Научная статья на тему 'О некоторых особенностях экологического образования и просвещения в сша'

О некоторых особенностях экологического образования и просвещения в сша Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
735
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНВАЙРОМЕНТАЛИЗМ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / США / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН / ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ENVIRONMENTALISM / EDUCATION / USA / GREENING OF EDUCATIONAL DISCIPLINES / FEATURES OF ENVIRONMENTAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмадиев Артур Константинович

В условиях различных проявлений экологического кризиса экологическое образование и просвещение является одним из главных элементов в его преодолении. В работе описан опыт некоторых организаций США, встроенных в эколого-образовательный и просветительский процесс. Определяются различия в понимании экологической культуры в России и США: для граждан США более понятным является термин инвайроментализм, который включает в себя как природоохранную деятельность, так и образовательный процесс.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the context of various manifestations of the environmental crisis, environmental education is one of the main elements in overcoming it. The paper describes the experience of some US organizations embedded in the environmental-educational process. Determines the differences in the understanding of ecological culture in Russia and the United States: U.S. citizens more understandable is the term enviromentalism, which includes both environmental activities and educational process.

Текст научной работы на тему «О некоторых особенностях экологического образования и просвещения в сша»

УДК 914+374.31+374.32+374.71

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ В США

Ахмадиев Артур Константинович, Российский государственный геологоразведочный университет им. Серго Орджоникидзе, г. Москва

E-mail: art696@mail.ru

Аннотация. В условиях различных проявлений экологического кризиса экологическое образование и просвещение является одним из главных элементов в его преодолении. В работе описан опыт некоторых организаций США, встроенных в эколого-образовательный и просветительский процесс. Определяются различия в понимании экологической культуры в России и США: для граждан США более понятным является термин инвайроментализм, который включает в себя как природоохранную деятельность, так и образовательный процесс.

Abstract. In the context of various manifestations of the environmental crisis, environmental education is one of the main elements in overcoming it. The paper describes the experience of some US organizations embedded in the environmental-educational process. Determines the differences in the understanding of ecological culture in Russia and the United States: U.S. citizens more understandable is the term enviromentalism, which includes both environmental activities and educational process.

Ключевые слова: экологическое образование, инвайроментализм, просвещение, США, экологизация учебных дисциплин, особенности экологического просвещения.

Key words: environmental education, environmentalism, education, USA, greening of educational disciplines, features of environmental education.

Столкновение цивилизации с биосферой - следствие того, что цивилизация не принимает во внимание законов целого, законов биосферы, поскольку учет их действия требует долгосрочных и сверхдолгосрочных мер, противоречащих краткосрочным и среднесрочным интересам. Еще в начале второй половины ХХ века начали говорить о развитии экологического кризиса, а затем и эколого-социального кризиса. Мировое сообщество ответило на это созданием природоохранной инженерии, разработкой ресурсосберегающих технологий [1]. Однако те или иные проявления кризиса мы констатируем и сегодня. Главная причина - низкий уровень культуры и недостаточный уровень знаний. Поэтому возрастает в наше время роль экологического образования и просвещения. Экологизация образования стала целью многих стран, в том числе и США.

Главной особенностью системы образования США является то, что она развивается на децентрализованной основе, в соответствии с которой каждый штат несет ответственность за развитие образования на своей территории и основное бремя расходов по его содержанию. Каждый штат имеет собственное Министерство Образования, которое разрабатывает политику развития системы образования своего штата [2]. Поэтому экологическое образование в общеобразовательных школах Америки характеризуется чрезвычайным разнообразием форм и методов, а многие концепции носят рекомендательный характер.

Главным положением в экологическом образовании Америки является постулат, что если личность не владеет понятием «окружающая среда» и не понимает своего собственного отношения к этой среде, то она является безграмотной [3]. Смысловое понимание является очень важным. Так в России до сих существуют проблемы с дефиницией природоохранных мероприятий, а многие граждане не могут четко разграничить понятия «природа» и «окружающая среда», «техногенный» и «антропогенный», «влияние» и «воздействие» и т.д. Все это показывает, что два поля: культурное и образовательное очень тесно связаны; на стыке этих полей формируется экологическое понимание, выстраивается аксиологическая система, а также запрос общества государству.

Экологизация образования в США начинается еще со школы. Во многих школах проводится мониторинг состояния окружающей среды. Начиная с первого класса, учащиеся изучают состояние водоемов, рек, ведут регулярные наблюдения за животным и растительным миром. К работе активно привлекаются родители учащихся. В старших классах ученики не просто наблюдают, а учатся анализировать и прогнозировать. Здесь уже активно действуют местные природоохранные организации, которые используют данные анализов школьников в научной и практической работе [4].

Экологическое образование продолжается и в высшей школе, и имеет следующие особенности:

- экологизация учебных дисциплин;

- включение в учебные планы спецкурсов экологического содержания, научно-исследовательская работа по экологической тематике;

- участие в общественном экологическом движении.

Так, например, в Портлендском университете экологическое образование студентов проводится под руководством Центра естественно-научного образования. В рамках данной программы Центр предлагает спецкурсы экологической направленности. Студенты также участвуют в общественном экологическом движении. В Портлендском и многих других университетах Америки активно работают общественные экологические ассоциации. Основным направлением их работы является благоустройство студенческого городка. Другое важное направление работы ассоциации - экологическое просвещение студентов [4].

Дальнейшее экологическое образование (уровень магистратуры) студентов

проводится межфакультетским объединением «Наука об окружающей среде и природопользовании». Оно было организовано в 1973 г. естественными факультетами Портлендского университета. Научно-исследовательская работа межфакультетского объединения финансируется путем получения грантов на конкурсной основе, как это обычно делается в американских университетах[4].

Междисциплинарный подход в экологическом обучении широко применяется и в либеральных университетах, где система построена так, что студент может не только сам выбирать курсы, но изучать, по сути, не предметы, а отдельные темы, с разных научных точек зрения.

К особенностям американской системы непрерывного экологического образования можно отнести также высокий уровень технической оснащенности, позволяющей в любое время и в любом месте донести до обучающихся необходимую им новую экологическую информацию. Не менее важна динамичность и мобильность сложившихся в США форм экологического обучения, которые эффективно откликаются на требования научно-технического прогресса [5].

Неоспоримым является тот факт, что экологическое образование является фундаментом для экологической культуры. И стоит указать на особенности понимания термина «экологическая культура» в США. В нашем сознании укоренилось представление об экологической культуре, как части общей культуры общества, в которой проявляется сопричастность культурно-духовных и природных основ развития человеческой цивилизации [6]. Существует также подход, в котором экологическая культура понимается как сумма знаний и ценностей формирующих поступки людей, направленные на минимизацию своего негативного следа на Земле.

В американской общественной мысли категория «экологическая культура», или «зеленая культура», понимается как определенный способ взаимодействия общества с окружающей средой на основе разделяемых членами социума представлений, ценностей, норм и моделей поведения [6].

Но американцам ближе понятие не экологической культуры, а инвайроментализма, под которым понимается, с одной стороны, набор ценностей и представлений, которые оформляют повседневный порядок социальных практик, с другой стороны, защита окружающей среды через ответственность субъектов, их включение в экологически ответственные модели поведения [6].

Таким образом, американский инвайроментализм — это и природоохранная деятельность, и образование, и культура. Одним из примеров проявления инвайроментализма является День медведя Смоки, который является эколого-просветительской акцией, проводимой 9 августа. Событие проходит под эгидой Лесной службы США и посвящено профилактики лесных пожаров, которая началась в 1950-х годах. Девиз акции: «Только ты можешь предотвратить лесные пожары». Символ дня возник после лесного пожара в Нью -Мексико, в 1950 г. Местные жители нашли в широком дупле обгоревшего медвежонка, потерявшего свою мать. Это история стала достоянием прессы и

общественности. Медвежонка позже перевели в Национальный зоопарк в Вашингтоне. В итоге, он стал «живым символом национального общества защиты природы от пожаров», а о самой акции знают более 95% и 77% детей [7].

Стоит также отметить, что огромную роль в экологическом просвещении и формировании культуры в Америке играет экологическая литература. Произведения Джона Барроуза, Рейчел Карсон, Олдо Леопольда, Джорджа Перкинса Марша, Джона Мьюира, Генри Дэвида Торо и других авторов привлекали и привлекают внимание общественности к экологическим проблемам. Барри Лопес, лауреат Национальной книжной премии США, утверждает, что экологическая литература и сегодня имеет большое влияние на развитие взаимоотношений человека с природой, являясь одним из эффективных способов борьбы против разрушительных действий человека [8]. Так, долгое время, одной из самых популярных книг была книга Р. Карсон «Безмолвная весна», вышедшая в 60-е годы ХХвека. Она была посвящена загрязнению окружающей среды пестицидами, в первую очередь ДДТ. Книга всколыхнула всю Америку. Карсон изучала влияние ядохимикатов на птиц и других живых организмов, и приходила к неутешительным выводам. Считается, что именно труд Карсон, стал одним из катализаторов эколого-просветительской деятельности, активного подъема общественных экологических организаций.

В последнее время актуальными становятся книги А. Гора «Неудобная правда», «Земля на чаше весов», которые описывают проблемы глобального потепления, роль экономической системы в загрязнении среды, пути выхода из кризиса. На основании его книг сбыли сняты документальные фильмы, которые также способствуют популяризации подобных тем.

США, как и Россия, имеют богатый опыт в организации сети особо-охраняемых природных территорий. В Америке такие территории называются Охраняемые природные территории (ОПТ), главную роль при этом отводится национальным паркам. Для американских граждан национальные парки -гордость нации, несущая в себе глубокий философско-патриотический смысл. Они являются символами штатов и страны в целом. Все ОПТ подразделяются на природные, исторические и рекреационные, и они также задействованы в общую систему по формированию экологической культуры. Во многих из них развит экологический туризм, который реализуется за счет обустройства экологических троп. Примером эколого-просветительской деятельности можно назвать национальный парк Йеллоустон, где осуществляются масштабные программы для детей и подростков, среди таких программ «Юный рейнджер» и «Молодой учёный». Все мероприятия проходят в специально построенных визит-центрах. Сам парк ежегодно посещают более 3 млн. чел. [9]

Таким образом, экологическое образование в США пытается дать не просто сумму знаний, а сформировать образ мышления. И можно согласиться с мнением Ж. Дорста, что экология - «...это не только отрасль науки, а метод мышления, метод глобальный и интегрированный с целым рядом проблем, связанных с изучением функционирования биосферы и ее освоением человеком и для человека...» [10].

Список использованных источнков:

1. Арский Ю.М., Данилов-Данильян В.И., Залиханов М.Ч., Кондратьев К.Я., Котляков В.М., Лосев К.С. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. - 330 с.

2. Тартарашвили Т.А. США. Инструменты регулирования качества образования. - М.: ЗАО «Новые печатные технологии», 2015. - 448 с.

3. Каплан Б.М. Обзор международного опыта экологического образования / Бюллетень «На пути к устойчивому развитию России». - № 65. - 2013. - С. 40-48.

4. Гильмиярова С.Г. Экологическое образование в американских университетах / Высшее образование в России. - № 12. - 2006. - С. 153-155.

5. Степанец Р.В. Эколого-педагогическая подготовка учителя: многоуровнево-культурологический контекст: монография / Р.В. Степанец; Владим. гос. ун-т имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2013. - 332 с.

6. Ермолаева П.О. Концептуализация понятия «экологическая культура» в американской и российской традициях / Ученые записки казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2010. - Т. 152. - Кн. 5. - С. 58-64

7. Шматков. Н. Вовлечение общественности в управление лесами в США и России: проблемы и перспективы // Устойчивое лесопользование. - 2011. - № 2 (27). - С. 2-14.

8. Гречишкина С.В. Процесс формирования экологической культуры в США: американские ценности // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2018. - № 30. - С. 33-42.

9. Макарова К.А. Территориальная сеть национальных парков России как объект экологического туризма: диссертация ... кандидата географических наук: 25.00.24 / Макарова Ксения Александровна; [Место защиты: Ин-т географии РАН]. - Москва, 2015. - 247 с.

10. Гирусов Э.В. Экологическая культура как высшая форма гуманизма // Философия и общество. -2009. - № 4. - С. 74-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.