Научная статья на тему 'О некоторых дискуссионных вопросах глагольной префиксации (применительно к приставке под-)'

О некоторых дискуссионных вопросах глагольной префиксации (применительно к приставке под-) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
413
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛАГОЛЬНЫЙ ПРЕФИКС ПОД- / ЗНАЧЕНИЕ ПРЕФИКСА / ПРОТОТИПИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ / ДЕСЕМАНТИЗАЦИЯ ПРИСТАВКИ / ПЕРФЕКТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Новиков Александр Николаевич

В статье поднимаются некоторые вопросы глагольной префиксации в целом и глагольной приставки подв частности. Автор доказывает то, что приставка подне является чистовидовой приставкой, а развитие полисемии анализируемого аффикса объясняется постепенной десемантизацией префикса под влиянием значения мотивирующего глагола. В качестве материала исследования при этом используются данные Картотеки древнерусского словаря (КДРС) и Словаря русского языка XI XVII вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых дискуссионных вопросах глагольной префиксации (применительно к приставке под-)»

УДК 811.161.1:81’36

ББК 81.411.2 - 0

Н 73

А.Н.Новиков

О некоторых дискуссионных вопросах глагольной префиксации (применительно к приставке под-)

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье поднимаются некоторые вопросы глагольной префиксации в целом и глагольной приставки под- в частности. Автор доказывает то, что приставка под- не является чистовидовой приставкой, а развитие полисемии анализируемого аффикса объясняется постепенной десемантизацией префикса под влиянием значения мотивирующего глагола. В качестве материала исследования при этом используются данные Картотеки древнерусского словаря (КДРС) и Словаря русского языка XI - XVII вв.

Ключевые слова:

Глагольный префикс под-, значение префикса, прототипическое значение, десемантизация приставки, перфективация.

В отечественном языкознании дискутируется вопрос о том, имеет ли приставка самостоятельное значение. По мнению Г.О.Винокура, «аффикс может иметь значения только тогда, когда он применен к какой-нибудь основе, а не существует сам по себе» [1: 426].

В других исследованиях приводятся соображения о наличии у аффикса значения, независимого от значения мотивирующей основы. Так, П.С.Сигалов утверждает, что «формант с определенным значением присоединяется к основам определенного лексикограмматического характера именно потому, что он обладает определенным значением, соотносимым со значением мотивирующего глагола» [2: 125 - 126]. Таким образом, не основа создает значение присоединяемого к ней форманта, а сам формант с определенным значением присоединяется к основе.

Существование у глагольных приставок самостоятельного значения доказывается при помощи следующих факторов:

1) наличие у глаголов с одной приставкой разных значений при одной производящей основе;

2) возможность образования от одной основы глаголов с разными приставками и соответственно с разной семантикой: делать - подделать, выделать, переделать, заделать и т.д.;

3) возможность окказионального образования глаголов с приставкой по следующей, существующей в языке модели: префикс с определенным значением + производящая основа: например, подойти, подбрести, подмаршировать (пример из В. Тендрякова, приводится в РГ - 80). Сюда же относится и возможность использования приставок в качестве текстообразующего элемента. В этом отношении хрестоматийным является пример из стихотворения В.Ходасевича, приводимый как иллюстрация в нескольких исследованиях: Перешагни, перескачи, / Перелети, пере- что хочешь.

Спорным являются и критерии выделения значений глагольных приставок, поскольку зачастую сложно отделить семантику префикса и от значения мотивирующего глагола, и от внешнего контекста. К тому же значение приставки может состоять из нескольких сем. И.Г. Милославский рассматривает значение префикса: 1) как простую разность значений производного слова и производящего глагола; 2) как значение,

дублирующее семантику беспрефиксного глагола; 3) как новое дополнительное значение, отсутствующее в других компонентах производного слова [3: 11 - 13].

Значение приставки как повторение семантики беспрефиксного глагола относится, в первую очередь, к так называемым семантически пустым (чистовидовым) приставкам, немалая роль которых принадлежит процессу видообразования. В исследованиях В.В. Виноградова, Е.А. Земской, А.Н. Тихонова, М.Я. Гловинской глагольные приставки делятся на семантически полные (словообразующие) и семантически пустые (формообразующие). «...Некоторые глагольные приставки превращаются в чисто видовые префиксы и служат простым грамматическим средством образования форм совершенного вида» [4: 533]. Чистовидовые приставки не несут никаких значений и настолько спаяны с производящей основой, что не влияют на ее семантику. По мнению В.В. Виноградова, подобные приставки становятся формообразующими префиксами. В качестве формообразующих префиксов при этом называются о- и по-.

В пособии А.Н. Тихонова приводятся всего два производных глагола с приставкой под-, в которых значение приставки, с точки зрения автора, «невозможно объяснить как словообразовательное: подготовить и подковать» [5: 133]. И, даже если принимать теорию чистовидовых приставок, мы можем констатировать, что префикс под- к ним отнести нельзя.

Наличие в грамматической системе русского языка чистовидовых приставок принимается далеко не всеми исследователями. В частности, О.И. Дмитриева, анализируя многозначные префиксальные глаголы, отмечает, что одна и та же приставка может выступать то в роли полной, то в роли пустой, и потому характер ее семантики может полностью реализоваться только в контексте [6: 41].

Категория глагольного вида во многом определяет специфику русской глагольной системы. Появление и развитие значений, как непосредственно предшествовавших видовым, так и собственно видовых, связываются Ю. С. Масловым с развитием способов действия [7: 34 - 39]. Глагольный вид ведет свое происхождение с того момента, когда в позднем праславянском языке появилась необходимость выражения экспрессивного значения процессуальности длительности действия. Оно возникает из переосмысления более древнего неопределенно-многократного значения, происшедшего в связи с развитием категории предельности у приставочных глаголов. В лексически ограниченной группе глаголов, в первую очередь приставочных глаголов результативного способа действия, возникли первые парные оппозиции, в которых маркированные по форме и интенсивные по содержанию производные имперфективные образования составляли коррелятивную пару производящему глаголу. В этот период он представлял собой предельный глагол общего вида; значение же совершенности сложилось у него позднее.

В рамках изложенной гипотезы глагольным приставкам отводится роль словообразовательного средства, создающего новое лексическое значение слова, новый способ действия. Присоединение приставки к глаголу первоначально сопровождалось возникновением у него перфективного значения. Соединение глагольных основ с приставками создавало лишь предпосылки и необходимые условия для возникновения вида в позднем праславянском языке, по терминологии Ю.С. Маслова, - «ту категорию предельности, из позднейшего расщепления которой и вышел несовершенный, а затем и совершенный вид» [7: 38].

Однако, хотя префиксация является одним из основных способов перфективации, в современном русском языке отношение в паре приставочный/бесприставочный глагол скорее соответствует «соотношению, характеризующему мотивирующее и мотивированное слово в словообразовании» [8: 128].

Приставка под- в русском языке почти не используется для образования так называемых чистовидовых пар. В.А. Плунгян связывает это с проявлением так называемого эффекта Вея - Схонефельда, то есть «. поглощение значения приставки близким или идентичным значением глагольной основы В результате такого поглощения

собственное значение приставки кажется ослабленным или отсутствующим, а аспектуальное воздействие приставки (т.е. перфективация) сохраняется» [9: 109].

Названный эффект касается всех приставок с нулевым значением, то есть семантически пустых.

Глагольная приставка под- является полисемичной. Для современного русского литературного языка это означает то, что при помощи нее образуются глагольные лексемы с разными, иногда не соотносимыми друг с другом, значениями. Это подтверждается данными словарей и современных грамматик.

С точки зрения диахронии глагольный префикс под- также нельзя назвать чистовидовым. Семантика его первоначально соотносилась с пространством. Подтвердим примером, используя данные КДРС и исторических словарей. Глагол подрубити первоначально обозначал движение, конечный пункт которого находится в нижней точке окрестности ориентира - «подвести новые венцы (к бревенчатому строению)» (XVI): КлЬгь подрубили три венцы, дал мастером гривну. Кн. прих-расх. Волокол. м. №2, 154 об. 1574 г. В данном случае, значение приставки «доминирует» над значением производящей глагольной основы. Современное значение воздействия на нижнюю часть ориентира -«надрубить, перерубить снизу»- зафиксировано гораздо позже (XVII век). Изменение значения глагола произошло в этом случае в рамках одной группы - пространственные употребления, а потому второе значение воспринимается как прямое. Изменение значения глагола подрубити также возможно вследствие неполной десемантизации приставки под-, в случае полной десемантизации значение глагола подрубити не соотносилось бы с пространством.

Поскольку первоначально приставки были предлогами, то прототипическое значение приставки под- следует искать в значении предлога под. Изначально значение предлога под соотносимо с понятием низа. Соответственно, древнейшими значениями глаголов с приставкой под являются те, которые указывают на действие, в котором присутствует семы «низ», «внизу». Проанализировав пространственные употребления глаголов с приставкой под- в русском языке XI - XVII вв. (по данным КДРС и исторических словарей), можно сделать следующее обобщение: данная группа была довольно продуктивна, т.е. значение приставки, соотносимое с понятием низа, было актуально на протяжении всего анализируемого периода. Более того, некоторые глаголы утратили исходные значения, поскольку все большое влияние на значение глагольного слова оказывает значение мотивирующего глагола.

Таким образом, развитие значений глагольной приставки под- подтверждает идею операторной функции превербов: от значения, связанного с этимологией приставки (и аналогичного ей по форме предлога) к метафоризации семантики.

Примечания:

1. Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию // Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. М., 1959.

2. Сигалов П.С. История русских ограничительных глаголов // Ученые записки Тартуского университета. Труды по русской и славянской филологии. XXIII. Тарту, 1975.

3. Милославский И.Г. Вопросы словообразовательного синтеза. М., 1980. 296

с.

4. Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. М., 1986. 640 с.

5. Тихонов А.Н. Русский глагол: проблемы теории и лексикографирования. М., 1998. 280 с.

6. Дмитриева О.И. Динамическая модель русской внутриглагольной префиксации: Дис. ... д-ра филол. наук. Саратов, 2005. 376 с.

7. Маслов Ю.С. Роль так называемой перфективации и имперфективации в процессе возникновения славянского вида. М., 1958. 390 с.

8. Перцов Н.В. Инварианты в русском словоизменении. М., 2001. 280 с.

9. Плунгян В.А. Приставка под- в русском языке: к описанию семантической сети // Московский лингвистический журнал. 2001. Т. 5, № 1: Глагольные префиксы и префиксальные глаголы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.