Научная статья на тему 'Диагностика готовности студентов к самообразовательной деятельности'

Диагностика готовности студентов к самообразовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / САМОКОНТРОЛЬ / САМООЦЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галустов Амбарцум Робертович

В статье рассмотрена методика проведения исследований по определению готовности студентов-первокурсников педагогического вуза к самообразовательной деятельности как фактору профессионального роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика готовности студентов к самообразовательной деятельности»

Культура и образование

А. Р. ГАЛУСТОВ

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассмотрена методика проведения исследований по определению готовности студентов-первокурс-ников педагогического вуза к самообразовательной деятельности как фактору профессионального роста.

Ключевые слова: самообразование, самообразовательная деятельность, самоуправление, самоконтроль, самооценка.

Современный человек включен в политическую, общественную жизнь и берет на себя ответственность за процессы, происходящие в обществе.

Осуществляемые в стране социально-экономические реформы расширяют сферу самостоятельности каждого россиянина. Воспитание самостотятельности - задача учебных заведений всех уровней, которая нашла отражение в государственных документах, определяющих пути и направления модернизации высшей школы [1]. В рамках Болонского процесса вузы ориентированы на усиление роли факторов, способствующих развитию личности, ее профессиональному и жизненному успеху.

Как важнейшая функция самореализации личности и наиболее сложный вид образовательной деятельности самообразование связано с самовоспитанием. Эта составная часть непрерывного образования выступает связующим звеном между базовым образованием (общим и профессиональным) и периодическим повышением квалификации, переподготовкой специалистов [2].

В психолого-педагогической литературе [3] представлены различные аспекты и прблемы самообразования. Оно трактуется как направление самовоспитания (В. В. Бондаревский, А. Г. Ковалев, Б. Ф. Райский и др.); целенаправленная познавательная деятельность (А. К. Громцева,

Н. Д. Иванова, Л. Г. Ковтун, И. И. Колбаско и др.); средство усвоения социального опыта (Т. А. Ильина, Ю. А. Подповетная, Г. Н. Сериков и др.). В Российской педагогической энциклопедии самообразование рассматривается как целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры.

В. И. Добреньков и В. Я. Нечаев указывают, что это специфический вид занятий человека вне стационарных форм обучения, без постоянного, систематического руководства преподавателя, по собственному или кем-то разработанному плану учебы [4].

При всех реально существующих возможностях самообразовательной деятельности, ее потенциал изучен слабо и в полной мере еще не реализован. Обобщив и проанализировав исследования по изучаемой проблеме и опираясь на собственный опыт, мы рассматриваем самообразование

студентов как активную, саморегулирующуюся, личностно и профессионально значимую познавательную деятельность, направленную на поиск и усвоение социального опыта с целью самосовершенствования.

Научно-исследовательский характер самообразовательной деятельности студентов формируется в условиях свободного выбора творческих проектов в рамках изучаемых курсов (с постепенным переходом к междисциплинарным исследованиям). При этом важно мотивировать деятельность обучающихся (создавая ситуации успеха, варьируя возможность опоры на жизненный опыт, добиваясь практического применения получаемой информации) и другие компоненты образовательного процесса.

На современном этапе подготовки специалистов ставится акцент на готовности к самообразованию, однако в массовой практике подготовки будущих учителей на настоящий момент возможности ориентировать студентов на заниятия самообразовательной деятельностью используются далеко не в полной мере. Необходим поиск новых эффективных путей.

В соответствии с определением «Краткого психологического словаря», готовность может быть рассмотрена в двух аспектах: функциональном (субъективном) - как состояние личности, осознающей себя способной к осуществлению деятельности, стремящейся ее выполнить; и содержательном (объективном) - как наличие у субъекта сформированных свойств, качеств, знаний, умений и т. д., необходимых для успешного осуществления им деятельности [5]. С точки зрения ряда специалистов (В. А. Сластенин, Л. А. Шипилина и др.), готовность есть качественная характеристика критериев, определяемых профессиограммой учителя. В нее входят свойства и характеристики, от которых зависит направленность личности; требования к психолого-педагогической подготовке; объем и состав специальной подготовки; содержание методической подготовки по специальности [6].

Основываясь на определениях категорий самообразование и готовность к самообразованию, мы предприняли попытку продиагности-ровать: воспринимают ли студенты будущую профессиональную деятельность как ценность. Были заданы вопросы: Воспринимаете ли Вы избранную профессиональную деятельность

как ценность и как возможность обеспечить себе в будущем счастливую жизнь? Является ли для Вас самообразование важным видом учебной деятельности в овладении профессиональными знаниями?

Результаты опроса показали, что процент студентов, безучастных к профессиональному самоопределению, т. е. социально пассивных, достаточно велик. По их мнению, «не столь важно, какую именно профессию получить». Однако большинство респондентов, хотя зачастую и не представляют, где найдут работу по окончании вуза, желают учиться и понимают, что знания нужны для будущей профессии. Часть опрошенных (38%) осознают значимость самообразования в профессиональной подготовке, но не уверены, что способны быстро овладеть этим видом деятельности.

Следующий этап эксперимента подразумевал определение уровня готовности студента к самообразовательной деятельности. Согласно ряду критериев: мотивационный, когнитивный (осведомленность), организационный, личностный, наличие способностей, самоуправление - мы выделили высокий, средний и низкий уровни самообразовательной деятельности.

При высоком уровне обучающийся владеет умениями самообразовательной деятельности, систематически применяет их (все названные компоненты присутствуют и ярко выражены). При среднем проявляет стремление к овладению самообразовательной деятельностью (не все компоненты реализованы, но существуют на уровне представлений). При низком студент осведомлен о самообразовательной деятельности на уровне понятий (сущность самообразования, значимость его для будущей профессии).

Было проведено анкетирование по вопросам:

- Какими мотивами Вы руководствуетесь при осуществлении самообразовательной деятельности? («Интерес к знаниям», «стремление повысить эрудицию», «более качественная подготовка к профессиональной деятельности» и

др.);

- Насколько Вы осведомлены о сущности самообразовательной деятельности? Возможные ответы: «Имею представление о сущности самообразования», «Осознаю значимость самообразования для человека», «Имею представление о различных приемах самообразования (понимание смысла высказываемого, постановка вопросов, уточнение понимания, обоснование собственной точки зрения)»;

- Владеете ли вы умениями, необходимыми для организации самообразовательной деятельности? Варианты ответов: «Владею умением сформулировать цели и задачи работы», «Владею умением выбрать варианты (способы) решения поставленных задач», «Умею использовать полученные знания в различных ситуациях»;

- Обладаете ли Вы способностью к самообразовательной деятельности? Ответы: «Способен быстро включаться в работу», «Способен быстро перерабатывать информацию», «Спосо-

бен перестраивать свои действия в зависимости от ситуации и находить оригинальные, нестандартные решения поставленной задачи»;

- Вы знакомы с процессами самоконтроля? Умеете управлять собой? Испытываете потребность в этом? Полученные ответы: «Имею потребность в систематическом самоанализе», «Стремлюсь соотносить свои действия с поставленными целями и задачами», «У меня есть потребность не только выполнять действие, но и обосновать его результат»;

- Вам присущи такие качества, как проявление волевого напряжения, направленность на преодоление трудностей, ответственность за осуществление поставленных задач самообразовательной деятельности?

Результаты, полученные в ходе анкетирования, отражены в таблице.

Готовность студентов

к самообразовательной деятельности

Уровни Высокий Средний Низкий

Количество студентов (%) 4,3 % 38, 1 % 57, 6 %

На основании проведенного эксперимента можно констатировать, что в высших учебных заведениях довольно значителен процент студентов, не осознающих значимость самообразования для эффективной подготовки к будущей профессиональной деятельности. Отмечается снижение интереса к учебе, особенно на старших курсах, нередки случаи разочарования в выбранной специальности.

Если студент уже на первых курсах не удовлетворен процессом обучения и не задумывается над тем, как усовершенствовать свою работу над получением знаний, то при переходе на старшие курсы интерес к профессии может исчезнуть. Это в значительной мере обусловлено слабой вырабо-танностью навыков самообразования. Их отсутствие, как и недостаток волевых качеств не позволяет воспитывать разносторонний ум, повышать свой уровень владения профессиональными знаниями и умениями; отсюда и происходит снижение интереса к учебной деятельности, к будущей специальности.

Профессиональное учебное заведение призвано сформировать готовность к будущей профессиональной деятельности и обеспечить каждому студенту социальную поддержку. Социальная поддержка понимается как обеспечение высокого качества образовательного процесса (главного средства повышения конкурентоспособности будущего специалиста на рынке труда) и высокое качество воспитательного процесса (организация досуга - средства формирования социально-активного, нравственно-воспитанного, интеллектуально-развитого специалиста). Ведущую роль в этом играет потребность в самообразовательной деятельности.

Осуществленный диагностический эксперимент, его результаты - первая ступень поиска эффективных путей и системы в работе высшего учебного заведе-

ния по формированию у студентов-первокурсников гототвности к самообразованию.

Литература

1. О национальной доктрине образования в Российской Федерации: постановл. Правительства Российской Федерации, 4 окт. 2000 г. N° 751 // Российская газета. 2000. 11 окт.

2. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М., 1998.

3. Айзенберг А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. М., 1986; Гессен

С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную

философию. М., 1995; Карпова О. Л. Теоретикометодологические аспекты самообразовательной деятельности студентов: инновационный подход // Саморазвитие человека: инновации в образовательном пространстве. Н. Новгород, 2007. С. 16-24.

4. Добреньков В. И., Нечаев В. Я. Общество и образование. М., 2003.

5. Краткий психологический словарь / сост. Л. А. Карпенко. М., 1985.

6. Сластенин В. А., Исаев И. Ф. и др. Педагогика: учеб. пособие для студентов. М., 1997; Шипи-лина Л. А. Подготовка менеджеров образования в педагогическом университете. Омск, 1998.

A. R. GALusTOV. DIAGNOsTIcs OF READINEss OF sTuDENTs TO sELF-EDucATIONAL ACTIVITY

The article deals with the methods of conduct the research to define readiness of first-year students of pedagogic institute of higher education for self-educational activity, as a factor of professional growth.

Key words: self-education, self-educational activity, self-government, self-control, self-esteem.

П. А. ЧЕРВАТЮК

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Автор рассматривает проблему подготовки учителей музыки, их соответствие требованиям к уровню знаний, умений, навыков, предъявляемым современной системой образования и запросами общества. Ключевые слова: профессиональная подготовка учителя музыки, научно-методическая работа в музыкальных дисциплинах.

На современном этапе развития необходимо систематически совершенствовать мастерство учителей музыки - проводников музыкальной культуры, получающих образование в педагогических вузах и вузах культуры и искусств. Анализируя проблему, прежде всего необходимо обратить внимание на характер профессионально-ориентированных музыкальных компетенций абитуриентов. Уровень развития будущих студентов различен: поступающие в большинстве своем не имеют достаточной начальной подготовки, которая позволила бы им в дальнейшем успешно заниматься.

Требуются учебники и учебно-методические пособия, написанные наиболее доступно, необходима разработка профессионально-ориентированных заданий и специальные методические пояснения к сложным вопросам, от которых напрямую зависит совершенствование профессионального образования в сфере искусства.

Сейчас учитель музыки должен быть универсалом, специалистом широкого профиля. От него требуется вести уроки, иметь хорошие певческие способности, обучать игре на одном из классических музыкальных инструментов (фортепиано, баян, аккордеон, гитара) владеть дирижерскими навыками. Достаточно часто преподавателю приходится соприкасаться и с работой оркестров -духовых и народных инструментов, которые ве-

дут самостоятельную творческую деятельность или аккомпанируют при исполнении вокальнохоровых произведений. Как показывает практика, многие ребята кроме средней общеобразовательной школы посещают ДМШ и ДТТТИ. Не исключено, что дирекция СОШ может предложить им создать оркестр или инструментальный ансамбль. В подобной ситуации все знания и умения в различных сферах и направлениях музыкального искусства, приобретенные педагогом, будут своевременными и необходимыми.

Особую роль в подготовке специалиста играют гармония и сольфеджио. Эти дисциплины дополняют друг друга и не могут существовать по отдельности. Гармония (высшая ступень теории музыки) является основой для выбора средств художественной выразительности при создании и исполнении произведения и объектом изучения. В условиях школы или вуза это учебный предмет, знание которого позволяет более свободно воспринимать многоголосную музыку, ориентироваться в созвучиях и их взаимосвязи.

Гармония активно влияет на развитие творческих способностей личности, становится основным принципом при инструментовке и аранжировке оркестровых и вокально-хоровых композиций. Подчеркивая важность этой дисциплины, основоположник русской классической музыки

Михаил Иванович Глинка отметил: «Дело гармонии <.. .> дорисовать для слушателя те черты, которых нет и не может быть в вокальной мелодии» [1]. Подобное же мнение высказывал и немецкий композитор Роберт Шуман: «В музыке, как в шахматах, королева (мелодия) обладает высшей властью, но решает всегда король (гармония)» [2] и советовал каждому из молодых музыкантов: как можно ранее усвой себе основные начала гармонии!

Из-за различия в музыкальных способностях студенты испытывают большие затруднения при знакомстве с гармонией, а существующая на сегодняшний день традиционная система обучения и разработанная к ней методика не позволяют им в короткое время преодолеть возникающие проблемы. В связи с этим целесообразно внедрить в практику преподавания гармонии новые разработки (на основе алгоритма). Подобные системы позволяют, по нашему мнению, достигать высоких результатов, причем в короткое время и без больших физических и психологических затрат.

Значимость системности при усвоении материала отмечал К. Д. Ушинский: «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предмета, дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, все равно что кладовая, в которой все есть, но в таком беспорядке, что сам хозяин ничего не отыщет» [3].

В процессе реализации педагогической системы высокий практический результат достигается при использовании алгоритмов. Благодаря их освоению студент свободно строит и соединяет любые аккорды, применяемые в курсе гармонии и гармонического сольфеджио (играет и поет их, что, в свою очередь, совершенствует музыкальный слух и профессиональные способности будущего учителя музыки).

Алгоритм упорядочивает множество внутренних и внешних взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, с его помощью, путем проведения простых операций, мы получаем возможность решать сложные учебные вопросы. Определение наиболее эффективных способов, приемов и средств, построение программы пошаговых действий освоения гармонии базируются на основе дидактики - «педагогической дисциплины, призванной обеспечивать принципиальное единство в определении как содержания, так и путей и средств обучения» [4].

Различные авторские методики позволяют дать студентам хорошие знания, умения и практические навыки - решить задачу подготовки преподавателя музыки, обладающего универсальными профессиональными способностями. Это поможет поднять музыкальное образование на высокую ступень и через организационно-методическую инновационность сохранить традиции

русской музыкальной школы, выработанные корифеями. При построении системы образования особенно важно учитывать исторический аспект, так как «любая динамическая система, по сути, является одновременно единством трех своих состояний: прошедшего, настоящего и будущего. В нее включены элементы, оставшиеся от прошлых ее состояний, и зародыши новых, нарождающихся. В связи с этим мало увидеть в изучаемом объекте систему в развитии: ее уходящее прошлое, ее существующее настоящее, ее наступающее будущее. Только тогда и можно всерьез говорить об эффективном управлении ею, ее развитии» [5].

В России активно осуществляется перестройка профессионального образования по различным направлениям, утверждаются новые государственные стандарты. Так, перед работниками науки и педагогическими коллективами стоят весьма актуальные задачи по совершенствованию системы и отдельных методик преподавания музыки - одного из самых массовых, распространенных видов художественной культуры. Соответствующие проблемы должны решаться учеными и практиками музыкальных факультетов различных вузов. Определенные усилия в этом направлении предпринимает Московский городской педагогический университет. В частности, разработан и утвержден перспективный план подготовки молодых ученых -кандидатов и докторов наук, созданы диссертационные советы. При аспирантуре Института педагогики и психологии образования МГПУ лицензированы научные специальности: 13.00.02 - теория и методика обучения музыке, 13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности, 13.00.08 - теория и методика профессионального образования.

Таким образом, ведется целенаправленная научная и учебно-методическая работа по совершенствованию подготовки специалистов музыкальной сферы.

Литература

1. Глинка М. И. Литературное наследие: в 2 т. Т. 1. М., 1952. С. 350.

2. Шуман Р. Жизненные правила и советы молодым музыкантам / пер. П. И. Чайковского. М., 1903. С. 16.

3. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т. З. М., 1989. С. 174.

4. Исследование методологических проблем комплексного подхода к воспитанию: тез. докл. X сессии Всесоюз. семинара по методологич. и теоретич. пробл. педагогики / под ред. З. А. Мальковой. М., 1982. С. 136.

5. Системное исследование процесса воспитания: подход, предмет, методы / под ред. А. Т. Куракина, Л. И. Новиковой. М., 1983. С. 8.

p. a. chervatyuk. some aspects of improving the professional training

of music specialists

The author considers the problem of music teachers' training, if they are up to quality regarding the level of knowledge, abilities and skills that are put in a claim by the modern educational system and by needs of society. Key words: professional training of a music teacher, scientific and methodological work in music subjects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.