УДК 2-36 + 2-34
Смулов Алексей Михайлович преподаватель кафедры Миссиологии Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета, Россия, г. Москва [email protected]
О неисчерпании духовных сил Православия и сонме новомучеников и исповедников Соловецких
Аннотация: В статье приведены факты, которые доказывают ошибочность тезиса Федотова Г.П. об исчерпанности духовных сил Святой Руси, доказана неприменимость избранного им статистического критерия оценки святости. Показана численность прославленных угодников Божиих в целом и в ликах святости, определяемых монашеским служением. Определены особенности состава Собора Соловецких святых: преподобных, новомучеников и исповедников по состоянию на начало XXI в.
Ключевые слова: святость, духовные силы, Православие, новомученики, исповедники, сонм святых, монашество, Соловецкий монастырь.
Smulov Alexey Mikhailovich lecturer at the Department of Missiology of the Orthodox St. Tikhon's Humanitarian University,
Russia, Moscow [email protected]
About non-exhaustion of spiritual forces of Orthodoxy and the host of new martyrs and Confessors of Solovki
Abstract: The article presents facts which show fallacy of the Fedotov G. P. thesis about exhaustion of spiritual forces of Holy Rus, as well as it is proved inapplicability of his chosen statistical criterion of assessing of Holiness. The number of glorified Saints of God is shown in general and also in the cases of Holiness determined by monastic service. The features of the composition of the Solovki saints are defined: monks, new martyrs and confessors, on the beginning of the XXI century.
Key words: Holiness; spiritual forces; Orthodoxy; new martyrs; confessors; host of saints; monasticism; The Solovetsky monastery.
207
207
Приступая к анализу преемственности духовности и святости в Православии в конце XIX - первую треть XX вв., следует заметить, что Федотов Г.П., высказывает в [13, с. 195-196] мнение: «о исчерпанности духовных сил» Святой Руси, наступившем с последнюю четверть XVII в. «нуле святости», что «говорит об омертвлении русской жизни, душа которой отлетела»; о «наблюдении "утечки" святости».
При этом, избранное Федотовым Г.П. статистическое мерило уровня святости в Православии путем учета «церковной канонизации святости», между которыми «как никак существует соответствие», представляется весьма сомнительным, что усугубляется принятием во внимание только одного лика «преподобных» (монашествующих).
В связи с высказанными сомнениями, представляется необходимым показать несостоятельность выдвинутых выше тезисов.
В качестве основного источника сведений о прославлении святых Русской Православной Церковью, автором настоящей работы выбрано приложение «Хронологический список русских святых» к труду графа М.В. Толстого «Рассказы из истории Русской Церкви» (в пяти книгах) [12]. Данный хронологический список был в последующем дополнен (в том числе автором настоящего исследования) на основе целого ряда источников, включающих, в частности, Соборные определения 2000 г. о канонизации святых по епархиям, от монастырей и из местночтимых святых, выписки из журналов заседания Священного Синода РПЦ за период с 27 декабря 2000 г. по 24 декабря 2010 г., сведения Базы данных ПСТГУ (Мартиролог) «Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.».
В ходе работы были вскрыты проблемы неопределенности и недостоверности информации, приводимой в разных (по большей части -интернет [4,5,6,7,8]) источниках, а именно: неопределенность прославления святого по времени; различие ликов святости одного и того же святого, указанных в разных источниках; ошибочное указание лика святости; указание святого в составе сонма Соловецких святых, без выявленных точных к тому оснований; расхождение в персональном составе лиц, указанных в составе Собора Соловецких святых в разных источниках.
При обработке информации о святых Угодниках Божиих, прославленных Русской Православной Церковью, к числу монашествующих были отнесены следующие лики святости: святители, преподобные, преподобномученики, священномученики, новомученики и исповедники (три последних - при наличие монашеского звания). В список прославленных монашествующих были также внесены (поименно или количественно): равноапостольные и благоверные князья и княгини (о которых достоверно известно о принятии монашеского пострига (схимы)); лица, отмеченные пояснением «с братиею» или «с сестрами», в случаях, когда очевидно указано монашеское (иноческое) состояние; лица, определенные как «иже с ним»,
когда из житийных материалов следует, что данные лица носили иноческое звание.
К немонашествующим святым отнесены: святые из житий которых ясно следует, что они не принимали монашеский постриг, лица, определенные как «иже с ним», когда из житийных материалов следует, что данные лица не носили иноческого звания.
В некоторых случаях, выражения вида «с братиею», «с сестрами», «иже с ним» остались без точного количественного определения. В таких случаях, принятое число святых оставлялось без изменения и результат получал количественно неопределенную погрешность.
Таким образом, при обращении к «статистическому» измерению степени святости и духовности, выраженном в учете канонизированных святых, возможно поставить под сомнение данный критерий, как не соответствующий достоверности знаний исследователя и использовать его лишь как качественное и «в первом приближении» определение тенденций, происходящих в жизни Церкви.
На рис. 1 приведены данные за 1Х-ХХ вв. по общей численности святых, прославленных РПЦ, в том числе монашествующих. Из рис. 1 следует, что в ходе истории РПЦ доля прославленных (канонизированных) монашествующих находилась в пределах от 15 до 100 процентов. При этом среднеарифметическая их доля составляет за исследуемый период - 64%, и в большинстве случаев данный показатель превышает его среднюю величину.
2000 1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0
IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX -святых -монашествующих
Рис. 1. Общая численность святых по векам, в том числе в монашеском звании Источник: построено автором по данным [12]
Казалось бы, что после «пика святости» (числа канонизированных святых) XVII в. можно было бы высказать мысль об оскудении святости, но обратим внимание на то, что в ХХ-мученическом веке число прославленных
христиан существенно превышает общее число прославленных в XVII-XX вв. При этом в XX в. прославлено святых новомучеников и исповедников в 74 раза более, чем Угодников Божиих в XVII в., и в 57 раз более, чем в XIX в. Доля монашествующих, составляющая в XX в. около 23%, тоже кажется малой, но следует обратить внимание на огромный абсолютный рост числа иноков и инокинь, пострадавших за Христа. В отношении монашествующих, соответствующие сравнительные цифры роста составляют около 24-х и более 15-ти раз.
Трудно предположить, что к моменту первого опубликования Федотовым Г.П. своей работы [13] в 1931 г., он не имел сведений о массовых мученических и исповеднических подвигах, верующего во Христа православного населения Советской России начиная уже с 1917-18 гг.
Дальнейшее исследование проводилось с использованием Мартиролога ПСТГУ «Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.» [1].
Отбор требуемых данных осуществлялся через форму поиска Базы, имеющую иерархическую структуру и определенный набор атрибутов, распределенных по уровням. Для отбора дел по всему перечню атрибутов поиск осуществлялся на верхнем уровне иерархии по ссылке «Дела», при которой отображается перечень атрибутов всех уровней.
Поиск был проведен для выявления в Базе Данных количества лиц, принадлежащих к белому и черному духовенству, а также числа лиц, пребывавших в Соловецком монастыре или содержавшихся, в то или иное время, в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН). Получены следующие данные: белое духовенство - всего 14867 чел.; черное духовенство - всего 6986 чел.; число лиц, пребывавших в Соловецком монастыре и в СЛОН - 515 чел. Результаты обработки запросов были получены в виде таблиц, и итоговых данных. Результат включал в себя перечень ссылок на все найденные дела.
Отметим, что по данным [11], по состоянию на середину 1930 г. в СЛОН находилось в заключении 62565 чел. Источник [9] указывает на конец 1930 г. - 71800 чел. заключенных. В силу отсутствия точной статистики (в которой власти не были заинтересованы), с учетом «выбытия», заключенных по смерти и другим причинам, можно предположить, что общая численность узников СЛОН за время его существования (май 1920 г. - декабрь 1933 г.), далее: «VIII отделение Беломорско-Балтийского канала» (1934-37 гг.) и «Соловецкая тюрьма особого назначения» (1937 г. - декабрь 1939 г.) существенно превышала 100 тыс. чел.
В рамках апологетики неисчерпаемости духовности и святости Православия изучим сведения о составе лиц Собора Соловецких святых, прославленных по векам, с учетом численности и доли монашествующих (см. табл. 1).
Таблица 1
Общая численность Собора Соловецких святых по векам, включая число [чел.] и доли [%] прославленных монашествующих
Век Число святых, в том числе -монашествующих Доля монашествующих [%]
XV 13 13 100
XVI 6 6 100
XVII 34 32 94
XVIII 3 3 100
XIX 1 1 100
XX 74 36 49
Итого: 131 91 70
Источник: составлено автором по данным [4,5,6,7,8
До 1917 г. в составе сонма Соловецких святых были прославлены 50 Угодников Божиих, в том числе: преподобных - 46 чел., святителей - 2 чел. и блаженных - 2 чел. По виду подвига эти святые распределились следующим образом (составлено по данным [4,5,6,7,8]): игумены монастыря и монашествующие - 21 чел.; пустынники, отшельники и затворники - 20 чел.; святители (епископы) - 2 чел.; блаженные - 2 чел.; по 1 чел. - просветитель, свещеносец, келейник, рыболовец и трудник. Некоторые виды подвига иные, чем «игумены монастыря и монашествующие», также могут включать лиц, принявших монашеский постриг.
Структура Собора Соловецких новомучеников и исповедников приведена в табл. 2.
Таблица 2
Собор Соловецких новомучеников и исповедников_
Именование Число в том числе - Доля
святых, монашест- монашест-
вующих вующих [%]
Новомученики 48 21 44
Преподобномученики 8 8 100
Мученики 7 0 0
Священноисповедники 8 4 50
Преподобноисповедники 3 3 100
Итого: 74 36 49
Источник: составлено автором по данным [4,5,6,7,8
Состав Собора новомучеников и исповедников по священническому сану и лиц без такового (мирян) приведен на рис. 2.
я
т и
монашествую
■ 1 - Митрополиты 2 - Архиепископы 3- Епископы
■ 4 - Схиархимандриты
5 - Архимандриты
6 - Игумены
7- Иеромонахи 8 - Протоиереи
9 - Иереи
10 - Миряне
Рис. 2. Состав Собора новомучеников и исповедников по священническому сану и лиц без такового (мирян)
Источник: построено автором по данным [4]
Из приведенных выше сведений действительно следует, что в XVIII и в XIX вв. состав Собора представлен только тремя и одним святыми, жившими в этих веках, соответственно. И снова мы видим многократное превышение прославленных РПЦ в ликах новомучеников и исповедников Угодников Божиих, пострадавших за Христа в XX в., когда святость и духовность Руси была явлена в мере, ранее неизвестной России, не имевшей в своей истории моральных и физических гонений, направленных на полное уничтожение христианской православной веры и Церкви.
Таким образом, и в этом случае невозможно согласиться с позицией Федотова Г.П., о якобы имеющим место с эпохи Петра I «омертвлении русской жизни, душа которой отлетела» и о «наблюдении "утечки" святости».
Продолжим доказательство тому на примере жизни Соловецкого монастыря в конце XIX - начале XX вв.
Возможно ли считать, что мы не располагаем необходимыми сведениями о святости и духовности, о подвижничестве и благодатной жизни насельников монастыря? Почему таких сведений оказалось недостаточно, и они не являются очевидными?
Ответы на оба вопроса, отчасти, лежат в плоскости многодесятилетнего отсутствия возможности у Русской Православной Церкви, поставленной советской богоборческой властью на грань физического уничтожения, рассматривать вопросы канонизации святых Божиих, недопущения властью каких-либо обобщений в обозначенной области, в активном действии ее карательных органов по уничтожению источников, позволяющих пролить свет на поставленные вопросы.
Так, например, на монастырском монашеском кладбище, при приходе советской власти на Соловецкие острова, были снесены все надгробия и могильные кресты. Именно на надгробиях и крестах делались надписи от духовных чад, которые проливали свет на праведность и подвижничество, благочестивость и святость, ушедшего ко Господу [см. 2, ч. 1, с. 95]. В частности, именно по таким надписям ранее были восстановлены сведения о наиболее просветленных соловецких подвижниках, скончавшихся в период 1821-71 гг.
Наряду с тем, отчасти, ответы на поставленные вопросы определяются самими свойствами истинной святости и духовной жизни, даруемых Богом своим подвижникам, возрастающим в условиях внутреннего молитвенного и аскетического делания, но не выставления даров Духа Святого и своих подвигов напоказ. В сонме Соловецких святых, прославленных до 1917 г., наблюдается большое число пустынников, отшельников и затворников (40%), о жизни которых, по сути избранного ими подвига, мало что может быть известно. Скорее, случайным образом приоткрыто, чем наблюдаемо.
В качестве основных источников для дальнейшей работы были избраны труды [2,10,1].
Первый труд - «Соловецкий цветник» - был составлен митрополитом Мануилом (Лемешевским, |1968), в бытность его епископом Лужским (викарием Петроградской епархии), в период заключения в СЛОН (1924-28 гг.). Этот труд, основанный на располагаемых епископом Мануилом письменных источниках и личных записях монастырских преданий, впервые был опубликован в 2000 г.
Второй, весьма краткий, труд - «Соловецкий лавсаик», был составлен архимандритом Вениамином (Кононовым, |1928; новомучеником, входящим в Собор Соловецких святых), последним настоятелем Соловецкого монастыря до его закрытия большевиками в 1920 г. Само название «лавсаик», что обозначает «повествование о жизни святых и блаженных отцов», видимо, было выбрано о. Вениамином не случайно и усилено подзаголовком «о соловецких боголюбцах, скончавшихся в период 1917-1927 годов».
Известно, что несмотря на нестроения, преследовавшие братию монастыря в конце XIX - начале XX вв., общее мнение о святости обители у богомольцев было единым и «разносилась далеко по всей Земле Русской молва о том, что "семя Христово... здесь свято и нерушимо, что здесь стояние мира христианского ощущается особенно сильно."» [2, ч. 1, с. 81].
В период с 1896 г. по 1917 г. (в течении 22-х лет) настоятелем Соловецкого монастыря был архимандрит Иоанникий (Юсов, |1921). Отец настоятель знал о пустынниках, подвижниках и боголюбцах, но полагал необходимым сохранять сведения о них в тайне, чтобы не создавать братии дополнительного искушения. Период 1913-17 гг. в обители характеризуется как «черная смута», которая и без того порождала множество зла и соблазнов.
Именно этим можно объяснить отсутствие в переизданиях «Соловецкого патерика», осуществленных в 1895 (Москва) и в 1914
(Петербург) годах, каких-либо сведений о недавно усопших соловецких праведниках и подвижниках. К 1895 г. о. Иоанникий занимал должности казначея и наместника монастыря, был ближайшим помощником отцов настоятелей Мелетия (Шергина, ^ 1893) и Варлаама (Горбачева, 1894), ни одно распоряжение Духовного Собора не принималось без учета его авторитетного мнения, без его влияние на то или иное дело [см. 2, ч. 1, с. 77 и 95].
Епископ Мануил пишет об этой позиции архимандрита Иоанникия следующее: «Что же касается тех из братий, кои свою прожитую в праведной вере жизнь отдавали на суд Божий, будучи уже здесь, на земле, небожителями, то о них с благословения отца настоятеля вообще лишних разговоров не велось.
Сам же о. Иоанникий неоднократно отзывался о них так: "Вид-то их благочестив и молчалив, а каков конец-то у самих будет?" и чрез это братия боялись при нем и между собой разговаривать на эти темы. А насколько опасались, явствует из рассказа одного поступившего в Соловецкую обитель в 1901 году немолодого монаха, сказывавшего, что ему говорили старые священнослужители, что «знают» старцев соловецких, но имена их открыть не могут, о чем и допытываться напрасно. Сии мужи были настолько прозорливы, что все вперед сказывали, словно читали по писаному. И прошлую жизнь вопрошавших открывали, словно и тогда были рядом с ними, никогда их не покидали» [2, ч. 1, с. 93-94].
Как видим, здесь упоминается дар прозорливости, который безусловно свидетельствует о духовной зрелости его обладателей и их приближенности к Богу.
Таких прозорливцев достоверно известно несколько.
Иеросхимонах Феодор (духовник о. Филарет, "1899) был признанным прозорливцем [2, ч. 2, с. 62-63]. «При его отпевании некоторые из братии ощущали благоухание, исходящее от гроба почившего» [2, ч. 2, с. 62]. Общеизвестно, что благоухание, исходящее от мощей, является признаком присутствия особой Божественной благодати, дарованной подвижнику при жизни.
Блаженный монах Тихон больничный ("1901) в последнюю четверть века своей жизни упорно называл себя «Тихоном, Патриархом Московским и всея России» и сидя у открытого окна келии-камеры острога, куда был помещен как душевнобольной в ограждение братии от соблазна, по-архиерейски благословлял проходивших мимо [2, ч. 2, с. 59]. Многое из содеянного и сказанного им, как будто бы в состоянии душевного расстройства, подтвердилось в дальнейшем в житии свт Патриарха Тихона (Беллавина).
Блаженный Тихон пророчествовал об открытии церкви в его камере. В 1906 г. в указанных помещениях была освящена домовая больничная церковь в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Он же установил самодельный крест на о. Муксалма на месте, где предвидел открытие храма.
На указанном Блаженным месте через несколько лет был выстроен храм в честь преп. Сергия Радонежского [см. 2, ч. 2, с. 60].
А «во время отпевания [блаженного Тихона - С.А.М.] некоторые из братии ощущали исходящее от него благоухание» [2, ч. 2, с. 61].
Даром прозорливости обладал старец иеросхимонах Захария (о. Зиновий, ^начало XX в.). Соловецкие братия хранили целый ряд свидетельств точного исполнения его проречений, как о самой обители, так и о судьбах ее насельников. Старец видел мысли и истинные желания людей, приходивших к нему за советом, при необходимости, изобличал кривящих душой в неправде и несправедливости [2, ч. 2, с. 51].
Иеросхимонах Зосима (|1920) был прозорлив и совершал проречения о грядущих в 1913-19 гг. кровопролитных событиях и скорбях для России, о Первой Мировой войне, о разорении монастыря и рассеянии монахов, об особых тяготах для братии монастыря в 1920-27 гг., о некоторых важных для России событиях перед Второй мировой (Великой Отечественной) войной [см. 2, ч. 2, с. 51-57].
Особую важность для понимания событий, происходящих в Соловецком монастыре в ближайшие пред- и после- революционные (1917 г.) годы, а также о сохранении в монастыре и в «смутное» для обители время благодатных отцов, представляют видения «соловецкого чудака» монаха Гурия (|1923-27?).
Предположительно в последней четверти 1917 г. [более точное время установить не удалось - С.А.М.] в сонном видении о. Гурию явился преп. Зосима (игумен Соловецкий, |1478), с крестом в руках. Преподобный «... просил передать братии, чтобы они прекратили смуту и нестроения, ибо небесные ходатаи за святость обители сильно скорбят о ней, так как гнев Божий невидимо надвигается на нее». Поскольку раздоры в обители не утихли, то вскоре о. Гурию «... явилась Сама Царица Небесная ... и приказала передать настоятелю с братиею, что если они не прекратят между собой вражды и несогласия, если они не начнут исправляться в своей монашеской жизни, то Божие наказание постигнет монастырь и братию» [10, с. 72]. Но и теперь начальство и насельники не приняли предупреждения.
«Вскоре после сего над монастырем прошла первая гроза. От неизвестной причины в ночь на 7 декабря 1917 года сгорел бучильный корпус. Огонь перекинулся на прачечную, в сторону бани, и угрожал мельнице и всему монастырскому кварталу с Головленковской башней. Несмотря на свирепствующий ветер, грозивший уничтожить весь монастырь, после совершения молебна и обнесения местных святынь вокруг пламени огонь затих и ветер переменился» [10, с. 72-73].
Ориентировочно в 1919 - начале 1920 г. о. Гурию было новое явление Божией Матери, которая грозно указывала: «Грехи монастыря соловецкого тяжки. Грешны и старшие, и младшие. Старшие виноваты тем, что обижают и притесняют младших, младшие грешны тем, что, не терпя сих утеснений и не желая в скорбях спасаться, наушничают власть имущим на деяния
старших. Те и другие не хотят терпеть скорбей от ближних. Если не одумаются и не примирятся, то кара Божия постигнет их неминуемо» [10, с. 7з].
За жестоковыйность братии, кара Божия последовала неотложно. Весной 1920 г. обитель была закрыта, на территории монастыря были сформированы «госсельхоз» и Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Начались обыски, реквизиции и поругание святынь. В 1922 г. были изъяты все монастырские ценности. Но и после столь тяжких событий братия не вняла предостережениями Божией Матери.
«Приблизительно в начале 1923 г. Царица Небесная снова явилась убогому "чудаку" о. Гурию, но уже с последним и грозным предупреждением: "Если не исправятся и не помирятся братия, огнем попалю сию святыню, вас накажу и рассею"» [10, с. 74].
12 мая 1923 г., за три дня до Святой Троицы, «огнем пожигается почти вся святая обитель» [8, с. 74]. При том, что «... пожар начался в храме Успения Божией Матери. Царица Небесная испепелила Свою святыню за нечестие братии.». «Монахи были изгнаны из кремля., большая часть их (главным образом, смутьяны, бунтовщики) была вывезена на берег [на материк - С.А.М.] ... они рассеялись» [10, с. 75].
Определенный интерес, для прояснения духовной высоты насельников Соловецкого монастыря, представляет видение монаха Даниила (старца Дионисия, "1888) в конце XIX в., многократно подтвержденное, уже в новом XX в., видениями монаха Наркиса ("1917-27?). Предложил о. Даниил одному из иноков, который был разочарован в монашеской жизни, настроен «на худо и погибель», посмотреть на кладбище: действительно ли насельники обители все как есть грешники? «. вдруг инок увидел горящие светильники над многими могилами почивших из братии», а старец добавил: «. много было здесь людей, угождавших Господу и от Него прославленных и упокоенных во Царствии Небесном, но безвестных для нас. И сейчас еще много людей живет здесь благочестиво и богоугодно.» [2, ч. 2, с. 41]. Отец же Наркис «... сподоблялся иногда видеть на очень многих могилах горящие свечи» [10, с. 76].
Верующему человеку понятно, что чудеса, как деяния, есть один из методов православной миссии, призванный подтверждать истинность евангельской проповеди, а чудотворная сила - есть один из величайших даров Духа Святого, имеющий целью способствовать распространению христианской веры, и усваиваемый лицам, достигшим наиболее высокого уровня духовности и святости. По молитвам таких провидцев происходят чудеса [см. 3, с. 129].
В Соловецкой обители также пребывали монашествующие, обретшие дар чудотворения.
Уже упомянутый выше, старец Дионисий (монах Даниил), в конце XIX в. чудесным образом спасший, провалившегося зимой в воду, трудника от потопления в ледовом море, по молитвенному обращению того за
помощью к о. Дионисию, при первой же встрече «просил ... [спасенного трудника] ... до его [старца - С.А.М.] смерти о сем никому не сказывать» [2, ч.2, с. 43].
А по свидетельству братии, прозорливый старец иеросхимонах Захария (Зиновий) в самом начале XX в. «благодаря своему смирению уже при жизни творил чудеса» [2, ч. 2, с. 50].
В заключении параграфа приведем слова митрополита Мануила: «Немало безвестных (тайных) подвижников и тружеников скрывали свои духовные дары и благодатную духовную жизнь за внешней оболочкой обычной монашеской жизни» [2, ч. 2, с. 69]. Как уже было сказано выше, имена этих благодатных старцев-подвижников известны лишь Господу.
ВЫВОДЫ:
1. Приведенные исторические факты доказывают ошибочность тезисов Федотова Г.П. об «утечке» и «нуле» святости, об исчерпанности духовных сил Святой Руси, об омертвлении русской духовной жизни в период XVII-XIX вв. и далее.
2. Избранный Федотовым Г.П., в качестве статистического мерила, учет святости по ее «церковной канонизации» следует признать весьма неточным и не допускающим однозначных научных выводов, а принятая «выборка» ликов святости монашествующих явно недостаточна.
3. В ходе работы вскрыты и показаны проблемы неопределенности и достоверности информации, приводимой в различных (по большей части - интернет) источниках. Вместе с тем, анализ статистики и динамики прославления святых позволяет получить ориентирующие оценки, определяющие некоторые особенности жизни РПЦ в изучаемые исторические периоды.
4. В хронологической последовательности по векам показаны: соотношения прославленных Угодников Божиих в целом и в ликах святости, определяемых монашеским служением; особенности структуры Собора Соловецких святых: преподобных, новомучеников и исповедников, по состоянию на начало XXI в.
5. Выявлено число лиц, учтенных в БД ПСТГУ (Мартирологе) в их связи с деятельностью Соловецкого монастыря или Соловецкого лагеря особого назначения в период 1917-39 гг.
Библиография
1. База данных ПСТГУ (мартиролог) «Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.». URL: http://kuz1.pstbi.ccas.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/charset/ans (дата доступа 10.09.2016 г.)
2. Мануил (Лемешевский), митр. Соловецкий Цветник. // Духовный собеседник. Православный альманах. Самарская епархия. 2000, №1(21), часть 1, с. 73-98 и №2(22), часть 2, с. 38-69.
3. Миссиология. Учебное пособие. Издание 2-е, исправленное и дополненное. - М.: Миссионерский отдел Русской Православной Церкви, 2010.
4. Новомученики и исповедники. Сайт Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. URL: http://solovki-monastyr.ru/saints/martyrs/ (дата доступа 10.01.2017 г.)
5. Подвижники благочестия. Сайт Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. URL: http://solovki-monastyr.ru/saints/men-of-faith/ (дата доступа 10.01.2017 г.)
6. Святые Соловецкого архипелага. Собор Соловецких святых: подвижники благочестия, новомученики и исповедники. Сайт «Соловки-энциклопедия. Международный дайджест-проект». URL: http://www.solovki.ca/book_08_index.php (дата доступа 10.01.2017 г.)
7. Собор Соловецких святых. Сайт прихода храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца. URL: http://georgievka.cerkov.ru/2015/08/22/sobor-soloveckix-svyatyx/ (дата доступа 10.01.2017 г.)
8. Собор Соловецких святых. Сайт Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. URL: http://solovki-monastyr.ru/saints/venerable/ (дата доступа 10.01.2017 г.)
9. Соловецкий ИТЛ ОГПУ. Справочник «Система исправительно-трудовых лагерей в СССР. - М.: «Звенья», 1998.
10. Соловецкий лавсаик (о соловецких боголюбцах, скончавшихся в период 1917-1927 годов). Сост. архим. Вениамин (Кононов). // Духовный собеседник. Православный альманах. Самарская епархия. 2000, №2(22), сс. 70-76.
11 Соловецкий лагерь особого назначения. Сайт «Древо. Открытая православная энциклопедия». URL:http://drevo-info.ru/articles/13673205.html (дата доступа 10.01.2017 г.)
12. Толстой М.В., граф. Рассказы по истории Русской Церкви. В 5-ти кн. - Валаам, Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1991. Сайт Christian Classics Ethereal Library. URL: http://www.ccel.org/contrib/ru/History/History.html (дата доступа 10.01.2017 г.)
13. Федотов Г.П. Святые Древней Руси / Предисл. Д.С. Лихачева и А.В. Меня. Коммент. С.С. Бычкова. - М.: Изд. «Московский рабочий», 1990.