Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДАХ К ИССЛЕДОВАНИЮ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ'

О НЕКОТОРЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДАХ К ИССЛЕДОВАНИЮ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ / ДЕТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Федотова Наталья Дмитриевна

В статье рассматриваются проблемы исследования качества жизни с методологической точки зрения. Описывается методика изучения качества жизни детей посредством выделенных индикаторов, объединенных в следующие компоненты: социальные - социальное благополучие; условия жизни (в т.ч. жилищные); культурный уровень; образование, здравоохранение; рекреация и досуг; возможность для развития; безопасность; экономические - экономическое благосостояние семьи; потребление товаров и услуг; экологические - экологическое состояние окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДАХ К ИССЛЕДОВАНИЮ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ»

T.N. Konstantinova Social indicators: methodology of measurement family

The article discusses the development of social research society in different historical epochs. The focus is on the development of methodology and methods of social indicators that characterize the state of society and the family, and the results of social policy in the region. The author substantiates the combination of quantitative and qualitative research methods for uncovering a more complete picture of the current state of the family.

Keywords: the social dimension of society, empirical studies, statistics, social indicators, social indicators.

УДК 316.612-053.2: 061.62 (571.56)

Н.Д. Федотова

О некоторых методологических подходах к исследованию

качества жизни детей

В статье рассматриваются проблемы исследования качества жизни с методологической точки зрения. Описывается методика изучения качества жизни детей посредством выделенных индикаторов, объединенных в следующие компоненты: социальные - социальное благополучие; условия жизни (в т.ч. жилищные); культурный уровень; образование, здравоохранение; рекреация и досуг; возможность для развития; безопасность; экономические - экономическое благосостояние семьи; потребление товаров и услуг; экологические - экологическое состояние окружающей среды.

Ключевые слова: качество жизни, оценка качества жизни, дети, социальные индикаторы, методологические подходы.

Исследование качества жизни населения вызывает сегодня все больший интерес в научном сообществе. Значимость изучения качества жизни обусловлена вопросами устойчивого социального развития.

Изучение различных сторон качества жизни входит в исследовательское поле разных наук, прежде всего таких, как философия, социология, психология, педагогика, экономическая теория, теория управления. В связи с этим существует многообразие подходов к определению понятия «качество жизни». Представители разных наук выделяют в ней те характерные свойства, которые интересуют соответствующую отрасль знания.

Главное, что сближает в настоящее время позиции любых направлений, занимающихся проблемами качества жизни, заключается в том, что они исходят из общего начального принципа: нормальное качество жизни подразумевает такие условия жизнедеятельности, которые обеспечивают удовлетворение потребностей населения, семьи, отдельного человека на количественно и качественно приемлемом уровне [Качество жизни населения..., 2012, с. 10].

© Н.Д. Федотова, 2016

Принято считать, что термин «качество жизни» впервые появился в США в 1960-е гг., который употребляется наряду с такими понятиями, как стиль, стандарт, уровень и образ жизни. При этом под термином «качество жизни» чаще всего подразумевается предоставляемая развитым индустриальным обществом возможность потребления благ и услуг, отражаемая, главным образом, через экономические показатели [Нагимова, 2010, с. 34]. В частности, Дж. К. Гэлбрейт понимал «качество жизни» как синоним всевозможных общественных благ, получаемых личностью с ростом ее интеллектуальных потребностей [Гэлбрейт, 1968, с. 26]. Дж. Форрестер предложил модель мирь, в которой качество жизни рассматривалось в неразрывной связи с глобальными проблемами. Эта модель включала такие уровни, как население, капиталовложения, использование невозобновляемых природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, производство продовольствия, при этом все они связаны друг с другом [Форрестер, 1978, с. 79-80].

Со второй половины 1970-х гг. учёные стали акцентировать внимание на субъективных аспек-

тах понятия качества жизни, а именно на том, как сам человек оценивает качество своей жизни. Подобная точка зрения имела место в таких отраслях знания, как социология и психология [Лубя-ный, 2015].

В этот период формируется концепция «ощущаемого качества жизни», основанная на изучении социально-психологических механизмов удовлетворения потребностей людей. Так, американский социолог А. Кэмпбелл использует в своих исследованиях изучение качества жизни через категории «обладание - отношение - существование», основывающиеся на удовлетворенности материальным положением, межличностными отношениями, уровнем самооценки [Петрушина, 1981, с. 112].

В отечественной научной литературе проблема качества жизни рассматривалась в контексте проблемы «образ жизни» как составной части концепции человека.

Рассматривая сущность категории «образ жизни», С.И. Попов [1977, с. 37] выделяет в ней две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны: количественную и качественную. Если количественная сторона образа жизни выражается в определенной системе показателей материального благосостояния и сводится к уровню жизни, то качественная сторона представляет собой комплексную интегральную характеристику положения человека в различных социальных системах, выражающую степень его социальной свободы, возможности всестороннего развития, совокупность располагаемых культурных и духовных ценностей, т.е. не тех ценностей, которые объективно существуют и функционируют в данном обществе, а лишь тех, которые воплощаются во внутреннем мире человека, в его повседневной практике [Нагимова, 2010, с. 44].

Как отмечает Л.А. Беляева, анализируя проблемы измерения уровня и качества жизни населения, в настоящее время не существует единого мнения об определении понятий «уровень жизни» и «качество жизни» и их операционализации через систему показателей. Часто они используются как взаимозаменяемые, а перечни показателей, которые их описывают, во многом совпадают. Тем не менее, полагает она, понятия эти следует разделять. Уровень жизни - более узкая категория по сравнению с качеством жизни. Он определяется условиями существования человека в сфере потребления и измеряется через соци-

ально-экономические показатели общего благосостояния людей. Эти показатели включают доходы, потребление, жилищные условия, услуги образования, здравоохранения и т.д. Они могут операционализироваться как через систему статистических показателей, так и субъективных оценочных суждений.

Справедливой представляется точка зрения Л.А. Беляевой, согласно которой качество жизни представляет собой более широкий комплекс условий жизнедеятельности человека и включает в себя уровень жизни, а также такие составляющие, которые относятся к экологической среде обитания, социальному благополучию, политическому климату, психологическому комфорту. По мнению Л.А. Беляевой [2009, с. 36], «качество жизни» - это комплексная характеристика условий жизнедеятельности населения, которая выражается в объективных показателях и субъективных оценках удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей и связана с восприятием людьми своего положения в зависимости от культурных особенностей, системы ценностей и социальных стандартов, существующих в обществе.

А.И. Субетто определяет качество жизни как систему качеств материальных, социокультурных, духовных, демографических и экологических компонентов жизни. В этой системе выделяется уровень реализации родовых сил человека, творческий смысл его жизни. Причем, в соответствии с учением о трех родах качества: предметно-вещественном, функциональном и системно-социальном раскрываются и индивидуальное, и общественное качество жизни, разнообразие потребностей человека, потенциал его всестороннего, гармонического, творческого развития [Су-бетто, 1994, с. 19].

Как отмечает А.Ж. Буликеева, работы С.А. Айвазяна [2000; 2002,] сделали возможным понимание того, что качество жизни населения является целостной многоуровневой системой элементов, взаимодействие которых носит процессный характер. Система качества жизни населения включает совокупность элементов качества: 1) материального и духовного благосостояния населения; 2) социальной сферы; 3) экологической ниши; 4) безопасности населения.

А.Ж. Буликеева подчеркивает, что при измерении качества жизни используются три подхода: объективный, субъективный и комбинирован-

ный. При применении объективного подхода качество жизни измеряется через параметры объективных условий и процессов жизнедеятельности, выражающихся в абсолютных и относительных статистических показателях. Субъективный подход заключается в изучении удовлетворенности населения основными составляющими качества жизни: экономическим благополучием, безопасностью существования, условиями психического, культурного развития личности, а также самосовершенствования личности. К третьему направлению относятся те трактовки качества жизни и его структуры, в которые включены как объективные, так и субъективные характеристики, охватывающие все множество сторон, условий и отношений в системе «человек - жизнь -средства и условия жизни» [Буликеева, с. 82].

Несмотря на значительный объем работ и разнообразие подходов к интерпретации качества жизни, в целом научное сообщество сходится во мнении, что данная категория представляет собой ёмкое, многомерное и сложно конструируемое понятие. Спорными же в развернувшейся дискуссии остаются вопросы составляющих качество жизни и различных наборов индикаторов, характеризующих его [Россошанский, 2013, с. 440].

В научной литературе представлены различные попытки создания системы «социальных индикаторов». Так, в сборнике под редакцией Р. Бауэра перечисляются 12 «индикаторов» «социально-регионального» свойства: возможности профессионального образования, образования по возрастным группам; право голоса при обсуждении проблем предприятия; выбор товаров; информация по международным и производственным проблемам; значение свободного времени для конкретного региона; парки и спортивные сооружения; юридическая защита; общественные фонды потребления; обеспечение престарелых; «красота» городов; участие граждан в решении коммунальных вопросов. Разработанная Дж. Форрестером система определения и повышения качества жизни состоит из четырех «основных факторов»: снабжение и обеспечение продуктами питания; капиталовложения, определяющие стандарт жизни; загрязненность окружающей среды; степень роста населения [Трофимов, Мальганова, 2005, с. 38-39].

Хэ Чуаньци, в рамках исследования модернизации, для оценки качества жизни выделяет следующие индикаторы: доля городского населения;

медицинские услуги; уровень детской смертности; ожидаемая продолжительность жизни; потребление энергии на душу населения. При этом их интерпретация предполагает следующее: доля городского населения относительно всего населения; число врачей на 1000 человек; смертность детей в возрасте до 1 года на каждую тысячу родившихся; средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении; килограмм нефтяного эквивалента на человека [Хэ, 2011, с. 64].

Как считает Т.В. Гаврилова, оценивать качество жизни следует на основе определенных принципов: 1) Всесторонней оценки. Конечным результатом исследования качества жизни должна стать оценка сложившейся ситуации во всех сферах жизнедеятельности отдельного человека и общества в целом. 2) Комплексности. Исследование качества жизни должно включать в себя изучение как объективных условий и процессов жизнедеятельности, так и субъективного мнения людей. 3) Универсальности. При оценке качества жизни любого объекта исследования необходимо использовать универсальный набор объективных и субъективных показателей. 4) Учета специфики объекта исследования. Необходимо дифференциально подходить к изучению качества жизни каждого конкретного объекта исследования, выделять специфические черты, характерные только для него [Гаврилова, 2009, с. 9].

Говоря о качестве жизни детей, следует отметить, что изучению качества жизни данной части населения посвящены исследования, прежде всего, медицинской направленности. Как отмечает С.Н. Майорова-Щеглова, в отечественной социологии тема детства остается маргинальной [Майорова-Щеглова, с. 200]. По мнению Х-Г Нолль [с. 73], только в последние годы дети как отдельная социальная группа стали выступать в качестве объекта исследований. Автором отмечается, что особая жизненная ситуация детей на ранних стадиях исследований социальных показателей и качества жизни за немногочисленными исключениями долгое время игнорировалась.

Как отмечает С.Н. Майорова-Щеглова, детство в узком смысле воспринимается как особый возрастной период жизни человека, характеризующийся первичной, прежде всего семейной социализацией. Говоря о российском детстве в начале XXI в., С.Н. Майорова-Щеглова, акцентирует внимание на противоречивых явлениях и процессах и выделяет следующие «парадоксы», со-

стоящие в соединении несовместимого: 1) дето-центризм и инфантицид; 2) дети как экономическая выгода/невыгода; 3) стратифицированное детство; 4) воспитательные традиции и стратегии; 5) процесс информатизации. К примеру, по мнению исследователя, детоцентризм, долгое время интерпретировавшийся исключительно как позитивное явление общества, сегодня имеет и негативную окраску [Майорова-Щеглова, с. 191-192]. Как было выяснено, в республике последовательно снижается количество детей в семье и наиболее распространенными становятся малодетные семьи - с одним ребенком [Федотова, 2014, с. 52-53]. В однодетных семьях на единственном ребенке концентрируются силы, внимание, ожидание всех поколений. В свою очередь, дети пытаются освободиться от столь тесных уз, и в этом противоречии, по мнению современных социологов, возможно, кроются причины усложнения отношений между родителями и детьми в семье, а также разводов супругов в зрелом возрасте. Новые тенденции социального неравенства раннего детства, связаны, по мнению исследователя, с поселенческим (мегаполисы-провинция- деревня) и экономическим (богатые-бедные) фактором [Майорова-Щеглова, с. 193, 194]. В Якутии бедность преимущественно локализована в сельской местности [Этносоцио-логические исследования..., 2015, с. 74].

В этой связи следует отметить, что исследование по теме «Право ребенка на безопасное детство: комплексный аудит качества жизни городских и сельских детей» имеет практическое значение в расширении знаний о детях. В то же время необходимо сказать о значительных методологических трудностях не только в сфере изучения качества жизни, но и детей. Целью конкретного исследования является выявление особенностей качества жизни городских и сельских детей Республики Саха (Якутия). Исследование включает статистический, социологический и аналитический методы исследования. Информация об условиях и качестве жизни городских и сельских детей в рамках данного опроса проводится косвенным путем - от родителей.

Генеральная совокупность анкетного опроса составит 151161 ед. частных домохозяйств, имеющих детей моложе 18 лет человек. Размер выборки с доверительной вероятностью в 95% при погрешности +/-5% составит 383 единицы. Формирование выборочной совокупности проведено

многоступенчатым способом отбора. Используемым методом выборки является квотная (пропорциональная) выборка, когда респонденты выбираются целенаправленно с соблюдением параметров квот изначально заданных по модели генеральной совокупности. Для цели исследования существенны следующие характеристики генеральной совокупности: возрастной, социально-профессиональный, образовательный, состав обследуемых, пространственная локализация, этническая принадлежность. Репрезентативность выборки обоснована использованием статистических данных, а также их сопоставлением и моделированием совокупности. Вопросы анкеты разделены на тематические блоки, содержащие значимые аспекты жизни (материальное положение, жилищные условия, питание, здоровье, образование, дополнительное образование, языковая компетенция, отдых и свободное время, безопасность, забота со стороны государства, экологическая обстановка, социальное самочувствие, взаимоотношения родитель - ребенок), раскрывающие содержание качества жизни городских и сельских детей. Таким образом, в качестве основных групп индикаторов выделены следующие: социальные компоненты - социальное благополучие; условия жизни (в т.ч. жилищные); культурный уровень; образование, здравоохранение; рекреация и досуг; возможность для развития; безопасность; экономические компоненты - экономическое благосостояние семьи; потребление товаров и услуг; экологические компоненты -экологическое состояние.

Таким образом, сложность и многогранность понятия качества жизни приводит к тому, что научным сообществом были предложены различные подходы к его определению и измерению. Основная идея этих подходов состоит в том, чтобы определить качество жизни как набор показателей, и направление исследования состоит в выборе показателей, по возможности наиболее точно и всесторонне характеризующих качество жизни [Лубяный, 2015].

Литература

Айвазян С.А. Анализ синтетических категорий качество жизни населения субъектов Российской Федерации: их измерение, динамика, основные тенденции (по статистическим данным за 1997-1999 гг.) // Уро -вень жизни населения регионов России. - 2002. -№ 11. - С. 5-40;

Айвазян С.А. Интегральные индикаторы качества жизни населения: их построение и использование в социально-экономическом управлении и межрегиональных сопоставлениях. - М.: ЦЭМИ РАН, 2000. - 117 с.

Айвазян С.А. Сравнительный анализ интегральных характеристик качества жизни населения субъектов Российской Федерации / Препринт #WP/2001/125. -М.: ЦЭМИ РАН, 2001. - 65 с.

Беляева Л.А. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации // Социс. - 2009. - №1. -С. 33-42.

Буликеева А.Ж. Определение и критерии оценки качества жизни. - С. 81-85. Режим доступа: http://dspace. susu.ru/bitstream/handle/0001.74/1281/21. pdf?sequence=1? sequence=1 (дата обращения 10.05.2016)

Гаврилова Т.В. Принципы и методы исследования качества жизни населения // Технологии качества жизни . - 2004. - Т. 4. - № 2. - С. 1-11.

Гэлбрейт Дж.К. Общество изобилия. - М. 1968.

Качество жизни населения: грани проблем в фокусе преобразований: Колл. монография / под ред. Н.А. Воронцовой, И.В. Кузнецовой. - Саратов: «КУБиК», 2012. - 150 с.

Лубяный И.Д. Эволюция подходов к анализу категории «качество жизни» // Управление экономическими системами. - 2015. - № 2. Режим доступа: http:// uecs.ru/uecs-74-742015/item/3382--l-r (дата обращения: 04.05.2016).

Майорова-Щеглова С.Н. Детство в начале XXI века: парадоксы развития и функционирования. - С. 191201. Режим доступа: file:///C:/Users/Acer/ Downloads/ detstvo-v-nachale-hhi-veka-paradoksy-razvitiya-i-funktsionirovaniya.pdf (дата обращения 30.04.2016).

Нагимова А.М. Социологический анализ качества жизни населения: региональный аспект. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2010. - 306 c.

Нолль Хайнц-Герберт. Исследование социальных показателей и мониторинг: методы измерения и анали-

за качества жизни // Социальное неравенство. - С. 5883. Режим доступа: http://www.cisr.ru/files/publ/soc_ner/ 7_soc_neravenstvo.pdf (дата обращения: 04.05.2016).

Петрушина И.Ю. Субъективные индикаторы качества жизни в социологии США: обзор современных интерпретаций // Социс. - 1981. - № 1. - С. 111-114.

Попов С.И. Проблема качества жизни в современной идеологической борьбе. - М.: Политиздат, 1977. -279 с.

Россошанский А.И. Оценка качества жизни населения: обзор методологических подходов // Молодой ученый. — 2013. — №11. - С. 440-445.

Субетто А.И. Управление качеством жизни и выживаемость человека // Стандарты и качество. - 1994. - № 1. - С. 13-21.

Трофимов А.М., Мальганова И.Г. Оценка качества жизни населения как форма изучения социально-географического пространства // Социально-экономическая география. - 2005. - С. 36-43. Режим доступа: file:///C:/Users/Acer/Downloads/otsenka-kachestva-zhizni-naseleniya-kak-forma-izucheniya-sotsialno-geograficheskogo-prostranstva%20(1).pdf (дата обращения: 04.05.2016).

Федотова Н.Д. О некоторых проблемах детства в Республике Саха (Якутия) // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 52. - С. 50-54.

Форрестер Дж. Мировая динамика. - М.:Наука, 1978. - 168 с.

Хэ Чуаньци. Часть первая: Цивилизация и модернизация: глобальные основы модернизации Китая // Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (20012010) / гл. ред. Хэ Чуаньци; пер. с англ. под общ. ред. Н.И. Лапина. - М.: Изд-во «Весь мир», 2011. - 256 с.

Этносоциологические исследования в Республике Саха (Якутия). Вып. 1. Сб. науч. статей. - Якутск, 2015. - 139 с.

N.D. Fedotova

Some methodological approaches to the study of the quality of children's life

Some methodological approaches to the study of life's quality are discussed in this article. The problems of assessing the quality of life are actualized. Identifies issues of studying the children's life quality. Discloses a technique of studying the quality of life of children through selected indicators, combined into the following components: social -social welfare; living conditions (including housing); cultural level; education, health care; recreation and leisure; opportunity for development; security; economic - the economic welfare of the family; consumption of goods and services; environmental - ecological condition.

Keywords: quality of life, evaluation of life quality, children, social indicators, methodological approaches.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.