Территория науки. - 2014. - № 1.
-компетентность субъектов риелторской деятельности в определенной области знаний.
М.В. Кратенко предлагает дать следующее определение риелторской деятельности - это посредническая деятельность при совершении сделок с объектами недвижимости, осуществляемая на профессиональной основе юридическими лицами и гражданами-предпринимателями. Выделение признаков риелторской
деятельности имеет и правоприменительное значение - оно позволяет пресечь незаконную предпринимательскую деятельность в этой сфере, способствует защите интересов потребителей риелторских услуг.
Необходимость принятия в России закона о риелторской деятельности не вызывает сомнения. Четкая и детальная регламентация деятельности риелтора обусловлена ее значимостью.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета от 25 декабря 1993 года.
2. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 № 63-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.
3. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской
Федерации: Федеральный закон от 20 декабря 2004 №163-ФЗ О
внесении изменений в Федеральный Закон // СЗ РФ. 2004. № 52 (ч.1) Ст. 526.
4. О саморегулируемых организациях: Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ // СЗ РФ. 2007. №49. Ст. 6076.
5. Кратенко, М.В. Сделки с недвижимостью: все о
посредниках: практич. пособие. - М.: Проспект, 2010.
Высоцкая Л.В.
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ГРАЖДАНСКОПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: гражданская ответственность, платные
медицинские услуги, врачебная ошибка.
137
Территория науки. - 2014. - № 1.
Аннотация: в статье рассмотрены особенности гражданскоправовой ответственности за нарушения в сфере оказания платных медицинских услуг.
Keywords: civil liability, paid medical services, medical error.
Abstract: This article describes the features of civil liability for violations in the sphere of paid medical services.
Деликтные обязательства являются одним из основных институтов гражданско-правовой ответственности. Теоретическое исследование гражданско-правовой ответственности нашло свое отражение в работах ученых правоведов, среди которых можно выделить таких как М.И. Брагинский, С.Н. Братусь, В.В. Витрянский, В.П. Грибанов, М.Н. Малеин, Б.И. Пугинский, и др.
Так, С.Н. Братусь особо подчеркивает, что основная равнодействующая тенденция гражданско-правовой ответственности вытекает из компенсационной, восстановительной функции гражданского права его цель обеспечить потерпевшей стороне ее восстановление (в имущественном и личном отношениях) в первоначальное состояние».
В.П. Грибанов определяет гражданско-правовую ответственность как одну из форм государственного принуждения, связанную с применением санкций имущественного характера, направленных на восстановление нарушенных прав и стимулирование нормальных экономических отношений юридически равноправных участников оборота.
Б.И. Пугинский отмечает, что хотя ответственность может быть реализована в бесспорном порядке и даже добровольно возложена на себя должником путем уплаты суммы неустойки или убытков потерпевшей стороне, это не меняет ее государственнопринудительного характера.
Единого подхода к понятию ответственности не сложилось, и это обстоятельство накладывает свой негативный «отпечаток» на отношения пациентов с исполнителями медицинских услуг при наличии оснований для применения тех или иных мер ответственности.
По мнению В.А. Хохлова гражданско-правовая ответственность менее всего преследует цели наказания и ущемления прав должника «иного обязательного лица», главное здесь защита интересов «пострадавшего участника правоотношения».
138
Территория науки. - 2014. - № 1.
По нашему мнению, гражданско-правовая ответственность -это вид юридической ответственности, возникающей в результате гражданско-правового правонарушения, влекущего возникновения обязанности правонарушителя совершить определенное действие имущественного характера (возместить убытки, уплатить неустойку) в добровольном и (или) принудительном порядке, направлена на пресечение, восстановление и компенсацию нарушенного права, к исполнению которой правонарушитель присужден по иску потерпевшего и которая возложена на правонарушителя по решению суда. Особенности гражданско-правовой ответственности проявляются в основании и условиях.
Необходимо отметить, что основанием гражданско-правовой ответственности является наличие состава гражданского правонарушения в действиях исполнителя медицинских услуг.
В юридической литературе довольно широко употребляется понятие «врачебной ошибки». Ряд авторов связывают ее наличие с объективными причинами заблуждения врача в определении диагноза и лечения, что исключает вину врача. А.П. Громов полагает, что «основным критерием ошибки является вытекающее из определенных объективных условий добросовестности заблуждение врача без элементов халатности, неосторожности и профессионального невежества. П.П. Глущенко подразумевает под врачебной ошибкой такое действие или бездействие медицинского работника, которое с учетом причинной связи способствовало увеличению или не снижению риска прогрессирования имеющегося у пациента заболевания, возникновению нового патологического процесса, неоптимальному использованию ресурсов медицины и неудовлетворенности пациента от взаимодействия с системой здравоохранения.
По нашему мнению, «врачебная ошибка» - это действия (бездействия) медицинского персонала, нарушающие требования действующего законодательства, а также установленных стандартов и порядков оказания медицинской помощи. «Врачебную ошибку» выражается в небрежности, халатности, недобросовестности, безграмотности врача. Наличие «врачебной ошибки» должно свидетельствовать о неосторожной вине исполнителя медицинских услуг.
Представляется интересным вопрос о роли третьих лиц как исполнителей по договору платных медицинских услуг. Потребитель вправе требовать, чтобы исполнитель медицинской услуги оказал ее лично в соответствии со ст. 780 ГК РФ. Следовательно, исполнение
139
Территория науки. - 2014. - № 1.
услуги в целом или совершение отдельных действий по ее исполнению может быть передано третьим лицам только по согласованию с заказчиком (потребителем). Согласие, отвечающее критериям добровольности и информированности, выражается в форме, установленной законом для сделок.
Третьи лица участвуют в оказании медицинской услуги в случаях, если определенная часть медицинских мероприятий, входящих в объем медицинской услуги, выполняется медицинским учреждением, не являющимся исполнителем по договору, например, консультирование в другом медицинском учреждении по направлению медицинского учреждения - исполнителя услуги. Поэтому считаем необходимым внести в Постановление Правительства от 04 Октября 2012 г. N 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» положения, определяющие участие третьих лиц медицинских учреждений в лечебно-диагностическом процессе при исполнении обязательств по оказанию медицинских услуг, и условия их ответственности.
Так, в соответствии с п. 3 ст. 308 ГК РФ обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). Согласно п. 1 ст. 313 ГК РФ исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. Третье лицо привлекается, если это прямо предусмотрено договором.
По общему правилу, ответственность перед заказчиком (потребителем) за ненадлежащее исполнение или неисполнение услуги в результате действий третьих лиц несет исполнитель (ст. 403 ГК РФ). Как отмечала E.H. Данилова, «из того положения, что должник отвечает за вину фактических исполнителей, как за свою собственную, вытекает, что если он по данному договору сам должен отвечать за всякую вину, то он отвечает и за всякую вину помощника. Если же он отвечает сам только за грубую вину, то он отвечает только за такую же и помощника». Во всех случаях, когда сторона передает исполнение обязательств по договору оказания медицинских услуг третьему лицу в нарушение запрета, она принимает риск действий последнего на себя.
В случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя третье лицо - исполнитель медицинской услуги несет деликтную ответственность по правилам параграфа 3 гл. 59 ГК РФ.
140
Территория науки. - 2014. - № 1.
Определенная специфика в применении правил об участии третьих лиц в исполнении обязательства по оказанию медицинских услуг обусловлена смешанным характером договора. Так, например, услуги по предоставлению пациентам питания или вещей во временное пользование, хранение вещей может быть возложено медицинским учреждением на третье лицо. В данной ситуации третье лицо - исполнитель услуги - несет самостоятельную ответственность перед потребителем, если вред причинен вне связи с исполнением медицинской услуги.
Представляется целесообразным рассмотреть виды гражданско-правовой ответственности, вытекающие из отношений по оказанию платных медицинских услуг.
1. Договорная ответственность наступает в случаях, когда в законе либо прямо установлены формы и пределы ответственности за нарушение условий определенных договоров, либо сторонам предоставлено право оговорить в договоре виды и условия ответственности.
Основанием для возложения договорной ответственности является неисполнение или ненадлежащее исполнение стороной договора обязательства по оказанию медицинских услуг (неоказание необходимого набора медицинских услуг, некачественное оказание услуги, неприменение известных медицинской науке способов, приемов лечения, имеющейся медицинской техники, инструментов, приборов, аппаратов).
В качестве примера можно привести следующее судебное дело, рассмотренное в октябре 2013г. Истица «А» (далее - истица) обратилась в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «К» (далее - ответчик), в котором просила расторгнуть договор об оказании платных медицинских услуг от
...2013 г., взыскать убытки, возникшие из-за некачественного
выполнения ответчиком работ по лабораторному исследованию, взыскать убытки, связанные со сдачей платных анализов, компенсацию морального вреда, штраф, судебные расходы.
В обоснование исковых требований указала, что для постановки точного диагноза и проведения лечения в МКДЦ необходимо представить анализ крови. Поскольку такой анализ в МКДЦ не проводился, последний порекомендовал обратиться в ООО «К» для проведения анализа. Ей выдали три специальные закрытые пробирки для забора крови. При этом информация о технике заполнения пробирок кровью не была предоставлена.
141
Территория науки. - 2014. - № 1.
При получении анализов выяснилось, что в двух пробирках результат анализа не был определен, в связи с чем вся ранее проделанная ею работа по сдаче анализов на возмездной основе была фактически напрасной. Считая свои права нарушенными, истец обратилась в суд с настоящим иском.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что между ответчиком и истицей был заключен договор на оказание платных медицинских услуг от 20.03.2013 г., согласно которому ответчик обязался выполнить медицинские услуги истице, а истица -оплатить стоимость работ (услуг). Факт оплаты за оказанные услуги сторонами не оспаривается.
Материалами дела установлено, что истица обратилась в МКДЦ за оказанием медицинских услуг, однако необходимо было представить анализ крови (на альдостерон и на картизол), который не проводился в МКДЦ, в связи с чем, она обратилась к ответчику. После забора крови было установлено, что результат анализа в двух из трех пробирок не был установлен, в связи с чем, ответчик возвратил стоимость проведенного анализа в двух пробирках. Поскольку в МКДЦ необходимо было представить результаты анализа одновременно в трех пробирках с различными сравнительными исследованиями крови, результат исследования одной пробирки ценности с медицинской точки зрения не представлял.
Исковые требования судом были удовлетворены частично.
Договор между истицей и ответчиком об оказании платных медицинских услуг от...2013г. был расторгнут.
В пользу истице с ответчика взысканы убытки, возникшие из-за некачественного выполнения ответчиком работ по лабораторному исследованию, убытки, связанные со сдачей платных анализов, компенсацию морального вреда, штраф, судебные расходы.
2. Внедоговорную ответственность часто именуют деликтной ответственностью, она определяется только законом либо предписаниями иных правовых актов.
Для наступления же деликтной ответственности характерно установление противоправности причинения вреда, возникновения вреда (убытков, морального вреда), наличия причинной связи между действием (бездействием) причинителя вреда и наступившими последствиями (убытками, моральным вредом), выяснение признаков вины. Они имеют относительно самостоятельный характер, их нормативной основой служат институты возмещения вреда. Юридическое значение разграничения договорной и вне договорной ответственности состоит в том, что формы и размер вне договорной
142
Территория науки. - 2014. - № 1.
ответственности устанавливаются только законом, а формы и размер договорной ответственности определяются как законом, так и условиями заключенного договора.
Разграничение ответственности на договорную и деликтную важно в случаях, когда вред абсолютным имущественным правам и неимущественным благам причинен в результате противоправного действия, связанного с исполнением договора, т.е. когда деликт одновременно является нарушением договорного обязательства (например, вред жизни и здоровью пациента причиняется при исполнении договора на оказание платной медицинской помощи). В таких случаях потерпевший вправе заявить иск либо из договора, либо из деликта. При этом необходимо отметить, что выбор конкретного способа защиты нарушенных прав зависит от основного отношения, в рамках которого произошло нарушение прав и законных интересов.
В соответствии с действующим законодательством пациенту предоставляется право предъявить иск из деликта и при наличии договорных отношений. В свою очередь ст.ст.1084-Ш87 ГК РФ детально регламентирует возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, в том числе и при исполнении договорных обязательств.
3. В сфере оказания платных медицинских услуг может возникнуть ситуация, когда вред причиняется совместными действиями медицинских учреждений по отдельным договорам оказания платных медицинских услуг, например гражданину оказывали в поликлинике медицинские услуги в виде обследования, затем лечение в стационаре больницы и реабилитацию в санатории. В таких случаях будет действовать принцип солидарной ответственности, закрепленный в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 1080 ГК РФ). При условии, что действия медицинских учреждений были согласованными, а единое намерение, очевидным, то обязанность возмещения вреда возлагается на них солидарно без определения долей каждого, в отдельных случаях наступает долевая ответственность (ст.321 ГК РФ).
4. Субсидиарный вид гражданско-правовой ответственности. Например, согласно ст. 120 ГК РФ медицинское учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. В случае причинения имущественного ущерба медицинскому учреждению лицом, не достигшим
143
Территория науки. - 2014. - № 1.
совершеннолетия, субсидиарную ответственность несут родители или попечители.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5.
2. Закон РФ «О защите прав потребителей» (закон о правах потребителя) от 07.02.1992 N 2300-1//Собрание законодательства РФ, № 3, 15.01.1996, N 3, Ст. 140.
3. Постановление Правительства от 04 Октября 2012 г. N 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»// Российская газета.-2012.- N 233.
4. Андреев Ю.Н. Платные медицинские услуги. Правовое регулирование и судебная практика. - М., 2007. - С.151-152.
5. Данилова E.H. «Ответственность должника за действия третьих лиц, участвующих в исполнении договора». - М., 1991. - С.21.
6. Медицинское страхование. Экспертиза качества медицинской помощи в системе ОМС (проблемы задачи и подходы к их решению). Методическое пособие. Под ред. В.Ф. Чавпецова, В.В. Гришина, В.Ю. Семенова, П.П. Глущенко. - М., 1995. - С.26.
Караванов А.А., Устинов И.Ю.
СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПРОВЕДЕНИЯ РАЗЛИЧИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ГУМАНИТАРНОМ ПРАВЕ
Воронежский экономико-правовой институт Военный учебно-научный центр Военно-воздушных Сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
Ключевые слова: международное право, вооруженные силы, гражданские лица.
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы восприятия субъектами легитимного насилия ведущего принципа международного гуманитарного права. Делается комплексный вывод о том, что на практике, чтобы избежать ошибочного или произвольного выбора гражданских лиц в качестве объекта нападения комбатантами должны быть приняты все возможные меры предосторожности.
144