Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ИСТОРИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОТИВОТУРБУЛЕНТНЫХ ПРИСАДОК НА МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДАХ'

О НЕКОТОРЫХ ИСТОРИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОТИВОТУРБУЛЕНТНЫХ ПРИСАДОК НА МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДАХ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
115
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАЛЬНЫЕ ТРУБОПРОВОДЫ / ПРОТИВОТУРБУЛЕНТНЫЕ ПРИСАДКИ (ПТП) / ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕРЕКАЧКИ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Голунов Н. Н.

В статье рассмотрены историко-технологические аспекты применения противотурбулентных присадок (ПТП) на магистральных трубопроводах для перекачки нефти и нефтепродуктов. Приведен обзор некоторых наиболее известных исследований в области прогнозирования эффективности применения ПТП на объектах трубопроводного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Голунов Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME HISTORICAL AND TECHNOLOGICAL ASPECTS FOR THE USE OF DRAG REDUCING AGENTS ON MAIN PIPELINES

The paper is devoted to the historical and technological aspects of the use of drag reducing agents (DRA) on main pipelines for pumping oil and oil products. A review of some of the most well-known studies in the field of predicting the effectiveness of the use DRA at pipeline transport facilities is given.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ИСТОРИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОТИВОТУРБУЛЕНТНЫХ ПРИСАДОК НА МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДАХ»

УДК 532.542 + 622.692

https://doi.org/10.24412/0131-4270-2023-2-5-10

О НЕКОТОРЫХ ИСТОРИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОТИВОТУРБУЛЕНТЫХ ПРИСАДОК НА МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДАХ

ON SOME HISTORICAL AND TECHNOLOGICAL ASPECTS FOR THE ON USE OF DRAG REDUCING AGENTS ON MAIN PIPELINES

Голунов Н.Н.

Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) им. И.М. Губкина, 119991, Москва, Россия

ORCID: https//orcid.org/0009-0008-4660-0921, E-mail: [email protected]

Резюме: В статье рассмотрены историко-технологические аспекты применения противотурбулентных присадок (ПТП) на магистральных трубопроводах для перекачки нефти и нефтепродуктов. Приведен обзор некоторых наиболее известных исследований в области прогнозирования эффективности применения ПТП на объектах трубопроводного транспорта.

Ключевые слова: магистральные трубопроводы, противотурбулентные присадки (ПТП), гидравлическое сопротивление, эффективность перекачки.

Для цитирования: Голунов Н.Н. О некоторых историко-технологических аспектах применения противотурбулентных присадок на магистральных трубопроводах // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2023. № 2. С. 5-10.

DOI:10.24412/0131-4270-2023-2-5-10

Golunov Nikita N.

Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University), 119991, Moscow, Russia

ORCID: https//orcid.org/0009-0008-4660-0921, E-mail: [email protected]

Abstract: The paper is devoted to the historical and technological aspects of the use of drag reducing agents (DRA) on main pipelines for pumping oil and oil products. A review of some of the most well-known studies in the field of predicting the effectiveness of the use DRA at pipeline transport facilities is given.

Keywords: main pipelines, drag reducing agents (DRA), hydraulic resistance, pumping efficiency.

For citation: Golunov N.N. ON SOME HISTORICAL AND TECHNOLOGICAL ASPECTS FOR THE USE OF DRAG REDUCING AGENTS ON MAIN PIPELINES. Transport and storage of Oil Products and hydrocarbons. 2023, no. 2, pp. 5-10.

DOI:10.24412/0131-4270-2023-2-5-10

Введение

В настоящее время как в нашей стране, так и в мире на объектах магистрального транспорта нефти и нефтепродуктов активно применяются противотурбулентные присадки (ПТП). Цель их использования - снижение гидравлического сопротивления течения нефти или нефтепродуктов в линейной части магистральных трубопроводов. Основными производителями ПТП являются зарубежные компании, которые совместно владеют 90% мирового рынка производства всех присадок для нефтегазового комплекса (в том числе для различных моторных топлив и масел), а именно:

- Lubrizol Corporation (США, штат Огайо) - дочерняя компания Berkshire Hathaway Уоррена Баффета;

- Infineum International Limited (Великобритания) - совместное предприятие нефтегазовых компаний ExxonMobil Chemical Company и Royal Dutch Shell Chemicals;

- Chevron Oronite (США, штат Техас) - дочернее предприятие нефтегазовой компании Chevron;

- Afton Chemical (США, штат Вирджиния) - дочернее предприятие крупного химического концерна NewMarket Corporation.

Также среди поставщиков ПТП можно отметить компании Baker Petrolite (США, дочернее предприятие одного из крупнейших сервисных подрядчиков Baker Hughes), Neste (Финляндия, производитель широко применявшейся

на пространстве СНГ ПТП марки Neccad-547), Conoco Specialty Products Inc. (США, дочернее предприятие одной из крупнейших нефтегазовых компаний мира ConocoPhillips, которая в 70-90-х годах выпускала активно применявшиеся в США ПТП марок CDR-101 и CDR-102), HYUNDAI XTeer (Южная Корея), а также недавно вышедшие на мировой рынок китайские компании Richful и Kangtai, которые ранее специализировались на производстве присадок для моторных топлив и прочей нефтегазовой химии. Основными производителями ПТП в нашей стране являются ООО «Транснефть - Синтез» (Республика Татарстан, особая экономическая зона «Алабуга»), которая производит ПТП для собственных нужд ПАО «Транснефть», и Группа компаний «Миррико» (Республика Татарстан, г. Казань), которая поставляет различные ПТП, в том числе марки M-FLOWTREAT для магистральных нефтепроводов.

Интенсивный рост применения ПТП на линейной части магистральных нефтепроводов в последние 20-30 лет объясняется необходимостью увеличения пропускной способности действующих трубопроводов без применения более дорогостоящих способов, таких как строительство новых нефтеперекачивающих станций (НПС), лупингов и вставок. По мере накопления опыта использования ПТП стало очевидно, что в условиях интенсивного строительства новых нефтяных магистралей и увеличения объемов транспортировки по существующим трубопроводам необходимо также

2

?П?3

5

решать не менее важные эксплуатационные задачи, например снижение энергозатрат (энергопотребления) на перекачку, снижение величины рабочего давления при сохранении заданной пропускной способности (что, в свою очередь, повышает эксплуатационную надежность трубопроводов и снижает вероятность возникновения аварийных ситуаций).

С учетом того, что в действующую систему магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов сдают свою продукцию различные поставщики, также к ПТП предъявляются требования [1], связанные:

- с сохранением качества исходных нефтей или моторных топлив;

- недопущением адсорбирования ПТП на внутренней поверхности трубопровода (на линейной части);

- недопущением влияния на эффективность работы технологического оборудования, в том числе печей подогрева, фильтров-грязеуловителей, резервуаров и пр.;

- недопущением скорости роста коррозионных процессов;

- исключением отравляющего (токсического) воздействия на эксплуатационный персонал.

Оценка эффективности применения ПТП является достаточно сложной задачей, решаемой индивидуально для каждого магистрального трубопровода с учетом условий его эксплуатации (режимов работы), физико-химических свойств перекачиваемого продукта, а также процесса производства самой ПТП, в том числе области ее оптимального использования. Применение ПТП является на сегодняшний день одним из наиболее распространенных и эффективных способов увеличения пропускной способности трубопроводов, при этом наиболее привлекательный фактор использования ПТП - относительно низкая стоимость установки пунктов ввода ПТП в магистральный трубопровод. Общая эффективность ПТП, как правило, составляет около 30% при объеме вводимой ПТП около 50-100 г/т [2]. Рассмотрим некоторые аспекты истории создания и применения ПТП более подробно.

История открытия и создания полимеров

Начало производства первых синтетических материалов относится к началу - середине XIX века. В 1835 году французский химик и инженер А.В. Реньо, работая в лаборатории Гиссена (в то время университетский город в Германии) синтезировал винилхлорид. После окончания обучения и возвращения в Лион (Франция) в 1838 году он же, во многом случайно, оставив на освещенном солнцем подоконнике пробирку с винилхлоридом, получил в ней белый порошок, который химик не смог ни растворить, ни преобразовать во что-то еще. Записав свои опыты и опубликовав результаты, Реньо на значительное время прекратил всяческие эксперименты. Между тем именно это открытие, а именно синтез поливинилхлорида (ПВХ), можно считать началом химического синтеза, то есть получения одних веществ из других с помощью различных химико-физических реакций.

В 1833 году выдающийся шведский химик и ученый Й.Я. Берцелиус (в том числе он унифицировал символы химических элементов, которые применяются до настоящего времени) ввел такое понятие, как «полимеризация», сделав допущение, что полимерами являются любые соединения с одинаковым химическим составом, но разными

молекулярными массами (сегодня полимерами называются химические вещества, соединения, молекулы которых состоят из большого числа атомных группировок, соединенных между собой химическими связями в длинные цепочки).

На протяжении следующих 100 лет вопросами получения синтетических веществ занимались многие ученые, но особый вклад внес А.М. Бутлеров, академик Императорской академии наук (Санкт-Пнтербург). Он, в частности, сформулировал теорию строения органических веществ, на основе систематического исследования которой в дальнейшем как им самим, так и его учениками были сформулированы основные вопросы химии полимеров.

Основным вопросом первоначальных исследований стал поиск технологий синтеза искусственного каучука, так как спрос на натуральный каучук благодаря развитию промышленности существенно возрос. В промышленном производстве синтетических полимеров сформировались два основных направления:

- переработка естественных (органических) полимеров, как правило целлюлозы, в искусственные;

- синтез из органических мономеров (низкомолекулярных соединений) путем удлинения молекулярной цепочки.

В 1922 году немецкий химик-органик Г. Штаудингер доказал, что полимеры состоят из макромолекул - особой формы (конструкции) атомов, соединенных между собой ковалентными связями, а также установил взаимосвязь между молекулярной массой полимера и вязкостью его раствора. За свои выдающиеся научные исследования в химии высокомолекулярных соединений Штаудингер в 1953 году был удостоен Нобелевской премии по химии. В 1930-40-х годах американский физик и химик П.Д. Флори внес значительный вклад в теорию растворов полимеров и статистическую механику макромолекул. Флори создал методы определения строения и свойств макромолекул, исследовал их форму и размер в растворе. За свои исследования он был удостоен Нобелевской премии по химии в 1974 году [3-5].

Эффект Томса, снижение гидравлического сопротивления

В 1948 году произошло событие, определившее новое научно-практическое направление использования полимеров. На международном реологическом конгрессе в Голландии Б.А. Томс [6] сделал сообщение об открытии им эффекта резкого снижения (до 50%) коэффициента X гидравлического сопротивления при течении раствора высокомолекулярного полимера полиметилметакрилата низкой концентрации (0,01%) в монохромбензоле. Данное явление снижения коэффициента X гидравлического сопротивления при введении в поток перекачиваемой жидкости ПТП было названо эффектом Томса.

Дальнейшие исследования в области, начатой Томсом, получили существенный импульс после открытия водорастворимых полимерных соединений, снижающих гидравлическое сопротивление, а именно полиакриламида (ПАА), полиэтиленоксида (ПЭО) и гуаровой смолы (является природным полисахаридом). В табл. 1 приведены некоторые наиболее значимые (ключевые) даты промышленного применения ПТП на объектах трубопроводного транспорта в мире.

За рубежом изучением эффекта Томса занимались многие исследователи, в том числе Д. Бушнелл,

Таблица 1

Некоторые наиболее известные даты промышленного применения ПТП на объектах трубопроводного транспорта

1965-1968

Событие

Рост количества теоретических работ (в СССР и за рубежом) по снижению гидравлического сопротивления с помощью полимеров

Место

1967-1969 - Параллельно и независимо друг от друга проведенные эксперименты в СССР и за рубежом показали

эффективность применения высокомолекулярного полиэзобутилена (ПИБ) в качестве добавки для снижения гидравлического сопротивления при течении нефти и нефтепродуктов

1972 ВТИ им. Ф.Э. Дзержинского Сравнительные эксперименты по изучению отечественной (ПИБ марки П-200) и зарубежной (ПИБ марки

и МИНХиГП им. В-200) присадки показали, что для увеличения эффективности ПТП нужно применять полимеры с высоким

И.М. Губкина молекулярным весом (более 2106)

1978 Нефтепровод Нижневартовск - Усть-Балык Первое промышленное применение ПАА для очистки внутренней полости от воды и строительного мусора (кроме очистки трубопровода наблюдался эффект снижения гидравлического сопротивления при малых концентрациях ПАА)

1979 Трансаляскинский нефтепровод Первое коммерческое применение гелеобразных ПТП типа CDR-1 компанией Conoco (достигнута заданная пропускная способность трубопровода без строительства двух дополнительных НПС)

1982 Трансаляскинский нефтепровод Первое коммерческое применение усовершенствованной суспензионной ПТП типа CDR-102 (выявлена деструкция молекул ПТП и заданная пропускная способность не достигнута)

1985 Нефтепровод от НПЗ Применение ПТП на трубопроводе независимой компании Philips Pipeline (существенно снижены расходы на

«Боргер» (Техас) - перекачку при сохранении заданной пропускной способности)

нефтебаза «Паоло» (Канзас)

1986 Нефтепровод Лисичанск -Тихорецк Опытная перекачка на новых типах ПТП (при фиксированном давлении и концентрации ПТП 43 г/т было отмечено увеличение пропускной способности на 24%, но дальнейшее увеличение концентрации ПТП до 68 г/т не дало увеличения пропускной способности из-за ее неполного растворения и несовершенства конструкции форсунки)

1991 Нефтепровод Эдмонтон (Канада) - Сьюпириора (США) Компании Lakehead Pipeline и Interprovinical Pipeline для компенсации пропускной способности после гидравлических испытаний применили присадку CDR, в результате чего пропускная способность возросла на 13%

1991 Нефтепровод Тихорецк -Новороссийск Проведено испытание ПТП «Виол» Томского политехнического университета (при концентрации ПТП 70 г/т рост пропускной способности составил 24%)

1999-2000 Нефтепроводы ОАО Комплексная программа опытно-промышленных испытаний зарубежных и отечественных ПТП при

«Черномортранснефть» различной вязкости и температуре нефти, концентрациях ПТП и режимах перекачки (отработка технологических процессов эксплуатации трубопроводов, наработка материалов для методик экономической эффективности применения ПТП)

2010-2014 Магистральные По результатам многих испытаний отечественная ПТП типа M-FLOWTREAT группы компаний «Миррико»

и промысловые показала существенное увеличение пропускной способности трубопроводов (от 10 до 60% при различных

нефтепроводы различных концентрациях)

компаний

2011, 2015 Завод Транснефтемаш Производство и выпуск установок по вводу ПТП в нефте- и нефтепродуктопроводы с рабочим давлением 10

компании «Транснефть - МПа (2011) и 6,3 МПа (2015) Верхняя Волга»

2019 Республика Татарстан, Открытие завода ООО «Транснефть - Синтез» по выпуску отечественных ПТП. Производство рассчитано на

особая экономическая зона выпуск до 3 тыс. т/год ПТП с учетом возможности увеличения мощности до 10 тыс. т/год

Алабуга

П. Вирк, Д. Ламли, М. Лангсхольт, О. Левенспил, Р. Литтл, К. Майселс, Х.С. Мики, К. Паркер, Ф. Сейер, К.А. Смит, Д. Сэвинс, Ф. Съенитцер, Дж. Тейлор, А. Фабула, Р. Хансен, Х. Харьюхатхо, А. Хейли, Д. Хефнер, П. Хинч, Дж. Хойт и др. В нашей стране вопросами эффекта снижения гидравлического сопротивления в потоке турбулентного течения при добавлении полимерных добавок, в частности, ПТП, занимались многие ученые, в том числе К.Р. Ахмадуллин, Ю.П. Белоусов, В.А. Васецкая, А.К. Галлямов, М.М. Гареев,

A.И. Гольянов, А.Г. Гумеров, Ю.В. Демченко, Т.В. Дмитриева, И.И. Ерошкина, В.В. Жолобов, Я.Б. Зельдович, Ю.Ф. Иванюта, В.В. Иваненков, В.А. Иоселевич, Ю.В. Лисин, М.В. Лурье, В.Н. Манжай, В.И. Марон, Б.Н. Мастобаев, Л.А. Мацкин, А.Х. Мирзаджанзаде, Э.М. Мовсумзаде,

B.И. Муратова, Г.В. Несын, А.М. Нечваль, В.Ф. Новоселов,

В.Н. Пилипенко, О.В. Пименов, Н.А. Подоба, А.Д. Прохоров, Ш.И. Рахматуллин, В.А. Седов, Н.Р. Сунагатуллин, П.И. Тугунов, Р.Х. Хажиев, Л.А. Чекалова, С.Н. Челинцев, А.М. Шаммазов и др.

Подробная информация о развитии теории полимеров, проведении исследований и применении полимеров приведена в работах [4, 5, 7], вопросы формирования химических композиций ПТП, рекомендации по вопросам совершенствования производства и применения ПТП - в работах [8-9], оценка эффективности применения ПТП и методы прогнозирования ее эффективности - в работах [10-20].

В работе [14] показаны технологические ограничения совместного применения ПТП и депрессорных присадок, которые применяются для перекачки высоковязких и застывающих нефтей, а также для предотвращения

выпадения асфальтосмолопарафиновых отложений при снижении температуры нефти в случае остановки перекачки. Использование ПТП с целью снижения энергозатрат при перекачке нефтей, предварительно обработанных депрессорными присадками, с одной стороны, ухудшает депрессорные свойства, увеличивая температуру застывания нефти, а с другой - может способствовать улучшению реологических характеристик при низких температурах перекачки, в связи с чем совместное использование реагентов требует проведения тщательного технико-экономического обоснования, что еще более усложняется в связи с непостоянством состава и свойств перекачиваемых смесей нефти во времени.

В работах автора [21-23] показана возможность применения ПТП для уменьшения смесеобразования в области партий последовательно перекачиваемых нефтепродуктов.

Вопросы деструкции ПТП

Одним из наиболее существенных недостатков применения ПТП, которая была отмечена многими исследователями с момента открытия эффекта Томса, является так называемая путевая деструкция, то есть разрушение молекул полимеров. В настоящее время выявлены основные закономерности деструкции, ее причины, предложены различные формулы и зависимости, но при этом с учетом актуальных задач развития трубопроводного транспорта вопросы деструкции подлежат дальнейшему изучению.

Несмотря на значительное количество исследований в этом направлении [24-26], большинство работ посвящено

изучению разрыва молекулярных цепей и нарушению структуры полимеров в реометрах или коротких трубах. Разрушение молекул полимерной добавки в условиях трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов (путевая деструкция ПТП) является длительным процессом. Поэтому для выявления общей закономерности путевой деструкции полимерных добавок в трубопроводах значительной протяженности и получения универсальных расчетных зависимостей требуется проведение дополнительных исследований.

Выводы

Несмотря на то что применение ПТП на объектах магистрального транспорта нефти и нефтепродуктов осуществляется уже значительное время, научно-теоретические и опытно-практические исследования в данной области будут продолжаться. Данные исследования также будут продиктованы существенными изменениями на мировых энергетических рынках, вызванными санкционным давлением европейских стран, а также снижением объемов добычи нефти в Западной Сибири, вовлечением в разработку новых месторождений Восточной Сибири и Арктики, изменением объемов транспортировки по действующим и только проектируемым трубопроводам, необходимостью оптимизации энергопотребления на перекачку нефти. Развитие отечественного производства ПТП и их использование на магистральных нефтепроводах может способствовать повышению их экономической эффективности, что влияет на энергетическую устойчивость и национальную безопасность страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Каталог присадок для увеличения пропускной способности трубопроводов. URL: https://mirrico.ru/catalog/ additives/increase-pipeline-throughput/ (дата обращения 16.03.2023).

2. Суриков В.И., Лисин Ю.В., Валеев А.Р. Анализ оперативных методов увеличения объемов перекачки нефтепроводов // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2019. № 5-6. С. 5-9.

3. История открытия полимеров. URL: https://himija-online.ru/organicheskaya-ximiya/vysokomolekulyarnye-soedineniya/istoriya-otkrytiya-polimerov.html (дата обращения 16.03.2023).

4. Бахтизин Р.Н., Гареев М.М., Лисин Ю.В. и др. Нанотехнологии для снижения гидравлического сопротивления трубопровода. СПб.: Недра, 2018. 352 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Лисин Ю.В., Мастобаев Б.Н., Шаммазов А.М., Мовсумзаде Э.М. Химические реагенты в трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов. СПб.: Недра. 2012. 359 с.

6. Toms, B.A. Some observations on the flow of linear polymer solutions through straight tubes at large Reynolds numbers / B.A. Toms // In Proceedings of the 1st International Congress on Rheology. V. 2. North Holland, 1949. P. 135-141.

7. Мастобаев Б.Н. История применения химических реагентов и технологий в трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов: дис. докт. техн. наук: 07.00.10, 02.00.13. Уфа: УГНТУ. 2003. 362 с.

8. Манжай В.Н. Физико-химические аспекты турбулентного течения разбавленных растворов полимеров: дис. докт. техн. наук: 02.00.04, 02.00.06. Томск: ТГУ. 2009. 227 с.

9. Станкевич В.С. Процесс получения суспензионной антитурбулентной присадки на основе полигексена для транспортировки углеводородных жидкостей: дис. канд. техн. наук: 05.17.08. Томск: ТПУ (НИУ). 2013. 153 с.

10. Гольянов А.И., Жолобов В.В., Несын Г.В. и др. Снижение гидродинамического сопротивления при течении углеводородных жидкостей в трубах противотурбулентными присадками. Научный обзор истории вопроса // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2012. № 2 (6). С. 80-87.

11. Лисин Ю.В., Семин С.Л., Зверев Ф.С. Оценка эффективности противотурбулентных присадок по результатам опытно-промышленных испытаний на магистральных нефтепроводах // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2013. № 3 (11). С. 6-11.

12. Гареев М.М., Манжай В.Н., Альмухаметова Д.А., Шагиев Р.Г. Прогнозирование эффективности добавок противотурбулентных присадок в поток нефти и нефтепродуктов при перекачке по магистральным трубопроводам // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2015. № 4. С. 14-17.

13. Ревель-Муроз П.А., Гареев М.М., Мастобаев Б.Н. и др. Определение размеров экспериментальной установки для исследования эффективности противотурбулентных присадок // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2016. № 4. С. 11-17.

14. Ревель-Муроз П.А. Разработка методов повышения энергоэффективности нефтепроводного транспорта с внедрением комплекса энергосберегающих технологий: дис. канд. техн. наук: 25.00.19. Уфа: УГНТУ. 2018. 202 с.

15. Чэнь Ян, Нечваль А.М., Муратова В.И., Ян Пэн. Прогноз гидравлической эффективности при перекачке жидкости с противотурбулентной присадкой с использованием методов численного моделирования // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2019. № 2. С. 9-13.

16. Муратова В.И., Валеев А.Р., Чэнь Ян и др. Сравнительный анализ эффективности противотурбулентных присадок в лабораторных условиях // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2020. № 4. С. 18-23.

17. Федоров П.В., Лукманов М.Р. Влияние реологических свойств нефти на энергоэффективность работы нефтепровода // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 1. С. 8-16.

18. Карпов Ф.А., Гареев М.М. Изменение эффективности применения противотурбулентных присадок в зависимости от технологического режима магистрального трубопровода // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2022. № 1-2. С. 16-23.

19. Солодов П.А., Лосев К.А., Селуйманова Ю.В. Химические решения ГК «Миррико» в области трубопроводного транспорта жидких углеводородов // Нефтегазовая вертикаль. 2014. № 10. С. 32-35.

20. Николаев А.К., Зарипова Н.А., Матвеева Ю.Г. Исследование эффективности использования суспензионной противотурбулентной присадки М-FLOWTREAT на напорном нефтепроводе // Территория НЕФТЕГАЗ. 2019. № 1-2. С. 102-110.

21. Голунов Н.Н. Использование противотурбулентных присадок в зоне контакта партий разносортных нефтепродуктов для уменьшения смесеобразования при последовательной перекачке: дис. канд. техн. наук: 25.00.19. М.: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. 2006. 135 С.

22. Голунов Н.Н. Влияние малых противотурбулентных присадок на гидравлическую эффективность и смесеобразование при последовательной перекачке нефтепродуктов // Территория НЕФТЕГАЗ. 2018. № 6. С. 92-97.

23. Голунов Н.Н., Дидковская А.С., Лурье М.В. Оптимальные концентрации противотурбулентной присадки для увеличения пропускной способности магистрального нефтепровода // Территория НЕФТЕГАЗ. 2021. № 9-10. С. 38-43.

24. Шагиев Р.Г., Гумеров А.Г., Худякова Л.П. Проблема деградации противотурбулентных присадок в трубопроводах углеводородного сырья // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 7. № 3. С. 41-47.

25. Нечваль А.М., Муратова В.И., Чэнь Ян. Оценка влияния путевой деструкции противотурбулентной присадки на ее гидравлическую эффективность // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2017. № 1. С. 43-49.

26. Гареев М.М., Карпов Ф.А. Условие деструкции противотурбулентных присадок // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2018. № 1. С. 24-28.

REFERENCES

1. Katalog prisadok dlya uvelicheniya propusknoy sposobnosti truboprovodov (Catalog of additives to increase the throughput of pipelines) Available at: https://mirrico.ru/catalog/additives/increase-pipeline-throughput/ (accessed 16 March 2023).

2. Surikov V.I., Lisin YU.V., Valeyev A.R. Analysis of operational methods for increasing the volume of oil pipelines pumping. Transport i khraneniye nefteproduktov i uglevodorodnogo syr'ya, 2019, no. 5-6, pp. 5-9 (In Russian).

3. Istoriya otkrytiya polimerov (History of the discovery of polymers) Available at: https://himija-online.ru/organicheskaya-ximiya/vysokomolekulyarnye-soedineniya/istoriya-otkrytiya-polimerov.html (accessed 16 March 2023).

4. Bakhtizin R.N., Gareyev M.M., Lisin YU.V. Nanotekhnologiidlyasnizheniyagidravlicheskogosoprotivleniya truboprovoda [Nanotechnologies to reduce the hydraulic resistance of the pipeline]. St. Petersburg, Nedra Publ., 2018. 352 p.

5. Lisin YU.V., Mastobayev B.N., Shammazov A.M., Movsumzade E.M. Khimicheskiye reagenty v truboprovodnom transporte neftiinefteproduktov [Chemical reagents in pipeline transportation of oil and oil products]. St. Petersburg, Nedra Publ., 2012. 359 p.

6. Toms B.A. Some observations on the flow of linear polymer solutions through straight tubes at large Reynolds numbers. Proc. of the 1st International Congress on Rheology. North Holland, 1949, pp. 135-141.

7. Mastobayev B.N. Istoriya primeneniya khimicheskikh reagentov i tekhnologiy v truboprovodnom transporte nefti i nefteproduktov. Diss. dokt. tekhn. nauk [The history of the use of chemical reagents and technologies in the pipeline transport of oil and oil products. Dr. tech. sci. diss.]. Ufa, 2003. 362 p.

8. Manzhay V.N. Fiziko-khimicheskiye aspekty turbulentnogo techeniya razbavlennykh rastvorovpolimerov. Diss. dokt. tekhn. nauk [Physical and chemical aspects of turbulent flow of dilute polymer solutions. Dr. tech. sci. diss.]. Tomsk, 2009. 227 p.

9. Stankevich V.S. Protsess polucheniya suspenzionnoy antiturbulentnoy prisadki na osnove poligeksena dlya transportirovki uglevodorodnykh zhidkostey. Diss. kand. tekhn. nauk [The process of obtaining a suspension antiturbulent additive based on polyhexene for the transportation of hydrocarbon liquids. Cand. tech. sci. diss.]. Tomsk, 2013. 153 p.

10. Gol'yanov A.I., Zholobov V.V., Nesyn G.V. Reduction of hydrodynamic resistance during the flow of hydrocarbon liquids in pipes by anti-turbulent additives. Scientific review of the history of the issue. Nauka i tekhnologii truboprovodnogo transporta nefti i nefteproduktov, 2012, no. 2 (6), pp. 80-87 (In Russian).

11. Lisin YU.V., Semin S.L., Zverev F.S. Evaluation of the effectiveness of anti-turbulent additives based on the results of pilot tests on main oil pipelines. Nauka i tekhnologii truboprovodnogo transporta nefti i nefteproduktov, 2013, no. 3 (11), pp. 6-11 (In Russian).

12. Gareyev M.M., Manzhay V.N., Al'mukhametova D.A., Shagiyev R.G. Forecasting the effectiveness of additives of antiturbulent additives in the flow of oil and oil products during pumping through main pipelines. Transport i khraneniye nefteproduktov i uglevodorodnogo syr'ya, 2015, no. 4, pp. 14-17 (In Russian).

13. Revel'-Muroz P.A., Gareyev M.M., Mastobayev B.N. Determination of the size of an experimental installation for studying the effectiveness of anti-trubulent additives. Transport i khraneniye nefteproduktov i uglevodorodnogo syr'ya, 2016, no. 4, pp. 11-17 (In Russian).

14. Revel'-Muroz P.A. Razrabotka metodovpovysheniya energoeffektivnostinefteprovodnogo transporta s vnedreniyem kompleksa energosberegayushchikh tekhnologiy. Diss. kand. tekhn. nauk [Development of methods for improving the energy efficiency of oil pipeline transport with the introduction of a complex of energy-saving technologies. Cand. tech. sci. diss.]. Ufa, 2018. 202 p.

15. Chen' Yan, Nechval' A.M., Muratova V.I., Yan Pen. Forecast of hydraulic efficiency when pumping liquid with antiturbulent additive using numerical modeling methods. Transport i khraneniye nefteproduktov i uglevodorodnogo syr'ya, 2019, no. 2, pp. 9-13 (In Russian).

16. Muratova V.I., Valeyev A.R., Chen' Yan Comparative analysis of the effectiveness of anti-turbulent additives in laboratory conditions. Transport i khraneniye nefteproduktov i uglevodorodnogo syr'ya, 2020, no. 4, pp. 18-23 (In Russian).

17. Fedorov P.V., Lukmanov M.R. Influence of rheological properties of oil on the energy efficiency of the oil pipeline. Nauka i tekhnologii truboprovodnogo transporta nefti i nefteproduktov, 2020, vol. 10, no. 1, pp. 8-16 (In Russian).

18. Karpov F.A., Gareyev M.M. Change in the effectiveness of the use of anti-turbulent additives depending on the technological regime of the main pipeline. Transport i khraneniye nefteproduktov i uglevodorodnogo syr'ya, 2022, no. 1-2, pp. 16-23 (In Russian).

19. Solodov P.A., Losev K.A., Seluymanova YU.V. Chemical solutions of GK Mirriko in the field of pipeline transportation of liquid hydrocarbons. Neftegazovaya Vertikal', 2014, no. 10, pp. 32-35 (In Russian).

20. Nikolayev A.K., Zaripova N.A., Matveyeva YU.G. Investigation of the effectiveness of the use of suspension antiturbulent additive M-FLOWTREAT on a pressure oil pipeline. Territoriya «NEFTEGAZ», 2019, no. 1-2, pp. 102-110 (In Russian).

21. Golunov N.N. Ispol'zovaniyeprotivoturbulentnykhprisadok vzone kontaktapartiyraznosortnykh nefteproduktovdlya umen'sheniyasmeseobrazovaniyapriposledovatel'noyperekachke. Diss. kand. tekhn. nauk [The use of anti-turbulent additives in the contact zone of batches of different grades of petroleum products to reduce mixture formation during sequential pumping. Cand. tech. sci. diss.]. Moscow, 2006. 135 p.

22. Golunov N.N. Influence of small anti-turbulent additives on hydraulic efficiency and mixture formation during sequential pumping of oil products. Territoriya «NEFTEGAZ», 2018, no. 6, pp. 92-97 (In Russian).

23. Golunov N.N., Didkovskaya A.S., Lur'ye M.V. Optimal concentrations of an anti-turbulent additive to increase the capacity of the main oil pipeline. Territoriya «NEFTEGAZ», 2021, no. 9-10, pp. 38-43 (In Russian).

24. Shagiyev R.G., Gumerov A.G., Khudyakova L.P. The problem of degradation of anti-turbulent additives in pipelines of hydrocarbon raw materials. Nauka i tekhnologii truboprovodnogo transporta nefti i nefteproduktov, 2017, vol. 7, no. 3, pp. 41-47 (In Russian).

25. Nechval' A.M., Muratova V.I., Chen' Yan. Evaluation of the influence of track destruction of an anti-turbulent additive on its hydraulic efficiency. Transport i khraneniye nefteproduktov i uglevodorodnogo syr'ya, 2017, no. 1, pp. 43-49 (In Russian).

26. Gareyev M.M., Karpov F.A. Destruction condition of anti-turbulent additives. Transport i khraneniye nefteproduktov i uglevodorodnogo syr'ya, 2018, no. 1, pp. 24-28 (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Голунов Никита Николаевич, к.т.н., доцент, завкафедрой Nikita N. Golunov, Cand. Sci. (Tech.), Assoc. Prof., Head of the Department

проектирования и эксплуатации газонефтепроводов, Российский of Design and Operation of Gas and Oil Pipelines, Gubkin Russian State

государственный университет нефти и газа (национальный University of Oil and Gas (National Research University).

исследовательский университет) им. И.М. Губкина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.