Научная статья на тему 'О недавних изданиях творений святителя Филарета'

О недавних изданиях творений святителя Филарета Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
181
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О недавних изданиях творений святителя Филарета»

РЕЦЕНЗИИ

Г. В. Бежанидзе

О НЕДАВНИХ ИЗДАНИЯХ ТВОРЕНИЙ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА

За последнее десятилетие произошел наконец сдвиг в отношении наследия святителя Филарета Московского. Уже не только упоминания о митрополите Московском в отдельных книгах и журнальные статьи, но и фундаментальные издательские проекты посвящены этому великому деятелю Русской Церкви.

Среди трудов святителя Филарета Московского, изданных в последние пять лет, безусловно, выделяются серии публикаций гомилетического и эпистолярного наследия московского златоуста, предпринятые издательством Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Публикаторы поставили перед собой цель не просто переиздать дореволюционные сборники проповедей и писем святителя Филарета, что уже предпринималось ранее в виде репринтов, но в максимально возможной степени дополнить их и сопроводить необходимыми комментариями. Стоит заметить, что подобного рода собрание трудов святителя Игнатия (Брянчанинова) выходило уже несколько раз. Вышедшие филаретовские тома, по сути дела, первая в новейшее время попытка академического издания трудов Филарета. Благословение на это еще в 2000 г. дал Патриарх Алексий II, но понадобилось немало лет, чтобы достойно приступить к делу. Конечно, неслучайно именно лавра преподобного Сергия, священноархимандритом которой в 1821—1867 гг. был митрополит Филарет, взялась за колоссальных масштабов издание. Память о святителе жива в стенах лавры.

Первая серия из четырех томов, вышедшая в свет в 2009 г., содержит почти полное собрание слов и речей московского витии1. Проповеди приводятся в хронологическом порядке. Таким

1 Филарет Московский, свт. Творения. Слова и речи / Подг. текста: И. Ю. Смирновой: В 4 т. СТСЛ, 2009.

образом, авторы серии отошли как от тематического принципа ранних гомилетических собраний московского митрополита, так и от построения издания 1873—1885 гг. В том собрании, как известно, первое отделение составляли проповеди, напечатанные при жизни святителя и включенные им самим в последнее прижизненное издание 1861 г., второе — проповеди, опубликованные ранее, но не включенные в издание 1861 г., и, наконец, третье составили все остальные слова и речи московского митрополита. Впрочем, деление проповедей по темам, сделанное самим святителем Филаретом, нашло отражение в сводном тематическом указателе, который приводится в конце сборника. Указатель составлен по темам, выделенным митрополитом Московским в изданиях 1844, 1848 и 1861 гг.

В отличие от всех предыдущих изданий, серия снабжена пространными библиографическими и историко-биографическими комментариями так, как это принято в современном научном издании. Каждая проповедь имеет ссылку на предыдущие публикации, отмечено наличие вариантов. Дополнительное значение комментариям придает введение в них текстов различных документов, имеющих отношение к святителю Филарету, — например, синодальных и императорских указов, а также молитв и обращений к пастве самого московского митрополита. Эти вынесенные в конец тома дополнения обогащают восприятие представленных текстов и позволяют вдумчивому читателю углубить свое понимание филаретовского проповедничества.

За основу издания проповедей святителя Филарета авторы, вероятно, взяли итоговое дореволюционное пятитомное собрание сочинений2, по крайней мере, в случае разночтений публикаторы следуют вышеупомянутому изданию3 (правда, почему-то не считают нужным об этом уведомить читателя). Во вступительной статье авторы справедливо отмечают, что издание 1873—1885 гг. было неполным, ссылаясь на биографа святителя Филарета И. Н. Корсун-ского. Последний писал, что издателями пятитомника пропущены

2 Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского: Слова и речи: В 5 т. М., 1873-1885.

3 См.: Слово на освящении храма Святой Троицы в Махрищевском монастыре 1808 г. (ср. с примечаниями).

две проповеди митрополита Филарета (из рукописного сборника Е. В. Барсова) и речи, произнесенные в Московском отделении Библейского общества в 1822 и 1824 гг. «Эти пробелы, — утверждают авторы, — как нам представляется, удалось преодолеть при подготовке настоящего издания»4.

Однако, как и всякое серьезное издание, лаврские сборники несвободны от некоторых недостатков, на которые необходимо обратить внимание, для того чтобы последующие собрания трудов святителя Филарета были более совершенны. Так, авторы не вполне успешно решили поставленную перед собой задачу о дополнении дореволюционных сборников проповедей московского златоуста. Две речи, произнесенные в собрании Библейского общества, действительно приведены в новом сборнике, правда, не по отдельным изданиям 1822 и 1824 гг., а по рукописной копии, что привело к некоторым неточностям при публикации речей5. Кроме того, в отличие от издания 1873—1885 гг., в сборнике содержится «Рассуждение о нравственных причинах неимоверных успехов наших в войне с французами 1812 года»6 и речь, произнесенная на первом собрании конференции СПбДА. Авторы публикуют также под 1825 г. «Слово по освящении храма Пресвятой Богородицы в честь иконы ее Ахтырской», которое в издании 1874—1885 гг. приводится в примечании к «Слову по освящении Богородице-Рождественского храма, что в Столешниках», а под 1828 г. — «Слово по освящении Покровской Церкви», которое в издании 1874—1885 гг. приводится в примечании к «Слову по освящении храма святителя Николая в Перервинском монастыре»7.

4 От издателей // Филарет Московский, свт. Слова и речи. СТСЛ, 2009. С. 13.

5 В рецензируемом издании: «Бог Слово... и разума, яже ко благочестию»; в издании 1822 г.: «иразума, яже по благочестию».

6 Наличие данного текста в сборнике слов и речей нуждается в обосновании.

7 Все остальные проповеди имеют ссылку на издание 1874—1885 гг., за исключением «Слова по освящении храма Знамения Божией Матери при доме графа Дмитрия Николаевича Шереметьева», где авторы просто забыли привести ссылку на последнее издание.

Вместе с тем отметим и досадные пропуски. Составители не включили две проповеди, пропущенные при издании собрания творений святителя Филарета 1874-1885 гг. Эти проповеди впервые были опубликованы в 2003 г. издательством ПСТГУ в сборнике «Избранные труды, письма, воспоминания» святителя Филарета8, архивная публикация подготовлена А. А. Петровым. Впрочем, отмеченные упущения ни в коей мере не умаляют общих достоинств рецензируемого собрания.

Вторая серия посвящена изданию эпистолярного наследия святителя Филарета. Письма Филарета - богатство, еще до конца не оцененное нами. Об этом свидетельствовал успех сборника избранных филаретовских писем, вышедшего в издательстве Сретенского монастыря в 2006 г. В этой серии ранее вышли письма святителя к преподобному Антонию (Медведеву) в трех томах9 и недавно — сборник писем к современницам10.

Личность и деятельность преподобного Антония сами по себе заслуживают внимания и изучения. Первая в послереволюционное время публикация писем к нему святителя Филарета представит новые возможности для учащихся высших учебных заведений, да и для всех интересующихся историей Русской Церкви, понять и воочию представить реалии той далекой эпохи, характеры московского святителя и наместника лавры, задуматься над некоторыми богословскими вопросами.

Письма святителя Филарета к архимандриту Антонию следуют в хронологическом порядке с единой нумерацией, в комментариях приводятся немногочисленные ранее опубликованные и не опубликованные ответные письма преподобного Антония. Все тома данного издания содержат именной указатель, в первом томе помещен в качестве «Приложения» перечень обер-прокуроров Святейшего Синода и высших управленческих лиц Московской епархии в пе-

8 Святитель Филарет (Дроздов). Избранные труды, письма, воспоминания / Сост. и вступ. ст. священника Павла Хондзинского, А. И. Яковлева. М.: ПСТБИ, 2003. С. 283—292.

9 Филарет Московский, свт. Письма к преподобному Антонию, наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1831—1867: [ Подгот. И. Ю. Смирнова]: В 3 т. СТСЛ, 2007.

10 Филарет Московский, свт. Письма к современницам. СТСЛ, 2013.

риод управления ею митрополитом Филаретом. Стоит ли говорить, что это облегчает восприятие представленных текстов.

Однако если собрание проповедей по крайней мере имеет библиографические указания на предыдущие издания, правда без указания страниц, то сборник писем к преподобному Антонию (Медведеву) не имеет почти никакого библиографического аппарата, кроме общего указания, что письма переиздаются по дореволюционному изданию. Но для серьезного научного издания этого недостаточно. Внимательно просмотрев комментарии, читатель может найти только одну отдельную библиографическую ссылку на рукописный автограф публикуемых писем митрополита Филарета. Опираясь на нее, можно сделать вывод, что опубликованное в сборнике 1877—1884 гг. письмо святителя Филарета от 26 мая 1861 г.11 в новом сборнике дополнено несколькими абзацами из архива. Понятно, что это вызвано нынешними стесненными условиями, той нехваткой людей и средств, которые известны многим историкам.

Структура тома «женской переписки», в отличие от сборника писем к преподобному Антонию, довольно сложная. В первом разделе приводится переписка святителя Филарета с императрицами и великими княгинями дома Романовых. Во втором разделе составители публикуют подборки писем святителя Филарета к светским особам без ответных писем. В третьем разделе составители публикуют отдельные письма святителя Филарета (какие письма имеют честь называться «отдельными» и почему — непонятно). Затем следует весьма краткий раздел «Письма к святителю Филарету», состоящий всего из двух персоналий. Последний, пятый раздел вновь возвращает читателя к первоначальному принципу составления сборника и содержит письма к монахиням12. Внутри разделов составители, по своим собственным словам, следуют хронологическому

11 Филарет Московский, свт. Письма к преподобному Антонию, наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. СТСЛ, 2007. Т. 3. С. 296.

12 Во вступительной статье издатели утверждают, что второй раздел составили письма святителя Филарета к Новосильцевой, третий — письма к разным особам, «отдельные письма святителя, написанные по особым случаям, собраны в четвертый раздел», пятый раздел — это письма к митрополиту Филарету, а шестой — письма святителя к монашествующим» (Филарет (Дроздов), свт. Письма к современницам. СТСЛ, 2013. С. 8).

принципу, однако непонятно, что имеется в виду под хронологией. Например, во втором разделе письма к Е. Р. Вяземской (1822—1837) следуют после писем к Е. П. Головиной (1836—1867).

Библиография сборника писем к современницам выгодно отличается от названных ранее изданий, однако также имеет недостатки как по оформлению, так и по содержанию. Не все письма имеют библиографическое описание. Например, читателю приходится только гадать, по какому источнику публикуются письма к А. П. Глазовой, так как в комментариях об этом умалчивается13. Наиболее значительные по объему письма святителя Филарета к Е. В. Новосильцевой имеют далеко не полное библиографическое описание, не указано, какие именно письма к Е. В. Новосильцевой публикуются впервые.

Нельзя не приветствовать архивные изыскания составителей сборника: так, все письма первого раздела публикуются по архивам. Однако нельзя не отметить, что при публикации писем к высочайшим особам ими не учитывались предыдущие публикации. Это упущение сказалось как на объеме публикации — часть писем пропущена, так и в отношении адекватной передачи текста писем. Например, публикаторы следующим образом передают текст письма к императрице Александре Федоровне по случаю кончины императора Николая I: «Молитва приближает к Богу, и близ сего средоточия существия (sic!) миров неразлучно то, что является раз-лучным в мире перемен»14. Между тем в опубликованном варианте письма этот текст вполне понятен: «Молитва приближает к Богу, и близ сего средоточия существ и миров неразлучно то, что является разлучным в мире перемен»15.

К сожалению, вновь имеет место невнимательное отношение к современной филаретике. Так, в примечании утверждается, что никаких писем святителя Филарета к Т. Б. Потемкиной «до настоящего

13 См.: Филарет Московский, свт. Письма к современницам. С. 280—329. Примеч. 277—316. Судя по тексту писем, можно предположить, что они опубликованы по изд.: Письма Филарета, митрополита Московского, к г-же Агриппине Петровне Глазовой // ЧОЛДПр. 1876. Кн. 5. С. 49—80; Кн. 6. С. 81— 104.

14 Филарет Московский, свт. Письма к современницам. С. 23.

15 Русская старина. 1903. № 2. С. 255—256.

времени не обнаружено»16. Между тем за год до выхода данного собрания в свет письмо святителя Филарета к Т. Б. Потемкиной было опубликовано в восьмом выпуске «Филаретовского альманаха»17.

В историко-биографических комментариях к сборникам писем прослеживается принцип, взятый за основу авторами при публикации собрания проповедей святителя Филарета. Комментарии содержат достаточно пространные биографические сведения об адресатах писем и других персоналиях, тексты писем и документов митрополита Филарета и других лиц, так или иначе связанные с содержанием писем, а также воспоминания о современницах московского святителя. Издания писем снабжены именным указателем. В конце сборника перед комментариями помещена статья составителя И. Ю. Смирновой «О богословском значении эпистолярного наследия святителя Филарета», содержащая обозрение вопросов христианской аскетики, затрагиваемых в письмах.

Конечно, сборник писем к современницам, как сборник писем к архимандриту Антонию, найдет и уже находит своих читателей и читательниц, несмотря на немалый объем. Например, письма святителя к Е. В. Новосильцевой или к игумении Марии (Тучковой), по сути своей, можно читать как роман о трудной и нередко печальной женской судьбе. Не может не поразить внимательнейшее отношение митрополита к духовной жизни своих опекаемых духовных чад, которые воспринимали его как подлинного старца. Неслучайно в завершающей публикацию писем статье автор ставит вопрос о недостаточно изученном пастырском богословии святителя как части его богословской системы. «Но главное, — замечает И. Ю. Смирнова, — без этих писем невозможно приблизиться к пониманию великой личности иерарха, который во многом оставался для современников неразрешенной загадкой»18.

В целом нельзя не порадоваться не только самому факту издания, но также высокому уровню полиграфического исполнения начатого корпуса филаретовских творений. Обе серии издаются в строгом серийном оформлении, напечатаны на прекрасной бумаге

16 Филарет Московский, свт. Письма к современницам. С. 783. Примеч.

17 Филаретовский альманах. Вып. 8. М., 2012. С. 15—17.

18 От издателей // Филарет Московский, свт. Письма к современницам. С. 9.

и имеют хорошо подобранные иллюстрации, обогащающие понимание той эпохи для читателя.

Несмотря на высказанные замечания, следует признать, что издания Троице-Сергиевой лавры являются значительными шагами в долгом и трудном деле издания полного собрания творений величайшего святителя Русской Церкви, почитатели которого ожидают новых книг в уже привычном оформлении.

За последние несколько лет продолжались издания различного рода сборников и подборок трудов святителя, выходивших в разных церковных и светских издательствах.

Составители сборника избранных трудов святителя Филарета Московского, вышедшего в серии «Русь Православная» издательства «Терра»19, поставили своей целью ознакомление и популяризацию трудов московского златоуста среди широкого читателя, не обязательно церковного.

Книга дает представление о разных сторонах дарования святителя: в нее включены широко известные и неоднократно переиздававшиеся за последние 25 лет сочинения святителя Филарета и редкие, встречающиеся только в дореволюционных изданиях труды московского святителя. Например, наряду с проповедями и письмами, ранее издававшимися, в сборнике опубликовано практически неизвестное широкому читателю Житие Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, Радонежского и всея России чудотворца, принадлежащее перу московского митрополита. Публикация Жития приурочена к юбилею преподобного Сергия, который торжественно отмечается в России в текущем году.

Сборник построен по тематическому принципу и содержит пять разделов:

проповеди, в который вошли 39 избранных слов и речей святителя Филарета;

сочинения, содержащий «Разговоры между испытующим и уверенным в православии.», «Рассуждение о нравственных причинах

19 Филарет (Дроздов), свт. О мудрости христианской / Вступ. ст. А. И. Яковлева; Послесл. прот. П. Хондзинского; Сост. А. И. Яковлев, прот. П. Хондзинский. М., 2013.

неимоверных успехов наших в войне с французами 1812 года» и Житие преподобного Сергия Радонежского;

письма, в который вошли избранные письма к родным, архимандриту Антонию (Медведеву), игуменье Марии (Тучковой) и А. Н. Муравьеву;

воспоминания, содержащий как воспоминания самого митрополита Филарета, так и воспоминания А. Н. Муравьева о блаженной кончине святителя;

молитвы, в который вошли пять молитв святителя Филарета. В начале сборника помещена вступительная биографическая статья А. И. Яковлева «Митрополит Филарет (Дроздов)», а в конце, в качестве послесловия, богословское рассуждение протоиерея Павла (Хондзинского) «Дар слова». Большинство сочинений святителя Филарета опубликованы по сборнику трудов митрополита Филарета 2003 г.20

Однако следует отметить, что название и цель сборника не вполне соответствуют его содержанию. Непонятно, почему из многочисленных воспоминаний о святителе Филарете составители выбрали только повествование о церемониале погребения московского митрополита. Конечно, сочинение А. Н. Муравьева дает представление о почитании великого иерарха, но хотелось бы прочитать в сборнике хоть краткую подборку свидетельств мудрости достойного преемника Великих каппадокийцев. Также странно, что издатели совершенно игнорировали богатейший пласт отзывов, мнений и резолюций московского иерарха. Между тем многие из них являются высочайшими образцами христианского рассуждения. Эпистолярное наследие святителя представлено немногими адресатами, хотя и значительно по объему (примерно пятая часть сборника). Между тем удачнее представлялась бы более широкая выборка из большего числа адресатов, тем более что такие подборки неизменно пользуются популярностью. В целом сборник несколько тяжеловесен для неподготовленного читателя.

Задачу популяризации трудов московского святителя ставили и издатели сборника трудов святителя с общим названием «Меч

20 Святитель Филарет (Дроздов). Избранные труды, письма, воспоминания. М., 2003.

духовный»21. Серия «Русская цивилизация», в рамках которой вышел сборник, известна своей патриотической направленностью. Идеологи серии, определяющие свою задачу как желание проследить развитие русского самосознания, конечно, не могли игнорировать великого святителя земли русской.

Сборник построен по тематическому принципу с добавлением нескольких стихотворений св. Филарета. В качестве приложений приводятся документы, характеризующие взаимоотношения святителя Филарета и митрополита Платона (Левшина) и отдельно молитвы святителю Филарету (в качестве молитв представлен отрывок из неизвестного и не имеющего благословения священноначалия акафиста). За основу сборника взяты проповеди московского златоуста, которые распределены по трем разделам: «Богомудрие слова и жизни», «Антропологическое отличие креста» и «Учение о Российской государственности». В раздел «Учение о Российской государственности» добавлено несколько мнений, писем и молитв святителя Филарета. Еще один тематический раздел, хотя и назван «Вселенское православие», почему-то представлен произведениями московского митрополита, имеющими отношение к католикам и протестантам: «Разговоры между испытующим и уверенным о православии...», «Значение церковной молитвы о соединении Церквей», «Мнение и ответы Преосвященного Филарета на предложенные англичанином догматические и церковные вопросы по поводу соединения Англиканской церкви с Восточною» и «Вопросы члена Англиканской церкви, по собственному его выражению мирянина, и ответы на них Московского митрополита Филарета». Впрочем, что имеют в виду составители под «антропологическим отличием креста» и почему то или иное слово святителя Филарета должно попадать под данную тематическую классификацию, также остается загадкой.

В аннотации сборника составители утверждают, что в сборнике собраны самые выдающиеся произведения святителя Филарета, причем часть из них публикуется впервые после «более чем столет-

21 Филарет Московский, свт. Меч духовный / Сост. и коммент. д-ра филос. наук П. В. Калитина; Отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2010 (далее: Меч духовный).

него перерыва». Однако при знакомстве с библиографией сборника выясняется, что сами составители утверждают, что в основу их издания «положено самое полное седьмое, и последнее, собрание творений святителя Филарета Московского». Издателями также «использовались современные выпуски произведений архипастыря, которые указываются дополнительно»22. Очевидно, составителям неизвестно, что дореволюционное издание слов и речей святителя Филарета уже несколько раз переиздавалось, следовательно, они никак не могут претендовать на то, чтобы впервые за сто с лишним лет познакомить с ними читателя.

Более того, пристальное знакомство с комментариями убеждает читателя в том, что за основу составителями положен отнюдь не дореволюционный пятитомник, а сборник 1994 г.: подавляющее большинство творений святителя Филарета опубликовано именно по нему, а некоторые проповеди изданы по довольно неочевидным источникам23. Между тем если бы составители действительно обратились к дореволюционным изданиям московского святителя (например, собранию мнений), то, безусловно, нашли бы немало важных для тематики сборника трудов митрополита Филарета.

Сборник снабжен историческими примечаниями, в которых можно найти полезные сведения для понимания контекста сочинений святителя. Однако немногочисленные богословские сентенции не всегда удачны. Так, уже на шмуцтитуле можно прочитать следующее утверждение: «Как великий богослов митрополит Филарет учил, что только через личную "голгофу", через умерщвление плотских и секулярных страстей человек может рассчитывать на спасение»24. Что имеет в виду автор под секулярными страстями, остается загадкой.

От сборников избранных трудов перейдем к сборникам изречений московского витии. Подобные сборники неоднократно издавались как в дореволюционный, так и в новейший период. За последние пять лет вышло несколько новых сборников изрече-

22 Там же. С. 672.

23 Например, слово в день рождения Николая I в 1848 г. по журналу «Трибуна русской мысли».

24 Меч духовный. С. 4.

ний святителя Филарета. Сборник «Испытание нашей веры»25 содержит духовные наставления святителя Филарета по трем темам: «удаление от древа жизни», «преодоление духовных болезней» и «во Христе наша сила». Издатели надеются, что благодатные слова московского златоуста «помогут многим нашим гражданам выстоять и утишиться в непростых жизненных обстоятельствах, побуждая к неослабному и бодрому несению своего креста во славу Божию»26. Сборник не имеет библиографии, но из текста можно сделать вывод, что большинство изречений святителя Филарета взято из его проповедей и писем.

Новый сборник, составленный К. Е. Скуратом по опубликованным письмам святителя Филарета27, достаточно широк по своей тематике и имеет цель «еще и еще послушать самому поучительное слово святого Московского иерарха и помочь усвоить его ищущим истины и стремящимся к святости»28.

Сборник построен по тематическому принципу и состоит из 34 глав, некоторые из которых делятся на параграфы. Таким образом, автором показан достаточно широкий диапазон мнений Московского святителя: «Мысли экзегетические», «Промысел Божий», «Молитва», «Немного о дружбе», «Думы об отечестве», «Юмор», «Поучительные рассказы». Польза такого рода изданий давно известна, и потому они неизменно пользуются популярностью.

Однако библиография сборника содержит существенные лакуны: в нем практически не учтены журнальные публикации писем святителя Филарета. Кроме того, автор причисляет к трудам святителя и цитирует в своем сборнике печально известную заказную фальшивку С. С. Шевченко. Этим К. Е. Скурат невольно бросает тень на почитаемого им святителя Филарета и приписывает ему высказывания, которые не только не принадлежат московскому митрополиту, но и прямо противоположны его взглядам.

25 По творениям святителя Филарета Московского. Испытание нашей веры. М.: Благовест, 2009.

26 Предисловие // Там же. С. 5.

27 Алфавит духовный: Избранные советы и наставления святителя Филарета Московского / Сост. К. Е. Скурата. М.: Ковчег, 2010.

28 Предисловие // Там же. С. 7.

Упомянем также своеобразное издание «Год со святителем Филаретом. Православный календарь 2011», вышедшее в свет в издательстве Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Его содержание составляют отрывки из проповедей и писем святителя Филарета, приуроченные к определенным датам церковного года.

И, наконец, обратим внимание на жизнеописание святителя Филарета Московского, выполненное А. Сегенем, вышедшее ранее в серии ЖЗЛ и переизданное издательством «Благовест» под названием «Московский Златоуст»29. Подробная рецензия на молодогвардейское издание помещена в предыдущем выпуске «Фи-ларетовского альманаха». Безусловно, личность святителя остается притягательной для многих, и более чем вероятно, у этой книги найдутся читатели. Однако они не найдут существенных изменений в новом издании по сравнению с предыдущим — немалое число ошибок и неточностей автора остались на своих местах. Вместе с тем, обнаружив на форзаце гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви», читатель вправе задаться вопросом: разделяет ли рецензент Издательского совета, например, предложенное автором учение о том, что «Слово. божественная сущность воплотившаяся во Христе»30, и согласен ли с тем, что святитель Василий Великий — «миссионер VI века»31 и т. д.

Самое же прискорбное, что автор не собирается менять свою позицию. Он вновь в предисловии настаивает на том, что хочет «создать свой образ великого митрополита, отличный от других»32. Сегень не желает писать художественное произведение на основании уже написанных богословских трудов о святителе Филарете. Он хочет стать «богословом-филаретиком».

Автору удалось реализовать поставленную задачу. А. Ю. Сегень действительно создал свой образ святителя Филарета в соответствии

29 Сегень А. Ю. Московский Златоуст: жизнь, свершения и проповеди святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского. М.: Благовест, 2013.

30 Там же. С. 98.

31 Там же. С. 8—9.

32 Там же. С. 5.

со своими богословскими представлениями, которые зачастую весьма далеки от церковного взгляда и просто еретичны. Таким образом, несмотря на все благие намерения автора и его безусловное почитание святителя Филарета (что, конечно, нельзя не приветствовать), многочисленные ложки дегтя, вольно или невольно смешанные автором с иногда вполне доброкачественным словесным медом жизнеописания, делают общую работу Сегеня более похожей на апокрифические произведения (которые преимущественно и выходили из церковной, но необразованной среды), чем на церковный портрет московского златоуста.

Итак, на книжную полку православного читателя встали новые книги святителя Филарета. Достаточно ли этого? Да, если учесть, что продолжается большая работа издательства лавры по выходу в свет «полного Филарета». Но в то же время само разнообразие и богатство трудов святителя побуждает обратить внимание издателей на возможности публикации не столь объемных, а небольших тематических сборников (например, по «Мнениям» и «Резолюциям», как ранее это было сделано по теме «государственное учение святителя Филарета») или новых собраний мыслей и афоризмов московского митрополита. Его суждения не только значительны по мысли, но нередко трогают сердце, а подчас и жгуче актуальны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.