УДК 336.2
Лукашова О.В. студент
Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины
Беларусь, г. Гомель Научный руководитель: Бова И.А. старший преподаватель кафедры Экономической информатики, учета и коммерции Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины
Беларусь, г. Гомель О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Аннотация. Статья посвящена вопросам налогового планирования в организациях Республики Беларусь с целью минимизации налоговой нагрузки. Рассмотрены аспекты стратегического налогового планирования по отношению к трем объектам налогообложения: выручка от реализации продукции (работ, услуг); заработная плата; прибыль. Уделено внимание и такому инструменту оперативного налогового планирования как налоговый календарь.
Ключевые слова: налоги, налогообложение, налоговая нагрузка, выручка, заработная плата, прибыль, налоговое планирование.
Lukachova O. student
Francisk skorina gomel state university
Belarus, gomel Scientific director i. Bava, university lecturer Francisk skorina gomel state university
Belarus, gomel
TAX PLANNING IN ORGANIZATIONS OF THE REPUBLIC OF
BELARUS
Abstract. The article is devoted to tax planning in organizations of the Republic of Belarus in order to minimize the tax burden. The aspects of strategic tax planning in relation to three objects of taxation are considered: revenue from sales of products (works, services); wage; profit. Attention is paid to such an instrument of operational tax planning as the tax calendar.
Keywords: taxes, taxation, the tax burden, revenue, salary, profit, tax planning.
Налоги занимают одно из ключевых мест среди экономических рычагов, используемых государством для воздействия на экономику страны. При этом, формирование рациональной налоговой системы и установление оптимальной налоговой нагрузки является самой сложной задачей в отношениях государства с субъектами хозяйствования.
Налоговая нагрузка представляет собой отношение общей суммы уплаченных налогов и сборов за определенный период к сумме доходов субъекта хозяйствования за аналогичный период [1, с.208].
С целью снижения налоговой нагрузки субъектам хозяйствования Республики Беларусь необходимо постоянно производить мониторинг изменений в области налогообложения и умело применять данные знания для оптимизации налоговых платежей. Это осуществляется, прежде всего, через использование предоставляемых государством налоговых льгот и преференций. Одним из средств достижения поставленной цели следует назвать и налоговое планирование, которое позволяет заранее просчитать налоговую составляющую в доходах того или иного вида деятельности и рационально решить вопрос о целесообразности практической реализации отдельных инициатив [2, с. 117].
Налоговое планирование определяется как организация деятельности налогоплательщика с целью минимизации его налоговых обязательств на долгосрочный период времени в рамках действующих налоговых законов. Его сущность заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законом средства, приемы и способы снижения налоговой нагрузки [3, с. 201].
В Республике Беларусь средний уровень платежей организаций в государственный бюджет составляет около 20 % выручки от реализации продукции (работ, услуг). За счет оставшейся доли субъекты хозяйствования должны покрывать текущие затраты и осуществлять модернизацию производства, что для большинства из них оказывается проблематичным. В такой ситуации особое значение приобретает налоговое планирование.
Налоговое планирование у субъекта хозяйствования должно начинаться на этапе государственной регистрации, поскольку уже сама организационная форма способна давать льготы по уплате налогов и сборов.
Значительно уменьшить платежи в бюджет позволяют налоговые льготы. Их перечень настолько велик, что любая организация может найти способ их применения. Следовательно, налоговое планирование, связанное с использованием налоговых льгот, должно быть особенно тщательным.
Налоговые льготы по своей сути носят стимулирующий характер. Государство, предоставляя налоговые льготы плательщикам, стимулирует их действовать в определенном русле. Однако, на наш взгляд, налоговые льготы создают неравенство среди налогоплательщиков, так как освобождение от налога одних субъектов ведет к увеличению налоговой нагрузки на других. Здесь более рациональным следует назвать опыт экономически развитых государств, которые совершенствуют свои налоговые системы путем уменьшения количества льгот и снижения налоговых ставок.
Система налогообложения организаций Республики Беларусь основывается на данных бухгалтерского учета. Следовательно, основой налогового планирования становится выбор учетной политики с точки зрения создания налоговой базы. В отечественной налоговой системе большая часть
налогов и сборов связана с тремя объектам налогообложения: выручка от реализации продукции (работ, услуг); заработная плата; прибыль [4].
С выручки от реализации продукции (работ, услуг) организации уплачивают наибольшую сумму платежей в виде косвенных налогов (налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и др.). В экономической литературе эта группа налогов считается нейтральной для организаций, так как их уплата в результате перекладывается на конечного потребителя. Однако, следует отметить ряд нюансов по данному вопросу:
- косвенные налоги увеличивают цену произведенных товаров, работ, услуг, что снижает их конкурентоспособность на рынках сбыта;
- косвенные налоги перечисляются в бюджет в первоочередном порядке, что уменьшает возможности субъектов хозяйствования в использовании выручки на текущие цели;
- методика начисления и уплаты косвенных налогов в Республике Беларусь построена на авансовом принципе, т.е. организации до реального получения выручки от реализации перечисляют платежи в бюджет за счет отвлечения собственных оборотных средств [4].
Таким образом, особенности уплаты косвенных налогов должны быть тщательно взвешены и учтены в налоговом планировании.
Наиболее облагаемым объектом в налоговой системе Республики Беларусь является заработная плата работников. От фонда заработной платы начисляются платежи в фонд социальной защиты населения (по ставке 34 %) и отчисления в Белгосстрах. Кроме того, заработная плата входит в состав добавленной стоимости и облагается НДС по ставке 20 %. Если к этому добавить еще и ставку подоходного налога в 13 % с заработной платы, то становится понятным стремление организаций скрыть данный объект от налогообложения. Налоговое планирование в отношении такого объекта как заработная плата следует связать с минимизацией затрат на оплату труда за счет улучшения организации производства.
Налоговые платежи, исчисляемые из прибыли организации, называют прямыми налогами. К прямым налогам относятся: налог на прибыль, налог за добычу природных ресурсов сверх установленных лимитов, экономические санкции за нарушение налогового законодательства и др. Налоговое планирование в отношении данного объекта налогообложения связано, прежде сего, с использованием предоставляемых льгот.
Следует отметить, что вышеперечисленные аспекты налогового планирования относятся к его стратегическому направлению.
В качестве основного инструмента оперативного налогового планирования следует назвать налоговый календарь, который предназначен для прогнозирования предстоящих платежей.
Основой эффективной работы по исчислению и уплате налогов и сборов является грамотно организованный бухгалтерский учет, который предоставляет полную информацию за любой отрезок времени. Наличие такой информации даст возможность управленческому персоналу
регулировать налогооблагаемую базу и снижать налоговую нагрузку. Так, например, за счет варьирования датами регистрации хозяйственных операций можно переносить сроки получения выручки, прибыли или имущества на следующий месяц, что позволит отложить платежи на следующий отчетный период. Такая отсрочка налоговых платежей обеспечит использование отложенных сумм в обороте организации, а также даст инфляционную экономию в результате удешевления будущих платежей.
Обобщая вышесказанное, следует отметить, что налоговое планирование в организациях Республики Беларусь должно носить комплексный характер и вестись в тесной взаимосвязи с эффективной системой бухгалтерского учета и менеджмента.
Использованные источники:
1 Налоговый менеджмент: учебник / Под ред. И. А. Майбурова. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 591 с.
2 Адаменкова, С. И. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах, ценообразовании: теория и практика / С. И. Адаменкова. - Минск: Элайда, 2014. - 568 с.
3 Дадашев, А. З. Налоговое планирование в организации: учебно-практ. пособие / А. З. Дадашев, Л. С. Кирина. - М.: Книжный мир, 2012. - 168 с.
4 Налоговый Кодекс Республики Беларусь: Закон Респуб. Беларусь от 30.12.2018 г. № 159-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ.
Респуб. Беларусь. - Минск, 2019. - Режим доступа: https://www.pravo.by. -Дата доступа: 14.04.2019