Научная статья на тему 'О некоторых мерах государственной политики по противодействию коррупции'

О некоторых мерах государственной политики по противодействию коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
350
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Коррупция / меры по противодействию коррупции / антикоррупционная политика / борьба с корруп-цией / коррупционные правонарушения / профилактика коррупции / административная реформа / Corruption / anti-corruption measures / anti-corruption policy / a fight against corruption / corruption crimes / preventive anti-corruption measures / administrative reform

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Комов Сергей Алексеевич

Коррупция, безусловно, является одним из наиболее опасных явлений в современном российском обществе. Эта социальная «болезнь» проникла и «разъедает» все сферы жизни. Негативный эффект от коррупционных правона-рушений так или иначе ощущают все жители нашей страны. В российской и зарубежной литературе имеется множество рассуждений на тему противодействия коррупции, однако далеко не все предложения должным образом конкретизированы и способны значимо улучшить ситуацию. Автор рассматривает коррупцию как своего рода сделку «купли-продажи услуги», которая существует по законам ры-ночной экономики. В этой связи следует сосредоточиться на давлении на «равновесную цену» (в виде самих взяток) в целях сокращения количества коррупционных «сделок». Необходимо повышать издержки преступной деятельности для взяткополучателей и одновременно снижать ценность коррупционной «услуги» для взяткодателей. Таким образом, подчиняясь законам рынка, количество коррупционных отношений будет снижаться. В связи с изложенным, автор предлагает ряд административно-правовых и социально-экономических мер по противо-действию коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME GOVERNMENT POLICY MEASURES TO FIGHT CORRUPTION

Corruption is undisputedly one of the most dangerous phenomena in the Russian present-day society. This social «ill-ness» has become intertwined with all life aspects and is decomposing them from the inside. The negative impact of corruption crime affects all people in our country. There is much speculation in Russian and foreign literature concerning the fight against corruption, but by far not all the suggestions are sufficiently concretised and able to improve the current state of affairs. The author approaches corruption as a «service purchase and sale transaction» of some kind, which abides by the laws of market economy. Hence, as he points out, the main objective is putting pressure on the «price balance» of the bribes themselves in order to minimise the number of corruption «transactions». It is vital to increase the expenses of conducting illegal activity for bribe recipi-ents, lowering the corruption «service» prices at the same time. Therefore, in accordance with the laws of market economy, the number of corruption relations will drop. In relation to the mentioned above, the author suggests a number of legal, administrative and social-economic measures to fight against corruption.

Текст научной работы на тему «О некоторых мерах государственной политики по противодействию коррупции»

20.2. О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ

Комов Сергей Алексеевич, студент

Место учебы: Финансовый университет при Правительстве РФ

[email protected]

Аннотация: Коррупция, безусловно, является одним из наиболее опасных явлений в современном российском обществе. Эта социальная «болезнь» проникла и «разъедает» все сферы жизни. Негативный эффект от коррупционных правонарушений так или иначе ощущают все жители нашей страны.

В российской и зарубежной литературе имеется множество рассуждений на тему противодействия коррупции, однако далеко не все предложения должным образом конкретизированы и способны значимо улучшить ситуацию. Автор рассматривает коррупцию как своего рода сделку «купли-продажи услуги», которая существует по законам рыночной экономики. В этой связи следует сосредоточиться на давлении на «равновесную цену» (в виде самих взяток) в целях сокращения количества коррупционных «сделок». Необходимо повышать издержки преступной деятельности для взяткополучателей и одновременно снижать ценность коррупционной «услуги» для взяткодателей. Таким образом, подчиняясь законам рынка, количество коррупционных отношений будет снижаться.

В связи с изложенным, автор предлагает ряд административно-правовых и социально-экономических мер по противодействию коррупции.

Ключевые слова: Коррупция, меры по противодействию коррупции, антикоррупционная политика, борьба с коррупцией, коррупционные правонарушения, профилактика коррупции, административная реформа.

ABOUT SOME GOVERNMENT POLICY MEASURES TO FIGHT CORRUPTION

Komov Sergey A., student

Study place: Financial university under the Government of Russian Federation

[email protected]

Annotation: Corruption is undisputedly one of the most dangerous phenomena in the Russian present-day society. This social «illness» has become intertwined with all life aspects and is decomposing them from the inside. The negative impact of corruption crime affects all people in our country.

There is much speculation in Russian and foreign literature concerning the fight against corruption, but by far not all the suggestions are sufficiently concretised and able to improve the current state of affairs.

The author approaches corruption as a «service purchase and sale transaction» of some kind, which abides by the laws of market economy. Hence, as he points out, the main objective is putting pressure on the «price balance» of the bribes themselves in order to minimise the number of corruption «transactions». It is vital to increase the expenses of conducting illegal activity for bribe recipients, lowering the corruption «service» prices at the same time. Therefore, in accordance with the laws of market economy, the number of corruption relations will drop.

In relation to the mentioned above, the author suggests a number of legal, administrative and social-economic measures to fight against corruption.

Keywords: Corruption, anti-corruption measures, anti-corruption policy, a fight against corruption, corruption crimes, preventive anti-corruption measures, administrative reform.

ВВЕДЕНИЕ

Коррупция является одной из главных проблем для России на современном этапе. Это системная «болезнь», разъедающая государственный организм.

Люди часто воспринимают коррупцию как нечто абстрактное, напрямую их не касающееся. «Неизбежным злом» ее считает большинство населения, и относится к ней терпимо. Вместе с тем, нужно четко себе представлять, что «взятки» (в разном виде) оплачиваются из бюджетных средств, то есть из денег, которые могли бы пойти на развитие образования, строительство детских садов, школ, больниц, на поддержку науки, повышение зарплат военнослужащим, пенсий и т.д. Коррупция имеет прямое отношение к каждому из нас, она негативно сказывается на качестве нашей жизни и жизни

наших детей. Более того, в некоторых областях коррупция может вызвать настоящую катастрофу.

Известно, что рыночная экономика наиболее эффективно обеспечивает стабильный долговременный рост благосостояния общества, возможно более полное удовлетворение спроса на товары и услуги при оптимальных ценах. Важнейшим условием для нормального функционирования рыночной экономики является конкуренция. Коррупция умаляет конкуренцию, так как, подразумевая наличие сговора, ведет к возникновению монополии (например, чиновник за взятку ограничивает конкуренцию при осуществлении государственных закупок и заключает контракт по ценам, выше рыночных). За такие «коррупционные» монополии также расплачивается каждый из нас.

Комов С. А.

О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПОПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ

Кроме того, как особый вид «монополий», коррупционеры не заинтересованы в совершенствовании государственных услуг и снижении издержек общества. Недобросовестные чиновники склонны поддерживать заведомо неэффективные проекты с большими государственными капиталовложениями.

Также представляется очевидным, что коррупцию как явление ликвидировать полностью невозможно по причине того, что человеческой природе, к сожалению, нередко свойственно стремление извлечь личную выгоду из своего служебного положения. Вместе с тем, снизить уровень коррупции до минимума можно и нужно.

Говоря обобщенно, для эффективной борьбы с коррупцией необходимо снижать ценность выгоды от взятки для взяткодателя и повышать издержки от коррупционной деятельности для взяткополучателя.

При выработке мер по борьбе с коррупцией важно не только ужесточать ответственность за данную противоправную деятельность и вводить новые ограничения, но и создавать условия для улучшения делового климата, самореализации добропорядочных госслужащих. Необходимо не только наказывать за коррупционные преступления, но и ясно показывать альтернативный путь к личному и общественному процветанию.

В статье мы не ставим целью перечислить и рассмотреть все применяемые в нашей стране и мире меры по противодействию коррупции. Мы ставим задачу обратить внимание на наиболее действенные, по нашему мнению, меры, а также обозначить свои предложения по данному вопросу.

Можно выделить административно-правовые и социально-экономические меры противодействия коррупции.

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ

Рассмотрим меры по борьбе с коррупцией, касающиеся принципов организации и функционирования органов власти, а также юридических норм.

1. Повышение требований к минимальному уставному капиталу для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, участвующих в исполнении государственных заказов.

В цивилистике размер уставного капитала является в некотором роде гарантией для контрагента. В классическом гражданском праве крупные сделки с организациями, имеющими минимально допустимый уставной капитал, относятся к категории так называемых алеоторных (т.е. рискованных). Таким образом, в случае заключения договора с подобными юрли-цами, при неисполнении ими условий сделки, существует возможность обратить взыскание на уставной капитал. При этом, имущества юридическое лицо может и не иметь. В таких условиях единственным залогом выполнения условий контракта является размер уставного капитала. То есть в случае заключения многомиллионного договора, например, с обществом с ограниченной ответственностью, имеющим уставной капитал 10000 рублей, ущерб от недобросовестных действий общества может составить соответственно миллионы рублей.

В этой связи представляется целесообразным установить требования к размеру уставного капитала для потенциальных исполнителей госконтрактов (например, 10% от стоимости контракта, но не менее 50000 рублей и не более 100000000 рублей). Эта мера позволит ограничить участие в государственных закупках так называемых «фирм-однодневок» с минимальными уставными капиталами, которые часто используются в коррупционных схемах, а также повысит издержки для коррупционеров. Добросовестные предприниматели должны с пониманием отнестись к данной мере, так как государство

должно иметь гарантии того, что потенциальный контрагент, участвующий в крупном госзаказе, состоятелен и надежен.

2. Введение реестра недобросовестных юридических и физических лиц (учредители и руководители), которые участвовали в реализации коррупционных схем. Реестр возможно публиковать в открытом доступе в сети Интернет. Содержащиеся в реестре организации, а также организации, созданные (возглавляемые) лицами, содержащимися в реестре, не имеют права участвовать в исполнении государственных контрактов. Юридические и физические лица имеют право по решению суда быть исключены из реестра, если докажут, что не причастны к коррупционной деятельности. Конечно, для реализации коррупционных схем на первоначальном этапе будут привлекаться другие аффилированные коррупционерам лица, однако в долгосрочной перспективе возможность привлекать все новых людей в данную противоправную деятельность иссякнет.

Необходимо отметить, что в данный реестр включаются организации и граждане, которые участвовали в коррупционной схеме, установленной в судебном порядке (а не по решению правоохранительных органов). В свою очередь, в случае необоснованного включения в указанный реестр, заинтересованное лицо может обратиться в суд для исключения из реестра.

3. Ужесточение правил формирования требований к потенциальному контрагенту государственного заказчика в целях минимизации возможности включения «лишних» требований к исполнителю контракта, направленных на обеспечение заключения договора с заранее индивидуально-определенным юрлицом или индивидуальным предпринимателем.

Государственным органам при осуществлении госзакупок следует подробно публично доказывать целесообразность введения каких-либо требований к контрагентам. Кроме того, эта проблема должна стать самостоятельным направлением контроля за осуществлением госзакупок.

4. Введение рейтинга эффективности государственных закупок, который учитывается при продвижении чиновников по службе (например, должностное лицо, эффективно осваивающее бюджетные средства, имеет преимущество перед чиновником, заключившим много контрактов с завышенными ценами, с просрочками по исполнению и пр.). В результате реализации данного предложения карьерный рост для чиновников, недобросовестно относящихся к своим должностным обязанностям в части осуществления государственной закупочной деятельности, будет ограничен. Данная мера будет стимулировать госслужащих аккуратнее относиться к заключению госконтрактов.

5. Введение пожизненного запрета на государственную службу для лиц, судимых за коррупционные правонарушения, а также уволенных в связи с утратой доверия. Лица, совершившие коррупционные преступления (причем, как взяткополучатели, так и взяткодатели), должны понимать, что госслужба для них закрыта.

6. Право «вето» на сомнительные сделки. Вышестоящие и контрольные органы можно наделить правом приостанавливать планирующиеся госконтракты на любом этапе на разумный срок, необходимый для выявления возможной коррупционной составляющей. Срок рассмотрения приостановленных контрактов должен быть ограничен (например, 20 сутками) для того, чтобы не парализовать государственную закупочную деятельность. При наличии обоснованных подозрений в нали-

чии коррупционной составляющей материалы передаются в правоохранительные органы.

7. Существующие механизмы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (далее - НПА) следует расширить. На этапе подготовки проекта НПА не всегда представляется возможным нейтрализовать все угрозы возникновения в будущем коррупционных проявлений. Зачастую, становится очевидным наличие соответствующих недоработок из практики применения нормы права. В этой связи, полагаем целесообразным обязать правоохранительные органы, осуществляющие противодействие коррупции, направлять в госорганы, наделенные функцией антикоррупционной экспертизы НПА, мотивированные предложения по доработке соответствующих норм.

Кроме того, можно предусмотреть необходимость повторного рассмотрения уже принятого НПА органами антикоррупционной экспертизы спустя некоторое время (например, два года) после его вступления в законную силу с учетом сложившейся практики и мнения правоохранительных органов. В этом случае предложения подразделений антикоррупционной экспертизы НПА по внесению изменений в нормы права следует воспринимать как обязательные для органов, издавших НПА.

8. Оптимизация штатной численности госаппарата. В благоприятных условиях роста мировых цен на энергоресурсы российский государственный аппарат расширялся темпами, превышающими темпы роста объектов государственного регулирования. В настоящее время, с учетом экономического кризиса, необходимо значительное сокращение численности чиновников. Для того, чтобы грамотно провести оптимизацию, нужно определиться с подразделениями, осуществляющими основные функции органа власти, а затем минимизировать численность вспомогательных и обеспечивающих подразделений (указанные структурные элементы, зачастую, имеют большую штатную численность, не адекватную выполняемым функциям).

За счет сокращения численности нужно предусмотреть повышение заработных плат госслужащим, при этом компенсацию отставания от уровня зарплат в частном секторе можно предусмотреть за счет расширения «социального пакета» (разного рода льготы и пр.). Повышение доходов, очевидно, необходимо для того, чтобы удержать и привлечь квалифицированных специалистов на госслужбу.

В целях ликвидации такого негативного явления как «вре-менщичество», при котором чиновники не заинтересованы в долгосрочных результатах своей работы, необходимо формирование страты профессиональных госслужащих, которые бы не зависели от изменения политической конъюнктуры.

Стоит отметить, что раздутый административный аппарат подразумевает не только увеличенные расходы общества на его содержание, но и, учитывая фиксированное количество рабочей силы в стране, лишает реальный сектор экономики, производящий товары и услуги, сотен тысяч потенциальных работников. Кроме того, зачастую, чиновники весьма неразумно вмешиваются в экономическую жизнь (в том числе путем коррупционных сговоров и пр.) и создают тем самым дополнительные издержки для общественного развития. Таким образом, за неадекватно большой чиновничий аппарат общество расплачивается дважды: напрямую (бюджетные расходы) и в форме упущенных производственных возможностей.

9. Совершенствование уровня оказания госуслуг: расширение палитры оказываемых услуг, максимизация открытости и прозрачности функционирования органов власти (активное внедрение новых технологий, позволяющих минимизировать реальное общение граждан с чиновниками), упрощение процедур (например, необходимо убрать лишние согласования, бумаги) и т.п. Данные меры позволят снизить для потенциального взяткодателя цену, за которую он готов «купить» нужную ему услугу, а также минимизировать возможность вмешиваться в автоматизированный прозрачный процесс оказания госуслуг.

10. Ужесточение ответственности для взяткополучателей, что повысит риски для коррупционеров и, как следствие, увеличит суммы взяток и снизит количество потенциальных взяткодателей.

Совершение коррупционных преступлений в особо крупных масштабах (например, при хищении более 100 млн рублей) следует рассматривать как разновидность государственной измены. Действительно, резонансные коррупционные скандалы показывают, что некоторые недобросовестные чиновники совершают коррупционные действия, сопряженные с вопиющим неуважением к обществу и государству. В этой связи их действия могут быть рассмотрены в качестве государственной измены.

Кроме того, необходимо предусмотреть специальные увеличенные санкции за совершение коррупционных правонарушений для сотрудников правоохранительных и контрольно-надзорных инстанций, которые занимаются противодействием коррупции (например, предусмотреть уголовную ответственность в удвоенном размере).

11. Конфискация по суду имущества чиновников и членов их семей, законный и реалистичный источник происхождения которого собственник не смог объяснить. Следует рассмотреть вопрос о создании специальной комиссии, которая бы публично рассматривала дела о конфискации указанного имущества высокопоставленных чиновников и аффилированных им лиц. Предметом исследования может быть предпринимательская деятельность родственников должностных лиц, возможное злоупотребление должностным положением как фактор успеха коммерческой деятельности подконтрольных чиновнику или члену его семьи организаций.

12. Создание единой системы контроля за движением денежных средств. В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» часть финансовых транзакций, подпадающих под критерии подозрительных, аккумулируются в Росфинмониторинге, однако для эффективной работы правоохранительных органов по отслеживанию движения денежных средств, полученных преступным путем, в условиях расширения использования безналичных средств расчета необходима база данных, учитывающая все счета и финансовые операции в банковских учреждениях России.

При реализации данной меры нужно, безусловно, строго соблюдать режим обеспечения банковской тайны. Возможность получать сведения о движении денежных средств должна быть предоставлена правоохранительным органам не иначе, как по решению суда. Кроме того, следует ужесточить ответственность за фальсификацию оперативно-розыскной деятельности, в результате которой была раскрыта банковская тайна.

Комов С. А.

О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПОПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ

13. Совершенствование законодательства, минимизация неопределенностей. Очевидно, что необходимо избавляться от коллизий и пробелов в законодательстве, которые могут быть использованы коррупционерами как «лазейки» для совершения противоправной деятельности. Также нужно сузить возможную вариативность при принятии решений чиновниками.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРЫ

К социально-экономическим мерам можно отнести следующие.

1. Премирование граждан за сообщение о коррупции. (Например, передавать им 5% от суммы конфискованного предмета взятки, но не менее 5000 рублей и не более 5000000 рублей). Данная мера позволит материально заинтересовать возможных свидетелей коррупционных правонарушений сообщать о преступлениях правоохранительным органам. Кроме того, заинтересованные граждане будут обеспечивать общественный контроль за расследованием соответствующих уголовных дел.

Реализация указанного предложения не потребует дополнительных расходов государства, так как премирование будет осуществляться из средств, которые бы не были бы возвращены в бюджет без сообщения материально заинтересованного гражданина.

2. Премирование сотрудников правоохранительных и контрольно-надзорных органов, в результате деятельности которых государству были возвращены денежные средства и имущество коррупционеров в определенном процентном соотношении от величины конфискованного имущества. Указанная мера также позволит материально заинтересовать сотрудников, осуществляющих борьбу с коррупцией, в результатах своей работы и не повлечет дополнительных расходов бюджета.

Вместе с тем, стоит предусмотреть увеличение ответственности для должностных лиц правоохранительных и контрольно-надзорных органов, которые фальсифицировали результаты оперативно-розыскной и контрольной деятельности в целях получения материальной выгоды.

3. Снижение налогового бремени на бизнес. Чрезмерная налоговая нагрузка негативно влияет на деловую активность и заставляет некоторые предприятия уходить от уплаты налогов (бизнесу дешевле заплатить взятку чиновнику в случае обнаружения неуплаты, чем платить большие налоги), что повышает коррупционные риски.

4. Выравнивание имущественного расслоения общества. Зачастую, чиновники, которые в основной массе получают сравнительно небольшую зарплату, по долгу службы регулирую деятельность бизнесменов, доходы которых в десятки раз превышают доходы госслужащего. В этих условиях потенциальный взяткодатель может предложить чиновнику такую сумму, ради которой последний готов пойти на соответствующие риски.

В мировой практике к наиболее эффективным методам выравнивания разницы в доходах наиболее и наименее обеспеченных групп граждан относится, в частности, внедрение прогрессивной шкалы налогообложения.

5. Стимулирование конкуренции, снижение уровня моно-польности. Как уже говорилось, необходимо на государственном уровне поддерживать свободную конкуренцию, бороться с разного рода сговорами (в том числе путем ужесточения антимонопольного законодательства). При расширении числа субъектов рыночных отношений возможность сговора снижается. Кроме того, рыночная конкуренция обеспечивает повы-

шение открытости, прозрачности экономической жизни, а также уровня контроля над ней, в том числе с активным привлечением общественности и СМИ.

6. Формирование нетерпимости к проявлениям коррупции в обществе. Государственная антикоррупционная политика должна быть направлена на пропаганду борьбы с коррупцией как дела каждого гражданина и осуждение лиц, вовлеченных в коррупционные отношения. В этой связи, нужно повышать роль СМИ в освещении и профилактике коррупции.

Необходимо снимать телепередачи, кинофильмы, в которых следует показывать, что люди, избравшие преступный путь коррупционера, в конечном итоге, проигрывают. Посредством СМИ нужно повышать престиж честной государственной службы. Кроме того, важно формировать в обществе отношение к сообщениям о фактах коррупционной деятельности в правоохранительные органы как к выполнению гражданского долга, а также осуждать покрывательство коррупции.

7. Государство должно снижать значимость денег и материальных благ в иерархии человеческих ценностей. Известно, что для рыночной экономики корыстная заинтересованность в получении прибыли является важнейшим фактором. Вместе с тем, представляется возможным заменить корыстную мотивацию как двигатель рыночной экономики на стремление к самореализации личности. Самореализация есть более высокая (и нравственная) человеческая ценность, чем стремление к материальной выгоде, она апеллирует к лучшим качествам человеческой личности, стимулирует творчество, наиболее полно удовлетворят потребность индивида к счастью, а также заставляет действовать к всеобщему благу.

Внешне часто сложно определить, какая мотивация у человека: корыстная или стремление к самореализации. Очевидно, что изменение ценностной ориентации общества требует долгосрочной системной политики по корректировке общественного сознания (здесь важная роль отведена системе образования, СМИ, киноиндустрии и иному искусству).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Человек, поступающий на государственную службу, должен отдавать себе отчет в том, что берет на себя определенные ограничения, а также осознавать, что уровень доходов госслужащих меньше, чем в бизнесе. В свою очередь, государственная служба должна восприниматься как возможность проявить себя, принести реальную пользу Родине. Кроме того, государству, как отмечалось ранее, нужно систематически повышать уровень жизни профессиональных и честных чиновников и членов их семей, которые также несут дополнительные ограничения в связи со службой их родственника.

Следует обратить внимание на человеческое свойство к подражанию. Психологами рассматривается подражание как один из мощных поведенческих факторов. В связи с изложенным, широкомасштабная коррупция «перетягивает» массу «колеблющихся» чиновников на сторону совершения преступлений. В свою очередь, в случае реализации эффективной комплексной антикоррупционной государственной политики «колеблющиеся» потенциальные коррупционеры, подчиняясь психологическому свойству подражания, вероятно, воздержаться от правонарушений.

Необходимо отметить, что все перечисленные меры нужно взвешивать и конкретизировать, чтобы ограничительно-запретительное воздействие не вызвало масштабный отток человеческих ресурсов из административного аппарата и нежелание брать на себя ответственность за принятие решений.

Указанные предложения следует рассматривать как идеи, направления борьбы с коррупцией, а не оконченные юридические конструкции, так как для реализации каждой из предложенных мер необходимы специальные исследования, значительный набор информации, имеющейся в распоряжении органов власти.

При реализации перечисленных предложений следует соблюдать баланс между упрощением работы субъектов оперативно-розыскной деятельности и защитой честных госслужащих и добросовестных предпринимателей. Кроме того, при претворении в жизнь антикоррупционных мер необходимо активно привлекать институты гражданского общества и общественного контроля, так как, очевидно, что значительная часть чиновничества не заинтересована что-либо менять в системе, которая предоставляет им различные неформальные привилегии и позволяет извлекать из своего положения коррупционную выгоду.

Целью настоящей статьи была формулировка основных векторов государственной политики в области противодействия коррупции, краткое описание их возможных результатов, а также обозначение принципиальной возможности для реализации.

Коррупция является системной проблемой, масштабным вызовом для нашей страны в начале XXI века. Противодействовать коррупции можно только системно, применяя комплекс административно-правовых и социально-экономических мер. Убеждены, что применение перечисленных выше мер на практике будет содействовать уже в краткосрочной перспективе значительному снижению уровня коррупции.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 94,81%.

Список литературы:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 13.06.1996 г. № 63-Ф3);

2. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

3. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции»;

4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537;

5. Гриб В.Г., Окс Л.Е. Противодействие коррупции : учеб. пособие / В.Г. Гриб, Л.Е. Окс. - М.: Москвоская финансово-промышленная академия, 2011. - 192 с.;

6. Епихин А.Ю., Мозохин О.Б. ВЧК - ОГПУ в борьбе с коррупцией в годы новой экономической политики (1921-1928): Монография. - М.: Кучково поле; Гиперборея, 2007.- 528 с.;

7. Костенников М.В., Куракин А.В. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы: Учебное пособие.-М.: «Издательство Щит-М», 2004. - 214 с.;

8. Левин М.И., Левина Е.А., Покатович Е.В. Лекции по экономике коррупции: учеб. пособие / М.И. Левин, Е.А. Левина, Е.В. Покатович ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. - 356 с.;

9. Россинская Е.Р. Антикоррупционная экспертиза нормативных актов и их проектов: проблемы теории и практики: монография / Е.Р. Россинская, Е.И. Галяшина. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. - 160 с.;

10. Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы: Пер с англ. О.А. Алякринского. - М.: Логос, 2003. - 356 с.;

11. Сулакшин С.С., Максимов С.В., Ахметзянова И.Р. и др. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Монография в 2-х томах. Т. 1. М.: Научный эксперт, 2008 -464 с.;

12. Халиков А.Н. Оперативно-розыскная деятельность по борьбе с коррупционными преступлениями, совершаемыми должностными лицами органов власти: Монография. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2012. -342 с.

РЕЦЕНЗИЯ

на научную статью студента Финансового университета при Правительстве РФ Комова С.А. «О некоторых мерах государственной политики по противодействию коррупции» Представленная на рецензирование научная статья является в настоящее время актуальной как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Актуальность объясняется недостаточной предпринимаемых мер по противодействию коррупции.

Стоит отметить, что указанная проблема находится на стыке таких наук, как экономика, административное право, уголовное право и пр., что обуславливает необходимость его изучения с помощью системного подхода.

В настоящей статье проанализированы проблемы совершенствования административно-правовых и социально-экономических мер по противодействию коррупции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научная новизна работы заключается, в первую очередь, в том, что по результатам исследования автор сформулировал обоснованные предложения по совершенствованию правовых и организационных мер, направленных на противодействие коррупции.

Настоящая работа основана на анализе позитивного законодательства, а также проведенных автором исследованиях. Кроме того, в статье четко прослеживается достаточно глубокое знание автором практической стороны исследуемой темы.

Таким образом, можно сделать вывод, что данная работа выполнена на высоком уровне, имеет значительную теоретическую базу, содержит выводы и предложения, представляющие научный и практический интерес, и отвечает всем необходимым квалификационным требования, предъявляемым к такого рода работам и может быть рекомендована к публикации в научном издании, включенном в перечень рецензируемых научных изданий для опубликования основных научных результатов диссертации.

Профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики юридического института РУДН доктор юридических наук

Л.В. Бертовский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.