_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №02-2/2017 ISSN 2410-700Х_
3. Сырых В. М. История государства и права. Советский и современный периоды. М., 1999. С. 389.
4. Конституции РСФСР 1978 г. М.: Политиздат, 1978.
5. Положение об общих собраниях, сходах граждан по месту жительства в РСФСР от 3 сентября 1985 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1985. № 36. Ст. 1269.
6. Горбачев М. С. Избранные речи и статьи. М., 1987. Т. 2. С. 130.
7. Краснов М. А. Местное самоуправление: государственное или общественное? // Советское государство и право. 1990. № 10. С. 81.
8. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» // Свод законов СССР. 1990. Т. 1. Ст. 267.
© Упоров И.В., Голубихина Н.В., 2017
УДК 628.4.02
Шамбер Ольга Юрьевна
студентка ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, РФ.
E-mail: [email protected] Научный руководитель: Голубничий Артем Александрович старший преподаватель кафедры ИЭОП ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, РФ
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ В ОБЛАСТИ СОЗДАНИЯ НОВОЙ МОДЕЛИ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ
Аннотация
В данной статье рассматривается актуализация законодательства в области обращения с отходами производства и потребления. Анализируется внедрение новой модели обращения с твердыми коммунальными отходами.
Ключевые слова
федеральное законодательство, твёрдые коммунальные отходы, системы обращения с ТКО
«Каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о её состоянии» - именно так говорится в статье 42 Конституции Российской Федерации [1]. Исходя из этого, в целях реализации конституционных прав граждан в сфере экологии, а именно, в законодательстве, связанном с отходами, необходимо, чтобы был прописан чёткий механизм с конкретными действиями, который даст наглядный положительный пример для дальнейшей работы. Можно отметить, что изменение законов активно помогает процессу создания наиболее цивилизованной системы по обращению с отходами производства и потребления.
Само по себе понятие твердых коммунальных отходов введено сравнительно недавно, и, в соответствии с нормами федерального закона, к ним относятся: «отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд...» [2]. Данное определение также несет ряд вопросов, одним из которых является отнесение тех или иных категорий отходов к ТКО. Например, отходы, образующиеся во дворах жилых домов (смет от уборки территорий, обрезка деревьев в летний период и т.д.), в соответствии с данной формулировкой, относится к ТКО не будут, при этом управляющим компаниям придется дополнительно организовывать уборку территорий от вышеназванных отходов и, скорее всего, это будет реализовано в виде дополнительных платежей и сборов.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ «О
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №02-2/2017 ISSN 2410-700Х_
внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», требуется утверждать территориальные схемы в области обращения с отходами уполномоченными органами, а также наделить юридические лица статусом регионального оператора [3].
В соответствии с федеральным законодательством, лишь деятельность, связанная со сбором и транспортированием отходов, не относится к категории лицензируемой. Все остальные процедуры, осуществляемые по отношению к отходам, требуют лицензирования. Новая модель обращения с отходами предполагает наличие специализированных профессиональных организаций, оказывающих данные услуги. При этом региональный оператор выступает в качестве регулятора такой деятельности в соответствии с региональной программой обращения с твердыми коммунальными отходами и установленной территориальной схемой.
На основании норм федерального закона [2] региональный оператор наделяется полномочиями заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО. При этом договор, заключаемый региональным оператором с собственниками ТКО, носит публичную форму. Оператор не вправе отказать собственнику ТКО в заключении договора, обращение же с другими видами отходов, заключаются по дополнительному согласованию и не ограничивается со стороны законодателя.
Вопрос регулирования тарифов на прием ТКО законодательно закреплен за органами исполнительной власти субъектов РФ. В структуру тарифов входят:
- единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;
- тариф на обработку твердых коммунальных отходов;
- тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов;
- тариф на захоронение твердых коммунальных отходов.
Также за органами власти региона закрепляются общие вопросы обращения с ТКО в регионе: данные о нахождении источников образования отходов, о количестве образующихся отходов, о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов и т.д.
Благодаря внесению вышеперечисленных изменений, в законодательстве появляется отлаженный механизм системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами. В каждом субъекте Российской Федерации на конкурсной основе будет выбран региональный оператор, который будет осуществлять сбор и вывоз ТКО. Устанавливается единый тариф для конкретного регионального оператора, также прописаны чёткие сроки на осуществление каждого изменения, что даёт существенный прогресс в регулировании системы обращения с отходами.
Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
2. Федеральный закон 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
3. Федеральный закон №86-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»
© Шамбер О.Ю., 2017