Научная статья на тему 'О некоторых особенностях графики поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин»'

О некоторых особенностях графики поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1645
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВАРДОВСКИЙ / ПОЭМА "ВАСИЛИЙ ТЕРКИН" / TVARDOVSKY''S POEM "VASILY TERKIN" / ГРАФИКА / GRAPHICS / ГРАФИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ / ПОЭТИЧЕСКАЯ ГРАФИКА / "ЛЕСЕНКА" / DRAWINGS / POETRY GRAPHICS / A "LADDER"

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Борисова Ирина Михайловна

Проблема графического оформления художественного произведения одна из актуальных в современном литературоведении. В числе проблем графики стихотворной речи функционирование «лесенки». Она была предметом изучения у стиховедов (в том числе и у нас) на материале русской классической поэзии. «Лесенка» XX века на сегодня практически не изучена. В данной статье анализируется «лесенка» поэмы («Книги про бойца») А.Т. Твардовского «Василий Теркин» (1941-1945). Наблюдение над «лесенкой» «Василия Теркина» показало, что она не похожа на знаменитую «лесенку» В. Маяковского и скорее напоминает лестничную разбивку строк поэтов XIX в.: делит строку только на две ступени, встречается от случая к случаю в некоторых строчках. Всего таких «лесенок» в поэме обнаружено 15 случаев. Всё это позволяет сказать, что Твардовский в поэме «Василий Теркин» использовал «лесенку» в традициях русской классической поэзии XIX в. «Лесенка» активно взаимодействуют с другими стиховыми формантами (с переносом, рифмой, строфикой). Анализ соотношения средств различных уровней (графического, стихового и стилистического) позволяет увидеть, что они стремятся дополнить, усилить друг друга. «Лесенка» в поэме выполняет композиционные, психологические и изобразительные функции, которые иногда совмещаются. Каждый раз её появление обосновано ходом развития событий, композиционными особенностями или желанием автора выделить какой-либо значимый момент. Сделанные выводы красноречиво свидетельствуют о том, что поэт даже в тяжелых военных условиях, в которых создавалась поэма, продумывал графическую форму текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME OF THE GRAPHIC NATURE OF THE POEM A.T. TVARDOVSKY «VASILY TERKIN»

The problem graphic design artwork is one of actual in modern literary criticism. The graphics issues poetic speech the functioning of the «ladder». She was the subject of study of poetry (including us) on the material of Russian classical poetry. A «ladder» of the twentieth century to today, has not been studied. This article examines the «ladder» of the poem («the Book about the fighter») of A.T. Tvardovsky «Vasily Terkin» (1941-1945). Observation of a «ladder» «Vasily Terkin» showed that it’s not similar to the famous «ladder» of V. Mayakovsky and stair is more like a breakdown of the lines of poets of XIX century: divides the string into two stages, occurs occasionally in some lines. Most of these «ladders» in the poem discovered 15 cases. All this allows to say that Tvardovsky's poem «Vasily Terkin» used «ladder» in the tradition of classical Russian poetry of the XIX century. «Ladder» actively cooperates with other poetry formants (transfer, rhyme, stanzaic structure). The analysis of correlation of facilities of different levels (graphical, stylistic and verse) lets you see what they seek to complement, reinforce each other. «Ladder» in the poem performs compositional, psychological and fine features, which are sometimes combined. Every time her appearance is justified by the course of events, compositional characteristics or by the author's desire to highlight any significant moment. The findings clearly show that the poet even under severe war conditions in which the poem was created, thought through the graphic form of the text.

Текст научной работы на тему «О некоторых особенностях графики поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин»»

УДК 82.0

Борисова И.М.

Оренбургский государственный университет E-mail: rusfil@mail.osu.ru

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ГРАФИКИ ПОЭМЫ А.Т. ТВАРДОВСКОГО «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН»

Проблема графического оформления художественного произведения - одна из актуальных в современном литературоведении. В числе проблем графики стихотворной речи - функционирование «лесенки». Она была предметом изучения у стиховедов (в том числе и у нас) на материале русской классической поэзии. «Лесенка» XX века на сегодня практически не изучена. В данной статье анализируется «лесенка» поэмы («Книги про бойца») А.Т. Твардовского «Василий Теркин» (1941-1945).

Наблюдение над «лесенкой» «Василия Теркина» показало, что она не похожа на знаменитую «лесенку» В. Маяковского и скорее напоминает лестничную разбивку строк поэтов XIX в.: делит строку только на две ступени, встречается от случая к случаю в некоторых строчках. Всего таких «лесенок» в поэме обнаружено 15 случаев. Всё это позволяет сказать, что Твардовский в поэме «Василий Теркин» использовал «лесенку» в традициях русской классической поэзии XIX в. «Лесенка» активно взаимодействуют с другими стиховыми формантами (с переносом, рифмой, строфикой). Анализ соотношения средств различных уровней (графического, стихового и стилистического) позволяет увидеть, что они стремятся дополнить, усилить друг друга. «Лесенка» в поэме выполняет композиционные, психологические и изобразительные функции, которые иногда совмещаются. Каждый раз её появление обосновано ходом развития событий, композиционными особенностями или желанием автора выделить какой-либо значимый момент.

Сделанные выводы красноречиво свидетельствуют о том, что поэт даже в тяжелых военных условиях, в которых создавалась поэма, продумывал графическую форму текста.

Ключевые слова: Твардовский, поэма «Василий Теркин», графика, графическое оформление, поэтическая графика, «лесенка».

Интерес к графическому оформлению поэтических текстов отечественные поэты проявляли и в ХУП-ХУШ вв. [2], и в XIX в. [3], [6], а в XX в. «возникают различные индивидуальные графические манеры (пионером здесь выступает Андрей Белый). Можно говорить о графическом рисунке поэтического текста, присущем В. Маяковскому, В. Хлебникову, М. Цветаевой, И. Сельвинскому и многим другим поэтам» [11, С. 78]. Исследователи - В.Е. Холшевников [17], А.Г. Степанов [13], А.Ф. Бадаев, Ю.В. Казарин [1] и др.- уже сделали ряд наблюдений над поэтической графикой. Ранее нами подробно изучалась «лесенка» как графический приём в русской классической поэзии [4], [5], [7]. А вот вопрос о том, что стало с «лесенкой», как она использовалась в XX веке, до сих пор остаётся нерешённым. Нам удалось найти только работу М.Л. Гаспарова о «лесенке» В. Маяковского [8]. Как выяснилось, в XIX веке лестничная разбивка была экзотическим приёмом у поэтов, использовалась нечасто, выборочно в некоторых строчках, разбивавшихся на две ступени, а знаменитая «лесенка» Маяковского дробила в тексте все стихотворные строки на две, три и более ступеней.

В этом аспекте нас заинтересовал графический облик поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин» [14], который пока остаётся неизученным,

хотя существует много работ о творчестве поэта [9], [10], [12], [15], [16]. В поэме Твардовского мы обнаружили 15 случаев «лесенки». Сравним этот показатель с аналогичным в поэмах Н.А. Некрасова: «Мороз, Красный нос» - 1 «лесенка», «Княгиня Волконская» - 4, «Современники» - 12, «Кому на Руси жить хорошо» - 24. Кроме того, «лесенка» Твардовского скорее напоминает лестничную разбивку строк поэтов XIX века (делит строку только на две ступени, встречается от случая к случаю), чем «лесенку» Маяковского. Учитывая сказанное, можно утверждать, что Твардовский пошёл по пути традиционного графического оформления своих произведений.

Наши наблюдения показали, что «лесенка» в поэме «Василий Теркин» сочетается со стиховыми формантами. Так, в 27% случаев «лесенка» накладывается на ритмико-синтаксический приём переноса (enjambement), причем оба стремятся выделить слово или словосочетание, становятся своеобразными знаками препинания:

Жалоб нету? Ни одной?

Разойдись!

И я согласен

С этим строгим старшиной.1

Борисова И.М._

В 60% случаев «лесенка» завершает рифму, «озвучивает» её, но только с некоторой задержкой из-за паузы, возникающей на разломе строки:

Тихо звякала посудой,

Что-то шила при огне

А хозяин ждет оттуда,

Из угла.

Неловко мне.

И в 100% случаев строфический пробел, появляющийся до/после/внутри «лесенки», становится дополнительным сигналом, подчеркивающим композиционные особенности не только текста, но и самой «лесенки». Следовательно, графика активно взаимодействует с другими стиховыми формантами (с переносом, рифмой, строфикой). Выразительный эффект этого взаимодействия проанализируем совместно с функциями «лесенки».

В поэме «Василий Теркин» «лесенка» выполняет композиционные функции (27%). Например, в главе «Поединок» Теркин вступает в рукопашный бой с немцем, и в ключевой момент драки, когда оба уже устали, появляется «лесенка», которая подчеркивает этот перелом в развитии сюжета:

Ах, ты вон как! Драться каской?

Ну не подлый ли народ!

Хорошо же! -

И тогда-то,

Злость и боль собрав в кулак,

Незаряженной гранатой

Теркин немца - с левой - шмяк!

Далее Теркин, собрав волю «в кулак», делает решительный удар и выигрывает схватку.

В главе «Кто стрелял?» после боя возникает идиллическая картина «вечера дивного», которая навевает тоску и воспоминания о мирном времени. Неожиданно всё это прерывается звуком вражеского самолета, что маркируется в тексте с помощью «лесенки», сигнализирующей о внезапной смене обстановки:

О некоторых особенностях графики поэмы...

Провожай домой девчонку Да цалуй - не будь дурак, Налегке иди обратно, Мать заждалася...

И вдруг -Вдалеке возник невнятный, Новый, ноющий, двукратный, <.> И томящий душу звук.

В самом начале главы «В наступлении» «лесенка» встречается два раза и в обоих случаях тоже выполняет композиционную функцию. Сначала «лесенка» подчеркивает неожиданный приход приказа и вместе с ним завершение долгого привала бойцов:

На войне, как на привале, Отдыхали про запас, Жили, «Теркина» читали На досуге.

Вдруг - приказ.

Вдруг - приказ, конец стоянке.

В данном случае графика совмещается с такими приемами, как перенос (enjambement) и анадиплозис, которые одновременно с «лесенкой» выделяют слова «на досуге» и «вдруг приказ». Так Твардовский проводит резкую грань между привалом бойцов и началом наступления. К тому же ритмико-синтаксический и стилистический приемы подчеркивают и усиливают композиционную роль «лесенки».

А вторая «лесенка» главы «В наступлении» маркирует переход от размышлений о будущем после войны к суровой реальности боя:

Трудно знать. Со стариками Не всегда мы так добры. Там посмотрим.

А покамест Далеко до той поры.

Здесь тоже наблюдаем наложение приемов графики и синтаксиса. С помощью переноса

1 Здесь и далее текст цитируется по изданию А.Т. Твардовского [12].

(enjambement) выделяется слово «покамест», таким способом автор как бы обращает взор читателей от будущего к настоящему, к суровым военным будням. Очевидно, что «лесенка» и перенос органично дополняют друг друга.

Несколько реже «лесенка» в поэме Твардовского выполняет психологическую функцию (6%), к примеру, в главе «Перед боем»:

Тихо звякала посудой,

Что-то шила при огне

А хозяин ждет оттуда,

Из угла.

Неловко мне.

Все товарищи уснули,

А меня не гнет ко сну.

После тяжелой дороги, ужина в доме командира, мимо деревни которого проходили бойцы, все улеглись спать, кроме хозяйки и хозяина. Теркину стало неловко, потому что он понимал необходимость побыть им наедине. Случайная, короткая встреча командира с семьей может оказаться последней. И «лесенка» выделяет этот глубочайший психологический подтекст.

В остальных случаях психологическая функция «лесенки» сочетается с композиционной (20%). Так, в главе «Смерть и воин» «лесенка» появляется в тот момент, когда возле умирающего Теркина останавливаются прикурить солдаты «из команды похоронной»:

- Кабы капельку из фляжки.

- Кабы так - один глоток.

- Или два.

И тут, хоть слабо,

Подал Теркин голос свой.

Здесь лестничная разбивка строки подчеркивает то, как из последних сил Василий неожиданно подаёт голос землякам. Это одновременно и композиционный перелом в главе (в переговоры между Смертью и Теркиным вмешиваются живые люди, готовые помочь бойцу), и психологический перелом (у Василия теперь есть шанс избавиться от «Косой», спастись, ведь она не сломила его жажду жизни).

Вернувшись в родной полк после госпиталя (глава «Теркин - Теркин»), Теркин поник, ему казалось «Все не то: иное место / И народ уже иной». Да к тому же объявляется его рыжий двойник. «Тот Теркин» «водит носом, задается», а «мой Теркин» не смог промолчать и пытается угостить того сигаретой. В этот момент появляется «лесенка»:

- Что ж, трофейной сигаретой

Угощу. -

Возьми его!

Видит мой Василий Теркин -

Не с того зашел конца.

И снова лестничная разбивка строки совмещается с переносом (enjambement), выделяющим слово «угощу». Получается, что «лесенка» маркирует момент вступления Василия в диалог с двойником, а перенос - способ, которым воспользовался герой, желая поговорить с новоявленным Теркиным. Вторая «лесенка» в этой же главе выделяет окончание данного диалога и неразберихи, возникшей по поводу того, кто же настоящий Теркин:

По уставу каждой роте

Будет придан Теркин свой.

Слышно всем? Порядок ясен?

Жалоб нету? Ни одной?

Разойдись!

И я согласен

С этим строгим старшиной.

Кроме этого, «лесенка» и перенос подчеркивают новое психологическое состояние героя: сначала Теркин был возмущен появлением двойника, а теперь согласен с тем, что в каждой роте и взводе должен быть свой герой.

Особо примечательны случаи «лесенки» с изобразительной функцией (46%). Например, в главе «Гармонь» «лесенка» имитирует неожиданное появление и торможение грузовика, помощь шофера, подоспевшего к замерзающему Теркину:

Борисова И.М.

О некоторых особенностях графики поэмы..

Вдруг - сигнал за поворотом, Дверцу выбросил шофер, Тормозит:

- Садись, пехота, Щеки снегом бы натер.

Затем машине преградила путь колонна, у кого-то нашлась гармонь, и Теркин стал играть на ней. На звуки гармошки «шел народ, как на огонь». Все стали обступать гармониста:

К гармонисту все идут. Обступают.

- Стойте, братцы, Дайте на руки подуть.

И здесь «лесенка» словно изображает отступ героя от толпы и паузу, которую берет гармонист, чтобы согреть руки и дальше веселить народ.

В главе «Кто стрелял?» «лесенка» подчеркивает момент, когда самолет резко понёсся вниз, чтобы нанести смертельный удар. Графика как бы подражает самолету: он вниз, и «лесенка» тоже.

- Вот сейчас он с разворота И начнет. И жизни даст2. Жизни даст!

Со страшным рёвом Самолет ныряет вниз...

Кроме того, здесь мы находим уже второй случай совмещения «лесенки» и анадиплози-са. Стилистическая фигура и графика играют своеобразную композиционную роль - подчеркивают начало бомбежки.

Затем в этой же главе адъютанты разыскивают бойца, который из винтовки попал во вражеский самолет. И лестничная разбивка имитирует эти возгласы адъютантов, доносящиеся с разных сторон.

- Разыскать тотчас героя. Кто стрелял?

А кто стрелял?

Кто не спрятался в окопчик,

Поминая всех родных.

В главе «Бой в болоте» «лесенка» имитирует разрывы снарядов, раздающиеся один за другим:

Смертный свист скатился в уши,

Ближе, ниже, суше, глуше -

И разрыв!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За ним другой.

- Ну, накрыл. Не даст дослушать.

Вторую «лесенку» встречаем, когда солдаты поднимают раненого Теркина, чтобы донести его до санбата. Так с помощью графики изображается «отрыв» Василия от ледяной земли и от Смерти:

- Не толкуй. Заждался малый.

Вырубай шинель во льду.

Поднимай.

А Смерть сказала:

- Я, однако, вслед пойду.

В главе «Теркин пишет» герой сообщает в письме, что выжил, готов вернуться в свою часть и продолжить борьбу. Одновременно с помощью «лесенки» и курсива в конце письма выделяется его имя как подпись:

Все сказал до корки.

Обнимаю вас, чертей.

Ваш

Василий Теркин.

Если в прозаическом письме обычно подпись адресанта ставится внизу после текста, то здесь, в стихотворном письме собственноручную подпись имитирует курсив, а её расположение внизу - нижняя ступень «лесенки». Графика этих строк также сигнализирует о конце главы, то есть выполняет еще и композиционную функцию.

Таким образом, Твардовский в поэме «Василий Теркин» использовал «лесенку» в традициях русской классической поэзии XIX в. Обнаружен-

2 «Жизни дать» (фразеологизм) - наносить большой урон в живой силе противнику.

ные здесь 15 «лесенок» активно взаимодействуют с другими стиховыми формантами (с переносом, рифмой, строфикой). Анализ соотношения средств различных уровней (графического, стихового, стилистического) позволяет увидеть, что они стремятся дополнить, усилить друг друга. «Лесенка» в данной поэме выполняет композиционные, психологические и изобразительные

функции, которые иногда совмещаются. Каждый раз её появление обосновано ходом развития событий, композиционными особенностями или желанием автора выделить какой-либо значимый момент. Сделанные выводы красноречиво свидетельствуют о том, что поэт даже в тяжелых военных условиях, в которых создавалась поэма, продумывал графическую форму текста.

01.10.2015

Список литературы:

1. Бадаев А.Ф., Казарин Ю.В. Поэтическая графика (функционально-эстетический и лингвистический аспекты): монография. -Екатеринбург: ИД «Союз писателей», 2007.- 188 с.

2. Борисова И.М. Графический облик поэзии - объект филологического исследования // Вызовы XXI века и образование. Материалы всеросс. науч.-практич. конференции. Секция 4.- Оренбург: ОГУ 2006.- с. 21-28.

3. Борисова И.М. Графический облик поэзии Ф.И. Тютчева // Вестник Оренбургского государственного университета.- 2006.-№11.- с. 8-13.

4. Борисова И.М. Графический прием «лесенки» и его роль в поэзии Н.А. Некрасова // Филологические чтения: Материалы Всеросс. науч.-практич. конференции.- Оренбург: Изд-во ИПК ГОУ ОГУ 2006.- с. 190-193.

5. Борисова И.М. «Лесенка» и перенос (enjambement) в поэзии Н.А. Некрасова // Филологические чтения: Материалы Между-нар. науч.-практич. конференции.- Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ 2009.- с. 38-42.

6. Борисова И.М. Пушкин в истории графики русского классического стиха // Пушкин и пушкинские традиции: Материалы Междунар. конференции, посвященной году А.С. Пушкина в Казахстане (7-8 декабря 2006 г.). Часть I.-КазНПУ им. Абая, 2007.- с. 113-120.

7. Борисова И.М., Мелихова Н.А. О функциях графических средств в поэме А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» // Вестник Оренбургского государственного университета.- 2009.- №11.- с. 4-7.

8. Гаспаров М.Л. Ритм и синтаксис: происхождение «лесенки» Маяковского // Проблемы структурной лингвистики, 1979.- М.: Наука, 1981.- С.148-168.

9. Гришунин А.Л. «Василий Тёркин» А. Твардовского.- М.: Наука,1987. - 77с.

10. Кондратович А. Твардовский: поэзия и личность. - М.: Художественная литература, 1978. - 350 с.

11. Лотман Ю.М. Графический образ поэзии // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии.- СПб.: Искусство-СПБ, 2001.- с. 77-81.

12. Паперный З. «Поэтическое слово у Твардовского» // Вопросы литературы. -1979.-№7.- с. 46-65.

13. Степанов А.Г. Семантика стихотворной формы. Фигурная графика, строфика, enjambement: автореф. дисс... канд. филол. наук. - Тверь, 2004.- 22с.

14. Твардовский А.Т. Василий Теркин // Твардовский А.Т. Стихотворения. Поэмы. Проза.- М.: СЛОВО/SLOVO, 2004.- с. 279426.

15. Творчество Александра Твардовского: исследования и материалы / под редакцией П.С. Выходцева, Н.А. Грозновой. -Ленинград: Наука, 1989. - 382 с.

16. Турков А.М. Александр Твардовский. - М.: «Молодая гвардия», 2010.- 408 с.

17. Холшевников В.Е.Стиховедение и поэзия.- Л.: ЛГУ 1991.- 254 с.- с. 174.

Сведения об авторе:

Борисова Ирина Михайловна, доцент кафедры русской филологии и методики преподавания русского языка факультета филологии и журналистики Оренбургского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент

460018, г. Оренбург, пр-т Побуды, д. 13, тел.: (3532) 372436

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.