Научная статья на тему 'О некоторых аспектах формирования идентичности в условиях общества потребления'

О некоторых аспектах формирования идентичности в условиях общества потребления Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
226
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / IDENTITY / IDENTIFICATION / CONSUMER SOCIETY / MASS CULTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бабахова Людмила Григорьевна

В статье рассматриваются происходящие социально-культурные изменения, которые во многом обусловлены влиянием процесса потребления. В фрагментированном мире потребления самость становится оторванной от общественных структур и традиций и смещается в сферу индивидуальных потребностей и желаний. Потребление изменяет социальную структуру современного общества, определяя образ жизни, устремления и характер индивида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About Some Aspects of the Formation of Identity in a Consumer Society

The article substantiates the proposition that relativism and the lack of sustainable ideological landmarks, the cultivation of unlimited choices characteristic of Western European culture, organized around mass consumption, lead to the inability to create sustainable identification models. One of the main problems of modern consumer society is the loss of sustainable, holistic identity. Radical transformations associated with changes in the nature of labor, an increase in free time, a blurring of the class structure, the spread of information technologies are reflected in the transformation of the structure and nature of consumption. The principle of consumption becomes the dominant feature of modern culture and characterizes the individual lifestyle of a person. Self-identification of an individual is closely associated with the development of lifestyle and consumerism. The historical transition to a consumer society led to a shift in the source of identity formation from the labor sphere to the sphere of consumption and leisure. Consumer roles began to act as carriers of the “way of life” rather than class affiliation. As a result, consumption has become one of the main sources of identity. In consumer culture identity is deprived of a fixed center and appears as an infinitely transformed, mobile. The ideology of consumption determines the lifestyle, preferences and character of the individual.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах формирования идентичности в условиях общества потребления»

phenomenological ontology]. Moscow, Respublika, 2000, 639 p.

9. Sartre J.-P. Ekzistentsializm - eto gumanizm [Existentialism is humanism]. In: Sumerki bogov [Twilight of the gods]. Ed. by A.A. Yakovlev. Moscow, Politizdat, 1989, 396 p., pp. 319-345.

10. Golenkov S.I. Vestnik Samarskoy gumanitarnoy akademii. «Filosofiya. Filologiya», 2006, no. 1 (4), pp. 88-112.

11. Koplston F. Istoriya filosofii. XX vek [History of philosophy. 20th century]. Transl. from English. P.A. Safronov. Moscow, ZAO Centrpoligraf, 2002, 269 p., p. 218.

9 февраля 2019 г.

УДК 140.8

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ

Л.Г. Бабахова

DOI 10.18522/2072-0181-2019-97-1-20-24

Одной из наиболее значимых проблем современного общества является проблема идентичности человека. Проблема идентичности и самоидентификации человека в современном обществе активно изучается как отечественными учеными О.А. Богданова, П.С. Гуревич, В.А. Емелин, М.В. Заковоротная, И.С. Кон, Е.И. Труфанова, А. Ю. Шеманов [1-7], так и западными мыслителями З. Бауман, Э. Гидденс, Р. Данн, К. Лэш, Р. Лифтон [8-12]; и др.

Современное общество трактуется по-разному: как общество потребления, эпоха нарциссизма, эра самопоглощения, но так или иначе данные трактовки признают, что образ жизни индивида и его идентичность стали проблематичными. Одной из основных проблем современной культуры является потеря человеком устойчивой, заданной идентичности.

Принцип потребления является одним из доминирующих признаков современной массовой культуры. Произошедшие коренные изменения, касающиеся всех сфер жизни человека, такие, как изменение и характер труда, увеличение свободного времени, стирание классовой структуры, нашли свое отражение в трансформации структуры и характера потребления.

Самоопределение человека, формирование его идентичности переместились из трудовой сферы в сферу досуга и развлечения. Сов-

Бабахова Людмила Григорьевна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и мировых религий Донского государственного технического университета, 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1, e-mail: [email protected] т. 8(863)2381554.

ременное потребление характеризует индивидуальный образ жизни индивида, указывая на его социальный статус. Большой вклад в рассмотрение феномена общества потребления внесли такие западные мыслители как Ж. Бодрийяр, Ф. Джеймисон, Дж. Ритцер, М. Физерстоун [13-16]. Разработка данной проблемы содержится в трудах таких отечественных авторов как АН. Ильин, В.И. Ильин, Д. Кузнецов, А.В. Ов-руцкий [17-20].

Целью данной статьи является анализ формирования идентичности человека в контексте развития общества потребления. Постановка цели определила решение следующих задач: определить специфику идентификации личности в обществе потребления, рассмотреть влияние потребительской идеологии на процессы идентификации, динамику и устойчивость идентичности.

Ситуация неопределенности, вызванная небывалым ростом социокультурных и материально-технических изменений, привела к кризису идентичности как изначальной сущности, определяющей личность. Возможна ли целостная, устойчивая идентичность в фрагментиро-ванном потребительском обществе и культуре? Как обрести собственную идентичность среди бесконечного выбора возможностей, предлагаемого современностью?

Lyudmila Babakhova - Don State Technical University, 1, Gagarin Square, Rostov-on-Don, 34400, e-mail: babahova_l@ mail.ru, tel.+7(863)2381554.

Идентичность - проблема современности, история которой неразрывно связана с подъемом индивидуализма, распадом традиционного западного общества, постепенным переходом к обществу модерна и его последующей сменой постмодерным состоянием. Идентичность становится проблемой в результате падения традиционной групповой жизни на Западе. В традиционном обществе идентичность в значительной степени предопределялась членством в группе и сообществе, определяемым системами родства и религии. Идентичность фиксировалась при рождении и интегрировалась в относительно стабильные структуры обычаев, убеждений и ритуалов.

Напротив, при переходе к современному обществу процесс формирования идентичности смещается во внутреннюю жизнь индивида. Подъем индивидуализма принес с собой предписания автономии свободы и выбора, и эти ценности обеспечили осознание того, что условия современной жизни требуют самоопределения человека независимо от наследственных форм мышления и поведения.

Распад традиционных социальных структур привел к тому, что индивидуум был призван к формированию своей собственной идентичности, независимо от предписываемых ему характеристик. Если в раннем капитализме основой идентичности выступали производственные отношения, то с ростом потребительского общества профессиональные идентификации медленно ослабевали, уступая место господству потребления и образа жизни. Выбор своей идентичности, самого себя является отличительной чертой современности. Опыт, а не традиции, является основным источником в обретении идентичности. Поскольку каждый делает свой индивидуальный опыт пробным камнем истины, то человек ищет тех, с кем имеет общий опыт для того, чтобы найти общий смысл. В рамках потребительской культуры появляются новые виды общностей, открывающие новые возможности для самоидентификации.

Современность порождает множество менее устойчивых, но более индивидуализированных форм участия. Массовое общество производит такие эфемерные формы сообщества, как социальные и культурные движения, медийные мероприятия, моды, тенденции образа жизни. Это означает, что современность наделяет идентичность значительной степенью эластичности. Устойчивая, заданная идентичность вызывает неудобства и затрудняет возможность самого

выбора. По мнению К. Лэша, культура общества потребления определяет выбор не как свободу выбрать один курс действий над другим, но как свободу выбирать все сразу. «Свобода выбора» означает «открытость различных вариантов выбора, «вы можете быть всем, чем вы хотите» [11, р. 38-41].

Индивид больше не следует унаследованному пути, постоянно сталкиваясь с проблемами выбора (возможность выбора карьеры, стиля жизни, друзей, убеждений и предпочтений). Больше не существует авторитетных стандартов, чтобы направлять его.

Релятивизм и отсутствие устойчивых мировоззренческих ориентиров, характеризующих современную ситуацию, культивирование неограниченного выбора, ведут к неспособности создания устойчивых моделей идентификации.

Общество потребления подорвало традиционные представления о личности, поставив под сомнение ранее принятые понятия личностной и социальной идентичности. В фрагмен-тированном мире потребления самость становится оторванной от общественных структур и традиций и смещается в сферу индивидуальных потребностей и желаний. Ключевой задачей современного человека становится познание себя. Современный период развития общества отличается фундаментальными изменениями в процессе формирования идентичности. Доминирующими установками в формировании мировоззренческих ориентиров становятся ориентация на потребление, стремление к личному успеху и материальному благополучию.

Массовая культура и потребление являются основными атрибутами современности. В современной западной культуре самоидентификация индивида тесно связана с развитием образа жизни и потребительством.

Усваивая стандарты потребительской идеологии, индивид попадет под стандартизированную модель личностного самоопределения.

Трансформируясь из непосредственного удовлетворения потребностей в один из основных элементов социализации, потребление изменяет социальную структуру современного общества, определяя образ жизни, устремления и характер индивида.

В рамках существующей мировоззренческой системы формируется специфическая среда с соответствующей ей идеологией, утверждающей первостепенное значение удовлетворения индивидуализированных потребностей. Происходит преобразование образа жизни человека.

По замечанию З. Баумана: «В отличие от производства потребление - это по своей сути индивидуальная деятельность, даже когда она выполняется в компании с другими людьми. Производственные (как правило, долгосрочные) усилия требуют сотрудничества, даже если нужно просто объединить мышечную силу людей: перенос тяжелого бревна с одного места на другое восемью людьми занимает один час, но из этого не следует, что один человек может сделать то же самое за восемь (или сколько угодно) часов... Однако в случае потребления сотрудничество является не только не нужным, но и совершенно излишним. Что бы ни потреблялось, оно потребляется индивидуально, даже если это происходит в переполненном зале» [8, с. 178].

Огромное влияние на изменение процесса идентификации оказали технологические преобразования. Средства массовой информации, технологии потребления и развлечения предоставляют индивиду новые средства и формы идентификации. Использование различных элементов массовой культуры приводит к созданию мира мечты, иллюзии, в котором человек получает возможность символическим образом реализовать свои желания.

Такие культурные артефакты, как мода, реклама, задают своеобразные идеальные образцы общественного потребления и престижности.

В потребительской культуре идентичность предстает как бесконечно трансформированная, мобильная, ассоциируемая с покупкой новых товаров. Реклама берет на себя ведущую роль, в процессе продуцирования новых смыслов, задает стандарты и модели поведения.

Создавая имидж продукта, реклама наделяет ценностью изобретаемые образы. И если в своем первоначальном варианте реклама должна была обучить человека стилю жизни, соответствующему его статусу: как правильно одеваться, правильно питаться, покупать правильные вина, то постепенно она затронула нравственные стороны общественной жизни.

Образы и значения потребительской культуры стали предлагать индивиду и соответствующую им идентичность. Человек больше не привязан к самому объекту, а лишь к тому идеальному образу, идеальной идентичности, которую несет объект.

Всеобъемлющий мир образов и информации в настоящее время создает почти бесконечные возможности для идентификации, выходящие далеко за пределы личных и групповых отношений. С одной стороны, новая телекомму-

никационная среда расширила рамки конструирования идентичности и самосозидания, но, с другой, - современные телекоммуникационные технологии обладают потенциалом фрагментации Я в огромном мире визуальных образов.

Если общество модерна можно охарактеризовать как фрагментированное через дифференциацию социальных ролей и функций, то постмодернизм можно определить как фрагментацию символического опыта через новые средства означивания и технологического воспроизводства, задаваемые средствами массовой информации и массовым потреблением. Это свидетельствует не столько об изменении процессов формирования идентичности, сколько о ее про-блематизации через растворение самосознания и смысла, сопровождающееся кризисом самой реальности. Новые формы и способы передачи информации теперь задают основные векторы мировоззрения, формируя определенные модели идентификации.

Процессы формирования идентичности опосредованы коммерческими и технологическими формами культурного потребления. Источник идентичности исторически перешел от интернализации и интеграции социальных ролей к присвоению одноразовых товаров, визуальных образов, отобранных по желанию из обширного репертуара потребительской культуры. Происходит дезинтеграция продуктивных ролей по мере фрагментации субъекта приватизированными режимами потребления и досуга. В результате коммерциализации культуры индивидуум превращается в потребителя, а все чаще в потребителя знаков и изображений. В то время как социальные идентичности сохраняются (работник, родитель, студент), эти идентичности теперь включаются в роль потребления, которое постепенно формирует и обусловливает социальные ориентации и отношения индивида. Изменению подвергаются и сами истоки формирования идентичности, подчиняясь визуальным образам массовой культуры. Процесс формирования идентичности смещается от внутреннего мира индивида к внешнему миру объектов и образов, составляющих товарную культуру. В результате чего «самость теряет чувство автономии от внешнего мира. Самость поглощается дизъюнктивными особенностями массовой культуры» [10, р. 66].

Как указывает Ж. Бодрийяр, логика товара управляет «культурой, сексуальностью, человеческими отношениями. все функции и потребности объективируются и манипулируются

под знаком прибыли... все делается спектаклем, т. е. представляется, производится, организуется в образы, в знаки, в потребляемые модели» [13, с. 240].

Таким образом, идентичность трансформируется культурой потребления, в которой визуальные образы, реклама, вкусы, мода, образ жизни, создаваемые средствами массовой информации, становятся источниками самооценки и средствами, с помощью которых самость воспринимает других. Индивид определяет себя через акты потребления, опосредуя отношение к другим и к самому себе формой товара. Потребительская культура становится средством конструирования себя. Стиль и мода предлагают себя в качестве источника постоянно меняющихся идентичностей. Люди «фасонируют себя через одежду, еду, музыку, автомобили, телешоу и другие товары. Благодаря такому процессу "выдумывания реальности" атомизированный индивид становится подражателем стилей существования, полуфабрикат медиа» [10, р. 67].

В результате трансформации подвергается не только восприятие индивидом самого себя, но и окружающего мира в целом. В возникающем иллюзорном мире стирается отличие между фантазией и реальностью. В культуре потребления первостепенное значение приобретают не столько вещи, сколько фантазии. Мир потребления становится объектом для удовлетворения или неудовлетворения желаний.

Появляется бесчисленное множество равнозначных «образов жизни», каждый из которых имеет право на одновременное сосуществование.

Лишенная фиксированного центра самоидентификация индивида становится неустойчивой и размытой. С разрушением незыблемых когда-то представлений о ценностных ориентирах, человек оказывается перед лицом самостоятельного выбора необходимой, с его точки зрения, модели поведения.

Однако децентрация нравственных норм и образцов поведения, равнозначное сосуществование различных ценностных ориентаций, фактически обессмысливает поиск ориентиров в процессе самоконструирования идентичности.

Само жизненное пространство становится расплывчатым. Непредсказуемость жизни, отсутствие устойчивых идеалов, потеря предписанной социальной роли ставят перед человеком задачу постоянного конструирования своего Я.

Вместе с утратой ощущения целостности и непрерывности, ощущения себя в своей уни-

кальности и неповторимости пропадает и переживание тождественности. Идентичность заменяется свободной совокупностью личностных качеств, собранных через потребление товаров и образов. Идея самореализации, предполагавшей какую-то цель сменяется идеей экспериментального самосозидания. Человек получает безграничные возможности для творческого саморазвития через свободу выбора из широкого ассортимента товаров, без каких-либо традиционных ограничений. Однако тенденция к поглощению самоидентификации миром образов может рассматриваться как угрожающая размыванию границы между собой и внешним миром. Потребительство характеризуется не столько стремлением человека к обладанию вещами, сколько подменой мира значимых вещей миром фантастических образов и желаний, размывая границы между "Я" и не - "Я".

Реализация потребительских предпочтений уравнивает самость с возможностью играть множество ролей и примерять на себя бесконечное количество свободно выбранных отождествлений. Если в той же мере, в какой различие между внутренним «Я» и внешним миром более не является устойчивым, то «Я» сводится к функционированию знаковых систем, и идентичность становится такой же рассеянной и мимолетной, как и рыночная культура производства. В этом сценарии множественность дискурсов, ощущений и сообщений, наводняющих культуру, переполняет и фрагментирует субъект, предвещая гибель смысла и самости, и, как следствие, потерю индивидом свободы. В этом и состоит переход от продуктивных ценностей к современности, к потребительскому этосу постмодерна.

Интерес для дальнейшего исследования предполагает выяснение основных причин мировоззренческого кризиса, повлекшего за собой кризис идентичности, анализ ценностных трансформаций в условиях развития общества потребления, а также определение степени влияния культуры потребления на процесс формирования идентичности человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богданова О.А. Кризис идентичности личности в культуре постмодерна // Научная мысль Кавказа. 2016. № 2. С. 26-31.

2. Гуревич П.С. Проблема идентичности человека в философской антропологии // Вопросы социальной теории. Человек в поисках идентичности. 2010. Т. 4. С. 63-87.

3. Емелин В.А. Идентичность в информационном обществе. М.: Канон+РОИ «Реабилитация», 2017. 360 с.

4. Заковоротная М.В. «Культурная-национальная-космополитическая» идентичность: концептуальные изменения в XXI веке // Ценности и смыслы. 2010. № 5 (8). С. 22-32.

5. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. 367 с.

6. Труфанова Е.И. Человек в лабиринте идентично-стей // Вопросы философии. 2010. № 2. С. 13-22.

7. Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека и культура. М.: Академический проект, 2007. 479 с.

8. Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008. 240 с.

9. Giddens A. Modernity and Self - Identity: Self and Society in the Late Modern Age. Stanford CA: Stanford University Press, 1991. 264 p.

10. Dunn Robert G. Identity crises: a social critique of postmodernity London, . University of Minnesota Press Minneapolis, 1998. 300 p.

11. Lasch C. The culture of narcissism. American Life in an Age of Diminishing Expectations Norton, New York, 1979. 250 p.

12. Lifton R.J. Protean Self: Human Resilience in an Age of Fragmentation. N.Y.: Basic Books, 1995. 272 p.

13. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Республика; Культурная революция, 2006. 269 с.

14. Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления // Логос. 2000. № 4. С. 63-77.

15. Ритцер Дж. Макдональдизация общества. М.: Праксис, 2011. 592 с.

16. Featherstone M. Consumer Culture and Postmodernism. London, Newbury Park; New Delhi: Sage Publications, 1991. 151 p.

17. Ильин А.Н. Субъект в массовой культуре современного общества потребления (на материале китч-культуры. Омск: Амфора, 2010. 376 с.

18. Ильин В.И. Потребление как дискурс. СПб.: Ин-терсоцис, 2008. 446 с.

19. Кузнецов Д. Человек в обществе потребления (социально-философский анализ). LAP Lambert Academic Publishing, 2011. 144с.

20. Овруцкий A.B. Социальная философия потребления: методологические и теоретические аспекты. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. 216 с.

REFERENCES

1. Bogdanova O.A. The crisis of identity in the culture of postmodern // Naucnaa mysl'Kavkaza, 2016, no. 2, pp. 26-31.

2. Gurevich P.S. Voprosy sotsial'noy teorii. Chelovek v poiskakh identichnosti, 2010, vol. 4, pp. 63-87.

3. Emelin V.A. Identichnost' v informatsionnom ob-shchestve [Identity in the Information Society]. Can-on+ ROI «Rehabilitation»,Moscow, 2017, 360 p.

4. Zakovorotnaya M.V Tsennosti i smysly, 2010, no. 5 (8), pp. 22-32.

5. Kon I.S. Otkrytie «Ya» [Opening «I»]. Moscow, Politizdat, 1978, 367 p.

6. Trufanova E.I. Voprosy filosofii, 2010, no. 2, pp. 13-22.

7. Shemanov A.Yu. Samoidentifikatsiya cheloveka i kul'tura [Self-identification of man and culture]. Moscow, Akademicheskiy proekt, 2007, 479 p.

8. Bauman Z. Tekuchaya sovremennost' [Flowing modernity]. St.-Petersburg, Peter, 2008, 240 p.

9. Giddens A. Modernity and Self-Identity: Self and Society in the Late Modern Age. Stanford CA, Stanford University Press, 1991, 264 p.

10. Dunn Robert G. Identity crises: a social critique of postmodernity. London, University of Minnesota Press Minneapolis, 1998, 300 p.

11. Lasch C. The culture of narcissism. New York, Norton, 1979, 250 p.

12. Lifton R.J. Protean Self Resilience in Age of Fragmentation. N.Y., Basic Books, 1995, 272 p.

13. Baudrillard J. Obshchestvo potrebleniya. Ego mify i struktury [Consumer Society. His myths and structures]. Moscow, Respublica; Moscow, 2006, 269 p.

14. Jamison F. Logos, 2000, no. 4, pp. 63-77.

15. Ritzer J. Makdonal'dizatsiya obshchestva [McDon-aldization of society]. Moscow, Praxis, 2011, 592 p.

16. Featherstone M. Consumer Culture and Postmodernism. London, Newbury Park; New Delhi, Sage Publications, 1991, 151 p.

17. Il'in A.N. Sub»ekt v massovoy kul'ture sovremen-nogo obshchestva potrebleniya (na materiale kitch-kul'tury [Subject in the mass culture of the modern consumer society (on the basis of kitsch culture)]. Omsk, Amphora, 2010, 376 p.

18. Ilyin V. I. Consumption as a discourse. St.-Peters-burg, Intersocis, 2008, 446 p.

19. Kuznetsov D. Chelovek v obshchestve potrebleniya (sotsial'no-filosofskiy analiz) [Man in a consumer society (socio-philosophical analysis)]. LAP Lambert Academic Publishing, 2011, 144 p.

20. Ovrutskiy A.B. Sotsial'nayafilosofiya potrebleniya: metodologicheskie i teoreticheskie aspekty [Social philosophy of consumption: methodological and theoretical aspects]. Rostov-on-Don, Southern Federal Univ. Press, 2010, 216 p.

2 марта 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.