О некоторых итогах работы Управления Госсанэпиднадзора, территориальных органов и центров гигиены и эпидемиологии
ФМБА России в 2013 г.
Деятельность Управления Госсанэпиднадзора, территориальных органов и центров гигиены и эпидемиологии (далее — органы и учреждения Госсанэпиднадзора) ФМБА России в 2013 г. осуществлялась в соответствии с Указами Президента РФ, Решениями Правительства РФ, а также федеральным законодательством, направленным на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России.
В 2013 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 31 декабря 2010 г. № 1657 «Об оптимизации численности федеральных государственных служащих и работников государственных органов» и Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2013 г. № 137 «О предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» ФМБА России завершило работу по оптимизации штатной численности работников своих территориальных органов. В целях сохранения кадрового потенциала и фонда оплаты труда были проведены мероприятия по реорганизации трех региональных управлений, расположенных в Приволжском и Сибирском федеральных округах, путем присоединения к более крупным территориальным органам ФМБА России.
Так, были реорганизованы: • региональное управление № 133 ФМБА России в г. Перми путем присоединения
к Межрегиональному управлению № 91 ФМБА России в г. Лесном Свердловской области;
региональное управление № 128 ФМБА России в г. Яровое Алтайского края путем присоединения к Межрегиональному управлению № 81 ФМБА России в г. Северске Томской области; региональное управление № 28 ФМБА России в г. Ангарске Иркутской области путем присоединения к Межрегиональному управлению № 51 ФМБА России в г. Железногорске Красноярского края.
Территориальные органы ФМБА России, реорганизованные в 2013 году
Региональное управление № 28 (г. Ангарск, Иркутская область)
Региональное управление № 128 (г. Яровое, Алтайский край)
Региональное управление № 133 (г. Пермь)
Межрегиональное управление № 51 (г. Железногорск, Красноярский край)
Межрегиональное управление № 81
(г. Северск, Томская область)
Межрегиональное управление № 91 (г. Лесной, Свердловская область)
Кроме того, 26 территориальных органов ФМБА России были переименованы из региональных управлений в межрегиональные управления, так как проводят мероприятия по контролю (надзору) в отношении юридических лиц, которые осуществляют деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации.
Важно отметить, что переименован -ные территориальные органы ФМБА России являются правопреемниками, осуществляют права и полностью выполняют обязанности переименованных и реорганизованных управлений в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Были также проведены мероприятия по реорганизации двух центров гигиены и эпидемиологии ФМБА России. Так, Центр гигиены и эпидемиологии № 139 ФМБА России, расположенный в пос. Солнечный Тверской области, был реорганизован путем присоединения к более крупному Центру гигиены и эпидемиологии № 141 ФМБА России в г. Удомля Тверской области, а филиалу Центра гигиены и эпидемиологии № 122 ФМБА России, расположенному в г. Сосновый Бор Ленинградской области, была возвращена форма отдельного юридического лица с наименованием Центр гигиены и эпидемиологии № 38 ФМБА России.
Безусловно, сокращение штатной численности работников территориальных органов ФМБА России, которое началось с 2011 г., негативно отразилось на моральном климате коллективов и их финансовом обеспечении.
Динамика штатной численности федеральных государственных служащих в территориальных органах Федерального медико-биологического агентства за период с 2006 по 2013 гг.
Годы 2006 2011 2013 С 1 апреля 2013 г.
Количество штатных единиц 1500 1377 1305 1175
Количество 768 1043 1003 977 физических лиц
Укомплектованность физическими лицами, % 51 75,5 76,8 83,1
Несмотря на это, проводимый органами и учреждениями госсанэпиднадзора ФМБА России комплекс мероприятий позволил обеспечить нормальное функционирование организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, безопасную работу персонала.
В настоящее время на курируемых объектах в основном поддерживаются все необходимые условия, обеспечивающие соблюдение требований санитарного законодательства, радиационной, химической и биологической безопасности, противоэпидемического режима и охраны окружающей среды.
Так, по данным многолетнего мониторинга, среднегодовая доза облучения персонала атомной отрасли не превышает установленной Нормами радиационной безопас-
ности величины 20 мЗв и находится в пределах 2 мЗв. На протяжении многих лет не регистрируются случаи превышения сбросов и выбросов радиоактивных веществ во внешнюю среду из атомных объектов, а химические загрязнения атмосферного воздуха и объектов водной среды не превышают предельно допустимых концентраций. Это положение достигнуто в результате не только технологических решений, но и жесткого контроля регламентов санитарного законодательства со стороны органов и учреждений госсанэпиднадзора ФМБА России.
В целом по предприятиям госкорпорации «Росатом» средняя годовая эффективная доза в 2013 г. составила 1,71 мЗв (в 2012 г. - 1,70 мЗв, в 2011 г. - 1,72 мЗв, в 2010 г. — 1,76 мЗв). Случаев превышений дозовых пределов, установленных в санитарных правилах и нормативах СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)», в 2013 г. на предприятиях госкорпорации «Росатом» не зарегистрировано.
По результатам проводимой под контролем органов и учреждений госсанэпиднадзора ФМБА России радиационно-гигиенической паспортизации следует, что вклад в дозу облучения населения Российской Федерации от глобальных выпадений и прошлых радиационных аварий, а также от источников ионизирующего излучения в промышленности составляет сотые доли процента от натурального естественного фона. Эффективные дозы облучения населения за счет работы предприятий атомной энергетики находятся на уровне ниже 0,01 мЗв (при регламенте в 1 мЗв в год).
Объект «Марадыковский»
6 841 (99,3 %)
6 890,140
приборы, блоки 6 856
Объект «Леонидовка» авиационных бомб, 85 666 6884,797 .„ ,
модули V99/6 %)
зоман вязкий еылиеные аеиаци°нные 5 --4
Объект «Почеп» пРибоРы, отсеки 67 079 7 498,155 ______
баковые, модули ' (69,7%)
боевыечас'и 4759
Объект «Щучье» оперативно-тактических 1971443 5 456,550 ,
ракет (87,2 %)
Ви -икс, зарин, зоман, люизит Снаряды ст ольной и 4,461 (0,1%)
Объект «Кизнер» 2 187 023 5 744,742
Всего: 4 352 033 39 966,586 31 176,66 (78,01 %)
Таким образом, в условиях регламентной, штатной работы предприятий атомной индустрии достигнута устойчивая радиационно-гигиеническая и экологическая обстановка.
Вместе с тем в атомной отрасли Российской Федерации существует ряд сложнейших проблем общегосударственного значения, связанных со старением основных фондов, недостаточной изоляцией от окружающей среды некоторых пристанционных хранилищ радиоактивных отходов, отсутствием резерва объемов в хранилищах высокорадиоактивного отработавшего ядерного топлива на АЭС и др.
Наряду с этим остаются актуальными проблемы, связанные с прошлой оборонной деятельностью отдельных предприятий, в том числе с имевшими место радиационными авариями, которые, к сожалению, привели к тяжелым последствиям для персонала, населения и среды обитания в этих регионах.
В связи с этим перед органами и учреждениями госсанэпиднадзора ФМБА России ставятся задачи по дальнейшему совершенствованию контроля (надзора) за ра-диационно опасными объектами госкорпорации «Росатом» в целях минимизации радиационного воздействия на персонал и население, проживающее в зонах наблюдения указанных объектов, профилактики профессионально обусловленных заболеваний.
К 2013 г. на 7 объектах уничтожения химического оружия в Российской
Федерации утилизировано более 2/3 всех запасов отравляющих веществ. В целом этот процесс проходит безопасно как для персонала, так и для населения, проживающего в зонах защитных мероприятий. За период эксплуатации объектов не зафиксировано ни одного случая обнаружения специфических загрязнителей в объектах окружающей среды. При этом объем исследований, которые проводят лаборатории по контролю за состоянием производственной среды и среды обитания, в том числе лаборатории центров гигиены и эпидемиологии ФМБА России, превысил более 3,5 млн исследований.
Во всех регионах размещения объектов по уничтожению химического оружия при обследовании населения не было выявлено заболеваний, развитие которых можно связать с воздействием на организм отравляющих веществ.
Количество неудовлетворительных смывов с технологического оборудования за 2 последних года не превысило 1%. По оценкам органов и учреждений Госсанэпиднадзора ФМБА России, это очень хороший показатель, свидетельствующий о высокой культуре безопасности, созданной на объектах.
Вместе с тем, по мнению специалистов ФМБА России, работы по уничтожению химического оружия и предприятий, ранее связанных с производством или оборотом токсичных веществ, в том числе бывших объектов по производству химического оружия, при их разрушении и в период конверсии со-
Санитарно-химический контроль за состоянием производственной и окружающей среды на химически опасных объектах за период 2012-2013 гг.
800000 7 4 5 3 98
700000 Всего исследований
600000
■ С откл.
500000 400000 300000
200000 171304
117836
100000
1,22% 0,78% 0,64%
0 - - -
ЦГиЭ Производственные Лаборатории МОС и др.
лаборатории
провождаются образованием огромного количества отходов, общая масса которых может превысить сотни тысяч тонн.
Отходами указанных объектов становятся их разрушаемые строительные конструкции, элементы оборудования, стеновые покрытия, коммуникации, гидроизоляционные, теплоизоляционные и другие материалы, находящиеся внутри производственных зданий, а также отходы после их термического обезвреживания. Все эти конструкции и материалы могут быть загрязнены химическими веществами, используемыми в технологическом цикле, и конечным продуктом производства при функционировании в «штатном» режиме и при «нештатных» ситуациях (разгерметизация, пролив, пожар и т.п.).
Так, на объекте в пос. Горный Саратовской области не решен вопрос по переработке полученного технического мышьяка в народнохозяйственную продукцию (высокочистый мышьяк), поэтому технический мышьяк и побочный продукт его получения на установке электролиза (соляная кислота) хранятся на территории предприятия. Кроме того, на территории объекта находятся сухие соли реакционных масс в количестве более 11 тыс. тонн, полученные с бывшего объекта по уничтожению химического оружия «Камбарка».
На объекте в г. Камбарка Удмуртской Республики в настоящее время начаты работы по выводу из эксплуатации. В соответствии с проектными решениями при ликвидации последствий деятельности указанного объекта будет образовано около 44 тыс. тонн отходов строительных конструкций, которые планируется захоронить на полигоне. Вместе с тем строительство полигона не ведется.
На объекте, расположенном в пос. Ма-радыковский Кировской области, хранятся значительные количества реакционных масс от уничтожения зомана, накопившиеся в процессе ликвидации конструкционных недостатков печи сжигания. Кроме того, на предприятии в емкостях хранятся десятки тонн не утилизированных реакционных масс от уничтожения ипритно-люизитных смесей, так как установка по их битумированию пока не функционирует. Работы по ликвидации или перепрофилированию хранилищ и основных производственных корпусов объекта в 2014 г. не планируются.
До настоящего времени не решены вопросы по дальнейшему использованию и переработке металлоотходов. На территории промплощадки объектов уничтожения химического оружия накоплено и складировано тысячи тонн корпусов боеприпасов и других металлоизделий (на объекте уничтожения химического оружия в г. Щучье более 30 тыс. тонн, аналогичная ситуация и на других объектах).
Отходы, образующиеся в процессе уничтожения химического оружия, являются ограниченно оборотоспособными объектами и могут передаваться Правительством РФ организациям независимо от организационно-правовых форм в целях вовлечения указанных отходов в хозяйственный оборот в установленном порядке (ст. 5 Федерального закона от 2 мая 1997 г. № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия»). Вместе с тем до настоящего времени порядок обеспечения безопасных условий передачи и переработки отходов и получения продукции, предназначенной для дальнейшего использования в хозяйственных целях, не установлен.
Отдельно необходимо остановиться на проблеме ликвидации бывшего шламо-накопителя на ВОАО «Химпром». Бывший шламонакопитель сточных вод на ВОАО «Химпром» - так называемое «Белое море» -расположен на примыкающей к промышленной площадке предприятия правобережной пойме р. Волги, в ложе бывшей протоки, и занимает около 21 га. Со стороны Сарептского затона и р. Волги накопитель отделен дамбой, в северном и юго-восточном направлениях непосредственно граничит с территори-
ей ВОАО «Химпром». Минимальное расстояние от накопителя до р. Волги составляет около 200 м.
С 1950-х годов до 1978 г. в накопитель постоянно (а с 1978 г. по август 1988 г. — периодически) сбрасывались без очистки (исключая нейтрализацию) практически все наиболее грязные жидкие и твердые технологические отходы ряда производств предприятия.
Проведенные специалистами ФГУП «НИИ ГТП» ФМБА России в 1988—1989 гг. исследования позволили идентифицировать 111 органических соединений, среди них: фенол, трибутилфосфат, бутифос, метафос, хлорбензол, тетрахлорэтилен, трихлорэти-лен, тридекан, тетрадекан, октодекан, пен-тахлорбутадиен и др.
С августа 1988 г. по указанию местных органов власти сброс сточных вод в «Белое море» был прекращен. Карты накопителя были засыпаны песком и шламом (4-й класс опасности) и использовались в качестве площадки для сбора, временного хранения и переработки новых поступлений шлама, не представляя существенной опасности для окружающей среды и населения. Однако в настоящее время в рамках программы по ликвидации химически опасных объектов от прошлой деятельности предприятия принято решение ликвидировать шламонакопитель (в том числе шлам, засыпанный в 1980-е годы) методом сжигания, для чего на его территории планируется построить 11 высокотемпературных печей. В связи с этим возникают новые эколого-гигиенические проблемы, связанные с последствиями такого решения. В результате сжигания в больших объемах содержимого шламонакопите-ля «Белое море» возможно поступление в атмосферный воздух токсичных химических веществ, в том числе бенз(а)пирена, тяжелых металлов, а также взвешенных частиц респирабельной фракции.
В связи с наличием большого количества накопившихся проблем в данной области перед ФМБА России и его территориальными органами стоят следующие задачи.
Добиться от Минпромторга России:
• завершения в 2014 г. разработки проекта Постановления Правительства РФ, устанавливающего порядок обеспечения безо-
пасных условий передачи и переработки отходов (металлолом и т.д.), образующихся при уничтожении химического оружия и предназначенных для дальнейшего использования в хозяйственных целях, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 2 мая 1997 г. № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия»;
• включения ФМБА России в качестве государственного заказчика по вопросам медико-санитарного обеспечения ликвидации последствий деятельности объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия в специальную федеральную целевую программу по ликвидации последствий деятельности объектов по хранению и уничтожению химического оружия в Российской Федерации на 2015—2022 гг.
Необходимо подготовить обращение в Главгосэкспертизу и рекомендовать провести дополнительную экспертизу проекта ликвидации шламонакопителя «Белое море» методом сжигания в профильных научно-исследовательских институтах ФМБА России.
Кроме того, нужно подготовить во втором квартале 2014 г. предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон от 2 мая 1997 г. № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия» в части установления режима постоянного федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за объектами по хранению и уничтожению химического оружия, так как существующая практика исполнения государственной функции по проведению мероприятий по контролю (надзору) за указанными объектами 1 раз в 3 года не позволяет эффективно реагировать на существующие проблемы в данной области.
Среди населения, обслуживаемого ФМБА России, проводится большая работа по элиминации коревой, краснушной, паротит-ной инфекций, полиомиелита, острого вирус-
ного гепатита В и обеспечению эпидемического благополучия по дифтерии и коклюшу. В результате проводимой организационной работы на протяжении многих лет не регистрируются случаи заболевания полиомиелитом, дифтерией, корью, эпидемическим паротитом, краснухой и острым вирусным гепатитом В среди детского населения и подростков.
Заболеваемость дифтерией среди населения, подлежащего обслуживанию ФМБА России, не регистрируется с 2004 г. Эпидемиологическое благополучие обеспечивается за счет высокого уровня охвата профилактическими прививками детского и взрослого населения. Охват детей профилактическими прививками против дифтерии составляет 95%, в возрасте 15—18 лет — 98,5%, взрослых 18— 35 лет - 89,4%, 36-60 лет - 89,2%, старше 60 лет - 82,5%.
Случаи заболевания полиомиелитом среди населения, подлежащего обслуживанию ФМБА России, не регистрируются более 50 лет. Эпидемическое благополучие по данной инфекции обеспечивается за счет поддержания стабильно высоких показателей охвата профилактическими прививками детей в возрасте 12 и 24 месяцев на уровне 95-96% и всего детского населения до 15 лет на уровне 98%, подростков - 99,6%.
Среди обслуживаемого населения на протяжении 12 лет не регистрируются случаи заболевания корью (а на многих территориях на протяжении 15-18 лет) за счет поддержания стабильно высоких уровней охвата профилактическими прививками против этой инфекции (98-99%). Несмотря на заносы этой инфекции на территории, обслуживаемые ФМБА России (г. Обнинск Калужской области, г. Курчатов Курской области, г. Озерск Челябинской области, г. Нововоронеж Воронежской области, г. Сосновый Бор Ленинградской области) , с различных регионов России, Украины, республик Средней Азии, Кавказа и Закавказья, эпидемического распространения коревая инфекция не имела.
Заболеваемость острым вирусным гепатитом В на протяжении 3 лет регистрируется в виде спорадической заболеваемости (17-19 случаев). Среди детского населения и подростков в течение 8 лет случаи заболевания острым вирусным гепатитом В
не регистрировались. В 2013 г. зарегистрировано всего 13 случаев этого заболевания. Показатель составил 0,4 на 100 тыс. населения. Своевременность охвата профилактическими прививками против острого вирусного гепатита В детей в возрасте 12 месяцев в целом по ФМБА России составляет 97%. Дети и подростки привиты против острого вирусного гепатита В на 98,6%, подростки 16-17 лет - на 99%, 17-18 лет -на 98,2%, взрослые 18-35 лет - на 84%, 36-59 лет - на 62,7%, медицинские работники - на 95,4%.
В течение 2011-2013 гг. охват вакцинацией населения, подлежащего обслуживанию ФМБА России, в рамках Национального календаря профилактических прививок в среднем составил:
• против полиомиелита:
2011 г. - 96,1%,
2012 г. - 95,9%,
2013 г. - 96,2%;
• против коклюша:
2011 г. - 95,1%,
2012 г. - 96%,
2013 г. - 96,1%;
• против кори:
2011 г. - 98,0%,
2012 г. - 98,8%,
2013 г. - 98,6%;
• против краснухи:
2011 г. - 98,0%,
2012 г. - 98,3%,
2013 г. - 98,1%;
• против эпидемического паротита:
2011 г. - 97,2%,
2012 г. - 97,5%,
2013 г. - 97,2%;
• против острого гепатита В: 2001 г. - 95,5%,
2012 г. - 98,6%,
2013 г. - 96,8%;
• против дифтерии:
2011 г. - 95,8%,
2012 г. - 98,7%,
2013 г. - 98,1%. Эпидемиологическая обстановка по
ВИЧ-инфекции среди населения, подлежащего обслуживанию ФМБА России, остается напряженной. Случаи заболевания
ВИЧ-инфекцией регистрируются в 32 городах. Всего на 1 января 2014 г. с начала регистрации (1987 г.) выявлено 8790 случаев ВИЧ-инфекции, из них с летальным исходом — 1840 (21,0%), в том числе от СПИДа — 447 (24,3%). На учете состоят 6950 ВИЧ-инфицированных (показатель на 100 тыс. населения — 209,2). За последние 3 года основным путем заражения ВИЧ-инфекцией является употребление наркотиков в виде инъекций — 55,8%. В 2013 г. заболеваемость ВИЧ-инфекцией среди населения, подлежащего обслуживанию ФМБА России, по сравнению с 2012 г. выросла на 25,3% (876 и 699 случаев соответственно).
Остается высоким показатель инфи-цированности ВИЧ детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей. На 1 января 2014 г. от ВИЧ-инфицированных матерей родились 1153 ребенка, у 84 (7,2%) из них диагностировано заболевание (2012 г. — 10%, 2011 г. — 8,2%).
В связи с этим вопросы борьбы с ВИЧ-инфекцией на территориях, обслуживаемых ФМБА России, были обсуждены на региональном совещании в ноябре 2013 г. в г. Протвино Московской области. По результатам совещания был намечен ряд мер, которые необходимо принять, чтобы остановить распространение инфекции среди обслуживаемого населения.
В частности, было предложено подготовить:
• проект соглашения между Федеральным научно-методическим центром по профилактике и борьбе со СПИДом и ФМБА России по вопросам оказания медицинским организациям ФМБА России методической и консультационной помощи в части профилактики и лечения ВИЧ-инфицированных на территориях, обслуживаемых Агентством;
• обращения руководству МВД России и ФСКН России, главам администраций отдельных ЗАТО об эпидемической обстановке по ВИЧ-инфекции на территориях, обслуживаемых ФМБА России, путях распространения инфекции и необходимости принятия дополнительных мер по пресечению реализации наркотиков;
• предложения по кандидатуре главного внештатного специалиста по проблемам диагностики и лечения ВИЧ-инфекции среди населения, обслуживаемого ФМБА России;
• план подготовки, в том числе дистанционной, врачей-специалистов медицинских организаций ФМБА России по вопросам профилактики и лечения лиц, инфицированных ВИЧ и гепатитами В и С;
• изменения в приказ ФМБА России от 7 ноября 2005 г. № 363 «О создании Центра диагностики и лечения хронических вирусных гепатитов» в рамках совершенствования работы Центра по диагностике и лечению коинфекции ВИЧ/ хронические вирусные гепатиты;
• методические рекомендации по составлению заявок на диагностические средства и антивирусные препараты для профилактики, выявления, мониторинга и лечения лиц, инфицированных ВИЧ и гепатитами В и С.
Кроме того, начальникам ЦМСЧ № 141, 31, 71 (Голубева Ю.Д., Морозова А.Ю., Фомина Е.П.) было указано на неудовлетворительное материально-техническое оснащение отделов по борьбе с ВИЧ-инфекцией и необходимость принятия дополнительных мер по устранению имеющихся недостатков в их работе.
Всем начальникам ЦМСЧ/МСЧ, КБ, руководителям территориальных органов, главным врачам центров гигиены и эпидемиологии ФМБА России поручено:
• обеспечить наличие в медицинских организациях ФМБА России препаратов для постконтактной профилактики ВИЧ-инфекции;
• принять дополнительные меры по активизации работы межведомственных комиссий по профилактике и борьбе с ВИЧ-инфекцией на территориях ЗАТО и других отдельных территориях, обслуживаемых ФМБА России;
• актуализировать планы мероприятий по профилактике распространения ВИЧ-инфекции и принять дополнительные меры по разработке территориальных программ по предупреждению распространения среди населения, обслуживаемого ФМБА России, заболевания, вызываемого ВИЧ, и представлению их для решения вопроса о финансировании в администра-
ции ЗАТО и городов (отдельных территорий), обслуживаемых ФМБА России;
• активизировать работу со средствами массовой информации по вопросам профи -лактики и лечения ВИЧ-инфекции.
Эффективность контроля ( надзора) напрямую зависит от того, насколько хорошо развита система норм и правил, регламентирующих требования безопасности к проведению работ, содержанию вредных веществ в условиях производства, в объектах окружающей среды в зависимости от специфики предприятия. Это чрезвычайно важный раздел работы, так как именно в этих документах закладываются безопасность и надеж -ность объекта.
Таким образом, развитие системы специального санитарно-эпидемиологического нормирования и постановка НИР, направленных на разработку санитарных правил и гигиенических нормативов, необходимых для контроля за опасными производствами, а также новыми производствами, разработка методических указаний по методам контроля вредных веществ в биосредах человека и в окружающей среде остаются приоритетными направлениями деятельности органов и учреждений госсанэпиднадзора ФМБА России.
Организационные основы данной системы были заложены 15 лет назад, когда впервые Министерство здравоохранения РФ утвердило состав и положение о подкомиссии по специальному нормированию Комиссии по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Минздраве России.
За период с 2002 по 2012 г. подкомиссией рассмотрено и рекомендовано к утверждению в области радиационной безопасно -сти 19 федеральных санитарных правил, утвержденных в порядке, установленном Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», и зарегистрированных в Минюсте России.
Вместе с тем изменившееся в последние годы законодательство, а также истечение срока действия отдельных нормативных правовых актов диктуют необходимость переработки указанных нормативов. Кроме того, издание в 2011 г. ОНБ (ИББ) МАГАТЭ требует внесения поправок в базовые отечественные документы НРБ-99/2009 и ОСПОРБ-99/2010.
В.В. Романов, заместитель руководителя, главный государственный санитарный врач ФМБА России.