Научная статья на тему 'О недавно раскрытой фреске с Деисусом в церкви Успения Богородицы в Лабово'

О недавно раскрытой фреске с Деисусом в церкви Успения Богородицы в Лабово Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
108
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Византийская живопись / фрески / деисус / Албания / Лабово / Охрид. / Byzantine painting / murals / Deisis / Albania / Labovo / Ohrid

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Захарова Анна Владимировна

В статье предлагается атрибуция фрески с изображением Деисуса, недавно раскрытой на хорах церкви Успения Богородицы в Лабово (Албания). С помощью сравнительного стилистического анализа автор показывает, что это изображение наиболее близко произведениям второй четверти — середины XI в., таким как фрески в храмах Панагии тон Халкеон в Салониках, Св. Леонтия в Водоче и собора Св. Софии в Охриде. Поскольку время строительства храма в Лабово до сих пор дискутируется, атрибуция фрески позволяет подтвердить предлагавшуюся ранее другими исследователями датировку постройки X или, более вероятно, первой половиной XI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the recently uncovered mural of Deisis in the church of Dormition of the Virgin in Labovo

The author proposes an attribution of the depiction of a Deisis recently uncovered in the church of the Dormition in Labovo. The comparative stylistic analysis of the wall painting shows that this depiction is closest to works of the second quarter and middle of the 11th century, such as the frescoes in Panagia Chalkeon in Thessaloniki and, especially, the murals in the Saint Sophia cathedral in Ohrid and the church of Saint Leontius in Vodoča. Thus it is possible to confirm the dating of the church construction to the 10th or the first half of the 11th century previously proposed by other scholars

Текст научной работы на тему «О недавно раскрытой фреске с Деисусом в церкви Успения Богородицы в Лабово»

А.В. Захарова

О недавно раскрытой фреске с Деисусом в церкви Успения Богородицы в Лабово

© 2020

УДК 27-526.62(496.5) ББК 85.14

Поступила в редакцию 13.10.2020

Церковь Успения в Лабово — один из наиболее интересных византийских памятников в Албании [ил- 1]. Она находится в окрестностях городка Гирокаст-ра, в Северном Эпире. О времени строительства церкви доподлинно ничего не известно, этот вопрос остается дискуссионным.

Одни исследователи относят Лабовский храм к XIII в. и связывают с архитектурой Эпирского деспотата [Meks/,1975; Idem, 1983. P. 179-184; Idem, 1991. P. 1162-1165; Idem, 2004. P. 230-235; Pallas, 1971. Sp. 310-315, 324; Bckévne, 1984. X 181; Englert, 1991. S. 84-86; Xar^rpúpavog, 2004. 2. 160-163, 189, 312-314]. Другие ученые датируют его X в., указывая на сходство с храмами т.н. доэлладской школы в Эпире и постройками X — начала XI в. в Кастории; к последним особенно близка специфическая техника кладки и декор с использованием керамических плиток [BoxoTÓnovXog, 1992. 2. 86-92, 193-196, 201, niv. 53-56; Koch, 1987; Idem, 2018]. П. Дамулос считает более вероятным возведение постройки в первой половине XI в., когда после победы Василия II над болгарским царем Самуилом Северный Эпир был возвращен под власть Византийской империи [Aa^ovXog, 2019].

Г. Кох и С. Чурчич справедливо ставят церковь в Лабово в ряд храмов с обходом, ориентированных на Св. Софию Солунскую и возведенных, вероятно, в IX-X вв. в разных областях Македонии: Кундуриотисса в Пиерии, разрушенный храм в Пидне, церковь Св. Софии в Драме [Koch, 1987. P. 29-33; Idem, 2018. P. 64-65; Curc/c, 2010. P. 318-321]. В церкви Успения в Лабово подкупольное пространство отделено от боковых частей обхода и нартекса тройными аркадами на колоннах, сейчас частично заложенными. В то же время здесь есть рукава креста — высокие цилиндрические своды, доходящие до внешних стен храма. Притом, что тройные аркады двухъярусные, второй этаж (деревянный настил) есть только с западной стороны.

В северной части хор из-под поздней штукатурки в начале 2000-х гг. была открыта фреска с изображением Деисуса [ил- 2]. Г. Кох предположил, что

ил. 1 Церковь Успения Богородицы в Лабово. Конец X — первая половина XI в.

fig. 1 Church of the Dormition of the Virgin in Labovo. Late 10th — first half of the 11th century

Лабовский храм был кафоликоном монастыря, построенного местными мастерами по заказу некоего знатного ктитора, для которого и предназначалось это помещение на хорах [Koch, 2018. P. 68-69]. В последние годы фреска фигурировала в двух публикациях с датировкой XII и XIII в., однако без специального анализа [Павлинов, 2006. С. 520-522; XovXiapág, 2019. X 499. Eik. 16].

От Деисуса видны верхние части фигур Богородицы и Христа, восседающего на престоле; изображение Иоанна Предтечи сильно потерто. Как расположение и масштаб фигур, так и выбор темы Деисуса подкрепляют гипотезу Коха о том, что здесь было обустроено пространство для небольшой личной молельни. Возможно, на этой фреске имелось и изображение коленопреклоненного ктитора, о чем может говорить жест опущенной правой руки Богородицы. В остальном иконография трехфигурного Деисуса вполне традиционна. Фигуры представлены в статичных позах, они широко расставлены и имеют немного приземистые пропорции.

Как торжественный и отрешенный характер образов в целом, так и отдельные нюансы стиля позволяют отнести эту фреску к «аскетическому направлению» в византийской живописи второй четверти — середины XI в., представленному ансамблями Св. Софии в Киеве, кафоликона монастыря Осиос Лукас в Фокиде, Неа Мони на Хиосе, Св. Софии Охридской и др. [Mouriki, 1980-1981. P. 79-94; Eadem, 1985. Vol. I. P. 253-265; Djuric, 1984; Попова, 1998; Она же, 2006. С. 185-208; Она же, 2013. С. 240-266; Попова, Сарабьянов, 2017]. Для

монументальной живописи этого направления характерно стремление к максимальной полноте духовного содержания образов. Все они исполнены необычайной значительности, величия, внутренней силы. Это выражается в строгой упорядоченности мощных монументальных форм, неподвижности фигур и взглядов, суровости и отрешенности обликов. Для достижения такого результата художники отказываются от языка классических форм и прибегают к более абстрактному стилю. Этот особый условный и схематичный язык позволяет приблизиться к представлениям об идеальном горнем мире. Однако в чистом виде он используется редко и чаще сочетается с более привычными живописными средствами. Так было в начале и в конце развития этого особого направления в искусстве XI в.

Первым произведением этого ряда являются росписи церкви Панагии тон Халкеон в Салониках 1028 г. [ил. 3 4] [Papadopoulosr 1966; Tsitouridou, 1985]. Сопоставляя Лабовскую фреску, например, с Деисусом из «Страшного суда» в нартексе Панагии тон Халкеон, можно отметить многие черты принципиального сходства. Фронтальности и неподвижности образов, обусловленной принятой иконографией, соответствует застылость ликов с крупными чертами, обведенными четкими темными контурами. В обоих случаях одежды трактованы более детализированно и живописно. Они образуют мелкие складки, тщательно моделированные притенениями и высветлениями и похожие по рисунку на двух фресках, как похожа и форма пурпурной подушки на престоле. Пожалуй, в большей степени на росписи солунского храма похожа Богородица из Лабово. Ее можно сравнить с аналогичным образом из «Страшного суда» или с ангелами из «Рождества». Сходные пропорции и формы имеют лики с широкими линиями темных бровей и очень крупными глазами, обведенными густыми тенями.

Однако большее сходство фреска из Лабово обнаруживает с рядом чуть более поздних памятников, созданных около середины XI в. и принадлежащих к последнему этапу развития этого же направления.

Лабовскому Деисусу близки фрагментарно сохранившиеся фрески из церкви Св. Леонтия в Водоче, ныне снятые со стен и находящиеся в музее Македонии в Скопье [Милковик-Пепек, 1975. С. 26-49; Djuric, 1984; Джурич, 2000. С. 30-31, 330-331 (примеч. 4); Dimitrova, 2016]. Наиболее сохранное изображение диакона Исавра обладает всеми особенностями, свойственными искусству «аскетического направления» [ил- 6]. Образ имеет характер отрешенный и погруженный в созерцание. Огромные глаза широко раскрыты, их взгляд направлен немного в сторону и в то же время ни на чем не сфокусирован. Черты лика диакона Исавра совершенно симметричны и неподвижны. Их идеальный характер подчеркнут темным контуром, очерчивающим правильные дуги бровей, миндалевидные глаза, прямой нос. Для второй четверти — середины XI в. очень характерен такой типаж с почти круглой формой головы, широкими скулами и тяжеловатыми пропорциями. Некоторую смягченность, соответствующую юному возрасту святого, вносит фигурный рисунок губ и округлые очертания нежного подбородка. Все это выглядит почти так же в образе Богородицы из

ил. 2 Деисус. Фреска церкви Успения Богородицы в Лабово. Около середины XI в.

fig. 2 Deesis. Fresco of the Church of the Dormition of the Virgin in Labovo Ca. mid 11th century ил. 3 Христос из «Страшного суда» Фреска церкви Панагии тон Халкеон в Салониках. 1028

fig. 3 Christ from the "Last Judgment". Fresco of the Church

of Panagia ton Chalkeon in Thessaloniki. 1028 3

Лабово [ил- 5], с той оговоркой, что она представлена в трехчетвертном повороте, исключающем полную симметрию.

Однако другие фрагменты росписи церкви Св. Леонтия в Водоче демонстрируют несколько иной характер стиля, свидетельствующий о повороте в сторону большей живописности и эмоциональности. Это позволило В. Джуричу говорить об особом течении в искусстве около середины XI в., к которому он отнес фрески Водочи, нартекса Св. Софии Солунской, жертвенника церкви Св. Николая в Мирах Ликийских (1042) и в Св. Софии Охридской, отмечая при этом очень близкое сходство между тремя македонскими ансамблями ^иг'ю, 1984; Джурич, 2000. С. 30, 330 (примеч. 3)].

Охрид, наряду с Салониками, стал важнейшим художественным центром для северных областей Македонии и Эпира в XI в. В 1018 г., после окончательного разгрома Первого Болгарского царства, Василий II учредил Охридскую архиепископию, напрямую подчиненную Константинополю. При архиепископе Льве (1037-1056) создаются росписи Св. Софии Охридской — ансамбль столичного уровня, в котором воплотились важнейшие иконографические и стилистические тенденции той эпохи [Грозданов, 1996 (с предшествующей библиографией); Korunovski, Dimitrova, 2006. Р. 52-56; Попова, 2015].

Как и мозаики Неа Мони на Хиосе (1049-1056), фрески Софии Охридской представляют заключительный этап развития аскетического направления в искусстве середины XI в.[Mounki, 1980-1981. Р. 88-94; Еэбет, 1985. Р. 215-265; Djuпc, 1984; Попова, 2016; Попова, Сарабьянов, 2017. С. 394-439]. В этих ансамблях уже заметен отход от идеального и почти абстрактного начала в сторону более смягченного и очеловеченного, что выражается на языке менее условном и более близком к классической норме. Образы в целом имеют тот же суровый и напряженный характер, но в них проявляется большая психологическая конкретность. Формы сохраняют монументальный, строгий строй, но в их проработке больше живописности, детализации, разнообразия.

Именно росписи Св. Софии Охридской, на мой взгляд, являются самой близкой аналогией для фрески в Лабово. Сходство проявляется на всех уровнях: это и общее впечатление, содержание художественных образов в целом; и конкретные формы и живописные приемы.

В двух ансамблях очень похоже сочетание крупных большеголовых фигур застывших в напряженных позах с детализированным и классически правильным рисунком складок одежд, тщательно проработанных притенениями и высветлениями. Похож строгий колористический строй, в котором доминируют глуховатые темные цвета, но при этом довольно много светлых и ярких акцентов. Очень похожи типы лиц и методы личного письма.

Лики Христа из Лабово и из Охридской «Евхаристии» [ил- 7] похожи почти буквально. У них одинаковые правильные пропорции и четкая симметричная структура, выявленная с помощью контуров. Очертания почти прямого носа переходят в линии приподнятых дугообразных бровей, что придает какую-то твердость и ясность обоим образам. Определяющее значение имеет словно невидящий взор укрупненных глаз с одинаковым разрезом. Полукружия век

ил. 4 Ангелы из «Рождества». Фреска церкви Панагии тон Халкеон в Салониках. 1028

fig. 4 Angels from "Nativity". Fresco of the Church of Panagia ton Chalkeon in Thessaloniki. 1028 ил. 5 Богородица из «Деисуса». Фреска церкви Успения Богородицы в Лабово. Около середины XI в.

fig. 5 The Mother of God from the Deesis. Fresco of the Church of the Dormition of the Virgin in Labovo. Ca. mid 11th century ил. 6 Диакон Исавр. Фреска из церкви Св. Леонтия в Водоче. Музей Cеверной Македонии, Скопье. Вторая четверть XI в.

fig. 6 Deacon Isaurus. Fresco from the Church of St. Leontius in Vodoca. Museum of North Macedonia, Skopje Second quarter of the 11th century

и бровей словно эхом повторяются в форме румян на щеках, более заметных у охридского Спаса и лишь намеченных у лабовского. Такая геометризованная трактовка черт лица — один из важнейших приемов искусства «аскетического направления» позволявший усилить идеальный характер образов. В то же время, здесь есть и другие элементы, позволяющие их смягчить и очеловечить. Взгляд больших глаз не кажется полностью отрешенным, в нем есть какой-то оттенок задумчивости. Такое впечатление создают морщины на лбу и переносице, чуть смещенная вбок постановка овальных зрачков, мягкая моделировка рта с подвижными тенями в опущенных уголках губ. Оживление вносит пышная прическа с отдельными прядями, прочерченными параллельными линиями, которая образует волны естественных форм и обрамляет лики плавным овалом. Почти одинаково сделан светлый контур, очерчивающий бороду и шею Спасителя в обеих фресках. Конечно, охридский образ, ключевой в центральной композиции главной апсиды собора, имеет несколько более абстрактный характер. Образ в Лабово, более камерный по своему назначению и масштабу, в большей степени наделен интимными, личными коннотациями. Его эмоциональная составляющая усилена едва заметной асимметрией и более энергичной техникой личного письма.

В этом смысле показательно сравнение с другими фресками Софии Охридской, в которых обнаруживается подобный интерес к более эмоциональной и индивидуализированной трактовке. Это делается за счет более активной

ил. 7 Евхаристия. Фреска собора Св. Софии в Охриде. До 1056

fig. 7 The Eucharist. Fresco of the Cathedral of St. Sophia in Ohrid. Before 1056 ил. 8 Христос из «Деисуса». Фреска церкви Успения Богородицы в Лабово Около середины XI в.

fig. 8 Christ from the Deesis Fresco of the Church of the Dormition of the Virgin in Labovo. Ca. mid 11th century ил. 9 Христос из «Евхаристии» Фреска собора Св. Софии в Охриде До 1056

fig. 9 Christ from the "Eucharist" Fresco of the Cathedral of St. Sophia in Ohrid. Before 1056 ил. 10 Св. Лев папа римский. Фреска собора Св. Софии в Охриде. До 1056

fig. 10 Pope St. Leo the Great Fresco of the Cathedral of St. Sophia in Ohrid. Before 1056

10

мимики, сложного рельефа ликов и более контрастной моделировки. Нахмуренные брови, скошенные взгляды, опущенные углы ртов, впалые щеки и резкие морщины, часто заметная асимметрия в ликах и резкие высветления или цветовые акценты — все это позволяет усложнить и обогатить эмоциональный строй образов. Подобные приемы использует и мастер лабовского Деисуса. В возвышенный и идеальный образ Спасителя он вносит довольно много таких индивидуальных акцентов: легкая асимметрия в рисунке впадины на переносице и морщин на лбу, взгляд вбок, чуть большая затененность правой от нас половины лика, цветовые акценты в обрисовке румян, верхних век и носа. Все это, как уже было сказано, позволяет несколько приблизить образ к миру человеческих чувств, сделать его более доступным для обычного человеческого восприятия, отойти от труднодостижимого идеала искусства аскетического типа.

Эта тенденция стала общей для искусства около середины XI в. Как мы могли убедиться, она прослеживается по целому ряду византийских ансамблей, в том числе в Македонии. Очень вероятно, что в эпоху активизации церковной жизни всего края при архиепископе Льве приглашенная им артель расписала не только кафедральный собор Охрида; кто-то из мастеров мог быть отправлен для работ и в другие церкви и монастыри [Лазарев, 1963. Т. I. С. 127; Ми1ъковик-Пепек, 1975. С. 26-38; Джурич, 2000. С. 30-31, 330-331 (примеч. 4); DjuriC, 1984. Р. 21; Расолкоска-Николовска, 2004. С. 35-58]. Одним из таких ансамблей могла быть церковь Св. Леонтия в Водоче, а другим — церковь Успения в Лабово.

Литература

Гоозданов Ц. Фреските на Света Софи]'а Охридска. Скоп]'е: Гурга, 1996. 62 с.

Джурич В. Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далмация, Македония. М.: Индрик, 2000. 592 с.

Лазарев В.Н. Живопись XI-XII вв. в Македонии //Actes du XII Congrès International d'Études Byzantines (Ohride, 1961). T.I. Beograd: Naucno delo, 1963. P. 105-134.

Милковик-Пепек П. Комплексот цркви во Водоча. Скоп]'е: Републички завод за заштита на спомениците на културата, 1975. 72 с.

Павлинов П.С. Гирокастра // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ Православная энциклопедия, 2006. Т. 11. С. 520-522.

Попова О.С. Аскетическое направление в византийском искусстве второй четверти XI века и его дальнейшая судьба // Попова О.С. Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы. М.: Северный паломник, 2006. С. 185-208.

Попова О.С. Византийская духовность и стиль византийской живописи VI и XI вв. // Византийский временник. 1998. Т. 55/2. С. 216-221.

Попова О.С. Пути византийского искусства. М.: Гамма-Пресс, 2013. 460 с.

Попова О.С. Фрески собора Св. Софии Охридской и искусство 40-50-х гг. XI в. // Византийский временник. 2015. Т. 74. С. 212-224.

Попова О.С., Сарабьянов В.Д. Мозаики и фрески Святой Софии Киевской. М.: Гамма-Пресс, 2017. 504 с.

Расолкоска-Николовска З. Сликарска работилница од Св. Софи]'а (1037-1056) во Охрид и не]'зиното следеже во други храмови во Македони]'а // Расолкоска-Николовска З. Средновековната уметност во Македони]'а. Скоп]'е: Каламус, 2004. С. 35-58.

Curcic S. Architecture in the Balkans. From Diocletian to Süleyman the Magnificent. London: Yale University Press, 2010. 913 p.

Dimitrova E. Ars Inimitabilis: the Church Complex of St. Leontius at Vodoca // Ниш и Византи]'а. Зборник Радова. 2016. Т. XIV. Р. 343-355.

Djuric V Un courant stylistique dans la peinture byzantine vers le milieu du XIe siècle // Zograf. 1984. № 15. P. 15-23.

Englert K. Der Bautypus de Umgangskirche unter besonderer Berücksichtigung de Panagia Olympiötissa in Elasson. Frankfurt am Mein: Peter Lang, 1991. 252 S.

Koch G. Einige Überlegungen zur Kirche in Labova e Kriqit // Monumentet. 1987. T. 1. S. 27-62.

Koch G. The Church of Saint Mary in Labova/Albania // LEPETYMNOS. Studies in Archaeology and Art in memory of Georgios Gounaris. Late Roman, Byzantine, Postbyzantine period / Ed. by Ath. Semoglou, I.P.Arvanitidou, Em.G. Gounari. Thessaloniki: Ekdotikos oikos Stamouli, 2018. P. 61-75.

KorunovskiS., Dimitrova E. Macedonia. L'arte medievale dal IX al XV secolo. Milano: Jaca Book, 2006. 260 p.

Meksi A. Arkitektura e kishave të Shqipërisë (Shekujit VII-XV). Tirana: Shtëpia Botuese UEGEN, 2004. 271 p.

Meksi A. Arkitektura mesjetare ne Shqiperi (Shekujit VII-XV). Tirana: Shtëpia Botuese "8 Nëntori", 1983. 212 p.

Meksi A. Deux églises byzantines du district de Gjirokastra // Monumentet. 1975. T. 9. P. 77-105.

Meksi A. L'architecture des églises à planimétrie en forme de croix à coupole en Albanie // Velenes G. et al. (ed.). APM02. Ti^r|Tixoç to^oç otov хаблтлтл N.K. МоитоояоиЪ. T. II. ©£ooaXovixr|: Арютотё^ею navemoTÎ^io ©eooa^ovixnç, 1991. P. 1145-1167.

Mouriki D. Stylistic Trends in monumental Painting of Greece during the Eleventh and Twelfth Centuries // DOP. 1980-1981. Vol. 34-35. P. 77-124.

Mouriki D. The Mosaics of Nea Moni on Chios. Athens: Commercial Bank of Greece, 1985. 279 p.

Pallas D. Epirus // Reallexikon zur Byzantinischen Kunst. Bd 2. Stuttgart: Anton Hiersemann Publ., 1971. Sp. 207-334.

Papadopoulos K. Die Wandmalerein des XI. Jahrhunderts in der Kirche Panagia ton Chalkeon in Thessaloniki. Graz-Cologne: Böhlau, 1966. 120 p.

Tsitouridou A. The Church of Panagia Chalkeon. Thessaloniki: Institute for Balkan Studies, Thessaloniki, 1985. 60 p.

BeMvvq r. Epinveia tou e|wTepixoi) öiaxöo|ou ou| ßuZavTivf apxiTexTovixf. AiöaxTopixf AiaTpißf. ©eooa^ovixn, 1984. 320 o.

BoxorönovXoQ n.A. H exx^noiaoTixf apxiTEXTovixf eig t|v AuTixfv 2Tepeäv EÄAäöa xai Tnv Hneipov. Ano tou TE^oug tou 7ou |expi tou TE^oug tou 10ou aiwvog. ©eooa^ovixn: KevTpov ßuZavTivwv epeuvwv, 1992. 253 o.

Aa^ovAog n. O vaog T|g Koi|foewg T|g ©eoraxou |tou Ti|iou 2Taupoi) oto Avw Aä|noßo T|g Bopeiou Hneipou // Awöwvn. IoTopia xai ApxaiXoYia. Emouiiovixf eneuipiöa tou T|if|aTog IoTopiag xai ApxaioXoYiag u|g Oi^ooo^ixfg 2xo^fg tou navenioTf^iou Iwavvivwv. T. ME'-M2T'. Iwävviva: navenioTf|io Iwavvivwv, 2019. 2. 119-148.

XarZqrpVpwvogE.K. To nepioTwo ot|v uoTepoßuZavTivf exx^noiaoTixf apxiTexTovixf. 2xeöiao|ög — AeiToupYia. ©eooa^ovixn: Eupwnäixö KevTpo Bu£;avTivwv xai MeTaßu^avTivwv Mv||eiwv, 2004. 367 o.

XovAiapägl.n. O ToixoYpa^ixög öiäxoo^og tou vaoü u|g MeTa^op^woewg tou 2wTfpog n^axwTfg // A' Aie6veg apxaio^oYixö xai ioTopixö ouveöpio Yiä t| ©eonpwTia (HYou^eviToa, 8-11 Aexe^ßpiou 2016). npaxTixä. T. B'. Iwävviva, 2019. 2. 487-510.

Название статьи

О недавно раскрытой фреске с Деисусом в церкви Успения Богородицы в Лабово

Сведения об авторе

Захарова Анна Владимировна — кандидат искусствоведения, старший преподаватель, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, ул. Ленинские Горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991; старший научный сотрудник, Государственный институт искусствознания, Козицкий пер., д. 5, Москва, Российская Федерация, 125009; старший научный сотрудник, филиал ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» НИИТИАГ РААСН, ул. Душинская, д. 9, Москва, Российская Федерация, 111024. [email protected]

Аннотация

В статье предлагается атрибуция фрески с изображением Деисуса, недавно раскрытой на хорах церкви Успения Богородицы в Лабово (Албания). С помощью сравнительного стилистического анализа автор показывает, что это изображение наиболее близко произведениям второй четверти — середины XI в., таким как фрески в храмах Панагии тон Халкеон в Салониках, Св. Леонтия в Водоче и собора Св. Софии в Охриде. Поскольку время строительства храма в Лабово до сих пор дискутируется, атрибуция фрески позволяет подтвердить предлагавшуюся ранее другими исследователями датировку постройки X или, более вероятно, первой половиной XI в.

Ключевые слова

Византийская живопись, фрески, деисус, Албания, Лабово, Охрид.

Title

On the recently uncovered mural of Deisis in the church of Dormition of the Virgin in Labovo Author

Zakharova, Anna Vladimirovna — Ph. D., head lecturer, Lomonosov Moscow State University, Leninskie Gory, 1, 119991 Moscow, Russian Federation; senior researcher, State Institute for Art Studies, Kozitsky pereulok, 5, 125009 Moscow, Russian Federation; senior researcher, Research Institute of the Theory and History of Architecture and Town Planning (branch of the Central Institute for Research and Design of the Ministry of Construction of Russian Federation), Dushinskaia ul., 9, 111024 Moscow, Russian Federation. [email protected]

Abstract

The author proposes an attribution of the depiction of a Deisis recently uncovered in the church of the Dormition in Labovo. The comparative stylistic analysis of the wall painting shows that this depiction is closest to works of the second quarter and middle of the 11th century, such as the frescoes in Panagia Chalkeon in Thessaloniki and, especially, the murals in the Saint Sophia cathedral in Ohrid and the church of Saint Leontius in Vodoca. Thus it is possible to confirm the dating of the church construction to the 10th or the first half of the 11th century previously proposed by other scholars

Keywords

Byzantine painting, murals, Deisis, Albania, Labovo, Ohrid.

References

Chouliaras I.P. The Wall paintings of the church of the Transfiguration of Christ in PLakoti. A 'Diethnes archaiologiko kai istoriko synedrio gia te Thesprötia (Egoumenitsa, 8-11 De-kembriou 2016). Praktika (First International Conference on the Archaeology and History of Thesprotia, Igoumenitsa, 8-11 December 2016). Proceedings), vol. 2. loannina, Ephorate of Antiquities of Thesprotia Publ., 2019, pp. 487-510 (in Greek).

Curcic S. Architecture in the Balkans: From Diocletian to Süleyman the Magnificent. New Haven - London, Yale University Press Publ., 2010. 913 p.

Damoulos P. The church of Dormition of the Virgin or of the True Cross in Ano Labovo, Northern Epirus. Dödöne. Istoria kai Archailogia. Epistemonike epeterida tou Tmematos Istorias kai Archaiologias tes Philosophikes Scholes tou Panepistemiou löanninön (Dodoni. History and Archaeology. Scientific Annual of the Department of History and Archaeology of the Faculty of Philosophy, University of Ioannina), vol. 45-46. loannina, Panepistemio löanninön Publ., 2019, pp. 119-148 (in Greek).

Dimitrova E. Ars Inimitabilis: the Church Complex of St. Leontius at Vodoca. Nis & Byzantium, 2016, no. 14, pp. 343-355.

Djuric V. Un courant stylistique dans la peinture byzantine vers le milieu du XIe siècle. Zograf, 1984, no. 15, pp. 15-23.

Duric V. Vizantijske freske u Jugoslaviji (Byzantine Frescoes in Jugoslavia). Beograd, Jugoslavia Publ., 1974. 233 p. (in Serbian).

Englert K. Der Bautypus der Umgangskirche unter besonderer Berücksichtigung de Panagia Olympiötissa in Elasson. Frankfurt am Mein, Peter Lang Publ., 1991. 252 p.

Grozdanov C. Freskite na Sveta Sofija Ohridska (Murals of St Sophia of Ohrid). Skopje, Gurga Publ., 1996. 62 p. (in Macedonian).

Hadjitryphonos E.K. To peristöo sten ysterobyzantine ekklesiastike architektonike. Schediasmos — Leitourgia (The perimetral galleries in Late Byzantine ecclesiastical architecture). Thessalonike, Euröpaiko Kentro Byzantinön kai Metabyzantinön Mnemeiön Publ., 2004 (in Greek).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Koch G. Einige Überlegungen zur Kirche in Labova e Kriqit. Monumentet, 1987, no. 1, pp. 27-62.

Koch G. The Church of Saint Mary in Labova / Albania. LEPETYMNOS. Studies in Archaeology and Art in memory of Georgios Gounaris. Late Roman, Byzantine, Postbyzantine period (ed. by A. Semoglou, I.P.Arvanitidou, E.G. Gounari). Thessaloniki, Ekdotikos oikos Stamouli Publ., 2018, pp. 61-75.

Korunovski S., Dimitrova E. Macedonia. L'arte medievale dal IXal XVsecolo. Milano, Jaca Book Publ., 2006. 260 p.

Lazarev V.N. Zhivopis 11-12 vekov v Makedonii (11th-12th century painting in Macedonia). Actes du XII Congrès International d'Etudes Byzantines (Ohride, 1961). T. I. Beograd, Naucno delo Publ., 1963, pp. 105-134 (in Russian).

Meksi A. Arkitektura e kishave të Shqipërisë (Shekujit VII-XV). Tirana, Shtëpia Botuese UEGEN Publ., 2004. 271 p. (in Albanian).

Meksi A. Arkitektura mesjetare ne Shqiperi (Shekujit VII-XV). Tirana, Shtëpia Botuese "8 Nën-tori" Publ., 1983. 212 p. (in Albanian).

Meksi A. Deux églises byzantines du district de Gjirokastra. Monumentet, 1975, no. 9, pp. 77-105.

Meksi A. L'architecture des églises à planimétrie en forme de croix à coupole en Albanie. Armos. Volume in Honor of Professor N.K. Moutsopoulos (ed. by Velenes G. et al.), t. 2. Thessaloniki, Aristotelio Panepistemio Thessalonikes Publ., 1991, pp. 1145-1167.

Miljkovic-Pepek P. Le complexe des églises de Vodoca. Skopje, Republicki zavod za zastita na spomenicite na kulturata Publ., 1975. 72 p. (in Macedonian).

Mouriki D. Stylistic Trends in Monumental Painting of Greece during the Eleventh and Twelfth Centuries. Dumbarton Oaks Papers, 1980-1981, vol. 34-35, pp. 77-124.

Mouriki D. The Mosaics of Nea Moni on Chios. Athens, Commercial Bank of Greece Publ., 1985. 271 p.

Pallas D. Epirus. Reallexikon zur Byzantinischen Kunst, vol. 2. Stuttgart, Anton Hiersemann Publ., 1971, pp. 207-334.

Papadopoulos K. Die Wandmalerein des XI. Jahrhunderts in der Kirche Panagia ton Chalkeon in Thessaloniki. Graz-Cologne, Böhlau Publ., 1966. 120 p.

Pavlinov P.S. Gjirokastra. Pravoslavnaia entsiklopedia (Orthodox Encyclopaedia), vol. 11. Moscow, Tserkovno-nauchnyi tsentr "Pravoslavnaia entsiklopedia" Publ., 2006, pp. 520-522 (in Russian).

Popova O. The Ascetic Trend in Byzantine Art of the Second Quarter of the 11th Century and its Subsequent Fate. Nea Rome. Rivista di ricerche bizantinistiche, 2005, vol. 2, pp. 243-257.

Popova O.S. Byzantine spirituality and style of painting in the 6th and in the 11th century. Vizan-tiiskii vremennik (Byzantina Chronica), 1998, vol. 55/2, pp. 216-221 (in Russian).

Popova O.S. The Paths of Byzantine Art. Moscow: Gamma-Press Publ., 2013. 460 p. (in Russian).

Popova O.S. Wall paintings in the church of Saint Sophia in Ochrid and the Art of ca. 10401050. Vizantiiskii vremennik (Byzantina Chronica). Vol. 74 (2015). p. 212-224 (in Russian).

Popova O.S., Sarabianov V.D. Mosaics and frescoes of St Sophia Cathedral in Kiev. Moscow, Gamma-Press Publ., 2017. 504 p. (in Russian).

Rasolkoska-Nikoloska Z. Painting workshop from St Sophia (1037-1056) in Ohrid and in other churches of Macedonia. Srednovekovnata umetnost vo Makedonija (Mediaeval art in Macedonia). Skopje, Kalamus Publ., 2004, pp. 35-58 (in Macedonian).

Tsitouridou A. The Church of Panagia Chalkeon. Thessaloniki, Institute for Balkan Studies, Thessaloniki Publ., 1985. 60 p.

Velenes G. Ermëneia tou exoterikou diakosmou sti byzantine arhitektonikë (Interpretation of external decoration in Byzantine Architecture). Ph.D. Diss. Thessaloniki, 1984 (in Greek).

Vokotopoulos P. L. E ekklesiastike architektonike eis ten Dytiken Sterean Ellada kai ten Epeiron. Apo tou telous tou 7ou mechri tou telous tou 10ou aionos (Church architecture of Wèstern Greece and Epirus, from the end of the 7th to the end of the 10th century). Thessalonike, Kentron byzantinon ereunon, 1992. 253 p. (in Greek).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.