Научная статья на тему 'Культурогенез как один из универсальных типов динамики культуры'

Культурогенез как один из универсальных типов динамики культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1549
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
КУЛЬТУРОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОГЕНЕЗА / СОЦИОДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ / CULTURAL GENESIS PROCESSES / STRUCTURE AND FUNCTION / SOCIODYNAMICS OF CULTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Калантарян Любовь Алексеевна

В статье дан анализ динамики и структуры культурогенетических процессов, рассмотрены различные концепции культурогенеза. Культурогенез выступает как органичная составляющая общей динамики формои системообразования в социокультурной жизни человеческих обществ. Особое внимание автор уделяет осмыслению способов формирования культурогенеза, его структуре и функциям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KULTUROGENEZ AS ONE OF UNIVERSAL TYPES OF DYNAMICS OF CULTURE

The article analyzes the dynamics and structure of cultural genesis processes reviewedvarious conceptsof cultural genesis. Cultural genesisacts asan organiccomponent of the overall dynamics of morphoandsystemformationin social and culturallife of humansocieties.Particularattention is paid tounderstanding theways of formingcultural genesis, structure and function.

Текст научной работы на тему «Культурогенез как один из универсальных типов динамики культуры»

же помещался в горах, где жара, все кипит, о чем-де и свидетельствуют горячие источники"

[5].

Однако Кавказские горы символизировались не только с прибежищем злых духов. Согласно преданиям гребенцов, "рай находился под горой Казбек, где угодившие богу люди проживали в роскошном доме и пользовались всеми райскими наслаждениями" [6].

В протяжной песне "Горы Вы, Кавказские"

[7], культурный горный ландшафт представляется местом развертывания сюжета: "Уж вы Горы мои, вы горы/...Горы вы Кавказские.//Как с под этой с под горы, с под горы/.Течет речка быстрая/ Ой, речка быстрая, братцы, течет" [8].

На том основании, что, по С.В. Лурье, "космические и социальные категории включаются в систему этнических констант и теснейшим образом связаны с природным и социальным космосом", символику культурного ландшафта, отпечатавшуюся в фольклорном сознании гребенцов, можно вполне обоснованно назвать артефактами в системе этнических констант, которые "провоцируют активность члена в обществе, направляют и предопределяют его восприятие мира", и, кроме того, "выполняют важнейшую функцию психологической адаптации этноса к окружающей природно-социальной среде" [9]. Именно в большей степени под воздействием концепта Кавказских гор складывалась картина мира гребенских казаков, которая в итоге отпечатывалась в их фольклорном сознании.

Обобщая поэтические тексты песенного фольклора терско-гребенского казачества, включающих описание культурного ландшафта, при-родныхявлений, можно заключить, что концепт Кавказских гор, образуя космические и социальные категории в системе этнических констант, явился культурообразующим феноменом и этнообразующим фактором гребенских каза-

ков, повлиявшим в итоге на формирование особого склада и ментальности казаков. К специфике концепта Кавказских гор можно отнести то, что концепт и образ Кавказских гор явились маркером гребенцов и стержневой основой в формировании их этнического сознания и са-моиндентифиции; подчеркнул архаикоязыческий мифологизированный образ этнического сознания казаков, унаследованного еще от первобытного средневекового мировосприятия со свойственным ему антропоморфизмом. К важнейшей специфической особенности концепта Кавказских гор, можно отнести и то, что образ кавказских гор, воплощенный в мифологическом и фольклорном сознании гребенцов, имеет ярко выраженный амбивалентный характер, который проявился в оппозицияхдобра и зла, символизируя с одной стороны, "место ада", а с другой - "место рая".

Таким образом, концепт Кавказских гор, образуя космические и социальные категории в системе этнических констант, является одним из определяющих в формировании этнической картины мира гребенскихказаков.

Примечания:

1. Григорьев А.Ф. Этническая картина мира гребенских казаков (на примере ритуально-обрядовых традиций и песенного фольклора : монография. - 2-е изд., доп. - Ставрополь: Возрождение;

Ставролит, 2012. - 336 с. 85

2. Полевые материалы ТЭЭ МГУ, 1961 г.

3. Бороздин. Станица Ищерская. СМОМПК. Вып 16. - Владикавказ,

1893. - С. 61, 63; Востриков П.А. Поверия, приметы и суеверные обычаи наурцев. СМОМПК. Вып. 33. Э. 2. - Владикавказ, 1907. - С.

286,288; Полевые материалы ТЭЭ МГУ, 1961,1965 гг.

4. Востриков П.А. Поверия, приметы и суеверные обычаи наурцев.

СМОмПк. Вып. 37. Э. 2. - Владикавказ, 1907. - С. 6.

5. ЭГИА. Ф.398. Оп.81. Д.63. - С. 356-357

6. Там же.

7. Чирков Ю. Горы вы Кавказские. - СПб.: Эусская лира, 2005.

8. Там же.

9. Лурье С.В. Историческая этнология. - М.: Академический Проект;

Гаудеамус, 2004.- С. 292.

1-Л

О

гч

о

со

гч

■ QII

I—

KULTUROGENEZ AS ONE OF UNIVERSAL TYPES OF DYNAMICS OF CULTURE Kalantaryan Lubov Alexeevna, PhD of Pedagogical Science,

Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

The article analyzes the dynamics and structure of cultural genesis processes reviewedvarious conceptsof cultural genesis. Cultural genesisacts asan organiccomponent ofthe overall dynamics ofmorphoandsystemformationin social and culturallife of humansocieties.Particularattention is paid tounderstanding theways of formingcultural genesis, structure and function.

Keywords: cultural genesis processes; structure and function; sociodynamics of culture.

КУЛЬТУРОГЕНЕЗ КАК ОДИН ИЗ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УДК398.221 ТИПОВ ДИНАМИКИ КУЛЬТУРЫ

В статье дан анализ динамики и структуры культурогенетичес- © Калантарян Л.А., 2013

ких процессов, рассмотрены различные концепции культурогенеза.

Культурогенез выступает как органичная составляющая общей динамики формо- и системообразования в социокультурной жизни человеческих обществ. Особое внимание автор уделяет осмысле-

86

КАЛАНТАРЯН Любовь Алексеевна,

кандидат

педагогических наук,

Ставропольский

государственный

педагогический

институт,

Ставрополь

нию способов формирования культурогенеза, его структуре и функциям.

Ключевые слова: культурогенетические процессы; структура и функции культурогенеза; социодинамика культуры.

"Культурогенез - это органичная составляющая общей динамики формо- и системообразования в социокультурной жизни человеческих обществ", такое определение культурогенеза дает А.Я. Флиер и добавляет, что понимание этого явления, ясное, научно обоснованное представление о механизмах его осуществления и детерминирующих его факторах не может не отразиться как на общем состоянии культурологической науки, так и на социокультурной регулятивной практике в обществе [4, с. 6].

Ученый обосновывает необходимость и актуальность всестороннего исследования проблем генезиса культуры. Необходимость комплексного обобщения накопленного разными науками эмпирического материала в области культуры. Структурирования и разработки методов исследования культурных явлений, теории динамики культурных процессов, типов и механизмов ее осуществления, понимания теории культурогенеза кактеории инновационной деятельности, а также придания культурогенетике статуса самостоятельного направления культурологической науки, способной синтезировать эмпирические, теоретические, гносеологические проблемы исследования культуры. Исследование структуры и динамики культурогенетических процессов приводит Флиера к обоснованию ряда концепций:

-"культурогенетические процессы представляют собой тип культурной изменчивости неэволюционного (нетрансформационного) характера, и именно в этом заключается познавательный потенциал понятия "культурогенез";

- культурногенетические процессы детерминируются таким изменением условий существования людей, адаптация к которым путем эволюционной трансформации или модернизации существующих форм или систем невозможна или малоэффективна, и требуется порождение принципиально новых форм (технологий и полученных с их помощью результатов) или систем, оптимизированных к сложившимся условиям;

- содержательно в ходе культурогенетических процессов происходит порождение новых культурных форм, и утверждение некоторой части из них в качестве новых норм и стандартов деятельности или взаимодействия людей и т. д.;

- кльтурогенез не является одноразовым актом происхождения культуры в эпоху первобытной древности, поскольку процессы генезиса новых культурных форм и систем протекали, и будут протекать на протяжении всей минувшей и будущей истории человечества;

- в структуре культурогенеза выделяются четыре вида процессов обладающих сравнительной автономностью протекания и три характерные стадии, в каждой из которых преобладал свой специфический комплекс условий существования людей, и выделялись этапы складывания и созревания морфологических признаков как культуры нового типа;

- в истории человечества имели место три стадиальных морфогенеза его культурных систем, которые не являются результатом эволюционной трансформации какой-либо системы предыдущего типа, а порождаются как совершенно новационное явление" [4, с.11-12].

Проблема изучения генезиса культуры и на сегодняшний день остается не достаточно отрефлексированой как "самодостаточная проблема". Как отмечает А. Флиер, вопросы рассмотрения культурогенеза как одного из типов культурных процессов, культурной динамики тесно связаны с накоплением и углублением "операционального научного инструментария познания проблемы", который является

основанием культурогенетических исследований.

В. Лях предлагает следующее определение: "культурогенез - это сложный, постоянно развивающийся процесс, способный к постоянному самовозобновлению, рождению новых форм и интеграции их в социальную практику; это -творческая созидательная деятельность и общение, которые функционируют в социокультурном пространстве и социокультурном времени и способствуют духовному освоению действительности; это категория теории и истории культуры, основывающаяся на единстве и многомерности, концентрации и синтезе его объективной и конкретно-исторической сторон; это интегративный процесс соединяющий стадиальность формационного и синхронность глобального, "естественность" антропологического и искусственность культурологического, социальность демографического и стихийность биосферного методов познания действительности; это - фундаментальная матрица, помогающая воспринимать окружающий мир, имеющая сложную многоуровневую систему, где каждый элемент имеет свою формудетерминации, обусловленную внешними и внутренними факторами" [3, с. 65-66].

В отечественной науке разными аспектами генезиса культуры занимались ученые В. Алексеев, С. Арутюнов, А. Асмолов, В. Бочкарев, Н. Гумилев, Ю. Давыдов, М. Каган, В. Массой, Н. Марр, Э. Маркарян, А. Окладников, С. Оле-нев, Ю. Семенов, В. Степин, А. Флиер и др.

Необходимость изучения процессов происходящих в культуре, в двадцатых годах прошлого века, обосновал Н. Марр, введя для подобных исследований понятие "генетика культуры". Под генетикой культуры ученый понимал и "синтетическую дисциплину", изучающую культуру, и сами "генетические механизмы культуры". Созданная Н. Марром секция генетики культуры при Государственной академии истории материальной культуры разрабатывала поцессуально-генетический подход как специфическое направление концептуальных исследований культуры.

Термин "культурогенез" в отечественной науке начал использоваться в трудах Э. Марка-ряна, А. Окладникова и других исследователей, начиная с 70-х годов. Позже А. Флиер предложил термин "культурогенетика" и обосновал положение культурогенетики как самостоятельной области культурологического знания. Тем не менее, в отечественной культурологической науке сложились различные подходы понимания кульутрогенеза.

Так, М. Каган понимал культурогенез как развитие культуры в первобытную эпоху.

B. Бочкарев, А. Окладников - как процесс возникновения и развития определенных культурных комплексов.

C. Оленев, А. Флиер - как процесс возникновения культурных систем и культурных форм.

С. Арутюнов, Р Бариев, Н. Гумилев рассматривали генезис культуры сточки зрения развития этнических культур.

В общем и целом различные точки зрения в понимании культурогенеза не противоречат, а скорее дополняют друг друга, тем более, что для отечественных исследователей характерна общая черта - понимание культурогенеза как детерминированного, диалектического процесса.

Как уже было отмечено, культурогенез представляет собой синтетическое явление и находится на стыке исследовательских поисков различных наук, что нашло отражение в различных подходах изучения культурогенеза: этнологокультурогенетическом; палеоантрополого-культурогенетическом; археолого-культурогенетическом; психолого-культурогенетическом; философско-культурогенетическом и т. д., это выделяет одну из специфических черт культурогенетики ее фундаментальную междисциплинарность. В изучении культурогенеза широко используется категориальный аппарат различных наук: антропологии в осмыслении таких понятий, как микро- и макропроцесс; философии - понятий гуманизм, гуманность, духовность; психологии - мышление, творчество, креативность; истории, этнографии и других наук.

Формирование культурогенеза осуществляется двумя способами: эволюционным и скачкообразным.

В структуре культурогенеза А. Флиер выделяет четыре основные и достаточно автономные типа процессов: "порождение отдельных культурных феноменов (форм и норм); генезис определенных видов и типов социальной деятельности, генезис культурных систем, локализующихся и формирующихся по территориальному признаку; и наконец, генезис морфологии стадиальных типов культурных систем, различающихся своими адаптивными ориентациями" [4, с. 11].

Культурогенез как процесс формирования и развития культуры фиксирует ее различные состояния в разные периоды времени, определяет типологию культуры, "конфигурации" развития , этническую самобытность и т. д. Культурогенез выполняет ряд функций и прежде всего, социальных.

Социальная функция является универсальной функцией культурогенеза, она стимулирует накопление социального опыта личности, консолидацию человеческого общества, мотивирует эффективное взаимодействие членов этого общества направленное на достижение интересов и удовлетворение потребностей. Среди социальных функций кульутурогенеза можно выделить функции регуляции, интеграции, трансляции и т. д. Так, функции, обеспечивающие "интегрированное существование людей, помогают выработать формы организации их в совместной жизнедеятельности посредством

1-Л

о

гч

I-

О

i_

СО

гч

■ QII

I—

87

88

структурной дифференциации на различные группы, согласно социально-территориальным, социально-функциональным, социально-бытовым, коммуникативным и другим особенностям" [3, с. 68].

Функции трансляции обеспечивают преемственность культурных традиций в сфере образования, воспитания,сохранения,накопления и тиражирования культурной информации.

Среди функций культурогенеза выделяются также аксиологическая, рекреационная, познавательно-коммуникативная, когнитивная и др.

М. Каган выделяет две основные функции культурогенеза, которые, по его мнению, способствуют беспрерывному общественному самосовершенствованию, это: обеспечение общества всем необходимым для его прогрессивного развития для повышения уровня его негэнтро-пии; и обеспечение мобильности общества, динамичности, продуктивности, эффективности всех механизмов, постоянного повышения коэффициента их полезного действия [2, с.69].

Как отмечает В. Лях: "Функции культурогенеза определяют важную миссию в истории общества. Во-первых, они помогают сравнивать состояние культуры на разных временных периодах ее формирования, что позволяет выяснить ее типологию,а,следовательно,отличительные черты. Во-вторых, утверждают взгляд на культуру, как на важный, "полный жизни организм", призванный обслуживать потребности общества и имеющий автономию по отношению к обществу. "Чтобы содержать культуру "в порядке", активном состоянии, нужно равномерно и согласованно развивать ее функции" [3, с. 69].

Как один из видов исторической и социальной динамики культурогенез представляет собой возникновение, становление новых культурных форм и их вхождение в уже сложившиеся культурные системы, а также в создание новых конфигураций и культурных систем. Важнейшим компонентом кульутрогенеза выступает этногенез. Такие категории как народные традиции, духовный опыт народа, культурное наследие направлены, прежде всего, на формирование мировоззренческих ориентиров и духовного мира человека.

Э. Маркарян отмечает в данной связи, что без целостного осмысления явления культурной традиции, невозможно эффективное решение проблемы генезиса культуры, поскольку в культурной традиции наиболее ярко отражается "характерный для общественной жизни механизм аккумуляции и передачи социально-исторического жизненного опыта людей" [3, с. 70].

Размышляя над проблемами генезиса культуры, ученый предлагает использовать в процессе изучения культурных явлений помимо социогенетического и антропологического и культурогенетический аспект, который, по его мнению, способствует выработке присущего

людям особого способа деятельности в целом. Синтезируя указанные аспекты, автор сформулировал понятие "системогенез человеческого общества".

В процессе исследования культурогенеза как одного из видов социальной динамики, целесообразно обратиться к рассмотрению содержания понятия социодинамика культуры. Сам термин "социодинамика" синтезирует два понятия societasиdynamikos, то есть общество и движение. Проблемы социодинамики культуры широко и многоаспектно изучаются социальной кульутрологией, которая рассматривает механизмы духовной регуляции социальной жизни общества как специфическую, самостоятельную и развивающуюся сферу, находящуюся, тем не менее, в тесной взаимосвязи с другими формами и сферами регуляции. По мнению Б. Ерасова, социальная культурология "объясняет социальное содержание, принципы и структуру духовной деятельности, воздействие культурных факторов на экономическую активность и политику, на типы социальной организации, место различных слоев и классов в духовной жизни общества, уровни и типы организации духовной жизни и т. д." [1, с. 30]. Среди задач социальной культурологии ученый выделяет: изучение и раскрытие системы культурных норм и ценностей, характерных как для общества в целом, так и для отдельных социальных слоев; рассмотрение различных компонентов культуры (идеологии, религии, науки, художественной культуры и т. д.) и их взаимосвязи и динамики развития; определение вектора социальной динамики культуры в процессе взаимодействия различных социальных общностей, слоев, наций, этнических групп и т. д.

Социодинамика культуры - одна из фундаментальных категорий теории и истории культуры, предметом которой выступает сама культура, ее эволюционные динамические процессы, социальные факторы и механизмы. Осмысливается концепция самостоятельного, эндогенного развития общества. В процессе осмысления стольсложной категории как социодинамика культуры все большее значение приобретают такие понятия, как инновация, самобытность, культурное наследие, культурная преемственность и др.

Рассматривая сферу культуры как "самостоятельный блок социальной регуляции", инновация понимается как изобретение новых образов, идей, способов действия, социально значимых программ, нового мышления и т. д., направленных, прежде всего, на преобразование общественного бытия. Носителями инновации могут выступать как отдельные личности, так и общественные группы. Б. Ерасов уточняет: "часто носителями тенденций обновления и модернизации выступают активные слои, не находящие себе приемлемого места в прежней системе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Традиция вмещает в себя такие компоненты, как культурное ядро, эндогенность, культурная динамика и др., которые, как отмечает

В. Лях, способны формировать концепции культурной динамики и системы классификации различных изменений. Это: "этапная и культурная динамика, которую можно характеризовать как "историческую периодизацию" с последовательной сменой всех изменений социальной и культурной жизни общества; социальные сдвиги в результате изменения количественных параметров и других перемен в сфере культуры; изменения, ведущие к обогащению и дифференциации культуры или отношений между разными ее элементами в процессе ее развития; состояние длительной неизменности и повторяемости норм, ценностей, смыслов, знаний, которые привержены неизменным традициям или запрету нововведения и могут привести к стагнации общества; возникновение нового состояния культуры в результате ее преобразования или трансформации, но сохраняющей преемственность с ранее достигнутыми успехами" [3, с. 73-74].

Таким образом, культурогенез выступает как один из видов исторической и социальной динамики,культурогенез представляет собой возникновение, становление новых культурных форм, их вхождение в уже сложившиеся культурные системы, а также возникновение новых конфигураций и культурных систем.

1-Л

о

гч

О

СО

гч

■ QII

h

х*терН4г2а f'j

"ТА

щ

89

отношений и типах деятельности" [1, с. 293]. Инновация тесно связана с механизмами социальной детерминации, и если в обществе не сложился "социальный спрос", "социальный заказ" на ту или иную инновацию, то она, скорее всего, будет "обречена на забвение". Следовательно, для появления инновации необходима готовность общественной среды.

Культурное наследие выступает как сумма культурных достижений того или иного общества, "его исторический опыт сохраняющийся в арсенале общественной памяти, включая и подвергшееся переоценке прошлое" [1, с. 295]. Культурное наследие обладает огромной общественной значимостью,вневременной,непреходящей ценностью.

Самобытность - определяется постоянным проявлением компонентов общественного культурного достояния, которые оказываются функционально важными на последующих этапах развития общества. Она понимается и как "жизненное ядро культуры, тот динамический принцип, через который общество, опираясь на свое прошлое, черпая силу в своих внутренних возможностях и осваивая внешние достижения, отвечающие его потребностям, осуществляет постоянный процесс самостоятельного развития" [1, с. 296].

В понимании процессов генезиса культуры не менее важное значение приобретает понятие "традиция". По мнению Б. Ерасова, понятие традиция более узкое по смыслу, нежели понятие культурное наследие. Традиция - это механизм воспроизводства культуры и поддержания политических и социальных институтов, существовавших в прошлом, в то время, как культурное наследие включает все культурные ценности, накопленные в обществе, не исключая и те, которые были утеряны и только со временем заняли свое место.

Литература:

1. Ерасов Б.С. Социальнаякульутрология : учебник для студентов высших учебныхзаведений. -3-е изд., доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000.-591 с.

2. Каган М.С. Философия культуры. - СПб.: Петрополис, 1996.414 с.

3. Лях В.И. Культурогенез как проблема теории и истории культуры: теоретические основания и реконструкция. - Краснодар, 2010. -256 с.

4. Флиер А.Я. Культурогенез. - М.: 1995. - 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.