Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ПРАВОВЫХ АСПЕКТАХ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА'

О НЕКОТОРЫХ ПРАВОВЫХ АСПЕКТАХ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
175
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАБОТОДАТЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РАБОТНИК / ДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗЫСКАНИЕ / ТРУДОВОЙ ДОГОВОР / ДИСЦИПЛИНА ТРУДА / ПРОГУЛ / EMPLOYER / TEACHING EMPLOYEE / DISCIPLINARY ACTION / LABOR CONTRACT / LABOR DISCIPLINE / ABSENTEEISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гатаев Анзор Сайд-Альвиевич, Адуев Валит Абумуслимович

В статье рассматриваются актуальные проблемы и возможные риски работодателей в процессе наложения дисциплинарного взыскания на работников. Богатая судебная практика по данному вопросу показывает проблему подобных отношений и позволяет достаточно быстро принимать правильные решения. Показано, что при наложении дисциплинарного взыскания необходимо учитывать тяжесть совершенного проступка, а также обстоятельства, при которых он был совершен. Категорически запрещается применение дисциплинарных взысканий, которые не закреплены в действующем законодательстве РФ, например, такие как штраф за опоздание работника. В случае несогласия работника, дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в трудовую инспекцию или в судебном порядке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME LEGAL ASPECTS OF THE APPLICATION OF MEANS OF DISCIPLINARY IMPACT IN RELATION TO THE TEACHING EMPLOYEE

In the article considered the current problems and possible risks of employers in the process of imposing a disciplinary action on employees. A rich judicial practice on this issue shows the problem of such a relationships and will allow to make the right decisions quickly enough. It is shown that the imposition of a disciplinary punishment must take into account the severity of the offense committed, as well as the circumstances in which it was committed. It is strictly prohibited to impose disciplinary sanctions that are not enshrined in the current legislation of the Russian Federation, such as, for example, a fine for late of employee. In the event of an employee’s disagreement, a disciplinary measure may be appealed to the labor inspectorate or through the courts.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ПРАВОВЫХ АСПЕКТАХ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА»

S. Неретин H.H. К вопросу о предъявлении гражданского иска в уголовном судопроизводстве// Российский судья. 2012. №1.

9. Краснова С.А. Право потерпевшего на выбор способа защиты и право суда на юридическую квалификацию: вопросы соотношения // Юрист. 2012. № 19.

10. Ненашев М.М. Предмет иска (как требования к суду) // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. № 9. С. 12-16.

11. Долганова И.В. К вопросу о предмете и основании иска // Юрист. 2013. № 12. С. 41

12. Краснова С.А. Право потерпевшего на выбор способа защиты и право суда на юридическую квалификацию: вопросы соотношения // Юрист. 2012. № 19. С. 41.

13. Костян И.А. Трудовые споры: Судебный порядок рассмотрения трудовых дел. М.: МЦФЭР, 2004, С. 52

14. Вершинин А.П. Выбор способа защиты гражданских прав. СПб., 2000.

15. https://rosmintrud.ru/labour/protection/16

16. http://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=79462

17. Костян И.А. Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Под ред. М.О. Буяновой и И.А. Костян. М.: Кнорус, 2008. С. 524. 1S. Ершова Е.А. Правовая природа постановлений и определений Конституционного Суда Российской Федерации // Трудовое право, 2009. № 3.

19. Кузнецова О.А. Нормы-принципы российского гражданского права. М.: Статут, 2006. С. 37.

20. Рожкова М.А. Средства и способы правовой защиты сторон коммерческого спора. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 208.

21. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2010 г., утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2010 г.

22. Ковалев В.И., Ломакина Т.В. Актуальные вопросы восстановления на работе в воинских частях (военных организациях) Вооруженных Сил Российской Федерации незаконно уволенных лиц гражданского персонала // Право в Вооруженных Силах. 2015. № 8.

23. Определение ВС РФ от 12.10.2012 № 20-КГ12-5 // СПС КонсультантПлюс

24. Семенова А.А. Проблемы исполнения судебных решений по делам о восстановлении на работе // Исполнительное право. 2013. № 2.

25. Апелляционное определение от 14.03.2013 по делу № 11-5294 // СПС КонсультантПлюс

References and Sources

1. Chechot D.M. Sub"ektivnoe pravo i formy ego zashchity. L., 196S. S. 53.

2. Lushina I.A. Besspornyj poryadok vzyskaniya denezhnyh sredstv kak forma zashchity grazhdanskih prav. Dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2006. S. 99.

3. Grazhdanskoe pravo. Uchebnik v 2-h T. 1 IOtv. red. E.A. Suhanov. M.: BEK, 199S. S. 410.

4. Grazhdanskoe pravo: uchebnik: v 3 t. I pod red. A.P. Sergeeva. M., 200S. T. 1. S. 545.

5. Vershinin A.P. Vybor sposoba zashchity grazhdanskih prav. SPb., 2000. S. 35-36.

6. Braginskij M.I., Vitryanskij V.V. Dogovornoe pravo. Kniga pervaya: Obshchie polozheniya. S. 776-777.

7. Osokina G.L. Isk: teoriya i praktika. M.: Gorodec, 2000. S. 114.

8. Neretin N.N. K voprosu o pred"yavlenii grazhdanskogo iska v ugolovnom sudoproizvodstve// Rossijskij sud'ya. 2012. №1.

9. Krasnova S.A. Pravo poterpevshego na vybor sposoba zashchity i pravo suda na yuridicheskuyu kvalifikaciyu: voprosy sootnosheniya II YUrist. 2012. № 19.

10. Nenashev M.M. Predmet iska (kak trebovaniya k sudu) // Arbitrazhnyj i grazhdanskij process. 2008. № 9. S. 12-16.

11. Dolganova I.V. K voprosu o predmete i osnovanii iska // YUrist. 2013. № 12. S. 41

12. Krasnova S.A. Pravo poterpevshego na vybor sposoba zashchity i pravo suda na yuridicheskuyu kvalifikaciyu: voprosy sootnosheniya II YUrist. 2012. № 19. S. 41.

13. Kostyan I.A. Trudovye spory: Sudebnyj poryadok rassmotreniya trudovyh del. M.: MCFEHR, 2004, S. 52

14. Vershinin A.P. Vybor sposoba zashchity grazhdanskih prav. SPb., 2000.

15. https:IIrosmintrud.ru/labourIprotectionI16

16. http:IIregulation.gov .ruIproj ectsILi st/ AdvancedSearch#npa=79462

17. Kostyan I.A. Kommentarij k Trudovomu kodeksu RF I Pod red. M.O. Buyanovoj i I.A. Kostyan. M.: Knorus, 200S. S. 524.

18. Ershova E.A. Pravovaya priroda postanovlenij i opredelenij Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii // Trudovoe pravo, 2009. № 3.

19. Kuznecova O.A. Normy-principy rossijskogo grazhdanskogo prava. M.: Statut, 2006. S. 37.

20. Rozhkova M.A. Sredstva i sposoby pravovoj zashchity storon kommercheskogo spora. M.: Volters Kluver, 2006. S. 208.

21. Obzor zakonodatel'stva i sudebnoj praktiki Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii za vtoroj kvartal 2010 g., utverzhden Postanovleniem Prezidiuma Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 15 sentyabrya 2010 g.

22. Kovalev V.I., Lomakina T.V. Aktual'nye voprosy vosstanovleniya na rabote v voinskih chastyah (voennyh organizaciyah) Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii nezakonno uvolennyh lic grazhdanskogo personala // Pravo v Vooruzhennyh Silah. 2015. № 8.

23. Opredelenie VS RF ot 12.10.2012 № 20-KG12-5 II SPS Konsul'tantPlyus

24. Semenova A.A. Problemy ispolneniya sudebnyh reshenij po delam o vosstanovlenii na rabote II Ispolnitel'noe pravo. 2013. № 2.

25. Apellyacionnoe opredelenie ot 14.03.2013 po delu № 11-5294 II SPS Konsul'tantPlyus

ШУВАЛОВА АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - преподаватель кафедры трудового права и права социального обеспечения, Российский государственный университет правосудия.

SHUVALOVA, ANASTASIA A. - Lecturer, Department of Labor Law and Social Security Law, Russian State University of Justice (Moscow) (shuvalova.atasiya@yandex.ru)

УДК 349.225.65

ГАТАЕВ А.С.-А., АДУЕВ В.А. О НЕКОТОРЫХ ПРАВОВЫХ АСПЕКТАХ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА

Ключевые слова: работодатель, педагогический работник, дисциплинарное взыскание, трудовой договор, дисциплина труда, прогул.

В статье рассматриваются актуальные проблемы и возможные риски работодателей в процессе наложения дисциплинарного взыскания на работников. Богатая судебная практика по данному вопросу показывает проблему подобных отношений и позволяет достаточно быстро принимать правильные решения. Показано, что при наложении дисциплинарного взыскания необходимо учитывать тяжесть совершенного проступка, а также обстоятельства, при которых он был совершен. Категорически запрещается применение дисциплинарных взысканий, которые не закреплены в действующем законодательстве РФ, например, такие как штраф за опоздание работника. В случае несогласия работника, дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в трудовую инспекцию или в судебном порядке.

GATAEV, A.S.-A., ADUEV, V.A ON SOME LEGAL ASPECTS OF THE APPLICATION OF MEANS OF DISCIPLINARY IMPACT IN RELATION TO THE TEACHING EMPLOYEE

Keywords: employer, teaching employee, disciplinary action, labor contract, labor discipline, absenteeism.

In the article considered the current problems and possible risks of employers in the process of imposing a disciplinary action on employees. A rich judicial practice on this issue shows the problem of such a relationships and will allow to make the right decisions quickly enough. It is shown that the imposition of a disciplinary punishment must take into account the severity of the offense committed, as well as the circumstances in which it was committed. It is strictly prohibited to impose disciplinary sanctions that are not enshrined in the current legislation of the Russian Federation, such as, for example, a fine for late of employee. In the event of an employee's disagreement, a disciplinary measure may be appealed to the labor inspectorate or through the courts.

Одним из специфических субъектов трудовых отношений является педагогический работник. Самобытность его трудовой деятельности, накладывает свой отпечаток и на правовую оценку тех проступков, за которые он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. В данной статье мы рассмотрим проблему дисциплины труда педагогического работника, а также возможные пути действия преподавателей, в случае несогласия с возложенным дисциплинарным взысканием.

В статье 189 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) под дисциплиной труда понимается обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. При этом работодатель обязан, в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда [1]. Работники, добросовестно выполняющие свои обязанности, поощряются работодателем. В соответствии с действующим законодательством на сегодняшний день, существуют следующие виды поощрений: награждение почетной грамотой, ценным подарком, премирование, объявление благодарности и т.д. Предусмотрены и другие виды поощрений работников за труд, которые определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. Применение указанных мер, несомненно, стимулирует работников на достижение лучших результатов в его трудовой деятельности, но существует и обратная сторона, когда работник не надлежащим образом исполняет свои должностные обязанности, что является существенным нарушением трудовой дисциплины, следовательно влечет возложение дисциплинарной ответственности [2].

В Российской Федерации, дисциплинарная ответственность устанавливается за ненадлежащее исполнение или за неисполнение работником его трудовых обязанностей, которые предусмотрены ст. 21 ТК РФ:

1) соблюдение правил внутреннего трудового распорядка;

2) добросовестное исполнение должностных обязанностей, которые предусмотрены трудовым договором;

3) бережное отношение к имуществу работодателя;

4) соблюдение требований по технике безопасности и по охране труда;

5) выполнение установленных норм труда [1].

Трудовые обязанности работника закрепляются в трудовом договоре, а также в локальных нормативных актах, например, в должностных инструкциях, положениях о дисциплине и т.д.

За дисциплинарные проступки, среди мер ответственности, предусматриваются следующие виды наказаний:

1) самой лояльной мерой наказания, которая обычно осуществляется в письменной форме, является замечание;

2) довольно строгая мера наказания, которая может послужить основанием для увольнения сотрудника - это выговор;

3) самой строгой мерой дисциплинарного взыскания является увольнение по соответствующим основаниям.

Правовая ответственность педагогических работников, является важнейшим элементом их правового статуса, а так же гарантией добросовестного исполнения ими своих должностных обязанностей. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» частью 4 статьи 48 устанавливает, что педагогические работники несут ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязанностей, которые на них возложены. При этом в указанном федеральном законе, законодателем не предусмотрено прямые санкции, а лишь отсылочные нормы к другому законодательству. Трудовое законодательство Российской Федерации, выделило педагогические кадры в особую категорию работников в главе 52 ТК РФ.

На наш взгляд, в первую очередь, это сделано потому, что педагог играет важную роль в формировании развитии личности а, следовательно, и общества в целом. Так в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» законодатель под образованием определяет единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства. Здесь законодатель указал на высокую значимость образования в жизни человека, семьи, общества и государства, а, значит, велика и роль педагогического работника, организующего образовательный процесс [3].

Например, действующее законодательство не допускает к педагогической деятельности лиц, которые имеют опасные заболевания, судимость, или подвергавшиеся уголовному преследованию и за совершение отдельных преступлений т.д. Также имеются свои особенности при расторжении трудового договора с педагогическим работником, помимо общих оснований, предусмотренных для всех категорий работников. Прекращению трудового договора с педагогическим работником будут способствовать следующие условия:

1) достижение предельного возраста, предусмотренного для занимаемой должности;

2) в течение одного года повторное, грубое нарушение Устава образовательной организации;

3) применение, в том числе и одноразовое, методов воспитания, которые связаны с моральным или физическим насилием над личностью обучающегося [1].

При наложении дисциплинарного взыскания необходимо учитывать тяжесть совершенного проступка, а также обстоятельства, при которых он был совершен. Категорически запрещается применение дисциплинарных взысканий, которые не закреплены в действующем законодательстве РФ, например, такие как штраф за опоздание работника. В случае несогласия работника, дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в трудовую инспекцию или в судебном порядке.

Обратим внимание, что при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, уволенного по пункту 5 части первой статьи 81 ТК РФ, следует учитывать, что неисполнением работником без уважительных причин является неисполнение трудовых обязанностей или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, и т.п.). К таким нарушениям, в частности, относятся отсутствие работника без уважительных причин на работе либо рабочем месте.

При этом необходимо иметь в виду, что если в трудовом договоре, заключенном с работником, либо в локальном нормативном акте работодателя (приказе, графике и т.п.) не оговорено конкретное рабочее место этого работника, то в случае возникновения спора по вопросу о том, где работник обязан находиться при исполнении своих трудовых обязанностей, следует исходить из того, что, в силу части шестой статьи 209 Трудового Кодекса, рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

В качестве примера, рассмотрим порядок обжалования дисциплинарного взыскания в суде.

Решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска по делу № 2-4571/2016.

Ненадлежащий перенос аудитории проведения открытой лекции, в результате чего она стала закрытой, является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности. Истцом заявлялись требования о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания в виде замечания, взыскании причиненного материального ущерба, компенсации морального вреда. Суд отказал в удовлетворении заявленных требований. Истец факт отсутствия в аудитории 454а в период с 15.00 до 16.00 не оспаривал, при этом указав, что в данный период времени проводил консультацию по основному разделу выпускной квалификационной работы со студентами в другой аудитории. Однако указанное обстоятельство факт отсутствия истца в аудитории 454а не опровергает. В соответствии с п. 3 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации

«О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданско-процессуального кодекса РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. При таких обстоятельствах суд не может сделать вывод о несоответствии оспариваемого истцом приказа требованиям Конституции РФ и ТК РФ, поскольку такой вывод не вытекает из установленных в судебном заседании фактов, и решение не будет отвечать требованиям законности и обоснованности. В судебном заседании установлено, что нарушение, явившееся поводом к объявлению замечания истцу, в действительности имело место, и является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности, при наложении дисциплинарного взыскания учитывалась тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен. Нарушений порядка, установленного ст. 193 ТК РФ при применении к истцу дисциплинарного взыскания, судом не установлено.

Суд отказал в удовлетворении исковых требований истца о признании приказа незаконным, поскольку ответчиком применение к истцу дисциплинарного взыскания в виде выговора соответствует тяжести совершенного проступка и обстоятельствам, при которых он был совершен; порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности ответчиком был соблюден; совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в ненадлежащем переносе аудитории проведения открытой лекции, в результате чего она стала закрытой [4].

Рассмотрим другой подобный спор - решение Центрального районного суда г. Красноярска по делу № 33-2401/2014 от 29 ноября 2013 г. Ненадлежащее уведомление работодателя о переносе аудитории проведения занятия является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности.

А.А. обратился в суд к ФГБОУ «Красноярский государственный аграрный университет» с иском о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания, восстановлении на работе. Судом установлен факт отсутствия истца 27.02.2013 г. в период с 17 часов 10 минут до 17 часов 30 минут на работе. Согласно расписанию, истец должен был проводить занятия с магистрами в аудитории ответчика, однако перенес занятия из аудитории ответчика в помещение, находящееся по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, д. 108. Указанные действия являются нарушением п. 19 должностной инструкции и трудового договора. Доводы истца о том, что перенос занятий является обычной процедурой, признаны судом несостоятельными. Доводы истца о том, что он ставил в известность устно директора института о переносе занятия в здание по другому адресу, не нашли своего подтверждения материалами дела. По институту не издавалось распоряжения о переносе занятия со студентами. Нарушений работодателем процедуры привлечения его к дисциплинарной ответственности судом не отмечено. 06.03.2013 г. истец вновь отсутствовал на занятиях в соответствии с расписанием, о чем был составлен акт в тот же день. 5 марта 2013 г. истец подал директору служебную записку, в которой указал, что в связи с его участием в федеральном образовательном проекте в режиме 9.00-17.20 просит перенести место занятий для магистров 06.03.2013 г. в иное место. Руководителем института не было согласовано изменение места проведения занятий, что не отрицает истец и следует из акта служебного расследования от 05.04.2013 г., следовательно, оснований для переноса занятий у истца не имелось. Таким образом, истец обоснованно приказом от 05.04.2013 № Л-341 привлечен к дисциплинарной ответственности по факту самовольного переноса занятий без согласования с дирекцией. Порядок и сроки привлечения к дисциплинарной ответственности ответчиком в данном случае соблюдены. Суд отказал в удовлетворении исковых требований. Апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения [5].

Следует отметить, что все эти споры указывают лишь на то, что работники неверно толкуют нормы трудового законодательства, не обращаются к иным способам урегулирования споров, либо у них не хватает опыта для ведения дел в суде [6].

Вне зависимости от специфичности статуса педагогического работника работодателю, кроме всего прочего, необходимо соблюдать правила наложения дисциплинарного взыскания. В случае отсутствия объяснения работника, обязанность доказывания факта затребования объяснительной записки и других необходимых действий в качестве доказательственной базы лежит на работодателе.

Литература и источники

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // «КонсультантПлюс». Дата обращения 26.02.2019.

2. Пластилина Н. Работник уволен по инициативе работодателя. Ждем спора? // Трудовое право. 2012. № 11. С. 97-113.

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // «КонсультантПлюс». Дата обращения 26.02.2019.

4. Анализ практики решения индивидуальных трудовых споров с работниками, занимающими должности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу: аналитический отчет по результатам научно-исследовательского проекта / Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т; авт. кол.: Ю.В. Васильева, С.Ю. Головина, К.Б. Егоров, Е.Р. Брюхина, Н.В. Новикова, С.С. Худяковаъ; под ред. Н.В. Новиковой. Пермь, 2017. 206 с.

5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 (ред. от 24.11.2015) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // КонсультантПлюс: справ.-правовая система (дата обращения: 21.02.2019).

6. Губенко М. И. Судебная практика применения норм о дисциплине труда // Трудовые споры. 2011. № 5.

References and Sources

1. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.12.2001 № 197-FZ // «Konsul'tantPlyus». Data obrashcheniya 26.02.2019.

2. Plastinina N. Rabotnik uvolen po iniciative rabotodatelya. ZHdem spora? // Trudovoe pravo. 2012. № 11. S. 97-113.

3. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // «Konsul'tantPlyus». Data obrashcheniya 26.02.2019.

4. Analiz praktiki resheniya individual'nyh trudovyh sporov s rabotnikami, zanimayushchimi dolzhnosti pedagogicheskih rabotnikov, otnosyashchihsya k professorsko-prepodavatel'skomu sostavu: analiticheskij otchet po rezul'tatam nauchno-issledovatel'skogo proekta / Perm. gos. gumanit.-ped. un-t; avt. kol.: Yu.V. Vasil'eva, S.YU. Golovina, K.B. Egorov, E.R. Bryuhina, N.V. Novikova, S.S. Hudyakova"; pod red. N.V. Novikovoj. Perm', 2017. 206 s.

5. Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 17.03.2004 № 2 (red. ot 24.11.2015) «O primenenii sudami Rossijskoj Federacii Trudovogo kodeksa Rossijskoj Federacii» // Konsul'tantPlyus: sprav.-pravovaya sistema (data obrashcheniya: 21.02.2019).

6. Gubenko M. I. Sudebnaya praktika primeneniya norm o discipline truda // Trudovye spory. 2011. № 5.

ГАТАЕВ АНЗОР САЙД-АЛЬВИЕВИЧ - кандидат педагогических наук, проректор Чеченского государственного педагогического университета (anzor-74@mail.ru).

АДУЕВ ВАЛИТ АБУМУСЛИМОВИЧ - начальник юридического отдела Чеченского государственного педагогического университета (aduevhimo84@mail.ru).

GATAEV, ANZOR S.-A. - Ph.D. in Pedagogy, Vice-Rector of Chechen State Pedagogical University (anzor-74@mail.ru). ADUEV, VALIT A. - Head of the Legal Department of the Chechen State Pedagogical University (aduevhimo84@mail.ru).

УДК 341.1.01:341.21(АСЕАН)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НИКОЛАЕВ А.М., САИДМУХТОРОВ А.А. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА АСЕАН С ГОСУДАРСТВАМИ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

Ключевые слова: экономическое сотрудничество государств, международный механизм экономического сотрудничества государств, АСЕАН, АСЕАН плюс.

Статья посвящена освещению международно-правового механизма обеспечения экономического сотрудничества Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) с государствами, расположенными в Северо-Восточной части Азии. Авторами статьи представлены ретроспектива учреждения механизма диалогового партнерства «АСЕАН плюс три», факторы, способствовавшие его учреждению, его значению в процессах экономической интеграции государств АСЕАН.

NIKOLAEV, A.M., SAIDMUKHTOROV, A.A. INTERNATIONAL-LEGAL BASES OF ECONOMIC COOPERATION OF THE ASEAN WITH THE STATES OF NORTHEASTERN ASIA

Keywords: economic cooperation of states, international mechanism of economic cooperation of states, ASEAN, ASEAN plus.

The article is devoted to the coverage of the international-legal mechanism for ensuring the economic cooperation of the Association of Southeast Asian Nations (ASEAN) with the states located in the Northeastern Asia. The authors of the article presented a retrospective of the establishment of mechanism of dialogue partnership the "ASEAN Plus Three", the factors that contributed to its establishment, its importance in the processes of economic integration of the ASEAN states.

Явившаяся результатом Второй мировой войны и ставшая ее основным посылом новая парадигма развития международного права, с ее основополагающими принципами о запрете всех видов вооруженного решения споров, обеспечила многократное увеличение размера многих национальных экономик и последовавшую за бурным экономическим ростом потребность в экстратерриториальной экспансии излишков товаров внутреннего производства и инвестиционного капитала. На этом этапе наблюдалось смещение акцентов в международно-правовом регулировании экономического сотрудничества с двустороннего на многостороннее регулирование (на универсальном и региональных уровнях). Сдвиг в данном направлении осуществлялся через институциональные механизмы различных универсальных и региональных межправительственных организаций.

Усиление интеграционных настроений на мировой арене и связанных с ними потребностей в обустройстве международно-правовых средств обеспечения экономического сотрудничества не обошли стороной государства, состоящие в членстве Ассоциации государств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.