Научная статья на тему 'Проблема качества жизни с позиции субъектно-средового подхода'

Проблема качества жизни с позиции субъектно-средового подхода Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
335
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / КОМПОНЕНТЫ / ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СИСТЕМА «СУБЪЕКТ-СРЕДА» / “SUBJECT-ENVIRONMENT” SYSTEM / LIFE QUALITY / SYSTEM OF COMPONENTS / DETERMINING LIFE QUALITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сурикова Яна Алексеевна

В статье рассмотрены подходы к пониманию качества жизни, проанализирована система компонентов, обеспечивающих качество жизни, описана взаимосвязь компонентов системы «субъект – среда» в контексте качества жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Life Quality Problem in the Context of Subject-Environmental Approach

The article considers different approaches to the research of life quality; analyzes the system of components ensuring the life quality; describes the correlation of components of “subject-environment” system in the context of life quality.

Текст научной работы на тему «Проблема качества жизни с позиции субъектно-средового подхода»

УДК 159.9.07 ББК 88.37

Сурикова Яна Алексеевна

кандидат психологических наук кафедра теоретической и прикладной психологии Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга г. Петропавловск-Камчатский Surikova Yana Alexeevna Candidate of Psychology Chair of Theoretical and Applied Psychology Kamchatka State University named after Vitus Bering Petropavlovsk-Kamchatskiy Проблема качества жизни с позиции субъектно-средового подхода Life Quality Problem in the Context of Subject-Environmental Approach Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ грант № 12-0631220 мол а проекта ".Проблема качества жизни в контексте экстремальных климатогеографических и особых социокультурных условий жизнедеятельности

В статье рассмотрены подходы к пониманию качества жизни, проанализирована система компонентов, обеспечивающих качество жизни, описана взаимосвязь компонентов системы «субъект - среда» в контексте качества жизни.

The article considers different approaches to the research of life quality; analyzes the system of components ensuring the life quality; describes the correlation of components of “subject-environment” system in the context of life quality.

Ключевые слова: качество жизни, компоненты, обеспечивающие качество жизни, система «субъект-среда».

Key words: life quality, system of components, determining life quality, “sub-ject-environment” system.

В условиях развития, характеризующегося пересмотром стандартов качества жизни, актуализируется проблема факторов и механизмов, влияющих на объективные и субъективные ее характеристики. На сегодняшний день проблема качества жизни преимущественно рассматривается с позиций социологического, медицинского, экономического подходов, в которых традиционно приоритет отдается внешним показателям, отражающим качество жизни различных слоев населения.

С позиции социологического подхода качество жизни рассматривается с позиции идентичности или различия определенному эталону, который в свою очередь наилучшим образом удовлетворяет потребностям общества, достаточно жестко детерминированным социально-экономическими и другими объек-

тивными обстоятельствами. В качестве основных показателей качества жизни при этом традиционно рассматриваются показатели здоровья населения, рождаемость, смертность, благосостояние, социальную защищенность и состояние окружающей среды. Однако в связи с высокой степенью дифференциации и динамичности современного мира встает вопрос о возможности выделения статичного образца как для отдельного человека, социальных групп, так и для общества в целом, а также изучения качества жизни как интегративного показателя, сочетающего в себе субъективные характеристики и объективные экономические показатели (Э. Аллардт, У. Джеймс, Э. Дюркгейм, Дж. Дьюи, Дж. Гэлбрейт, С. Катц, Ч. Пирс, А. Тофлер, Р. Хавигхерст, Дж. Форрестер и др.). Увеличение материальных благ, изменение субъективной компоненты качества жизни, характерные для современного мира, привело к изменению по-требностной структуры общества в целом. Как следствие этого, с позиции современного менеджмента, отражающего тенденции к индивидуализации социологического подхода, на первое место выходит проблема на стратификации критериев и показателей качества жизни, а механизмов формирования адекватного представления людей о своей жизни, проблема нравственной саморегуляции в контексте определения качества жизни.

В медицине термин «качество жизни» начал применяться с 1947 года, когда Всемирная организация здравоохранения впервые определила понятие «здоровье» как состояние физического, психического и социального благополучия. Исследования в области качества жизни, прежде всего, связаны с выявлением специфики ее показателей у различных клинических групп, взаимосвязи особенностей лечения (в том числе хирургического) и динамики качества жизни у больных, определением программ сопровождения и обучения пациентов самоконтролю болезни, позволяющих повысить их качество жизни и уменьшить число обращений по поводу обострений заболевания и т.д. При этом качество жизни больных определяется таким факторами, как: физическое состояние, ограничения жизнедеятельности из-за болезни, условия социума, который окружает больного (социальные/семейные взаимоотношения), соци-

альный статус заболевания, эмоциональное благополучие и т.д. Подчеркивается, что данные факторы не являются постоянными и меняются со временем в соответствии с достижениями современной медицины и изменениями, происходящими в общественном сознании и социальной ситуации в целом, что требует проведения систематических исследований. В качестве основных показателей качества жизни наиболее часто при этом рассматриваются физическая активность, боль (субъективная оценка), общее здоровье и др. Активно исследуются взаимосвязи этих показателей с длительностью и тяжестью течения заболевания, возрастом, полом, уровнем знаний и представлений о болезни, самооценкой, показателями тревожности, характерными фрустрационными реакциями и психологическими защитами и др. (A.J. Dobson, J.Elinson, D. Felce, C.D. Furberg, M.E. Mattson, W.O. Spitzer, N.K. Wenger и др.; Ф.Т. Агеев, В.В. Бредер, В.А. Горбунова, Я.И. Коц, М.А. Львова, В.Ф. Жерносек, Л.Г. Ковалева, Л.Ю. Колосова, Р. А. Либис, В.Ю. Мареев, Л.М. Мещерякова, М.Е. Новикова, С.В. Орлов, О.В. Пороткова, Ю.А. Шевченко и др.). Начиная с 2000-х годов отмечается рост междисциплинарных исследований, посвященных разработке общей концепции качества жизни путем интеграции медицинских знаний (Е.А. Бобров, Л.И. Вассерман, Т.И. Ионова, А.А. Новик и др.), растет количество работ, в которых уделяется внимание оценки возможностей влияния свойств личности больного на формирование заболевания. Под качеством жизни в данном случае понимается интегральная характеристика физического, психического и социального функционирования человека, «многомерная, сложная структура, включающая восприятие индивидом своего физического и психологического состояния, своего уровня независимости, своих взаимоотношений с другими людьми и личных убеждений, а также своего отношения к значимым характеристикам окружающей его среды» [3,10].

В экономике на первое место выходит проблемы оценки качества жизни, рассматриваемой в основном в системе «ресурсы - потребление», а также управления качеством жизни населения в различных регионах проживания и прогноз экономического развития региона с учетом показателей качества жиз-

ни. Проблемы экономического роста в его взаимосвязи с качеством жизни рассмотрены в работах Дж. Гэлбрейт, К. Джини, А. Маршалл, А. Пигу, Л.Роббинс; Л. И. Абалкина, А. Г. Аганбегян, А. Р. Белоусова, В. Н. Бобкова, С.Ю. Глазьева, С. С. Дзарасова, И. К. Дежиной, А. Г. Зельднера, А. Н. Илларионова, В. Л. Иноземцева, В. В. Киселевой, В. М. Кудрова, Д. С. Львова, В. И. Маевского, И. А. Погосова, А. А. Пороховского, А. И. Татаркина и др. Качество жизни при этом чаще всего рассматривается как социально-экономическая категория и показатель социального менеджмента. Как экономическая категория, качество жизни представляет собой «совокупность жизненных ценностей, характеризующих виды деятельности, структуру потребностей, условия существования человека, удовлетворенность людей жизнью, социальными отношениями и окружающей средой» [4,14]». Уровень качества жизни отражает уровень удовлетворения потребностей населения, обеспеченный массой товаров и услуг, используемых в единицу времени, а также уровень развития потребностей и возможностей их удовлетворения и при таком понимании сближается с понятием «уровень жизни» [1,9]. Как показатель социального менеджмента качество жизни отражает обеспеченность рациональных потребностей населения определённого социально-территориального образования в необходимых для производства жизни ресурсах [1,9].

С позиции социально-экономической географии качество жизни выступает как одна из ключевых категорий, которая позволяет измерять социальную, экономическую и экологическую эффективность территорий социально-экономическо системы и включает в себя специфику жизненных ценностей населения конкретной территории, удовлетворенность жизнедеятельностью в целом и ее отдельными элементами, ресурсы территорий, условия жизнедеятельности людей и др. Являясь структурным понятием, качество жизни включает в себя качество населения (демографические характеристики, здоровье, уровень образования), качество среды жизни (природно-экологические условия, экономическое развитие территории, развитость социальной инфраструктуры, уровень личной безопасности) и качество деятельности населения (трудовой, от-

дыха, бытовой, духовно-культурной и общественно-политической) [2]. Подчеркивается, что объективно качество жизни населения не может не учитывать территориальный фактор, в том числе природные и антропогенные факторы, а также территориальные различия в сочетании реальных ресурсов и условий жизнедеятельности людей.

В психологии на первое место выходит проблема качества жизни отдельной личности в зависимости ее индивидуально-психологических особенностей и специфики процессов социализации, индивидуализации, интеграции личности. Качество жизни при этом рассматривается как индивидуальная способность к эффективному функционированию в обществе, как совокупность физических, психических, психологических, социальных характеристик человека, отражающая способность личности к эффективной реализации своих потребностей, желаний и амбиций, и степень удовлетворенности жизни в целом и отдельными ее аспектами. В психологии механизмы качества жизни традиционно рассматриваются преимущественно с позиции динамического подхода. Качество жизни при этом определяется как непрерывная деятельность по удовлетворению широкого спектра потребностей и результат этой деятельности. Так, Э. Аллардт, опираясь на теории мотивации А. Маслоу и Э. Фромма, полагает, что качество жизни достигается за счет удовлетворения трех базовых потребностей «иметь», «любить», «быть». С позиции представителей экзистенциализма (У. Баррета, А. Камю, Г. Марселя, Ж.-П. Сартра, М. Хайдегера, К. Ясперса), основным критерием обеспечения качества жизни является зрелость личности, выражающаяся, в том числе, в открытости опыту и готовности принимать факт объективного ограничения возможностей саморазвития и самореализации, неизбежность экзистенциальной тревоги и совладать с ними.

В отечественной науке проблематика качества жизни поднимается в работах Ю.Н. Беленкова, Н.Ф. Борисенко, Т.Ю. Захарова, А.С. Ревайкиной, Н.М. Римашевской, предпринявших попытку создания интеграционного подхода к описанию качества жизни в целом и отдельного человека в частности. В основе данного подхода лежат проблемы экономической идентичности лично-

сти в конкретных социокультурных условиях. Особое значение представляют исследования субъективных показателей жизни человека, актуализированных в семантическом пространстве личности (В.Ф. Петренко, О.В. Митина).

В социальной психологии за последние несколько лет возрос интерес к изучению психологических аспектов развития специалистов различных профессиональных областей в контексте качества жизни. Подробно рассматриваются социально-психологические параметры оценки удовлетворенности качеством жизни сотрудников, структура качества жизни с позиции психологии управления персоналом, проблемы гуманизации организационной среды, связи субъективных оценок качества жизни и показателей эмоционального благополучия. В качестве основных критериев качества жизни при этом рассматриваются условия труда и их субъективная оценка со стороны персонала, особенности отношений в коллективе, отношение к трудовой деятельности и ее роль в жизни конкретного человека и др. (М.Н. Берулава, А.Н. Лужнев, Е.В. Маслов, С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко и др.).

Проблема качества жизни, являясь, таким образом, многоуровневой и комплексной, провоцирует существование различных, иногда противоречащих друг другу, точек зрения по проблеме качества жизни в современной научной литературе. Противоречия эти во многом связано с тем, что качество жизни, являясь сложным социальным феноменов, может быть рассмотрено как качество жизни социума, качество жизни определенной социальной группы и качество жизни личности.

Не меньше вопросов вызывает проблема оценки качества жизни, что, в частности, выражается в отсутствии устоявшегося понятийного аппарата по данному вопросу. Наиболее часто для описания изменений уровня качества жизни используют понятия, нашедшие отражение в научной литературе: «индикатор», «показатель», «критерий», «фактор», «характеристика», «маркер», «коррелят». Различают качественные показатели качества жизни, фиксирующие наличие либо отсутствие отдельных свойств, и количественные, отражающие степень их выраженности; традиционные или объективные показатели,

отражающие объективно наблюдаемые факты и условия социальной жизни, не касающиеся оценок людьми этих условий, и субъективные индикаторы, базирующиеся на оценках самими людьми своей жизни по различным показателям, так называемое «воспринимаемое качество жизни».

В отношении содержания оценок качества жизни, ряд исследователей подчеркивают необходимость изучения реальных обстоятельств существования человека, условий его жизни. В качестве возможных критериев анализа при этом рассматриваются: общественно-экономические отношения (способ производства, общественный строй, социальная структура, политический механизм), естественно-географических условия жизни (территория, климат, ландшафт, наличие полезных ископаемых и т.д.), индивидуально-мотивационных аспектов функционирования личности (потребности, ценностные ориентации) и т.д. Итоговая оценка качества жизни при этом представляет собой интегративный показатель, значение которого определяется особенностями взаимодействия данных факторов, механизмы которого остаются вне поле зрения большинства подобных исследований. При рассмотрении качество жизни как системы, данное понятие включает в себя непосредственную совокупность качеств человека и ряд качеств, отражающих его функционирование как личности: качество образования, качество культуры, качество среды обитания (экологии), качество социальной, экономической и политической организации общества.

К количественным характеристикам качества жизни относятся такие показатели, как степень удовлетворения потребностей и совокупность объективных свойств, а именно:

- материальная (физическая, вещественная) база для существования человека, состояние окружающей среды, материально-технические условия труда, быт, организация досуга, получение образования, а так же используемые товары и услуги;

- уровень развития здравоохранения;

- политические условия существования человека;

- правовая и социальная защищенность, гарантированная конституцией;

- экономические условия существования человека, включающие состояние производства, эффективность экономических институтов, уровень энергетических и сырьевых запасов государства;

- нравственная обстановка в обществе;

- возможность творческого самовыражения, самореализации личности, свобода выбора вида социальной деятельности, жизненной позиции, стиля мышления и поведения, наличие права на собственное мнение и др.

При субъективистском подходе акцент ставится на изучении внутреннего мира человека, степени удовлетворения индивидуальных потребностей, субъективных оценках жизни и отдельных сфер и аспектов жизнедеятельности. Подчеркивается, что оценка проблемности факторов качества жизни населения с позиции объективного мониторинга не всегда совпадает с субъективной оценкой значимости этих факторов. В качестве значимых индикаторов качества жизни при этом рассматривают: отношение личности к собственному социальному статусу и уровень его осознания, соотношение между представлениями личности о возможностях и социальных гарантиях и представленных государством возможностях и социальных гарантий, особенности социальнопрактических отношений индивида с внешним миром, субъективная оценка собственного благополучия, проблемы окружающей среды, личной и национальной безопасности, политические, экономические свободы и другие показатели, трудно подающиеся количественному измерению. При таком подходе в дополнение анализу различных документов и отчетов, качество жизни зачастую оценивают по тому как, доволен человек собственной жизнью, своим положением в обществе, возможностями самостоятельно принимать решения, ощущать комфорт, безопасность и т.д. Однако, как и в первом случае, при этом на первое место выходят собственно констатации определенных оценок человеком условий жизни, мало изученными при этом остаются механизмы и факторы формирования этих субъективных оценок.

Отмечается и недостаточность по проблеме качества жизни, отражающих региональные особенности и взаимосвязь качества жизни с особенностями

формирования и функционирования личности в экстремальных природноклиматических условиях жизнедеятельности. Большая часть подобных исследований была осуществлена в области медицинской географии и экологии, а также общественного здоровья и здравоохранения и посвящена изучению влияния природных и социально-экономических факторов и условий географической среды на состояние здоровья населения. Так, начиная с 90-х гг. 20 в. был проведен ряд исследований, направленных на изучение связей показателей качества жизни и здоровья населения и характеристик среды с учетом региональной специфики (С. А. Айвазян, О. А. Белькова, Т.Е.Благовестова, Н.В. Зубаревич, Т.М. Максимова, И.Г. Мальганова, Н.М. Римашевская, А.В. Решетников, А.Д. Чеботкова, М.В. Черковец и др.), выявление относительного значения объективных условий среды в сравнении с субъективной оценкой образа места, создаваемого людьми (М.М. Голубчик, С.С. Сарайкина, И.А. Семина и др.). Однако за пределами внимания исследователей остаются механизмы, обеспечивающие качество жизни в зависимости от стратегии взаимодействия в системе «человек-среда», не до конца решенным остается и вопрос об относительной иерархии компонентов, необходимых для обеспечения качества жизни.

Разнообразие теоретических подходов к определению качества жизни и его измерению, их противоречивость наглядным образом выражается в отсутствии единства мнений в отношении критериев и параметров качества жизни, механизмов оценки. Наиболее распространенным на сегодняшний день является понимание качества жизни как интегрального понятия, носящего субъектнообъектный характер. В целом, качество жизни можно представить как сложную динамическую систему, включающую в себя социальные, экономические, экологические и психологические характеристики и отражающую как объективные условия и процессы жизнедеятельности, так и субъективные оценки индивида, социальной группы, региона, общества в целом (см. рис.1). Действие данных факторов комплексно, а их тесное взаимовлияние, взаимодействие и пересечение позволяет сохранять достаточные возможности для компенсации.

Рис. 1. Система компонентов, обеспечивающих качество жизни

Ключевым при этом является тот факт, что при таком понимании качества жизни и среда, и отдельный индивид (или группа, выступающая как целостное образование) выступают как равнозначные компоненты единой системы, построенной на принципе обратной связи. Характеристики субъекта и среды, преломляясь через индивидуальное/общественное сознание, преобразуются в сложную систему отношений человека, лежащих в основе деятельности, направленной на достижение оптимального (с точки зрения субъекта) качества жизни. Реализация же данной деятельности, в свою очередь, оказывает влияние как на внешние условия, так и на особенности отношений и самоотношения личности, при этом изменение одного из компонентов данной структуры потенциально может привести к изменению всей системы в целом (рис. 2).

Характеристики субъекта

Система самоотношения

О

Частные и интегральная субъективная оценка качества жизни

Стратегия взаимодействия в системе «субъект^ среда» Ж

Рис. 2. Взаимосвязь компонентов системы «субъект - среда» в контексте

качества жизни

Одним из наиболее значимых для обеспечения качества жизни, таким образом, является фактор поведенческой активности личности, отражающийся в выборе человеком стратегии взаимодействия со средой, и, как следствие, формировании образа жизни в пределах области реализации возможностей среды и индивида. В этой связи субъектно-средовый подход способствует не только определению системы значимых показателей качества жизни, как с точки зрения отдельной личности, так с позиции общества в целом, но и позволяет выявить механизмы формирования оценок этих показателей на макро- и микроуровнях осмысления условий жизнедеятельности.

Библиографический список

1. Беляков, В.А. Критерии оценки качества жизни в социальнотерриториальных образованиях (квалиметрический анализ потребительской корзины): Автореф. дис.... канд. экономич.наук [Текст] / В.А. Беляков. -Ижевск, 2006. - 30 с.

2. Гаврилова, Т.В. Территориальная дифференциация качества жизни населения ставропольского края: Автореф. дис. . канд. географич.наук [Текст] / Т.В. Гаврилова. - Ставрополь, 2005. - 21 с.

3. Использование опросника качества жизни (версия ВОЗ) в психиатрической практике [Текст]/ Под ред. Г.В. Бурковского, А.П. Коцюбинского, Е.В. Левченко, А.С. Ломаченков. - СПб, 1998. - 60 с.

4. Фахрутдинова, Е.В. Качество жизни населения в система социально-экономических отношений: институциональный подход: Автореф. дис. . докт. экономич.наук [Текст] / Е.В. Фахрутдинова. - Казань, 2010. - 45 с.

Bibliography

1. Belyakov, V.A. Criteria for Assessing the Quality of Life in the SocioTerritorial Formations (Qualimetric Analysis of the Consumer Basket): Synopsis of Dis.... Cand. of Economics [Text] / V. A.. Belyakov. - Izhevsk, 2006. - 30 p.

2. Fakhrutdinov, E.V. The Life Quality of the Population in the System of

Socio-Economic Relations: Institutional Approach: Synopsis of Dis.... Cand. of Economics [Text] / E.V. Fakhrutdinov. - Kazan, 2010. - 45 p.

3. Gavrilova, T.V. Territorial Differentiation of the Life Quality of the Population of the Stavropol Territory: Synopsis of Dis.... Cand. of Geography [Text] / T.V. Gavrilova. - Stavropol, 2005. - 21 p.

4. The Use of the Life Quality Questionnaire (the Version of WHO) in

Psychiatric Practice [Text]/ Ed. by G.V. Burkovsky, A.P. Kotsyubinsky, E.V. Levchenko, A. S. Lomachenkov. - St. Petersburg, 1998. - 60 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.