Научная статья на тему 'О некоторых особенностях индивидуального медиадискурса ведущего авторской научно-познавательной телепрограммы'

О некоторых особенностях индивидуального медиадискурса ведущего авторской научно-познавательной телепрограммы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
471
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАДИСКУРС / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МЕДИАДИСКУРС / КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / АВТОРСКАЯ ТЕЛЕПРОГРАММА / MEDIA DISCOURSE / INDIVIDUAL MEDIA DISCOURSE / COMMUNICATIVE AND PRAGMATIC ANALYSIS / AUTHOR'S TV PROGRAM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Каширин Антон Анатольевич

Представлен коммуникативно-прагматический анализ индивидуального медиадискурса Татьяны Владимировны Черниговской, ведущей цикла авторских телевизионных программ «Ночь. Интеллект. Черниговская», с точки зрения специфики формирования ее целостного узнаваемого образа. Анализ индивидуального медиадискурса ведущей осуществляется на основе описанных автором критериев, отражающих лингвистические и паралингвистические (фонационные и кинетические) характеристики коммуникативного поведения медийной личности, а также экстралингвистических факторов, определяющих специфику телевизионной медиакоммуникации. Характеризуются особенности языковой личности ведущей авторской научно-познавательной телепрограммы, находящие отражение в ее индивидуальном медиадискурсе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Каширин Антон Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The communicative and pragmatic research of individual media discourse of Tatiana Chernigovskaya, the presenter of the cycle of author’s TV programs “Night. Intelligence. Chernigovskaya”, in terms of the specifics of the formation of her recognizable image was presented. Analysis of individual media discourse of TV presenter is based on the criteria, which were described by the author. These criteria reflect the linguistic and paralinguistic (phonatory and kinetic) characteristics of communicative behavior of media personality, as well as extra-linguistic factors determining the specificity of the media environment. Features of the linguistic personality of the presenter of author’s popular-science TV program, which are reflected in the individual media discourse, were characterized.

Текст научной работы на тему «О некоторых особенностях индивидуального медиадискурса ведущего авторской научно-познавательной телепрограммы»

УДК 81.38/42

DOI 10.25513/2413-6182.2017.3.89-95

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МЕДИАДИСКУРСА ВЕДУЩЕГО АВТОРСКОЙ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ТЕЛЕПРОГРАММЫ*

А.А. Каширин

Томский государственный педагогический университет (Томск, Россия)

Аннотация: Представлен коммуникативно-прагматический анализ индивидуального медиадискурса Татьяны Владимировны Черниговской, ведущей цикла авторских телевизионных программ «Ночь. Интеллект. Черниговская», с точки зрения специфики формирования ее целостного узнаваемого образа. Анализ индивидуального медиадискурса ведущей осуществляется на основе описанных автором критериев, отражающих лингвистические и пара-лингвистические (фонационные и кинетические) характеристики коммуникативного поведения медийной личности, а также экстралингвистических факторов, определяющих специфику телевизионной медиакоммуникации. Характеризуются особенности языковой личности ведущей авторской научно-познавательной телепрограммы, находящие отражение в ее индивидуальном медиадискурсе.

Ключевые слова: медиадискурс, индивидуальный медиадискурс, коммуникативно-прагматический анализ, авторская телепрограмма.

Для цитирования:

Каширин А.А. О некоторых особенностях индивидуального медиадискурса ведущего авторской научно-познавательной телепрограммы // Коммуникативные исследования. 2017. № 3 (13). С. 89-95. DOI: 10.25513/24136182.2017.3.89-95.

Сведения об авторе:

Каширин Антон Анатольевич, аспирант

Контактная информация:

Почтовый адрес: 634061, Россия, Томск, ул. Киевская, 60 E-mail: anton.a.kashirin@gmail.com

Дата поступления статьи: 06.06.2017

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 15-04-00216.

© А.А. Каширин, 2017

В современном информационном обществе медийный канал становится доминирующим каналом связи (см. модель речевой коммуникации Р.О. Якобсона]. В этих условиях происходит смена акцентов с изучения текста на изучение дискурса, который традиционно понимается как «связный текст в совокупности с экстралингвистическими, прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами» [Арутюнова 1990: 136].

Дискурс институционален по своей природе, поэтому медийная коммуникация порождает его особый тип - медиадискурс - «совокупность процессов и продуктов речевой деятельности в сфере массовой коммуникации во всем богатстве и сложности их взаимодействия» [Добросклон-ская 2008: 152].

Общие тенденции в развитии медиасреды не исключают специфических особенностей отдельных видов СМИ, которые определяют их функционирование в медиапространстве. Телевидение как традиционное СМИ обладает уникальными характеристиками (фрагментарность, симультан-ность, многоканальное (аудиовизуальное] воздействие, креолизованность и поликодовый характер], порождая ни на что не похожий телевизионный текст - «смысловое и композиционное единство вербальной и невербальной составляющих» [Современный медиатекст 2011: 169].

Коллективный характер телевизионного творчества определяет особый исследовательский интерес к индивидуальным проявлениям языковой личности ведущего авторской телепрограммы в коммуникативно-прагматическом аспекте. Такая программа понимается нами как дискурсивная практика, в рамках которой организуется индивидуальный ме-диадискурс автора-ведущего как отражение его идиостиля.

Индивидуальный медиадискурс ведущего авторской телепрограммы - коммуникативная среда, формирующаяся в процессе его профессионального речевого поведения и определяющая его узнаваемый образ. Коммуникативно-прагматический анализ индивидуального медиадискурса автора-ведущего телепрограммы осуществляется с учетом критериев: формат программы; графическое, цветовое и звуковое оформление; экспозиция съемки; модель взаимодействия с аудиторией; информационные поводы; внешний вид ведущего; жесты, мимика, интонация, особенности дикции, громкость и тембр голоса ведущего; использование приемов коммуникативного воздействия; использование тропов и риторических фигур [Каширин: 2014]. При этом представляется необходимым учитывать факторы, характеризующие информационное поле медийной языковой личности: «К информационному полю личности можно отнести репутацию и авторитет человека, цитируемость (публичность, известность] той или иной личности, вступающей в общение. Поле включает цепочку ассоциаций, которые связаны с определенной личностью, ее тезаурусом, картиной мира, системой ценностей, отраженных в дискурсе» [Болотнов 2015: 113].

В задачи статьи входит описание некоторых особенностей индивидуального медиадискурса Татьяны Владимировны Черниговской в авторской научно-познавательной телепрограмме «Ночь. Интеллект. Черниговская».

Т.В. Черниговская - доктор филологических и биологических наук, профессор кафедры общего языкознания СПбГУ, заведующая лабораторией когнитивных исследований СПбГУ. Ученый обладает авторитетом в научном сообществе и активно занимается популяризацией науки, транслируя знания на разных медийных площадках: читает публичные лекции в лектории «Прямая речь», ведет циклы телевизионных передач на каналах «Культура» и «Пятый канал», выступает в качестве приглашенного гостя в различных радио- и телепрограммах и др.

Цикл авторских программ «Ночь. Интеллект. Черниговская» выходил на санкт-петербургском телевизионном канале «Пятый канал» в 2009-2010 гг. Согласно информации, размещенной на личной странице Т.В. Черниговской в Интернете, в эфир вышло 25 выпусков, каждый из которых имеет продолжительность чуть менее 30 минут (http://www.gen-lingnw.ru/person/Chernigovskaya.htm 11.04.2017].

В качестве материала для исследования индивидуального медиа-дискурса Т.В. Черниговской в ее авторской телепрограмме в данной статье рассматриваются выпуски с Андреем Кибриком (14.05.2009], Григорием Крейдлиным (03.12.2009] и Борисом Авериным (21.01.2010].

Формат программы - программа-интервью, где в качестве приглашенных гостей выступают ученые-исследователи, занимающиеся вопросами лингвистики, психологии и психиатрии, биологии, культурологии. Интерьер студии организован традиционно для данного типа программ: в центре на небольшом подиуме стоят два кресла, в которых сидят ведущая и приглашенный гость, между ними небольшой столик. На задней стене студии расположены экраны с меняющимся фоном. Цветовое и световое оформление программы выполнено в приглушенных, темных тонах, что создает антураж, соответствующий времени выхода программы в эфир и ее названию. Заставка программы лаконичная: на экране появляется модель студии, изображения которой средствами компьютерной графики несколько раз наслаиваются друг на друга, после чего на черном фоне последовательно проявляются слова «ночь», «интеллект», «Черниговская».

Каждая программа начинается традиционным приветствием ведущей, определяющим проблемное поле программы: Здравствуйте, меня зовут Татьяна Черниговская, и в моей передаче мы будем говорить об интеллекте, о мышлении, о культуре и развитии человека. Далее представляется гость и называется тема предстоящего разговора.

Интервью с приглашенным гостем представляет собой беседу «на равных», это разговор двух экспертов, каждый из которых компетентен в

обсуждаемом вопросе: Мы попробуем каждый со своей стороны эту замечательную тему как-то разглядеть; с Вами были люди, которые про память знают с разных концов (выпуск с Борисом Авериным].

Основная коммуникативная стратегия ведущей в программе определяется позицией активного интервьюера, который интересуется более углубленным знанием интервьюируемого по теме разговора. При этом Т.В. Черниговская постоянно демонстрирует собственную погруженность в проблематику выпуска и высказывает компетентное мнение, обращаясь к тактике профессионального самопозиционирования: Да, или вот руссе-норск, например, был. Язык, который возник на границе между Норвегией и Россией, когда купцы ведь должны были как-то договариваться друг с другом. Вот они придумали такой язык. Искусственный, простой относительно (выпуск с Андреем Кибриком]; Вообще такое существует мнение (и оно неправильное, сразу хочу сказать), что память - это что-то вроде ну либо библиотеки, либо кладовки, либо каких-нибудь там картотечных ящиков; Это я как специалист скажу (выпуск с Борисом Авериным] и др.

Для коммуникативного поведения Т.В. Черниговской характерна стратегия комплиментарности и научной солидарности. Так, это выражается, например, в репликах, сопровождающих высказывания гостя: Да что Вы говорите?! (выпуск с Андреем Кибриком]; Да, Григорий Ефимович, с Вами бы разговаривать и разговаривать (выпуск с Григорием Крейд-линым]; То, что Вы знаете лучше всех (обращаясь к собеседнику]; Потрясающе!; Тут я полностью согласна; Вот это замечательно!; Да, да, да, это правда (выпуск с Борисом Авериным] и др.

Т.В. Черниговская легко включается в беседу, задает попутные вопросы, вставляет реплики: Это что такое? (выпуск с Андреем Кибриком]; Извините, что я Вас перебиваю (выпуск с Григорием Крейдлиным]; А что, есть абсолютная истина? (выпуск с Борисом Авериным] и др.

Для индивидуального медиадискурса ведущего научно-познавательной (научно-популярной] телепрограммы в целом характерна установка на доступность изложения информации. В речевом поведении Т.В. Черниговской эта установка реализуется путем подбора общеупотребительных синонимов к специальной лексике: Скажите зрителям, что такое пиджин; Монолингвы, то есть говорящие на одном языке (выпуск с Андреем Кибриком]. Также этому служит обращение к приему визуализации, что выражается в просьбах ведущей привести фактические примеры: Например?; Ну, хоть какой-нибудь пример (выпуск с Андреем Кибриком]; А что это? Например? (выпуск с Григорием Крейдлиным]. Стоит отметить, что модель взаимодействия с аудиторией в программе «Ночь. Интеллект. Черниговская» ограничивается лишь этими средствами.

Языковая личность Т.В. Черниговской характеризуется высоким уровнем речевой и общей культуры. Программа «Ночь. Интеллект. Черни-

говская» не имеет четкого сценария, и развитие интервью обусловлено актуальными темами, возникающими непосредственно в процессе беседы, поэтому речь и приглашенного гостя, и ведущей преимущественно спонтанна и не подготовлена. Это детерминирует характерные приметы в устной речи Т.В. Черниговской (например, слова-«паразиты»: как бы; вот; ну; так сказать и др.; разговорные элементы и конструкции: будь она неладна;увидела дикое объявление; морочит голову и др.].

Для речевого поведения Т.В. Черниговской характерны узнаваемые паралингвистические особенности, как фонационные (четкая артикуляция и акцентуация наиболее важных слов; заполнение пауз; специфическая дикция; «растягивание» слов], так и кинетические (мимика; жесты; поза]. Частотной для ведущей в программе «Ночь. Интеллект. Черниговская» является «закрытая» поза (поза «нога на ногу», скрещенные на груди руки], однако при этом Т.В. Черниговская активно жестикулирует во время собственных высказываний. В целом речь Т.В. Черниговской достаточно эмоциональна и экспрессивна.

Лингвостилистические особенности индивидуального медиадискур-са Т.В. Черниговской соответствуют формату телепрограммы и соотносятся с представлением о речи ученого-эксперта. К ним можно отнести использование вводных слов, упорядочивающих изложение информации (во-первых; во-вторых; наконец], вводных слов и конструкций, объективирующих излагаемые факты (как всем известно; по словам ученых и др.]. К синтаксическим особенностям можно отнести использование предложений с однородными членами и обобщающими словами при них, а также разных типов сложных предложений, в частности с использованием составных подчинительных союзов: Про стандартный литературный язык еще понятно, что это такое, потому что есть книжки, в которых про это написано (выпуск с Андреем Кибриком].

Таким образом, в индивидуальном медиадискурсе Т.В. Черниговской в авторской телепрограмме «Ночь. Интеллект. Черниговская» находят отражение такие особенности ее языковой личности, как высокий уровень речевой и общей культуры, стремление к личному самовыражению, эрудиция, богатый научный и в целом информационный тезаурус, установка на доверительное общение (интимизация], доступность изложения, визуализация, подбор общеупотребительных синонимов к специальной лексике, четкая аргументация и упорядоченное изложение информации.

Список литературы

Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь / гл.

ред. В.Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 136-137. Болотнов А.В. О некоторых ключевых понятиях формирующейся информационно-медийной парадигмы в русистике // Вопросы когнитивной лингвистики. 2015. Вып. 1 (42). С. 111-116.

Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2008. 263 с.

Каширин А.А. Критерии коммуникативно-прагматического анализа индивидуального медиадискурса тележурналиста-ведущего итоговой информационно-аналитической программы // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 9 (150). С. 70-75.

Современный медиатекст: учебное пособие / под ред. Н.А. Кузьминой. Омск, 2011. 414 с.

References

Arutyunova, N.D. (1990), Diskurs [Discourse]. Yartseva V.N. (Ed.) Linguistic encyclopedic dictionary, Moscow, Sovetskaya entsiklopediya Publ., pp. 136-137. (in Russian)

Bolotnov, A.V. (2015), Certain key notions on formating informational and media paradigm in Rusistics. Issues of Cognitive Linguistics, No. 1 (42), pp. 111-116. (in Russian)

Dobrosklonskaya, T.G. (2008), Medialingvistika: sistemnyi podkhod k izucheniyu yazyka SMI: sovremennaya angliiskaya mediarech [Media linguistics: system approach to studying media language: modern English media speech], teaching aids, Moscow, Flinta Publ., Nauka Publ., 263 p. (in Russian)

Kashirin, A.A. (2014), Criteria of the communicative and pragmatic analysis of the individual media discourse of a television presenter of the information and analytical program. TSPUBulletin, No. 9 (150), pp. 70-75. (in Russian)

Kuzmina, N.A. (Ed.) (2011), Sovremennyi mediatekst [Modern Media Text], teaching aids, Omsk, 414 p. (in Russian)

SOME FEATURES OF INDIVIDUAL MEDIA DISCOURSE OF PRESENTER OF AUTHOR'S POPULAR-SCIENCE TV PROGRAM

A.A. Kashirin

Tomsk State Pedagogical University (Tomsk, Russia)

Abstract: The communicative and pragmatic research of individual media discourse of Tatiana Chernigovskaya, the presenter of the cycle of author's TV programs "Night. Intelligence. Chernigovskaya", in terms of the specifics of the formation of her recognizable image was presented. Analysis of individual media discourse of TV presenter is based on the criteria, which were described by the author. These criteria reflect the linguistic and paralinguistic (phonatory and kinetic) characteristics of communicative behavior of media personality, as well as extra-linguistic factors determining the specificity of the media environment. Features of the linguistic personality of the presenter of author's popular-science TV program, which are reflected in the individual media discourse, were characterized.

Key words: media discourse, individual media discourse, communicative and pragmatic analysis, author's TV program.

A.A. KamupHH

95

For citation:

Kashirin, A.A. (2017), Some features of individual media discourse of presenter of author's popular-science TV program. Communication Studies, No. 3 (13), pp. 89-95. DOI: 10.25513/2413-6182.2017.3.89-95. (in Russian)

About the author:

Kashirin Anton Anatolievich, postgraduate

Corresponding author:

Postal address: 60, Kievskaya ul., Tomsk, 634061, Russia

E-mail: anton.a.kashirin@gmail.com

Acknowledgements:

The publication was prepared within the framework of the scientific project No. 15-04-00216 supported by RFBR

Received: June 6, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.