Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ИСТОРИКО-ПРАВОВЫХ АСПЕКТАХ РАЗВИТИЯ РЫНКА АГРОСТРАХОВАНИЯ В РОССИИ. СОСТОЯНИЕ, ПУТИ РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ'

О НЕКОТОРЫХ ИСТОРИКО-ПРАВОВЫХ АСПЕКТАХ РАЗВИТИЯ РЫНКА АГРОСТРАХОВАНИЯ В РОССИИ. СОСТОЯНИЕ, ПУТИ РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОСТРАХОВАНИЕ / РЫНОК АГРОСТРАХОВАНИЯ В РОССИИ / ЭТАПЫ И ПРИЧИНЫ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНКА АГРОСТРАХОВАНИЯ В РОССИИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвеев Е. В.

Статья посвящена анализу исторических и правовых аспектов развития рынка агрострахования в России. Выявлены и проанализированы его целевые, принципиальные и составные аспекты. Представлены этапы и причины становления рынка агрострахования в России, организационные структуры. В статье рассмотрены особенности аграрного страхования на ключевых этапах развития, а также в свете внесения изменений в Федеральный закон от 25.07.2011 № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». На основе анализа правового регулирования в данной сфере экономической деятельности дается представление о возможных перспективах и направлениях развития агрострахования в России, а также возможные пути решения ряда проблем, тормозящих развитие агрострахования и в целом АПК.The article analyzes the historical and legal aspects of the development of agricultural insurance in the Russian market. Identified and analyzed its target, the principal aspects and components. The stages and causes of agricultural insurance market development in Russia, the organizational structure. The article describes the features of agricultural insurance at key stages of development, as well as in the light of amendments to the Federal Law of 25.07.2011 number 260-FZ "On state support in the area of agricultural insurance and on amendments to the Federal Law" On the development of agriculture. " Based on the analysis of legal regulation in the sphere of economic activity it gives an idea about the possible prospects and directions of development of agricultural insurance in Russia, as well as possible solutions to a number of problems hampering the development of agricultural insurance and agro-industrial complex as a whole.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ИСТОРИКО-ПРАВОВЫХ АСПЕКТАХ РАЗВИТИЯ РЫНКА АГРОСТРАХОВАНИЯ В РОССИИ. СОСТОЯНИЕ, ПУТИ РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ»

УДК 330

О НЕКОТОРЫХ ИСТОРИКО-ПРАВОВЫХ АСПЕКТАХ РАЗВИТИЯ РЫНКА АГРОСТРАХОВАНИЯ В РОССИИ. СОСТОЯНИЕ, ПУТИ РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ On some historical and legal aspects of development of the agricultural insurance market in Russia. State, ways of development in modern economic conditions

Е. В. Матвеев, кандидат экономических наук, доцент Уральского государственного аграрного

университета

(Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42)

Аннотация

Статья посвящена анализу исторических и правовых аспектов развития рынка агрострахования в России. Выявлены и проанализированы его целевые, принципиальные и составные аспекты. Представлены этапы и причины становления рынка агрострахования в России, организационные структуры. В статье рассмотрены особенности аграрного страхования на ключевых этапах развития, а также в свете внесения изменений в Федеральный закон от 25.07.2011 № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». На основе анализа правового регулирования в данной сфере экономической деятельности дается представление о возможных перспективах и направлениях развития агрострахования в России, а также возможные пути решения ряда проблем, тормозящих развитие агрострахования и в целом АПК.

Ключевые слова: Агрострахование. Основы правового регулирования. Ры острахования в России. Правовое регулирование агропромышленного комплекса.

Summary

The article analyzes the historical and legal aspects of the development of agricultural insurance in the Russian market. Identified and analyzed its target, the principal aspects and components. The stages and causes of agricultural insurance market development in Russia, the organizational structure. The article describes the features of agricultural insurance at key stages of development, as well as in the light of amendments to the Federal Law of 25.07.2011 number 260-FZ "On state support in the area of agricultural insurance and on amendments to the Federal Law" On the development of agriculture. " Based on the analysis of legal regulation in the sphere of economic activity it gives an idea about the possible prospects and directions of development of agricultural insurance in Russia, as well as possible solutions to a number of problems hampering the development of agricultural insurance and in general agriculture.

Keywords: Agroinsurance. Bases of legal regulation. The market of agricultural insurance in Russia. Stages and the reasons for the formation of agricultural insurance market in Russia. Legal regulation of agro-industrial complex.

Специфика страхования рисков в сельском хозяйстве состоит в том, что в этой отрасли процесс производства неразрывно связан и зависит от природных явлений и природных условий. Эффективная организация страхования в определенной мере способствует устойчивому развитию сельскохозяйственных товаропроизводителей. В данной статье автор сделал попытку проанализировать ключевые аспекты становления рынка агрострахования в

России в современных экономических условиях, этапы, динамику и проблемы правового регулирования.

Агрострахование впервые появилось в Западных странах в начале 30-х годов XX века, в связи с тем, что в это время там, как и на территории России случались частые неурожаи, от которых фермеры не были застрахованы1.

По этой причине многие аграрные товаропроизводители отказывались от своего бизнеса и меняли сферу деятельности. У государств возникала проблема удовлетворения растущих потребностей общества в сельскохозяйственных товарах. Так появляется агрострахование на Западе с целью привлечь фермеров к аграрной деятельности, гарантируя им стабильный доход.

В России эта отрасль страхования обрела развитие только в конце XX века. Это связано с вхождением России в рыночную экономику, развитием рыночных отношений и капитализма, ведь в СССР была плановая экономика, и в страховании аграриев не было необходимости. Сегодня агрострахование в России действует по испанской модели. Основная цель страхования - это обеспечивать фермерам достойный стабильный доход за их труд.

Современное агрострахование в России включает в себя не только страхование сельскохозяйственных культур, но и предприятий, которые занимаются разводом птицы, рыбы и иных животных. В целом это обеспечивает стабилизацию всех этих отраслей хозяйства, поскольку они напрямую взаимосвязаны межу собой. Для развития аграрного страхования в стране на законодательном уровне вводятся единые стандарты, которые оценивают ущерб и выплаты за них. В настоящее время на российском рынке работает более восьми компаний, которые занимаются агрострахованием, они зарегистрированы в два объединения страховщиков аграриев - это Национальный союз агростраховщиков (далее -НСА) и Ассоциация агропромышленных страховщиков «Агропромстрах».

Россия занимает восьмое место в мире по вкладам фермеров в агрострахование и первое место по площади пахотных земель. Это говорит о том, что всего лишь 1/8 часть российских аграриев застраховало свою собственность. Чтобы привлечь фермеров страховать свое имущество необходимо решить род проблем с самим процессом страхования2.

По мнению автора, в России на современном этапе использование страхования в практике предпринимательской деятельности крайне затрудненно из-за отсутствия развитого рынка страхования, находящегося в стадии становления после отмены в 1991 году монополии государства на страховую деятельность. Текущая ситуация обостряется недостатком высококвалифицированных специалистов по страхованию, способных работать в изменившихся условиях, а также а также отсутствием у сельскохозяйственных предприятий свободных финансовых средств для уплаты страховых взносов и недостаточной разработанностью методических вопросов организации страхования в сельском хозяйстве.

На сегодняшний день в Российской Федерации риски потери урожая страхуют лишь 10% сельскохозяйственных товаропроизводителей, в то время как сельскохозяйственное производство в России характеризуется высокой степенью рискованности: только около 1%

1 См.: А.Д.Аминева О развитии правового регулирования страхования в сельском хозяйстве. Актуальные проблемы аграрного права России: теория и практика: Сборник научных статей. - М: Право и государство, 2004.-320 с .Издательский Дом «Право и государство». Москва -2004.

2 См.: Российская Бизнес-газета №1029 (50): «Российская Бизнес-газета» №1029/ URL: http //www. RG. ru

сельскохозяйственных угодий находятся в зонах, благоприятных по природно-климатическим условиям для возделывания сельскохозяйственных культур.

Вместе с тем, автор полагает, что развитие агрострахования в современной России невозможно без четкого механизма нормативно-правового регулирования в данной сфере экономической деятельности, основой которого стала аграрно-правовая наука.

Как отмечал Б.А.Воронин, основное назначение аграрно-правовой науки России состоит в том, что она должна стать необходимым компонентом формирования такого законодательства, которое юридически обеспечивало бы нормальное функционирование российского агропромышленного комплекса и социальное развитие села3.

Учитывая изложенную научно-правовую позицию, автор полагает целесообразным и возможным разделить этапы нормативно-правового регулирования рынка агрострахования в России на два периода.

Период становления рынка агростахования в России - период с 1991 года (до принятия Федерального закона от 25.07.2011 № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»)4.

В указанный период основы организации страхового дела и страхования рисков в сельском хозяйстве определялись в Федеральном законе от 14 июля 1997 года №100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства», Постановлении Правительства РФ от 1 ноября 2001 г. №758 «О государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства», однако многие вопросы остались дискуссионными. Так, изучение данных нормативных актов показало, что основной акцент делался на страховании урожая сельскохозяйственных культур - порядке расчета страховых сумм, страховых взносов, выплаты возмещений, компенсации части взносов сельскохозяйственным предприятиям. Проблемы страхования рисков в других отраслях сельскохозяйственного производства практически не освещались. Кроме того, законодательно уставленный период, за который рассчитывается средняя урожайность (5 лет), являлся недостаточным ввиду большой неустойчивости урожайности.

Большую позитивную роль в страховании в сельском хозяйстве играет то, что государство является активным участником данного вида страхования, выступая перестраховщиком, гарантом страховых сделок, а также оказывая материальную помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям в виде компенсации из федерального бюджета 50% их затрат на выплату страхового взноса. Агрострахование является одной из гарантированных форм финансирования государством сельскохозяйственных товаропроизводителей. Изучение истории организации страхового дела в России и за рубежом показало, что государственная поддержка страхования в сельском хозяйстве несравненно эффективнее, чем финансовая помощь, оказываемая в неблагоприятные годы в виде дополнительных кредитов, субсидий, зачетов, списаний, отсрочек и прямых денежных компенсаций.

К положительным относится и сам факт смещения риска производителя сельскохозяйственной продукции на третье лицо (страховую компанию).

3 См.: Б.А.Воронин. Аграрное право как отрасль права, отрасль науки, отрасль законодательства и учебная дисциплина. Актуальные проблемы аграрного права России: теория и практика: Сборник научных статей. - М: Право и государство, 2004.-320 с .Издательский Дом «Право и государство». Москва -2004.

4 См.: Федеральный закон от 25 июля 2011 г. N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (с изменениями и дополнениями). Справочно-поисковая система «Гарант».

Постпереходный период (после принятия Федерального закона от 25.07.2011 № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»)5.

В настоящее время правовое регулирование агрострахования в России определяется нормативными правовыми актами:

Международные договоры:

1) Конвенция Международной Организации Труда N 40 об обязательном страховании на случай потери кормильца трудящихся сельскохозяйственных предприятий (Женева, 29 июня 1933 г.)

2) Протокольное решение Экономического совета СНГ от 15 марта 2013 г. «О развитии рынка страховых услуг в государствах - участниках СНГ»6

3) Конвенция Международной Организации Труда № 40 об обязательном страховании на случай потери кормильца трудящихся сельскохозяйственных предприятий (Женева, 8 июня 1933 г.)7 .

Федеральные законы:

1) Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (с изменениями и дополнениями)8;

2) Федеральный закон от 25 июля 2011 г. № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства"»(с изменениями и дополнениями)9;

3) Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год»10.

Приказы федеральных органов исполнительной власти:

1) приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 19 февраля 2015 г. № 64 «Об утверждении форм документов, предусмотренных Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1371»;

2) приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 14 ноября 2014 г. № 447 «Об утверждении форм документов, предусмотренных требованиями к независимым экспертам, привлекаемым для проведения экспертизы в целях подтверждения факта наступления страхового случая и определения размера причиненного страхователю ущерба по договору

5 См.: Федеральный закон от 25 июля 2011 г. N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (с изменениями и дополнениями). Справочно-поисковая система «Гарант».

6 См.: Протокольное решение Экономического совета СНГ от 15 марта 2013 г. «О развитии рынка страховых услуг в государствах - участниках СНГ» // СПС «ГАРАНТ». URL: http//www.garant.ru.

7 См.: Конвенция Международной Организации Труда № 40 об обязательном страховании на случай потери кормильца трудящихся сельскохозяйственных предприятий (Женева, 8 июня 1933 г.) (по состоянию на 13 октября 2014 г.) // СПС «ГАРАНТ». URL: http//www.garant.ru.

8 См.: Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (с изменениями и дополнениями) // СПС «ГАРАНТ». URL: http//www.garant.ru.

9 См.: Федеральный закон от 25 июля 2011 г. N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (с изменениями и дополнениями) // СПС «ГАРАНТ». URL: http//www.garant.ru.

10 См.: Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» // СПС «ГАРАНТ». URL: http//www.garant.ru.

сельскохозяйственного страхования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1205».

Анализ изменений законодательства в сфере агрострахования с 1 января 2016 года.

С 1 января 2016 года система агрострахования переходит в режим работы по единым правилам и стандартам. По мнению руководителей Национального союза агростраховщиков11, для НСА это означает в первую очередь серьезное усиление ответственности, так как теперь союз отвечает со стороны страховой отрасли и в пределах своих компетенций за все, что происходит в агростраховании. В настоящее время НСА становится не просто единственным союзом агростраховщиков, членство в котором будет обязательным для страховых компаний, работающих по агрострахованию с господдержкой, но и союзом, который в соответствии с законом вырабатывает единые правила и стандарты для системы агрострахования, но и сам при этом отчитывается перед Банком России.

Особое внимание законодатель уделил страховому надзору над формированием и инвестированием средств фонда компенсационных выплат - этот элемент системы гарантирует аграрию, что страховую выплату он получит, даже в случае если страховщик окажется банкротом.

Агрострахование в России только начинает развиваться, но динамика показывает стремительные темпы. По мнению автора, главным достижением предприятий, которые занимаются агрострахованием является то, что они заручились государственной поддержкой своей деятельности. Еще одним важным достижением есть стремительное расширение аграрного страхования по всей территории государства. На сегодняшний день эта отрасль страхования развита и используется фермерами в 45 регионах страны. Наиболее развит в системе агрострахования является Приволжский Федеральный Округ. Здесь на конец 2014 года насчитывалось более 1200 договоров сельскохозяйственного страхования, которые имеют государственную поддержку12.

Из-за того, что агрострахование в России еще не обрело такой популярности как на Западе и только начинает расширяться, существуют и некоторые трудности экономического и правового характера с которыми приходится сталкиваться как страховщикам, так и фермерам, а именно:

1) Отсутствие механизма государственной поддержки аграрного страхования. Существует также много проблем с самим оформлением документов на получение субсидий от государства;

2) Недостаточное финансирование предприятий АПК;

3) Проблема формирования компенсационного фонда выплат. Из-за этого вопроса многие аграрии просто не желают страховать свои земли, считая, что не смогут получить компенсацию за нанесенный им вред.

Потенциал развития агрострахования в России трудно переоценить, учитывая, какими темпами растет в России агропромышленное производство, которое стало одним из локомотивов развития экономики. При этом реальной страховой защитой обеспечена лишь малая часть посевов и поголовья сельхозживотных - 8 - 12%, при этом потребность в страховой защите от природных рисков будет только расти.

11 См.: «Российская Бизнес-газета» №1029/ URL: http //www. RG. ru

12 См.: сайт Национального союза агростраховщиков //www.naai.ru

Таким образом, существующий порядок страхования, предлагаемый на страховом рынке сельскохозяйственным товаропроизводителям, содержит и положительные, и отрицательные моменты.

Кроме того, в дальнейшем, на взгляд автора, развитие страхования в сельском хозяйстве следует вести по следующим направлениям: совершенствование законодательства, а именно принятие нормативно-правового акта, регулирующего особенности страхования в аграрном секторе, с учетом изменившихся экономических условий, в том числе связанных с введением санкций против России; создание и реализация специальных программ на федеральном и региональном уровнях по поддержке и развитию страхования в сельском хозяйстве; расширение спектра страховых услуг и их доступности для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Библиографический список

1. Конвенция Международной Организации Труда №40 об обязательном страховании на случай потери кормильца трудящихся сельскохозяйственных предприятий (Женева, 29 июня 1933 г.)

2. Протокольное решение Экономического совета СНГ от 15 марта 2013 г. "О развитии рынка страховых услуг в государствах - участниках СНГ"

3. Федеральные Статус Конвенции Международной Организации Труда N 40 об обязательном страховании на случай потери кормильца трудящихся сельскохозяйственных предприятий (Женева, 8 июня 1933 г.) (по состоянию на 13 октября 2014 г.)

4. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (с изменениями и дополнениями);

5. Федеральный закон от 25 июля 2011 г. N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (с изменениями и дополнениями);

6. Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год»

7. Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 19 февраля 2015 г. № 64 «Об утверждении форм документов, предусмотренных Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. N 1371»;

8. Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 14 ноября 2014 г. № 447 «Об утверждении форм документов, предусмотренных требованиями к независимым экспертам, привлекаемым для проведения экспертизы в целях подтверждения

факта наступления страхового случая и определения размера причиненного страхователю ущерба по договору сельскохозяйственного страхования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1205».

9. Б.А.Воронин. Аграрное право как отрасль права, отрасль науки, отрасль законодательства и учебная дисциплина. Актуальные проблемы аграрного права России: теория и практика: Сборник научных статей. - М: Право и государство, 2004.320 с . Издательский Дом «Право и государство». Москва -2004.

10. А.Д.Аминева О развитии правового регулирования страхования в сельском хозяйстве. Актуальные проблемы аграрного права России: теория и практика: Сборник научных статей. - М: Право и государство, 2004.-320 с .Издательский Дом «Право и государство». Москва -2004.

11. Обобщение судебной практики Федерального арбитражного суда СевероКавказского округа по делам, рассмотренным в кассационном порядке во втором полугодии 2014 года» // СПС «ГАРАНТ». URL: http//www.garant.ru.

12. Расходы, связанные с хранением сельскохозяйственной продукции, страхованием зерна, инспектированием грузов, включаются в состав косвенных расходов, связанных с производством и реализацией, и уменьшают доходы при исчислении налога на прибыль. » // СПС «ГАРАНТ». URL: http//www.garant.ru.

13. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 марта 2014 г. N ВАС-1611/14 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" (ключевые темы: многолетние насаждения - страхование урожая сельскохозяйственных культур - наступление страхового случая -единообразие в толковании и применении норм права - основания для изменения или отмены судебных актов) » // СПС «ГАРАНТ». URL: http//www.garant.ru.

14. Справочно-поисковая система «Консультант+»

15. Справочно-поисковая система «Гарант»

16. Электронно-библиотечная система /http://iprbookshop.ru

17. wikipedia.org - Википедия — свободная энциклопедия

18. fb.ru-интернет журнал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.