ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
581
2024. Т. 34, вып. 3
УДК 94(47)"П":342.5П.2(045) Д.М. Котышев
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРОЦЕДУРЫ НАСТОЛОВАНИЯ КИЕВСКИХ КНЯЗЕЙ В СЕРЕДИНЕ - ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XII ВЕКА
В статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные с процедурой настолования киевских князей в середине - второй половине XII века. Отмечается, что фраза «поклонисл стои Бди», неоднократно встречающаяся в описании княжеских инвеститур, может являться описанием церемонии поклонения княжеским реликвиям, хранящимся в Десятинной церкви. Это поклонение являлось частью ритуала посажения князей на киевский стол, который складывался на протяжении второй половины XII века.
Ключевые слова: Софийский собор, Десятинная церковь, княжеский стол, Владимир Мономах, Изяслав Мстисла-вич, Рюрик Ростиславич
DOI: 10.35634/2412-9534-2024-34-3-581-584
Традиции княжеского настолования неоднократно становились предметом пристального внимания исследователей. Мне уже неоднократно доводилось обращаться к этой теме; полученные наблюдения были обобщены в двух выступлениях на конференциях в 2021 г. [7] и в отдельной статье [8]. Но сейчас я хотел бы затронуть некоторые аспекты процедуры настолования, которые сначала оказались на периферии научного внимания.
Речь идет о нескольких эпизодах княжеского настолования, вызывающих особый интерес. Так, под 6654 (1146) г. Ипатьевская летопись (далее - Ипат) сообщает, что Изяслав Мстиславич «приЬха къ стои Софьи и поклонисл стои Бци и сЬде на столЬ дЬда своего и йца своего» [14, стб. 327]. О какой «св. Богородице» идет здесь речь? Некоторые разъяснения дают другие сообщения Ипат. Под 6657 (1149) г., говоря о пребывании Владимира Володаревича в Киеве, летописец сообщает: «приЬха къ сто' и Софьи и йтода Ьха ко стЬ" и Бци ДеслтиньнЬи» [14, стб. 403]. Таким же маршрутом проследует в 1194 г. Рюрик Ростиславич, став после смерти своего соправителя Святослава Всеволодовича полновластным киевским князем - «и поЬха Рюрикъ Кыевоу изидоща противоу емоу со крст ъ1 митрополитъ игоумени вси и Кижни вси ^ мала и до велика с радостью великою Рюрикъ же вшедъ во сто"ую Софью и поклонисл стмоу Спсо'у и стЬ" и БцЬ и сЬде на столЬ дЬда своего и ища своего» [14, стб. 681].
Анализируя известие о пребывании в Киеве Владимира Галицкого, можно заключить, что под Святой Богородицей подразумевалась Десятинная церковь. Согласно наиболее распространённому в историографии мнению, она была освящена в честь праздника Успения Богородицы1. В этом случае маршрут, обрисованный летописцем, выглядел следующим образом - от св. Софии вдоль современной ул. Владимирской до Десятинной церкви. Следовали ли этим маршрутом Изяслав Мстиславич и Рюрик Ростиславич, утверждать трудно. В случае с Владимиром Галицким прямо указано - «Ьха ко стЬ" и Бци ДеслтиньнЬи». Изяслав же «приЬха къ стои Софьи и поклонисл стои Бци», Рюрик - «вшедъ во сто" ую Софью и поклонисл стмоу Спсо'у и стЬ" и БцЪ». Здесь пространство для предположений и допущений достаточно обширное. Св. Богородица в эпизодах с Изяславом и Рюриком может быть в равной степени истолкована как Десятинная церковь, с одной стороны, и чтимый образ Богородицы, находящийся, предположительно, в киевской Софии, - с другой.
1 Мнение о посвящении Десятинной церкви празднику Успения Богородицы впервые было высказано митр. Евгением (Болховитиновым) [5, с. 9]. В дальнейшем это мнение получило распространение в последующей историографии [6, с. 266-268; 15, с. 242-244; 10, с. 178, 221]. Одним из ключевых аргументов сторонников этой точки зрения является упоминание Десятинной церкви как Успенской в ряде источников ХУТ-ХУЛ вв. (в Тверском сборнике, в Чудовской редакции Жития св. Владимира, в некоторых вариантах проложного Жития св. Владимира, в помяннике киево-печерского архимандрита Иосифа Тризны). Согласно другой точке зрения, Десятинная церковь была освящена в честь праздника Рождества Богородицы [9, с. 453-454]. Другие исследователи, несогласные с наречением храма в честь Успения, считают, что Десятинная могла быть «посвящена реликвиям, в частности, какой-то иконе Богоматери» [1, с. 237]
2024. Т. 34, вып. 3
СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
Если принять первую точку зрения, то в этом случае, мы наблюдаем формирующийся в середине
- второй половине XII века обряд княжеского настолования. Он включал в себя, помимо прочего, поклонение двум ключевым святыням города - Софийской и Десятинной церквям. Указанная церемония опиралась, по-видимому, на какие-то элементы византийского сценария инвеституры (торжественная служба в храме, следование помазанного на царство басилевса во дворец и т. п.). Киевская София в данном случае являлась отражением или символом Софии Константинопольской. Какую же роль играла Десятинная церковь? В этом вопросе есть одна-единственная зацепка, на которую в свое время обратил внимание А. П. Толочко [16]. Речь идет об известии Лаврентьевской летописи под 6711 (1203) г., где повествуется о взятии Киева Рюриком Ростиславичем: «не токмо wдино Подолье взАша и пож-гоша ино Гору взАша и митрополью стую Софью разграбиша и ДесАтиньную стую Бцю разграбиша и манастыри всЬ и иконъ1 wдраша а иныЪ поимаша и кроты чстныж и ссудъ1 свщныж и книгы и порты блжнъ1хъ первых" кнАзьи еже бжху повышали в щэквахъ стХъ на памАт собЪ то положиша все собЪ в полнь» [13, стб. 418].
Примечательно, что в числе захваченной добычи называются «порты блжныхъ первых" кнАзьи»
- парадные одеяния, приписываемые (или реально принадлежавшие) князьям, правившим в Киеве в XI веке. Речь, скорее всего, может идти о Владимире Святославиче и Ярославе Владимировиче - тех киевских правителях, которые удостаивались эпитета «блаженный»2. Где же конкретно хранились эти княжеские облачения? Можно предположить, что хранились они в Десятинной церкви как месте погребения Владимира Святославича3.
Ссылаясь на практику коронации византийских императоров [12, с. 35], А.П. Толочко полагает, что княжеские одеяния, хранящиеся в Софийском и Десятинном храмах, имели не только декоративное, но и ритуальное значение - использовались при совершении церемонии посажения на стол [16, с. 40].
Роль Десятинной церкви в этом случае была аналогична той роли, которую играл в византийском придворном церемониале храм св. Феодора, который располагался в северо-восточном углу Хрисотри-клиния и служил «ризницей парадных царских облачений» [2, с. 44]. Поэтому, если исходить из предположения, что фраза «поклонисА стои Бди» означает поклонение Десятинной церкви, тогда весь маршрут князей во время торжественной процедуры настолования становится понятным до конца.
После встречи и торжественного въезда в город князья приезжали к св. Софии (приеха, въшед), где служилась праздничная служба или молебен; затем следовали к Десятинной церкви, где поклонялись реликвиям (одеяниям «первых князей») и только потом следовали на княжеский двор, где совершалась процедура посажения на стол («сЬде на столЪ д^да своего и wца своего»). Если высказанное мной предположение верно, то это может означать, что во второй половине XII века начинает оформляться ритуал посажения на киевский стол.
Но этот ритуал был далек от своего окончательного оформления, более того, он находился в самом начале своего формирования. Кроме того, церковная процедура посажения на стол, начиная с момента своего возникновения в 1113 г., использовалась в дальнейшем преимущественно Мстислави-чами (на что обратил внимание А. Ю. Виноградов) [4, с. 13-14].
В целом, можно сделать вывод, что инвеститура киевских князей на протяжении XII века находилась в стадии становления, постепенно эволюционируя из сугубо дружинного ритуала в церемонию политической присяги киевской политии. На это обстоятельство прямо указывает обращение киевлян к Изяславу Мстиславичу в описании событий Ипат. под 6658 (1151/1152 мартовским [3, с. 142, 151]) годом: «Кижне же рекоша ИзАславоу ты нашь кюь поЪди же къ сгои Софьи сади на столЪ ^ца своего и дЪда своего» [14, стб. 397]. Рассмотренный выше эпизод с поклонением «стои Бци»,
2 Во всяком случае, эпитет «блаженный» применен летописцем в некрологе Владимира Святославича под 6523 (1015) г.: «и вложиша и в корсту мороморАну схраниша тЬло кго с плачемь блжнаго киаза се есть новыи КостАнтинъ великого Рима» [13, стб. 130]; блаженным его характеризует митрополит Иларион [Молдован, 1984, с. 97]. «Благоверным» именуется в поминальной записи под 6633 (1125) г. Владимир Мономах: «ПрестависА блгов'Ьрнъш и великъ1и кназь Русскъ1и Володимеръ» [13, стб. 294]; «ПрестависА блгов'Ьрнъш (и блгороднъш) кнзь хсолюбивъш великъш кнзь всеж Руси Володимерь Мономахъ» [14, стб. 289]
3 Данное предположение может, конечно, встретить возражение на предмет истолкования текста, в котором сказано «еже бАху повышали в црквахъ стхъ на памАт собЪ»; упоминание храмов здесь дается во множественном числе. Такая форма словоупотребления может свидетельствовать в пользу того, княжеские одеяния находились сразу в нескольких храмах.
О некоторых аспектах процедуры настолования киевских князей.
СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
583
2024. Т. 34, вып. 3
на мой взгляд, может рассматриваться в контексте эволюции киевской инвеституры. Её незавершенность, наблюдаемая по источникам вплоть до конца XII в., может быть объяснена перипетиями церковной истории середины - второй половины XII в., в первую очередь, церковным кризисом, который был разрешен только после событий 1169 г. [4, 2022].
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асеев Ю. С., Беляев Л. А. Десятинная Богородицы церковь в Киеве // Древняя Русь в средневековом мире. Энциклопедия. М.: Ладомир, 2014. С. 237-239.
2. Беляев Д. Ф. Byzantina: Очерки, материалы и заметки по византийским древностям. Кн. 2: Ежедневные и воскресные приемы византийских царей и праздничные выходы их в Храм св. Софии в IX-X в. СПб., 1893. VIII, XLVIII, 308 с.
3. Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М.: Изд-во АН СССР, 1963.
4. Виноградов А. Ю. Религиозный аспект церемонии вокняжения в домонгольской Руси // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2022. № 2(88). С. 5-16.
5. Евгений (Болховитинов). Описание Киево-Софийского собора и киевской иерархии. Киев, 1825. [4], 291, [1] с.
6. Ильин М. А. О наименовании Десятинной церкви // Советская археология. 1965. № 2. С. 266-268.
7. Котышев Д. М. Инвеститура киевских князей XI-XII вв. // Восточная Европа в древности и средневековье. Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР Владимира Терентьевича Пашуто. Вып. XXXII: Сравнительные исследования социокультурных практик. М., 2020. С. 121-126.
8. Котышев Д. М. Инвеститура киевских князей XI-XII веков // Вестник Удмуртского университета. Серия история и филология 2022. Т. 32, вып. 1. С. 93-100.
9. Кузьмин А. В., Ивакин Г. Ю., Козюба В. К. Десятинная церковь // Православная энциклопедия. Т. 14 (Даниил - Димитрий). М.: Православная энциклопедия, 2006. С. 452-456.
10. Кучкин В. А. Княжеский помянник в составе Киево-Печорского Патерика Иосифа Тризны // Древнейшие государства Восточной Европы. 1995. М.: Наука, 1997. С. 166-233.
11. Молдован А. М. «Слово о законе и благодати» Илариона. Киев: Наукова думка, 1984. 238 с.
12. Острогорский Г. А. Эволюция византийского обряда коронования // Византия. Южные славяне и древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура. М.: Наука, 1973. С. 33-42.
13. Полное собрание русских летописей. Т. 1: Лаврентьевская летопись. М.: Языки русской культуры, 1997. 496 с.
14. Полное собрание русских летописей. Т. 2: Ипатьевская летопись. М.: Языки русской культуры, 1998. 648 с.
15. Рапов О. М. Русская церковь в IX - 1-й трети XII в.: Принятие христианства. М.: Высш. школа, 1988. 414, [2] с.
16. Толочко А. П. «Порты блаженных первых князей»: к вопросу о византийских политических теориях на Руси // Южная Русь и Византия. Киев: Наукова думка, 1991. С. 34-42.
Поступила в редакцию 03. 11.2023
Котышев Дмитрий Михайлович, кандидат исторических наук, доцент, педагог дополнительного образования МБОУ «Лицей № 13»
457100, Россия, Челябинская область, г. Троицк, ул. Красноармейская, 36 E-mail: [email protected]
D.M. Kotyshev
ON SOME ASPECTS OF THE PROCEDURE OF KIEV PRINCES' ENTHRONEMENT IN THE MIDDLE -THE SECOND HALF OF THE XII CENTURY
DOI: 10.35634/2412-9534-2024-34-3-581-584
The article considers some issues related to the procedure of enthronement of Kiev princes in the middle - second half of the XII century. It is noted that the phrase "poklonisA stoi Btsi," repeatedly found in the description of princely investitures, can be a description of the ceremony of worship of princely relics stored in the Tithes Church. This worship was part of the ritual of Kiev princes' enthronement, which took shape throughout the second half of the XII century.
Keywords: St. Sophia Cathedral, Tithes Church, princely throne, Vladimir Monomakh, Izyaslav Mstislavich, Rurik Ros-tislavich.
2024. Т. 34, вып. 3
СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
REFERENCES
1. Aseev Iu. S., Beliaev L. A. Desiatinnaia Bogoroditcy' tcerkov' v Kieve [Tithes of the Virgin Church in Kyiv] // Drevniaia Rus' v srednevekovom mire. E'ntciclopediia [Ancient Russia in the medieval world. Encyclopedia]. Moscow: Ladomir, 2014, pp. 237-239. (In Pussian).
2. Beliaev D. F. Byzantina: Ocherki, materialy' i zametki po vizantii'skim drevnostiam. Kn. 2: Ezhednevny'e i voskresny'e priemy' vizantii'skikh tcarei' i prazdnichny'e vy'hody' ikh v Khram sv. Sofii v IX-X v. [Byzantina: Essays, materials and notes on Byzantine antiquities. Ch. 2: Daily and Sunday receptions of Byzantine kings and their festive exits to the Church of St. Sophia in the IX-X century.] SPb., 1893. VIII, XLVIII, 308 p. (In Pussian).
3. BerezhkovN. G. Khronologiia russkogo letopisaniia [Berezhkov N. G. Chronology of the Russian annals]. Moscow: Izd-vo AN SSSR, 1963.
4. Vinogradov A. Yu. Religiozny'i' aspekt tceremonii vokniazheniia v domongol'skoi' Rusi [Religious Aspect of the Enthronement Ceremony in Pre-Mongol Rus] // Drevniaia Rus'. Voprosy' medievistiki [Ancient Russia. Questions of medieval studies], 2022. no 2(88). pp. 5-16. (In Russian).
5. Evgeniis (Bolhovitinov). Opisanie Kievo-Sofii'skogo sobora i kievskoi' ierarhii [Description of the Kyiv-Sophia Cathedral and the Kyiv hierarchy]. Kiev, 1825. [4], 291, [1] p. (In Russian).
6. IVin M. A. O naimenovanii Desiatinnoi' tcerkvi [On the name of the Tithe Church] // Советская археология [Soviet archaeology]. 1965. no 2. pp. 266-268. (In Russian).
7. Kotysshev D. M. Investitura kievskikh kniazei' XI-XII vv. [Investiture of the Kiev princes of the XI-XII centuries]. Vostochnaia Evropa v drevnosti i srednevekov'e. Chteniia pamiati chlena-korrespondenta AN SSSR Vladimira Ter-ent'evicha Pashuto. Vy'p. XXXII. Sravnitel'ny'e issledovaniia sotciokul'turny'kh praktik [Eastern Europe in antiquity and the Middle Ages. Readings in memory of Vladimir Terentyevich Pashuto. Issue. XXIII: Comparative studies of sociocultural practices]. Moscow, 2020, pp. 121-126. (In Pussian).
8. Kotysshev D. M. Investitura kievskikh kniazei' XI-XII vv. [Investiture of the Kiev princes of the XI-XII centuries] // Vestneyk Udmurtskogo universiteta. Seriia istoriia i filologiia [Bulletin of Udmurt University. Series History and Philology] 2022. T. 32, issue 1. pp. 93-100. (In Russian).
9. Kuzsmin A. V., Ivakin G. Iu., Koziuba V. K. Desiatinnaia tcerkov' [Tithe Church] // Pravoslavnaia e'ntciclopediia. T. 14 (Daniil - Dimitrii) [Orthodox Encyclopedia. T. 14 (Daniel - Dimitri)]. Moscow: Orthodox Encyclopedia, 2006. pp. 452-456. (In Russian).
10. Kuchkin V. A. Kniazheskii' pomiannik v sostave Kievo-Pechorskogo Paterika Iosifa Trizny' [Princely commemorator as part of the Kyiv-Pechora Paterik Joseph Trizna] // Drevnei'shie gosudarstva Vostochnoi' Evropy' [The oldest states of Eastern Europe]. 1995. Moscow: Nauka Publ., 1997. С. 166-233. (In Russian).
11. Moldovan A. M. «Slovo o zakone i blagodati» Ilariona [Hilarion's "The Word of Law and Grace"]. Kiev, Naukova Dumka, 1984. 238 p. (In Russian).
12. OstrogorskiV G. A. E'voliutciia vizantii'skogo obriada koronovaniia [Evolution of the Byzantine rite of coronation]. Vizantiia. Iuzhny'e slaviane i drevniaia Rus'. Zapadnaia Evropa. Iskusstvo i kul'tura [Byzantium. Southern Slavs and ancient Russia. Western Europe. Art and culture]. Moscow, Nauka Publ., 1973, pp. 33-42. (In Pussian).
13. Polnoye sobraniye russkikh letopisey [Complete collection of Russian chronicles]. Vol. 1: Lavrent'yevskaya letopis'. Moscow, Yazyki russkoy kul'tury Publ., 1997, 496 p. (In Pussian).
14. Polnoye sobraniye russkikh letopisey Complete collection of Russian chronicles]. Vol. 2: Ipat'yevskaya letopis'. Moscow, Yazyki russkoy kul'tury Publ., 1998, 648 p. (In Pussian).
15. Rapov O. M. Russkaia tcerkov' v IX — 1-i' treti XII v.: Priniatie khristianstva [Russian Church in the IX - 1st third of the XII century: Adoption of Christianity.]. Moscow: Higher School Publ., 1988. 414, [2] p. (In Russian).
16. Tolochko A. P. «Porty' blazhenny'kh pervy'kh kniazei'»: k voprosu o vizantii'skikh politicheskikh teoriiakh na Rusi ["Ports of the blessed first princes": on the issue of Byzantine political theories in Russia]. Iuzhnaia Rus' i Vizantiia [Southern Russia and Byzantium]. Kiev, Naukova Dumka, 1991. pp. 34-42. (In Russian).
Received 03.11.2023
Kotyshev D.M., Candidate of History, Associate Professor, Teacher of additional education Lyceum No. 13
Krasnoarmeyskaya st., 36, Troitsk, Chelyabinsk region, Russia, 457100 E-mail: [email protected]