Научная статья на тему 'Качество жизни детей в Республике саха (Якутия): образовательный аспект'

Качество жизни детей в Республике саха (Якутия): образовательный аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
122
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ / ДЕТИ / РОДИТЕЛИ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / ГОРОДСКИЕ И СЕЛЬСКИЕ ЖИТЕЛИ / РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / QUALITY OF LIFE / EDUCATION / EDUCATIONAL INSTITUTION / ETHNOCULTURAL COMPONENT / CHILDREN / PARENTS / SATISFACTION / URBAN AND RURAL RESIDENTS / REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Федотова Наталья Дмитриевна

В статье рассматривается образовательный аспект качества жизни детей в Республике Саха (Якутия). Определены основные критерии оценки показателей удовлетворенности опрошенных образовательной сферой. На основе анализа результатов социологического исследования выявлен индекс образовательной составляющей качества жизни детей в контексте территориальных различий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Федотова Наталья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children''s life quality in the Republic of Sakha (Yakutia): educational aspect

The article deals with the educational aspect of the children's life quality in the Republic of Sakha (Yakutia). The main assessment criteria of satisfaction with the educational sphere expressed by the respondents are defined. Based on the analysis of the social study results, the author discussed the index of educational component of the children's life quality in the context of territorial differences.

Текст научной работы на тему «Качество жизни детей в Республике саха (Якутия): образовательный аспект»

УДК 371.8(571.56)

Федотова Наталья Дмитриевна

младший научный сотрудник

Института гуманитарных исследований и проблем

малочисленных народов Севера

Сибирского отделения Российской академии наук

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ДЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ): ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Fedotova Natalia Dmitrievna

Junior Research Associate, Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North, Russian Academy of Sciences

CHILDREN'S LIFE QUALITY IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA): EDUCATIONAL ASPECT

Аннотация:

В статье рассматривается образовательный аспект качества жизни детей в Республике Саха (Якутия). Определены основные критерии оценки показателей удовлетворенности опрошенных образовательной сферой. На основе анализа результатов социологического исследования выявлен индекс образовательной составляющей качества жизни детей в контексте территориальных различий.

Ключевые слова:

качество жизни, образование, образовательная организация, этнокультурный компонент, дети, родители, удовлетворенность, городские и сельские жители, Республика Саха (Якутия).

Summary:

The article deals with the educational aspect of the children's life quality in the Republic of Sakha (Yakutia). The main assessment criteria of satisfaction with the educational sphere expressed by the respondents are defined. Based on the analysis of the social study results, the author discussed the index of educational component of the children's life quality in the context of territorial differences.

Keywords:

quality of life, education, educational institution, ethno-cultural component, children, parents, satisfaction, urban and rural residents, Republic of Sakha (Yakutia).

Качество жизни является сложным и многогранным понятием. Научным сообществом предложены различные подходы к его определению и измерению. Основная идея этих подходов состоит в том, чтобы определить качество жизни как набор показателей. Направление исследования состоит в выборе показателей, по возможности наиболее точно и всесторонне характеризующих качество жизни [1]. Что касается детей как объекта исследования, то, как отмечает С.Н. Майорова-Щеглова, в отечественной социологии тема детства остается маргинальной [2]. Следовательно, изучение качества жизни детей имеет высокую актуальность, так как дети являются традиционными индикаторами состояния экономики, систем здравоохранения и образования, социокультурного состояния общества и образа жизни населения страны.

М.Б. Лига полагает, что сегодня, когда движущей силой развития общества становится человеческий капитал, достижение высокого качества жизни возможно только через развитие образования [3, с. 174-175].

В Республике Саха (Якутия) (РС (Я)) реализуется государственная программа РС (Я) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2019 годы», утвержденная указом Президента РС (Я) от 12 октября 2011 г. № 973 [4]. Основными целями программы являются, во-первых, обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития РС (Я); во-вторых, поддержка, сохранение, изучение и развитие государственных и официальных языков в РС (Я). Как видно, ключевыми моментами целеполагания программы выступают: доступность и качество образования, а также этноязыковое многообразие.

Исходя из данных позиций, рассмотрим текущую ситуацию в образовательной сфере РС (Я) на основе анализа данных конкретного социологического исследования «Качество жизни детей», проведенного в марте - июне 2016 г. в рамках проекта НИР «Этносоциальное развитие народов Республики Саха (Якутия) в условиях современного промышленного освоения и изменения социоприродной среды».

Используя предложенную Л.А. Беляевой методику оценки измерения качества жизни, базирующейся на субъективных представлениях с применением индексного метода [5, с. 38], проанализируем образовательный аспект и определим индекс образовательной составляющей качества жизни детей в контексте территориальных различий. В качестве основных критериев оценки выделим следующие индексы: 1) доступности выбора образовательной организации; 2) удовлетворенности количеством дошкольных образовательных организаций; 3) удовлетво-

ренности качеством воспитания и обучения в дошкольной образовательной организации; 4) удовлетворенности количеством общеобразовательных организаций; 5) удовлетворенности качеством обучения в общеобразовательной организации.

Исследованием охвачено 383 домохозяйства городских и сельских поселений Центральной и Западной Якутии. Информантами выступили родители, имеющие несовершеннолетних детей. Сравнение образовательного уровня родителей в семьях, в которых растут дети, выявило территориальные отличия: респондентов с высшим образованием в городских поселениях больше, чем в сельских (56,6 % против 45,3 %), в то время как среди сельских жителей больше опрошенных со средним общеобразовательным, средним специальным и ПТУ уровнем образования, чем среди городских (16,2 % против 8,9 %; 27,0 % против 23,8 % соответственно).

Можно допустить, что более высокий образовательный уровень респондентов предполагает более высокие требования к образовательным услугам, предоставляемым сегодня. Также следует иметь в виду, что предположительно более высокий профессиональный уровень городских опрошенных обеспечивает их потенциал к занятию более стабильного экономического положения, что в свою очередь предполагает и финансовую стабильность, а это является стабилизирующим фактором в ресурсных возможностях респондентов.

Анализ наиболее уязвимых точек в отношении благополучного развития детей выявил проблемы, имеющие дифференцированный по поселенческому признаку характер. Так, если среди горожан особую тревогу вызывают увеличение числа преступлений, совершаемых против детей, неблагоприятная экологическая ситуация, то среди сельских родителей особенно актуальны вопросы бытовой неустроенности жизни семей и плохое состояние жилья, а также невозможность дать детям хорошее образование при низком качестве школьного образования.

Обратимся к результатам исследования, касающимся доступности и качества образования, а также этноязыковой ситуации. Анализ значений индексов по пяти критериям выявил следующие особенности. В городской местности значение качества образования ниже, чем в сельской, 113 против 129. Следует отметить в целом невысокий уровень значений (далеко от 200). Общий республиканский индекс качества образования получил значение 119. При этом негативные значения (ниже 100) получили, по оценкам опрошенных в городской местности, индексы удовлетворенности количеством дошкольных образовательных организаций (86), доступности выбора образовательной организации (92). Пограничное значение получил индекс удовлетворенности количеством общеобразовательных организаций (101) - также по мнению респондентов из городской местности. Как показывают результаты исследования, более удовлетворены качеством воспитания и обучения в дошкольных образовательных организациях опрошенные из городской местности, чем из сельской (значения индекса 155 против 147 соответственно). Аналогично распределились мнения относительно качества обучения в общеобразовательных организациях (132 против 128 соответственно).

Таким образом, выявлено, что существует неравенство относительно доступности образовательных организаций, являющееся характерной особенностью городской местности. В то же время ущемление прав в качественном образовании испытывают респонденты из сельской местности. Следовательно, одним из основных факторов неравенства является территориальный фактор.

Обратимся к этнокультурной направленности образования детей. Как отмечает В.Б. Игнатьева, изучение родных языков коренных народов Якутии в средних общеобразовательных школах республики признается решающим фактором их сохранения и развития в условиях многоязычия [6, с. 140]. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 г., в Якутии живут носители свыше 100 языков.

Анализ результатов опроса подтверждает наличие значительного спроса со стороны родителей из городских поселений (47,7 %) на услуги преподавания якутского языка со ступени дошкольного образования и повышение доли опрошенных с подобным запросом на школьной ступени образования (63,4 %). Среди сельских опрошенных наблюдается ориентированность значительного числа родителей (почти половины от общего количества опрошенных - 48,0 %) на воспитание и образование детей на якутском языке. В то же время более четверти родителей из села (26,4 %) предпочли бы изучение якутского языка в дошкольных образовательных организациях в виде предмета с этнокультурным компонентом. Данную форму образования на школьной ступени выбрали бы для своих детей уже чуть более половины от числа опрошенных (50,7 %). Вместе с тем треть родителей из села видит наиболее приемлемым обучение детей в школе на якутском языке (33,8 %).

Таким образом, предпочтения родителей из разных типов поселений относительно этнокультурного запроса в сфере образования показывают, что на ступени дошкольного образования мнения городских и сельских опрошенных полярные, тогда как на уровне школьного образования опрошенные из обеих групп единодушны во мнении о необходимости обучения детей на русском

языке. При этом выражается позиция о важности присутствия якутского языка в образовательной программе в качестве регионального компонента.

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что образование призвано быть механизмом, устраняющим неравенство. Однако, как показало исследование, территориальный фактор во многом обусловливает возникновение неравенства по вопросам доступности и качества образования.

Ссылки:

1. Лубяный И.Д. Эволюция подходов к анализу категории «качество жизни» [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами. 2015. № 2. URL: http://uecs.ru/uecs-74-742015/item/3382--l-r (дата обращения: 04.05.2016).

2. Майорова-Щеглова С.Н. Детство в начале XXI века: парадоксы развития и функционирования // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: Философия, социология, искусствоведение. 2007. № 2-3. С. 191-201.

3. Лига М.Б. Социальная безопасность и качество жизни: концептуальный анализ // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. 2013. № 4 (51). С. 170-177.

4. Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2019 годы [Электронный ресурс] : гос. прогр. Респ. Саха (Якутия) : утв. указом Президента Респ. Саха (Якутия) от 12 окт. 2011 г. № 973 : с изм. на 20 июня 2016 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/473509578 (дата обращения: 14.12.2016).

5. Беляева Л.А. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации // Социологические исследования. 2009. № 1. С. 33-42.

6. Игнатьева В.Б. Саха (Якутия). Кто поддержит модель современной школы // Этнокультурное образование. Методы социальной ориентации российской школы : сб. ст. / ред. В.В. Степанов. Вып. 1. М., 2010. С. 137-165.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.