Научная статья на тему 'О некоторых историко-правовых аспектах Решения продовольственного вопроса в городах Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны'

О некоторых историко-правовых аспектах Решения продовольственного вопроса в городах Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
89
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федосеев В. И.

В данной работе рассматриваются правовые основы и основные направления деятельности партийных, советских и хозяйственных органов, предприятий, организаций и учреждений городов Куйбышевской области по решению продовольственного вопроса в период Великой Отечественной войны. Исследуются проблемы продовольственного снабжения рабочих и служащих предприятий оборонного комплекса, развития системы децентрализованных источников продовольствия для городского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Федосеев В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых историко-правовых аспектах Решения продовольственного вопроса в городах Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны»

10Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М., 2007. С. 291.

11 Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России. М., 2008. С. 83.

12 Собрание законодательства РФ. 08.04.2002. № 14. Ст. 1374.

13Бондарь Н.С. Указ. соч. С. 103-105.

14 Батанов A.B. Муниципальная власть в системе категорий и институтов современного конституционализма // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 4. С. 26.

15 Батанов A.B. Муниципальная власть в системе... С. 27.

16 Бондарь Н.С. Указ. соч. С. 104.

17 Ершова Г.В. Либеральные теории о местном самоуправлении в западно-европейских учениях XVIII - XIX вв. // История государства и права. 2010. № 5. С. 46.

8Кутафин O.E., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. С. 48 - 54.

19 Гронский П.П. Децентрализация и самоуправление. М., 1917. С.6.

20 Тихомиров JI.A. Монархическая государственность. М., 1998 С. 536 - 541.

21 Тихомиров JI.A. Указ. соч. С. 523.

О НЕКОТОРЫХ ИСТОРИКО-ПРАВОВЫХ АСПЕКТАХ РЕШЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ВОПРОСА В ГОРОДАХ КУЙБЫШЕВСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

© 2011 В.И. Федосеев

кандидат исторических наук, доцент Самарский юридический институт ФСИН России

В данной работе рассматриваются правовые основы и основные направления деятельности партийных, советских и хозяйственных органов, предприятий, организаций и учреждений городов Куйбышевской области по решению продовольственного вопроса в период Великой Отечественной войны. Исследуются проблемы продовольственного снабжения рабочих и служащих предприятий оборонного комплекса, развития системы децентрализованных источников продовольствия для городского населения.

На протяжении всей истории человечества обеспечение городского населения продовольствием являлось важнейшей экономической, социальной и политической проблемой, приобретавшей особое значение в период войн. В экстремальных условиях войны продовольствие становилось решающим фактором сохранения нации, поддержания жизнедеятельности населения. В связи с этим трудно переоценить значимость продовольственного вопроса в СССР в период Великой Отечественной войны.

С началом войны проблема продовольственного снабжения жителей советских городов резко обострилась в связи с громадными масштабами боевых действий на территории СССР и оккупацией его важнейших сельскохозяйственных районов. Так, в зоне оккупации 1941 -

1942 годов до войны находилось 47 % всех посевных площадей страны и 45 % поголовья скота (в переводе на крупный рогатый скот). В самом трудном - 1942 году - посевные площади зерновых культур сократились на 43 млн га, в результате чего страна в среднем недополучила более 36 млн т зерна по сравнению с 1940 г. Еще большими были потери в животноводстве: поголовье крупного рогатого скота уменьшилось за первые полтора года войны на 26 млн голов (52,1 %), лошадей - в 2,6 раза, свиней - в 4,6 раза. Невосполнимый ущерб был нанесен материально-технической базе сельского хозяйства, перерабатывающей и пищевой промышленности1.

Изучение опыта решения продовольственного вопроса в условиях военного времени на региональном материале представляет несомненный научный и практический интерес. Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны являлась не только крупным центром оборонной промышленности, но и регионом большого политического значения.

15 октября 1941 г. ГКО принял решение, которое учреждало, по сути, «запасную столицу» в г. Куйбышеве. Поэтому именно здесь в начальный период войны решались многие сложнейшие вопросы военно-хозяйственного и мобилизационного характера. Заместителю СНК СССР H.A. Вознесенскому было поручено представлять в городе правительство СССР и руководить работой эвакуированных наркоматов оборонной промышленности. Город Куйбышев был выбран не случайно: здесь уже имелись предприятия,

производство которых можно было быстро перестроить на военный лад, а также крупный железнодорожный узел и важная транспортная магистраль - река Волга.

Уже в первые месяцы войны Куйбышевская область, как и другие регионы Поволжья, Урала, Сибири, Средней Азии и Дальнего Востока СССР, стала превращаться в один из крупных военно-промышленных центров страны. До конца 1941 г. сюда были эвакуированы многие оборонные предприятия вместе с рабочими и членами их семей. В их числе - самолетостроительный завод № 1 им. Сталина и моторостроительный завод № 24 им. Фрунзе, эвакуированные из Москвы, агрегатный завод - из Ступино, завод бронекорпусов № 207 из Подольска, авиационный № 18 им. Ворошилова из Воронежа, заводы №№ 145, 305 и ряд других предприятий авиационного профиля. Причем большинство из них было размещено в Куйбышеве и его окрестностях.

По решению советского правительства здесь был создан Безымянский узел предприятий Наркомата авиационной промышленности. В Куйбышев было отправлено и опытное конструкторское бюро С.В.Ильюшина (в связи с организацией производства самолетов Ил-2 на авиационном заводе № 18), перебазирована 1-я Западная авиационная бригада из Воронежа. Из воинских частей и авиашкол сюда направляли инженерно-технический состав и летчиков. Более того, именно в Куйбышев был эвакуирован Наркомат авиационной промышленности во главе с А.И. Шахуриным.

Население городов и рабочих поселков Куйбышевской области резко возрастало за счет притока сюда беженцев, эвакуации многих учреждений и организаций общегосударственного значения - Верховного Совета СССР, ряда наркоматов, Коминтерна, дипломатического корпуса, Большого театра и т.д. Так, по состоянию на 1 февраля 1942 г. в Куйбышевской области эвакуированных2 было свыше 200 тысяч человек.

В результате уже к 1 января 1942 г. население г. Куйбышева выросло вдвое - с 390 тысяч до 529 тысяч человек, население г. Сызрани - с 79 тысяч до 126 тысяч человек. К середине 1942 г. оно составляло в Куйбышеве и Сызрани, соответственно, свыше 625 тысяч и свыше 150 тысяч человек. Подобная ситуация сложилась во всех городах области - Чапаевске, Кинеле и др.3

Продовольственный вопрос в городах области резко обострился. В соответствии с правительственной телеграммой от 21 октября 1941 г. в городе Куйбышеве с 1 ноября 1941 г. была введена карточная система продовольственного снабжения населения4. К концу 1941 г. она действовала в большинстве городов и рабочих поселков области. На остроту проблемы указывает, например, решение Куйбышевского горисполкома от 20 октября 1941 г. «не выдавать продовольственные карточки лицам, самовольно въехавшим в г. Куйбышев, и в административном порядке производить их выселение из города»5.

Задачи обеспечения продовольствием городов Куйбышевской области решались в соответствии с принципами и направлениями продовольственной политики Советского государства, содержащимися в различного рода нормативно-правовых актах (директивах, постановлениях, указах, приказах), принятых с началом войны Президиумом Верховного Совета СССР, Центральным Комитетом ВКП(б), Государственным Комитетом Обороны, Советом Народных Комиссаров СССР, ВЦСПС и центральными ведомствами. Наибольшую группу среди них составляют постановления Совнаркома СССР, а также совместные постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б), обладавшие высшей юридической силой. В соответствии с общесоюзными правовыми актами принимались и приводились в действие постановления и другие нормативно-правовые акты Куйбышевского обкома ВКП(б) и Облисполкома. Деятельность государственных и партийных органов в этой сфере осуществлялась на основе государственной собственности, планового руководства народным хозяйством, централизации продовольственных ресурсов и жесткой заготовительной политики, использования потенциала промышленности и сельского хозяйства, накопленного в предвоенный период.

Решающая роль в решении продовольственной проблемы принадлежала государственным централизованным источникам, за счет которых осуществлялось отоваривание продовольственных карточек, обеспечение предприятий общественного питания, прежде всего, на оборонных заводах. Так, в Куйбышеве на заводах так называемого Безымянского узла предприятий Наркомата авиационной промышленности трудились десятки тысяч ра-

бочих. Данный контингент обслуживался первоначально (до марта 1942 г.) торговыми предприятиями Спецторга, входившего в структуру областного отдела торговли. Согласно нормативному регулированию продовольственные фонды данных предприятий отоваривались в первую очередь, несмотря на крайне тяжелое положение, сложившееся в продовольственном снабжении города в конце 1941 г.

С марта 1942 г. в соответствии с решениями правительства на всех промышленных предприятиях Куйбышевской области начала разворачиваться сеть отделов рабочего снабжения (ОРС), важнейшими функциями которых являлись торговое обслуживание и организация общественного питания рабочих и членов их семей, преимущественное снабжение тех, кто перевыполняет производственные задания. Деятельность ОРСов осуществлялась на основе государственного планирования, централизованного руководства, строгой отчетности. В их ведение передавались совхозы, магазины, столовые, бытовые предприятия. Отделы рабочего снабжения не только проводили заготовку продовольствия в закрепленных за ними сельских районах, колхозах и совхозах, но и сами организовывали сельскохозяйственное производство. За время войны все ОРСы Куйбышевской области произвели 410 тыс. т картофеля, 80 тыс. т зерна, 183 тыс. т мяса, 32 тыс. т молока6.

Большое внимание партийные, советские и хозяйственные органы Куйбышевской области уделяли развитию системы децентрализованных источников продовольствия - подсобных хозяйств на предприятиях, в учреждениях и организациях, потребительского огородничества, садоводства и скотоводства горожан, расширения сети колхозных рынков в городах.

Наиболее значительным направлением деятельности советских и партийных органов стало создание и развитие системы подсобных хозяйств на предприятиях промышленности, строительства и транспорта, а также в различных организациях и учреждениях, вплоть до эвакогоспиталей, культурно-просветительных учреждений и учебных заведений. Подсобные хозяйства начали создаваться еще до войны в соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 7 сентября 1940 г. «Об организации подсобных хозяйств огородно-овощного и животноводческого направления на предприятиях в городах и сельской местности». В Куйбышевской области они были образованы весной 1942 г. в соответствии со специальным постановлением ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 7 апреля 1942 г. «О выделении земель для подсобных хозяйств и под огороды рабочих и служащих»7.

Особое внимание уделялось организации подсобных хозяйств на предприятиях оборонной промышленности, прежде всего на заводах Безымянского узла Наркомата авиационной промышленности (заводы №№ 1, 18, 24, 35, 145, 207, 305 и другие). Подсобным хозяйствам передавались отдельные совхозы, фермы, выделялись иные крупные участки земли. На важность данного направления деятельности указывает принятие 18 октября 1942 г. постановления СКН СССР и ЦК ВКП(б) «О мерах по дальнейшему развитию подсобных хозяйств промышленных наркоматов»8.

Организацией подсобных хозяйств непосредственно занимались администрация и профсоюзные комитеты предприятий, организаций и учреждений при поддержке и контроле со стороны советских, партийных и хозяйственных органов. Деятельность подсобных хозяйств строилась на основе жесткого планирования и отчетности (планы годовые и поквартальные). Их направлениями являлись не только овощеводство, но и животноводство (включая крупный рогатый скот) и даже выращивание зерновых культур. Ясно, что руководство предприятий, организаций и учреждений несло всю ответственность за выполнение планов в подсобных хозяйствах, организовывало их деятельность, заботилось об укреплении материально-технической базы, обеспечении рабочими кадрами. Так, по состоянию на 16 июля

1943 г. подсобное хозяйство машиностроительного завода № 1 им. Сталина (более 27,1 тыс. рабочих и служащих) базировалось в совхозе «Кинельский» и насчитывало 900 сельскохозяйственных рабочих; подсобное хозяйство авиационного завода № 18 им. Ворошилова (более 29,5 тыс. работающих) - в совхозе «Чапаевский» (более тысячи рабочих), подсобное хозяйство завода № 24 - в совхозах «Жигулевский» и «Рубежное». На базе совхоза имени Чапаева действовали подсобные хозяйства заводов №№ 145, 207, 305, на базе совхоза «Пионер» - подсобное хозяйство завода № 35 (ныне - завод «Гидроавтоматика») и т.д.9

Деятельность подсобных хозяйств имела несомненные положительные результаты. Так, подсобные хозяйства Куйбышевского областного потребительского союза имели в 1944 г. 2 тыс. га посевных площадей, около 1 тыс. голов крупного рогатого скота, сдали в торговую сеть и предприятиям общественного питания более 620 т продовольствия, выполнили обязательные поставки государству (более 40 т различных видов продуктов) и дополнительно к ним сдали еще 50 т10.

Важным источником продовольствия для горожан стало потребительское огородничество, садоводство и скотоводство. Как и в других промышленных центрах страны, вокруг городов и рабочих поселков Куйбышевской области создавались пригородные сельскохозяйственные зоны с выделением соответствующих земельных участков под индивидуальное садоводство и огородничество. Кроме того, свободные земельные участки, пригодные для выращивания сельскохозяйственных культур, выделялись горожанам и в городской черте. В результате уже в 1943 г. удельный вес «огородников» в составе городского населения Куйбышевской области составил 39 % (при 44 % по РСФСР и 39 % по СССР). За 1942 - 1944 гг. их число в абсолютном выражении увеличилось с 56,3 тыс. до 270 тыс. человек, а посевная площадь под огородами за первые два года войны расширилась с 3,7 тыс. до 7,8 тыс. га и в 1944 г. превышала 30 тыс. га11.

На дальнейшее развитие потребительского садоводства и огородничества в городах было направлено Постановление СНК и ЦК ВКП(б) от 19 февраля 1944 г. «О мерах по дальнейшему развитию и улучшению индивидуального и коллективного огородничества рабочих и служащих в 1944 г.»12 Связанные с этим вопросы занимали большое место в деятельности партийных, советских и хозяйственных органов Куйбышевской области, о чем свидетельствует, например, принятие постановления бюро Куйбышевского обкома ВКП(б) и облисполкома от 17 марта 1944 г. «О мерах по дальнейшему улучшению индивидуального и коллективного огородничества рабочих и служащих в 1944 г.». В нем предусматривалось увеличить посевные площади под огородами не менее чем на 20 % по сравнению с 1943 г., отвести предприятиям и учреждениям под огороды рабочим и служащим свободные земли городов, рабочих поселков и государственного земельного фонда с закреплением их за предприятиями и учреждениями на 5 - 7 лет, а также свободные земли близлежащих совхозов, в полосах отчуждения железных и шоссейных дорог и, кроме того, неиспользованные земли в колхозах по договоренности с последними13.

В целом следует отметить, что за счет продукции потребительского огородничества в городах Куйбышевской области годовая потребность средней семьи рабочего и служащего в картофеле и овощах была обеспечена к концу войны на 40 - 50 %.

1 Подробнее см.: Сообщение Чрезвычайной Государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. - ОГИЗ, 1945; Чернявский У.Г. Война и продовольствие. Снабжение городского населения в Великую Отечественную войну. М.: Наука, 1964. С. 16,17.

2 Банникова Н.Ф. Вклад работников самарских заводов авиационного профиля в победу на фронтах Великой Отечественной войны // http://www.ainros.ru/materPP/084PobPrib.htm.

3 Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): Документы и материалы. Самара, 1995. С. 11,72, 73,80.

4 Текст документа см.: Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): Документы и материалы. Куйбышев, 1966. С. 276.

5 Годы, опаленные войной: Куйбышевская область. 1941 - 1945 гг.: Хроника событий / отв. сост. А.Г. Удинцев. Самара: Офорт, 2010. С. 68.

6 Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.): Документы и материалы. Самара, 1995. С. 12.

7 Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. 1941 - 1952 гг. М., 1968. Т. 3. С. 65.

8 Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. 1941 - 1952 гг. М., 1968. Т. 3. С. 80 - 85.

9 Государственный архив Самарской области. Ф. 656-п. Оп. 36. Д. 148. Лл. 104, 115.

10 Государственный архив Самарской области. Ф. 656-п. Оп. 36. Д. 201. Лл. 21 - 24.

11 Текст документа см.: Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.): Документы и материалы. Куйбышев, 1966. С. 289, 395, 396.

12 Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. 1941 - 1952 гг. М., 1968. Т. 3. С. 188 - 190.

13 Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.): Документы и материалы. Куйбышев, 1966. С. 289.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.