Научная статья на тему 'О некоторых аспектах совершенствования профессиональной подготовки специалистов музыкальной сферы'

О некоторых аспектах совершенствования профессиональной подготовки специалистов музыкальной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В МУЗЫКАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИНАХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черватюк Петр Акимович

Автор рассматривает проблему подготовки учителей музыки, их соответствие требованиям к уровню знаний, умений, навыков, предъявляемым современной системой образования и запросами общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах совершенствования профессиональной подготовки специалистов музыкальной сферы»

"Культурная жизнь Юга России "

^ 5 2011

ния по формированию у студентов-первокурсников гототвности к самообразованию.

Литература

1. О национальной доктрине образования в Российской Федерации: постановл. Правительства Российской Федерации, 4 окт. 2000 г. N° 751 // Российская газета. 2000. 11 окт.

2. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М., 1998.

3. Айзенберг А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. М., 1986; Гессен С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную

философию. М., 1995; Карпова О. Л. Теоретико-методологические аспекты самообразовательной деятельности студентов: инновационный подход // Саморазвитие человека: инновации в образовательном пространстве. Н. Новгород, 2007. С. 16-24.

4. Добренькое В. И., Нечаев В. Я. Общество и образование. М., 2003.

5. Краткий психологический словарь / сост. Л. А. Карпенко. М., 1985.

6. Сластенин В. А., Исаев И. Ф. и др. Педагогика: учеб. пособие для студентов. М., 1997; Шипи-лина Л. А. Подготовка менеджеров образования в педагогическом университете. Омск, 1998.

A. R. GALusTOV. DIAGNOsTIcs OF READINEss OF sTuDENTs TO sELF-EDucATIONAL ACTIVITY

The article deals with the methods of conduct the research to define readiness of first-year students of pedagogic institute of higher education for self-educational activity, as a factor of professional growth. Key words: self-education, self-educational activity, self-government, self-control, self-esteem.

П. А. ЧЕРВАТЮК

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Автор рассматривает проблему подготовки учителей музыки, их соответствие требованиям к уровню знаний, умений, навыков, предъявляемым современной системой образования и запросами общества. Ключевые слова: профессиональная подготовка учителя музыки, научно-методическая работа в музыкальных дисциплинах.

На современном этапе развития необходимо систематически совершенствовать мастерство учителей музыки - проводников музыкальной культуры, получающих образование в педагогических вузах и вузах культуры и искусств. Анализируя проблему, прежде всего необходимо обратить внимание на характер профессионально-ориентированных музыкальных компетенций абитуриентов. Уровень развития будущих студентов различен: поступающие в большинстве своем не имеют достаточной начальной подготовки, которая позволила бы им в дальнейшем успешно заниматься.

Требуются учебники и учебно-методические пособия, написанные наиболее доступно, необходима разработка профессионально-ориентированных заданий и специальные методические пояснения к сложным вопросам, от которых напрямую зависит совершенствование профессионального образования в сфере искусства.

Сейчас учитель музыки должен быть универсалом, специалистом широкого профиля. От него требуется вести уроки, иметь хорошие певческие способности, обучать игре на одном из классических музыкальных инструментов (фортепиано, баян, аккордеон, гитара) владеть дирижерскими навыками. Достаточно часто преподавателю приходится соприкасаться и с работой оркестров -духовых и народных инструментов, которые ве-

дут самостоятельную творческую деятельность или аккомпанируют при исполнении вокально-хоровых произведений. Как показывает практика, многие ребята кроме средней общеобразовательной школы посещают ДМШ и ДШИ. Не исключено, что дирекция СОШ может предложить им создать оркестр или инструментальный ансамбль. В подобной ситуации все знания и умения в различных сферах и направлениях музыкального искусства, приобретенные педагогом, будут своевременными и необходимыми.

Особую роль в подготовке специалиста играют гармония и сольфеджио. Эти дисциплины дополняют друг друга и не могут существовать по отдельности. Гармония (высшая ступень теории музыки) является основой для выбора средств художественной выразительности при создании и исполнении произведения и объектом изучения. В условиях школы или вуза это учебный предмет, знание которого позволяет более свободно воспринимать многоголосную музыку, ориентироваться в созвучиях и их взаимосвязи.

Гармония активно влияет на развитие творческих способностей личности, становится основным принципом при инструментовке и аранжировке оркестровых и вокально-хоровых композиций. Подчеркивая важность этой дисциплины, основоположник русской классической музыки

№ 5 (43), 2011

"Культурная жизнь Юга России"

Михаил Иванович Глинка отметил: «Дело гармонии <.. .> дорисовать для слушателя те черты, которых нет и не может быть в вокальной мелодии» [1]. Подобное же мнение высказывал и немецкий композитор Роберт Шуман: «В музыке, как в шахматах, королева (мелодия) обладает высшей властью, но решает всегда король (гармония)» [2] и советовал каждому из молодых музыкантов: как можно ранее усвой себе основные начала гармонии!

Из-за различия в музыкальных способностях студенты испытывают большие затруднения при знакомстве с гармонией, а существующая на сегодняшний день традиционная система обучения и разработанная к ней методика не позволяют им в короткое время преодолеть возникающие проблемы. В связи с этим целесообразно внедрить в практику преподавания гармонии новые разработки (на основе алгоритма). Подобные системы позволяют, по нашему мнению, достигать высоких результатов, причем в короткое время и без больших физических и психологических затрат.

Значимость системности при усвоении материала отмечал К. Д. Ушинский: «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предмета, дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, все равно что кладовая, в которой все есть, но в таком беспорядке, что сам хозяин ничего не отыщет» [3].

В процессе реализации педагогической системы высокий практический результат достигается при использовании алгоритмов. Благодаря их освоению студент свободно строит и соединяет любые аккорды, применяемые в курсе гармонии и гармонического сольфеджио (играет и поет их, что, в свою очередь, совершенствует музыкальный слух и профессиональные способности будущего учителя музыки).

Алгоритм упорядочивает множество внутренних и внешних взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, с его помощью, путем проведения простых операций, мы получаем возможность решать сложные учебные вопросы. Определение наиболее эффективных способов, приемов и средств, построение программы пошаговых действий освоения гармонии базируются на основе дидактики - «педагогической дисциплины, призванной обеспечивать принципиальное единство в определении как содержания, так и путей и средств обучения» [4].

Различные авторские методики позволяют дать студентам хорошие знания, умения и практические навыки - решить задачу подготовки преподавателя музыки, обладающего универсальными профессиональными способностями. Это поможет поднять музыкальное образование на высокую ступень и через организационно-методическую инновационность сохранить традиции

русской музыкальной школы, выработанные корифеями. При построении системы образования особенно важно учитывать исторический аспект, так как «любая динамическая система, по сути, является одновременно единством трех своих состояний: прошедшего, настоящего и будущего. В нее включены элементы, оставшиеся от прошлых ее состояний, и зародыши новых, нарождающихся. В связи с этим мало увидеть в изучаемом объекте систему в развитии: ее уходящее прошлое, ее существующее настоящее, ее наступающее будущее. Только тогда и можно всерьез говорить об эффективном управлении ею, ее развитии» [5].

В России активно осуществляется перестройка профессионального образования по различным направлениям, утверждаются новые государственные стандарты. Так, перед работниками науки и педагогическими коллективами стоят весьма актуальные задачи по совершенствованию системы и отдельных методик преподавания музыки - одного из самых массовых, распространенных видов художественной культуры. Соответствующие проблемы должны решаться учеными и практиками музыкальных факультетов различных вузов. Определенные усилия в этом направлении предпринимает Московский городской педагогический университет. В частности, разработан и утвержден перспективный план подготовки молодых ученых -кандидатов и докторов наук, созданы диссертационные советы. При аспирантуре Института педагогики и психологии образования МГПУ лицензированы научные специальности: 13.00.02 - теория и методика обучения музыке, 13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности, 13.00.08 - теория и методика профессионального образования.

Таким образом, ведется целенаправленная научная и учебно-методическая работа по совершенствованию подготовки специалистов музыкальной сферы.

Литература

1. Глинка М. И. Литературное наследие: в 2 т. Т. 1. М., 1952. С. 350.

2. Шуман Р. Жизненные правила и советы молодым музыкантам / пер. П. И. Чайковского. М., 1903. С. 16.

3. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т. З. М., 1989. С. 174.

4. Исследование методологических проблем комплексного подхода к воспитанию: тез. докл. X сессии Всесоюз. семинара по методологич. и теоретич. пробл. педагогики / под ред. З. А. Мальковой. М., 1982. С. 136.

5. Системное исследование процесса воспитания: подход, предмет, методы / под ред. А. Т. Куракина, Л. И. Новиковой. М., 1983. С. 8.

p. a. chervatyuk. some aspects of improving the professional training

of music specialists

The author considers the problem of music teachers' training, if they are up to quality regarding the level of knowledge, abilities and skills that are put in a claim by the modern educational system and by needs of society. Key words: professional training of a music teacher, scientific and methodological work in music subjects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.