Научная статья на тему 'О некоторых мерах повышения эффективности противодействия коррупции в органах внутренних дел'

О некоторых мерах повышения эффективности противодействия коррупции в органах внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4113
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых мерах повышения эффективности противодействия коррупции в органах внутренних дел»

Казаченок В.В.

о некоторых мерах повышения эффективности

противодействия коррупции

в органах внутренних дел

Коррупция в органах внутренних дел является одной из самых актуальных областей данной проблемы. Поскольку сотрудник - это личность, которая призвана стать выше своих привычек, желаний: он должен делать свое дело так, как этого требуют высшие интересы общества. Сотрудник должен быть чистым мыслями, терпеливым и преданным своему делу. И, соответственно, при совершении сотрудниками коррупционных преступлений, о каком нормальном функционировании системы органов внутренних дел может идти речь? Сотрудников органов вну-68 тренних дел население рассматривает не только в качестве работников правоохранительных органов, но и как представителей государства. Негативное отношение к правоохранительным органам проецируется на всю государственную власть в целом, разрушая веру в справедливость, закон и порядок в государстве.

В настоящее время применяется комплекс мер по противодействию кор-руп-ции в России, в том числе и в органах внутренних дел. Применительно к деятельности органов внутренних дел коррупция определяется как злоупотребление сотрудников своими полномочиями путем их использования через преступные связи в личных целях.

Оценивая результативность борьбы с коррупцией, необходимо отметить, что в первом полугодии 2014 года более чем на 35% возросло количество сотрудников органов внутренних дел, привлеченных к уголовной ответственности за взяточничество (314). Судами различ-

ных инстанций осуждено 912 (+33,5%) сотрудников органов внутренних дел, из них 550 (+36,8%) - за совершение должностных преступлений, в том числе 228 (+34,9%) - за превышение должностных полномочий, 159 (+11,2%) - за взяточничество, 121 (+146,9%) - за злоупотребление должностными полномочиями и 77 (+22,2%) за служебный подлог [1].

В целях совершенствования института уведомления государственными служащими (сотрудниками) МВД России о фактах склонения их к совершению коррупционных правонарушений и во исполнение части 5 статьи 9 Федерального 68 закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» приказом МВД России от 19 апреля 2010 г. № 293 утвержден порядок уведомления в системе МВД России о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. В результате проводимой антикоррупционной деятельности на протяжении 4-х лет стабильно увеличивается количество поступающих уведомлений от сотрудников органов внутренних дел о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных право-нарушений с 373 в 2010 г. до 3996 в 2014 г. В МВД России существует наработанная практика поощрения сотрудников, добросовестно исполнивших обязанность по уведомлению о случаях обращения с целью склонения к совершению коррупционных правонарушений [2, с.13].

Противодействие коррупционной преступности содержит три составляющие

Казаченок В.В., кандидат юридических наук, преподаватель кафедры административного права, административной деятельности и управления ОВД Казанского юридического института МВД России © Казаченок В.В., 2016

- выявление коррупционеров и привлечение их к уголовной ответственности, восстановление нарушенных преступлениями прав потерпевших, в том числе имущественных, и профилактика коррупции.

Достичь успеха в деле борьбы с коррупцией можно только в том случае, если будет предпринят весь комплекс общесоциальных и специально-криминологических мер, и этот комплекс приобретет масштабы массовости, систематичности и повсеместности, невзирая на должности и звания [3, с.9].

В последнее время проводится огромная работа по предупреждению коррупции в органах внутренних дел, выражающаяся как в правовом регулировании, так и в организационных мерах. Все это нашло отражение в улучшении социального состояния сотрудников (увеличении денежного содержания), ужесточении требований к кандидатам на 69 службу в органы внутренних дел, привлечении общественного контроля за деятельностью МВД и др. С целью проведения более тщательного отбора кандидатов и предотвращения проникновения в органы внутренних дел лиц, преследующих противоправные цели, в образовательных организациях МВД России в приемные комиссии включены представители территориальных подразделений собственной безопасности.

Для улучшения качества проводимой работы необходимо четко представлять условия, при которых возможно развитие коррупции в органах внутренних дел. Среди причин и условий коррупционной преступности сотрудников полиции Баг-мет М.А. выделяет условия, непосредственно связанные с личностью полицейских. К таким условиям относятся: отсутствие принципиального неприятия коррупции полицейскими в любых ее проявлениях, ложное представление о служебной солидарности и недонесение из-за этого об известных случаях коррупции, слабая психологическая подготовка, не позволяющая противостоять соблазну собственного подкупа, излишний кон-

формизм во взаимоотношениях с непосредственным руководителем, который не ведет должной борьбы с коррупцией, отсутствие жизненных навыков по преодолению сложных служебных и личных проблем, не сложившаяся психология принятия и исполнения решения, исходя из норм закона, морали и социальной справедливости и стойкое отсутствие желания получать за свою работу незаконное вознаграждение в виде взяток и любых иных форм и видов подношений и услуг [4, с. 9].

Из всей системы органов внутренних дел самыми коррумпированными считаются подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения. В связи с этим к данной службе проявляется особое внимание. Так, например, в Республике Татарстан проводимая работа по сокращению коррупции в сфере безопасности дорожного движения заключается в следующих мерах:

- на всех служебных автомобилях установлена система ГЛОНАСС, которая позволяет осуществлять контроль передвижения транспортных средств;

- все патрульные автомобили дорож-но-патрульной службы оборудованы видеорегистраторами, фиксирующими происходящие события как внутри салона автомобиля, так и вне его;

- внедрена система фото- и видеофиксации нарушений Правил дорожного движения, что позволило сократить влияние субъективного фактора при их выявлении и рассмотрении дел об административном правонарушении. В целом используются свыше 400 единиц стационарных и передвижных комплексов. Число нарушений, фиксируемых с помощью систем фото- и видеофиксации, составляет не менее трех четвертей от общего количества пресекаемых нарушений Правил дорожного движения;

- используется программное обеспечение для регистрации транспортных средств с функцией присвоения государственных регистрационных знаков по принципу случайных чисел, которое

69

70

позволяет исключить коррупционную составляющую при производстве регистрационных действий;

- на портале государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан обеспечена возможность получения информации о наличии штрафа за нарушения Правил дорожного движения и его оплаты, записи на прием для замены водительского удостоверения и других услуг в электронном виде [5, с.18].

Несмотря на предпринимаемые меры по противодействию коррупции, данная проблема продолжает оставаться актуальной. В целях успешного решения проблемы, наряду с выявлением и наказанием лиц, совершивших коррупционные преступления, необходимо осуществлять систему мер предупредительного характера, направленных на предотвращение проникновения коррупции в систему органов внутренних дел.

Прежде всего, необходимо повысить роль гражданского общества в противодействии коррупции. Для этого нужно использовать механизмы участия отдельных институтов гражданского общества в реализации антикоррупционных мер, начиная с правового воспитания и заканчивая общественным контролем за функционированием правоохранительных структур. Не должна ослабевать и мониторинговая деятельность различных исследовательских центров по определению уровня коррупционности в органах внутренних дел [6, с. 115-116].

В целях профилактики коррупции в органах внутренних дел необходимо постоянное проведение с сотрудниками воспитательной работы, повышение их уровня культуры и профессиональной подготовки. Немаловажным является и формирование нравственного сознания сотрудников органов внутренних дел, заключающегося в нетерпимости к преступным проявлениям.

Одним из эффективных элементов профилактики коррупции в органах внутренних дел является авторитет непосредственного руководителя, его про-

фессионализм. Уважение сотрудников к начальству сказывается и на результатах их обязанностей.

Важным на сегодняшний день является повышение уровня доверия населения к сотрудникам органов внутренних дел. Для этого необходимо осуществлять пропаганду в средствах массовой информации активной позиции граждан, положительного образа полицейского; установление отношений сотрудничества органов внутренних дел с общественными организациями, средствами массовой информации, гражданами, иными правоохранительными органами в деле противодействия коррупционным проявлениям в органах внутренних дел. Между тем особое значение в этом направлении будут иметь увеличение уровня правосознания сотрудников органов внутренних дел, утверждение в их сознании антикоррупционной идеологии, а также повышение престижа службы в органах 70 внутренних дел.

Стоит отметить, что в настоящее время в МВД России функционирует целостная система предупреждения, выявления, пресечения фактов коррупции и предательства интересов службы. К числу приоритетных относятся, в первую очередь, адресные меры профилактического характера, применяемые к нарушителям законности, в том числе путем их привлечения к дисциплинарной ответственности на ранней стадии противоправного поведения. Ежегодно организуется сбор и хранение справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудников, их супругов и несовершеннолетних детей.

При этом необходимо обратить внимание на весьма значимые, на наш взгляд, аспекты, содержащиеся в письме Минтруда и социальной защиты Российской Федерации от 13 ноября 2015 г. «О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения» [7], в котором указывается, что не образует коррупционного проступка и не влечет применения взысканий:

71

а) ненадлежащее соблюдение запрета, исполнение обязанности вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (пожар, наводнение, военные действия и т.д.), которые объективно препятствуют представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в установленный законодательством срок или получению документов, необходимых для достоверного и полного отражения данных сведений, соблюдению иного запрета или обязанности;

б) ошибочное (неточное) указание сведений в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - Справка) вследствие ошибок и неточностей, допущенных государственным органом или иной организацией в выданных служащему документах (выписках), на основании которых им заполнялась Справка (ошибка в справке 2-НДФЛ, выписке по счету, выданной кредитной организацией и т.п.), а также иных причин, когда неточность в представленных сведениях возникла по причинам, не зависящим от служащего.

Данные обстоятельства должны быть отражены в письменных пояснениях служащего, представляемых в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений, или подтверждены иными документами;

в) заполнение служащим Справки в ином, не общепринятом, орфографическом порядке, при котором сохраняется смысловое содержание данных в Справке, либо когда заполнены разделы, графы Справки, не подлежащие заполнению. Например:

- некорректное указание почтового адреса (вместо правильного написания «проспект Строителей» или «пр-т Строителей» указывается «пр. Строителей», вместо правильного написания «г. Волгоград» указывается «Волгоград» и т.д.);

- некорректное указание наименования, адреса кредитной организации,

с учетом правильного предоставления иной информации по соответствующему разделу Справки (к примеру, указан не юридический адрес банка, а фактический адрес его филиала, в котором открыт счет, неправильно указана организационно-правовая форма кредитной организации - вместо ПАО «ВТБ 24» указано ВТБ 24, ВТБ и т.п.);

- указание сведений о расходах, о сумме поступивших на счет денежных средств в отсутствие правовых оснований для представления данных сведений;

- указание срочных обязательств финансового характера на сумму менее 500 000 рублей и т.д.;

г) представление служащим в установленный законодательством срок уточненных и достоверных сведений о доходах и имуществе, при условии, что служащий самостоятельно обнаружил в представленных им Справках не отраженные или не полностью отраженные сведения.

3. Соответствующие должностные лица при приеме Справок обязаны принимать меры к выявлению явных неточностей, описок или ошибок, допущенных служащим, которые в целом не искажают достоверность представленных сведений и могут быть устранены путем получения от служащего уточняющей информации и внесения ее служащим в Справку. Примером явной ошибки, не влекущей утаивание объекта недвижимости, может быть ситуация, когда на титульном листе Справки указывается квартира как место регистрации, но в разделах 3.1 или 6.1 Справки в качестве объекта собственности или объекта, находящегося в пользовании, эта квартира не указана.

Перечисленные обстоятельства не могут считаться коррупционными проступками и не влекут за собой дисциплинарной ответственности. Применение изложенных в письме критериев целесообразно использовать и в органах внутренних дел. Поддерживая позицию Минтруда и социальной защиты Российской Федерации, мы уверены, что в борьбе с коррупцией необходимо акцентировать

71

внимание именно на коррупционных составляющих противоправных деяний, а не на незначительных ошибках и неточностях, указываемых в сведениях о доходах и имуществе государственных служащих.

Таким образом, можно заключить, что коррупция в органах внутренних дел представляет повышенную общественную опасность, поскольку именно эти органы призваны вести борьбу с коррупцией

на всех уровнях публичного управления. В связи с этим необходимо проводить последовательные мероприятия по дальнейшему формированию «антикоррупционной устойчивости» среди сотрудников органов внутренних дел. Причем меры по противодействию коррупции должны носить комплексный и систематический характер.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. URL: https://mvd.ru/anticorr/statistics (дата обращения: 08.12.2015).

2. Информация о ходе реализации мер по противодействию коррупции за 2014 год в Министерстве внутренних дел Российской Федерации. - URL: https://mvd.ru/upload/ site1/document_file/hb5ynIbCII.pdf

3. Сторчилова Н.М. Коррупция в органах внутренних дел и ее предупреждение: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2010.

4. Багмет М. А. Противодействие коррупции в полиции (криминологическое исследование): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2014.

5. Сводный отчет о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной поли-

72 тики в Республике Татарстан в 2014 г. Казань, 2014. 72

6. Бабай А. Н. Криминологические аспекты коррупции в правоохранительных органах // Актуальные проблемы профилактики коррупции в России на современном этапе: сборник материалов методолог. семинара. - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2010.

7. Письмо Минтруда и социальной защиты Российской Федерации от 13 ноября 2015г. № 18-2/10/П-7073 «О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189649/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.