Научная статья на тему 'О некоторых истоках творчества С. М. Ляпунова'

О некоторых истоках творчества С. М. Ляпунова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
473
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИТОР / ТВОРЧЕСТВО / ФОЛЬКЛОРНАЯ МУЗЫКА / РУССКИЕ ПЕСНИ / ВОСТОЧНЫЕ ТЕМЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Онегина О. В.

Статья освещает некоторые вопросы, касающиеся влияния русских народных песен и музыки народов Востока на творчество С. М. Ляпунова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых истоках творчества С. М. Ляпунова»

УДК 78.071.1

О НЕКОТОРЫХ ИСТОКАХ ТВОРЧЕСТВА С. М. ЛЯПУНОВА

© О. В. Онегина

Санкт-Петербургская государственная консерватория Россия, 190000 г. Санкт-Петербург, Театральная пл., 3.

Тел. +7 (812) 312 14 17.

E-mail: [email protected]

Статья освещает некоторые вопросы, касающиеся влияния русских народных песен и музыки народов Востока на творчество С. М. Ляпунова.

Ключевые слова: композитор, творчество, фольклорная музыка, русские песни, восточные темы.

Вклад Сергея Михайловича Ляпунова (1859-1924) в развитие русской музыкальной культуры до сих пор не оценен по заслугам. Существующие в весьма незначительном количестве печатные материалы о Ляпунове не могут претендовать на исчерпывающее освещение его жизни и творчества. Необходимо отметить большую работу по увековечению памяти композитора, которую проделала его дочь, музыковед А. С. Ляпунова. На протяжении нескольких десятилетий она кропотливо собирала материалы для задуманной ею монографии о своем отце, вела переписку с русскими эмигрантами в Париже, надеясь отыскать следы пропавшей там части рукописного наследия Ляпунова, который осенью 1923 года выехал заграницу и год спустя умер во Франции. А. С. Ляпунова составила несколько картотек с подробнейшим хронографом жизни и деятельности композитора. Они основаны на выписках из разных документов, писем и воспоминаний, содержащих сведения об образовании, службе, семейных и бытовых делах и, конечно, о творчестве Ляпунова. К сожалению, исследовательница не довела свой труд до конца: в печати появилось лишь несколько небольших публикаций, а монография так и не вышла в свет.

Еще при жизни Ляпунова на отсутствие должного интереса к его произведениям со стороны как исполнителей, так и критиков сетовал М. А. Балакирев, чьим ближайшим соратником, другом и учеником Ляпунов был на протяжении четверти века. Нет сомнений в том, что музыкальная мысль с тех пор ушла далеко вперед: активно изучаются рукописные материалы, публикуется большое количество научных работ, многое из культурного наследия становится достоянием широких кругов любителей музыкального искусства. Однако недостаток внимания к творчеству Ляпунова в значительной мере ощущается и сегодня.

Проведенные автором статьи изыскания, основанные, прежде всего, на тщательном исследовании архивных источников, позволили пролить свет на многие ранее неизученные аспекты деятельности композитора. Основная цель настоящей работы - отметить значение усилий Ляпунова, направленных на изучение и популяризацию русской песни, народных инструментальных традиций и музыки Востока, а также рассмотреть некоторые особенности влияния этих фольклорных источников на собственные творческие замыслы композитора.

Ляпунов является автором ряда вполне самобытных сочинений, опирающихся в своем тематизме и принципах развития музыкального материала на народные истоки. В этом плане Ляпунов продолжил и развил связанные с освоением стилистики русских и восточных фольклорных пластов тенденции творчества многих крупнейших отечественных композиторов XIX в., прежде всего, Глинки и «кучкистов».

Первоначальный интерес к отдельным произведениям представителей «Новой русской школы», базирующимся на национально-характерных образах и богатых традициях «русского Востока», возник у Ляпунова еще в период его обучения в музыкальных классах Нижегородского Отделения РМО. Поступив осенью 1878 г. в Московскую консерваторию, молодой музыкант уже более серьезно начал знакомиться с творчеством композиторов «Могучей кучки», хотя и не был лично знаком ни с кем из ее представителей. Наибольшее впечатление в то время на Ляпунова произвели опера Кюи «Вильям Ратклифф», восточная фортепианная фантазия Балакирева «Исламей» и «Богатырская» симфония Бородина. Ко времени окончания консерватории Ляпунов принял твердое решение примкнуть к направлению «Могучей кучки», которому он остался верен до конца.

Начиная с юных лет вся жизнь и творческая деятельность Ляпунова были неразрывно связаны с русской народной песней. Часто бывая в деревне, будущий композитор вслушивался в народные напевы и уже в подростковом возрасте начал их собирать. Самые ранние записи были сделаны Ляпуновым в 1870-х годах в селах Теплый стан и Боло-боново Симбирской губернии (некоторые песни были записаны с голоса сестры известного русского физиолога И. М. Сеченова, состоявшего с Ляпуновыми в родстве,- С. М. Сеченовой). Значительно позже Ляпунов составил из этих напевов тетрадь, собрав и переписав в нее то, что он счел нужным сохранить для потомства, и создал библиографический список фольклорных материалов.

Одна из первых народных песен, записанных Ляпуновым, стала поводом для заочного знакомства молодого музыканта с Балакиревым. Песню «Улицей иду я, другою иду...» в 1879 г. передал Балакиреву И. М. Сеченов. Балакирев интересовался, намерен ли Ляпунов сам издавать ее или позволит опубликовать эту песню Балакиреву или Лядо-

204

раздел ФИЛОЛОГИЯ и ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ву. Ответ Ляпунова неизвестен, а его запись песни не сохранилась. Однако в архиве дочери Ляпунова Анастасии Сергеевны обнаружился карандашный набросок песни «Улицей иду я...» без даты и указания источника, сделанный рукой Балакирева [1, л. 54]. Издание этого напева в те годы так и не состоялось.

В 1893 г. Ляпунов начал свою деятельность в Песенной комиссии Императорского Русского Географического Общества. Ее председатель Т. И. Филиппов так определил основные цели и задачи своей организации: «мысль о том, что древняя, чисто народная русская песня гибнет и надо спасти ее от забвения, легла в основу деятельности Песенной комиссии. Поиски старинных русских песен и их запись составили первоочередную задачу всех ее экспедиций. Вторая задача - гармонизация и обработка песен для сборников различного типа <...>. И, наконец, песни эти <...> могли служить для композиторов источником нового творческого вдохновения <...>» [1, л. 2]. Такие цели полностью отвечали взглядам Ляпунова на проблему русского народного творчества. На первых же совещаниях комиссии были выработаны организационные мероприятия, касающиеся маршрутов и состава экспедиций: Северные губернии, мало обследованные в отношении музыкального фольклора (Олонецкая, Архангельская, Вологодская), и Центральные губернии (Тверская, Ярославская, Владимирская, Рязанская, Калужская, Орловская, Смоленская). В состав экспедиций было решено включать двух человек: этнографа и музыканта, возложив на первого запись текстов, обрядов и обычаев (т.е. «литературной» части), а на второго - запись собственно напевов.

Приняв участие во второй экспедиции Песенной комиссии, которая состоялась летом 1893 г., Ляпунов уже после первого этапа путешествия писал в своем дневнике о необходимости противостоять постепенному исчезновению песен из памяти народа и потере исполнительских традиций. Результатом поездки, имевшей очень большое значение для творчества Ляпунова, явились 265 записанных песен. В 1899 г. был издан сборник, куда вошли 159 напевов и шесть текстов. Через два года композитор выпустил в свет 65 русских народных песен (в двух сборниках) в переложении для голоса и фортепиано и две песни, переложенные для смешанного хора без сопровождения. Ляпунов интересовался и образцами инструментальной музыки: записывал колокольные звоны и наигрыши пастушьих рожков и даже приобрел для себя один из таких инструментов. Одновременно с записями фольклорных источников композитор занимался их систематизацией. Все наблюдения над строем русской песни и обобщения, сложившиеся на основе многолетней творческой деятельности и вслушивания в интонации народных напевов, привели Ляпунова в конце жизни к мысли о создании работ о русской подголосочной полифонии как самостоятельной области музыкально-теоретической науки,

однако, композитор так и не приступил к их осуществлению.

В своих произведениях Ляпунов неоднократно использовал русские народные песни как тематический материал. Достаточно вспомнить такие его фортепианные сочинения, как этюд «Былина» соч. 11 № 8, Вариации на русскую тему, цикл «Святки» соч. 41, «Детскую песенку» из цикла «Дивертисмент» соч. 35, а также Торжественную увертюру на русские темы для большого оркестра и кантату «Вечерняя песнь» для тенора, хора и оркестра. Колокольные звоны, записанные композитором в вологодском Коряжемском монастыре и в соборе и монастыре Великого Устюга, легли в основу фортепианного этюда «Трезвон» соч. 11 № 3. В пьесу «Рождественская ночь» из цикла «Святки» Ляпунов ввел церковную мелодию, обозначенную в словесном комментарии автора как «Melodie de l’eglise orthodoxe russe». Ляпунов применял в своем творчестве многие приемы, характерные для русской народной песенной традиции. Композитор часто прибегал к вариационным преобразованиям мелодии и полифоническим средствам, обогащающим основную тему имитациями и контрапунктами, использовал трихордовые попевки и натуральные лады, элементы речевой декламации, имитации колокольных звонов и приемов игры на народных инструментах. В частности, можно отметить неоднократное использование Ляпуновым так называемых «волыночных» квинт в качестве аккомпанемента в танцевальных фортепианных миниатюрах.

Ляпунов стоял у истоков возникновения в Петербургской консерватории дисциплины, связанной с исследованием русской духовной музыки. Во многом благодаря инициативе Ляпунова в 1921 г. была учреждена кафедра изучения древней русской музыки по памятникам духовно-музыкального творчества для учащихся классов специальной теории и композиции. Ляпунов составил программу нового курса, ему же (совместно с А. В. Преображенским) было поручено руководство занятиями. В архиве сохранилась машинописная копия этой программы. Дата (28/X 1921) и подпись - автограф Ляпунова [2].

Глубокие корни в творчестве Ляпунова пустило увлечение романтикой музыкального Востока. Еще во время обучения в Московской консерватории, начав работу над дипломным заданием - фантазией для симфонического оркестра, хора и альта на текст М. Ю. Лермонтова «Дары Терека», композитор в поисках восточной тематики обратился к известному музыкальному критику С. Н. Кругликову. В письме от 14 апреля 1883 г. последний попросил Балакирева «рекомендовать какой-либо сборник восточных напевов <...>. В нем нуждается один кончающий в здешней консерватории некто Ляпунов, увлекающийся страстно произведениями новой русской школы и ненавидящий консерваторскую сушь. Он - очень живой и кажется талантливый юноша; ему бы не следовало дать заглохнуть» [3].

После окончания консерватории Ляпунов даже вынашивал планы путешествия на Кавказ, в Индию и Палестину. Но мешали материальные затруднения и неразрешенный вопрос воинской повинности: поездка несколько раз откладывалась и, в конце концов, так и не состоялась. Однако восточные интонации глубоко проникли в музыкальный язык Ляпунова. В дальнейшем композитор неоднократно использовал восточную тематику в своем творчестве: примером могут служить такие сочинения Ляпунова, как этюды для фортепиано «Терек» соч. 11 № 4 и «Лезгинка» соч. 11 № 10 и симфоническая поэма «Гашиш». В этом смысле Ляпунов продолжил традиции русских композиторов в плане создания живописных программных произведений, основанных на характерных темах восточного склада и отличающихся красочным гармоническим языком, богатством ритмики и восточного колорита. Ляпунов обращался к творчеству и других национальностей: композитор составил для себя целую коллекцию записей песен разных

народов (арабских, черкесских, украинских, польских, грузинских, татарских, башкирских, монгольских, индийских) и применял их в своих сочинениях. Так, украинский фольклор использован им в Рапсодии на украинские темы для фортепиано с оркестром соч. 28 и в фортепианной пьесе «Коляда» соч. 41 № 4, польский - в симфонической поэме «Желязова Воля», грузинский - в Вариациях на грузинскую тему для фортепиано соч. 60.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ляпунова А. С. Проблема русской народной песни в творчестве Ляпунова. Черновой автограф // ОР РНБ, ф. 1141, ед. хр. 97. 1950-е гг. -79 лл.

2. Ляпунов С. М. Гармоническая и контрапунктическая разработка памятников древне-русского духовно-музыкального творчества. Программа курса. Машинопись, дата и подпись - автографы // ОР РНБ, ф. 451, оп. 1, ед. хр. 372. 28.10 1921 г. -1 л.

3. Ляпунова А. С. [Ляпунов С. М. Монография]. Материалы: выписки из разных источников, относящиеся к жизни и деятельности С. М. Ляпунова (1859-1901 гг.). Автограф. Картотека // ОР РНБ, ф. 1141, ед. хр. 87. 1950-1970-е гг. -1428 лл.

Поступила в редакцию 26.11.2008 г. После доработки — 23.01.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.