Научная статья на тему 'О некоторых международных аспектах организационной и правовой деятельности властных структур в крупных городах Российской Федераци'

О некоторых международных аспектах организационной и правовой деятельности властных структур в крупных городах Российской Федераци Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
56
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых международных аспектах организационной и правовой деятельности властных структур в крупных городах Российской Федераци»

ОБЩЕСТВО И РЕФОРМЫ

О НЕКОТОРЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ АСПЕКТАХ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ И ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР В КРУПНЫХ ГОРОДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗВЕРЕВ П.Б

Зверев Петр Борисович- ответственный секретарь Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества (Санкт-Петербург).

В современном мировом сообществе .крупные города - это центры не только внутригосударственного, но и международного экономического, культурного, научного и образовательного сотрудничества. При организации публичной власти в таких городах приходится решать целый комплекс задач межгосударственного масштаба. Крупные города Российской Федерации, города федерального значения, испытывают сходные с проблемами других крупных городов трудности, требующие своевременного разрешения. Одна из важнейших задач в условиях формирования информационной экономики -совершенствование правовых основ управления инновационной деятельностью в крупных городах для повышения конкурентоспособности производства продукции и услуг, сконцентрированных в них, в том числе услуг в сфере международного туристического бизнеса. Решение этой задачи требует внесения соответствующих изменений в городское законодательство в целях улучшения инвестиционного климата в городе и принятия городских, государственных и межгосударственных программ по разработке и внедрению информационно-коммуникационных технологий. При этом изменения в городской правовой базе (чем далее, тем в большей степени) должны учитывать международный опыт правового обеспечения инновационного развития и создания общего правового пространства в этой сфере в рамках ЕврАзЭС. В частности, речь идет о разработке Основ законодательства ЕврАзЭС об инновационной деятельности, использовании ряда положений закона Республики Казахстан «06 инновационной деятельности», правовом регулировании процесса создания технополисов, технопарков, технологических инкубаторов в Казахстане, в Китае и некоторых государствах ЕС.

Все большее значение во всех крупных городах приобретают правовые и организационные решения проблем трудовой миграции, и проблеем транспорта. В связи с решением первых необходимо отметить аналитические разработки в Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС по законодательному обеспечению противодействия нелегитимной трудовой миграции, учитывающие ряд конвенций Международной организации труда о трудящихся-мигрантах, Соглашение государств - участников СНГ о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией (с перечнем видов информации о такой миграции), Соглашение между правительствами Российской Федерации и Республики Беларусь об использовании миграционной карты единого образца (от 5 октября 2004 г.).

Что касается городских транспортных вопросов, ставших явлением глобального характера, то для их организационно-правового решения можно обратиться к опыту многих крупных европейских городов. Например, с января 2007 г. в Милане предусмотрено уменьшение на 30% транспорта, входящего в город, и на 20% - его перемещений внутри города. В течение дня запрещено функционирование тех видов транспорта, которые наиболее загрязняют окружающую среду.

Многие из указанных проблем были рассмотрены на международной научнопрактической конференции «Законодательные и управленческие проблемы развития

крупных городов», организованной Северо-Западной академией государственной службы и Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС в апреле 2007 г.1

Обсуждая заявленную тему, специалисты коснулись и проблем переориентации на международные стандарты качества жизни и современные экологические нормативы; проблем подготовки специалистов XXI в. в разных областях, включая городское и жилищное хозяйство, и прочих. Участники конференции сошлись во мнении, что основные из рассмотренных проблем могут быть успешно решены только при условии принципиального совершенствования системы городской законодательной и исполнительной власти.

В этом отношении интересен опыт по организации более эффективного управления развитием мегаполисов Италии и Китая.

В соответствии со ст. 114 Конституции Италии и согласно государственной концепции данной страны мегаполис - это территориальное образование, которое имеет функции провинции и муниципалитета. Его создание предполагает соответствующие инициативы основного города в конкретном территориальном образовании или 30% муниципалитетов провинций, представляющих не менее 60% их населения. Связанные с созданием мегаполисов концентрация функций управления и одновременно повышение в нем роли муниципальных органов необходимы, чтобы обеспечить гармонизацию законов, прежде всего в гражданском строительстве и в социальной сфере, и автономное регулирование доходов и расходов1.

Аналогичные тенденции обнаруживает и практика управления крупными городами в Китае. Например, в Шанхае при концентрации функций исполнительной власти был использован опыт Гонконга и Сингапура. При этом количество исполнительных органов значительно сократилось, а патрульная полиция, в частности, получила новые функции в отношении соблюдения законодательства, касающегося вопросов экологии и поддержания чистоты в городе. Вместе с тем вступил в силу закон «06 административных наказаниях в КНР» за нарушение требований провинциального и городского законодательства, а мегаполис (или крупная агломерация, включающая в себя городские и сельские населенные пункты) в связи с повышением роли муниципальных властей по китайскому законодательству даже называется «муниципальным образованием».

Большая часть проблем, предполагающих развитие международной интеграции, находится в сфере внимания Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества. Так, повестка дня заседания Бюро Межпарламентской Ассамблеи, назначенного на ноябрь 2007 г, наряду с другими включала также вопросы о подготовке межпарламентской конференции «0 совершенствовании нормативно-правовой базы инновационного развития государств - членов Евразийского экономического сообщества»; о плане обмена опытом правого обеспечения развития интеграции в 20082070 гг.; о законодательном обеспечении трудовой миграции в ЕврАзЭС. Решение последнего предполагает выработку целого комплекса организационных и законодательных мер.

В рамках ЕврАзЭС на основе Соглашения между правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан (от 30 ноября 2000 г.) в области миграции населения уже установлен перечень лиц, освобождаемых от регистрации, порядок получения миграционных карточек в целях миграционного контроля (действующий в Беларуси, Российской Федерации и Казахстане) и сроки соответствующих процедур. Однако для совершенствования миграционного законодательства политика в области трудовой миграции должна быть более тесно увязана с политикой противодействия развитию неформальной и теневой экономики. Одновременно в рамках ЕврАзЭС необходимо ускорить разработку Соглашения о проведении единой визовой политики в отношении граждан третьих стран (использовав, в частности, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством

Республики Беларусь о миграционной карте единого образца от 5 октября 2004 г.); а также разработку типового проекта законодательного акта «0 государственных и частных службах (агентствах) занятости и трудоустройства». Еще один важный шаг в области законодательства - введение квот, причем не на приглашения, выдаваемые работодателем, а на разрешения, выдаваемые мигрантам (соответственно, выдача таких разрешений должна осуществляться по ходатайству самого работника, а не работодателя).

Реализация принципа о недопустимости принудительного труда в правовой системе государств - членов ЕврАзЭС предполагает, вместе с тем, установление дисциплинарной, административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности за его нарушение и введение в сферу полномочий соответствующих органов государственной власти полномочий по предупреждению, выявлению, расследованию нарушений миграционного законодательства и практики применения принудительного труда. Противодействие нелегальной миграции требует создания Межгосударственного банка данных о привлечении и использовании на национальных рынках труда трудящихся-мигрантов, использования единых критериев учета и контроля миграционных потоков, создания единых технологий управления трудовой миграцией. Для совершенствования технологии учета и Контроля процессов трудовой миграции органам государственной власти государств - членов ЕврАзЭС необходимо предусмотреть создание единой для стран Сообщества электронной чиповой карточки трудового мигранта, а для защиты трудовых мигрантов - единой системы страхования и защиты прав в соответствии с международным законодательством.

На региональном же, в том числе городском, уровне крайне необходимы программы, направленные на выявление латентных трудовых отношений, программы занятости населения в легальном секторе экономики, механизмы по регулированию труда мигрантов в конкретных сферах занятости (сельском хозяйстве, добывающей промышленности, в сферах услуг и развлечений). Столь же необходимы и государственные и частные сервисные институты, работающие на официальной основе и обеспечивающие легитимность, информированность, безопасность мигрантов, а именно: информационноконсультационные центры, центры по трудоустройству, юридическому сопровождению, службы доверия, «горячие линии», центры помощи мигрантам и проч. В целях упорядочения отношений в рассматриваемой сфере целесообразно создание Евразийского миграционного центра, а также различных специализированных бирж труда для иностранных рабочих (такое предложение было сделано участниками международной конференции «Нелегальная миграция как угроза международной

стабильности и безопасности государств», организованной Парламентским Собранием Беларуси и России и межпарламентским форумом «Россия - Таджикистан: потенциал межрегионального сотрудничества»).

Особенно актуально в настоящее время присоединение государств - членов ЕврАзЭС к многосторонним соглашениям по миграции и вступление их в Международную организацию по миграции (МОМ).

Анализ законодательства стран ЕврАзЭС свидетельствует о недостаточной степени урегулирования проблем трудовой мобильности населения, в том числе в крупных городах наших стран, об определенных противоречиях в подходах к их правовому разрешению. Задачи по совершенствованию действующего миграционного законодательства и организации использования трудовых мигрантов с полным основанием можно отнести к важнейшим задачам научной и практической деятельности в рамках Евразийского экономического сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.