Научная статья на тему 'О названиях монгольских гор'

О названиях монгольских гор Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
237
60
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О названиях монгольских гор»

Ю. Болдбаатар

О НАЗВАНИЯХ МОНГОЛЬСКИХ ГОР

Г1 ’опонимика* как отрасль языкознания занимается изучением вопросов о происхождении, смысле, об исторической трансформации произношения и современном состоянии названий местности. В этом смысле топонимика может быть отнесена к географии. Но по другим своим аспектам она может быть также отнесена к этимологии, ономастике, а в зависимости от происхождения терминов - к этнологии и истории. Из названия местностей мы можем почерпнуть знание о мировоззрении и картине мира тех, кто впервые принял данное название территории.

Особенность названия монгольских гор

В топонимике Монголии значительное место занимают названия гор - оронимия**. Дело в том, что территория Монголии представляет собой водно- и ветрораздел континента.

Монголы называют горами (fegola - ауи1а) местность, относительно возвышающуюся над окрестностью. Графика этого слова по старомонгольской письменности хорошо передает его значение, которое означает объемистый объект, вмещающий в себе (содержащий) большое количество предметов. Отсюда монгольское название склада (fegoleeeо - ауи1а^) агуулаху.

Монголы имеют традиции нарекать местность названием частей своего традиционного кочевого жилища, названием частей или органов домашних животных, а также названием растений, обильных в данной местности. Немало названий гор, данных по внешнему очертанию, размерам, в связи с культом, с званием и работой конкретных лиц (ноён), по наличию пещер (агуйт и т.д.), по наличию кладбищ древних предков (хиригсуур, бунхант и др.), по костям динозавров (луут, луу гардаг) и т.д.

Специалистам различных наук, занимающимся проблемами ботаники, зоологии, минералогии, истории и культуры Монголии,

* Топонимика - от греч. tдpos - места, дпута - имя, название. Географические названия - топонимы

** Оронимы - от греч. oros - гора, дпута - имя, название.

не лишне поинтересоваться названиями местностей. Так, в местности Эрдэнэт (Сокровище) уже около 30 лет функционирует горнообогатительный комбинат (ГОК) «Эрдэнэт», в местности Темерт (Железистое) около г. Дархана обнаружено богатое месторождение железных руд, в местности Оюутолгой (Холм с изумрудом) в Южногобийском аймаке открыто месторождение полезных ископаемых, богатое медью и золотом, а в местности Тост (Маслянистое) в Восточном аймаке ныне добывают нефть. Вышеприведенные термины имеют значения символа и определителя. Такими названиями являются термины Жаргалант, Баян (Счастливое, богатое - Ба-янхонгор*, Баянхайрхан, ... Баян-Улаан уул, Баян-цагаан уул, Их Богд уул, БаянзYрх уул и т.д.)

Теперь остановимся на названиях гор, т.е. на оронимии Монголии, ибо в топонимике нашей страны преобладают названия гор и гористых местностей. Дело в том, что монголы издревле ставили выше всего бога двоякого источника - Тэнгэр эцэг, Газар эх (Небо-отец и Земля-мать), что связано с культом природы. В системе вероисповедания монголов всякий объект поклонения в конце концов сводится к Небесам. Данное обстоятельство исходит из развитой формы культа неба и означает, что дар, благодеяние неба доходит до людей через гор и горных херебтов. Поэтому монгольский язык весьма богат такими терминами, как Хайрхан, Хаан, Хан, Богд уул и т.д. Теперь рассмотрим отдельные термины.

Хайрхан уул - название священной горы, имеющей табу. В большинстве случаев параллельно с собственным наименованием применяется в качестве нарицательного. При соприкосновении к деревьям, кустарникам, камням, к водам горы они оскверняются, и дух горы, следовательно небо, разгневывается, а небесный гнев вызывает грозовые потоки, сильные ветры, снегопады, засуху и тем самым приносит серьезный урон людям.

Типы гор, носящих название Хайрхан, могут быть разделены на два подтипа. К первому типу относятся конусообразные, пирамидального вида горы, обычно именуемые ЗYрх (Сердце). Термин этот исходит из традиционных воззрений монголов, в которых осо-

* Баянхонгор уул - первая часть термина означает богатство местности, а вторая часть указывает на цвет мест, в табуне означает буланную масть коня. В Монголии немало гор с названием Баянхонгор уул, склоны и подолы этих гор покрыты песком.

бо почтенное место отводится органу кровообращения животных и человека - ЗYрх, обеспечивающему их жизнь. Классическим примером тому служит гора ХарзYрх уул, которая известна нам из «Монгольского сокровенного сказания» как гора ХарзYрх в местности Хар ЗYрхний Хех нуур (Синее озеро Черного сердца), где в год желтоватой курицы (1189 г.) ТемYжен был возведен на престол хана Хамаг Монгольских племен и было присвоено ему имя Чин-гис. При исполнении указанных ритуалов местность (по названию) была выбрана не случайно, ибо ЗYрх уул (гора Сердце) соединял небо и землю, а Хех нуур (Синее озеро) представляло собой местопребывание Хозяина вод. Следовательно, местность эта являлось обиталищем хозяев Небес и Вод. Упоминаемая местность ныне находится на территории Цэнхэрмандал сомона Хэнтийского аймака. В монгольской топонимике весьма нередки термины, состоящие из двух слов. Так, название Цэнхэрмандал сомона состоит из Цэнхэ-рийн гол (в Сокровенном сказании монголов - речка СэнгYр) и Мандал уул.

Г оры, относящиеся ко второму типу, Хайрхан, имеют по сравнению с вышеупомянутыми, больший размер и срезанный вид. Эта какбудто срезанная часть горы состоит из скал и утесов. Первая часть термина Хайр (щебень) означает камень, а вторая - Хан -звание, а в сочетании хайр чулууны хан уул-гора хан Камней.

Горы Хаан и с определением Хан. Монгольская топонимика богата терминами с определением хаан, такими, как Менххаан, Батхаан, Бэрхдэлгэрхаан, Хегнехаан, Нагалхаан, Дэлгэрхаан, БYрэнхаан и т.д., а также со званием Хан, как Богдхан, Товхонхан, Хан Жаргалант, Хан Тайшир, Хан Хехий, Хан Богд и т.д. Такие горы имеют вид Хана средь окрестных гор, а названия их выражают переносный смысл реального хана. С другой стороны, данное обстоятельство свидетельствует о том, что у кочевников с древнейших времен устойчиво сохранялся анимизм. При рассмтрении современной монгольской оронимии обнаруживается немало названий, связанное с именами ханов Монгольской империи XIII в. и ханов государств, входивших в состав империи. К примеру Мунх-хаан (^ великий хан Монгольской империи, старший сын самого младшего сына Чингис-хаана, Тулуяа), Батхан, Бэрххан (старшие сыновья Зучи-хана, первого сына Чингис-хаана и первые ханы

Улуса Алтан орд (Золотая орда) и другие горы. Есть в Монголии также горы, носящие имя ханов без определения владыки. Так, Чингис уул, Сартах (сын Батхана. Его имя может быть связано с санскритским словом: сартваахи-знаток местности). Такие горы могут быть в связи с жизнью людей, носящих данное имя. В этом мы видим тот факт, что монгол при отправении в дальнюю дорогу обращался к духу священных местностей, страхуя свою жизнь и успех деятельности, и брал с собой один из камней местности. Так, например, упомянутые выше названия гор: имя Бат, старшего сына Чингис-хаана Зучи, младшего брата Бата, Бэрх и сына Сартах могли получить свое название при завоевании этими историческими лицами территорий таких стран, как кипчаков, Болгар, Руси и т.д.

Богд уул - часть термина, а именно слово Богд - это собственное имя Будды, основателя буддизма. Как показывают письменные источники буддизма у уйгуров Х-Х1 вв., имя будды обозначалось как Buyda. Собственно слово Богд значительно позднее проникло в монгольский язык.

В работе Э. Равдана “Исследование о формах и семантике монгольских географических названий “приводятся следующие данные. Так, в монгольской топонимике содержаться 530 названий со словом “Хайрхан”, 141 - с формой “Хайрхан”, 52 - “Хан”, 26 - в форме “Хан”, 220 с названием “Хаан” и 70 названий со словом “Богд”.*

Среди названий гор широко распространено запретительное название. Это связано с нетронутостью, священностью местностей и дано, по-видимому, в целях задобривания духов гор и тем самым возвеличивания определенных гор. В просторечии не часто произносятся названия таких гор и заменяются запретительными названиями, например, тахилгат, хайрхан и др.

Здесь мы приводим два названия гор, связанные с культом, верованием.

Бурханхалдун уул - древняя заповедная гора в Хентийском хребте, где берут свое начало реки Онон, Хэрлэн и Туул. В “Мон-

*Равдан Э. Монголын газар нутгийн нэрийн хэлбэр-утгазуйн судалгаа, УБ., 2004. С. 77-81.

гольском сокровенном сказании” описывается, что данная местность является родиной Чингис хаана, где он обращался к вечному синему небу, а перед отъездом на войну (например, на 7-летнюю войну в Хорезме) он приносил ей жертву в течение трех суток. По тому, как эта гора являлась местом неносредственной связи с небом, несколько напоминает нам древнегреческую Олимпию. При анализе названия данной горы становится ясным, что эта гора носит название “бороотой, бураатай, бургадаг - бурхан уул (гора -бурхан, с частыми, продолжительными дождями), что значит: она является местом общения с небом и, как дождевые облака, прямо прикасается к небу.

В монгольской топонимике, в частности в оронимии, название небесного осадка часто содержит слово “бур”, “бор”, даже волк в тюркских, уйгурских и монгольских легендах является небесным животным - [Вйп], [Воп] и [Войе сти-а].

Отгонтэнгэр уул. Почитаемая с дренейших времен данная гора является вершиной Хангайских гор, которую и ныне также почитают на уровне монгольской нации. Термин Отгон тэнгэр состоит из хозяина земли. Рассматриваемый нами термин на памятниках древнерунической письменности имеет форму Nqut [п(е)к(и)Ю] или [Ойкеп], [п(е)кШ;(й)] (Малов, 1959, 32-36) или aNQt

[(е)Шкеп]* (Болдбаатар, 2000, 220). А в “Сокровенном сказании монголов” написано как ЭтYгэн или [(e)tйgen]. Данное название носит женский род, как мать-земля, и служило главным образом в мировоззрении кочевников Центральной Азии. Ныне монголы называют удган - шаманку, подчеркивая ее пол. Как мы можем заключить, что Отгонтэнгэр уул означает ЭтYгэн бурхан или Газрын бурхан уул (Гора земного бога).

Культ гор у монголов берет свое начало от шаманизма, и в течение времени это значительно синкретизировалось в связи с распространением в Монголии ламаизма, который глубоко вошел в мировоззрение, в жизненный уклад, в культуру, искусство и верование монголов-кочевников.

В монгольской топонимике есть немало названий гор, позаим-

*Болдбаатар Ю. Дэл уулын нэгдYгээр руни бичээс, /MONGOLICA (AN INTERNATIONAL ANNUAL OF MONGOL STUDIES) VOL.10(31)/, УБ., 2000, х.219-228

ствованных из тибетского, санскритского и тюркского языков, причем тибетские и санскритские термины значительно более поздние, чем тюркоязык.

— Коротко об авторе —

Болдбаатар Ю. - историк, археолог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.