Литература.
1. Бетге Й. Балансоведение. М.: Бухгалтерский учет, 2000.
2. Боди 3., Мертон Р. Финансы: Учебное пособие. М.: Издательский дом "Вильямс", 2000.
3. Долан Э.Дж., Линдсей Д.Е. Рынок - макроэкономическая модель. СПб.: Автокомп, 1992.
4. Кидуэлл Д.С., Петерсон Р.Л., Блэкуэлл Д.У. Финансовые институты, рынки и деньги. СПб.: Питер,
2000.
5. Кох Р. Менеджмент и финансы от А до Я. СПБ.: Питер, 1999.
6. Ришар Ж. Бухгалтерский учет: теория и практика. М.: Финансы и статистика, 2000.
7. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. М.: Финансы и статистика, 1996.
ЧЕЧЕНОВ A.A., КАЛОВ З.А., КУРШАЕВА Ф.М., МАЗЛОЕВ Р.Б.
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ПОРЯДКА РАСЧЕТА ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ
П
01
Z
В последние десятилетия проблемы пенсионного обеспечения находятся в центре внимания научных и общественных дискуссий во всех странах мира. Происходят демографические сдвиги, приводящие к быстрому увеличению доли пожилых людей в общей численности населения. Прогнозы показывают, что старение населения будет прогрессировать.
Пенсионная реформа является одной из самых сложных и болезненных проблем переходного периода. Неудачи при ее осуществлении ухудшают отношение населения к реформам в целом. Поэтому требования к пенсионной реформе повышенные, так реформированная модель должна иметь прочную финансовую основу, не подверженную разрушению и повысить благосостояние всех заин-щ тересованных в ней лиц.
О Основные три закона из пакета федеральных нормативно-правовых документов "О трудовых
fU пенсиях в Российской Федерации", "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", реализующие положения программы пенсионной реформы были приняты в конце 2001 года и вступили в силу с 1 января О 2002 года.
| Следует отметить, что в ходе реформы пенсионной системы не была предоставлена новая фор-
££ мула расчета пенсий, она полностью заимствована у предшествующей модели. При этом по ранее iE действовавшему законодательству одновременно применялись две методики расчета.
В качестве основополагающего этапа реформирования отечественной пенсионной системы можно
о обозначить введение в действие Закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 20.11.1990 г. № 340-1. По его
§ нормам устанавливался минимальный размер пенсии по стране, рассчитывался данный показатель
® индивидуально для каждого пенсионера. Максимальный размер пенсии, в свою очередь, ограничивался
СО
о его трехкратным значением (в исключительных случаях, к примеру, если пенсия назначена за работу
о в тяжелых условиях по Списку №1, максимальный размер пенсии ограничивался 3,5 минимального).
^ Сложная экономическая ситуация в стране обусловила необходимость корректировки размеров пен-
2 сий и помимо индексации минимальной пенсии были введены твердые компенсации. Зачастую наблю-
2 далась ситуация, когда уровень твердой компенсации превышал значение самой пенсии, т.е. в струк-
g туре пенсий наибольший удельный вес занимали выплаты, не имеющие страхового характера.
о Следующим серьезным этапом явилось принятие Закона 113-Ф3 "О порядке исчисления и увели-
g чения государственных пенсий", которым был введен принципиально новый термин для отечественной практики: "индивидуальный коэффициент пенсионера" (ИКП).
| На ИКП влиял стажевой коэффициент, размер среднемесячного заработка пенсионера и размер
о среднемесячной заработной платы в стране за определенный период. Данный нормативный акт не
m отменил действие принятого ранее законодательства, в частности пенсионного Закона № 340-1, а
5 дополнил уже действующие нормы.
g В соответствии с Законом № 113-Ф3 предусматривалось ежеквартальное увеличение пенсий,
5 исчисленных как с применением, так и без применения ИКП. Очередное увеличение пенсий произво-
о дилось с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября каждого года пропорционально росту среднемесячной
9 заработной платы в стране за предшествующий квартал. В тех случаях, когда размер пенсии, исчис-
о
ленной с применением ИКП, не достигал размера пенсии, исчисленной без применения ИКП, пенсионер мог выбрать исчисление пенсии без применения ИКП.
Если в первой формуле учитывался определенный процент (в зависимости от стажа) от "осовремененной" заработной платы и ограничивался максимальный размер пенсии, то в последнем случае ограничивалось отношение заработной платы пенсионера к заработной плате по стране, а ежеквартальной индексации подлежала среднемесячная заработная плата по стране.
Своеобразен и порядок формирования самой среднемесячной заработной платы по стране для расчета пенсии: если органы статистического управления публиковали среднюю зарплату по стране исходя из начисленной, для расчета пенсии данный показатель рассчитывался исходя из поступивших в ПФР страховых взносов. Таким образом, для расчета пенсии применялась заработная плата, размер которой был значительно ниже среднестатистического. Значение этого показателя в 4 квартале 2001 г. составляло 1671 руб. и именно эта сумма применяется в настоящее время, хотя многие юридические и физические лица уже погасили свою задолженность.
Данный порядок назначения пенсий требовал кардинальных уточнений, поскольку схема расчета, по мнению сторонников реформирования пенсионной системы, была крайне запутанной и несовершенной. Даже специалисты в области пенсионного обеспечения испытывали затруднения при назначении пенсии. Вместе с тем сказать о том, что в ходе преобразования модели упрощена формула расчета пенсий, на наш взгляд, нельзя, напротив, она стала еще более запутанной и громоздкой. Таким образом, новая модель унаследовала методику расчета, в основе которой лежит индивидуальный коэффициент пенсионера.
Трудовые пенсии назначаются с учетом страхового стажа, т.е. суммарной продолжительности периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд. Введение понятия "страховой стаж" вместо трудового стажа привело к принципиальной корректировке его структуры. Страховой стаж застрахованного лица формируют периоды двух
С0
видов: □
- включаемые в страховой стаж; ^
- засчитываемые в страховой стаж.
Для включения в страховой стаж периодов работы необходимо соблюдение следующих условий: ^
- уплата страховых взносов в Пенсионный фонд; а
- осуществление трудовой деятельности на территории РФ. ®
К иным периодам, засчитываемым в страховой стаж, относятся: о
- прохождение военной службы, а также другой, приравненной к ней службы; ®
СО
- получение пособия по государственному социальному страхованию в период временной не- | трудоспособности; ^
- уход одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не о более трех лет в общей сложности; ^
- получение пособия по безработице, участие в оплачиваемых общественных работах, переезд i по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства; g- уход, осуществляемый трудоспособным лицом за инвалидом III степени, ребенком-инвалидом
или за лицом, достигшим 80 лет; о
- содержание под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, 0 репрессированных и впоследствии реабилитированных, отбывание наказания этими лицами в местах о лишения свободы и ссылке.
Необходимо уточнить, что периоды, засчитываемые в страховой стаж, учитываются лишь в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности, независимо от их продолжительности, включаемые в страховой стаж. Также следует отметить, что не все иные периоды, засчитываемые в страховой стаж, участвуют при расчете суммы пенсии. Периоды ухода родителей за детьми, а также ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом III степени, ребенком-инвалидом, лицом, достигшим возраста 80 лет, принимаются к зачету лишь при определении права на трудовую пенсию. По новым нормам требование о минимальной продолжительности стажа составляет 5 лет, как для мужчин, так и для женщин.
Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов при исчисле- о нии страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за уста- ö
о
новлением пенсии. Работа в течение полного навигационного периода на водном транспорте, в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, учитывается так, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила весь год. Перечень отраслей определен Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 года № 498.
При подсчете страхового стажа периоды работы и иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями, вышестоящими организациями, архивными учреждениями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. После регистрации стаж учитывается только на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В случае утраты документов о страховом стаже в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и т.д.) и невозможности их восстановления, периоды работы могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей. В отдельных случаях допускается установление стажа свидетельскими показаниями при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения) не по вине работника.
Как видно из изложенного, подсчет страхового стажа ведется по весьма льготным правилам. Практически любая деятельность, подтвержденная документами, включается в стаж.
Пенсия в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью исчисляется по установленным нормам из среднемесячного заработка. Если пенсия не может быть исчислена из заработка, она устанавливается в твердой сумме, равной минимальной совокупной выплате. П В заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи
¡Ё с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной законодательством, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд России. Виды выплат, на которые не начисляют-д ся страховые взносы в Пенсионный фонд, определяются Правительством Российской Федерации. □ Среднемесячный заработок при назначении пенсии определяется (по желанию лица, обратив-
^ шегося за пенсией) за 2000-2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, -<> либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей трудовой деятельности на основании справок, выдаваемых в установленном порядке работодателями.
Из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, исключаются (по желанию лица, обратившегося за пенсией) неполные месяцы работы в связи с ее началом или прекращением не с 1-го числа месяца и месяцы (в том числе неполные) отпуска, предоставляемого в связи с уходом за ребенком в возрасте до полутора лет, а также время работы, в течение которого гражданин являлся инвалидом или получал возмещение ущерба, причиненного увечьем либо иным повреж-о дением здоровья, осуществлял уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или престарелым, Ее нуждающимся в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения. При этом исключенные ЕЕ месяцы заменяются другими, непосредственно предшествующими избранному периоду или непосред-
о. ственно следующими за ним. Замена актуальна при расчете пенсии с применением заработной платы о
< за 60 месяцев.
^ Остановимся подробнее на методике подсчета пенсий.
о П=БЧ+СЧ+НЧ, где
о П - трудовая пенсия по старости;
^ БЧ - базовая часть пенсии;
СЧ - страховая часть пенсии;
£ НЧ - накопительная часть пенсии.
Размер базовой части пенсии устанавливается федеральными законами в виде фиксированной суммы и зависит от ее вида, возраста получателя, степени ограничения способности к трудовой дея-® тельности, наличия нетрудоспособных членов семьи.
Необходимо установить всеобщую государственную базовую пенсию, предоставляемую всем гражданам (за исключением тех, кто получает другие виды государственных пенсий), размер которой обеспечивал бы средства, минимально достаточные для существования.
Предлагаем выделить признаки, в соответствии с которыми увеличиваются базовая и страховая части пенсии отдельным уровнем в структуре пенсии и финансировать их из федерального бюджета. Также считаем уместным применение региональной дифференциации базовой части пенсии, участие
о
регионов при определении ее размера и обосновываем это различиями в стоимости жизни.
Перерасчет базовой части пенсий с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения, производится при возникновении следующих обстоятельств:
- изменение количества нетрудоспособных членов семьи;
- изменение степени ограничения способности к трудовой деятельности;
- достижение пенсионером 80 лет;
- изменение категории получателей трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
На сроки увеличения базовой части пенсии лицам, достигшим 80-летнего возраста, либо имеющим ограничение способности к трудовой деятельности 3 степи, влияет не только дата обращения, но и вид получаемой пенсии, что требует корректировки посредством внесения изменений в действующее законодательство.
Размер страховой части определяется по следующим формулам:
СЧ=ПК/Т,
СЧ=П-БЧ, где
СЧ - страховая часть трудовой пенсии;
ПК - пенсионный капитал;
Т - ожидаемый период выплаты пенсии
Реформа пенсионной системы предопределила введение нового для отечественной практики термина "ожидаемый период выплаты пенсии". Этот показатель носит вероятностный характер, определяется с помощью методов страховой математики на основе статистического наблюдения смертности населения страны в пенсионном возрасте и характеризует средний период дожития застрахованных лиц.
Величина ожидаемого периода выплаты пенсии нормативно закреплена в законе "0 трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Основой методики подсчета явилась таблица смертности за 1999 год. Определено, что в среднем □ продолжительность жизни после назначения пенсии составляет 14 и 23 года соответственно для муж- О чин и женщин. Таким образом, общая средняя остаточная продолжительность жизни составила 19 лет. Однако до 2013 года применяется уменьшенный размер показателя. Математические расчеты пока- ^ зывают, что данный факт не дает льготы при исчислении размера пенсии по старости. а
Считаем, что будет справедливо и более того, необходимо устанавливать ожидаемый период ® выплаты пенсии с учетом того, что фактически продолжительность жизни различается по половому, о социальному, национальному, профессиональному и др. признакам. ®
СО
Отдельного внимания заслуживает величина ожидаемого периода выплаты пенсии при назна- |
чении досрочных пенсий. Если выплата пенсий начинается раньше, значение показателя не увели- ^
чивается, в обратном случае, т.е. позже общеустановленного возраста, сокращается на 12 месяцев за о
каждый полный год, при этом должен составлять не менее 120 месяцев. Перевод с одного вида пен- ^
сии на другой рассматривается законодательными нормами как новое назначение и тоже ведет к ^
корректировке периода выплаты. Данный факт демонстрирует зависимость пенсии от субъективных ^
обстоятельств при прочих равных условиях, что, на наш взгляд, необходимо устранить. ^
После истечения ожидаемого периода предполагается продолжение выплаты пенсии по прежнему о
сценарию, то есть будет осуществляться перераспределение средств от лиц "не доживших" установ- 0
ленный срок к лицам его "пережившим". о
В данной ситуации объективно возникает вопрос о том, зачем усложнять формулу компонентом, т
^ 0
не оказывающим влияние на конечный результат. Ответ на вопрос последует позже, при рассмотре- £
нии методики подсчета других видов пенсий и перерасчетов. £
Для получения страховой части необходимо определить расчетный размер пенсии по возрасту ;=
на основании следующей формулы: ^
РП=СК*(ЗПп/ЗПс)*СМЗс, где ®
РП - расчетный размер трудовой пенсии; >|
СК - стажевой коэффициент; о
ЗПп/ ЗПс - отношение заработной платы пенсионера к заработной плате по стране за один и тот |
же период; ^
СМЗс - среднемесячная заработная плата в стране. о
При расчете пенсии по новому закону, по прежнему, используется требуемый в соответствии с о
Законом № 340-1 стаж. Так, за каждый год, отработанный сверх 25 для мужчин и 20 для женщин, ста-жевой коэффициент увеличивается на 1 %, но не более чем на 75 % в общей сложности.
Отношение заработной платы пенсионера к заработной плате по стране учитывается в размере не свыше 1,2 (табл. 1).
Таблица 1
Максимально допустимое значение отношения заработной платы пенсионера к заработной плате по стране
№ Максимальное отношение заработной платы Дата введения в
гс/п пенсионера к таработной плате до стране производство
1 0.7 С01Л>2Л99в годэ
2. 0,8 С 0].05.2000 года
3. 0.95 СО].08,2000 года
4. 12 С 01.052001 года
П
01
Z
СО □
□
01
о
i—
®
i— s
о
а
®
ей
X
>
О О
О d
О
<
>
о о
о о
о
ей О
I—
О
о
CL
о
X
о
о
Для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера (РКС) и приравненных к ним местностях (ММПКС), в соответствии с Федеральным законом РФ от 17.12.2001 г. № 173-Ф3 установлены повышенные соотношения заработков (табл. 2).
Произведение стажевого коэффициента и отношения заработной платы пенсионера к заработной плате по стране получило название индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП). Максимальное значение ИКП не может превышать 0,9 (0,75*1,2). Таким образом, максимальный размер пенсии на 31.12.2001 г. не мог превышать 90 % от среднемесячной заработной платы в стране (1671*0,9=1503,90).
Расчетный размер пенсии определяется на 01.01.2002 г. далее в установленном порядке индексируются базовая и страховая части пенсии. Следует отметить, что в отличие от страховой части трудовой пенсии, базовая часть и государственная пенсия увеличиваются на общие коэффициенты индексации.
Таблица 2
Максимально допустимое значение отношения заработной платы пенсионера к заработной плате по стране для лиц, проживающих в РКС и МПКС
№ п/п Районный коэффициент, установленный к lapaGoTHofi плате работ никои Максимальное oteioluchkc таработной платы пенсионера, к ад работной плите поспрннс
1. ло 1,5 1А
2, <тт 1.5 ло 1 1,7
3. от 1,6 н дыше 1,9
Особенность расчета трудовой пенсии по инвалидности заключается в том, что ожидаемый период выплаты пенсии корректируется на отношение нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) по состоянию на указанную дату к 180 месяцам. Это также новый компонент пенсионной формулы. Ранее пенсия по инвалидности рассчитывалась исходя из требуемого стажа, который варьировался в зависимости от возраста инвалида, но в любом случае не мог превышать 15 лет.
Нормативная продолжительность страхового стажа инвалида до достижения 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста, начиная с 19 лет, но не более 180 месяцев в общей сложности.
Также следует отметить, что при расчете пенсии инвалидам 1 степени ограничения способности к трудовой деятельности применяется стажевой коэффициент, равный 0,30, т.е. занижается не только базовая часть, но и страховая.
По "старому закону" этой категории инвалидов, а также лицам, осуществляющим трудовую деятельность, надбавка на иждивенца не выплачивалась. Также следует отметить, что выплата осуществлялась одному из родителей. Новый порядок предоставляет льготу независимо от факта работы, группы инвалидности, вида получаемой пенсии, но ограничивает количество нетрудоспособных членов семьи тремя.
Для устранения противоречий при назначении пенсии инвалидам, имеющим ограничение спо-
собности к трудовой деятельности 1 степени, необходимо проведение следующих мероприятий:
1. Внести изменения в порядок расчета. Действующим законодательством предполагается, что лица, имеющие 1 степень ограничения способности к трудовой деятельности частично утратили трудоспособность, поэтому базовая часть этого вида выплат устанавливается в заниженной сумме (225 руб. на 01.01.2002 г, базовая часть пенсии по старости - 450 руб.). Вместе с тем ограничивается и страховая часть пенсии, так, если стажевой коэффициент пенсии по старости изначально определяется в размере 0,55, то при расчете пенсии по инвалидности применяется 0,30.
Авторы считают, что модель, основанная на страховых принципах не должна ограничивать страховую часть пенсии, регулировать размер возможно через базовую часть, предоставляемую как гарантия.
Таким образом, считаем справедливым при расчете пенсии применять общеустановленный для других видов пенсий стажевой коэффициент.
2. Предоставление надбавки на иждивенца получателям пенсий в связи с наличием первой степени ограничения способности к трудовой деятельности, несомненно является позитивом. Вместе с тем, законодательством ограничено количество нетрудоспособных членов семьи тремя, что на наш взгляд требует пересмотра.
Авторы предлагают выплачивать надбавку на иждивенца к одной из получаемых пенсий, по выбору пенсионера, при этом не ограничивать общее количество нетрудоспособных членов семьи, имеющих право на соответствующую выплату.
Страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется исходя из размера страховой части пенсии по инвалидности, деленной на количество нетрудоспособных членов семьи.
Ранее причинами обращения за увеличением пенсии являлись перерасчеты по стажу и по зара- 3 ботной плате. С 01 января 2002 года стаж, выработанный после этой даты, стажевой коэффициент не ^ увеличивает. В расчете пенсии после указанной даты учитываются страховые взносы. Сумма уплаченных страховых взносов корректируется на ожидаемый период выплаты пенсии и, таким образом, □ увеличивает совокупный размер пенсионных выплат. То есть страховую часть пенсии можно пере- О смотреть по двум основаниям:
- во-первых, применив новый заработок за любые 5 лет подряд в течение всей трудовой деятель- ^ ности, либо за 2000-2001 годы, а
- во-вторых, пересчитав с учетом уплаченных страховых взносов. ®
Следует отметить, что перерасчет по стажу стабильно увеличивал размер пенсии на твердую о
сумму ежегодно. Новый вид по страховым взносам допускает значительную дифференциацию разме- ®
СО
ров выплат в зависимости от уровня оплаты труда, вместе с тем вся ответственность в уплате страхо- | вых взносов лежит на руководителе организации. Здесь авторы считают необходимым отметить, что ^ пенсия, гарантированная государством, может быть не получена, т.к. случаи неуплаты страховых о взносов на практике возрастают. Данную проблему возможно решить переложив ответственность ^ уплаты страховых взносов с работодателя на работника. ^
Интересным, на наш взгляд, является порядок индексации пенсий, а также ее особенности в за- ^ висимости от даты назначения. Нормативными актами дополнительно вводятся суммарные индексы ^ увеличения пенсий. Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 марта 2003 года № о 152 "Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2003 г. страховой части 0 трудовой пенсии и коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала" страховая часть о трудовой пенсии установленная до указанной даты увеличивалась на коэффициент в размере 1,126, а расчетный пенсионный капитал при назначении пенсии с 01 апреля 2003 года индексировался на коэффициент 1,307.
В соответствии с постановлением Правительства от 15 марта 2004 года № 141 "Об утверждении коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала" с 01 апреля 2004 года коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, определенного по состоянию на 01 января 2003 года составил 1,177.
Таким образом, страховая часть вновь устанавливаемых пенсий, иначе говоря, новых назначений, корректировались на 01 января 2005 года на 1,63494669 (1,307*1,177*1,0628), перерасчетов на 1,63537101 (1,065*1,09*1,126*1,08*1,09*1,0628).
Подобный порядок, уменьшает страховую часть пенсии последней категории и, соответственно, о вносит несправедливость в формулу расчета пенсии. Следствием введения суммарного коэффициен-
о
та индексации является экономия финансовых ресурсов, направляемых на выплату пенсий. Более того, данный факт демонстрирует наличие различий в размере пенсии в зависимости от даты назначения, что, по мнению автора, не допустимо в принципе.
Для устранения подобного факта необходимо законодательно закрепить установление одинаковых коэффициентов индексации для всех пенсий независимо от их даты и видов.
Таким образом, сложившаяся в настоящее время система пенсионного обеспечения обладает целым рядом существенных недостатков, и главное, не обеспечивает исполнение обязательств государства перед пенсионерами. И если вопрос задержки выплат пенсий в какой-то степени решен, то проблема неадекватности размера пенсии социальным потребностям пенсионеров стоит сейчас весьма остро. Для того чтобы институт пенсионного обеспечения соответствовал принципам социального страхования и решал свои основные задачи, новый порядок установления пенсии необходимо уже корректировать посредством проведения указанных в данной работе мероприятий.
ГАВРИНЕВ О.В.
КОНЦЕПЦИЯ РЕИНЖИНИРИНГА КАК НОВАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ
ОПЕРАТОРОВ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ
П
В условиях экономической глобализации Россия должна приступить к институциональному моделированию новых финансовых отношений, новых правил поведения субъектов страхового, кредит-2 но-финансового и инвестиционного рынков. Критический разрыв между экономическими и институциональными реформами определяет необходимость использования проектного подхода в стратегии формирования финансовых институтов в условиях глобализации. □ Сращивание страхового, банковского, инвестиционного и финансового капитала является след-
^ ствием перелива капитала, с одной стороны, с другой - заинтересованности в универсализации об-<;> служивания клиентов и использовании сети продаж страховых услуг для продаж банковских услуг и наоборот, а также появлением новых финансовых услуг, призванных обеспечить комплексную защи-£ ту страхователей. Теория экономической синергетики в качестве универсальных показателей разви-^ тия рынка выдвигает именно такие, которые ориентируют страховые компании на обеспечение ин-^ новационности, информационной оснащенности, транспарентности, увеличения экономического про-§ странства страховых операторов.
^ К ключевым факторам конкурентоспособности национальных банков и страховых компаний 2 можно отнести: объем инвестиций в новые технологии, в собственный бизнес и "человеческий капи-х тал". Например, если руководство банка намеревается создать новую экономическую структуру, спо-£ собную функционировать в современных условиях, подход к реинжинирингу должен быть комплекса сным. Для того чтобы создать предпосылки для качественного скачка во всем, что касается внутрен-< них процедур, методов, систем и технологий, подход этот должен быть многоплановым и охватывать о все элементы банковской структуры без исключения.
^ Время всесторонних перемен в экономической среде заставляет организации корректировать
о свою внешнюю и внутреннюю политику, технологический процесс, информационную инфраструкту-о ру, способы взаимодействия между подразделениями и др. Часто руководство идет по самому легко° му пути - начинает наводить порядок на тех участках, где обозначились острые проблемы. Но легкий о путь не всегда правильный. Такую сложную систему, какой является современная организация, необ-^ ходимо изменять как целостный организм, состоящий из связанных между собой частей. Реинжиниринг бизнес-процессов позволяет учитывать множество важных факторов при изменениях в функци-® онировании организации, поскольку дает возможность создавать или модифицировать до нужного уровня информационную инфраструктуру, тесно связанную с производственными процессами.
Проведение реинжиниринга целесообразно только в тех случаях, когда требуется достичь резкого, скачкообразного улучшения показателей деятельности организации путем замены старых методов управления на новые. Можно выделить три типа финансовых организаций, для которых применение реинжиниринга целесообразно:
о
о
х О
^ - организации, находящиеся в неустойчивом положении;