рой он выделяет идеологическую, моральную и социальнопсихологическую подфункции1.
Таким образом, социальное обеспечение осуществляет различные функции, воздействует на общественные отношения в различных направлениях и с помощью разного рода экономических, политических и юридических средств, выполняя тем самым своё предназначение - создание человеку достойных его условий существования.
А. П. Федоров
О некоторых новациях закона о страховых пенсиях
28 декабря 2013 г. Президентом РФ были подписаны два закона: № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»1 2 (далее - Закон о страховых пенсиях), № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»3, давших старт третьей по счету пенсионной реформе 4. На этот раз кардинальные изменения связаны лишь с институтом нынешних трудовых пенсий, финансируемых за счет страховых пенсионных взносов.
Следует отметить, что еще один законопроект (№ 364074-6) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О страховых пенсиях” и “О накопительной пенсии”»5, стоящий по важности в одном ряду с законом о страховых пенсиях, к настоящему времени прошел только первое чтение в Государственной Думе. Следовательно, говорить о всех новациях пенсионного законодательства преждевременно, поэтому в данной статье рассмотрим ряд положений закона о страховых пенсиях, касающихся преимущественно вопросов стажа6.
1 См.: Социальная защита населения в регионе. М., 1992. С. 66.
2 СЗРФ. 2013. № 52 (ч. I). Ст. 6965; 2014. № 2 (ч. II) (поправка).
3 СЗРФ. 2013. № 52 (ч. I). Ст. 6969.
4 Первая реформа началась с принятия 20.11.1990 г. Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», вторая стартовала с принятия ныне действующих федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
5 Законопроект размещен на официальном сайте Государственной Думы
по адресу: «http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?
OpenAgent&RN=364074-6&02».
6 С точки зрения исследования соотношения объективного и субъективного в законотворчестве представляет интерес следующая информация: из 218 поправок к закону о страховых пенсиях, предложенных ко второму чтению, принято 125, из которых автором 123 поправок является председатель Комитета
52
В отличие от ситуации, сложившейся при принятии закона о трудовых пенсиях (начал действовать через две недели после подписания Президентом РФ), законы о страховых и накопительной пенсиях начинают действовать с 1 января 2015 г., и у законодателя имеется в запасе год, чтобы спокойно и взвешенно проанализировать принятое законодательство и исправить все его сколько-нибудь существенные недостатки.
1. В новом пенсионном законодательстве место трудовых пенсий занимают страховые пенсии, при том, что содержание понятия страховой пенсии целиком заимствовано из закона о трудовых пенсиях. Как представляется, эта замена, в частности, связана с тем, что по действующему законодательству в ряде случаев право на трудовую пенсию оказывается никак не связанным с трудовой деятельностью (в частности, у некоторых категорий граждан, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному
л
пенсионному страхованию1).
2. В самостоятельную накопительную пенсию выделена накопительная составляющая (накопительная часть) трудовой пенсии по старости. Соответственно место фиксированного базового размера (ранее - базовой части) трудовой пенсии заняла фиксированная выплата к страховой пенсии, которая теперь исчисляется по правилам, сходным, скорее, с правилами Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 № 340-1* 1 2 (Закон о государственных пенсиях), нежели с правилами закона о трудовых пенсиях.
3. При проведении пенсионной реформы 2002 г. общий трудовой стаж как основополагающий критерий для назначения пенсии был заменен страховым стажем, правила исчисления которого были существенно ужесточены по сравнению с правилами исчисления общего трудового стажа. Тогда это оправдывали тем, что требуемая величина стажа была снижена с 25/20 лет для мужчин/женщин до 5 лет3. Новая реформа увеличивает продолжительность необходимого страхового стажа втрое - до 15 лет. Поэтому целесообразным выглядело бы предложение о приближении содержания и правил исчисления страхового стажа и периодов, засчитываемых в страховой
Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов А. К. Исаев (из них 107 поправок внесены им единолично). Среди авторов отклоненных поправок А. К. Исаев не значится.
1 Статья 29 Федерального закона от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // СЗРФ. 2001. № 51. Ст. 4832.
2 Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 27. Ст. 351.
3 Заметим, что минимальная величина общего трудового стажа, дававшая право на назначение пенсии (пусть и не в полном размере) составляла те же самые 5 лет.
53
стаж, к содержанию и правилам исчисления общего трудового стажа, тем более, что нынешняя реформа вводит дополнительное, более жесткое условие назначения страховой пенсии по старости - минимальную величину индивидуального пенсионного коэффициента.
При этом п. 3 ст. 8 Закона о страховых пенсиях, устанавливающий минимальную величину индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, означает, что для низкооплачиваемых работников фактическая продолжительность страхового стажа существенно превысит установленный законом минимум в 15 лет и приблизится к 30 годам.
4. Термин «общественно-полезная деятельность» (ч. 2 ст. 1 Закона о страховых пенсиях) нигде больше в законе не упоминается. Поэтому, во-первых, непонятно такое единичное использование этого термина и, во-вторых, создается впечатление, что, с точки зрения государства, деятельность граждан в периоды, засчитываемые в страховой стаж (например, служба в вооруженных силах, уход за детьми), не является общественно полезной.
Поскольку за некоторые из периодов, засчитываемых в страховой стаж, на лицевой счет застрахованного лица в Пенсионный фонд России (ПФР) перечисляются средства из федерального бюджета, было бы логично и целесообразно использовать понятие «общественно-полезная деятельность» именно к этим периодам, либо, чтобы не было путаницы с аналогичным термином, использовавшимся в прежнем законодательстве, изъять его из нового законодательства.
5. В ч. 8 ст. 13 Закона о страховых пенсиях вместо двух вариантов исчисления общего трудового стажа, применяемых в действующем законодательстве (ч. 3, 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях), используется вариант, который определяет стаж посредством отсылочной нормы о том, что эти периоды могут включаться в стаж с применением правил подсчета, предусмотренных законодательством, действовавшим в период выполнения соответствующей работы (деятельности). Таким образом, лицу, желающему понять, как обстоят дела с его страховым стажем, придется изучить соответствующие нормы пенсионного законодательства, действовавшего в стране на протяжении последних 40-50 лет.
6. Среди периодов, засчитываемых в страховой стаж, с трех до шести лет в общей сложности увеличена продолжительность периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет (п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона о страховых пенсиях), что, как предполагается, должно оказать благоприятное воздействие на демографическую ситуацию в стране. Этой же цели подчинена норма п. 12 ст. 15 указанного закона, в соответствии с которой индивидуальный пенсионный коэффициент за полный ка-
54
лендарный год указанного периода (непосредственно влияющий на размер пенсии) возрастает с 1,8 при уходе за первым ребенком до 5,4 при уходе за третьим или четвертым.
7. В п. 6 ст. 13 Закона о страховых пенсиях упомянуты только два случая льготного учета страхового стажа (работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности). На самом деле таких периодов существенно больше (в частности, работа непосредственно в полевых условиях в экспедициях, врачебная деятельность в сельской местности и по определенной профессии, труд работников ведущих горных профессий на подземных горных работах). Было бы целесообразно дополнить данный пункт, указав в нем все случаи льготного исчисления стажа.
8. В Законе о страховых пенсиях, как и в действующем законодательстве, продолжительность работы в течение календарного года за пределами льготно исчисляемого периода не учитывается, что выглядит достаточно нелогично, поскольку гражданин, занятый в течение года на других работах помимо работы, исчисляемой льготно, в стажевом отношении приравнивается к лицу, которое работало только на льготно исчисляемой работе. И у такого гражданина при выходе на страховую пенсию могут возникнуть проблемы, связанные с недостаточностью стажа.
Почему законодатель раз за разом предпочитает перенести в новое законодательство недостатки старого, а не исправить их, воспользовавшись подходящим случаем - не вполне понятно1.
9. В соответствии с нормами Закона о государственных пенсиях 1990 г. величина общего трудового стажа (в том числе в льготном исчислении) непосредственно влияла на размер пенсии. В действующем Законе о трудовых пенсиях и новом Законе о страховых пенсиях эта связь полностью отсутствует, поскольку размер пенсии в этих обоих случаях зависит исключительно от суммы перечисленных в ПФР страховых взносов. В новациях Закона о трудовых пенсиях (п. 17, 18 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях), которые должны были начать действовать с 1 января 2015 г., предусматривалось увеличение либо уменьшение фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в зависимости от величины страхового стажа на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые. Но даже такая паллиативная норма не была перенесена в новое законодательство.
10. Новый закон по-прежнему не решает вопрос о восстановлении в полном объеме пенсионных прав лиц, страховые взносы с за-
1 К сожалению, подобная «оплошность» многократно повторяется в иных нормах нового пенсионного законодательства.
55
работной платы которых за определенный период не были перечислены (перечислены не полностью) в ПФР, в частности вследствие объективных причин или недобросовестности работодателя. Если эти суммы невозможно взыскать, например, с конкретного работодателя, то индивидуальный пенсионный коэффициент застрахованного лица, а, следовательно, и размер страховой пенсии оказываются заниженными. Заметим, что вина за создавшуюся ситуацию ложится не на застрахованное лицо1, а на государство, которое не сумело обеспечить надлежащий надзор и контроль за перечислением страховых взносов.
В данном случае следовало бы ввести в законодательство норму о том, что, если факт работы гражданина установлен, а взыскать неперечисленные страховые взносы не представляется возможным, то исчисление индивидуального пенсионного коэффициента за подтвержденный период и суммы, подлежащей к зачислению на индивидуальный (персонифицированный) счет застрахованного лица в ПФР, осуществляется по тем же правилам, как и в случае периодов, засчитываемых в страховой стаж.
О. Р. Шепелёва
Проблемные вопросы защиты прав потерпевших от преступлений
Новое тысячелетие ознаменовалось общемировой тенденцией выработки правоохранительными системами большинства развитых государств мер адекватного реагирования на проблему противоправного воздействия со стороны подозреваемых, обвиняемых и подсудимых на других участников уголовного судопроизводства, в первую очередь потерпевших, с целью побудить последних отказаться от сотрудничества с системой уголовного правосудия.
Проблема защиты прав потерпевшего становится наиболее актуальной проблемой процессуальной науки, которая все более активно исследуется учеными России. Между тем имеющиеся публикации не исчерпывают всю сложную проблему, а скорее предоставляют фундаментальную базу для ее дальнейшего исследования.
Несмотря на достаточно большой объем прав, предоставленных законодателем потерпевшему, нельзя не признать, что УПК РФ не разрешил ряд насущных проблем, связанных с его процессуальным положением. Проведенный нами анализ действующего законо-
1
1 Вопрос о принципах взимания страховых взносов является отдельной темой.
56