Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРАВОВОГО СТАТУСА МИКРОФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРАВОВОГО СТАТУСА МИКРОФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
656
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МИКРОФИНАНСОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МИКРОЗАЙМ / МИКРОКРЕДИТОВАНИЕ / MICROFINANCE ORGANIZATION / MIСROLOAN / MICROCREDIT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шелестюков Виталий Николаевич, Шлее Инесса Петровна

Статья посвящена особенностям современного правового положения микрофинансовых организаций, как субъектов права и экономической деятельности. Статья рассматривает современные аспекты правового регулирования деятельности микрофинансовых организаций, а также проблемы, возникающие при осуществлении законодательного регулирования деятельности по выдаче микрозаймов. Статья анализирует положения законодательства, подзаконных актов и мнения юристов по вопросам правового регулирования деятельности микрофинансовых организаций. Обоснован вывод о том, что деятельность микрофинансовых организаций в полной мере можно отнести к коммерческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE SOME FEATURES OF THE LEGAL STATUS OF MICROFINANCE INSTITUTIONS

The article is devoted to the features of modern legal status of microfinance organizations as subjects of law and economic activity. The article examines the current aspects of legal regulation of microfinance organizations, as well as the problems arising in the implementation of legislative regulation of microloan activities. The article analyzes the provisions of the legislation, by-laws and the opinions of lawyers on the legal regulation of microfinance organizations. It substantiated the conclusion that the activities of microfinance organizations can be fully attributed to commercial activities.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРАВОВОГО СТАТУСА МИКРОФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

11. Mahonina I.N. Zakonodatel'noe obespechenie primeneniya plastikovyh kart pri beznalichnyh raschetah v uchetno-operacionnoj deyatel'nosti bankov // Vestnik Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2012. № 10 (114). S. 89-95.

12. Sajfullin R.R. O neobhodimosti sovershenstvovaniya zakonodatel'stva o raschetah s ispol'zovaniem bankovskih kart // Bankovskoe pravo. 2006. №2. S.6-8.

13. Soluyanov A.A. Mezhdunarodnyj opyt funkcionirovaniya platezhnyh sistem i rossijskaya praktika. Avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. M., 2008.

14. Beresneva A.S. Karta «Mir» kak instrument razvitiya nacional'noj platezhnoj sistemy RF // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. 2016. № 6.

15. Nosova T.P., Vashchinkina V.D. Karta Mir, kak nacional'naya platezhnaya sistema Rossijskoj Federacii // Ekonomika i socium. 2016. № 12-2 (31). S. 497-501.

16. Teryaeva A.S., ZHuravleva T.A., Haritonyuk E.S. Nacional'naya platezhnaya sistema Rossii: predposylki vozniknoveniya i tekushchee sostoyanie // Diskussiya. 2016. № 2 (65). S. 54-60.

17. Vasil'eva E.G. Problemy i puti sovershenstvovaniya platezhnoj sistemy «MIR» // Nalogi. 2020. № 3.

18. Federal'nyj zakon ot 01.05.2017 № 88-FZ «O vnesenii izmenenij v stat'yu 16.1 Zakona Rossijskoj Federacii «O zashchite prav potrebitelej» i Federal'nyj zakon «O nacional'noj platezhnoj sisteme» // SZ RF. 2017. № 18. St. 2665.

19. Federal'nyj zakon ot 27.06.2011 № 161-FZ «O nacional'noj platezhnoj sisteme» // SZ RF. 2011. № 27. St. 3872.

20. Nacional'naya platyozhnaya karta MIR [oficial'nyj sajt]. URL: https://mironline.ru/support/list/kobeydzhingovye_karty_mir/ (data obrashcheniya: 10.05.2020).

21. Pravila okazaniya operacionnyh uslug i uslug platezhnogo kliringa AO «NSPK» [oficial'nyj sajt]. URL: http://npc.ru/media /files/NSPK /Prochiedoki/f8546bbfbc66c379c48739811087420d.pdf (data obrashcheniya: 10.05.2020).

22. Nacional'naya platyozhnaya karta MIR [oficial'nyj sajt]. URL: https://mironline.ru/ (data obrashcheniya: 10.05.2020).

ВАСИЛЬЕВА ЕВГЕНИЯ ГРИГОРЬЕВНА - кандидат юридических наук, доцент, кафедра административного и финансового права, Северо-Кавказский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Краснодар. ТЕМЗОКОВ АСТЕМИР РУСЛАНОВИЧ - бакалавр, Северо-Кавказский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Краснодар.

VASILYEVA, EVGENIYA G. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Administrative and Financial Law, North Caucasus Branch of the Russian State University of Justice Krasnodar (vasileva_e80@mail.ru).

TEMZOKOV, ASTEMIR R. - North Caucasus Branch of the Russian State University of Justice Krasnodar (gametem@mail.ru).

УДК 347.755

шелестюков в.н., шлее и.п. о некоторых особенностях правового статуса микрофинансовых организаций

Ключевые слова: микрофинансовая организация, микрозайм, микрокредитование.

Статья посвящена особенностям современного правового положения микрофинансовых организаций, как субъектов права и экономической деятельности. Статья рассматривает современные аспекты правового регулирования деятельности микрофинансовых организаций, а также проблемы, возникающие при осуществлении законодательного регулирования деятельности по выдаче микрозаймов. Статья анализирует положения законодательства, подзаконных актов и мнения юристов по вопросам правового регулирования деятельности микрофинансовых организаций. Обоснован вывод о том, что деятельность микрофинансовых организаций в полной мере можно отнести к коммерческой деятельности.

SHELESTYUKOV, V.N., SHLEE, I.P. ON THE SOME FEATURES OF THE LEGAL STATUS OF MICROFINANCE INSTITUTIONS

Keywords: microfinance organization, mkroloan, microcredit.

The article is devoted to the features of modern legal status of microfinance organizations as subjects of law and economic activity. The article examines the current aspects of legal regulation of microfinance organizations, as well as the problems arising in the implementation of legislative regulation of microloan activities. The article analyzes the provisions of the legislation, by-laws and the opinions of lawyers on the legal regulation of microfinance organizations. It substantiated the conclusion that the activities of microfinance organizations can be fully attributed to commercial activities.

Начало ХХ века в России было ознаменовано значительным ростом потребительского кредитования. На рынке потребительского кредитования в России появились субъекты, предоставляющие гражданам денежные средства на срочной и процентной, т.е., платной основе, но не являющиеся кредитными организациями. Как отмечает А.Л. Белоусов: «... они заняли свой сегмент рынка, выдавая денежные средства тем заемщикам, кому отказали в кредите банковские институты» [1]. На практике, а затем в законодательстве, они получили название микрофинансовых организаций (МФО).

Динамичное развитие сферы кредитования микрофинансовыми организациями потребовала законодательного закрепления и регулирования микрофинансовой деятельности в российском законодательстве. Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» [2], закрепив процедурную и техническую составляющие договора займа, установил, как указывает М.К. Белобабченко, четкий критерий профессиональной кредитной деятельности, в соответствии

с которым организация, выдавшая более четырех кредитов (займов) в течение года, обязана получить статус МФО, кредитного кооператива или ломбарда» [3, с.19].

Принятие в 2010 г. Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее - ФЗ «О микрофинансовой деятельности») узаконило деятельность микрофинансовых организаций. В соответствии с указанным нормативным актом, указывает И.О. Бурякова, микрофинансовая деятельность - это деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовых организаций, а также иных юридических лиц, обладающих правом на осуществление такой деятельности в соответствии с положениями законодательства [4, с.61]. ФЗ «О микрофинансовой деятельности» урегулировал микрокредитование и деятельность микрофинансовых организаций на общих основаниях гражданского законодательства [5]. Таким образом, в российском законодательстве было закреплено положение, что микрофинансовые организации выдают гражданам не кредиты, а микрозаймы.

В соответствии с ФЗ «О микрофинансовой деятельности», под микрозаймом подразумевается «...заем, предоставляемый займодавцем заемщику на условиях, предусмотренных договором займа, в сумме, не превышающей предельный размер обязательств заемщика перед займодавцем по основному долгу, установленный настоящим Федеральным законом» [5, ст. 3; 2, п.4]. Исходя из данного определения, совершенно очевидно, во-первых, что правовой основой деятельности МФО является договор микрозайма, а во-вторых, что договор микрозайма представляет собой разновидность договора займа. Такой же позиции придерживается и законодатель, указывая, что договором микрозайма является «договор займа, сумма которого не превышает предельный размер обязательств заемщика перед займодавцем по основному долгу, установленный настоящим Федеральным законом» [5, ст. 2, п.4].

На основании указанного, можно сформулировать положение о том, что, договором микрозайма можно считать договор займа с установленным законом предельным размером суммы займа, без учета процентов.

Действительно, ФЗ «О микрофинансовой деятельности» устанавливает предельный размер микрозайма, выдаваемого субъектам предпринимательской деятельности (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям), суммой, не превышающей три миллиона рублей [5, ст. 12, ч.1. п.8], а физическим лицам - суммой, не превышающей один миллион рублей (для микрофинансовых компаний) [5, ст. 12, ч.2. п.2], и суммой, не превышающей пятьсот тысяч рублей - для микрокредитных компаний [5, ст. 12, ч.3. п.2].

Таким образом, можно считать, что ФЗ «О микрофинансовой деятельности» устанавливаются два основных критерия микрозайма, а именно: предельный размер суммы микрозайма, и наличие специфического субъекта, имеющего право эти микрозаймы предоставлять. ФЗ «О микрофинансовой деятельности» определяет, что указанным специфическим субъектом, способным осуществлять микрофинансирование, т.е., деятельность по предоставлению микрозаймов, может быть только микрофинансовая организация. В соответствии с ФЗ «О микрофинансовой деятельности», микрофинансовой организацией можно считать юридическое лицо, осуществляющее «.микрофинансовую деятельность и сведения, о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом» [5, ст.2, ч.1. п.2].

Как справедливо полагают Т.Э. Рождественская, А.Г. Гузнов: «.основным признаком законности деятельность микрофинансовых и микрокредитных компаний является факт ее государственной регистрации и членство ее в государственный реестр микрофинансовых организаций Центрального банка Российской Федерации. Из указанного следует, микрофинансовая компания и микрокредитная компания, даже зарегистрированная в установленном законом порядке, но не зарегистрированная в государственном реестре микрофинансовых организаций, не вправе давать в долг деньги под проценты на основании договора займа» [6, с.144].

В соответствии с законодательством, такой договор займа (сделку по микрофинансированию) возможно признать ничтожным в судебном порядке. Как указывает Верховный Суд Российской Федерации, «.ничтожными являются условия сделки, заключенной с потребителем, не соответствующие актам, содержащим нормы гражданского права, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров» [7].

В случае заключения такой сделки и получения заемщиком основной суммы долга по договору займа: «... современная российская судебная практика идет по пути признания договора займа ничтожным, после чего заемщик обязывается выплачивать сумму основного долга, т.е. стороны возвращаются к состоянию, которое они занимали до заключения договора» [8, с.43]. Необходимо отметить, что при этом суды обязывают заемщиков выплачивать и проценты по договору займа, рассчитываемые исходя из ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации [9]. Мы согласны с мнением Е.Л. Шестаковой, что «.такая, уже, к сожалению, сложившаяся, судебная практика, противоречит положениям ГК РФ о последствиях признания недействительными сделок» [10, с.25].

Закон предусматривает два вида микрофинансовых организаций - микрофинансовая компания и микрокредитная компания.

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» от 29.12.2015 № 407- ФЗ, указывает: «.микрофинансовой компанией является юридическое лицо, осуществляющее микрофинансовую деятельность, отвечающее требованиям законодательства о микрофинансовой деятельности и нормативных актов Центрального банка РФ (Банка России), и имеющее право привлекать для осуществления микрофинансовой деятельности денежные средства юридических и физических лиц, не являющихся учредителями (участниками, акционерами), с учетом ограничений, предусмотренных законодательством» [11]. Тот же нормативный акт определяет микрокредитную компанию как вид микрофинансовой организации, осуществляющую микрофинансовую деятельность и имеющую право привлекать денежные средства юридических и физических лиц (при условии, что последние являются учредителями, участниками и акционерами), с учетом ограничений, предусмотренных законодательством [5, ст. 2, ч.1. п.2.2]. Организационно-правовой формой микрофинансовых организаций могут быть фонд, автономная некоммерческая организация, товарищество или хозяйственное общество.

Характерно, что законодатель, столь решительно озаботившийся наведением порядка в сфере выдачи займов (микрозаймов), изменил в последнее время, как указывает Е.Г. Опыхтина, «.и подходы к регулированию и надзору за микрофинансовой деятельностью» [12, с.21]. Например, Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков», определил, что надзор (контроль) за деятельностью МФО осуществляет Банк России

[13].

Минимальный размер собственных средств (капитала) микрофинансовой компании устанавливается в размере семьдесят миллионов рублей. Характерно, что минимальный размер собственных средств для микрокредитных компаний, законом не регламентирован, и для определения минимального размера капитала микрокредитных компаний используются экономические нормативы, устанавливаемые Банком России [14].

Статус микрофинансовой организации юридическое лицо приобретает «.со дня внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций» [5, ст. 5, п.2]. Сведения о внесении записи о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций заносятся Банком России в течение тридцати рабочих дней со дня предоставления документов [5, ст. 5, п.4].

Наибольший интерес при характеристике правового статуса микрофинансовых организаций, представляет, пожалуй, комплекс ограничений, предусмотренных законодательством для микрофинансовых организаций.

Основными ограничениями деятельности микрофинансовых организаций, предусмотренными ФЗ «О микрофинансовой деятельности», являются:

- невозможность выдавать займы в иностранной валюте;

- невозможность изменять размер процентных ставок и порядок их определения по договорам микрозайма и комиссионное вознаграждение в одностороннем порядке;

- невозможность осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;

- невозможность осуществлять производственную и (или) торговую деятельность;

- невозможность предоставлять микрозаймы юридическим лицами и индивидуальным предпринимателям в размере более трех миллионов рублей, без учета процентов;

- невозможность начислять заемщикам (физическим лицам) проценты по договорам потребительского займа, срок возврата которых не превышает одного года, если сумма начисленных по договору процентов достигает трехкратного размера суммы займа [5, ст. 12, ч. 1].

Кроме этих общих ограничений, микрофинансовые компании не имеют права, как указывает К.А. Тихонов, «...привлекать денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, когда физическое лицо (в т.ч., индивидуальный предприниматель) является учредителем, акционером или участником микрофинансовой организации» [15, с.207]. Кроме того, считает Н.Ф. Никулинская, данное ограничение не распространяется на привлечение денежных средств физических лиц (в т.ч., индивидуальных предпринимателей) [16, с.3-11].

Как уже указывалось, существенным ограничением, установленным для микрофинансовых компаний, является объем денежных средств, выдаваемых заемщикам по договору займа.

Внимания заслуживает деятельность микрофинансовых организаций на рынке ценных бумаг. Наряду с невозможностью профессионального участия микрофинансовых организаций в профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, законодатель предусматривает возможность для микрофинансовых компаний выпускать облигации, с необходимостью государственной регистрации их выпуска и регистрацией проспекта эмиссии в установленном порядке [5, ст. 12, ч. 1]. Право МФО на эмиссию некоторых видов ценных бумаг (в частности, облигаций) свидетельствует, по мнению В.А Цветкова и соавт., о том, что «.государство пытается закрепить за микрофинансовыми организациями не статус банального ростовщика, а положение полноправного участника инвестиционной деятельности в России» [17, с.96-110]. Стоит отметить, что микрокредитные компании права выпуска облигаций лишены.

Отдельным является вопрос, является ли деятельность микрофинансовых организаций разновидностью банковской деятельности и необходима ли лицензия на право осуществления микрофинансовой деятельности этим субъектам. Пояснительная записка к проекту Федерального закона № 359066-5 «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», представленная на рассмотрение в Государственную Думу отнесла деятельность микрофинансовых организаций к дополнению «банковского предложения в секторах, не занятых банками» [18], т.е., законодатель изначально не относит микрофинансовые организации к кредитным организациям.

Необходимо отметить, что российское законодательство (например, ФЗ - 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 г.) не требует лицензирования при заключении договора займа [19]. Позиция Министерства финансов РФ сводится к тому, что «.предоставление займов не требует получения лицензии Банка России на осуществление банковских операций. При этом законодательство не определяет источники средств, которые могут быть использованы при предоставлении займов» [20].

Гражданский кодекс РФ оговаривает, что лицензированию подлежат только те виды деятельности, о которых имеется соответствующее указание в законе [21], при этом договор займа не ограничивает субъектный состав этого договора.

Таким образом, можно утверждать, что деятельность микрофинансовых организаций по предоставлению микрозаймов лицензированию не подлежит.

Необходимо отметить, что в настоящее время микрофинансовая организация имеет право получить статус банка с базовой лицензией или небанковской кредитной организации [22]. При этом право на привлечение во вклады денежных средств граждан у банка с базовой лицензией в таком случае «.может быть предоставлено не ранее чем по истечении двух лет с даты государственной регистрации изменений, внесенных в устав микрофинансовой организации в связи с получением ею статуса банка с базовой лицензией» [23].

Таким образом, принятие ФЗ «О микрофинансовой деятельности» не только в значительной степени определило правовой статус имеющегося экономического явления, а именно, выдачу займов юридическим лицами, но и, четко отграничив деятельность этих юридических лиц от банковской деятельности, введя классификацию микрофинансовых организаций, определив ограничения для их деятельности, поставило точку в затянувшемся споре

0 законности существования таких организаций и их деятельности. Однако будет справедливым отметить, что законодательство до сих пор не избавилось, по нашему мнению, от определенной двойственности в отношении оценки статуса микрофинансовых организаций.

Напомним, что ФЗ «О микрофинансовой деятельности» определяет МФО «.юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом» [5, ст.2]. Таким образом, законодатель считает, что микрофинансовые организации могут выступать как некоммерческие организации в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения, некоммерческого партнерства, и как коммерческие организации в форме хозяйственного общества или товарищества.

При этом, с одной стороны, ФЗ «О микрофинансовой деятельности» указывает, что учредительные документы микрофинансовых организаций, действующих в форме некоммерческих организаций, должны содержать положения о том, что доходы, полученные от микрофинансовой деятельности, направляются некоммерческой организацией на осуществление микрофинансовой деятельности и ее обеспечение, в том числе на погашение полученных МФО кредитов и (или) займов, на иные социальные цели либо благотворительные, культурные, образовательные или научные цели. С другой стороны, в отношении микрофинансовых организаций, которые действуют в форме хозяйственных обществ или товариществ, ФЗ «О микрофинансовой деятельности» не устанавливает каких-либо ограничений в части использования полученных доходов от микрофинансовой деятельности.

Как указывает Н.В. Цхададзе: «.из приведенных положений видно, что уже на момент принятия Закона № 151-ФЗ о создании МФО подход к определению их правового статуса был неоднозначным, а значение деятельности МФО на рынке финансовых услуг понималось законодателем довольно спорно» [24, с.19].

Мы полагаем, что, поскольку деятельность микрофинансовых организаций осуществляется в финансовой сфере, предполагающей правоотношения с физическими лицами в связи с оказанием им финансовых услуг, с взиманием процентов, обязанностью возврата предоставленных денежных средств и заключением договоров в письменной форме, деятельность микрофинансовых организаций в полной мере можно отнести к коммерческой деятельности.

Литература и источники

1. Белоусов А.Л. Регулирование деятельности микрофинансовых организаций: проблемы и перспективы развития// Финансы и кредит. 2015. № 26. С. 39-47.

2. Федеральный закон от 21.12.2013 г. № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (ред. от 02.08.2019)// СЗ РФ. 23.12.2013. № 51. Ст. 6673.

3. Белобабченко М.К. Особенности порядка выдачи денежных средств микрофинансовыми организациями по договору займа. Комментарий судебной практики/ отв. ред. К.Б. Ярошенко. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, КОНТРАКТ, 2017. Вып. 22.

4. Бурякова И.О. Об административно-правовом статусе микрофинансовых организаций на современном этапе развития России// Юридические записки. 2013. №3(26).

5. Федеральный закон от 02.07 2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»// СЗ РФ. 05.07.2010. №27. Ст. 3435.

6. Рождественская, Т.Э., Гузнов, А.Г. Финансово-правовое регулирование и надзор за деятельностью микрофинансовых организаций// Вестник Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). 2016. № 6 (22). С.144.

7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06. 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела

1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»// Бюллетень Верховного Суда РФ. 2015. №8. Август. П.76.

8. Вавулин Д.А., Федотов В.Н., Емельянов А.С. Комментарий к Федеральному закону от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2011.

9. Решение Головинского районного суда г. Москвы от 12.12. 2015 г. по делу № 2-5314/2014 - М-5011/2014.// [Официальный сайт Головинского районного суда г. Москвы http://golovinsky.msk.sudrf.ru/]

10. Шестакова Е.Л. Микрофинансовые организации и споры с заемщиками.// Банковское обозрение. Приложение «БанкНадзор». 2016. №1. 1-ое полугодие.

11. Федеральный закон от 29.12. 2015 г. № 407-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»// СЗ РФ. 04.01. 2016 г. № 1 (часть I). Ст. 27. Ст.2, ч.1. п.2.1.

12. Опыхтина Е.Г. Особенности правового статуса микрофинансовых организаций // Налоги. 2013. № 7.

13. Федеральный закон от 23.07. 2013 г. № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков»// СЗ РФ. 29.07. 2013. № 30 (часть I). Ст. 4084.

14. Указание Банка России от 24.05.2017 t. №4384-У «Об установлении экономических нормативов для микрокредитной компании, привлекающей денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, являющихся учредителями (участниками, акционерами), и (или) юридических лиц в виде займов»// Вестник Банка России. 05.07.2017 N° 55.

15. Тихонов К.А. Особенности нрав и обязанностей кредитных потребительских кооперативов: финансово-правовой аспект// Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017. M 1(114).

16. Никулинская, Н.Ф. Некоторые вопросы судебной практики рассмотрения гражданских дел но снорам, возникающим в сфере микрофинансовой деятельности// Российский судья. 2018. M 8. С. 3-11.

17. Цветков В.А., Дудин М.Н., Сайфиева С.Н. Проблемы и перспективы развития микрофинансовых организаций в Российской Федерации// Финансы: теория и практика. 2019. M 3(23). С.96-110.

18. Проект Федерального закона M 359066-5 «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (подписан Президентом Российской Федерации 02.07.2010 г.) (Документ опубликован не был). // [СПС ГАРАНТ./ http://www.garant.ru/].

19. Федеральный закон от 04.05.2011г. M 99 - ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». // СЗ РФ. 09.05. 2011 г. M 19. Ст. 2716.

20. Письмо Министерства финансов РФ от 01.06.2010 г. M 03-11-10/67 (Документ опубликован не был)// [СПС ГАРАНТ./ http://www.garant.ru/]

21. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11 1994 г. M 51-ФЗ (с учетом изм., вводимых Федеральным законом от 03.08. 2018г. M 339-ФЗ)// СЗ РФ. 05.12. 1994 г. M 32. Ст. 3301.

22. Федеральный закон от 02.12.1990 г. M 395-1 «О банках и банковской деятельности»// СЗ РФ. 05.02.1996. №6. Ст.492. Ст. 23.6.

23. Комментарий к Федеральному закону от 02.07.2010 г. №151-Ф3 «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (постатейный)// Л.Л. Арзуманова, Т.Э. Рождественская, О.П. Казаченок и др. Специально для системы ГАРАНТ, 2018. [СПС ГАРАНТ./ http://www.garant.ru/]

24. Цхададзе Н.В. Основные направления совершенствования государственного регулирования рынка микрофинансирования. // Современный взгляд на проблемы экономики и менеджмента: Сб. науч. трудов но итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. 2016.

References and Sources

1. Belousov A.L. Regulirovanie deyatel'nosti mikrofinansovyh organizacij: problemy i perspektivy razvitiya// Finansy i kredit. 2015. M 26. S. 39-47.

2. Federal'nyj zakon ot 21.12.2013 g. M 353-FZ «O potrebitel'skom kredite (zajme)» (red. ot 02.08.2019)// SZ RF. 23.12.2013. M 51. St. 6673.

3. Belobabchenko M.K. Osobennosti poryadka vydachi denezhnyh sredstv mikrofinansovymi organizaciyami po dogovoru zajma. Kommentarij sudebnoj praktiki/ otv. red. K.B. Yaroshenko. M.: Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve RF, KONTRAKT, 2017. Vyp. 22.

4. Buryakova I.O. Ob administrativno-pravovom statuse mikrofinansovyh organizacij na sovremennom etape razvitiya Rossii// Yuridicheskie zapiski. 2013. №3(26).

5. Federal'nyj zakon ot 02.07 2010 g. M 151-FZ «O mikrofinansovoj deyatel'nosti i mikrofinansovyh organizaciyah»// SZ RF. 05.07.2010. №27. St. 3435.

6. Rozhdestvenskaya, T.E., Guznov, A.G. Finansovo-pravovoe regulirovanie i nadzor za deyatel'nost'yu mikrofinansovyh organizacij// Vestnik Universiteta im. O.E. Kutafina (MGYUA). 2016. M 6 (22). S.144.

7. Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 23.06. 2015 g. M 25 «O primenenii sudami nekotoryh polozhenij razdela I chasti pervoj Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii»// Byulleten' Verhovnogo Suda RF. 2015. №8. Avgust. P.76.

8. Vavulin D.A., Fedotov V.N., Emel'yanov A.S. Kommentarij k Federal'nomu zakonu ot 2 iyulya 2010 g. № 151-FZ «O mikrofinansovoj deyatel'nosti i mikrofinansovyh organizaciyah» (postatejnyj). M.: YUsticinform, 2011.

9. Reshenie Golovinskogo rajonnogo suda g. Moskvy ot 12.12. 2015 g. po delu № 2-5314/2014 - M-5011/2014.// [Oficial'nyj sajt Golovinskogo rajonnogo suda g. Moskvy http://golovinsky.msk.sudrf.ru/]

10. Shestakova E.L. Mikrofinansovye organizacii i spory s zaemshchikami// Bankovskoe obozrenie. Prilozhenie «BankNadzor». 2016. №1. I-oe polugodie.

11. Federal'nyj zakon ot 29.12. 2015 g. № 407-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii i priznanii utrativshimi silu otdel'nyh polozhenij zakonodatel'nyh aktov Rossijskoj Federacii»// SZ RF. 04.01. 2016 g. № 1 (chast' I). St. 27. St.2, ch.1. p.2.1.

12. Opyhtina E.G. Osobennosti pravovogo statusa mikrofinansovyh organizacij // Nalogi. 2013. № 7.

13. Federal'nyj zakon ot 23.07. 2013 g. № 251-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v svyazi s peredachej Central'nomu banku Rossijskoj Federacii polnomochij po regulirovaniyu, kontrolyu i nadzoru v sfere finansovyh rynkov»// SZ RF. 29.07. 2013. № 30 (chast' I). St. 4084.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Ukazanie Banka Rossii ot 24. 05. 2017 g. № 4384-U «Ob ustanovlenii ekonomicheskih normativov dlya mikrokreditnoj kompanii, privlekayushchej denezhnye sredstva fizicheskih lic, v tom chisle individual'nyh predprinimatelej, yavlyayushchihsya uchreditelyami (uchastnikami, akcionerami), i (ili) yuridicheskih lic v vide zajmov»// Vestnik Banka Rossii. 05.07.2017 № 55.

15. Tihonov K.A. Osobennosti prav i obyazannostej kreditnyh potrebitel'skih kooperativov: finansovo-pravovoj aspekt// Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. 2017. № 1(114).

16. Nikulinskaya, N.F. Nekotorye voprosy sudebnoj praktiki rassmotreniya grazhdanskih del po sporam, voznikayushchim v sfere mikrofinansovoj deyatel'nosti// Rossijskij sud'ya. 2018. № 8. S. 3-11.

17. Cvetkov V.A., Dudin M.N., Sajfieva S.N. Problemy i perspektivy razvitiya mikrofinansovyh organizacij v Rossijskoj Federacii// Finansy: teoriya i praktika. 2019. № 3(23). S.96-110.

18. Proekt Federal'nogo zakona № 359066-5 «O mikrofinansovoj deyatel'nosti i mikrofinansovyh organizaciyah» (podpisan Prezidentom Rossijskoj Federacii 02.07.2010 g.) (Dokument opublikovan ne byl). // [SPS GARANT./ http://www.garant.ru/].

19. Federal'nyj zakon ot 04.05.2011g. № 99 - FZ «O licenzirovanii otdel'nyh vidov deyatel'nosti». // SZ RF. 09.05. 2011 g. № 19. St. 2716.

20. Pis'mo Ministerstva finansov RF ot 01.06.2010 g. № 03-11-10/67 (Dokument opublikovan ne byl)// [SPS GARANT./ http://www.garant.ru/]

21. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) ot 30.11 1994 g. № 51-FZ (s uchetom izm., vvodimyh Federal'nym zakonom ot 03.08. 2018g. № 339-FZ)// SZ RF. 05.12. 1994 g. № 32. St. 3301.

22. Federal'nyj zakon ot 02.12.1990 g. № 395-1 «O bankah i bankovskoj deyatel'nosti»// SZ RF. 05.02.1996. №6. St.492. St. 23.6.

23. Kommentarij k Federal'nomu zakonu ot 02.07.2010 g. N151-FZ «O mikrofinansovoj deyatel'nosti i mikrofinansovyh organizaciyah» (postatejnyj)// L.L. Arzumanova, T.E. Rozhdestvenskaya, O.P. Kazachenok i dr. Special'no dlya sistemy GARANT, 2018. [SPS GARANT./ http://www.garant.ru/]

24. Ckhadadze N.V. Osnovnye napravleniya sovershenstvovaniya gosudarstvennogo regulirovaniya rynka mikrofinansirovaniya. // Sovremennyj vzglyad na problemy ekonomiki i menedzhmenta: Sb. nauch. trudov po itogam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Innovacionnyj centr razvitiya obrazovaniya i nauki. 2016.

ШЕЛЕСТЮКОВ ВИТАЛИИ НИКОЛАЕВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права и процесса Кемеровского института (филиала) РЭУ им. Г. В. Плеханова (shelestukov@mail.ru)

ШЛЕЕ ИНЕССА ПЕТРОВНА - кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин Кемеровского института (филиала) РЭУ им. Г. В. Плеханова (shleeip@mail.ru) SHELESTYUKOV, VITALIY N. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Head of the Department of Civil Law and Process of the Kemerovo Institute (branch) of the Plekhanov Russian University (shelestukov@mail.ru).

SHLEE, INESSA P. - Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Head of the Department of State Law and Criminal Law Disciplines of the Kemerovo Institute (branch) of the Plekhanov Russian University (shleeip@mail.ru)

УДК 347.12:37.01:007

александрова н.в. информационные технологии в преподавании гражданского права в условиях цифровой образовательной среды

Ключевые слова: образование, гражданское право, информационные технологии в образовании, цифровая образовательная среда, дистанционное обучение, учебный материал.

В статье рассматривается проблема совершенствования дистанционного обучения юристов в вузе в свете новых требований государственных образовательных стандартов высшего образования, что является неотъемлемым компонентом образовательного процесса. Сегодня образовательные технологии переживают трансформации в условиях распространения пандемии. Наука переходит на новый уровень создания цифровой образовательной среды, в которой дистанционно используются передовые технологии проведения лекционных, семинарских, практических занятий, а также создаются формы организации самостоятельной работы обучающихся. Образовательные технологии и их характеристики рассматриваются в рамках дисциплин юридического профиля на примере изучения дисциплины «Гражданское право». В качестве основного условия применения информационно-образовательных технологий и интернет-ресурсов автор рассматривает умение преподавать в формате онлайн, профессиональное владение образовательными технологиями, направленными на ускоренную подачу материала, способствующими эффективному получению знаний с помощью электронных ресурсов.

ALEXANDROVA, N.V. INFORMATION TECHNOLOGY IN THE TEACHING OF CIVIL LAW IN THE CONDITIONS OF DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Keywords: education, civil law, information technologies in education, digital educational environment, distance teaching, educational material.

In the research considers the idea of improving distance teaching in higher education in the light of new requirements of state educational standards of higher education, which is an integral component of the educational process. Today, educational technologies are undergoing a new rebirth in the context of the spread of the pandemic. Science is moving to a new level of creating a digital educational environment, which remotely uses advanced technologies for lectures, seminars, and practical classes, as well as creating forms of organizing independent work of students. Educational technologies and their characteristics are considered within the framework of legal disciplines, using the example of studying the discipline "Civil law". As the main condition for the use of information-educational technologies and Internet resources, the author calls the ability to teach in the online format, professional knowledge of educational technologies aimed at accelerated submission of material, contributing to the effective acquisition of knowledge using electronic resources.

В связи с распространением эпидемии COVID-2019 и введением карантина, в системе российского образования возникла оперативная необходимость в переходе на онлайн-обучение с постановкой новых задач подготовки специалистов, востребованных на современном рынке труда. Возникшая ситуация мгновенно мобилизовала работников сферы образования для создания необходимых условий обучения с применением образовательных технологий, прежде всего, в дистанционном формате. Перед вузами был поставлен вопрос: как организовать дистанционное обучение таким образом, чтобы это было удобно и студентам, и преподавателям. Однако ответить на этот вызов непросто, поскольку идет не только формирование, но и сложный процесс вхождения в цифровую образовательную среду, в которой достаточно много различных информационных программ и контентов для систематизации обучения.

Нужно отметить, что дистанционное обучение - это испытание не только для преподавателей университетов, но и для самих студентов. В частности, можно наблюдать непривычный формат общения, поиск информации, преобразование форм контроля в цифровые алгоритмы и, наконец, решения задач вовлечения студентов в формат дистанционного обучения. Тем не менее, как отмечается в научных исследованиях: «процессы модернизации российского образования требуют внедрения современных инновационных технологий в образовательный процесс, что повысит качество образования и будет способствовать развитию у обучающихся профессиональных компетенций» [2, с. 225].

Одно из преимуществ дистанционного обучения - обилие инструментов, которыми можно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.