Научная статья на тему 'О некоторых политических мифах в американском президентском дискурсе'

О некоторых политических мифах в американском президентском дискурсе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
262
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФОЛОГИЗАЦИЯ / MYTHOLOGIZATION / ПОЛИТИЧЕСКИЕ МИФЫ / POLITICAL MYTHS / МИФЫ "ОНИ И МЫ" / MYTHS OF THEM AND US / ГЕРОИЧЕСКИЕ МИФЫ / HEROIC MYTHS / АЛЛЮЗИЯ / ALLUSION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Овчинникова Наталья Дмитриевна

Данная статья затрагивает проблему мифологизации политического дискурса в целом и, в частности, американского президентского дискурса. На примере выступлений Дж. Буша рассматриваются языковые особенности мифов «они и мы» и героических мифов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About Some Political Myths in American Presedent’s Discourse

The given article touches upon the problem of mythologization of political discourse and in particular American presidential discourse. Linguistic peculiarities of heroic myths and myths of them and us in G.Bush’s speeches are considered.

Текст научной работы на тему «О некоторых политических мифах в американском президентском дискурсе»

Lingua mobilis № 3 (36), 2012

О НЕКОТОРЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ МИФАХ В АМЕРИКАНСКОМ ПРЕЗИДЕНТСКОМ ДИСКУРСЕ

Н. Д. Овчинникова

Данная статья затрагивает проблему мифологизации политического дискурса в целом и, в частности, американского президентского дискурса. На примере выступлений Дж. Буша рассматриваются языковые особенности мифов «они и мы» и героических мифов.

Ключевые слова: мифологизация, политические мифы, мифы «они и мы», героические мифы, аллюзия.

Воздействие на аудиторию и формирование у нее определенной оценки тех или иных событий и явлений действительности осуществляется посредством набора методов подсознательного стимулирования с помощью стандартизированных упрощенных представлений (стереотипов, имиджей, мифов, слухов), которые внедряются в речевой поток, вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие.

Традиционно под мифами понимают символический способ объяснения мироустройства, свойственный первобытному мистическому сознанию. Однако элементы мифологического мышления сохраняются и в современном массовом сознании [1].

Мифологический тип мышления как неотъемлемая часть сознания сохраняется во всех исторических периодах как на уровне коллективного, так и индивидуального сознания: «Мифологема отражает специфику общественного сознания, формируемого идеологией правящих слоев общества, и легко идеологизируется, превращаясь в идеологему» [3. C. 156]. В свою очередь идеологемы соотносятся с базовыми концептами, релевантными для конкретного общества в определенный период исторического развития. Политическое сознание также мифологично. Как правило, политические мифы, аккумулируя поверья, идеологию, ожидания, требования и ценности данного сообщества, основаны на эмоциях, а не на конкретных фактах. Они долговечны, поскольку не поддаются верификации и ревизии, и пользуются массовой поддержкой.

106

Язык политики

Идея национального мифа находит отражение в идеологиях, которые управляют сознанием людей и формируют национальное самосознание. Идеология выражает политику государства, поэтому политический миф должен отобразить тенденции, усилия и ожидания народа. Для американского сообщества характерно несколько групп политических мифов, наиболее важными из которых нам представляются мифы «они и мы» и героические мифы [2. C. 21].

Мифы «они и мы» (myths of “us and them”) могут расцениваться как вариант интерпретации окружающего мира в рамках категории «свой - чужой». Мифы этой группы уходят своими корнями в архаические пласты человеческой культуры и отражают биполярность восприятия реальности. Такие мифы присутствуют в сознании индивида в латентном состоянии и успешно используются в политической сфере. В качестве примера называется миф о таинственном враге. В исследуемом нами случае таким врагом является терроризм и все, кто каким-либо образом способствуют распространению террористических групп в мире. В анализируемом материале таким врагом является тоталитарный режим, терроризм и все, кто/что противостоит распространению демократии в мире.

Героические мифы (heroic myths) связаны с выдающимися личностями истории. С помощью средств массовой информации происходит мифологизация личности, ее превращение в архетип, мифологему. Мифы этого вида восходят к архаической вере, что все благоприятные явления связаны с высшим существом, богом или его воплощением в Герое.

Так, например, в истории США в зависимости от периода исторического развития выделяется несколько типов героев: человек религиозный, демократический, экономический и гуманный [3. C. 134-150].

Основная цель существования религиозного человека заключалась в спасении души. Архетип религиозного человека сменился новым символом - человеком демократическим, для которого основную ценность составляет политическая свобода. На смену религиозному и демократическому человеку приходит новое понимание и идеализация человека экономического, который борется с внешним врагом за сохранение своего благосостояния. Продуктом следующего периода становится человек гуманный, который требует гуманизации всего, что его окружает. Человек гуманный жаждет полного освобождения тела и духа от зла и проблем негуманного общества.

107

Lingua mobilis № 3 (36), 2012

Миф о Герое, борющемся с силами Зла, наиболее ярко представлен в выступлениях Дж. Буша, для которого он является собирательным образом, аккумулирующим основные черты героев американского общества за всю его историю. Посланник Бога, президент считает себя (свой народ и в меньшей степени союзников) его орудием и следит за соблюдением мира и порядка на земле:

- Freedom is the gift of God and the gift of all mankind.all who live in tyranny and all who yearn for freedom place their hopes in the United States of America. (G.B. - 04.07.03).

Проявлением мифологичности политического дискурса считается также обращение к символам [4]. Символы являются частью освещаемых событий. Они выражают отношение говорящего к явлениям действительности и объектам оценки и, следовательно, несут на себе положительную или отрицательную смысловую нагрузку. В случае отрицательной оценки ораторами создаются политические ярлыки, которые частично или полностью отражают политическую идею своего времени и используются в речах с целью оказания давления на аудиторию и формирования общественно-политического мнения.

Наряду с мифами, символами и стереотипами, президентская риторическая традиция в США характеризуется, в частности, использованием реминисценций, ссылок на Библию, использованием прямых или косвенных цитат. Выражаемая в публичном выступлении уверенность президента в том, что судьба страны находится во власти Всевышнего, делает политический дискурс более эффективным средством воздействия на сознание американской нации.

В анализируемых выступлениях президента США представляется возможным выделить несколько групп ссылок:

1) прямое упоминание или обращение к Богу;

2) цитирование Библии;

3) проведение аналогий.

Обращение к Богу за поддержкой является характерным для периода проведения военной операции в Ираке. Первая группа охватывает все выступления, в которых есть прямое упоминание Бога. Так, президент Д.Буш заканчивает все выступления обозначенного периода обращением к Богу за благословением и поддержкой:

- I pray for God’s comfort and God’s healing powers to anybody, coalition force, American, Brit, anybody who loses a life in this-in our efforts to make the world more peaceful and more free (G.B. - 23.03.03);

108

Язык политики

- May God continue to bless the United States of America, and long live a free Iraq (G.B. - 28.04.03).

Подобные ссылки политика имеют, скорее, стратегическое значение и являются важным элементом публичного общения, завоевания новых сторонников и удержания старых, т.к. «поддержка свыше» - это весомый аргумент в американском обществе.

Вторую группу ссылок составляют цитаты из Библии. Они, в свою очередь, делятся на прямые/дословные и непрямые/претерпев-шие некоторую интерпретацию. Ярким примером прямой цитации является следующий отрывок, обращенный к военным США:

- Wherever you go, carry a message of hope - a message that is ancient and ever new. In the words of the prophet Isaiah, “To the captives, ‘come out,’ - and to those in darkness, ‘be free’” (G.B. - 01.05.03).

Однако гораздо чаще встречаются ссылки на Библию, претерпевшие небольшую авторскую интерпретацию:

- The greatest strength of America is the hearts and souls of our fellow citizens, those of you who are willing to mentor a child, those of you who are willing to feed the hungry, or find shelter for the homeless, those of you who are willing to love your neighbour just like you’d like to be loved yourselves (G.B. - 18.06.04).

Выступающий проводит параллель с основными христианскими добродетелями: помощь всем нуждающимся и любовь к ближнему.

И последнюю, третью, группу составляют ссылки - аналогии. С их помощью Буш заявляет об избранности свыше своего народа как носителя идей справедливости и свободы. Следовательно, все действия коалиции должны быть выше всякой критики и восприниматься как должное:

- We are committed to the God-given worth of every life, we carry out this mission... work for human dignity. We protect our friends (G.B. - 03.04.03).

Таким образом, мифологизированность/мифологизация дискурса проявляется в концептуальной и логико-семантической организации текста: в способе развертывания микро- и макротем, в характере семантических отношений между элементам текста, в специфике референции, что ярко и наглядно представляет позицию выступающего. Формирование определенных стереотипных представлений у адресата способствует однозначной интерпретации ситуации и одновременно оказывается одним из эффективных способов оценки событий и их участников.

109

Lingua mobilis № 3 (36), 2012

Список литературы

1. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» восьмое издание, электронная версия, 2004.

2. Крячков, Д. А. Языковой афоризм как средство репрезентации говорящего в американском политическом дискурсе : дис. ...

k. ф.н. М., 2002. 287 с.

3. Питина, С. А. Концепты ми-

фологического мышления как составляющая концептосферы национальной картины мира. Челябинск: Челяб. гос. ун-т,

2002. 191 с.

4. Lasswell, H. D. The comparative study of symbols. Stanford: Stanford Univ.press, 1952. V. 87 p.

Список источников

l. President Says Saddam Hussein Must Leave Iraq Within 48 Hours (17/03/03)

2. President Discusses Military Operation (23/03/03)

3. President Discusses Operation Iraqi Freedom at Camp Lejeune (03/04/03)

4. President Discusses the Future of Iraq (28/04/03)

5. President Bush Announces Major Combat Operations in Iraq Have Ended01/05/03)

6. President’s Radio Address (18/06/03)

7. President Bush Honors Military in Fourth of July Speech (04/07/03)

List of literature

1. «Bol'shaja jenciklopedija Kirilla i Mefodija» vos'moe izdanie, jelektronnaja versija, 2004.

2. Krjachkov, D. A. Jazykovoj aforizm kak sredstvo reprezentacii govorjawego v amerikanskom politicheskom diskurse : dis. .

k. f.n. M., 2002. 287 s.

3. Pitina, S. A. Koncepty mifologicheskogo myshlenija kak sostavljajuwaja konceptosfery nacional'noj kartiny mira. Cheljabinsk: Cheljab. gos. un-t, 2002. 191 s.

4. Lasswell, H. D. The comparative study of symbols. Stanford: Stanford Univ.press, 1952. V. 87 p.

Cited references

l. President Says Saddam Hussein Must Leave Iraq Within 48 Hours (17/03/03)

2. President Discusses Military Operation (23/03/03)

3. President Discusses Operation Iraqi Freedom at Camp Lejeune (03/04/03)

4. President Discusses the Future of Iraq (28/04/03)

5. President Bush Announces Major Combat Operations in Iraq Have Ended01/05/03)

6. President's Radio Address (18/06/03)

7. President Bush Honors Military in Fourth of July Speech (04/07/03)

110

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.