О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ВЛИЯНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
НА ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
АХЪЯД БУХАРОВИЧ НОСУРОВ
Российская академия государственной службы и народного хозяйства при Президенте РФ, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В статье исследуется влияние политической культуры на формирование устойчивой региональной политической системы. Уточнено взаимовлияние понятий «политическая культура» и «политическая система». Политическая культура рассмотрена как часть политического процесса. Обоснована значимость политической культуры на обеспечение устойчивости политического режима. Именно в сфере политического общения граждан, малых групп проявляется сущность политической культуры, здесь происходит ее формирование, пронизывающее затем всю политическую систему. Подчеркивается, что выявление региональных компонентов политической культуры - насущная потребность науки и практики. Исследуются некоторые цивилизационные и этноментальные факторы формирования политической культуры на примере народов Северного Кавказа. В статье описан характер взаимовлияния политической культуры и политической системы и определены их факторы. Рассмотрены факторы, влияющие на развитие региональных этнополитических процессов.
Определено влияние этнополитических процессов на формирование политической культуры. Установлено, что они характеризуются сложностью, динамизмом и противоречивостью. Выявлено, что с одной стороны, они препятствуют возникновению в стране властно-монополистической организации политической жизни с ее сверхцентрализованной системой национального и межнационального, с другой - приоритетность экономического фактора таит угрозы для реализации прав и свобод человека, стабильности общества и безопасности государства.
С учетом ситуации в Северокавказском регионе и стратегии развития, упрочения мира и гражданского согласия в России, государственная национальная политика в регионе, по мнению автора, должна быть направлена на обеспечение и защиту конституционных прав граждан и народов региона, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, ее национальной безопасности, а также на обеспечение единства действий федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации Северного Кавказа, направленных на преодоление сложной этнополитиче-ской ситуации в регионе.
Ключевые слова: политическая культура, политическая система, компоненты культуры, этно-национальная политика.
В рамках раскрытия феномена политической культуры необходимо обратиться к существующим трактовкам самого понятия «политическая культура» и вопросов, связанных с формированием этого феномена.
Под политической культурой обычно понимается уровень и характер политических знаний, оценок и действий граждан, а также содержание и качество социальных ценностей, традиций и норм, регулирующих политические отношения. Социальный характер политической культуры определяется экономическими и классовыми факторами. Существуют и другие определения политической культуры.
В то же время политическая культура является составным компонентом политической систе-
мы. Если взять за основу утверждение исследователя П. Шарана, который относит к основным элементам политической системы власть, интересы, политику и политическую культуру, то возникает необходимость в рассмотрении указанных компонентов.
По мнению политолога В. Ф. Пенькова, заимствование зарубежных образцов не будет эффективным, если оно не основывается на обновленной политической культуре [8]. Можно согласиться и с С. Коэном, утверждавшим, что «ни одна политическая система ни в одной стране не будет стабильной, если она не рождена в самой этой стране, на ее почве как результат развития собственной политической культуры» [2].
Обращаясь к проблеме устойчивости политической системы, надо иметь в виду, что, господствуя на макроуровне власти, а также на среднем и промежуточном, правящая элита всегда должна представлять ситуацию на микроуровне власти. Именно в сфере политического общения граждан, малых групп проявляется сущность политической культуры, здесь происходит ее формирование, пронизывающее затем всю политическую систему. Выявление региональных компонентов политической культуры стало в условиях глобализации актуальной проблемой и насущной потребностью политологии.
Политическая культура также имеет и практическую направленность в плане обеспечения устойчивости политического режима. Так, по меткому замечанию Ф. Брю, «ни один политический режим не окажется жизнестойким, если тем или иным способом не будет прививать людям принятые общественные нормы поведения» [4]. Кроме того, изучение характера отношения элиты к политической культуре необходимо для оценки текущего состояния существующего политического режима. В случае, когда политическая культура представляется властным структурам системой, подчиненной обеспечению сохранности самого политического порядка, следует вести речь о недемократичности режима. Если политическая культура понимается властвующей группой как фактор поэтапной модернизации, то можно полагать, что данная власть исповедует демократические принципы. Достижение гармонии уровней власти, согласия между политической элитой и электоратом, между формирующемся в России гражданскими обществом и государством невозможно без создания механизмов как поддержки власти, так и учета изменений интересов населения. В этой связи представляется интересным одно из толкований термина «политика» как метода или тактики вовлечения в руководство страной и деятельность правительства [13]. По мнению исследователя В. Ф. Пенькова, степень вовлеченности в политику, политическое участие, т. е. влияние на принятие политических решений властными структурами, причастность к политической практике во многом зависит от политической культуры [9].
Взаимовлияние политической культуры и политической системы определяется следующими факторами:1) длительные периоды политическая культура модифицирует политическую систему; 2) политическая культура трансформируется в процессе реформирования политической системы. Следует согласиться с Р. Патнем, который утвер-
ждает, что изучение политической культуры позволяет ответить на вопросы о сущности политической системы [14]. В связи с этим, уровень политической культуры общества, его страт, элиты, индивидуумов во многом определяет политическую систему и ее функциональное проявление - политический процесс. Из этого следует, что политическая культура для политической системы является тем же, что культура - для общественной системы в целом: она модифицирует содержание политического процесса. Можно утверждать, что основы конкретной политической системы общества заложена в политической культуре. Представляется, также, что понятие «политическая культура» не статично. Она находится во взаимодействии с существующей политической системой: сохраняя или расшатывая ее, соответствуя или не соответствуя ее требованиям [4, с. 51].
Разумеется, каждая эпоха формирует свои представления о политических ценностях, образцах политического поведения и моделях политических действий. Кризис ценностей, их дрейф, размытость во многом определяют сущность перемен, происходящих в политической культуре и политическом процессе постсоветской России. Аксиологический подход к политике позволяет определить динамику трансформации гражданских позиций, власти, выявить степень восприятия реформ в социуме. В политике как принятие, так и непринятие политических ценностей во многом предопределяет формирование гражданских позиций россиян. Власть как таковая может и должна рассматриваться как важная политическая ценность, а отношение гражданина, социальной группы к власти может быть признано важнейшим условием, характеризующим политический процесс.
Кризис политико-культурного, аксиологического толка, активно развивавшийся с 1990-х гг., предопределил кризисную ситуацию в политической сфере того времени, наложил свой отпечаток на характер и тенденции развития политического процесса как России в целом, так и в регионах. Модернизация в сфере политики и экономики идет зачастую в форме скрытого или явного конфликта, а преобразования в обществе и государстве совпадают по времени с артикуляцией индивидуальных и групповых интересов, приводя к противостоянию их носителей. Так, В. С. Комаровский утверждает, что «чем в большей степени конфликт объективизируется за пределами индивидуальных интересов, и чем больше он связан с основными ценностями конфликтующих групп, общества в целом, тем он острее и тем вероятнее
использование насильственных средств его разрешения» [7].
Есть и еще одно обстоятельство, побуждающее нас обратиться к политической культуре и ее региональным компонентам. Представляется верным утверждение К. Феннера, считавшего, что изучение политической культуры позволяет дать «определение основных ценностей, знаний, эмоциональных связей, лояльности граждан по отношению к системе, <...> определить дефицит ценностей гражданской культуры, гарантирующих стабильность, <...> создать конституционные и психологические условия, которые в процессе политической социализации должны привести к целостной политической или гражданской культуре» [10].
В зарубежной и отечественной политологии рассмотрение политической культуры многими авторами ведется в разрезе общества, классов, социальных групп, а также в личностном аспекте. В условиях многопартийности в современной России стала активно изучаться политическая культура политических партий.
Наиболее характерные для российского общества типы политической культуры - это тоталитарно-авторитарная, адаптационная, активистско-демократическая и радикальная (экстремистская).
Однако у нас недооцениваются региональные компоненты политической культуры как важный фактор развития политической системы всей страны.
Параметры исследования региональной политической культуры определить достаточно сложно, поскольку наблюдается несоответствие между конфигурациями политического пространства в регионах, что не позволяет по-новому оценить уровень его развития. Современная политическая ситуация в России и ее регионах является иллюстрацией к высказываню Гегеля о том, что «именно политика стала тем, что объединяет в себе почти все прочие интересы» [5]. Совершенно очевидно, что преобразование общества и его развитие невозможно без совершенствования политической системы, призванной обеспечить гармоничное и поступательное развитие процесса реализации различных интересов.
Рост значимости регионального компонента политического процесса имеет свои объяснения. Последние десятилетия по интенсивности социально-политических и экономических трансформаций могут быть отнесены к самым бурным периодам новейшей истории. В этих условиях в регионах предпринимались попытки самостоятель-
ного активного поиска путей выхода из сложившееся политической и экономической ситуации. Обострение социальных проблем в середине 1990-х гг., когда выживание субъекта Федерации становилось первоочередной проблемой для местной политической элиты и населения, отсутствие в ряде случаев внятных действий федерального центра побуждало регионы брать суверенитета столько, сколько можно было «проглотить». Резкий отказ от централизации в управлении в пользу безграничной децентрализации времен ранней российской демократии создал принципиально новую ситуацию в государстве и обществе, особенно на Северном Кавказе, где обострились межнациональные отношения, в которых стали проявляться цивилизационные аспекты, даже возник вопрос о Северокавказской цивилизации и этническом факторе политической культуры. Не была ли создана народами Кавказа особая цивилизация?
Как известно, этническая культура народов Северного Кавказа прошла длительный процесс модернизации, влияния российской культуры, тюрской, иранской, монгольской, славянской цивилизаций. Она трансформировалась, изменялась веками. Вместе с тем, потомки кавказского типа развития сохраняют глубинные ее истоки, что проявляется в исторической памяти, сказаниях, бытовой, танцевальной, песенной культуре, национальной одежде, несущих информацию о ее глубинных истоках.
Прежде всего, на уровне обыденного сознания можно условно говорить о северокавказской цивилизации, понимая ее в качестве как осознанной организации человеческого общежития. Термин «общежитие» очень часто используется в исторических текстах в качестве одного из синонимов цивилизации. По мнению исследователей, северо-кавказскую цивилизацию необходимо определить как социально-культурную, основанную на принципах (закон, долг, вера, деньги и т. д.) форму организации жизни людей [3]. В этом смысле народы Северного Кавказа «обречены» на принадлежность к локальной цивилизации. Существенным моментом в развитии человеческой цивилизации стало возникновение мировых религий, которые, как отметил К. Ясперс, возникли почти синхронно с их всеобщими принципами цивилизованности: «не убий», «не укради», «не сотвори себе кумира» и другими, записанными в культурный код человечества в качестве безусловного императива [12]. Как подчеркивается в исследованиях истории народов Северного Кавказа, если взглянуть на проблему Северо-
кавказской цивилизации, исходя из вышеуказанных критериев, то становится очевидным, что этот регион, с его разнообразными климатическими условиями, представляет собой довольно интересный объект изучения - как «солнечное сплетение» многих культур и народов, с их многоэтническим характером и сложной исторической судьбой [6].
В некоторых источниках отмечается важность социально-воспитательной функции исторического мифа, его влияние на гипертрофика-цию своей этнической самобытности, оказывающее воздействие на социально-политическую практику [13].
В новое и новейшее время Кавказ был и остается важным геополитическим форпостом, за который шли многочисленные войны и сражения. Ареной столкновения политических, военных, экономических и других интересов остается Северный Кавказ и в настоящий период. Все это требует глубокого изучения роли этого региона.
Другим важнейшим фактором формирования политической культуры народов Северного Кавказа и, в частности, чеченского народа является этнополитический.
В современной России этнополитические процессы характеризуются сложностью, динамизмом и противоречивостью. С одной стороны, они препятствуют возникновению в стране властномонополистической организации политической жизни с ее сверхцентрализованной системой национального и межнационального, с другой - приоритетность экономического фактора таит угрозы для реализации прав и свобод человека, стабильности общества и безопасности государства.
На этнополитические процессы определенное влияние оказывает, и религиозный фактор, имеющий двоякое действие, который может способствовать либо разжиганию межэтнического конфликта и превращению его в перманентный и неуправляемый, либо, напротив, его локализации и прекращению. Необходимо избегать «конфес-сионализации» этно-политических конфликтов и не ждать от религии существенного позитивного влияния на их развитие и разрешение.
Знание современных этнополитических процессов в России и бывших республиках СССР, умение анализировать межэтнические противоречия и конфликты, видеть их корни и пути преодоления - важные условия успешной профессиональной деятельности специалистов в сфере обеспечения национальной безопасности. По мнению автора, в политической культуре народов Северного Кавказа обострено чувство социальной
справедливости, не менее сильно, чем у русских. Понимание и признание этого является фактором укрепления российского цивилизационного типа, его государственности. Взаимодействие народов России должно быть взаимодействующим, что предполагает взаимополезное восприятие тех элементов политической культуры, которые делают многонациональную страну лучше, а ее государственность устойчивее.
Еще одной особенностью политической культуры и менталитета большинства народов России является склонность к сильному политическому и государственному лидеру, а не к так называемому либеральному парламентаризму. В многонациональной России либеральная модель экономики и политики по меньшей мере неперспективна.
Безусловно, Северный Кавказ - один из самых сложных и своеобразных регионов России с точки зрения своей истории, социально-экономической, геополитической и этнополитической ситуации. С учетом ситуации в регионе и стратегии развития, упрочения мира и гражданского согласия в России, государственная национальная политика в регионе должна быть направлена на обеспечение и защиту конституционных прав граждан и народов региона, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, ее национальной безопасности, а также на обеспечение единства действий федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации Северного Кавказа, направленных на преодоление сложной этнополитической ситуации в регионе, развитие федеративных и национальных отношений с учетом традиций и местных особенностей, создание условий для полнокровного социального и национально-культурного развития народов Северного Кавказа [1]. Одним из важных условий для их достижения является всестороннее исследование происходящих в регионе этно-политических процессов, факторов органичного взаимодействия элементов политической системы всей многонациональной России.
Литература
1. Абдулатипов Р. Г. Этнонациональная политика в Российской Федерации. М., 2007. С. 250-251.
2. Актуальные проблемы современной зарубежной политической науки. М., 1990. С. 10.
3. Аникеев А. А., Крикунов В. П., Невская В. П. Северокавказская цивилизация: проблемы типологии // Актуальные проблемы историографии и методологии истории. Ставрополь, 1997. С. 4.
4. Брю Ф. Политология: пер. с фр. М., 1992. С. 48.
5. Гегель - Ракову (набросок) // Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: пер. с нем.: в 2 т. М., 1973. Т. 2. С. 521.
6. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1988.
7. Комаровский В. С. Политический конфликт и политические ценности: сравнительный анализ // Политическая теория: тенденции и проблемы. М., 1994. Вып. 2. С. 3.
8. Пеньков В. Ф. Региональные компоненты политического процесса и политической культуры в России 90-х гг. // PRO NUNC: Современные политические процессы. Тамбов, 2004. С. 143.
9. Пеньков В. Ф. К вопросу о взаимодействии и взаимовлиянии политической культуры и политического участия // Человек, политика, культура: Взгляд через призму политического участия / науч. ред. и авт. вст. ст. З. М. Зотова Тамбов, 2004.
10. Феннер К. Политическая культура // Политология: Краткий тематический словарь. Вып. I. М., 1992. С. 70.
11. Хлынина Т. П. Роль национальных историй в создании новых этнокультурных брендов // Этнокультурный бренд и историко-культурные образы в инновационном развитии СевероКавказского региона. Кн. III. Ростов н/Д.; Пятигорск, 2011.С. 150-158.
12. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 451-452.
13. The American Heritage dictionary. Boston; N.Y., 1992. P. 960.
14. Public opinion and Political attitudes. N.Y., 1972. Vol. 15. № 2. P. 265-268.
References
1. Abdulatipov R. G. Etnonatsional’naya politika v Rossiyskoy Federatsii. M., 2007. S. 250-251.
2. Aktual’niye problem sovremennoy zarubezhnoy po-liticheskoy nauki. M., 1990. S. 10.
3. Anikeyev A. A., Krikunov V. P., Nevskaya V. P. Severokavkazskaya tsivilizatsiya: problem tipologii // Aktual’niye problem istoriografii i metodologii istorii. Stavropol’, 1997. S. 4.
4. Bryu F. Politologiya: per. s fr. M., 1992. S. 48.
5. Gegel’-Rakovu (nabrosok) // Gegel’ G. V. F. Raboty raznykh let: per. s nem.: v 2 t. M., 1973. T. 2. S. 521.
6. Istoriya narodov Severnogo Kavkaza s drevney-shykh vremen do kontsa XVIII v. M., 1988.
7. Komarovskiy V. S. Politicheskiy conflict i politi-cheskiye tsennosti: sravnitel’niy analiz // Politicheskaya teoriya: tendentsii i problemy. M., 1994. Vyp. 2. S. 3.
8. Pen’kov V. F. Regional’niye komponenty politi-cheskogo protsessa i politicheskoy kul’tury v Rossii 90-kh gg. // PRO NUNC: Sovremenniye politicheskiye protsessy. Tambov, 2004. S. 143.
9. Pen’kov V. F. K voprosu o vzaimodeystvii i vzaimovliyanii politicheskoy kul’tury I politicheskogo uchastiya // Chelovek, politika, kul’tura: Vzglyad cherez prizmu politicheskogo uchastiya / nauch. red. i avt. vst. st. Z. M. Zotova Tambov, 2004.
10. Fenner K. Politicheskaya kul’tura // Politologiya: Kratkiy tematicheskiy slovar’. Vyp. I. M., 1992. S. 70.
11. Khlynina T. P. Rol’ natsional’nykh istoriy v soz-danii novykh etnikul’turnykh brendov // Etnokul’turniy brend i istoriko-kul’turniye obrazy v innivatsionnom razvi-tii Sever-Kazkazskogo regiona. Kn. III. Rostov n/D.; Pyatigorsk, 2011. S. 150-158.
12. Yaspers K. Smysl I naznacheniye istorii. M., 1994. S. 451-452.
13. The American Heritage dictionary. Boston; N.Y., 1992. P. 960.
14. Public opinion and Political attitudes. N.Y., 1972.
Vol. 15. № 2. P. 265-268.
* * *
ABOUT SOME ASPECTS OF INFLUENCE OF POLITICAL CULTURE ON FORMATION OF THE STEADY REGIONAL POLITICAL SYSTEM
AKHYAD BUKHAROVICH NOSUROV The Russian presidential academy of national economy and public administration, Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected]
In article the author investigates influence of political culture on formation of steady regional political system; specifies interference of the concepts «political culture» and «political system»; considers the political culture as a part of political process; prove the importance of political culture on ensuring stability of a political regime. Political culture shows its essence in the sphere of political communication of citizens, small groups, there is its formation penetrating then all political system. The author emphasizes that identification of regional components of political culture - a pressing need of science and practice; investigate some civilization and ethnomental factors of formation of political culture on the example of the people of the North Caucasus. The article describes nature of interference of political culture and political system and defines their factors; considers the factors in-
fluencing development of regional ethnopolitical processes and influence of ethnopolitical processes on formation of political culture. Author established that complexity, dynamism and discrepancy characterize them; revealed that on the one hand, they interfere with emergence in the country of the imperious and monopolistic organization of political life with its supercentralized system national and international, with another - priority of economic factor conceals threats for realization of the rights and freedoms of the person, stability of society and safety of the state. Taking into account the situation in the North Caucasian region and strategy of development, the consolidation of peace and the civil consent in Russia, the state national policy in the region, according to the author's opinion, has to be aimed at providing and protection of constitutional laws of citizens and the people of the region, the sovereignty and territorial integrity of the Russian Federation, its national security, and also at ensuring unity of actions of federal authorities and authorities of subjects of Federation of the North Caucasus, directed on overcoming of a difficult ethnopolitical situation in the region.
Key words: political culture, political system, culture components, ethnonational policy.