чей зоны вредными химическими соединениями, снижения уровня шума в источнике образования), борьбой с загрязнением воздуха химическими соединениями (устройство эффективной вентиляции, использование средств индивидуальной защиты).
Литература. Городцова В. И. Гигиеническая оценка условий труда работающих по ремонту фасадов зданий. Автореф. дис. канд. Л., 1974.
Крицкий А. П. Гигиена труда при отделочных (штукатурных и малярных) работах на строительстве гражданских и промышленных зданий. Автореф. дис. канд. Л., 1974.
Ретнев В. М. Гигиена труда в строительном производстве. М., 1977.
Штеренгарц Р■ Я- Гигиена труда в производствах по нанесению лакокрасочных покрытий. М., 1974.
Поступила 18.09.81
УДК 613.632:615.285.71-057:631.234
Т. Д. Зорьева
О НАУЧНОМ ОБОСНОВАНИИ СРОКОВ ВОЗОБНОВЛЕНИЯ РАБОТ ПОСЛЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕСТИЦИДОВ В ТЕПЛИЦАХ
ВНИИ гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс, Киев
Срок выхода на обработанные участки является одним из наиболее важных регламентов в гигиене применения пестицидов. До сих пор его величина в подавляющем большинстве случаев устанавливалась на основании данных о загрязнении воздуха рабочей зоны. Изучение динамики ЭТ0Г9 загрязнения для многих пестицидов в условиях открытого грунта показывает, что концентрация пестицидов над обрабатываемыми участками снижается до уровней-соответствующих ПДК, очень быстро. Однако приведенные в статье Е. И. Спыну и соавт. расчеты, учитывающие наличие вторичного загрязнения воздуха, почвы и растений и возможность проникновения пестицидов через открытые участки кожи работающих, удлиняют безопасные сроки выхода после применения ряда ФОС до 7—12 дней. Технология тепличного овощеводства не дает возможности соблюдать подобгые регламенты. Наши наблюдения показывают, что работа в теплицах после применения пестицидов возобновляется обычно через 18—24 ч, реже через 36 ч. При этом следует учитывать, что применение в теплицах существующих средств индивидуальной защиты чрезвычайно затруднительно из-за специфических условий труда, при которых перегревание организма может причинить здоровью работающих больший вред, чем воздействие реальных уровней загрязнения пестицидами. Поэтому научное обоснование сроков возобновления работ в теплицах после применения химических средств защиты растений должно базироваться на изучении реальной опасности тех количеств ядохимикатов, которые могут попасть в организм всеми возможными путями.
Проведенные нами исследования показали, что в условиях теплиц происходит мнтермиттирующее загрязнение их объектов и воздуха вследствие испарения пестицидов с загрязненных поверхностей почвы и растений в воздух и последующей конденсации их на тех же объектах в результате перепадов дневных и ночных температур. Указанные особенности обусловливают продолжительное содержание пестицидов на поверхностях, с которыми контактируют работающие. В ряде случаев отмечено повышение концентрации ядохимикатов в воздухе рабочей зоны через 3—5 дней после обработки. Исходя из этого, термин «безопасные сроки выхода» в условиях теплиц целесообразно заменить термином «срок возобновления работ», так как безопасность для работающих в последнем случае обеспечивается рядом гигиенических мер. Исследования, проведенные в теплицах, показали, что пестицид воздействует на организм двумя путями: с вдыхаемым воздухом и через открытые участки кожи. Зная концентрацию пестицида в воздухе рабочей зоны и объем воздуха, вдыхаемого за рабочий день, можно рассчитать поступающую в организм дозу. Работа я теплице относится к категории физически тяжелых, поэтому объем вдыхаемого воздуха можно принять за половину среднесуточного (6 м3). Ю. А. Кучак установил экспериментально, что выдыхаемый воздух
содержит около половины количества пестицида, находящегося во вдыхаемом воздухе.
Расчет дозы, которая может проникнуть через неповрежденную кожу, мы производили ориентировочно, что связано с недостаточностью имеющейся информации о проницаемости кожи человека для химических веществ в различных условиях. На этом вопросе хотелось бы остановиться подробнее. Как известно, классическая токсикология при определении кожно-резорбтивных свойств пестицидов базировалась на экспериментальных исследованиях, проводимых на коже животных. При этом полагали, что химические вещества проникают в организм в основном через волосяные фолликулы и сальные железы (Н. В. Ла. зарев и др.). В настоящее время работами П. П. Слынько показано, что водные растворы химических веществ поступают в организм в течение короткого времени с поверхности кожи через выводные протоки потовых желез при торможении потоотдетения. В таком случае кожа животных, лишенная потовых желез, и даже изолированная кожа человека (приближающаяся по своим свойствам к коже животных) не являются адекватными моделями для суждения об опасности того или иного вещества при попадании его на кожу. Известно, что при высокой температуре окружающего воздуха в сочетании с физической нагрузкой потоот деление резко возрастает (в 10 раз и более). При этом увеличивается также количество выделяемого секрета сальных желез (Ю. И. Кундиев). Высокая влажность окружающего воздуха, задерживая испарение пота с поверхности кожи, может, по-видимому, способствовать растворению в нем пестицидов при контакте кожи с загрязненными поверхностями почвы и растений. Таким образом, создаются предпосылки для усиленного всасывания пестицидов через сальные и потовые железы.
Следует также учитывать, что в основе приводимых в справочниках данных о растворимости пестицидов в воде (а следовательно, и в поте) лежат несколько иные критерии. Так, пестицид считается нерастворимым или малорастворимым, если его растворимость выражается в миллиграммах на 1 л. Поэтому, например, карбофос (145 мг/л) считается слаборастворимым, а кельтан (13 мг/л) — нерастворимым в воде (см. «Справочник по пестицидам»), хотя соотносительно с реальными величинами загрязнения кожи они могут быть вполне растворимы в секретах сальных и потовых желез.
Установлено, что с повышением температуры и влажности кожи увеличивается ее способность сорбировать пары химических веществ из воздуха (Н. М. Петрунь). Таким образом становится очевидной существующая опасность сорбции пестицидов через кожу по различным каналам, однако количественная характеристика этой опасности не столь очевидна. Изучение на людях быстроты всасывания химических веществ через кожу не установило, почему при сравнительно низкой скорости всасывания ряда ФОС они высокоопасны при попадании на кожу
Ориентировочный расчет уровнен загрязнения при работе в обработанных пестицидами теплицах
Пестицид Срок с момента обработки Количество препарата, мг/день Суммарная доза, мг Проникающая доза, мг
воздух % кожа г?
Актеллик 18 ч 0,75 18 3.28 82 4,13 2,06
(перец) ЗС » 0,45 54 0,39 46 0, 84 0, 42
3 сут Не обработаны 1.8 100 1.8 0,9
4 » » » 1 . 7 100 1.7 0,85
5 » э » 0,79 100 0,79 0,4
6 » » » 0,39 100 0,39 0,2
Акрекс 18 ч 7,56 61 4.78 39 12,34 6,17
(огурцы) 4 сут Не обработаны 1.9 100 1 .9 0,95
Кельтан 20 ч 1.2 58 0,86 42 2,06 1 ,03
2 сут 1,8 40 2.7 60 4,5 2.25
5 » Не обработаны 1 ,78 100 1 ,78 0.89
Пиримор 20 ч 0, 75 32 1 ,59 68 2, 34 1.17
(огурцы) 2 сут 0.23 44 0, 29 56 0,52 0, 26
3 » Не обработаны 0,3 100 0.3 0.15
4 » » 0,05 100 0,05 0.025
Хостакпик 2 » Следы 0.5 1 00 0,5 0,25
4 » Не обработаны 0,08 100 0,08 0,04
(Feldman, Maibach). В гигиенической практике загрязнение кожных покровов работающих принято изучать методом смывов. Нами проведено исследование в динамике суммарного загрязнения кожи работниц теплиц после об-' работки их различными пестицидами (см. таблицу). При этом смывы с различных участков кожи работающих брали через определенное время после начала работы и рассчитывали величину загрязнения кожи на 8-часовой рабочий день. Площадь открытых поверхностей кожи, по данным литературы (Ю. И. Кундиев), составляла для лица, шеи, кистей рук и ног соответственно 650, 150, 820, 1000 см*. По нашему мнению, только 50% суммарного загрязнения кожных покровов попадает в организм, в то время как некоторые исследователи (Simpson и др.) считают, что в зависимости от метеорологических условий экспозиции через кожу может проникать от 10 до 70% токсической дозы пестицидов. Таким образом, мы ориентировочно рассчитали суммарную проникающую дозу через дыхательные пути и кожные покровы работающих в теплицах на обработанных пестицидами участках. Из приведенных данных следует, что доля перкутанного в общей величине суммарного загрязнения представляется значительной, а в ряде случаев и превалирующей. Найденные в смывах с кожи сравнительно небольшие количества пестицидов не характерн-fc зуют полностью степень ее загрязнения. Можно предположить, что часть препарата к моменту смыва могла всосаться.
Как показывают приведенные в таблице данные, проникающая (а следовательно, эффективная) доза всех изученных пестицидов составляла ориентировочно не более 1—2 мг на человека за рабочий день даже в первые сутки после обработки. Поэтому предстояло оценить количественно эффект этих доз. Для ФОС (актеллик, хостаквик) этот эффект оценивался по определению активности холинэ-стеразы цельной крови, сыворотки, эритроцитов и изо-ферментных спектров сыворотки крови. Полученные разнонаправленные данные оказались статистически недостоверными. Однако при изучении соотношения доза — эффект для пнримора (пиримикарб) были получены результаты, свидетельствующие об определенной опасности даже сравнительно небольших количеств пестицида. Совместно проведенные исследования показали, что воздействие пиримора на работающих в зарегистрированных концентрациях (см. таблицу) вызывает достоверный цито-• генетический эффект, не зависящий от стажа работы обследуемых и от исходной частоты аберрантных клеток у отдельных индивидуумов (Т. Д. Зорьева и соавт.). Эти данные явились подтверждением цитогенетической активно-
сти пиримора, установленной на белых мышах (доза 0,2 мг/кг при однократном пероральном введении) и на культурах лимфоцитов периферической крови человека (концентрация 1 мкг/мл) (М. А. Пилинская и соавт.).
Таким образом, результаты исследования показали, что, несмотря на быстрое снижение содержания пестицидов в воздухе рабочей зоны теплиц после обработки, нельзя исключить неблагоприятное воздействие их на работающих вследствие попадания в организм перкутанным путем. Специфические условия работы в теплицах (сочетание высокой температуры, влажности со значительной физической нагрузкой и невозможностью в прлной мере использовать обычные средства индивидуальной защиты) и необходимость выхода на работу уже через 1—2 сут после применения пестицидов налагают на гигиенистов большую ответственность при разработке системы профилактических мероприятии, значительно снижающих опасность неблагоприятного воздействия условий труда на.организм работающих. Наши исследования показали высокую эффективность защиты кожи от загрязнения пестицидами даже тонкой хлопчатобумажной одеждой и такими же перчатками. Так, при использовании резиновых перчаток под ними на коже рук было найдено 80% количества актеллика, обнаруженного на коже незащищенных рук. В то же время при использовании матерчатых перчаток эта величина составила лишь 25%. Такие же соотношения установлены и для кожи тыла обнаженной стопы при ношении носков. На поверхности кожи работающих, защищенной спецодеждой (сатиновые халаты, хлопчатобумажные блузы) в подавляющем большинстве случаев пестициды не были обнаружены. В то же время их находили на открытых участках рук, ног, лица, шеи, на слизистой оболочке носа. Рационально разработанная с учетом всех особенностей работы в теплицах спецодежда в сочетании со средствами эффективного удаления остатков пестицидов с кожных покровов может почти полностью исключить опасность проникновения ядохимикатов перкутанным путем.
Что касается опасности поступления пестицидов с вдыхаемым воздухом, то математические расчеты (А. И. Гав-рнченко и соавт.) и наши собственные исследования показывают, что практически уже через 36 ч после обработке почти во всех случаях концентрация пестицидов в воздухе теплиц ниже соответствующих ПДК. Однако для гарантии максимально достижимой в этих условиях безвредности (учитывая интермиттирующий харакер уровней содержания пестицидов в воздухе рабочей зоны) следует строго соблюдать режим регулярных и продолжительных проветриваний культивационных сооружений до начала работы и во время обеденного перерыва. Хороший эффект достигается также при работе с открытыми фрамугами.
Таким образом, полученные в естественных условиях данные позволяют считать, что на организм работающих в теплицах пестициды воздействуют как ингаляционным, так и перкутанным путем, причем в более отдаленные с момента обработки сроки превалирует второй путь. Однако ввиду недостаточной информации о количественной и качественной характеристике проницаемости кожи человека для пестицидов в условиях теплиц расчетные величины сроков выхода для работы в теплицы после применения пестицидов, основанные только на регистрации величины загрязнения воздуха рабочей зоны, не могут считаться адекватными степени реальной опасности.
Принимая во внимание все изложенное, считаем необходимым замену термина «срок безопасного выхода» для теплиц термином «срок возобновления работ». Поэтому научное обоснование сроков возобновления работ после применения пестицидов должно базироваться на учете возможности попадания пестицидов в организм работающих в теплицах двумя путями. Ввиду того что практически уже через 36 ч после обработки концентрации большинства пестицидов в воздухе теплиц ниже величин соответствующих ПДК, мы считаем целесообразным рекомендовать этот срок для возобновления работ при условии максимальной защиты кожных покровов работающих рационально разработанной спецодеждой из легких хлопчатобумажных
тканей (хорошо впитывающих влагу и воздухопроницаемых).
При необходимости проведения работ в более ранние сроки (но не ранее чем через 20 ч) рекомендуется сокращение пребывания людей в данных условиях до 4 ч при строгом соблюдении упомянутых выше гигиенических мер ^профилактики.
Литература. Гавриченко А■ И., Дорофеев В. М., Загородних А.Н. и др. — В кн.: Вопросы теории и практики охраны труда в сельском хозяйстве. Орел, 1979, вып. 1, с. 53—57. Зорьева Т. Д., Пилинская М. А., Львова Т. С. — Гиг. труда, 1981, № 10, с. 44—46. Кундиев Ю. И. Всасывание пестицидов через кожу и профилактика отравлений. Киев, 1975. Кучак Ю. А. — В кн.: Фармакология и токсикология. Киев, 1972, вып. 7, с. 140—142.
Лазарев Н. В. Общие основы промышленной токсикологии. М. — Л., 1938.
Петрунь Н. М. Газообмен через кожу и его значение для организма человека. М., 1960.
Пилинская М. А., Куринный А. И., Львова Т. С. и др. — Цитол. и генет., 1980, № 6, с. 41—47.
Слынько П. П. Потоотделение и проницаемость кожи человека. Киев, 1973.
Спыну Е. И., Болотный А. В., Зорьева Т. Д. и др. — Гиг. и сан., 1980, № 11, с. 64 —66.
Feldman R. /., Maibach Н. J. — J. invest. Derm., 1970. v. 54, p. 399.
Feldman R. /., Maibach H. J. — Toxicol, appl. Pharmacol., 1974, v. 28, p. 126.
Simpson G. R. — In: International Congress of Rural Medicine. Bratislava, 1966, v. 2, p. 77.
Поступили 01.10.81
УДК 614.777:579.841.11
В. В. Алешня, А. А. Цацка, В. В. Влодавец, Е. П. Алешня
ЗНАЧЕНИЕ СИНЕГНОЙНОЙ ПАЛОЧКИ ПРИ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ
ОЦЕНКЕ ВОДОИСТОЧНИКА
Ростовский НИИ эпидемиологии, микробиологии и гигиены; Московский НИИ гигиены
нм. Ф. Ф. Эрисмана
Широкое использование антибиотиков в медицинской и ветеринарной практике приводит к нарушению естественного микробиоценоза в организме, подавлению нормальной кишечной микрофлоры и развитию полирезистентных микроорганизмов, в частности синегнойной палочки (Ps. aeruginosa). В связи с этим число носителей палочки неизменно возрастает, что обусловливает загрязнение ею окружающей среды. Однако вопрос о частоте обнаружения и значении этих микроорганизмов при гигиенической оценке качества воды остается дискуссионным. Исследователи, используя различные целенаправленные методы выделения синегнойной палочки, получили весьма разноречивые результаты. Bonde на селективной среде выделял эту палочку в 32—79% проб воды открытых водоемов. В сточных волах Ringen и Drake обнаружили ее в 90% проб. В то же время Н. А. Пустовалова, исследуя 203 пробы почвы, сточных вод, хозяйственных отбросов на среде Solari, выделила синегнойную палочку лишь в 1 случае из сточной воды. В. Д. Васильев и А. С. Доценко обнаружили эту палочку в подземной нехлорированной питьевой воде в 16,3% проб, воде открытых водоемов — в 10,5%.
Целью нашей работы явилось изучение циркуляции синегнойной палочки в воде с различной степенью биологического (микробного) загрязнения и установление взаимосвязи ее с патогенными энтеробактернями. В 1977—1980 гг. исследовались сточные воды хозяйственно-фекальной канализации (до и после очистки и обеззараживания), вода реки на участке протяженностью около 50 км и крупного водохранилища на юге РСФСР, вода питьевых колодцев и родников: всего изучено 606 проб. Помимо определения синегнойной палочки, проводился количественный учет бактерий группы кишечных палочек (БГКП), Е. coli, энтерококков, сульфитредуцируюших клостридий и сальмонелл.
Для выделения синегнойной палочки использовалась селективная среда, разработанная Е. П. Алешня и В. В. Алешня.Среда состоит из мясо-пептонного агара, к которому добавляли 0,2—0,3% эмульсии пропанида (3,4-дихлоранилид-пропионовой кислоты), применяемого в сельском хозяйстве в качестве гербицида. Исследуемую воду после посева на селективную среду инкубировали 16—18 ч при температуре 41±0,5 °С и последующие 48 ч при комнатной температуре для образования пигмента. .Количественный учет синегнойной палочки осуществляли
путем прямого посева непосредственно на плотную среду, если степень биологического загрязнения была достаточно велика, или после предварительного подращивания в глю-козопептонном бульоне с дальнейшим пересевом на среду с пропанидом и вычислением индекса по таблицам. Идентификация выделенных культур осуществлялась по 26 культуральным. морфологическим и биохимическим тестам. Обобщение и анализ полученного материала показали, что из сточной воды до очистки синегнойная палочка выделялась в 100% проб со средним индексом 179 160±38 190; в сточных водах, прошедших биологическую очистку и обеззараживание, количество этой палочки уменьшалось незначительно. В отдельные летние месяцы по эпидемиологическим показаниям проводилось гиперхлорирование сточных вод. Это мероприятие обеспечивало полную гибель Е. coli, тогда как количество сине-гнойных палочек снижалось в среднем не более чем в 100 раз.
Из речной воды синегнойная палочка выделялась в 81,4% проб, и ее содержание полностью соответствовало санитарно-гигиенической ситуации на изучаемых участ ках водоема. Однако количественное выражение синегнойной палочки было на 2—3 порядка ниже, чем БГКП, Е. coli и энтерококков. Так, в биотопе выше черты города, наиболее благополучном по санитарной характеристике, средний индекс синегнойной палочки составлял 162, а процент ее выделения — 23. В то же время на участке реки, на 500 м ниже выпуска сточных вод, синегнойная палочка выделялась постоянно со средним индексом в зим них условиях 1500, а летом — 20 250. По мере удаления от массивного выпуска за счет процессов самоочищения водоема процент выделения этой палочки падает и на расстоянии 42 км составляет 73 при среднем индексе в теплое время года 2230, а в холодное — 625. Из воды водохранилища синегнойная палочка выделялась в 43,3% проб с наиболее часто встречающимся индексом 23.
Из воды колодцев, используемых для питьевого водоснабжения. синегнойная палочка выделялась редко. Она была обнаружена только и одном из 36 обследованных колодцев; при этом индекс БГКП в воде этого колодца составил 2380, а индекс Е. coli — 230. Из воды родников синегнойная палочка не выделялась.
Определенный интерес вызывает циркуляция синегнойной палочки в речной воде в разные сезоны года.