфика коллективных трудовых (служебных) отношений на международном уровне в иностранных государствах на примере Германии, Болгарии, Канады (муниципалитета Эдмонтон) и Белоруссии. Цель: выявление специфики правового регулирования социального партнерства на государственной службе в ряде государств Европы, Северной Америки и стран СНГ. Методы: общие методы научного исследования (диалектический, метафизический); общенаучные методы исследования (анализ, синтез, системный метод); частнонаучные методы (исторический, сравнительный, формально-юридический и др.). Результаты: определены некоторые особенности правового регулирования отношений социального партнерства на государственной службе в ряде государств Европы, Северной Америки и стран СНГ. Выводы: анализируя международный и зарубежный опыт социального партнерства на государственной службе, следует отметить: во-первых, действие актов социального партнерства носит, как правило, избирательный характер, т.е. они распространяются только на членов профсоюза либо на лиц, уплачивающих так называемый «солидарный взнос»; во-вторых, международные стандарты труда регулируют в основном гражданскую службу и стимулируют отнесение полицейской службы к гражданской службе, а не к какой-либо иной; в-третьих, коллективные договоры имеют распространение не только на работников, но и на сотрудников полиции; в-четвертых, зачастую интересы работодателя в социально-партнерских отношениях представляют муниципалитеты, реально обладающими финансовыми возможностями по стимулированию труда государственных служащих; в-пятых, коллективные договоры зачастую содержат положения, предполагающие прямое регулирование служебных отношений, в том числе и сотрудников полиции.

Ключевые слова: социальное партнерство; государственная служба; международное и зарубежное правовое регулирование

Введение

На международном уровне социально-партнерские отношения на государственной службе регулируются главным образом Конвенцией Международной организации труда №151 о защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе» от 27 июня 1978 г. (далее - Конвенция) [1].

Конвенция МОТ о защите права на организацию и процедурах

© Кудрин С.М., 2014

определения условий занятости на государственной службе как основа международно-правового регулирования социального партнерства

Важность принятия Конвенции определяется необходимостью наличия здоровых трудовых отношений между государственными органами власти и организациями государственных служащих, а также большим разнообразием политических, социальных и экономических систем государств и различия в их практике.

Конвенции применяются ко всем лицам, нанятым государственными органами,

если только к ним не применяются более благоприятные положения других международных трудовых конвенций. Национальное законодательство или правила устанавливают, в какой мере предусмотренные в Конвенции гарантии будут применяться к служащим, занимающим посты на высоком уровне, чьи функции обычно рассматриваются как относящиеся к определению политики или к управлению, или к служащим, обязанности которых носят строго конфиденциальный характер. Национальное законодательство или правила определяют, в какой мере гарантии, предусмотренные настоящей Конвенцией, применяются к вооруженным силам и полиции.

В силу ст. 4 Конвенции, государственные служащие пользуются надлежащей защитой против любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы объединения в области занятости. Такая защита применяется, в частности, в отношении действий, целью которых является:

a) подчинение приема государственных служащих на работу или сохранение ими работы условию, чтобы они не вступали в организацию государственных служащих или прекратили свое членство в ней;

b) увольнение или нанесение любым другим способом ущерба государственному служащему на том основании, что он является членом организации государственных служащих или принимает участие в нормальной деятельности такой организации.

Важно отметить, что, в силу ст. 5 Конвенции, организации государственных служащих пользуются полной независимостью от государственных органов власти. Организации государственных служащих пользуются надлежащей защитой против любых актов вмешательства со стороны государственных органов власти в их создание, деятельность или управление ими. В частности, действия, имеющие целью способствовать учреждению организаций государственных служащих под господством государственного органа власти или поддерживать организации государственных служащих путем их финансирования или другим путем, с тем, чтобы поставить такие организации под контроль государственного орга-

на власти, рассматриваются как акты вмешательства.

К сожалению, Конвенция не раскрывает (да и, наверное, источник такого уровня этого сделать не может) предполагаемые возможности, предоставляемые организациям государственных служащих, поскольку, хотя представителям признанных организаций государственных служащих и предоставляются такие возможности, которые позволяют им быстро и эффективно выполнять свои обязанности как в их рабочее время, так и вне его, предоставление таких возможностей не наносит ущерба эффективной работе соответствующего ведомства или службы. Характер и круг этих возможностей определяются в соответствии с методами, упомянутыми в ст. 7 Конвенции, или другими надлежащими методами. Что же касается гражданских и политических прав государственных служащих, то, в силу ст. 9 Конвенции, государственные служащие пользуются, как и другие трудящиеся, гражданскими и политическими правами, которые имеют существенное значение для нормального осуществления свободы объединения при единственном условии соблюдения обязательств, вытекающих из их статуса и характера выполняемых ими функций.

Анализируя роль профсоюзов служащих полиции в социально-партнерских отношениях, хочется подчеркнуть, что служащие полиции в большинстве стран Западной Европы относятся к «гражданским» должностным лицам. В то время как в Румынии и Монголии уголовным законодательством полицейские приравниваются к военнослужащим и поэтому преступления, совершенные полицейскими квалифицируются, как воинские преступления.

История социального партнерства на государственной службе в Европе

Развитие социального партнерства на государственной службе имеет длительную историю в Германии [2]. В Германии полицейская служба является государственной гражданской. 14 сентября 1950 года в Гамбурге на федеральном уровне был создан профсоюз Gewerkschaft (ВВП). Он образовался исходя из общности интересов сотрудников полиции, соединив различные

полицейские ассоциации, и является открытым для всех полицейских служащих. ВВП объединяет около 173 000 членов. ВВП представляет также особые интересы женщин, престарелых и молодых полицейских сотрудников.

С 1 апреля 1978 года ВВП относится к Германской конфедерации профсоюзов. ВВП состоит в международной ассоциации профсоюзов полиции ЕигоСОР. ВВП является крупнейшим и наиболее влиятельным профсоюзом в полицейском секторе. На протяжении более 50 лет он проводит кампанию на всех политических уровнях для улучшения профессионального положения всех сотрудников полиции.

В рамках гражданского и уголовного судопроизводства, а также процедур в области публичного права ВВП обеспечивает всеобъемлющую правовую защиту. Необходимым условием такой защиты является налаженность деловых отношений с представителями нанимателя. Так, в частности, жизнь полицейского застрахована на 3 млн евро.

Отмечая роль профсоюзов, надо сказать, что в последнее время в странах Западной Европы полицейские формирования квалифицируются в обществе как «органы массового социального обслуживания населения», работающие на принципах демократии, открытости для общества, тесной связи с населением. В той же Германии объединение полиции представляет профессиональные, социальные, экономические, экологические, социальные и культурные интересы сотрудников и бывших сотрудников полиции. Целью организации профсоюзов является улучшение общей работы и жизни общества, а также должностных лиц и трудовых отношений. Направлением деятельности организации профсоюзов является также участие в социальных и политических дискуссиях. Основные темы включают в себя: уголовная политика; причины преступности; транспортная политика; развитие уголовного права; организация и задачи полиции и полицейского образования и профессиональной подготовки. Следовательно, по своему правовому положению профессиональные союзы ограничены от

влияния политических партий, государственных и общественных структур.

Социальное партнерство на государственной службе в Европе и Северной Америке

Развивается социальное партнерство полицейских и в Восточной Европе. Так, в Болгарии Национальный профсоюз полицейских объединяет и представляет около 20 000 сотрудников национальной и пограничной полиции, жандармерии и пожарных [3]. В профсоюзе состоит около 4000 женщин. Выстроена национальная профсоюзная структура, которая объединяет около 100 полицейских профсоюзных организаций по всей стране.

Профсоюз обеспечивает и оплачивает правовую помощь для всех его членов, кому это было необходимо; оплачивает дорогостоящие лекарства и методы лечения в стране и за рубежом, его членам и членам их семей; обеспечивает полную материально-техническую поддержку при проведении дорогостоящих операций; оказывает помощь в наиболее тяжелых случаях жертвам стихийных бедствий, пожаров и наводнений.

С целью правовой защиты полицейских профсоюзы (ассоциации) служащих полиции выступают перед законодателем, высшими органами исполнительной власти, руководством МВД, полицейских органов с законодательными инициативами и предложениями. Так, представители профсоюза активно участвовали в обсуждении проекта нового закона о службе в Министерстве внутренних дел и последующих постановлений.

Профсоюзам путем проведения переговоров с работодателями удалось:

- снять в летнее время курортные центры и отели для своих членов;

- организовать консультации по вопросам занятости и правовой помощи;

- организовать маммографическое обследование женщин, работающих в полиции;

- предоставить для своих членов скидки на покупки;

- предоставить своим членам скидку при заправке на АЗС «Лукойл»;

- обеспечить для своих членов благоприятные условия на заключение договоров страхования гражданской ответственности;

- организовать детский лагерь для детей своих членов;

- организовать благотворительные концерты для детей погибших сотрудников министерства внутренних дел и др.

Болгарский профсоюз также является членом Европейского Совета профсоюзов полиции - неправительственной организации Совета Европы и имеет статус наблюдателя в Европейской конфедерации полиции - ЕигоСОР.

Политика Национального профсоюза полицейских направлена на поощрение гражданского статуса сотрудника полиции в интересах всего общества, необходимость оплаты за опасные условия труда. Особое место отводится подготовке сотрудников полиции в качестве непрерывного процесса, связанного с действенностью и эффективностью работы. Развитие социального партнерства обеспечивается, в том числе, путем переговоров с Министерством внутренних дел Болгарии в целях решения профессиональных и социальных проблем. Это достигается посредством участия профсоюзов в работе Совета социального партнерства (совещательный орган при министре внутренних дел под председательством заместителя министра).

В странах Западной Европы и Северной Америки важную роль в партнерских отношениях играют коллективные договоры. Это означает заключение с «нанимателем», т.е. с органом власти, в чьей юрисдикции функционирует полицейская организация (как правило, это начальник полиции (Германия), начальник общественной безопасности, мэрия, префектура, администрация муниципального совета (Канада, США), правового акта, регулирующего социально-трудовые отношения. Необходимо иметь в виду, что в научной литературе о полиции подчеркивается, что «заключение коллективного договора есть двусторонний прогресс и «наниматели» не только могут, но и должны предъявлять требования администрации к профсоюзу полицейских в такой же мере, в какой профсоюз делает это». Как правило, требования администрации

сводятся к вопросам повышения производительности труда каждого полицейского, установления круга обязанностей полицейского, наличия в коллективном договоре таких пунктов, как увеличение размера страхового полиса, повышения пенсионного обеспечения, соблюдения культуры канцелярской работы и т.д. Путем переговоров стороны приходят к таким положениям коллективного договора, которые стимулируют повышение образовательного уровня полицейского, его физической и специальной подготовки, четко определяют оплату труда за сверхурочную служебную деятельность, работу по вызову, вне учреждения и т.п. Примером может служить коллективный договор между профсоюзом полицейских и мэром г. Эдмонтон, Канада. Интересно отметить, что здесь коллективный договор заключается от имени полицейских Полицейской службой старших должностных лиц (Ассоциации) в городе Эдмонтоне, в провинции Альберта и от имени работодателя - муниципалитетом г. Эдмонтон [4]. Следовательно, все полицейские чины относятся к государственным служащим, которые договариваются с работодателем, имеющим свой городской бюджет. Коллективный договор в п. 6.1 предусматривает, что для каждого участника рабочий день будет составлять восемь (8) часов, включая обед, при пяти (5) рабочих днях в неделю. При соблюдении условий данного договора, начальник полиции оставляет за собой право привлечь к работе полицейского в любое время. Сверхурочная работа полицейского в г. Эдмонтон не может превышать 320 часов в год и компенсируется в денежной форме (в том числе единовременной выплатой) или по заявлению полицейского (п. 6.02.01 Коллективного договора) - дополнительным временем отдыха. В договоре далее оговорены: правовые полномочия мэрии и профсоюзного объединения полицейских; компенсация в случае привлечения полицейского в качестве свидетеля по уголовным и административным делам; условия временного увольнения со службы; проведение занятий в системе служебной подготовки; обязательное страхование полицейского; перечень ежегодного вещевого довольствия; обеспечение оружием и спецсредствами;

порядок подачи и механизм рассмотрения жалоб и заявлений полицейского.

Другим направлением деятельности профсоюзов по социальной защите личного состава является материальная и моральная поддержка семей погибших сотрудников, оказание практической помощи ветеранам службы, пенсионерам, инвалидам органов полиции. Так, в Германии объединение профсоюзов (ВВП) заключило коллективный договор для государственной службы Bundesangestelltentarif (BAT) со своей системой вознаграждения. Законодательство и коллективный договор предназначены для предотвращения дискриминации в отношении людей из-за их расы, этнического происхождения, религии, убеждений, инвалидности, возраста, сексуальной идентичности или пола. Например, пожилые работники имеют право на неполный рабочий день с целью постепенного перехода от работы до выхода на пенсию.

В рамках Европейского Союза создаются «зоны свободы, безопасности и справедливости».

Для более эффективной борьбы с преступностью необходимо международное сотрудничество, в связи с чем в Европе с ноября 2002 года функционирует Европейская конфедерация полиции (EuroCOP). Эта ассоциация имеет штаб-квартиру в Люксембурге. Она включает в себя в настоящее время 35 организаций в 27 европейских странах с более 530 000 сотрудников полиции в качестве членов.

Основные задачи EuroCOP:

- участие в создании области свободы, безопасности и правосудия;

- эффективность полицейской службы под демократическим контролем;

- разработка стандартов подготовки сотрудников полиции;

- сохранение гражданского статуса сотрудников полиции;

- предотвращение приватизации задач полиции [5].

EuroCOP является независимой, некоммерческой и светской организацией и не имеет связей с любыми правительствами или политическими партиями, самофинансируется за счет взносов своих членов.

ЕигоСОР открыта для любой организации, представляющей сотрудников полиции в странах-членах Европейского союза или Совета Европы.

Правовое регулирование социальнопартнерских отношений в СНГ

В территориях бывшего СССР социальное партнерство на государственной службе также имеет специфические особенности.

Так, в Республике Беларусь было заключено Тарифное соглашение между Министерством внутренних дел Республики Беларусь и Белорусским профессиональным союзом работников государственных и других учреждений на 2011-2013 гг. [6] (далее - Соглашение). Соглашение распространялось на работников, от имени которых оно заключено, работающих в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД, финансируемых за счет средств бюджета, а также за счет внебюджетных или собственных средств, и являющихся членами Белорусского профсоюза работников государственных и других учреждений.

В отличие от трудового законодательства РФ, где действие коллективных договоров и соглашений распространятся на всех работников (государственных служащих), как ранее работавших, так и поступивших на работу после вступление в силу актов социального партнерства, действие белорусского соглашения распространялось на работников, от имени которых оно не заключалось (вновь принятых, не являющихся членами профсоюза и др.) по письменному заявлению работников, при условии согласия сторон, подписавших соглашение, коллективный договор. Тем самым в соглашении реализована норма, содержащаяся в п. 4 ст. III Рекомендации МОТ №91 от 29 июня 1959 г. «О коллективных договорах», в силу которой, положения коллективного договора должны распространяться на всех трудящихся соответствующих категорий, работающих на охватываемых коллективным договором предприятиях, если в нем не предусматривается иного.

Как раз в Соглашении иное и предусмотрено.

Деятельность профсоюза не предполагает вмешательство в вопросы прохождения службу, поскольку ограничивается лишь обязанностями по защите права своих членов на труд, и на участие в разработке мер по занятости, социальной защите высвобождаемых работников. Профсоюзы в данном случае наделены, по сути, правом «вето» при решении принципиальных вопросов социально-трудовых отношений, так как, в силу п. 5.2 Соглашения, изменение форм, системы оплаты труда и премирования, нормирования, установление надбавок и доплат работникам, а также снижение их размеров и прекращение выплат, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, производится по согласованию с профсоюзными комитетами.

Примечательно, что работники (государственные служащие) имеют право на отказ от выполнения порученной работы, если условия труда не соответствуют требованиям техники безопасности и угрожают жизни и здоровью работника и (или) окружающих. При этом за работником сохраняется в случае простоя по указанной причине средний заработок за счет средств работодателя. Социально-партнерским соглашением предусмотрены различные мероприятия по сохранению рабочих мест. В частности, в силу п. 13.3 Соглашения, работодатель письменно предупреждают работника о расторжении трудового договора (контракта) в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата за два месяца и в этот период предоставляет ему для поиска нового места работы не менее одного свободного дня в неделю с сохранением заработной платы.

Гарантией стабильности трудовых отношений выступает п. 13.5 Соглашения, который предоставляет первоочередное право возвратиться в организацию в случае появления вакансий тем работникам, которые уволены по сокращению численности или штата, при условии, что при увольнении наниматель не мог предложить работнику вакантные должности.

Примечательно, что в той же Белоруссии 27 февраля 2012 г. заключено Тарифное соглашение между Министерством обороны

Республики Беларусь и Белорусским профессиональным союзом работников Вооруженных Сил, Пограничных войск, Министерства по чрезвычайным ситуациям на 2012 -2014 годы. Тарифное соглашение заключено в целях определения мероприятий по обеспечению реализации взаимных обязательств по защите социально-экономических, профессионально-трудовых интересов гражданского персонала центральных органов военного управления Вооруженных Сил, органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил, открытых акционерных обществ, акции которых принадлежат Республике Беларусь и в отношении которых Министерство обороны осуществляет владельческий надзор.

Важно, что по этому соглашению Министерство обороны признает Профсоюз в лице его выборных органов в качестве представителей работников воинских частей, коммерческих и некоммерческих организаций.

Особый интерес представляет п. 1.2. Тарифного соглашения, устанавливающий его распространение только на членов Профсоюза. Следовательно, лица, не состоящие в профсоюзе, не подпадают под действие акта социального партнерства. Действие актов социального партнерства носит избирательный характер, т.е. они распространяются только на членов профсоюза либо на лиц, уплачивающих так называемый «солидарный взнос». На государственных служащих, работающих в Министерстве обороны Республики Беларусь, распространяются только те положения Тарифного соглашения, которые не противоречат нормам, установленным законодательством о государственной службе в Республике Беларусь.

Необходимо отметить, что, в силу п. 1.4 Тарифного соглашения, ни одна из сторон, заключивших Тарифное соглашение, не может в течение срока его действия в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.

Выводы

Анализируя международный и зарубежный опыт социального партнерства на государственной службе, можно отметить:

- во-первых, действие актов социального партнерства носит, как правило, избирательный характер, т.е. они распространяются только на членов профсоюза либо на лиц, уплачивающих так называемый «солидарный взнос»;

- во-вторых, международные стандарты труда регулируют в основном сферу гражданской службы и стимулируют отнесение полицейской службы к гражданской службе, а не к какой-либо иной;

- в-третьих, коллективные договоры имеют распространение не только на работников, но и на сотрудников полиции;

- в-четвертых, зачастую интересы работодателя в социально-партнерских отношениях представляют муниципалитеты, реально обладающие финансовыми возможностями по стимулированию труда государственных служащих;

- в-пятых, коллективные договоры зачастую содержат положения, предполагающие прямое регулирование служебных отношений в том числе и сотрудников полиции.

Библиографический список

1. О защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе: Конвенция МОТ №151 от 27 июня 1978 г. // Конвенции и рекомендации, принятые Меж-дунар. Конференцией труда. 1957-1990. Женева: Междунар. бюро труда, 1991. Т. 2. С. 1883-1887. (Вступила в силу 25.02.1981).

2. Профсоюз полицейских Германии: офиц. сайт. URL: http://www.gdp.de/gdp/ gdp.nsf/id. (Дата обращения: 22.01.2014).

3. Министерство внутренних дел Республики Болгария: офиц. сайт. URL: http://www.nps.mvr.bg (дата обращения: 21.01.2014).

4. Муниципалитет г. Эдмонтон (Канада): офиц. сайт. URL: http://www: gov. ed-monton.ab.ca. (дата обращения: 22.01.2014).

6. Европейская конфедерация полиции (Eu-roCoP): офиц. сайт. URL: http://www. eu-rocop.org (дата обращения: 21.01.2014).

7. Белорусский профессиональный союз работников Вооруженных сил, органов Пограничной службы, Министерства по чрезвычайным ситуациям и других органов безопасности: офиц. сайт. URL: http://www:voenprof.by (дата обращения: 22.01. 2014).

References

1. O zashchite prava na organizatsiyu i protsedurakh opredeleniya usloviy zanya-tosti na gosudarstvennoy sluzhbe: Kon-ventsiya MOT №151 ot 27 iyunya 1978 g. [About protection of the right to organise and procedures for determining conditions of employment in the public service: the Convention of the International labour organization No. 151 of June 27, 1978] // Konventsii i rekomendatsii, prinyatye Mezhdunar. Konferentsiey truda. 19571990. - The Conventions and recommendations accepted by the International Labour conference. 1957-1990. Zheneva: Mezhdunar. byuro truda, 1991. T. 2. S. 1883-1887. (Vstupila v silu 25.02.1981). (In Russ).

2. Profsoyuz politseyskikh Germanii [Labor union of police officers of Germany]: ofits. sayt. URL: http://www.gdp.de/gdp/ gdp.nsf/id. (Data obrashcheniya: 22.01.2014). (In Russ).

3. Ministerstvo vnutrennikh del Respubliki Bolgariya [Ministry of Internal Affairs of the Republic of Bulgaria]: ofits. sayt. URL: http://www.nps.mvr.bg (data obrashcheniya: 21.01.2014). (In Russ).

4. Munitsipalitet g. Edmonton (Kanada) [Municipality Edmonton (Canada)]: ofits. sayt. URL: http://www: gov. edmonton.ab.ca. (data obrashcheniya: 22.01.2014). (In Russ).

5. Evropeyskaya konfederatsiya politsii (Eu-roCoP) [European confederation of police (EuroCoP)]: ofits. sayt. URL: http://www. eurocop.org (data obrashcheniya: 21.01.2014). (In Russ).

6. Belorusskiy professional'nyy soyuz rabot-nikov Vooruzhennykh sil, organov Pogra-nichnoy sluzhby, Ministerstva po chrezvy-chaynym situatsiyam i drugikh organov be-

zopasnosti [Belarusian labor union of uations and other security service]: ofits.

workers of Armed forces, bodies of the sayt. URL: http://www:voenprof.by (data

Border service, Ministry of Emergency Sit- obrashcheniya: 22.01. 2014). (In Russ).

ABOUT INTERNATIONAL AND FOREIGN LEGAL REGULATION OF SOCIAL PARTNERSHIP IN THE PUBLIC SER VICE

S.M. Kudrin

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Perm State National Research University 15, Bukirev st., Perm, 614990 E-mail: [email protected]

Introduction: It explores issues of international legal regulation of relations of social partnership in public service (about Convention ILO №151). The specificity of the collective labour (service) relations at the international level in foreign States (Germany, Bulgaria, Canada (Edmonton), Belarus) is raised. Objective: it identifies the specifics of legal regulation of social partnership in the public service in many countries in Europe, North America and CIS countries. Methods: General methods of scientific researches (dialectical, metaphysical); scientific research methods (analysis, synthesis, system, method); private methods (historical, comparative, formal legal). Results: it identified some particularities of legal regulation of relations of social partnership in the public service in many countries in Europe, North America and CIS countries. Conclusions: In analyzing international and foreign experience of social partnership in public service, should be noted: first, the effect of acts of social partnership is usually, selective, i.e. they apply only to members of a trade Union, or of those who claim the so-called "solidarity fee"; second, the international labour standards regulate primarily the civil service and encourage the assignment of the police service to the civil service, and not to any other; thirdly, collective agreements have spread not only on workers but also on the police; fourth, often the interests of employers in social partnership relations are the municipalities, really with financial resources to stimulate labour of civil servants; fifth, collective agreements often contain provisions envisaging direct regulation of employment, including the police.

Keywords: social partnership; public service; international and foreign legal regulation Информация для цитирования:

Кудрин С.М. О международном и зарубежном правовом регулировании социального партнерства на государственной службе // Вестник Пермского университета. Сер.: Юридические науки. 2014. Вып. 4(26). C. 203-210.

Kudrin S.M. O mezhdunarodnom i zarubezhnom pravovom regulirovanii sotsial'nogo part-nerstva na gosudarstvennoy sluzhbe [About international and foreign legal regulation of social partnership in the public service] // Vestnik Permskogo universiteta. Ser.: Juridicheskie nauki - Perm University Herald. Series: Yuridical Sciences. 2014. №4(26). Pp. 203-210. (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.