Научная статья на тему 'О некоторых подходах к изучению концепта «Культурогенез» в теории и истории культуры'

О некоторых подходах к изучению концепта «Культурогенез» в теории и истории культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
98
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОГЕНЕЗ / КОНЦЕПТ / ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Лях В. И.

Культурогенез как концепт теории и истории культуры отражает ее качественное состояние, процесс формирования основных характеристик. Его исследованием занимаются как отечественные, так и зарубежные ученые. В процессе его изучения определились основные подходы, которые позволяют дать ему всестороннюю характеристику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых подходах к изучению концепта «Культурогенез» в теории и истории культуры»

О НЕКОТОРЫХ ПОДХОДАХ К ИЗУЧЕНИЮ КОНЦЕПТА «КУЛЬТУРОГЕНЕЗ» В ТЕОРИИ И ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

© Лях В.И.*

Краснодарский государственный университет культуры и искусств,

г. Краснодар

Культурогенез как концепт теории и истории культуры отражает ее качественное состояние, процесс формирования основных характеристик. Его исследованием занимаются как отечественные, так и зарубежные ученые. В процессе его изучения определились основные подходы, которые позволяют дать ему всестороннюю характеристику.

Ключевые слова культурогенез, концепт, теория и история культуры.

Культурогенез как концепт теории и истории культуры отражает качественное состояние этой отрасли знания, формирует ее основные характеристики. Среди основных параметров концепта «культурогенез» А. Флиер выделяет морфогенез, этногенез, социогенез, формогенез, где морфогенез выражается в становлении основных морфологических характеристик культуры, комплексов норм и стандартов деятельности как системных образований, регулирующих социальное бытие людей; этногенез отражает становление локальных культур конкретно-исторических обществ, складывающихся по территориальному признаку и характеризующихся этническими, суперэтническими, цивилизационными особенностями; социогенез связан с эволюцией социально-профессиональной характеристики людей, в силу постоянного развития форм деятельности и выделения новых её видов и коллективных субъектов он происходит непрерывно, тем не менее, его наиболее активные и масштабные проявления имеют место, как правило, в периоды стадиальных морфогенезов культуры, отражая их социально-стратификационный аспект; формогенез - процесс постоянного возникновения, рождения новых форм культуры или воспроизводство интерпретирующих эти формы культурных фактов. Как и все компоненты культурогенеза, формогенез протекает непрерывно, вне зависимости от стадий исторического развития культуры, и отражает преимущественно современные и актуальные потребности общества в конкретных формах его существования. Все вышеперечисленные характеристики культурогенеза взаимодействуют между собой, находясь в иерархическом соподчинении. Формирование культурогенеза происходит в результате эволюции институализированных форм человеческой деятельности, т.е. в общественно приемлемых нормах и стандартах коллективного бытия [1, с. 138, 140]. Он характеризуется незавершённостью, открытостью,

* Профессор кафедры Теории и истории культуры, доктор философских наук, профессор.

непрерывностью и формируется на принципах культурной преемственности и «социального заказа» населения, живущего на разных этапах его развития.

Характеристика этого концепта формируется на самых различных уровнях, в т.ч. философском, социологическом, культурологическом, историческом, археологическом, демографическом, этнографическом и других. Такое разнообразие объясняется тем, что изучаемый феномен отражает глубину и неизмеримость человеческого бытия.

Образ культуры профессор М. Каган представлял как «тройную спираль», благодаря которой прогрессивное развитие человечества идёт не прямолинейным, не цикличным, а именно спиралеобразным путём постоянного обогащения, расширения, возвышения исходной данности. Такое трёхслойное понимание культуры и трактовка каждого слоя как спиралеобразного движения помогает накапливать новые ценности, знания, представления, опыт; реализует связь человека с человеком в тех её формах, которые можно считать необходимыми и достаточными для целостного бытия человека как культурного существа и целостного бытия культуры как очеловеченного мира [2, с. 78].

Эту концепцию профессора М. Кагана мы взяли за первооснову в исследовании культурогенеза, т.к. именно она помогает изучать все его аспекты, тесно увязывая их друг с другом.

Итак, культурогенез - это сложный, постоянно развивающийся процесс, способный к постоянному самовозобновлению, рождению новых форм и интеграции их в социальную практику; это - творческая созидательная деятельность и общение, которые функционируют в социокультурном пространстве и социокультурном времени и способствуют духовному освоению действительности; это - категория теории и истории культуры, основывающаяся на единстве и многомерности, концентрации и синтезе его объективной и конкретно-исторической сторон; это - интегративный процесс, соединяющий стадиальность формационного и синхронность глобального, «естественность» антропологического и искусственность культурологического, социальность демографического и стихийность биосферного методов познания действительности; это - фундаментальная матрица, помогающая воспринимать окружающий мир, имеющая сложную многоуровневую систему, где каждый элемент имеет свою форму детерминации, обусловленную внешними и внутренними факторами.

В качестве интегративной методологической основы, объединяющей всё многообразие аспектов изучения культуры в рамках ее генезиса, выступает теория и история культуры которая рассматривает культуру как мир искусственных объектов и порядков, созданных людьми материальных, идеальных, социальных, технологических и других способов осуществления человеческой деятельности; помогает реализации всех этих и других видов деятельности, согласованных друг с другом и отвечающих нормам данного

общества, одновременно представляя собой систему смыслов и ценностей различных объектов, предметов, способов и результатов человеческой деятельности, а также систему обозначений, с помощью которых осуществляется информационный обмен между людьми. Эта наука нацелена на изучение истоков, общего и специфического, расширение проблем социокультурной динамики. Можно утверждать, что теория и история культуры выступает системообразующим фактором всего комплекса наук о культуре, его методологической основой. Она изучает всё о человеке и обществе в строго определённом предметном ракурсе анализа экстаутилитарного регулятивного начала в человеческой деятельности. Особенность заключается в том, что экстраутилитарное регулятивное начало, как элемент её мотивизации, не позволяет человеку использовать любой способ для достижения цели, а только тот, который развивается в данном обществе.

Нужно подчеркнуть, что процессы и явления, сформировавшиеся в рамках культурогенеза исследуются методами, так называемого фундаментального «крыла» - теоретической культурологии. Они действуют на основе закономерностей социокультурной динамики и осуществляются в рамках достижений социальной и культурной антропологии, которая акцентирует свое внимание на социокультурных процессах, рожденных в обществе людей на уровне обобщения явлений системного характера.

Итак, методология исследования выбранного концепта органично сочетает знания в области теории и истории культуры, где история культуры как бы «разливается», по чисто эмпирическому описанию культурной фактуры и опирается на теоретическое обобщение и структурно-функциональное моделирование изучаемых явлений.

Теоретическая кльтурология помогает описанию ценностно-смысловых, нормативно-регулятивных и знаково-коммуникативных средств и механизмов, при помощи которых формируется картина культурного развития, как система социальных норм человеческой деятельности.

Исследуя сущность и структуру культурогенеза, можно заметить, что всякое сообщество накапливает опыт, который передается из поколения в поколение. Если рассматривать его с точки зрения культуры, то можно проанализировать процесс изменения социальных условий жизнедеятельности человека на основе отмирания одних, модернизации других и одновременного формирования новых норм общественной жизни.

Изучение указанного концепта можно осуществлять, опираясь на концепцию о трёх видах происходящих процессов, разработанную Л. Уайтом -американским антропологом, возродившим эволюционный подход к изучению культур. Составные части этой концепции органично вошли в инструментарий исследования культурогенеза: временные процессы - как хронологическая последовательность уникальных событий; вневременные, структурные и функциональные аспекты, исследуемые в рамках функционально-

го анализа; формально-временные процессы, в которых явления предстают как временная последовательность форм, исследуемая эволюционным методом.

Определяя место культурогенеза в историческом процессе, мы обратились к термину «стадии эволюций» (Л. Уайт). На основе его анализа, мы пришли к выводу, что формирование культурогенеза - длительный процесс, в котором одна его форма вырастает из другой в хронологической последовательности либо формы культуры образовываются из слияния их отдельных элементов [3, с. 77-79].

В исследовании выбранного концепта можно предложить использовать идеи культурной антропологии о качественном своеобразии наук о культуре. Нам показались интересными мысли американского антрополога А. Крёбера, развивающего в своем творчестве идеи неокантианства об общих закономерностях и единой генеральной линии развития культур. Ученый разделил антропологию на две области: описывающую конкретные факты, явления, и обобщающую - теоретическую, концептуальную, а культуры - на «высшие» и менее развитые, рассматривая историю человечества как совокупность сменяющих друг друга культур. На основе его высказываний можно заключить, что все этапы формирования культурогенеза имели свои особенности. Но все они проходили в своём становлении одинаковые фазы - возникновения, расцвета и упадка; и на каждом этапе существовала тенденция формирования, даже за относительно короткий временной период, высших достижений, высших ценностей. В этом процессе большую роль играл фактор взаимовлияния культур [4, с. 85-87].

Определенную роль в исследовании культурогенеза играет осознание теоретических проблем трех уровней отношений этого концепта с его «контрагентом»: практического, практически-духовного и духовно-теоретического. В результате их взаимоотношений осуществляется процесс возникновения, формирования и развития культуры, и окончательно укрепляется истина, что человек творит культуру и культура творит человека.

Современные требования к изучению культурогенеза, потребность раскрыть его содержание во всех проявлениях и, достижение на этой основе качественно нового синтеза знаний об этом концепте диктуют необходимость постоянного обновления методологического инструментария. Близость его исследования концепциям исторической антропологии определяется его интегральной основой: совокупностью предисторических, этнологических, социологических, мифологических исследований других областей знаний. Под влиянием достижений этих наук можно выработать концепцию «универсальной культурной модели», которая проходит множество стадий своего формирования: этнографическую, эволюционную, историческую, структурно-функциональную, неоэволюционистскую, поструктуралистскую и другие. Каждая из них включает множество подходов к своему исследованию. Сре-

ди них - собственно антропологический. Он выделяется тогда, когда обнаруживается необходимость структурировать поток человеческих ощущений и восприятий. Здесь используется описательное и объяснительное толкование культурогенеза. Описательное - изучает исторически возникшие процессы, которые направляют действия людей на конкретные поступки при помощи внутренних и внешних стимулов. Объяснительное толкование используется в тех случаях, когда необходимо разъяснить такие процессы, как диффузия, культурный контакт, аккультурация, в которых принимают участия люди, отдельные личности. Оно помогает пространственному распространению артефактов или способов поведения в хронологической последовательности культурных явлений.

Из этой закономерности формирования подходов исследования культу-рогенеза в теории и истории культуры сложилось представление о непрерывности культурного прогресса о том, что ни одна из предыдущих стадий цивилизации не возникала спонтанно, она вырастала или развивалась из предшествующей.

Список литературы:

1. Флиер А. Культурогенез в истории культуры // ОНС. - 1995. - № 3.

2. Каган М. Философия культуры. - СПб., 1996.

3. Уайт Л. Стадии эволюции, прогресс и измерение культуры // В кн.: Белик А. Культурология. Антропологические концепции культуры: учеб. пос. - М., 1998.

4. Кребер А. Конфигурации культурного роста // В кн.: Белик А. Культурология. Антропологические концепции культуры: учеб. пос. - М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.