Научная статья на тему 'О НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ'

О НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальные цели / приоритеты государственного управления / сохранение населения / благополучие людей / поддержка семьи / человеческий потенциал / комфортная и безопасная среда / экологическое благополучие / устойчивая и динамичная экономика / технологическое лидерство / цифровая трансформация / national goals / public administration priorities / population preservation / human wellbeing / family support / human potential / comfortable and safe environment / environmental wellbeing / sustainable and dynamic economy / technological leadership / digital transformation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грибанова Ольга Михайловна

7 мая 2024 г. Президентом России был подписан Указ № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», в котором были сформулированы приоритеты российского государственного управления на ближайшие шесть лет и на двенадцатилетнюю перспективу. В работе показана преемственность структуры национальных целей начиная с 2018 г., кратко проанализирована каждая из семи национальных целей, обозначенных в указе № 309. В частности, подтверждена актуальность сформулированных национальных целей для успешного социально-экономического развития страны, выявлены риски, которые следует учитывать при планировании мероприятий по достижению национальных целей. В статье отмечается, что конкретная работа по их реализации уже началась, и в отдельных областях происходят заметные сдвиги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL DEVELOPMENT GOALS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE NEW SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS

On May 7, 2024, the President of the Russian Federation signed Decree No. 309 “On the National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030 and for the future up to 2036”, which formulated the priorities of Russian public administration for the next six years and for the twelve-year perspective. The paper shows the continuity of the structure of national goals, starting from 2018, and briefly analyzes each of the seven national goals outlined in Decree No. 309. In particular, the relevance of the formulated national goals for the successful socio-economic development of the country was confirmed, the risks that should be taken into account when planning measures to achieve national goals were identified. The article shows that specific work on their implementation has already begun and noticeable changes are taking place in certain areas.

Текст научной работы на тему «О НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ»

Вестник Института экономики Российской академии наук

4/2024

О.М. ГРИБАНОВА

научный сотрудник ФГБУН Институт экономики РАН

О НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ1

7 мая 2024 г. Президентом России был подписан Указ № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», в котором были сформулированы приоритеты российского государственного управления на ближайшие шесть лет и на двенадцатилетнюю перспективу. В работе показана преемственность структуры национальных целей начиная с 2018 г., кратко проанализирована каждая из семи национальных целей, обозначенных в указе № 309. В частности, подтверждена актуальность сформулированных национальных целей для успешного социально-экономического развития страны, выявлены риски, которые следует учитывать при планировании мероприятий по достижению национальных целей. В статье отмечается, что конкретная работа по их реализации уже началась, и в отдельных областях происходят заметные сдвиги.

Ключевые слова: национальные цели, приоритеты государственного управления, сохранение населения, благополучие людей, поддержка семьи, человеческий потенциал, комфортная и безопасная среда, экологическое благополучие, устойчивая и динамичная экономика, технологическое лидерство, цифровая трансформация. УДК: 338.2 БОЫ: ОШБТПМ

Э01:10.52180/2073-6487_2024_4_65_81 Введение

7 мая 2024 г. Президентом Российской Федерации был подписан Указ № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»2 (далее - указ №309), в котором были сформулированы национальные цели развития, достижение которых должно стать приоритетом для российского государственного управления на ближайшие шесть лет и на двенад-

1 Статья подготовлена в рамках темы государственного задания ФГБУН Институт экономики РАН «Трансформация и развитие институтов государственного управления в новых социально-экономических условиях».

2 http://kremlin.ru/events/president/news/73986 (дата обращения: 14.07.2024 г.).

цатилетнюю перспективу. Это уже третья редакция национальных целей: впервые национальные цели были сформулированы Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»3 (далее - указ № 204 или указ 2018 г.), в июле 2020 г. они были переформулированы4. Временной горизонт в каждом новом указе удлинялся, что было обусловлено изменением геополитической ситуации, введением очередных пакетов антироссийских санкций и необходимостью решения возникших в связи с этим новых экономических проблем.

То, что национальные цели (далее - НЦ) переосмысливаются и переформулируются, - это абсолютно нормально явление: с течением времени какие-то цели достигаются, и требуются ориентиры для дальнейшего развития, меняются приоритеты управления, в том числе и в связи с изменением внешних условий.

Объектом настоящего исследования является совокупность национальных целей, сформулированных в указе № 309, рассматриваемая как сама по себе, так в сравнении с национальными целями, сформулированными ранее.

Актуальность данного исследования подтверждается несколькими аргументами. С содержательной стороны: достижение национальных целей составляет приоритет в функционировании системы российского государственного управления, а институт стратегического планирования в настоящее время всецело направлен на их достижение. О значимости темы свидетельствует и внимание ученых к целям и путям развития России: так, в период с 2018 г. по 2024 г. в РИНЦ размещено 44 178 работ, посвященных изучению национальных целей5. Опубликован даже учебник на эту тему [1]. Однако эти работы в подавляющем большинстве исследуют национальные цели 2018 и 2020 г., а объектом данной работы являются цели указа № 309. Опубликованные работы, посвященные этой теме, преимущественно рассматривают отдельные аспекты национальных целей - труд и предпринимательство [15], финансовые механизмы достижения НЦ [3]. Близкой по объекту исследования, но отличной по рассматриваемой проблематике, является работа В.А. Ильина и М.В. Морева «Российская Федерация в первой четверти XXI в.

3 https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 14.07.2024 г.).

4 См. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». https://www.consultant. гиМоситеП/сош_Лэс_1ЛШ_357927/ (дата обращения: 14.07.2024 г.) (далее - указ № 474 или указ 2020 г.).

5 Сюда относятся работы, содержащие словосочетание «национальные цели» в названии, в аннотации или ключевых словах. https://www.elibrary.ru/query_results.asp (дата обращения: 13.08.2024 г.).

Президентом поставлены задачи до 2030 года», в которой анализируются программа действий и конкретные меры государственной политики на ближайшие шесть лет (до 2030 года), сформулированные Президентом Российской Федерации в его последнем (2024 г.) ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ [8].

Указ № 309 разработан и подписан в исторически сложный период времени: происходит переход к многополярному миру, трансформируется геополитическое и мировое экономическое пространство, меняются торговые связи, усилилась борьба за рынки сбыта. В нашей стране положение осложнено многочисленными жесткими санкциями, наложенными США и странами Запада, экономической и технологической блокадой, утратой ключевых рынков, информационной войной против России и невиданным политическим давлением на нашу страну и на дружественные нам страны.

Эта новая реальность ставит перед Россией сложные задачи по обеспечению экономического и социального развития нашей страны на длительную перспективу, решать которые необходимо не только с учетом имеющихся внешних и внутренних ограничений, но и в условиях неопределенности, и в сжатые временные сроки.

Решение поставленных задач потребует мобилизации всех внутренних экономических, финансовых, организационных и человеческих ресурсов, совершенствования государственного управления социально-экономической системой на всех уровнях - на макро-, мезо- и на микроуровне, координации работы органов власти разных уровней по достижению национальных целей. Прежде всего необходимо проведение структурной перестройки российской экономики с акцентом на воссоздании и развитии критически важных отраслей, а также использование огромного национального богатства России на благо всего населения нашей страны, что, в свою очередь, потребует создания новых институтов и механизмов, способствующих системному решению актуальных проблем, а также участия гражданского общества в процессе принятия общественно значимых решений.

Для решения поставленных задач в указе № 309 было сформулировано семь национальных целей, установлены целевые показатели и задачи, выполнение которых должно характеризовать достижение каждой заданной национальной цели до 2030 г. и на перспективу до 2036 г.

Национальные цели и их преемственность в новых

условиях

Для того чтобы представлять себе масштаб и динамику задач, стоящих перед Россией на современном этапе исторического развития, проанализируем структуру НЦ, их число и их преемственность по трем май-

ским указам (см. табл. в Приложении). Как видно из таблицы, число НЦ варьируется: в 2018 г. их было пять, в 2020 г. стало девять, в настоящее время - семь. При этом, при незначительном изменении структуры целей, наблюдается их содержательная преемственность. Например, как показано в таблице Приложения, все НЦ, фигурирующие в указе 2018 г., сохранились (некоторые - с уточнениями) как в 2020 г., так и в 2024 г., просто некоторые из них превратились в подцели. Одновременно расширялся круг решаемых проблем: в 2020 г. была добавлена цель «Возможности для самореализации и развития талантов», а в 2024 г. - «Экологическое благополучие».

Рассмотрим каждую из НЦ более подробно.

1. Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи. Ранее, в указе № 204 была поставлена цель - обеспечить «устойчивый рост численности населения» России. Позднее эта НЦ была сформулирована как «Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей», а в 2024 г. была добавлена «поддержка семьи». На достижение этой цели, реализация которой по существу будет являться надежным социальным фундаментом долгосрочного развития России, в настоящее время направлена вся социально-экономическая политика нашей страны, причем не только на федеральном, но и на региональных и муниципальных уровнях.

Для достижения этой цели в указе № 309 предусмотрены, в частности, следующие целевые показатели:

- увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 г. и до 81 года к 2036 г., в том числе опережающий рост показателей ожидаемой продолжительности здоровой жизни;

- повышение суммарного коэффициента рождаемости до 1,6 к 2030 г. и до 1,8 к 2036 г., в том числе ежегодный рост суммарного коэффициента рождаемости третьих и последующих детей.

По словам демографа И. Ефремова, поставленная в указе цель по рождаемости «выглядит совершенно реалистично при условии устойчивого роста доходов семейных пар детородного возраста и роста расходов на поддержку рождаемости»6. Достижение этой цели требует системного подхода и учета очень многих факторов, в том числе национального характера и менталитета, включая и культурные традиции народов нашего многонационального государства, а также значительного временного периода.

6 Ефремов И. Демографическая ситуация в РФ улучшится к концу 2020-х годов. iep. ru/ru/kommentarii/igor-efremov-demograficheskaya-situatsiya-v-rf-uluchshitsya-k-kontsu-2020-kh-godov.html. (дата обращения: 03.07.2024 г.).

Одно из ключевых направлений для повышения рождаемости -поддержка многодетных семей. Для этого уже разработаны и начали реализовываться конкретные меры. Так, в январе 2024 г. был подписан указ, гарантирующий льготы многодетным семьям7:

- государственные пособия и выплаты в связи с рождением и воспитанием детей;

- меры поддержки в сфере трудовых отношений;

- досрочную страховую пенсию по старости матерям трех и более детей;

- профессиональное обучение многодетных родителей и получение ими дополнительного профобразования;

- бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха, выставок в России. Порядок и условия должны определить субъекты РФ.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации в Госдуму внесен законопроект о федеральной поддержке многодетных семей8. В число мер социальной поддержки многодетных семей предлагается включить следующие:

• скидка не ниже 50% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости приобретаемого топлива;

• бесплатная выдача рецептурных лекарств по утвержденному Правительством РФ перечню для детей в возрасте до 6 лет;

• бесплатный проезд детей до 18 лет на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий;

• бесплатное пользование местами для парковки одного транспортного средства, принадлежащего многодетной семье;

• освобождение от уплаты транспортного налога в отношении одного автомобиля, принадлежащего многодетной семье;

• приоритетный прием детей в государственные детские сады;

• первоочередной прием в поликлиниках государственных и муниципальных систем здравоохранения с обеспечением возможности предварительной записи нескольких детей на один прием;

• бесплатное двухразовое питание детей в школах;

• бесплатное обеспечение школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды, а также спортивной формой на весь период обучения в общеобразовательной школе;

7 Указ Президента Российской Федерации «О мерах социальной поддержки многодетных семей» № 63 от 23 января 2024 г. http://pravo.gov.ru/ proxy/ips/?docbody =&prevDoc= 102016004&Ьаск1тк =1&&Ы=606375897 (дата обращения: 03.07.2024 г.).

8 https://sozd.duma.gov.ru/bi11/575626-8 (дата обращения: 03.07.2024 г.).

• безвозмездное пользование детьми платными физкультурно-оздоровительными и спортивными услугами, оказываемыми госучреждениями;

• бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок один день в месяц9.

Кроме того, для повышения благополучия людей в указе № 309 предусматривается:

- снижение уровня бедности ниже 7% к 2030 г. и ниже 5% к 2036 г., в том числе уровня бедности многодетных семей до 12% к 2030 г. и до 8% к 2036 г.;

- снижение коэффициента Джини (индекс концентрации доходов) до 0,37 к 2030 г. и до 0,33 к 2036 г.;

- обеспечение повышения опережающими темпами минимального размера оплаты труда, в том числе его рост к 2030 г. более чем в два раза по сравнению с суммой, установленной на 2023 г., с достижением его величины не менее чем 35 тыс. руб. в месяц.

Для решения этих задач уже начали предприниматься целенаправленные шаги:

- с 2025 г. вводится прогрессивная шкала налогообложения в зависимости от уровня дохода10;

- начиная со следующего года будет установлено соотношение минимального размера оплаты труда с медианной зарплатой. С 2025 г. МРОТ составит 48% медианной зарплаты и достигнет 22 тыс. руб., затем соотношение будет расти. При этом уже сейчас МРОТ превышает прожиточный минимум11.

Это очень важные шаги, предпринимаемые Правительством России. Центр изучения социокультурных изменений Института философии РАН в течение нескольких лет проводил социологические исследования, результаты которых стали основой для монографии [12]. Ее авторы пришли к заключению, что социальное государство «не формируется только за счет перераспределения доходов» [12, с. 152], «необходим качественно новый этап, который откроет новую историческую эпоху развития России, когда ее внутреннюю и внешнюю устойчивость обеспечат конструктивные перемены» [12, с. 165].

9 https://www.garant.ru/news/1690604/ (дата обращения: 23.07.2024 г.).

10 Федеральный закон от 12 июля 2024 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» https://www.garant.ru/ hotlaw/federal/1737711/ (дата обращения: 23.07.2024 г.).

11 https://iz.ru/1709144/2024-06-07/putin-zaiavil-o-planakh-ustanovit-sootnoshenie-mrot-s-mediannoi-zarplatoi-s-2025-goda (дата обращения: 23.07.2024 г.).

2. Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности. Озвученная В.В. Путиным цель сделать Россию четвертой экономикой в мире по объему ВВП, рассчитанного по ППС, поднять темпы роста ВВП выше среднемировых потребуют значительного увеличения человеческого капитала, а также соответствия уровня образования, квалификации, специализации и профессиональной подготовки трудовых кадров сложности решаемых задач. Развитие человеческого потенциала требует инвестиций в человеческий капитал. «Без активизации подготовки новых кадров решить проблему дефицита труда невозможно. Эта задача актуальна еще и потому, что в настоящее время инвестиции в «экономику знаний» (в процентах ВВП) составляют в России 14%, в развитых странах - 30-40%, в Китае - 22%» [13, с. 149].

Поэтому не случайно в рассмотренных указах Президента Российской Федерации особое внимание уделено росту и развитию человеческого капитала, который в сложившихся экономических условиях и цифровизации является необходимым условием для обеспечения дальнейшего социально-экономического развития нашей страны, а также реализации других национальных целей - задач по созданию устойчивой и динамичной экономики, технологического лидерства и цифровой трансформации. Так, среди основных задач в этом направлении предусмотрены: создание условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также увеличение доли молодых людей, участвующих в проектах и программах, направленных на профессиональное, личностное развитие и патриотическое воспитание. Важнейшим моментом представляется создание и обеспечение к 2030 г. функционирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи, основанной на принципах ответственности, справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию 100 процентов обучающихся12.

3. Комфортная и безопасная среда для жизни. Одна из главных проблем современной России - создание экономической базы функционирования социального государства. Достижение поставленных национальных целей было бы большим шагом по решению этой сложной, но важной задачи. Важную роль в этом играет НЦ «Комфортная и безопасная среда для жизни». Для этого, в частности, предполагается существенное обновление жилищного фонда, прежде всего сокращение непригодного для жилья - ветхих и аварийных жилых помещений. Предполагается, что за этот период значительная часть

12 http://krem1in.ru/events/president/news/73986 (дата обращения: 14.07.2024 г.).

населения Российской Федерации улучшит свои жилищные условия, люди станут жить в более просторных и более комфортных квартирах и домах. Достижение этой национальной цели затронет не только частное жилье, но и предполагает благоустройство общественных территорий, повышение качества среды проживания в целом: должно улучшиться качество коммунальных услуг, качество водоснабжения, энергетической и транспортной инфраструктуры.

4. Экологическое благополучие. Цель «Экологическое благополучие» появилась в списке национальных целей только в текущем году. В ее рамках предполагается решить проблемы твердых бытовых отходов, выбросов опасных загрязняющих веществ, ликвидации опасных с точки зрения экологии объектов, утилизации и обезвреживания опасных отходов, снижения объема неочищенных сточных вод, сохранения лесов и биологического разнообразия, обеспечить устойчивое развитие особо охраняемых природных территорий и создать условия для экологического туризма во всех национальных парках.

Решение экологических проблем давно требовало своего решения в нашей красивой и огромной стране и потребует значительных административных, организационных, да и финансовых затрат. Штрафы, которые уплачивались за загрязнение окружающей среды, в том числе и водных ресурсов, были не сопоставимы по своим размерам с тем огромным ущербом, который наносился природе и здоровью населения некоторых российских регионов. Включение экологической повестки в число национальных целей очень своевременно и в связи с развитием туристской отрасли. При этом решение этих проблем будет контролироваться при помощи совсем других механизмов, что должно непосредственно сказаться на результатах.

5. Устойчивая и динамичная экономика. Достижение цели вывести Россию «в число пяти крупнейших экономик мира», которая была в указе от 2018 г., в указе 2020 г. была убрана в связи с пандемией СОУГО-19. В новом указе № 309 к 2030 г. Россия должна стать четвертой экономикой мира по объему ВВП, рассчитанного по ППС. Эта задача может быть решена при мобилизации всех внутренних национальных ресурсов, при системном подходе к совершенствованию государственного управления экономическим развитием России, потребует создания новых прорывных технологий, особенно в ключевых секторах российской экономики, роста численности населения нашей страны, повышения доли экономически активного населения. Это позволит увеличить темпы роста российской экономики. По данным Росстата, за последнее десятилетие среднегодовой темп роста ВВП России составляет около 1,1%. Среднемировые темпы роста около 3%. При этом одной из очень важных проблем для ускорения темпов роста российской экономики России в современных условиях является дефицит

кадров, который в целом по экономике сегодня «уже стал фактором, тормозящим ее рост» [2, с. 22].

Для решения задачи по развитию критически важных отраслей необходимо снизить долю импортных составляющих. В указе № 309 намечено снизить долю импорта товаров и услуг в структуре ВВП к 2030 г. до 17%, составлявшую по итогам 2023 г. 19,1%. Для этого нужно решить целый ряд задач. Так, потеря основных международных рынков сбыта требует не только переориентации товарных потоков на новые направления, но и создания развитого внутреннего рынка. Необходимо создать такие институциональные условия, которые бы обеспечивали режим открытого доступа и нормальную конкурентную среду для всех акторов экономической деятельности. Расчеты во внешнеторговых операциях, осуществляемые в национальных валютах, помогут снизить зависимость от доллара и уменьшить «переток капиталов в развитые экономики, которые формируют привлекательные финансовые условия за счет повышения ставок и способности контролировать долгосрочные инфляционные ожидания» [5, с. 10].

Еще одним важным аспектом, обеспечивающим создание устойчивой и динамичной экономики, является повышение инвестиций, прежде всего в основной капитал. Согласно указу, увеличение объема инвестиций в основной капитал к 2030 г. должно составить не менее 60% по сравнению с уровнем 2020 г. Необходимым условием для этого выступает постоянное улучшение инвестиционного климата, повышение инвестиционной привлекательности вложений в реальный сектор экономики. И если прежде акцент делался на привлечении иностранных инвесторов [4], то в настоящее время экономическое развитие опирается преимущественно на отечественные ресурсы.

У нашей страны есть внутренний потенциал и необходимые экономические, финансовые и природные ресурсы, использование которых может обеспечить устойчивое экономическое и социальное развитие России. К тому же, как показали результаты прошлых лет, введенные антироссийские санкции стали одним из главных факторов, послуживших мощнейшим стимулом для поиска путей реализации имеющегося в России потенциала, для перехода на новый, более высокий уровень технологического развития, для повышения уровня и качества жизни всего населения России.

Российская Федерация, согласно Конституции Российской Федерации, является социальным государством, политика которого «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»13. Однако для того чтобы повысить уровень

13 Конституция Российской Федерации. Официальный текст с изменениями на 1 янв. 2008 г. Ст. 7. СПб.: ИД «Литера», 2008.

и качество жизни всего населения России за 12 лет (до 2036 г.), необходимо обеспечить рост ВВП выше среднемирового, что в сложившихся условиях, в том числе при дефиците рабочей силы и имеющей место институциональной сложности, представляется трудной задачей. Ее решение потребует повышения качества государственного управления всей социально-экономической системой, создания новых институтов и механизмов их реализации, которые в рыночных условиях смогут обеспечить подъем российской экономики. «Низкое качество государственного управления социально-экономическим развитием России в целом, и государственным имуществом в частности...» требует «реформирования институциональной модели государственного управления, соответствующей национальным целям и стратегическим задачам развития Российской Федерации» [10, с. 4].

6. Технологическое лидерство. Национальная цель «Технологическое лидерство» занимает особое место среди совокупности национальных целей, прежде всего потому, что ее достижение является одним из главных условий для достижения ряда других НЦ, в первую очередь национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика», а последняя, в свою очередь, выступает своеобразным базисом для решения социальных, экономических и экологических задач, сформулированных в соответствующих НЦ.

Особую значимость эта цель приобрела в условиях, когда из-за санкций российская экономика лишилась доступа к импортным высокотехнологичным изделиям, продуктам и разработкам, столкнулась с невозможностью их трансфера из-за рубежа, и одновременно -с зависимостью от них на важнейших стратегических направлениях. «Исключительная значимость технологической трансформации, ориентированной на ускорение поиска и внедрения отечественных инновационных решений, отмечается прежде всего в наукоемких производствах и отраслях — энергетической, в том числе атомной, авиационно-космической и других наиболее плотно связанных с экономикой знаний» [9, с. 59]. Одна из важнейших задач в этом направлении - восстановление отечественной обрабатывающей промышленности, российского станкостроения. При этом путь к технологическому лидерству потребует не только значительного периода времени, но и системного решения в связи с необходимостью учета разных уровней технологического развития сопряженных отраслей, а также необходимостью решения задачи импортозамещения.

Успешность решения задачи по достижению технологического лидерства зависит от широкого спектра факторов. Одним из важнейших факторов выступает заинтересованность бизнеса в разработке и внедрении инновационных продуктов и технологий. То есть данная национальная цель включает не только административно-управ-

ленческие, но и институциональные задачи для российской системы государственного управления. Кроме того, проблема технологической независимости определяет и уровень национальной безопасности нашей страны в сложившихся условиях.

7. Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы. В настоящее время уровень развития высоких информационно-коммуникационных технологий и цифровизации является одним из факторов, определяющих в перспективе мировое экономическое лидерство государств. Национальная цель «Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы» является важной и своевременной, в том числе и в связи с тем, что «Россия отстает от средних показателей стран ЕС по параметрам электронного взаимодействия при оказании государственных услуг. Так, если в 2018 г. в странах ЕС 64,3% граждан, обращаясь за государственными услугами в государственные органы, делали это через Интернет, то в России направляли соответствующие запросы в электронном виде лишь 22% лиц, обращавшихся за государственными и муниципальными услугами» [6, с. 58]. Потенциал цифровой трансформации трудно переоценить - при должном подходе она способна привести к «принципиальному повышению качества управления, результативности и эффективности деятельности госорганов» [6, с. 58].

Во-первых, с точки зрения экономичности, эффективности государственного и муниципального управления «совершенно точно мы можем говорить о сокращении транзакционных издержек благодаря цифровизации» [14, с. 44]. Во-вторых, благодаря возможности иметь более полную информацию при принятии оперативных решений появляется возможность «выхода на более высокий уровень проработки и обоснованности законотворческих, нормативных и проектных решений» [6, с. 58]. В-третьих, цифровизация государственного управления является важным фактором, содействующим эффективной борьбе с коррупцией [7, с. 216]. В-четвертых, благодаря цифровизации возможно значительно повысить качество государственных и муниципальных услуг, оказываемых как населению, так и бизнес-структурам.

Существуют и определенные риски, сопутствующие процессу циф-ровизации государственного и муниципального управления. Одним из значимых рисков является киберпреступность - несанкционированный доступ к данным населения, приводящий к нарушению их прав и свобод [16, с. 768]. Соответственно, одним из приоритетов в развитии цифровой трансформации должна являться безопасность человека при использовании цифровых сервисов и инструментов, а также повышение уровня профессиональной подготовки кадров, работающих в сфере государственных услуг.

Заключение

Для достижения сформулированных Президентом России национальных целей развития страны, в современных геополитических и социально-экономических условиях, существующей в настоящее время экономической модели в нашей стране, вероятно, предстоит пройти сложный этап трансформации от рыночного капитализма, сложившегося за 30-летний период в России, к такому общественному устройству, в основе которого будут сохранены принципы рыночной экономики при сохранении государственного управления (при повышении его качества). У нашей страны есть внутренний потенциал и необходимые экономические, финансовые и природные ресурсы, использование которых может обеспечить устойчивое экономическое и социальное развитие России. К тому же, как показали результаты прошлых лет, введенные антироссийские санкции стали одним из главных факторов, послуживших мощнейшим стимулом для поиска путей реализации имеющегося в России потенциала, для перехода на новый, более высокий уровень технологического развития, для повышения уровня и качества жизни всего населения России.

«В настоящий момент качество государственного управления является одним из ключевых факторов, от которого зависит достижение национальных целей развития российской экономики до 2030 г.» [11, с. 34]. Реализовать задачи по подъему российской экономики, достичь обозначенных в майском указе Президента России В.В. Путина национальных целей на данном этапе развития нашей страны и в сложившихся обстоятельствах возможно только при усилении роли государства, при совершенствовании институциональной среды государственного управления, которая будет отвечать национальным интересам России, а также при формировании гражданского общества в нашей стране и при реализации потенциала всего населения России.

Очень важным условием для достижения национальных целей является поддержка народом политики Президента России и правительства. По словам директора Аналитического центра Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) Ирины Гильде-бранд, 82% жителей России считают, что государство и граждане должны действовать как партнеры в решении общественных проблем и понимать, к чему именно стремится страна14.

14 https://nafi.ru/analytics/61-rossiyan-slyshali-o-natsionalnykh-tselyakh-razvitiya-strany/ (дата обращения: 03.07.2024 г.).

£

СЯ го п н

к> 3

о « ю я

п»

н 2

Приложение

Таблица

Анализ преемственности национальных целей в 2018,2020 и 2024 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Национальные цели и задачи

май 2018 г. июль 2020 г. май 2024 г.

Обеспечение устойчивого естественного роста численности населения РФ Сохранение населения, здоровье и благополучие людей (в том числе: увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет; снижение в два раза уровня бедности в РФ по сравнению с 2017 г.) Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи (в том числе: увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 г. и до 81 года к 2036 г.; снижение уровня бедности ниже 7% к 2030 г. и ниже 5% к 2036 г.).

Увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет

Снижение в два раза уровня бедности в РФ

Не предусматривается Возможности для самореализации и развития талантов Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности;

Улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно Комфортная и безопасная среда для жизни (в том числе: улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно) Комфортная и безопасная среда для жизни (в том числе: улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно)

Не предусматривается Не предусматривается Экологическое благополучие

д Н

В>

ш я о и о £

а =

о п п

а а<

п я о

а< »

ь го £ а а

а »

Окончание табл. со с. 77

Национальные цели и задачи

май 2018 г. июль 2020 г. май 2024 г.

Вхождение РФ в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4%. Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство (в том числе: обеспечение темпа роста ВВП страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности; обеспечение устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции; реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70% по сравнению с показателем 2020 г.; реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70% по сравнению с показателем 2020 г.) Устойчивая и динамичная экономика (в том числе: обеспечение темпа роста ВВП страны выше среднемирового и выход не позднее 2030 года на четвертое место в мире по объему ВВП, рассчитанного по ППС; увеличение к 2030 г. объема инвестиций в основной капитал не менее чем на 60% по сравнению с уровнем 2020 г. за счет постоянного улучшения инвестиционного климата; обеспечение устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже уровня инфляции; обеспечение к 2030 г. прироста объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее чем на две трети по сравнению с показателем 2023 г.; увеличение к 2030 г. экспорта продукции агропромышленного комплекса не менее чем в полтора раза по сравнению с уровнем 2021 г.).

Обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции

Создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортноориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами

Ускорение технологического развития РФ, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% от их общего числа Технологическое лидерство

Обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере Цифровая трансформация Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы

Источник: составлено автором на основании указов Президента №204 от 7 мая 2018 г., №474 от 21 июля 2020 г. и №309 от 7 мая 2024 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверин А.Н. Национальные проекты - инструменты достижения национальных целей Российской Федерации. М.: Дашков и Ко, 2022. ЕБЫ: ЫБМКЬБ.

2. Ахапкин Н.Ю. Российская экономика в условиях санкционных ограничений: динамика и структурные изменения // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2023. № 6. С. 7-25. Б01: 10.521 80/2073-6487_2023_6_7_25.

ЕБЫ: С0Ы1ТС.

3. Биярсланов Б.Г. Оценка финансового механизма достижения национальных целей Российской Федерации до 2030 года // Национальные интересы: приоритеты

и безопасность. 2024. №6. С. 1006-1021. Б01:10.24891/ш.20.6.1006. ЕБШБЦЪБК

4. Братченко С.А.Роль инвестиционной привлекательности в управлении экономикой // Экономика и управление: проблемы, решения. 2015. № 12. Т. 2. С. 68-71. ЕБЫ: УШ!ХУ.

5. Ведев АЛ, Тузов К.А., Еремкин В.А. Высокие риски и слабые темпы роста экономики: макропрогноз для России на среднесрочную перспективу // Вопросы экономики. 2024. № 2. С. 5-22. Б01: 10.32609/0042-8736-2024-2-5-22. ЕБЫ: СОСЬЮ.

6. Добролюбова Е.И. Цифровизация государства: ловушки и перспективы // Экономическое развитие России. 2020. №3. С. 58-61. ЕБЫ: БУОБХБ.

7. Заболоцкая Д. А. Влияние цифровизации государственного управления на процент коррупции. В сб.: Проблемы развития современного общества. Сборник научных статей 9-й Всероссийской национальной научно-практической конференции, (23-24 января 2024 года) / Отв. ред. А. А. Горохов. В 3-х томах. Т. 1. Курск: Университетская книга, 2024. С. 216-219. ЕБЫ: ВОУМЖ.

8. Ильин В.А., Морев М.В. Российская Федерация в первой четверти XXI века. Президентом поставлены задачи до 2030 года // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2024. Т. 17. № 1. С. 9-40. Б01: 10.15838/ еБС.2024.1.91.1.ЕБЫ: ЕСАБХУ.

9. Квинт ВЛ, Новикова И.В., Алимурадов М.К., Сасаев Н.И. Стратегирование технологического суверенитета национальной экономики // Управленческое консультирование. 2022. № 9. С. 57-67. Б01: 10.22394/1726-1139-2022-9-57-67. ЕБЫ: ^СБЪМ.

10. Козлова С.В., Братченко С.А., Звягинцев П.С. Управление государственным имуществом в современной России: эволюция концепций, инструментов, механизмов: Доклад. М.: Институт экономики РАН, 2019. ЕБЫ: ЕиРКЫи.

11. Козлова С.В., Братченко С.А., Свирина Л.Н., Грибанова О.М. Эффективность

и качество управления государственным имуществом в контексте национальных целей // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2021. № 5. С. 31-56. Б01:10.52180/2073-6487_2021_5_31_56. ЕБЫ: 2У1СЮ.

12. Лапин Н.И. и др. Становление государства благосостояния и перспективы социального государства в России. Реалии и проекты: монография / Под общ. ред. Н.И. Лапина. СПб.: Реноме, 2019. ЕБЫ: АЫРРБ.

13. Маевский В.И., Малков С.Ю., Рубинштейн А.А. К дискуссии о переключающемся режиме воспроизводства // Вопросы экономики. 2024. № 7. С. 136-153.

Б01: 10.32609/0042-8736-2024-7-136-153. ЕБЫ: СМРКРд.СМРКРд.

14. Николаева К.С. Цифровизация государственного управления как условие снижения транзакционных издержек в сфере публичного управления //

Современный город: власть, управление, экономика. 2021. №1. С. 40-47. DOI: 10.15593/65.049-66/2021.05 EDN: HRQNIK.

15. Платонова ЕД. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: труд и предпринимательство // Флагман науки. 2024. №5. С. 816-818. DOI: 10.37539/2949-1991.2024.5.16.047 EDN: HOLLBN.

16. Попов В.В. Управление социальными рисками цифровизации государственного управления // Аллея науки. 2021. №2. С. 767-769. EDN: XJGEBI.

REFERENCES

1. Averin A.N. National projects - tools for achieving national goals of the Russian Federation. M.: Dashkov and Co, 2022. EDN: HDMKLD (In Russ.).

2. Akhapkin N.Y. The Russian economy under sanctions restrictions: dynamics and structural changes// Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2023. No. 6. Pp. 7-25. DOI: 10.521 80/2073-6487_2023_6_7_25. EDN: COHFFG (In Russ.).

3. Biyarslanov B.G. Assessment of the financial mechanism for achieving the national goals of the Russian Federation until 2030 // National interests: priorities and security. 2024. No. 6. Pp. 1006-1021. DOI: 10.24891/ni.20.6.1006. EDN: ISULDR (In Russ.).

4. Bratchenko S.A. The role of investment attractiveness in economic management // Economics and management: problems, solutions. 2015. No. 12. Vol. 2. Pp. 68-71. EDN: VWTIXV (In Russ.).

5. Vedev A.L., Tuzov K.A., Eremkin V.A. High risks and weak economic growth rates: macro-forecast for Russia in the medium term // Economic issues. 2024. No. 2. Pp. 5-22. DOI: 10.32609/0042-8736-2024-2-5-22 . EDN: CQGLKO (In Russ.).

6. Dobrolyubova E.I. Digitalization of the state: traps and prospects // The economic development of Russia. 2020. No.3. Pp. 58-61. EDN: DYODXD (In Russ.).

7. Zabolotskaya D.A. The impact of digitalization of public administration on the percentage of corruption. In the collection: Problems of the development of modern society. Collection of scientific articles of the 9th All-Russian National Scientific and Practical Conference, (January 23-24, 2024) / editorial board: A.A. Gorokhov (editor-inchief), in 3 volumes, Vol. 1. Kursk: University Book. 2024. Pp. 216-219.

EDN: BQYMTR. (In Russ.).

8. Ilyin V.A., Morev M.V. The Russian Federation in the first quarter of the XXI century. The President has set tasks until 2030 // Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2024. Vol. 17. No. 1. Pp. 9-40. DOI: 10.15838/esc.2024.1.91.1. EDN: EGADXV. (In Russ.).

9. Kvint V.L., Novikova I.V., Alimuradov M.K., Sasaev N.I. Strategizing technological sovereignty of the national economy // Managerial consulting. 2022. No. 9. Pp. 57-67. DOI: 10.22394/1726-1139-2022-9-57-67.EDN: RZGDLM. (In Russ.).

10. Kozlova S.V., Bratchenko S.A., Zvyagintsev P.S. State Property Management in modern Russia: the evolution of concepts, tools, mechanisms: Report. M.: Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, 2019. EDN: EUPRHU. (In Russ.).

11. Kozlova S.V., Bratchenko S.A., Svirina L.N., Gribanova O.M. Efficiency and quality of state property management in the context of national goals // Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2021. No. 5. Pp. 31-56.

DOI: 10.52180/2073-6487_2021_5_31_56. EDN: ZVICJQ. (In Russ.).

12. Lapin N.I. et al. The formation of the welfare state and the prospects of the welfare state in Russia. Realities and projects: a monograph / Ed.: N.I. Lapin. St. Petersburg: Renome, 2019. EDN: ALIPPS (In Russ.).

13. Mayevsky V.I., Malkov S.Yu., Rubinstein A.A. On the discussion of the switching mode of reproduction // Economic issues. 2024. No. 7. Pp. 136-153.

DOI: 10.32609/0042-8736-2024-7-136-153. EDN: GMPRFQ. (In Russ.).

14. Nikolaeva K.S. Digitalization of public administration as a condition for reducing transaction costs in the field of public administration //Modern city: power, management, economy. 2021. No. 1. Pp. 40-47. DOI: 10.15593/65.049-66/2021.05. EDN: HRQNIK (In Russ.).

15. Platonova E.D. On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030: labor and entrepreneurship // Flagship of Science. 2024. No. 5. Pp. 816-818. DOI: 10.37539/2949-1991.2024.5.16.047. EDN: HOLLBN (In Russ.).

16. Popov V.V. Management of social risks of digitalization of public administration // Alley of Science. 2021. No. 2. Pp. 767-769. EDN: XJGEBI (In Russ.).

Дата поступления рукописи: 10.07.2024 г.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Грибанова Ольга Михайловна - научный сотрудник ФГБУН Институт экономики

РАН, Москва, Россия

erast707@gmail.com

ABOUT THE AUTHOR

Olga M. Gribanova - Researcher, Institute of Economics of the Russian Academy

of Sciences, Moscow, Russia

erast707@gmail.com

NATIONAL DEVELOPMENT GOALS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE NEW SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS

On May 7, 2024, the President of the Russian Federation signed Decree No. 309 "On the National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030 and for the future up to 2036", which formulated the priorities of Russian public administration for the next six years and for the twelve-year perspective. The paper shows the continuity of the structure of national goals, starting from 2018, and briefly analyzes each of the seven national goals outlined in Decree No. 309. In particular, the relevance of the formulated national goals for the successful socio-economic development of the country was confirmed, the risks that should be taken into account when planning measures to achieve national goals were identified. The article shows that specific work on their implementation has already begun and noticeable changes are taking place in certain areas. Keywords: national goals, public administration priorities, population preservation, human well-being, family support, human potential, comfortable and safe environment, environmental well-being, sustainable and dynamic economy, technological leadership, digital transformation. JEL: D78, E61, H83, O20, O40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.