Научная статья на тему 'О некоторых направлениях развития системы высшего образования в России'

О некоторых направлениях развития системы высшего образования в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
77
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ВУЗОВСКАЯ НАУКА / UNIVERSITY SCIENCE / ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / RIGHT TO EDUCATION / ВОСПИТАНИЕ / BREEDING / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / НАУКА / SCIENCE / ПРАКТИКА / PRACTICE / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / FUNDAMENTAL KNOWLEDGE / ПРИКЛАДНЫЕ НАВЫКИ / APPLIED SKILLS / РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / DEVELOPMENT OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Романов Антон Александрович

Образование занимает особое место среди сфер жизнедеятельности ребенка, так как именно оно в значительной степени определяет его дальнейшую судьбу, обеспечивает становление его как грамотной личности, выбор будущей профессии и т.п. Образовательной деятельности посвящено до половины суточного времени ребенка. Заложенный в образовании воспитательный компонент выступает условием профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. Большое значение имеет дальнейшее совершенствование системы высшего образования, которое должно подразумевать повышение его качества, а также усиление творческой, научной и воспитательной составляющих. На основании проведенного анализа мы приходим к выводу, что основными ориентирами повышения качества высшего образования в России должны быть: сочетание фундаментальности знаний и прикладных навыков узкой специализации; интеграция образования и науки; интеграция науки и практики; воспитательное наполнение триединого (обучение, наука, практика) вектора развития образовательного процесса; развитие межвузовского взаимодействия как внутри Российской Федерации, так и с зарубежными образовательными организациями; активное вовлечение обучающихся в волонтерские, творческие, патриотические и т.п. мероприятия, позволяющие молодежи повышать степень своей самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Романов Антон Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME DIRECTIONS FOR THE DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION SYSTEM IN RUSSIA

Education holds a unique position among spheres of life of a child, which determines his/her destiny to a great degree, provides his/her achievement of personhood and predetermines the choice of his/her career, etc. Half of a child's daily activity is dedicated to education. Pedagogic component embedded in education appears to be a condition for preventive measures against deviant behavior of the under-aged. Further improvement of the system of higher education, which should imply its quality increase and strengthening of its creative, scientific and pedagogical components, is of a very great importance. On the basis of the conducted analysis, it is possible to make a conclusion, that the main orienting points of improving quality of higher education in Russia should be: combination of fundamentality of knowledge and applicative skills of a focused specialization; integration of education and science; pedagogical filling of the triune (education, science, practice) vector of development of an educational process; development of interuniversity cooperation not only within the Russian Federation, but also with foreign educational organizations; active engagement of students into volunteer, creative, patriotic, etc. activities, which let young people to increase the level of their self-realization.

Текст научной работы на тему «О некоторых направлениях развития системы высшего образования в России»

14. Rezolyutsii XIX Vsesoyuznoy konferentsii KPSS. Istoriya novoy Rossii (The resolution of the XIX AllUnion Conference of the CPSU. The history of the new Russia) http://www.ru-90.ru/content/%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D0%B8-xix-%D0%B2%D 1%81%D0%B5%D 1%81%D0%BE%D 1%8E%D0%B7%D0%BD%BE%D0%B9 %D 0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0% B8-%D0%BA%D0%BF%D1%81%D1%81 (accessed date: 22.08.2016).

15. Syrykh V.M. Proshchay, klassika, vpered k materialisticheskoy teorii prava! (Goodbye, classic, forward to the materialistic theory of law!), Pravovedenie. 2014. № 5 (316), pp. 42-55.

16. Galiev F.Kh. Pravovaya kul'tura v informatsionnom prostranstve grazhdanskogo obshchestva i pravovogo gosudarstvo (Legal culture in the information space of civil society and rule-of-law state). Yuridicheskaya mysl'. 2011. № 3 (65), pp. 25-33.

17. Galiev F.Kh. Ponyatiya «pravovoe gosudarstvo» i «grazhdanskoe obshchestvo» v sotsiokul'turnom izme-renii (The concepts of "rule-of-law state" and "civil society" in the socio-cultural dimension). Pravovoe gosudarstvo: teoriya ipraktika. 2012. № 4 (30), pp. 20-25.

Дата поступления: 18.06.2016 Received: 18.06.2016

УДК 331,5; 377

О НЕКОТОРЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

РОМАНОВ Антон Александрович

кандидат юридических наук, начальникредакци-онно-издательского отдела ФГКОУВО «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Уфа, Россия. E-mail:Romanov_anton@ramЫer. т

Образование занимает особое место среди сфер жизнедеятельности ребенка, так как именно оно в значительной степени определяет его дальнейшую судьбу, обеспечивает становление его как грамотной личности, выбор будущей профессии и т.п. Образовательной деятельности посвящено до половины суточного времени ребенка. Заложенный в образовании воспитательный компонент выступает условием профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. Большое значение имеет дальнейшее совершенствование системы высшего образования, которое должно подразумевать повышение его качества, а также усиление творческой, научной и воспитательной составляющих. На основании проведенного анализа мы приходим к выводу, что основными ориентирами повышения качества высшего образования в России должны быть: сочетание фундаментальности знаний и прикладных навыков узкой специализации; интеграция образования и науки; интеграция науки и практики; воспитательное наполнение триединого (обучение,

ON SOME DIRECTIONS FOR THE DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION

SYSTEM IN RUSSIA

ROMANOV Anton Aleksandrovich

Candidate of Sciences (Law), Head of the Printing and Publishing Department of the FSGEI HE "Ufa Law Institute of the MIA of Russia, Ufa, Russia.

E-mail: Romanov_anton@rambler.ru

Education holds a unique position among spheres of life of a child, which determines his/her destiny to a great degree, provides his/her achievement of per-sonhood and predetermines the choice of his/her career, etc. Half of a child's daily activity is dedicated to education. Pedagogic component embedded in education appears to be a condition for preventive measures against deviant behavior of the under-aged. Further improvement of the system of higher education, which should imply its quality increase and strengthening of its creative, scientific and pedagogical components, is of a very great importance. On the basis of the conducted analysis, it is possible to make a conclusion, that the main orienting points of improving quality of higher education in Russia should be: combination of fundamentality of knowledge and applicative skills of a focused specialization; integration of education and science; pedagogical filling of the triune (education, science, practice) vector of development of an educational process; development of interuniversity cooperation

наука, практика) вектора развития образовательного процесса; развитие межвузовского взаимодействия как внутри Российской Федерации, так и с зарубежными образовательными организациями; активное вовлечение обучающихся в волонтерские, творческие, патриотические и т.п. мероприятия, позволяющие молодежи повышать степень своей самореализации.

not only within the Russian Federation, but also with foreign educational organizations; active engagement of students into volunteer, creative, patriotic, etc. activities, which let young people to increase the level of their self-realization.

Ключевые слова: высшее образование, вузовская наука, право на образование, воспитание, обучение, наука, практика, фундаментальные знания, прикладные навыки, развитие образования.

Key words: higher education, university science, right to education, breeding, training, science, practice, fundamental knowledge, applied skills, development of education.

Вопросам развития образования в России всегда уделялось самое пристальное внимание. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил: «Образование - это важнейший ресурс развития интеллектуального, духовного и нравственного потенциала всей нации, и от его успешного развития зависит само будущее - и нашей страны в целом, и наших детей» [11]. Сегодня образовательная политика государства характеризуется процессом модернизации, целью которой является адаптация российского образования к современным условиям и социально-экономическим запросам общества.

Долгое время ключевым документом, определяющим стратегию и основные направления развития государственной политики в сфере образования, устанавливающим опережающие темпы развития образования по отношению к отраслям промышленности, являлась Национальная доктрина образования в Российской Федерации [3], которая утратила силу 29 марта 2014 года. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756-р была утверждена Концепция модернизации российского образования до 2010 года, в которой было отмечено, что в результате произошедшего в 1990-х годах общесистемного социально-экономического кризиса государство фактически самоустранилось из образования, а последнее вынуждено было заниматься самовыживанием [4]. Начатые реформы были призваны изменить сложившееся положение.

Спустя 10 лет, в мае 2011 года Президентом Российской Федерации были изданы одиннадцать программных указов, один из которых напрямую касается государственной политики в области образования - «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [2]. В рамках исполнения данного указа Правительством Российской Федерации был разработан проект нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который после широкого общественного обсуждения был принят в установленном порядке и с 1 сентября 2013 года вступил в силу [1].

Отдельным вопросам реализации образовательной политики и достижения целевых показателей, закрепленных в отмеченном «майском» Указе, было посвящено внимание в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 3 декабря 2015 года. В частности, В.В. Путин отметил: «... российскую школу, дополнительное и профессиональное образование, поддержку детского творчества нужно настроить на будущее страны, на запросы как людей, молодых людей в данном случае, так и на запросы экономики, имея в виду перспективы её развития» [11].

Таким образом, можно отметить, что, с одной стороны, сфере образования на самом высоком государственном уровне справедливо отведена значительная роль как в развитии государства в целом, так и в обеспечении условий гармоничного развития каждого отдельного гражданина. С другой стороны, после десятилетнего сложного периода упадка образования в 90-х годах XX века наступивший период его модернизации затянулся уже на пятна-

51

дцать лет, что само по себе, отчасти выступает негативным фактором ввиду регулярного изменения руководящих нормативных документов и отсутствия стабильности.

Согласно ст. 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» конституционное право на образование реализуется в течение всей жизни. Высшее образование предоставляется бесплатно на конкурсной основе для граждан, получающих образование данного уровня впервые. Следует отметить, что в контексте международных сравнений Российская Федерация относится к одним из самых образованных государств. В то же время, в отношение высшего образования, для России в настоящее время являются актуальными вопросы обеспечения его качества, а также усиления творческой, научной и воспитательной составляющих, без которых образование не может быть полноценным.

Профессор Нигматуллин Р.В. справедливо подчеркивает, что в настоящее время мы переживаем этап модернизации системы высшего образования и вузовской науки в России, основной задачей которого является повышение качества профессионального образования и его интеграция в международное образовательное пространство [8]. Подтверждением сказанного выступает утверждение в 2013 году государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [5], ежегодное проведение Министерством образования и науки России мониторинга эффективности образовательных организаций, принятие целого ряда иных решений в данной сфере.

Именно высшим учебным заведениям страны отведена важная роль в развитии страны и обеспечении адекватного ответа на современные вызовы ее национальной безопасности. Так, в статье «О наших экономических задачах» В.В. Путин отметил, что «восстановление инновационного характера нашей экономики надо начинать с университетов - и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы национального развития» [7]. Сегодня, в период экономического кризиса и в ситуации недружественных действий со стороны отдельных государств, это замечание приобретает еще большую актуальность.

Определяя основные характеристики качественной составляющей модернизации образования в России, полагаем, что следует взять за ориентир вектор, обозначенный профессором Ф.Б. Мухаметшиным для развития юридического образования, но, на наш взгляд, справедливый для всей системы образования в целом: сочетание фундаментальности знаний и прикладных навыков узкой специализации; интеграция образования и науки; интеграция науки и практики; воспитательное наполнение триединого (обучение, наука, практика) вектора развития образовательного процесса [9].

Еще одной важной составляющей повышения качества высшего образования является, на наш взгляд, развитие межвузовского взаимодействия как внутри Российской Федерации, так и с зарубежными образовательными организациями. Это будет способствовать обмену опытом, скорейшему распространению наиболее эффективных форм и методов образовательной деятельности, повышению результативности научных исследований, проводимых межвузовскими коллективами, и т. п.

Высшие учебные заведения являются активными субъектами системы обеспечения и защиты прав ребенка. Кроме участия в реализации права на образование, они реализуют множество иных мероприятий в интересах детей. Это и научные исследования, посвященные различным (юридическим, психологическим, педагогическим, медицинским и др.) аспектам прав ребенка, и участие в организации его досуга, развитии гражданской активности, реализации культурных прав, права на здоровье, труд и т.д.

Например, Башкирский государственный университет регулярно в дни школьных каникул проводит Дни открытых дверей. Это способствует выбору обучающимися общеобразовательных организаций направления дальнейшей учебы и профориентации, а также проведению свободного от учебы времени с максимальной пользой. Последнее, в свою очередь, является условием снижения девиации подростков. Традиционной также стала организация олимпиад, брейн-рингов и иных мероприятий для школьников.

52

Большой просветительский потенциал, потенциал развития творческой активности молодежи имеет волонтерское движение, в организации которого вузы могут принимать самое непосредственное участие. Так, например, ректор Башкирского государственного университета, профессор Н.Д. Морозкин в одной из своих статей описал положительный опыт возглавляемого им учебного заведения по участию в организации и проведении в 2015 году саммитов ШОС и БРИКС в Уфе. Во время подготовительных мероприятий к саммитам Башкирский государственный университет стал одним из центров координации волонтерского движения молодежи [6].

С 1991 года Уфимским юридическим институтом МВД России осуществляется шефская работа с детьми Уфимской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 13, где обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В рамках данной работы сотрудниками и курсантами института регулярно проводятся благотворительные акции, организуется проведение праздников и мероприятий, посвященных памятным датам, проводятся выступления перед детьми на правовую тематику. Такое общение полезно как воспитанникам школы-интерната, так как создает позитивный настрой, способствует их социализации, повышает правовую культуру, так и курсантам полицейского вуза, так как выступает важным направлением воспитательной работы.

С 1996 года по инициативе Управления внутренних дел ГО г. Уфа и при поддержке администрации Уфы институтом был создан оборонно-спортивный лагерь «Заря» для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - из неблагополучных семей, состоящих на учете в органах внутренних дел и т.д. В ходе сборов подростки занимаются спортивными мероприятиями, строевой подготовкой, для них организовано патриотическое воспитание, занятия со специалистами социального центра «Подросток», психологи, работники Уфимского комитета по молодежной политике, медицинские работники. Результатом данной работы является то, что большинство посетивших лагерь детей снимаются с учета как исправившиеся, меняют свою жизненную позицию в лучшую сторону, часть из них позже поступают на учебу в Уфимский юридический институт МВД России. В 2005 году начальник отдела по делам несовершеннолетних УВД ГО г. Уфа З.Ф. Файрушина, оценивая работу лагеря «Заря», отметила, что «Уфимский юридический институт - уникальная база, пропитанная воинским духом. А для мальчишек данного возраста это пока единственное, что еще свято» [12].

В целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактики правонарушений и преступлений, совершаемых подростками, а также повышения уровня их правовых знаний в школах Кировского района г. Уфы сотрудниками и курсантами института проводятся мероприятия по правовому информированию, организуются тематические викторины и конкурсы, к примеру, конкурс научных работ «Права человека глазами ребенка» [10]. Большой воспитательный потенциал имеет музей Уфимского юридического института МВД России, который регулярно приглашает школьников и устраивает выездные экспозиции, рассказывая о бессмертном подвиге Героя Советского Союза Александра Матросова, ушедшего в ноябре 1942 года добровольцем на фронт.

Следует подчеркнуть, что творческое и воспитательное наполнение учебного процесса является значимым направлением развития качественного высшего образования, проведение подобных выше указанным мероприятий вносит существенный вклад в укрепление системы обеспечения и защиты прав ребенка, имеет многоаспектный положительный эффект. Следовательно, они заслуживают тиражирования и широкого распространения.

Библиографические ссылки

1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

2. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2011 года № 599 // Официальный интернет-портал правовой информации. http://pravo.gov.ru/.

3. О Национальной доктрине образования в Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 // Собрание законодательства РФ. 2000. № 41. Ст. 4089.

4. О Концепции модернизации российского образования до 2010 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. II). Ст. 119.

5. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы: распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 792-р // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

6. Морозкин Н.Д. Международное сотрудничество Башкирского государственного университета // Международное публичное и частное право. 2015. № 5 (86). С. 35-38.

7. Нигматуллин Р.В. Роль юридической науки в развитии современной России // Юридический мир. 2012. № 3 (183). С. 17-19.

8. Нигматуллин Р.В. Развитие юридической науки и научный потенциал образовательных организаций учреждений стран членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 3. Право. С. 19-26.

9. Мухаметшин Ф.Б. Развитие юридического образования и правовое просвещение в современной России // Защита прав человека и создание превентивных механизмов против пыток и других жестоких, нечеловечных или таких, что унижают достоинство, видов обращения и наказания в Украине: материалы научно-практического семинара, г. Запорожье, Украина 8-9 сентября 2011 года. С. 39-46.

10. Ребенок в современной России: права, возможности, система защиты : монография / Р.В. Нигматуллин, Р.Р. Каримов, А.А. Романов. Уфа, 2015.

11. Официальный сайт Президента Российской Федерации // http://kremlin.ru/.

12. http://www.mkset.ru/news/kaleidoscope/1413/.

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: federal'nyj zakon ot 29 dekabrja 2012 goda No 273-FZ (On Education in the Russian Federation: the Federal Law of December 29, 2012 № 273-FZ), Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru.

2. merah po realizacii gosudarstvennoj politiki v oblasti obrazovanija i nauki: ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 maja 2011 goda № 599 (On measures to implement the state policy in the field of Education and Science of the Russian Federation President's Decree of May 7, 2011 № 599), Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. http://pravo.gov.ru/.

3. Nacional'noj doktrine obrazovanija v Rossijskoj Federacii: postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot

4 oktjabija 2000 g. № 751 (On the National Doctrine of Education in the Russian Federation Government Resolution dated 4 October, 2000 № 751), Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, 2000, № 41, St. 4089.

4. Koncepcii modernizacii rossijskogo obrazovanija do 2010 goda: rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrja 2001 g. № 1756-r (On the Concept of modernization of Russian education until 2010: the disposal of the Russian Federation from December 29, 2001 1756- r), Sobranie zakonodatel'stva RF, 2002, № 1 (ch. II), St. 119.

5. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii "Razvitie obrazovanija" na 2013-2020 gody: rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 15.05.2013 № 792-r (On approval of the Russian State Program "Development of Education" for 2013-2020: Resolution of the Russian Government dated 15.05.2013 number 792-r), Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru.

6. Morozkin N.D. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo Bashkirskogo gosudarstvennogo universiteta (International cooperation of the Bashkir State University), Mezhdunarodnoe publichnoe i chastnoe pravo, 2015, No

5 (86), pp. 35-38.

7. Nigmatullin R.V. Rol' juridicheskoj nauki v razvitii sovremennoj Rossii (The role of legal science in the development of modern Russia), Juridicheskij mir, 2012, No 3 (183), pp. 17-19.

8. Nigmatullin R.V. Razvitie juridicheskoj nauki i nauchnyj potencial obrazovatel'nyh organizacij uchrezhdenij stran chlenov Shanhajskoj organizacii sotrudnichestva (ShOS) (The development of legal science and scientific potential of educational institutions of the organizations members of the Shanghai Cooperation Organization (SCO)), Vestnik Tjumenskogo gosudarstvennogo universiteta, 2012, No 3, Pravo, pp. 19-26.

9. Muhametshin F.B. Razvitie juridicheskogo obrazovanija i pravovoe prosveshhenie v sovremennoj Rossii (The development of legal education and legal education in modern Russia), Zashhita prav cheloveka i soz-danie preventivnyh mehanizmov protiv pytok i drugih zhestokih, nechelovechnyh ili takih, chto unizhajut dostoinstvo, vidov obrashhenija i nakazanija v Ukraine: materialy nauchno-prakticheskogo seminara, g. Za-porozh'e, Ukraina 8-9 sentjabrja 2011 goda(Protection of human rights and the creation of preventive mechanisms against torture and other cruel, inhuman or such that degrade, degrading treatment or punishment in Ukraine: materials of scientific-practical seminar, Zaporozhye, Ukraine on 8-9 September 2011), рр. 39-46.

10. Rebenok v sovremennoj Rossii: prava, vozmozhnosti, sistema zashhity: monografija (Child in modern Russia: rights, opportunities and protection system: a monograph), R.V. Nigmatullin, R.R. Karimov, A.A. Romanov. Ufa, 2015.

11. Oficial'nyj sajt Prezidenta Rossijskoj Federacii (The official website of the Russian President), http: //kremlin.ru/.

12. http://www.mkset.ru/news/kaleidoscope/1413/.

Дата поступления: 22.06.2016 Received: 22.06.2016

УДК 34.01

ПРОБЛЕМЫ ПРОГНОЗОВ БУДУЩЕГО, ТИПОЛОГИИ И КЛАССИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВА

КАСИМОВ Тимур Салаватович

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан, г. Уфа, Россия. E-mail: timursk@rambler.ru.

Статья посвящена прогнозам будущего, типологии и классификации государства. Отмечено значение прогностической функции теории государства и права и их место в футурологии государства и соотношение с концепциями будущего государства. Охарактеризованы подходы к типологии государства на основе ценностей, правящей в государстве социальной группы, отношения к религии, принципов производства и стадий поли-тогенеза и др. Показаны классификации государств по критериям экономического развития и индекса человеческого развития. Описаны концепции аналогов государства (надгосударствен-ных образований, транснациональных корпораций, частных государств, кибергосударств, сетевых государств). Отмечено значение индексов развития государств. Обращено внимание на целесообразность дальнейших исследований концепций слабого государства и сильного государства. Акцентируется важность взаимодействия теории государства и права и других наук.

PROBLEMS OF FUTURE FORECASTS, TYPOLOGY AND STATE CLASSIFICATION

KASIMOV Timur Salavatovich

Candidate of Sciences (Law), Assistant Professor of the Chair of Theory and History of the Bashkir Academy of Public Administration andManage-ment under the President of the Republic of Bashkortostan, Ufa, Russia. E-mail: timursk@rambler.ru

The article is devoted to future forecasts, state typology and classification. The author notes the importance of prognostic function of theory of state and law and their place in futurology of state and the relation with future state concepts. The approaches to state typology based on the values of the social group that rules in the state, religion, production principles and politogenesis stages etc. are characterized. State classifications according to the criteria of economic development and human development index are shown. The concepts of state analogues (supranational entities, transnational corporations, private states, cyberstates, network states) are described. The meaning of state development indices is noted. Attention is drawn to the advisability of further studies of weak and powerful state concepts. The importance of interaction between theory of state and law and other sciences is emphasized.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.