Научная статья на тему 'Материально-бытовое обеспечение работников городского транспорта г. Куйбышева в годы Великой Отечественной войны'

Материально-бытовое обеспечение работников городского транспорта г. Куйбышева в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
338
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ / ИСТОРИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ СНАБЖЕНИЕ / БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ / ПРИГОРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОГОРОДНИЧЕСТВО / Г. КУЙБЫШЕВ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / URBAN TRANSPORT / HISTORY OF EVERYDAY LIFE / FOOD SUPPLY / LIVING CONDITIONS / SUBURBAN HOUSEHOLDS / INDIVIDUAL GARDENING / KUIBYSHEV / GREAT PATRIOTIC WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Горшенин Александр Владимирович

В данной статье на основе документов федерального и региональных архивов рассматривается вопрос продовольственного обеспечения и материально-бытового снабжения работников сферы городского транспорта г. Куйбышева в 1941-1945 гг., а также освещается помощь предприятий семьям фронтовиков. Анализируя архивные источники, делается попытка уяснить значение рассматриваемых вопросов в жизни рядовых работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Горшенин Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVERYDAY PROVISION WORKERS OF PUBLIC TRANSPORT OF KUIBYSHEV CITY IN THE GREAT PATRIOTIC WAR

In this article, on the basis of the source base of Federal and regional archives discusses the issue of food security and everyday supply of workers in the field of urban transport, Kuibyshev in 1941-1945, and also deals with the help enterprises to the families of the soldiers left without a breadwinner. Analyzing documents, attempts to establish the importance of these matters to stabilize operation of public transport.

Текст научной работы на тему «Материально-бытовое обеспечение работников городского транспорта г. Куйбышева в годы Великой Отечественной войны»

УДК: 94(47).084.8 ББК: 63.3(2)622

Горшенин А.В.

МАТЕРИАЛЬНО-БЫТОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА Г. КУЙБЫШЕВА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Gorshenin A.V.

EVERYDAY PROVISION WORKERS OF PUBLIC TRANSPORT OF KUIBYSHEV CITY IN THE GREAT PATRIOTIC WAR

Ключевые слова: городской транспорт, история повседневности, продовольственное снабжение, бытовые условия, пригородное хозяйство, индивидуальное огородничество, г. Куйбышев, Великая Отечественная война.

Keywords: urban transport, history of everyday life, food supply, living conditions, suburban households, individual gardening, the Kuibyshev, the Great Patriotic war.

Аннотация: в данной статье на основе документов федерального и региональных архивов рассматривается вопрос продовольственного обеспечения и материально-бытового снабжения работников сферы городского транспорта г. Куйбышева в 1941-1945 гг., а также освещается помощь предприятий семьям фронтовиков. Анализируя архивные источники, делается попытка уяснить значение рассматриваемых вопросов в жизни рядовых работников.

Abstract. in this article, on the basis of the source base of Federal and regional archives discusses the issue offood security and everyday supply of workers in the field of urban transport, Kuibyshev in 1941-1945, and also deals with the help enterprises to the families of the soldiers left without a breadwinner. Analyzing documents, attempts to establish the importance of these matters to stabilize operation of public transport.

В последнее десятилетие историки вновь большое внимание уделяют изучению патриотического сознания граждан и вопросам повседневности в период военных конфликтов, в частности Великой Отечественной войны.

В рамках данного исследования рассматриваются процессы

продовольственного обеспечения и бытового благоустройства работников на примере городского транспорта крупного тылового центра - г. Куйбышева, выполнявшего в 1941-1943 гг. роль «запасной столицы».

Не все аспекты данной тематики получили широкое распространение. Так, изучению вопроса оказания помощи семьям фронтовиков и снабжения работников предприятий продовольствием в годы Великой Отечественной войны уделяется в постсоветской историографии недостаточно внимания.

Основной источниковой базой

исследования являются фонды трёх архивов - Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Самарского областного государственного архива социально-полити-ческой истории (СОГАСПИ) и Центрального государственного архива Самарской области (ЦГАСО). Были использованы также сборники

распоряжений и указов органов власти, а также общетеоретические работы по данной проблематике. Для того чтобы рассмотреть данные вопросы с позиций самого работника, используются письма и жалобы, опубликованные в те годы в многотиражке выездной редакции областной газеты «Волжская коммуна в трампарке».

При работе с названными источниками использовались проблемно-хронологи-ческий и системно-структурный методы. Данный сюжет изучался в развитии, события и факты рассматривались в их взаимосвязи и конкретной исторической обстановке.

Начавшаяся Великая Отечественная война изменила повседневную работу многих предприятий, в числе которых был и городской транспорт. В связи с эвакуацией в г. Куйбышев нескольких десятков промышленных предприятий и связанной с этим увеличением численности горожан, появилась острая необходимость наладить слаженную работу общественного транспорта для того, чтобы обеспечить своевременную перевозку рабочих на оборонные заводы. К началу войны в городе имелось трамвайное и автобусное сообщение, а уже с 1942 г. начала эксплуатироваться троллейбусная линия.

Городской автомобильный транспорт был представлен Куйбышевской автотранспортной конторой, выполнявшей несколько функций: организацию автобусного и легкового движения внутригородского и пригородного сообщения, а также перевозку грузов.

В начале войны в Куйбышевской автоконторе были мобилизованы 3 автобуса ЗИС-8 для местных военных организаций. Одну машину ЗИС-16 передали из Куйбышевской автоконторы в

Ульяновскую, так как в Ульяновске потребность в городских автобусных перевозках в связи с эвакуацией в него населения прифронтовой полосы сильно возросла1.

Предприятие, отдавая автомобили на нужды РККА, оставалось в ситуации острой нехватки подвижного состава для осуществления пассажирских перевозок и транспортировки грузов.

Численность работников автоконторы за 1941 г. постоянно менялась в связи с уходом на фронт одних работников и приходом на предприятие новых людей, обученных через автошколу

«Трансэнэргокадры». К концу 1941 г. в

автотранспортной

конторе

г. Куйбышева работали 235 человек .

Трамвайно-троллейбусное управление (до 1942 г. - управление куйбышевских городских железных дорог) к началу войны

имело в своём распоряжении персонал численностью 1510 работников. Из них по основной деятельности, т.е. занятых непосредственно на пассажирских перевозках, трудилось - 1275 человек .

Начало войны тяжело сказалось на кадровом обеспечении предприятия. Так, только за 1941 г. из трамвайного предприятия на фронт были призваны 209 работников4.

В условиях нехватки кадров и подвижного состава предприятиям городского транспорта пришлось организовывать обслуживание крупного эвакуационного центра. Стоит обратиться к повседневным нуждам самих работников транспортных предприятий, ибо на их плечи легли основные трудности работы в военное время.

По причине ухода на фронт многих работников предприятия их семьи оказались в затруднительном положении в связи с временной потерей кормильца. Поэтому уже в 1943 г. в Куйбышевской автотранспортной конторе (АТК) создаётся постоянно действующая комиссия помощи семьям фронтовиков. Комиссия и профсоюзный актив осуществили массовую проверку положения семей фронтовиков путём обследования на дому нуждающихся в помощи5.

Вопрос о поддержке семей военнослужащих являлся одним из приоритетных. Исходя из ленинского положения о единстве тыла и фронта, ЦК партии, следующим образом определил значение помощи семьям сражавшихся воинов: «Повседневная забота об удовлетворении материально-бытовых нужд семей военнослужащих имеет огромное военно-политическое значение и является половиной всей нашей заботы о Красной Армии». Законодательно эта поддержка была зафиксирована в постановлении ЦК ВКП (б) от 22 января 1943 г. «О мерах улучшения работы

Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ). Ф. А-398. Оп.1. Д. 210. Л. 20.

2 ГАРФ. Ф. А-398. Оп. 1. Д. 210. Л. 29.

Центральный государственный архив Самарской области (далее - ЦГАСО). Ф. Р-950. Оп.

1.

Д. 151. Л. 13.

4 ЦГАСО. Ф. Р-950. Оп. 1. Д. 201. Л. 4.

5 СОГАСПИ. Ф. 1745. Оп. 1. Д. 3. Л. 3.

советских органов и местных партийных организаций по оказанию помощи семьям военнослужащих»1.

Ситуация с помощью семьям фронтовиков находилась в центре внимания местных партийных, хозяйственных и советских органов. Помощь семьям фронтовиков носила различный характер. Большие семьи, не имевшие трудоспособных, освобождались от всех видов налогов, а лишившиеся кормильцев и остронуждающиеся получали пенсии и единовременные пособия. Кроме государственной помощи, граждане также помогали семьям фронтовиков продуктами, деньгами и помощью по хозяйству.

Только в Куйбышевской области к середине февраля 1942 г. органы власти и предприятия взяли на учёт 150 тыс. семей фронтовиков2.

Не осталась в стороне от такого важного решения и Куйбышевская автотранспортная контора. Так, уже в 1943 г. предприятием была оказана следующая помощь 47 семьям военнослужащих: выдано 65 м дров, 9 детских платьев для девочек и 7 костюмов для мальчиков, денег в размере 500 рублей, 50 предметов трикотажа, дамские юбки и детские галоши. Помимо этого, семьям фронтовиков оказывали бытовую помощь. Например, красноармейке Фёдоровой был произведён ремонт крыши, а красноармейке Кудряшовой вставлены стёкла в окна. Не забывали в автоконторе и о детях работников-фронтовиков. К 26 годовщине Октябрьской революции детям

военнослужащих выдали 40 подарков, а четверых ребят отправили в пионерские лагеря за счёт рабочего комитета3.

В связи с появлением в 1943 г. у Куйбышевской АТК собственного подсобного хозяйства родственников военнослужащих стали обеспечивать помимо прочего и продовольствием. Так, за

1 История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг. Т. 3. М., 1961. С. 204.

2 Ванчинов, Д.П., Данилов, В.Н., Ченакал, Д.Д. Трудящиеся Поволжья - фронту. Оборонно-массовая работа в годы Великой Отечественной войны 19411945. Саратов, 1984. С. 255.

3 СОГАСПИ. Ф. 1745. Оп. 1. Д. 13. Л. 12.

1944 г. семьям фронтовиков оказали следующую помощь: выдали 980 кг картофеля, 1 225 кг различных овощей, 63,5 м3 дров, 19 предметов трикотажа, 17 предметов детского белья и одежды и 3,9 тыс. руб. наличными деньгами4.

Но не только предприятие помогало семьям воинов. Большую заботу проявили в этом деле и сами работники автоконторы. В марте 1944 г. рабочие и служащие конторы провели воскресник, в результате чего заработали 853 руб., которые были перечислены Пролетарскому райисполкому для нужд детей фронтовиков5.

Не уменьшалась забота о семьях военнослужащих и в конце войны. Так, в

1945 г. транспортное предприятие оказало следующую помощь: выдало 154 м дров, наличных денег - 4,9 тыс. руб., овощей и картофеля - 1 110 кг, 37 предметов детского и дамского трикотажа, 7 пар женских и детских валенок, 3 путёвки в санатории детям погибших воинов6.

Помогали семьям фронтовиков и в трамвайно-троллейбусном управлении. Специально созданная комиссия в 1943 г. обследовала семьи военнослужащих и по её заключению на средства предприятия приобрели 13 пар галош и 14 шапок, которые выдали нуждающимся детям фронтовиков. Кроме этого, семьям, оставшимся без кормильца, вручили 100 талонов на приобретение шапок и столько же талонов на туалетное мыло. Предприятие оказывало помощь и в решении бытовых вопросов. Так, в квартире красноармейки Поляковой застеклили

7

окна .

Было бы ошибочно полагать, что по отношению к семьям военнослужащих не допускались отдельные случаи

бюрократизма, волокиты и недостаточной чуткости. И, конечно же, оказываемая им помощь не удовлетворяла минимальной потребности нуждающихся. Но в тех тяжёлых условиях делалось всё возможное, чтобы воин на фронте оставался спокоен за

4 Там же.

5 СОГАПСИ. Ф. 1745. Оп. 1. Д. 15. Л. 13

6 Там же.

7 Волжская коммуна в трампарке. 1943. 23 февраля. С. 2.

судьбу своей семьи.

Значительную моральную и материальную поддержку получали семьи фронтовиков от предприятия

автотранспортной конторы и трамвайно-троллейбусного управления, а также от простых работников этих предприятий, что несколько облегчало их жизнь в суровые годы войны.

В связи с военным положением государство не могло обеспечивать все предприятия страны продуктами в силу необходимости бесперебойного снабжения продовольствием РККА. Выход из этой ситуации предприятия нашли в развитии пригородных хозяйств и индивидуальных огородов.

7 апреля 1942 г. СНК СССР и ЦК ВКП (б) приняли постановление «О выделении земель для подсобных хозяйств на промышленных предприятиях и других организациях в 1942 г.»1. Данное постановление, в свою очередь, привело к усиленному развитию пригородного хозяйства. Промышленным предприятиям, организациям и учреждениям выделялись значительные площади свободных земель. Многие подсобные хозяйства создавались на базе действующих совхозов или тесно с ними сотрудничали.

А уже в декабре 1942 г. XII сессия городского Совета г. Куйбышева приняла решение о развитии подсобных хозяйств на промышленных предприятиях и других организациях. В 1942 г. горисполком занялся выявлением пустующих земель в городе и округе, отводя их для подсобных хозяйств2.

Промышленные предприятия

Куйбышевской области получили в своё распоряжение 18 совхозов с посевной площадью более 100 тыс. га. За год, с 1941 г. по 1942 - начало 1943 гг., предприятия г. Куйбышева довели число подсобных хозяйств со 115 до 306, а посевные площади

п 3

увеличились почти в 7 раз .

Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 3. М, 1968. С. 65.

2 Шматов, Е.Н. Города Среднего Поволжья в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Самара, 2006. С. 81

3 Мышенцев, Н.П. Индустриальное Поволжье

В 1943 г. органами власти продолжилось стимулирование данного вида ведения хозяйства. В связи с тем, что подсобные хозяйства в отличие от совхозов не получали дотации из бюджета Госплан посчитал необходимым освободить от уплаты налога с оборота все подсобные хозяйства, имеющие площадь земель под посев меньше 150 га4.

Начиная с 1943 г. Куйбышевская автотранспортная контора и трамвайно-троллейбусное управление также активно подключились к организации пригородного хозяйства. К сожалению, земля, полученная предприятиями, годами не обрабатывалась, была засорена, что влияло на урожайность. Вся работа по уходу и уборке проводилась силами всего коллектива предприятий. Тягловую обработку земли

автотранспортной конторы производили колхозы «имени 9 января» и «Красногвардеец» по отдельному договору5.

Производство сельскохозяйственного инвентаря для подсобных хозяйств и для огородников осуществлялась за счёт внутренних резервов предприятий, дополнительные фонды для этого не выделялись. Зачастую промышленные

предприятия налаживали его производство

6

из отходов .

Для подсобного хозяйства и огородников в автотранспортной конторе г. Куйбышева организовали тогда

изготовление своими силами ручного инвентаря: лопат, мотыг и граблей.

1943 г. стал первым годом организации подсобного хозяйства в Куйбышевской АТК. И сразу же предприятие столкнулось со многими трудностями. Вследствие отсутствия надлежащего опыта, недостатка рабочей силы, климатических условий, нашествия вредителей погибла большая часть урожая ячменя, из-за червяка погибла часть капусты и дыни, а морозами было

в годы Великой Отечественной войны. Партийное

руководство промышленностью. Саратов, 1988.

С. 136, 138.

4 ГАРФ. Ф. Р-5451. Оп. 31. Д. 19. Л. 38

5 СОГАСПИ. Ф. 1745. Оп. 1. Д. 9. Л. 13 об.

6 Федотов, В.В. Эвакуированное население в Среднем Поволжье в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Самара, 2009. С. 84.

уничтожено часть урожая арбузов и огурцов. Несмотря на это,

автотранспортному предприятию в 1943 году удалось освоить 13 га земли, в результате чего был получен следующий урожай: овса - 538 кг, проса - 900 кг, картофеля - 35 т, капусты - 4 т, огурцов -10 т, помидор - 5 т, кабачков - 6,5 т, дыни -5,6 т, арбузов - 1,7 т, тыквы - 1, 7 т и лука-репки - 125 кг1.

Учитывая, что численность рабочих ТТУ являлась значительно большей, нежели автотранспортной конторы, то и площадь подсобного хозяйства вместе с урожаем была крупнее. Так, за 1944 г. трамвайно-троллей-бусное управление с 42,5 га земли получило следующий урожай: картофеля - 500 т, свеклы и моркови - 40 т, капусты - 90 т, помидор - 75 т, тыквы и дыни - 130 т, проса - 4,5 т и фасоли - 1 т .

Полученного урожая могло и не быть в связи с тем, что посев весной этого года оказался под угрозой. Так, к концу мая засеяли только 40% земель. Наряду с этим существовало множество недостатков: при вспашке боронование не производилось, контроль за работой тракториста, нормами вспашки и расходами горюче-смазочных материалов отсутствовал. А семена были доверены безответственным работникам без предварительного взвешивания.

Перечисленные недостатки приводили к злоупотреблениям среди ответственных лиц и тормозили проведение своевременных сельскохозяйственных мероприятий3.

Наряду с организацией пригородного хозяйства Куйбышевская АТК в конце 1943 г. приступила к организации

животноводческого комплекса, которое включало в себя свиней - 4 голов и овец - 5 голов. Создание собственной

продовольственной базы дало возможность своими силами открыть на предприятии столовую на 100 человек для рабочих и

4

служащих конторы .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из урожая, полученного в 1943 г. с подсобного хозяйства предприятия, было выделено в качестве помощи семьям

1 СОГАСПИ. Ф. 1745. Оп. 1. Д. 9. Л. 14.

2 ГАРФ. Ф. Р-5456. Оп. 22. Д. 74. Л. 27.

3 СОГАСПИ. Ф. 1753. Оп. 2. Д. 9. Л. 22.

4 СОГАСПИ. Ф. 1745. Оп. 1. Д. 9. Л. 15-16.

военнослужащих 915 кг овощей, из которых 300 кг выдали семьям офицеров военкомата Пролетарского района.

Стоит также отметить, что автотранспортная контора располагала своим собственным киоском, где проводилось отоваривание

продовольственных карточек своих работников.

Подсобные хозяйства промышленных предприятий внесли существенный вклад в продовольственный баланс государства. В 1945 г. общая посевная площадь подсобных хозяйств страны приблизилась к 5 млн. га. Там производилось значительное количество картофеля, овощей, мяса, молока, что позволило многим предприятиям полностью обеспечить потребности своих коллективов в необходимых продуктах. В 1945 г. картофель, овощи, полученные отделами рабочего снабжения от подсобных хозяйств, составляли треть государственных фондов этих продуктов5.

В годы войны сократилось производство предметов потребления и фонды товаров, предназначенных для продажи населению. В этих условиях был необходим переход от обычных форм торговли к системе нормированного снабжения. С июля по ноябрь 1941 г. для всего городского населения была введена карточная система. В 1942 г. Советское правительство решило создать на предприятиях ведущих отраслей

промышленности отделы рабочего снабжения (ОРСы) для лучшей организации снабжения продуктами питания и промышленными товарами6. В их ведение передавались совхозы, магазины, столовые, бытовые предприятия.

Отдел рабочего снабжения при Куйбышевском ТТУ организовали с 15 сентября 1943 г. на основании разрешения СНК СССР от 23 августа 1943 г. и распоряжения Главного управления

5 Якушевский, А.С. Арсенал победы // Великая Отечественная война. 1941- 1945 гг. Военно-исторические очерки. Кн. 4. Народ и война. М, 1999. С. 103.

6 Белоносов, И.И. Советские профсоюзы в годы войны. М, 1970. С. 117.

трамваев и троллейбусов НККХ РСФСР от 30 августа 1943 г. Данный ОРС предназначался для обслуживания трамвая, троллейбуса и механического завода № 1 г. Куйбышева1.

Отдел рабочего снабжения

Куйбышевского трамвайно-троллейбусного управления включал в себя следующие объекты:

1. Подсобное сельское хозяйство от ТТУ площадью 27 га и от мехзавода площадью 10 га, которые были заняты в 1943 году под посев картофелем - 7 га, проса - 19 га, свеклы - 3,5 га, тыквы - 1 га, помидоры - 3 га, капусты - 1,5 га и разных бахчевых культур - 1,5 га.

2. Сапожную мастерскую от ТТУ с числом рабочих 2 человека.

С организацией ОРСа появились новые виды подсобного хозяйства и предприятия бытового обслуживания: рыболовство с числом рыбаков 6 чел., парикмахерская на 1 мастера, а также расширилась принимаемая сапожная мастерская с 2 до 4 работников. Из технического оснащения передаваемое подсобное хозяйство имело лишь трактор (без плугов и других прицепов) и 2 конных железных бороны.

ОРС имел также следующие объекты: столовую с пропускной способностью 1 500 чел., магазин для продовольственного снабжения с товарооборотом 120 тыс. руб. в квартал и свинооткормочный пункт при столовой на 8 голов свиней2.

Отдел рабочего снабжения хотя и имел большое количество недостатков, в том числе перебои с поставками некоторых продуктов, всё же сумел обеспечить продовольствием работников ТТУ, а также обслужить их на бытовом уровне в виде ремонта обуви и услуг парикмахерской.

Столовая трамвайно-троллейбусного управления к началу 1943 г. находилась в удовлетворительном состоянии и имела всё необходимое оборудование. Общее питание состояло из двух блюд, а у инженерно-технических кадров из трёх. Им дополнительно выделялся сладкий чай или кофе, молоко и суфле.

1 ЦГАСО. Ф. Р-950. Оп. 1. Д. 173. Л. 8.

2 ЦГАСО. Ф. Р-950. Оп. 1. Д. 173. Л. 9.

Кроме этого, 1-2 раза в неделю рабочим выдавались овощи: огурцы, помидоры, морковь - по 2-3 кг из фондов своего подсобного хозяйства. При столовой имелся буфет, где рабочим отпускался хлеб. Существовал также свой ларёк, через который реализовывались овощи, суфле, сироп и другие продукты.

Среди недостатков в работе столовой необходимо отметить - отсутствие кипятильников, в результате чего посуда мылась полухолодной водой, а также нехватка халатов-спецовок для работников

3

кухни .

Таковы отчёты, поданные в центральный профсоюз рабочих коммунального хозяйства. Информация, в том числе и о работе столовой, даётся нейтральная и несколько сглаженная. Поэтому стоит обратиться к письмам самих рабочих относительно работы столовой, для того чтобы увидеть объективную картину.

«Столовая трампарка располагает большим, светлым помещением. Несмотря на это, у буфетной стойки при получении хлеба и обеденных талонов всегда наблюдается недопустимая толчея. Рабочие в очередях теряют много времени. Основная причина заключается в том, что для цехов мастерских и отделов не установлены часы для обеда. Поэтому обедают все вместе, в связи с чем часто опаздывают на работу»4.

Невысокого качества была и еда, готовившаяся в столовой. Об этом становится известно из жалобного письма другого работника предприятия - Н. Обидина.

«Происходит опоздание рабочих из столовой, так как не хватает посуды. Качество обедов плохое. Рассольник подаётся в виде тёплой воды с недоваренными помидорами. Отварная лапша подаётся почему-то холодная, каша варится из непромытого пшена, солёная рыба предварительно не отмачивается. Помидоры часто выдаются мёрзлые со льдом, кушать их в таком виде невозможно. Членам фронтовой бригады дают

3 ГАРФ. Ф. Р-5456. Оп. 22. Д. 34. Л. 46.

4 Петров, В. Навести порядок в столовой // Волжская коммуна в трампарке. 1943. 5 февраля. С. 2.

дополнительное блюдо: кашу из концентратов, но приготавливается она весьма небрежно. Концентрат не просеивается, и поэтому в этой каше попадается сор, волоски и нитки от мешков»1.

Через месяц после поступления данных писем руководство попыталось навести порядок в работе столовой. Так, были установлены определённые часы обеда для каждой службы. Работники этих служб стали пропускаться в столовую только в отведённые для них время. Также для разгрузки общей столовой столовую для инженерно-технических кадров

организовали в другом помещении. Также для поддержки доноров отводились два специальных стола для их питания2.

К концу 1943 г. столовая продолжала работать в основном за счет продуктов, полученных с пригородного хозяйства, но в целом её работа ухудшилась. Среди работников столовой наблюдалась грубость, в ужасном санитарном состоянии находилось само помещение. Вдобавок ко всему, оно прекратило отапливаться3.

В обеспечении трудящихся

продовольствием, картофелем и овощами прежде всего большую роль сыграло индивидуальное и коллективное

огородничество. Оно зародилось ещё задолго до начала войны. В г. Куйбышеве весной 1941 г. насчитывалось уже 20 тыс.

4

огородников .

Особенно широкий размах получило огородничество в период войны. В марте 1942 г. ВЦСПС принял постановление, которым обязывал профсоюзные организации всемерно развивать как коллективное, так и индивидуальное огородничество, возглавить эту работу на предприятиях. Благодаря содействию профсоюзов и органов власти, количество огородников только по г. Куйбышеву за годы войны увеличилось более чем в десять раз, и к 1944 г. их численность составляла

1 Там же.

2 Волжская коммуна в трампарке. 1943. 2 марта. С. 2.

3 СОГАСПИ. Ф. 1753. Оп. 1. Д. 55. Л. 61

212,5 тыс. человек5.

Инициатива профсоюзов

поддерживалась партией и правительством. В апреле 1942 г. СНК СССР и ЦК ВКП (б) приняли решение о выделении земель для подсобных хозяйств и под огороды рабочих и служащих. Местным органам власти предлагалось выявить все пустующие земельные участки в городах и посёлках, а также свободные земли государственного фонда, расположенные вокруг городов и населённых пунктов, и отводить их предприятиям, учреждениям, воинским частям для организации подсобных хозяйств и под огороды рабочих и служащих. Разрешалось также использовать в этих целях пустовавшие земли колхозов. Позднее правительство закрепило за рабочими и служащими выделенные участки земли на 5-7 лет6.

Апрельское постановление партии и правительства установило размер земельного участка в 0,15 га на семью. Помимо этого, устанавливалось, что рабочие и служащие, которым предоставлялись земельные участки под огороды, привлекались к государственным

у

поставкам картофеля .

Постановлением от 3 апреля 1944 г. правительство СССР приказывало, что после выполнения обязательств перед государством и засыпки семенного фонда картофель, овощи и молочные продукты могли использоваться в столовых и

буфетах, а также эти продукты в норму

8

отпуска по карточкам не засчитывались .

Разумеется, данное постановление повысило заинтересованность трудящихся в развитии подсобных хозяйств своих предприятий и учреждений.

Помимо пригородного хозяйства, в областном автотранспортном управлении также широкое распространение получило явление индивидуального огородничества.

Храмков, Л.В., Храмкова, Н.П. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Очерк истории. Хроника событий. Самара, 2008. С. 92.

6 Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 3. М, 1968. С. 188.

7 Федотов, В.В. Эвакуированное население...

Мышенцев, Поволжье. С. 141.

Н.П. Индустриальное С. 83.

' Якушевский, А.С. Арсенал победы. С. 104.

Работники Куйбышевской АТК в 1943 г. имели в распоряжении 126 индивидуальных огородов общей площадью 3,25 га. Огородникам оказывалась помощь в приобретении и доставке семян. Земля вспахивалась по договорённости с совхозом «Волгарь». При распределении земли под индивидуальные огороды в первую очередь обеспечивались семьи военнослужащих и инвалиды Великой Отечественной войны1.

К 1944 г. общая площадь индивидуальных огородов работников автотранспортного предприятия

увеличилась до 4 га. На этой территории занимались огородничеством 122 чел., из которых 63 - семьи военнослужащих и 3 -инвалиды войны.

Семенами все рабочие и служащие, а также семьи военнослужащих

обеспечивались. После уборки урожая всем рабочим, служащим и семьям фронтовиков овощи доставлялись на дом транспортом конторы2.

С экономической точки зрения, оторванной от исторической ситуации, может показаться, что подсобные хозяйства не играли особой роли в продовольственном снабжении населения. К их недостаткам можно отнести низкую урожайность, большие убытки. В то же время производительные силы деревни были серьёзно подорваны войной, и выращенного урожая не хватало даже для выполнения плановых показателей по государственным поставкам. В такой ситуации наиболее реальным путём решения продовольственной проблемы стало развитие собственного подсобного хозяйства предприятий и отдельных граждан.

Чтобы сделать вывод о том, что пригородное хозяйство всё же оказывало помощь, а не только приносило убытки, стоит обратить внимание на некоторые цифры. Общие затраты по организации пригородного хозяйства на городском автомобильном транспорте Куйбышева в 1943 г. составили 91 487 руб. 85 коп. А выручили в этом году 107 827 руб. 87 коп.

1 СОГАСПИ. Ф. 1745. Оп. 1. Д. 9. Л. 13 об., 16.

2 СОГАСПИ. Ф. 1745. Оп. 1. Д. 13. Л. 15.

Получается, что чистая прибыль составила 16 340 руб. 2 коп.3

Обращаясь к жилищно-бытовым вопросам, стоит обратить внимание на то, что нехватка жилья и перенаселённость домов являлись общей проблемой всего г. Куйбышева.

Трамвайное хозяйство г. Куйбышева ещё до войны пыталась решать проблему с жильём для своих работников. За несколько лет до начала войны был построен культжилкомбинат, квартиры в котором получили сами трамвайщики. Также на предприятии имелось общежитие, расположенное на улице Куйбышева, 584.

К сожалению, в начале войны в этом общежитии отсутствовали самые элементарные бытовые условия, а именно: не было тумбочек, столов, стульев, табуреток, умывальников, кружек и урн для мусора. Всё это неизбежно приводило к захламлённости и загрязнённости общежития.

В феврале 1943 г. складывается критическая ситуация. Больше месяца жильцы общежития не мылись в бане ввиду её поломки. Умывальники здесь так и не установили и даже не было радиоточек. Помимо бытовых условий, в общежитии отсутствовали и культурные компоненты социалистической жизни. Неоднократно рабочие обращались к начальнику ТТУ с просьбой отвести одну из комнат общежития под красный уголок, обеспеченный мебелью и небольшой библиотекой5.

Учитывая, что цеха трамвайно-троллейбусного управления отапливались с большими перебоями, а трамваи и троллейбусы вовсе ездили

неотапливаемыми, становилась острой проблема нехватки тёплых вещей у работников. Предприятие пыталось утеплить своих тружеников, но не всегда это удавалось.

Так, в январе 1944 г. горисполком г. Куйбышева, по просьбе руководства ТТУ, обратился к СНК РСФСР для того, чтобы получить разрешение передать 500 пар

3 СОГАСПИ. Ф. 1745. Оп. 1. Д. 9. Л. 15.

4 СОГАСПИ. Ф. 1753. Оп. 2. Д. 8. Л. 7.

5 СОГАСПИ. Ф. 1753. Оп. 1. Д. 55. Л. 7.

валенок работникам трамвая города из числа нераспределённых народным комиссариатом местной промышленности. Но правительство разрешило отдать работникам трамвайно-троллейбусного управления только 300 пар валенок1.

Таким образом, Куйбышевская автотранспортная контора и трамвайно-троллейбусное управление в годы войны оказывали всестороннюю помощь семьям фронтовиков, выделяя им продукты, одежду, дрова, деньги, ремонтируя их жильё, выдавая к праздникам детям подарки и отправляя их на отдых в пионерские лагеря. Предприятия организовали собственное пригородное хозяйство и животноводческую базу, а также содействовали распространению

индивидуального огородничества,

благодаря чему удалось организовать свою столовую, которая работала по принципу самоснабжения, а рабочие снабжались продовольствием. Этим обеспечивался приток новых работников. По возможности, предприятие старалось обеспечить тружеников жильём и тёплой одеждой. В совокупности меры, направленные на решение продовольственного вопроса и материально-бытовую поддержку,

стабилизировали работу городского общественного транспорта в трудные годы Великой Отечественной войны.

1 ГАРФ. Ф. А-259. Оп. 5. Д. 116. Л. 2-3.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Белоносов, И.И. Советские профсоюзы в годы войны. - М., 1970.

2. Ванчинов, Д.П., Данилов, В.Н., Ченакал, Д.Д. Трудящиеся Поволжья - фронту. Оборонно-массовая работа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. - Саратов, 1984.

3. Волжская коммуна в трампарке. 1943. 5 февраля, 23 февраля, 2 марта.

4. Государственный архив Российской Федерации. Ф. А-259. Совет Министров РСФСР.

5. Государственный архив Российской Федерации. Ф. А-398. Министерство автомобильного транспорта РСФСР и его республиканские объединения.

6. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-5451. Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов.

7. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-5456. Центральные комитеты профессиональных союзов работников местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг. Т. 3. -М., 1961.

9. Мышенцев, Н.П. Индустриальное Поволжье в годы Великой Отечественной войны. Партийное руководство промышленностью. - Саратов, 1988.

10. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 3. - М, 1968.

11. Самарский областной государственный архив социально-политической истории. Ф. 1745. Партийный комитет Куйбышевского автотранспортного комбината №1, г. Куйбышев.

12. Самарский областной государственный архив социально-политической истории. Ф. 1753. Партийный комитет Куйбышевского трамвайно-троллейбусного управления.

13. Федотов, В.В. Эвакуированное население в Среднем Поволжье в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). - Самара, 2009.

14. Храмков, Л.В., Храмкова, Н.П. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Очерк истории. Хроника событий. - Самара, 2008.

15. Центральный государственный архив Самарской области. Ф. Р-950. Трамвайно-троллейбусное управление отдела коммунального хозяйства исполкома горсовета депутатов трудящихся г. Куйбышева.

16. Шматов, Е.Н. Города Среднего Поволжья в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. - Самара, 2006.

17. Якушевский, А.С. Арсенал победы // Великая Отечественная война. 1941- 1945 гг. Военно-исторические очерки. Кн. 4. Народ и война. - М., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.