УДК 172.1:172.12
Кира Степановна Романова
кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник отдела философии Института философии и права УрО РАН, г. Екатеринбург. E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
СУЩЕСТВОВАНИЕ КОРРУПЦИИ
Автор показывает, что проблема коррупции имеет ярко выраженные социально-психологические составляющие, а также социокультурные, ментальные корни. Криминализация государства и общества в переходный период определила рост коррупции. Однако сегодня криминальное коррупционное поведение не столько детерминируется внешними обстоятельствами, сколько зависит от внутренних детерминант: комплекса определенных качеств личности, ее установок, ценностных ориентаций и морально-нравственных норм регуляции поведения. Решать проблему коррупции возможно только при системном подходе. Государство определяет стратегию борьбы с коррупцией, ужесточая уголовную ответственность и неотвратимость наказания, и обеспечивает ее законодательно. Другие институты, связанные с воспитанием и профессиональной подготовкой личности, должны в своей деятельности формировать такие свойства личности, основанные на чести и достоинстве, которые могли бы противостоять «вирусу» коррупции. Кроме того, должны быть созданы общественные институты, которые осуществляют специальный подбор политических и управленческих кадров и осуществляют контрольные функции над ними.
Ключевые слова: коррупция, коррупционное поведение, «рыночная» личность, социально-психологические меры противодействия коррупции.
Политическая практика и практика социального управления требует сегодня дальнейшей разработки социальной технологии в целом, которая определяет политическую и экономическую жизнь общества. В реальной действительности существует известное противоречие между уровнем интересов и потребностей общества и степенью их реализации правящей элитой. Одним из вызовов современной жизни российского
общества является масштаб и динамика коррупции, которая отражает ее направленность от отдельно взятых индивидов до коррупционных преступных сообществ. Именно слияние экономической коррупции с политической делают ее одним из угрожающих факторов национальной безопасности страны.
Коррупция как социальное явление имеет долгую историю с начала человеческого общества, видоизменяясь и адаптируясь к его историческому способу производства. Сформировавшись в устойчивое системное свойство общественно-политической практики. С 90-х гг. прошлого столетия, как отмечает Г.А. Сатаров, «коррупция как социальное явление укореняется и проникает во все зоны социального пространства [Российская коррупция...: 2013, с. 324]. По данным исследователей (Ю. Нисневич, П. Рожич), с 90-х гг. «правящие кланы России стали использовать все властно-принудительные полномочия и виды административного ресурса публичной власти для захвата природных ресурсов и земли, основных финансовых средств, государственной и частной собственности и имущества, самых прибыльных государственных и частных предприятий и организаций, а также наиболее влиятельных средств массовой информации с целью личного обогащения. В России окончательно в качестве правящего установился номенклатурно-клептократический авторитарный режим корпоративного типа, и системная коррупция стала основой функционирования государства» [Нисневич, Рожич: 2014, с. 128].
Говоря о коррупции как источнике многих существующих проблем необходимо отметить, что ее масштабы, специфика и динамика - следствие общих политических, социальных и экономических, социально-психологических и культурных проблем страны. В истории российской культуры со времен Петра I чиновничья должность рассматривалась как поощрение и место для «кормления», некое наместничество центральной власти. Мздоимство воспринималось само собой разумеющимся поведением и не преследовалось существующими законами. При этом «высота» положения не меняла принципа: чиновник «кормится» с той должности, на какую поставлен. Ступенька в его иерархической лестнице определяла только размер мзды. Все эти факторы усваивались общественным сознанием, формируя определенную ментальность, которая нашла свое
выражение в пословицах и поговорках: «Не подмажешь - не поедешь», «Всяк подьячий любит калач горячий», «В суд поди и кошелек неси, а то скажут: завтра» и т.д., отражая образ жизни и отношение между населением и властью.
Коррупция всегда активно развивается, когда страна находится в стадии модернизации. Россия сейчас переживает не просто модернизацию, а коренные преобразования, поэтому не удивительно, что Россия следует общим закономерностям развития, в том числе негативным. Причина этого - появление рыночных отношений и связанных с ними различных форм хозяйственной, предпринимательской, финансовой деятельности, развитие которых резко опережало их законодательное закрепление и регулирование.
Более того, те деяния, которые раньше были уголовно наказуемые, такие как спекуляция, обман, мошенничество, стали формой предпринимательства при накоплении первичного капитала. Криминализация личности стала массовым явлением.
Как полагают многие аналитики, управленческими предпосылками коррупции выступают гиперцентрализация и многоуровневый характер управления. Благодатную почву для коррупции создают также избыток преференций правящему классу и господство материалистических ценностей в социальном пространстве. «Чем эти феномены масштабнее и углубленнее, тем выше вероятность злоупотреблений, поскольку ресурсов для отъема становится все больше. При этом число чиновников растет по экспоненте» [Просандеева: 2004, с. 52].
Как отмечают некоторые авторы, достаточно очевидно проявляется и социально-психологическая особенность нашей культуры, создающая благоприятную среду для коррупции. Она состоит в приоритете неформальных социальных отношений над формальными, «неуставных» над «уставными», очень характерном для современной России и других обществ, не изживших элементы патриархальности [Журавлев, Юревич: 2012, с. 12]. Расцвету коррупции способствует целый ряд особенностей российского менталитета. Среди них - влияние кавказско-азиатской культуры и ценностей прошлых лет, предопределяющих особую роль дружеских отношений и семьи в жизни гражданина.
Известны различные формы (проявления) коррупции: взяточничество, протекционизм, неправомочное распределение и
перераспределение общественных ресурсов и фондов, предоставление льготных заказов, поставок, незаконное присвоение в личных целях общественных ресурсов, нелегитимная приватизация, неправомерные поддержка и финансирование политических структур, употребление личных связей в целях получения доступа к общественным ресурсам - источникам доходов, к привилегиям, товарам, услугам, оказание разного рода услуг родственникам, друзьям и знакомым, так называемые кумовство (непотизм) и «блат». Действие этих факторов практически исключает возможность создания «безличной бюрократии», которая работала бы согласно принципам, в которых нет места личным предпочтениям и симпатиям.
Конфликт и противоречие социальных и правовых норм, характерные для социально-переходных периодов, порождают противостояние разных социальных групп и слоев общества. Разрушается социальная самоидентификация человека. Рефлексирующее общественное сознание делает коррупцию предметом научного дискурса, который формирует новую научную парадигму о коррупции.
Коррупции проявляется в разных аспектах: политическом, социально-экономическом, правовом и криминологическом. Как социальное явление она проявляется в совершении различных коррупционных деяний и охватывает четыре вида правонарушений: уголовные, административные, гражданско-правовые, дисциплинарные.
Федеральный закон РФ «О противодействии коррупции» 2008 г. дает следующее определение понятию коррупции: «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, либо незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера для себя или третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды, оказанной другими физическими лицами» [Федеральный закон № 273-Ф3: 2008] Коррупционная преступность - это преступления лиц, официально привлеченных к управлению (государственных и муниципальных служащих и иных лиц, уполномоченных на выполнение публичных функций), ис-
пользующих различным образом имеющиеся у них по статусу возможности для незаконного извлечения личной выгоды.
Характерной чертой коррупции как социального явления является то, что она помимо государственной и муниципальной службы и среди лиц, привлеченных к публичному управлению, имеет место и среди частного сектора, в профессиональных союзах и политических партиях, в мире шоу-бизнеса, спорта. Общество в целом поражено явлением коррупции. Причины коррупционной преступности представляют собой ряд явлений разной природы, многие из которых существуют с давних времен, превратившись в традиции и образ жизни.
Коррупция - специфический элемент общественно-политической жизни общества и государства в целом. Она обладает рядом признаков, присущих иным институтам общества и государства, в том числе имеет свою причинную обусловленность, свой механизм существования и развития. Коррупция, существующая в обществе, не только обостряет уже существующие проблемы, но и влечет за собой целый ряд новых социальных проблем. Она снижает способность государственной власти реально и эффективно решать различные объективно возникающие социальные проблемы. В обществе происходит ускорение интенсивности процесса и увеличения закрепления резкого имущественного расслоения, которое приобретает необратимый характер; растет социальная напряженность. Наиболее ярким проявлением коррупции являются ее политические следствия: смещение целей государственной политики от повышения уровня общего национального развития к обеспечению обогащения отдельных олигархических группировок.
Связь между коррупцией и порождающими ее проблемами диалектическая. С одной стороны, эти проблемы усугубляют коррупцию, а их решение может способствовать уменьшению коррумпированности. С другой стороны, масштабная коррупция консервирует и обостряет проблемы переходного периода, мешает их решению. Все эти факторы ощутимо сказываются на экономике страны, на социально-психологическом и моральном климате и угрожают ее политической стабильности. Решению этих проблем будет способствовать не просто противодействие, а борьба с коррупцией со всей решительностью и по всем направлениям, но прежде всего политическая воля, направленная сверху вниз.
Российская Федерация - государство достаточно молодое, но тем не менее обладающее колоссальным историческим опытом, традициями, которые с неизбежностью накладывают определенные, специфические отличительные черты на развитие страны. К подобным отличительным чертам российского государства принято относить слабость судебной системы и низкий уровень развития правового сознания населения. В России уже давно коррупция переросла в разряд образа жизни. Граждане настолько привыкли к ней, что считают этот уродливый феномен само собой разумеющимся явлением, неизбежным злом, с которым никто не борется, а поэтому к нему можно только приспособиться. Практически каждому давно известны ставки взяток за те или иные услуги (откупиться от армии, прикупить земельный участок, получить визу или подпись на документ, протолкнуть нужный законопроект, заплатить гаишнику в той или иной ситуации, занять понравившуюся должность и т.д.).
Об этом свидетельствует негласно присутствующий в общественном сознании прайс-лист на коррупционные услуги государственных чиновников.
Межрегиональное агентство экономической безопасности РФ приводит следующие данные (табл. 1) [Богуш, Ведерникова, Голоднюк: 2012, с. 205].
По данным Кондрашина И.И., при самых оптимистических оценках суммарные потери от коррупции в нашей стране могут составлять от 10 до 20 млрд долларов в год, а сам рынок коррупции в настоящее время составляет 240 млрд долларов, что сопоставимо с федеральным бюджетом. Эти данные показывают, насколько рентабельными могут оказаться вложения в серьезную осмысленную деятельность по систематическому истреблению коррупции [Кондрашин].
Традиционно рассматривая коррупцию как экономическое или должностное преступление, меньше всего уделяется внимания (или оно вообще игнорируется) психологическим аспектам данного феномена. При этом преступление совершает личность, обладающая определенными структурными характеристиками и мотивацией. Коррупционное поведение является разновидностью девиантного поведения. Устойчивый преступник коррупционер - это носитель типичных социальных дефектов, наложенных на индивидуально-психологическое сво-
Таблица 1
Структура коррупции в России
Ведомство Вид услуг Стоимость, долл.
Прокуратура Закрытие дела Заведение дела по заказу Выемка реестра акционеров 10-15 тыс. 50 тыс. 20 тыс.
Арбитражный суд Выиграть «мертвый процесс» Наложение ареста на имущество 1-100 тыс. 5-15 тыс.
Судебные приставы Ускорение законного процесса 7% стоимости
Государственная Дума Депутатский запрос 1-5 тыс.
Аппарат правительства Организация нужного постановления правительства 100 тыс. или 2% стоимости вопроса
МВД Незаконное преследование (административное) Арест с подбрасыванием героина Силовой захват офиса Организация проверки с обыском от 500 тыс. 10-30 тыс. от 20 тыс. 10-15 тыс.
РR-агентство Информационная война Сюжет по ЦТ (2 мин.) 10 тыс. до 1 млн 15-30 тыс.
еобразие его личности. Согласно имеющимся исследованиям, коррупционное поведение не столько детерминируется внешними обстоятельствами, сколько зависит от внутренних детерминант: комплекса определенных качеств личности, ее установок, ценностных ориентаций, и морально-нравственных норм регуляции поведения [Ванновская: 2009, с. 58].
В научных дискуссиях достаточно часто обсуждается вопрос о том, что более криминогенно для коррупции: должность или личность? Нам представляется ответ однозначным. Только личность может быть коррумпированной, так как она для себя
определяет, как и каким образом реализовать права и обязанности должности. Поле должностного действия всегда ограничивается нормативными актами, в первую очередь должностной инструкцией.
Классификация личности коррупционных преступлений имеет значение не только для индивидуализации наказания, но и для установления причин и условий совершения преступлений, составления индивидуальных, групповых, региональных и федеральных программ предупреждения преступлений, связанных с коррупцией. С. Барсукова, А. Леденева отмечают, что «современный россиянин искренне порицает коррупцию и оправдывает свое участие в ней. Такая амбивалентность отношения россиян к коррупционным практикам не учитывается универсальными антикоррупционными рецептами, которые выписывают международные организации» [Барсукова, Леде-нева: 2014, с. 126]. «Хотя россияне устали от коррупции, однако научились извлекать из нее пользу. Отсюда желание прекратить коррупционные практики для «других», но оставить ее в исключительных случаях для «себя»: например, в военкоматах не должны брать взяток, но все средства хороши, чтобы спасти сына от армии» [Барсукова, Леденева: 2014, с. 130].
Следовательно, «борьба с коррупцией должна учитывать национальный контекст, опираться на знание механизмов формирования и каналов распространения партикулярист-ских норм, соперничающих с универсалистскими принципами организации общества. Это означает, что задача борьбы с коррупцией не только и не столько административная, сколько научно-исследовательская» [Барсукова, Леденева: 2014, с. 125].
Определяющим свойством личности является ее направленность, которая включает в себя совокупность наиболее устойчивых жизненных и социальных целей, другим социальным ценностям, ведущие мотивы деятельности и поведения. У чиновников и представителей власти происходит личное искажение мировосприятия - презрительное и циничное отношение к потребителям их услуг: «Вас много, а я один». И, наконец, формируется представление о том, что за деньги можно купить все что угодно. Развивается тип личности, представленный Э. Фроммом как «рыночный». Он описал так называемую «рыночную личность», которая ведет себя подобно товару. Рыночная
личность - это не живой человек, а социально типизированная модель поведения. Наличие такой модели говорит о том, что шкала социального оценивания ее уже сформировалась. Человек - товар предлагает свои достоинства (здоровье, красоту, молодость, ум, обаяние) в обмен на социальные и психологические блага (общественное положение, престиж, дружбу, любовь).
В массовой культуре нет исключений из престижного оборота. Политические деятели, депутаты, представители шоу-бизнеса, чиновники - все равны перед конъюнктурой коммерческой популярности и все заняты созданием имиджа. Интересно, что имиджевые образы чиновников независимо их статуса совпадают. Особенно это проявляется при раскрытии коррупционных преступлений. У подследственных находят одинаковые статусные ценности, приобретенные незаконным путем. Помимо недвижимости и счетов в зарубежных банках, обнаруживают дорогие автомобили, коллекции дорогостоящих брендовых часов, золотые ручки миллионной стоимости, десятки килограммов золотых украшений и килограммы упакованных денег, в том числе в валюте. Это свидетельствует не только об отсутствии совести, но и в целом о достаточно низкой внутренней нравственной культуре.
Всякий спрос подвержен конъюнктурным колебаниям, что проявляется в моде на определенный тип внешности или характера, которые, в свою очередь, становятся товаром. Поэтому рыночная личность способна перестраиваться и приспосабливаться. При этом наряду с гибкостью, адаптивностью и другими социально-психологическими качествами в ней живет неуверенность в себе и понимание того, что все быстротечно проходит. Э. Фромм отмечает: «Качества рыночной личности проявляются с положительной и отрицательной сторон: целеустремленная - пользующаяся случаем; готовая к обмену -непоследовательная; моложавая - ребячливая; устремленная вперед - не считающаяся с будущим или прошлым; свободомыслящая - без принципов и ценностей; ...остроумная - глуповатая; щедрая - расточительная» [Фромм: 1992, с. 114]. Эта диалектичность качеств и позволяет рыночной личности извлекать пользу из имеющихся в ее распоряжении природных и социальных внутренних богатств, востребованных в данное время в данном месте, независимо от их соответствия нормам морали
и этики, «лицедействуя» в театре жизни. [Романова: 2013, с. 92]. Специфика переходного периода - это смешение традиций и культурных стереотипов, свобода практически беспрепятственной конвертации одних форм капитала в другие. В результате должностные лица рассматривают свою службу как продолжение рынка, а демократию трактуют как свободу преобразования нормального рынка в рынок коррупционных услуг.
«Диапазон психологических качеств личности взяткополучателей достаточно широк, - отмечают исследователи взяточничества В.Е. Квашис и С.Ш. Цагикян. Общими здесь являются в первую очередь негативное отношение к закону и жажда наживы, пренебрежение к моральным и нравственным нормам, сознательное культивирование безнравственных коллизий и игнорирование таких негативных последствий как дискредитация деятельности государственного аппарата, разложение подчиненных, подрыв принципа социальной справедливости. Для взяткополучателей характерен синдром круговой поруки, протекционизм, психология потребительства, которая чаще всего превалирует над всем остальным». Психологические особенности индивидуума, способствующие совершению коррупционных правонарушений могут проявляться в следующем: создается определенный стиль поведения, характеризующийся настойчивым стремлением к достижению цели, любыми способами найти ситуацию возможного "обогащения", неумением или нежеланием найти правильное решение» [Квашис, Цагикян: 1989, с. 24].
Психолог и криминолог Ю.М. Антонян, основываясь на результатах собственных исследований, считает, что помимо корыстного, вторым ведущим мотивом является игровой. Игровые мотивы в коррупционном поведении переплетаются с корыстными и начинают мощно детерминировать друг друга. Таким образом, атмосфера коррупции приводит не только к девальвации норм морали и нравственности, но и к деградации и распаду общества [Антонян: 2004; Антонян].
Исследования 1990-х гг. выявили следующую структуру статусов личности взяточника: в каких сферах деятельности наиболее развито взяточничество. Очевидно, что для подготовки кадров для этих сфер необходимо особое внимание уделять морально-психологическим качествам личности и формированию понятия чести и достоинства, «чести мундира», соответ-
ствующие высокому статусу этих социальных институтов. Нужно четко разрабатывать должностные инструкции для них и формировать общественные формы контроля за их деятельностью.
Структура статусов личности взяточников в процентном отношении выглядит так: на первом месте работники министерств, ведомств и их структур в субъектах Федерации - 40%; на втором месте - работники правоохранительных органов - 25%; далее работники контролирующих органов - 10%; работники таможенной службы - 3%; депутаты разных уровней - 0,8%; иные -20%. Несмотря на низкий процент депутатов существенно то, что они оказываются куплены еще на стадии предвыборной кампании, в том числе преступными организациями, чьи требования они потом выполняют [Антонян: 2004, с. 272].
Учет личностных характеристик, психологических особенностей и стиля поведения имеет немаловажное значение в проведении мероприятий по профилактике среди должностных лиц. На распространенность коррупции большое влияние оказывает морально-психологическая атмосфера, царящая как в обществе, так и в отдельно взятом коллективе. Различают верхушечную и низовую коррупцию. Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности и т.п.). Низовая распространена на среднем и низшем уровнях и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.). Часто обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одной государственной организации. Например, когда чиновник дает взятку своему начальнику за то, что последний покрывает коррупционные действия взяткодателя, - это также коррупция, которую обычно называют «вертикальной». Она, как правило, выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией. Это особо опасно, поскольку свидетельствует о переходе коррупции из стадии разрозненных актов в стадию укореняющихся организованных форм (к примеру, губернатор Республики Коми и созданное им преступное сообщество).
К принятию противоправного решения могут подталкивать следующие социально-психологические факторы: состояние
политической и экономической нестабильности, что подталкивает чиновника идти на риск и обменивать свой властный капитал на другие материальные ценности; несоответствие заработной платы сложности и ответственности выполняемого служащим труда; неэффективная система социальных гарантий; несправедливость при продвижении по служебной лестнице; информационная среда, формирующая снисходительное и даже поощрительное отношение к коррупции. Честный работник, который каждый день слышит и читает, что известные политики и высшие должностные лица используют свои властные возможности для личного обогащения, что «у нас берут все», может начать воспринимать себя белой вороной, неудачником, которому даже взяток никто не предлагает. В этой атмосфере он теряет сдерживающие факторы и начинает искать путь для своего личного обогащения. Способствует этому и отсутствие необходимой системы контроля, которая не обеспечивает неотвратимость наказания за совершенные проступки.
Исследователи (Н. Балыков и др.) отмечают: «Важная особенность социально-психологического климата в обществе, способствующая процветанию коррупции, - двойной моральный стандарт. С одной стороны, коррупция, особенно верхушечная, считается общественно-неприемлемой. Это всячески поддерживается и обыденной моралью, и прессой, и политической практикой, эксплуатирующей актикоррупционную тематику. С другой стороны, коррупция, особенно низовая, является принимаемой "по умолчанию" частью быта. Продолжают существовать зоны, почти закрытые для действий правоохранительных органов, борющихся с коррупцией. Обвинения в коррупции стали настольно обыденными и расхожими, что грань между нормой и отклонением стирается» [Организация психологической работы...: 2010, с. 148].
Борьба с коррупцией является значимым направлением государственной политики, но возможности антикоррупционных мер государства в рамках действующего законодательства ограничены. Эти меры могут изменить в определенной мере только объективные факторы. Задача государства состоит не в устранении коррупции как таковой (коррупция «бессмертна»), а в установлении ее «оптимального» уровня с точки зрения повышения общественной безопасности и выравнивания общественного благосостояния. Более значимыми мерами борьбы с
коррупцией могут стать специальные корпоративные инструменты, основанные на анализе фактов, наиболее ощутимо влияющих на уровень коррупции в данной организации.
Криминологи признают, что почти каждое преступление может совершить любой человек. А совершит он его или нет, зависит от моральных качеств самой личности, ее нравственной устойчивости и от обстоятельств, которые окружают человека в данный момент. Соответственно психологическая работа антикоррупционной направленности, а также нравственно-воспитательная работа, могут и должны быть сосредоточены на личности человека, на тех качествах, которые в перспективе могут привести его к правонарушению. Немаловажное значение для формирования социально-психологических составляющих внешних обстоятельств, которые потенциально способствуют коррупционным деяниям либо наоборот препятствуют им, имеет ужесточение уголовного наказания коррупционеров с конфискацией имущества и лишением социальных льгот.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Антонян Ю.М. Криминология : избр. лекции. М. : Логос, 2004. 448 с.
2. Антонян Ю.М. Типологии коррупции и коррупционного поведения [Электронный ресурс]. URL: http://antonyan-jm.narod.ru/ inter3.html (дата обращения: 25.05.2014).
3. Барсукова С., Леденева А. От глобальной коррупционной парадигмы к изучению неформальных практик: различие в подходах аутсайдеров и инсайдеров // Вопр. экономики. 2014. № 2. С. 118-132.
4. Богуш Г.И., Ведерникова О.Н., Голоднюк М.Н. Криминология : учеб. пособие. 2-е изд. М. : Проспект, 2012. 496 с.
5. Ванновская О.В. Обоснование концепции коррупционного поведения госслужащих // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2009. № 3. С. 54-62.
6. Журавлев А.Л., Юревич А.В. Психологические факторы коррупции // Прикладная юрид. психология. 2012. № 1. С. 8-21.
7. Квашис В.Е., Цагикян С.Ш. Личность взяточников и некоторые особенности их преступной деятельности // Личность преступников и индивидуальное воздействие на них : сб. науч. тр. М. : ВНИИ МВД СССР, 1989. С. 28-38.
8. Кондрашин И.И. Коррупция - как дефект общественного сознания [Электронный ресурс]. URL: http://nsgr.ru/noosph/rus/ korrup/htm (дата обращения: 29.09.2015).
9. Нисневич Ю.А., Рожич П. Люстрация как инструмент противодействия коррупции // ПОЛИС : Полит. исслед. 2014. № 1. С. 109-130.
10. Организация психологической работы антикоррупционной направленности в таможенных органах Российской Федерации : метод. Рекомендации / П.Н. Балыков, Е.Л. Богданова, О.А. До-рошкова [и др.] ; под общ. ред. П.Н. Балыкова. СПб : СПбГУ ИТМО, 2010. 200 с.
11. Просандеева Н.В. Противодействие коррупции: правовые системы в истории // История государства и права. 2014. № 2. С. 50-54.
12. Романова К.С. Факторы постмодерна и рыночная личность // Гуманитарная академическая наука Урала: приоритеты и перспективы исследовательского поиска : материалы Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 17-18 июня 2013 г. Екатеринбург, 2013. С. 87-93.
13. Российская коррупция: уровень, структура, динамика; опыт социологического анализа / ред. Г.А. Сатарова. М. : Фонд «Либеральная миссия», 2013. 752 с.
14. Фромм Э. Человек для себя. Исследования психологических проблем этики / пер. с англ. и послесл. Л.А. Чернышевой. Минск : Коллегиум, 1992. 253 с.
15. Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2008. № 50, ч. 1. Ст. 6228.
Kira S. Romanova, Candidate of Philosophy, Associate Professor, Senior Researcher, Institute of Philosophy and Law, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Ekaterinburg. E-mail: [email protected]
SOCIO-PSYCHOLOGICAL FACTORS DETERMINING CORRUPTION
Abstract: The author shows that the problem of corruption has strong social and psychological components, as well as socio-cultural and mental roots. Corrupt behavior is not so much determined by external circumstances than depends on the internal determinants: a complex of certain personal traits, his/her installations, values and ethical norms of behavior regulation. Solving the problem of corruption is possible only through systemic approach. Other institutions associated with the education and training of the person should conduct their activities in order to generate such personality traits, which are based on the honor and dignity that could counter the "virus" of corruption.
Keywords: corruption, corrupt behavior, "market" personality, psychosocial anti-corruption measures.