Научная статья на тему 'О некоторых концептуальных представлениях о сущности государства в постиндустриальном мире'

О некоторых концептуальных представлениях о сущности государства в постиндустриальном мире Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
196
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых концептуальных представлениях о сущности государства в постиндустриальном мире»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

О НЕКОТОРЫХ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ О СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ МИРЕ

Т.1. ГРИЦШК,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры «Финансы, денежное обращение и кредит» Государственного университета управления

Государство как субъект управления общественными процессами

Государство является основным институтом политической системы общества, оно — главный стержень и олицетворение политической власти. Поэтому история человечества пронизана поиском наилучших форм организации государственной власти и управления. По оценкам Питера Друкера, «в современном мире нет бедных и богатых стран, а есть плохо или хорошо управляемые государства»1. В начале XXI в. перед Россией, строящей новую политическую систему, стоит задача выработки новой парадигмы государственного управления, отвечающей современным реалиям.

Понятие «государство» многогранно и может употребляться в нескольких значениях: как географическое понятие — «страна») в значении «общество»; иногда государство отождествляется с понятием «цивилизация

С точки зрения оценки государства, как некого «иерархического и органического единства»2, государство отнюдь нельзя представлять как некую арифметическую сумму отдельных механически собранных вместе социальных, экономических, административных и иных компонентов. Оно представляет собой определенную форму политической самоорганизации людей, форму человеческого общежития и в этом качестве выступает как единая система, все части которой дополняют друг друга.

к Прукер П. Ф. Эффективный управляющий: Пер. с англ.-М., 1994.

2 Шамхалов Ф. Основы теории государственного управления. -

М.: Экономика, 2003. - С. 83.

Все государства обладают общими чертами, в частности, все они осуществляют организующую деятельность, регулируют те или иные общественные отношения, выступают в обществе как управленческие системы. Исторически государство создавалось как механизм публичной власти, воплощающий право и силу. Раньше или позже, но в обществе всегда постепенно вызревает государство как новый институт, и впервые создаются какие-то элементы государственности (субъект федерации, автономия, административно-территориальное деление).

Как отмечал Р Иеринг, первая и основная задача государства — это организация социальной принудительной власти в цельях обеспечения защиты общих интересов общества. Эта организация в свою очередь имеет две стороны: во-первых, установление внешнего механизма власти и, во-вто-рых, дисциплину ее применения. «Формой, в которой разрешается первая задача, — писал он, — служит государственная власть, вторая же задача достигается посредством права. Оба эти понятия друг друга обуславливают; государственная власть нуждается в праве, для последнего необходима государственная власть»3.

Возможности решения публичных (общих) дел определяются наличием государственного аппарата управления, правомочием государственных органов власти создавать законы, общеобязательные нормы, а также осуществлять предусмотренные законом определенные действия или требовать известных действий от других участников правоотношений. При этом государственные органы власти могут использо-

1 Иеринг Р. фон. Цель в праве. Спб., 1881. - С. 231.

ежемесячны! инврмамонно аналитический журнал дайджест финансы

21

шшттш гост»

вать в своей деятельности не только политико-правовые, административно-правовые методы воздействия, но и аппарат принуждения. Однако государство не является единственной регулятивной системой в обществе. К числу регуляторов также относятся моральные нормы, правовые предписания, обычаи т.д. Вместе с тем можно сказать, что государство — это организованная власть и порядок.

При этом публичная, государственная власть выступает как целое, разделенное на подсистемы, противостоящие друг другу и одновременно дополняющие друг друга. Формой материализации государственной власти являются структура и органы трех ветвей власти: представительной, административно-исполнительной и судебной.

Органы государственной власти и управления взаимодействуют с институтами гражданского общества — партиями, общественно-политическими движениями, группами интересов и т.д., при решении публичных (общих) дел, принятии законов, иных общезначимых нормативных актов, управленческих решений. Поэтому государство можно признать как важнейший элемент, составную часть политической системы общества.

Таким образом, государство предстает как сложнейшая общественно-политическая система. Различные стороны (аспекты) государства могут стать основанием для определения государства различными авторами4:

• социолог может охарактеризовать его как определенным образом организованное население. Форму организации общества;

• политолог подчеркнет, что это важнейший элемент политической системы общества, механизм публичной власти;

• правовед не забудет отметить определенный нормативный порядок, интегрирующий жизнедеятельность людей, определит государство как юридическую персонификацию нации.

Все указанные характеристики имеют право на существование, они акцентируют внимание на каком-либо одном из компонентов, присущих государству: народ, территория, система права, система государственной власти, институт гражданства, налоги, право, армия, государственный суверенитет.

Обобщая сущностные признаки, можно определить государство как способ и форму организации общества, механизм взаимодействия и взаимо-

4 Глазунова Н.И. Система государстве иного управления. - М.: ЮНИТИ.2002. -С. 51.

связи людей, проживающих на единой территории, объединенных институтом гражданства, системой государственной власти и права.

В целом, при определении сущности государствам современном этапе можно выделить пять основных подходов: теологический, классический, юридический, социологический и кибернетический.

Теологический подход, исходивший из бого-угодности государства, широко использовался в средние века, в современной трактовке часто используется приверженцами мусульманского фундаментализма.

При классическом подходе обычно выделяются признаки государства: основные — территория, население, публичная власть, и вторичные — налоги, законы, суверенитет.

Юридический подход рассматривает государство как юридическую персонализацию нации (под нацией понимается население страны), анализируя государство как систему различных структур (органов) и правоотношений между ними.

При социологическом подходе государство рассматривается как орган социальной солидарности, из чего исходят концепции государства-арбитра, идеи классового государства, социального государства, технократического государства.

Существуют и другие менее распространенные подходы к определению сущности государства: классовый; институциональный; силовая концепция; элитарный; нормативный; политико-правовой; маркетинговый.

Тенденции развития государства

Существуя на протяжении тысячелетий, государство изменяется вместе с развитием общества. С точки зрения взаимоотношений государства, общества и личности можно выделить пять основных этапов эволюции государства: традиционное; конституционное демократическое; правовое; социальное; маркетинговая модель5.

Традиционное государство — это государство доиндустриального периода, для которого характерно подчинение общества государству, жесткая вертикальная структура общества, отношения под-даничества между государством и обществом, абсолютный суверенитет власти. Для этого типа государства характерна традиционная модель государственного управления с ее опорой на исторически сложившиеся традиции управления и отсутствием профессиональной бюрократии.

5 ЧиркинВ.Е. Государственное управление. —М.:ЮРИСТЪ, 2001. -С. 33.

Конституционное демократическое государство — это система общественно-политических отношений, которые, являясь господствующими в государстве и в обществе, закреплены в основном законе страны — конституции. При этом наличие конституции является показателем конституционности государства только в том случае, когда положения, закрепленные в конституции, реально воплощены в государственной организации и общественных отношениях, неукоснительно исполняются органами власти и гражданами.

Правовое государство — это правовая форма организации и деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права. Появление правового государства обусловлено развитием самого общества и становится возможным в результате вызревания и развития гражданского общества.

Социальное государство — это государство, главной целью которого является обеспечение каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, а в идеале — сближения условий существования и жизненных шансов, возможностей для самореализации личности.

Маркетинговая модель государства — это модель, в которой государство рассматривается как некая административная структура, действующая не согласно методам властно-директивного управления, а согласно специфической логике рыночных отношений, где гражданское общество выступает в роли клиента, получающего услуги, а государство — в роли «сервисного центра». В западных индустриальных странах динамика взаимоотношений государства, гражданского общества и частного сектора привела к существенному сближению показателей макроэкономического управления и администрирования с менеджментом и стилем деятельности эффективных частных организаций.

В современных условиях сочетание тенденций развития государства означает следующее: государство должно быть социальным по целям и правовым — по форме взаимоотношений между личностью, обществом и государством.

Остановимся на традиционном и наиболее распространенном определении государства как универсальной общественно-политической организации, обладающей публичной властью и специализированным аппаратом управления социальными процессами в пределах определенной территории, на которую распространяется ее суверенитет*.

6 Государственное управление. Основы теории и организации. Т. 1. /Под ред. Козбаненко В А- М.: Статус, 2002. - С. 86.

Экономическая система государства и форма правления

Экономическая система государства, служащая функциональной подсистемой государственного управления, способствует обеспечению функций рационального управления хозяйственной жизнью страны, удовлетворению базовых потребностей ее граждан, поддержке жизненно важных сфер производства и распределения продукции. Особенности экономической системы государства отражает избранная государством хозяйственная модель (форма хозяйствования), основанная на обобщении методов экономической политики государства и воплощаемая в качестве ее основных макроэкономических показателей. Оказывая решающее воздействие на выбор методов государственного регулирования социально-экономических и политических процессов, форма хозяйствования находится под влиянием территориального своеобразия страны, ее ресурсной базы, а также действующей структуры государственной власти.

Власть определяет порядок избрания и характер осуществления функций управления государством, структуру взаимодействия между ключевыми политическими институтами. В системе государственного управления власть реализуется через ферму правления, задающую типовые особенности функционирования исполнительных и представительных органов власти.

Форма правления — это общественно признанный на территории способ избрания и функционирования высшей государственной власти. Традиционно выделяют республиканскую и монархическую форму правления.

Монархия — это форма правления, основанная на выделении в системе государственного управления должности главы государства, получающего соответствующие полномочия в порядке престолонаследования. Исключением является только Малазия, где монарх избирается на определенный срок советом правителей, представляющих федерацию. Основными разновидностями монархической формы правления являются абсолютная, теократическая и конституционная монархия. В абсолютной монархии нет разделения властей, и монарх является единственным носителем высшей государственной власти. Теократическая монархия наделяет функциями высшего должностного лица государства монарха, ее высшего духовного лидера. Конституционная монархия имеет две разновидности: дуальную и парламентарную. В конституционной монархии власть монарха существенно ог-

Л»-- --^г-'

раничивается конституцией. И если в дуальной монархии монарх лишается, как правило, законодательных и судебных прерогатив, то в парламентарной —монарх вообще не имеет полномочий ни в одной из ветвей государственной власти, оставаясь только номинальным главой государства. В дуальных монархиях законодательную власть воплощает избранный народом парламент, а исполнительную — правительство, ответственное перед монархом. Дуальная монархия является своеобразной переходной формой от абсолютистской монархии к парламентской и поэтому редко встречается в современный период. Парламентарная конституционная монархия сегодня является наиболее распространенной формой монархии и существует в таких странах, как Австралия, Бельгия, Великобритания, Голландия, Дания, Норвегия, Швеция и Япония.

Широкое распространение в современном мире такого несколько архаичного института, как монарюш, можно объяснить либо стремлением сохранить экономические и культурные связи (страны Британского содружества), либо стремлением ч объединить враждующие политические или этнические группы (Испания, Афганистан).

Республика — это форма правления, основанная на принципах представительной демократии. При республиканской форме правления все высшие органы власти либо избираются, либо контролируются представительскими учреждениями. К характерным признакам республиканской формы правления следует отнести следующие:

• широкое участие населения в формировании государственной власти, проведение выборов;

• участие граждан в управлении делами государства, проведение референдумов;

• разделение властей, обязательное наличие парламента, обладающего законодательной, представительной и контрольной функциями;

• избрание высших должностных лиц на определенный срок, осуществление ими власти от имени (по поручительству, мандату) народа;

• наличие конституции и законов, утверждающих основы (принципы) государственного общественного устройства, взаимные права и обязанности органов власти и граждан. Республиканская форма правления имеет три

разновидности: парламентская, президентская и смешанная. Вид республики определяется тем, кто реально влияет на исполнительную власть.

Исполнительная (административная) власть — это аппарат государственного управления, институты исполнительной власти в их совокупности на всех иерархических уровнях управления,

компетенция государственных органов и государственных служащих, их практическая деятельность.

Парламентская форма характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет полную ответственность за свою деятельность. В парламентской форме правления нет строгого разделения на законодательную и исполнительную ветви власти. Глава правительства назначается парламентом. Вся ответственность за исполнительную власть ложится на премьер-министра, даже если в республике есть президент, выполняющий по конституции функции главы государства и служащий символом единства нации. Правительство формируется на основе соглашений парламентских политических фракций, в результате контролируется не только и не столько парламентом, сколько политическими партиями. Парламент является единственным органом, непосредственно легитимированным народом. Правительство в парламентских республиках ответственно перед парламентом, который в свою очередь, имеет право выразить правительству недоверие. Вынесение недоверия нижней палатой парламента может повлечь за собой как отставку правительства, так и роспуск нижней палаты, если премьер-министр рекомендует номинальному главе государства сделать это.

Политологи насчитывают в числе развитых стран 13 парламентских республик, в основном в Западной Европе и на территориях бывшей Британской империи (Австрия, Германия, Италия и др.). Взаимодействие в системе публичной власти в парламентской республике показано на рис. 1.

Президентская республика, классический образец которой представлен в США, предполагает строгое разделение властей на законодательную и исполнительную. Данная форма предусматривает подконтрольность правительства лично президенту страны. Президент одновременно является главой государства и главой правительства, значит, отсутствует дуализм исполнительной власти. Президент нуждается в согласии парламента на формирование правительства, но в выборе «своей» команды он свободен и независим от политической поддержки парламен-

Рис. 1. Политические связи в системе власти в парламентской республике

та. Президент, как правило, обладает правом отлагательного вето на законопроекты, принимаемые парламентом, но это право может быть преодолено парламентом с помощью квалифицированного большинства голосов. Кроме того, президентская форма правления предполагает наличие института импичмента — права возбудить против президента процедуру отрешения его от должности, если будет доказан факт нарушения им норм конституции.

Политологи насчитывают около 70 президентских государств. Взаимодействие в системе публичной власти в парламентской республике показано на рис. 2.

Смешанная республика, представленная в таких странах, как Франция, Португалия, Финляндия, соединяет в себе элементы президентской и парламентской форм правления. Смешанная форма президентского и парламентского способов правления предусматривает ослабление позиции исполнительной власти правительства и балансирование властных полномочий президента и парламента. Парламент и президент в равной степени легитимированы народом, и оба института участвуют в формировании и в отстранении правительства. Характерным признаком смешанной системы республиканского правления выступает ситуация тесного взаимодействия между президентом и правительством, которые, в свою очередь, могут принадлежать к различным партиям и, соответственно, контролироваться ими. Предусматривается механизм взаимных сдержек и контроля высших институтов государственной власти: президент имеет вето на все законы, принимаемые представительной палатой, и право роспуска палат, а парламент может инициировать и отстранить от должности президента в случаях, предусмотренных конституцией.

Исследователи насчитывают не менее 20 государств со смешанной формой правления на территории Восточной Европы и бывшего СССР (рис.3)7.

* Президент

/ Правительство Народ

Рис. 2. Политические связи в системе власти в президентской республике

7 Глазунова Н.И. Система государственного управления. - М.: ЮНИТИ, 2002. - С. 55-57.

Рис. 3. Политические связи в системе власти в президентско- парламентской республике

Выбор той или иной формы правления осуществляется народом путем принятия конституции или одобрения ее основополагающих принципов на конституционных референдумах или учредительных (конституционных) собраниях, съездах. При этом определяющее влияние на решение народа оказывают культурные, правовые, политические традиции, конкретно-исторические условия, а зачастую и чисто субъективные факторы.

Взаимосвязь и взаимозависимость политической и экономической власти

Для современного мира характерны тесная взаимосвязь и взаимозависимость политической и экономической власти.

Политическая власть получает свое реальное выражение в государственной власти, предполагающей комплекс отношений между гражданами, обществом и самим государством. В этом плане государство представляет собой политическую организацию общества, наделенную комплексом властных прерогатив. Поэтому государственную или политическую власть иногда называют публичной властью, поскольку она действует от имени всего общества и отстаивает интересы всего общества. Государственная власть обладает верховенством в обществе, что находит свое выражение в национально-государственном суверенитете.

Экономическую власть можно определить как способ отдельного человека, руководства фирмы, крупной корпорации или заинтересованной группы оказывать экономическими средствами воздействие на отдельно взятого человека, группу людей или общество в целом, с тем чтобы заставить их действовать в своих интересах. Здесь имеет значение не только власть, связанная с личной квалификацией, но и та, которая обусловлена различиями в доходах и имуществе. Последняя воплощается в возможностях распоряжаться покупательной способностью и имуществом людей.

Распоряжение экономическими ресурсами есть реальная хозяйственная власть, а ее носитель

25

ежемесячны! нншрмационно-аналитнчесиН) журнал дайджест-финансы

Парламент

— предприниматель, будь то государство или частный субъект экономических отношений, является субъектом этой власти. Хозяйственная власть, по оценке Ю.М. Осипова, — «это возможность хозяйствовать и создавать условия хозяйствования, целенаправленно влиять на хозяйственные субъекты и всю хозяйственную жизнь»8.

Сданным определением можно согласиться с некоторыми оговорками, поскольку, во-первых, в нем не учитывается тот факт, что власть — это прежде всего общественное отношение между теми, кто ею обладает (власть предержащими), и теми, на кого она распространяется (подвластными), во-вторых, оно не содержит целеполагания, т.е. того, ради чего она осуществляется (используется).

Как представляется, хозяйственная власть — это экономическое (общественное) отношение господства и подчинения между субъектами хозяйствования в ходе комбинирования экономических ресурсов в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ и присвоения результатов хозяйственной деятельности.

Взаимодействие экономической системы и государственной власти представляет собой систему общественных отношений между структурами политической и хозяйственной власти по поводу использования ими в своих специфических интересах всей совокупности экономических ресурсов общества. Сущность взаимодействия экономики с одной стороны, органов государственной и муниципальной власти и управления — с другой, заключается в согласовании, своеобразной интеграции действий политической и хозяйственной властей на основе консенсуса экономических интересов сторон в целях наиболее эффективной реализации специфических функций каждой из них, достижения их стратегических целей и решения задач тактического характера, в результате чего обеспечивается стабильность экономического и социального развития страны в целом. Содержание процесса взаимодействия находит свое выражение в выработке механизма функционирования и развития, отборе наиболее приемлемых форм и методов этого взаимодействия, конкретных технологий их реализации.

Диапазон взаимодействия властных и предпринимательских структур достаточно широк и многообразен, но вместе с тем далеко не идентичен всей системе отношений социально ориентированной рыночной экономики. Оно осуществляется в свое-

8 Осипов Ю.М. Теория хозяйства. Т. 1. Общие основания. - М., 1995.-С. 366.

образных рамках, которые можно определить как «поле взаимодействия» экономических и властных структур, понимаемое как экономическое, институциональное, организационно-правовое и социальное пространство. В рамках этого пространства осуществляется взаимодействие предпринимательства с органами государственной и муниципальной власти и управления.

Величина плотности и полярности поля взаимодействия этих структур зависит от многих факторов. Специфика методов, форм и технологий взаимодействия, его пространственные характеристики логически обусловливают количественную и качественную определенность субъектов этого взаимодействия. Со стороны властных структур в качестве таковых с наделением их соответствующими полномочиями могут выступать практически все органы власти и управления как федерального, так и местного уровня. Так, в России в нормотворческой деятельности со стороны властных структур участвуют органы законодательной власти соответствующего уровня (Федерации, ее субъектов, местного самоуправления).

В выработке и реализации экономической и социальной политики, тех или иных их составляющих, размещении государственных заказов в предпринимательском секторе экономики, передаче объектов государственной и муниципальной собственности во владение и пользование негосударственным структурам в данном качестве выступают располагающие соответствующими полномочиями органы исполнительной власти федерального, регионального и местного значения. Во втором случае нередко эту функцию могут выполнять отдельные государственные и муниципальные чиновники, располагающие соответствующими полномочиями, что может создавать и создает реальные возможности для субъективных решений во взаимодействии с предпринимательскими структурами.

Цель взаимодействия со стороны государства — расширить круг общественных функций субъектов экономических отношений. В одном случае это достигается косвенным путем — посредством построения государственными структурами эффективного мотивационного механизма, стимулирующего предпринимательскую деятельность в нужном направлении, в другом — посредством законодательно регламентируемых средств в целях реализации государством социальных функций по преимуществу в точках «осечек» рыночного саморегулирования.

Таким образом, все методы взаимодействия субъектов экономической деятельности с государ-

ством так или иначе предполагают наличие достаточного потенциала хозяйственной власти у субъектов взаимодействия со стороны хозяйственных структур. В силу именно этих причин главными субъектами взаимодействия с властными структурами в условиях рыночной экономики являются крупные хозяйственные структуры и всевозможные ассоциации. Механизм взаимодействия экономических и властных структур выступает как совокупность принципов и методов, экономических и правовых форм и технологий, организационных структур, в рамках и посредством которых строятся отношения между государственной властью и экономикой.

Механизм взаимодействия прежде всего представляет собой конкретные формы производственных отношений, складывающихся между законодательной и исполнительной властью на всех уровнях ее осуществления (федеральном, региональном, муниципальном) и предпринимательством как основной движущей силой рыночного хозяйства в процессе функционирования и развития национальной экономики. Важное значение, с данной точки зрения, имеют правовые нормы, регламентирующие организационно-правовые, организационно-хозяйственные, имущественные, фискальные, трудовые и другие отношения.

В индустриально развитых странах все мероприятия, направленные на развитие тех или иных отраслей экономики, как правило, осуществляются не на основе односторонних, обязательных к исполнению правительственных директив. Решения в области экономической политики принимаются на основе широкого обмена мнениями с представителями промышленных кругов, профсоюзов, потребительских организаций, ученых и тл. Политика реализуется посредством системы сотрудничества с промышленниками в соответствующих отраслях путем их стимулирования к проведению тех или иных мероприятий. В этих целях при формировании той или иной промышленной политики создаются специальные советы, состоящие из широкого круга заинтересованных лиц, а также промышленные организации отраслей.

Более того, практика взаимодействия распространяется на фундаментальную научно-исследовательскую деятельность и ее реализацию в конкретной экономической политике. Так, структура планово-экономического управления правительства Японии включает научно-исследовательское подразделение — Национальный институт исследования прогресса. Его основные функции — изучение принципиально новых проблем мирового

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

развития Японии, связанных с ролью этой страны в мировом сообществе и существенными изменениями во всех сторонах жизни японцев. Институт ориентирован на прогнозирование будущего и на формирование на этой базе стратегических основ экономической политики.

В формировании внешнеэкономического курса США наряду с государственными министерствами и ведомствами самое активное участие принимает множество полугосударственных, частных, общественных организаций, представляющих интересы всех отраслей и регионов страны. Правительство США при принятии важных решений в этой сфере считает немаловажным заручиться поддержкой наиболее влиятельных организаций деловых кругов, таких, как Торговая палата, Национальная ассоциация промышленников. Эти крупнейшие общенациональные предпринимательские организации с десятками, а в Торговой палате - с сотнями тысяч членов являются выразителями согласованных интересов всех слоев предпринимателей.

К числу наиболее авторитетных полугосударственных организаций, фактически встроенных в институциональную структуру механизма внешнеэкономического регулирования, относятся созданные в разное время при правительстве страны консультативные органы — Комитет по политике в области торговли услугами, Специальная комиссия при президенте по проблемам международного частного предпринимательства, Комиссия по вопросам промышленной конкуренции, Национальная комиссия по сельскому хозяйству, торговле и экспортной политике, Экспертный совет при президенте. В их состав входят крупные бизнесмены, бывшие государственные деятели, представители законодательной и исполнительной власти. Эти комитеты и комиссии обладают совещательным правом голоса, однако к их мнению, отражающему позиции влиятельных кругов правящего класса, внимательно прислушиваются при проработке различных аспектов внешнеэкономического курса США.

Подобным же образом в ФРГ члены Федерального союза германской промышленности являются постоянными членами различного рода консультативных органов в правительственных учреждениях: в министерствах экономики, финансов, обороны и др. Основной задачей деятельности союза, как отмечается в его уставе, выступает охрана совместных интересов (кроме социально-политических) объединенных в союз предпринимателей и оказание им содействия. В различных комитетах и группах союза подготавливаются и вырабатываются

ежемесячны! информационно аналитический журнал дайджест финансы

27

проекты основных решений, рекомендаций и мнений союза, через них же поддерживается и тесная связь с правительственными организациями9. В целом союз оказывает сильное влияние на выработку внутренней и внешней экономической политики правительства ФРГ.

В России пока подобная система взаимодействия находится лишь в стадии формирования. Такого рода консультативно-экспертные структуры зачастую формируются по старинке преимущественно на межведомственной основе без привлечения доминирующих объектов рыночного хозяйства — предпринимательства и наемного труда (союзов предпринимателей, профсоюзов, союзов потребителей), что во многом обусловлено недостаточным экономическим весом и легитимностью существующих предпринимательских союзов.

Субъекты экономических отношений постоянно сталкиваются с незаконченностью процесса формирования институционально-правового фундамента рынка, значительными остаточными элементами традиционных методов управления экономикой, слабостью частного финансового сектора экономики, что выражается в недостаточно высокой капитализации и низких кредитных возможностях частной финансовой системы.

Зависимость государственного управления от формы государственного устройства

Системы государственного управления разных стран характеризуются своими специфическими особенностями, обусловленными множеством факторов, таких, как уровень социально-экономического развития, соответствующая политическая культура, национально-исторические традиции, тип государственной политической системы и т.д. Существуют немаловажные различия в характере и формах организации и функционирования центральных и местных органов власти. Большое значение с точки зрения горизонтальной организации и структурной вертикали имеет тип политической системы, режима и государственно-административного устройства10.

Важнейшей характеристикой социальной сущности государства является политический режим — способ функционирования политичес-

9 ФРГ. Серия «Наши деловые партнеры». — М., 1994.-С. 141.

10 Шамхалов Ф. Основы теории государственного управления. -

М.: «Экономика», 2003. - С. 166.

кой системы государства, характеризующий реальное распределение политической власти и влияния в государстве и в обществе. Значение политического режима в механизме формирования системы государственного управления состоит в том, чтобы адаптировать сложившуюся в обществе совокупность общественных институтов целям государства, в частности, заложенным в их основу ценностям и приоритетам. Наиболее характерными для современных государств являются демократический, авторитарный и тоталитарный режимы.

При демократическом режиме, как правило, соблюдаются и обеспечиваются общепризнанные во всем мире общедемократические права и свободы, населению гарантируются реальные возможности влиять на персональный состав государственных органов и принятие ими общепризнанных политических и административных решений, гарантируется политический плюрализм, разделение властей и принцип сдержек и противовесов как основа формирования государственного аппарата.

При авторитарном и тоталитарном режимах имеется прямо противоположная ситуация, когда игнорируются все основные права и свободы граждан. Существуют также переходные, или гибридные, режимы, сочетающие в том или ином соотношении элементы всех политических режимов.

Важно отметить, что политический режим не имеет прямой зависимости от форм правления и государственно-территориального устройства. Он зависит, прежде всего, от реального функционирования властных структур и должностных лиц, степени гласности и открытости в их работе, процедур отбора правящих групп, фактической политической роли различных социальных групп, состояния законности, особенностей политической и социальной культуры, традиций11.

Государственное управление характеризуется своими особенностями и нюансами в демократических, авторитарных и тоталитарных политических режимах. Эти различия проявляются при всех важнейших управляющих действиях государства.

Например, в системе государственного управления одно из центральных мест занимает целепо-лагание. Эта проблема в разных типах государства решается по-разному. Если в тоталитарном или в любом диктаторском типе государства она может быть решена в узком кругу власть имущих, совершенно без учета мнения народа, то в условиях по-

11 Глазунова Н.И. Система государственного управления. - М.: ЮНИТИ, 2002. - С. 66.

жштттшжшш^^шшттштшж

литической демократии и правового государства власть не может игнорировать мнение народа. В идеале цели управления должны вытекать из интересов и потребностей общества, поскольку главное предназначение государства состоит в служении народу.

Немаловажное значение в управлении имеют не только цели, но и средства и пути их достижения, которые в свою очередь предопределяются сложившейся в государстве политической иерархией. Именно эти последние зачастую дают объективный результат управленческой деятельности.

Политическая иерархия представляет собой систему структурной вертикальной организации сложных многоуровневых систем, в том числе и государства, призванной обеспечить упорядоченные взаимодействия различных уровней на принципах подчинения низших уровней высшим. Здесь каждый из вышестоящих уровней выступает как управляющий по отношению к нижестоя-

щим, которые в свою очередь подчиняются вышестоящим.

В качестве политической самоорганизации и формы совместного проживания людей государство представляет собой целостную органическую систему, для которой характерны собственные характеристики, особенности и закономерности функционирования. Государство — органическое целое, из него нельзя вычленить какие-либо важные составные компоненты, например систему государственно-административного устройства, экономику, правовую систему и т.д. Оно организовано на началах определенного порядка, включающего публичную власть и органы управления, право и правовой порядок, принятые в обществе обычаи, духовно-нравственные ценности и нормы.

(Продолжение следует)

Ф.СП-1

АБОНЕМЕНТ

71221

(ИНДЕКС ИЗДАНИЯ)

ПГ V \ у

Даиджест-Финансы

Количество /

комплектов 1

(НАИМЕНОВАНИЕ ИЗДАНИЯ)

На 2004 год по месяцам: 1 I 2 I 3 I 4 I 5 I 6

мммммм

10

Куда

11

12

(ПОЧТО ВЫЯ ИНДЕКС;

7ТЛРЕ-Г

Кому

(«ЛМИЛИЯ. ИНИЦИАЛЫ)

ЛИТЕР

пв МЕСТО

ДОСТАВОЧНАЯ КАРТОЧКА

71221

(ИНДЕКС ИЗДАНИЯ)

Дайджест-Финансы

(НАИМЕНОВАНИЕ ИЗДАНИЯ)

Стои- подписки Руб. коп. Количество 1

мость ПЕРЕАДРЕСОВКИ | коп. комплектов

На 2004 год по месяцам:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

X X X X X X

Куда

Кому

(ФАМИЛИЯ. ИНИЦИАЛЫ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.