Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ РОССИИ'

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальное целеполагание / стратегическое планирование / институты / программы и проекты государственного регулирования / государственно-частное партнерство / правовое обеспечение / national goal setting / strategic planning / institutions / programs and projects of government regulation / public private partnership / legal support

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов Олег Борисович, Бухвальд Евгений Моисеевич

Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [23] следует рассматривать как новый важный этап становления практики стратегического планирования в стране. Важной особенностью этого этапа является не только заметное обновление основных направлений и объектов стратегического целеполагания, но и обогащение институционально-инструментального аппарата, ориентированного на достижение устанавливаемых целей. Это касается необходимости введения в систему государственного управления ряда новых институций, а также дальнейшего совершенствования имеющихся. К числу таких институтов, несомненно, относится и практика государственно-частного партнерства (ГЧП). Сложившийся в последнее время, если можно так выразиться, волнообразный интерес к этой модели хозяйствования и государственного управления, тем не менее, не дает оснований говорить о снижении ее значения в решении актуальных хозяйственных и социальных задач страны, в том числе обозначенных ныне как стратегические цели национального развития. Можно сказать, что с постановкой актуальных целей развития практика ГЧП как бы переходит на новый уровень своей реализации. Особенностью этого этапа является акцент проектов ГЧП на поддержание и укрепление экономического суверенитета Российской Федерации, включение проектов ГЧП в механизм реализации национальных целей развития России, охват практикой ГЧП всех составляющих предпринимательской среды, отраслевая диверсификация и ее активное пространственное распространение в стране. При этом новые требования к проектам ГЧП вызывают необходимость корректировки имеющейся нормативно-правовой базы и, прежде всего, Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [27].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS AN INSTRUMENT OF RUSSIA NATIONAL GOALS’ REALISATION

The Decree of the President of the Russian Federation dated 5 July 2024 No. 309 “On the national development goals of the Russian Federation for the period until 2030 and for the future until 2036” should be considered as a new important stage in the development of strategic planning practice in the country. A significant feature of this stage is not only a noticeable update of the main directions and objects of goal setting, but also the enrichment of the institutional and instrumental apparatus, focused on achieving the goals being set. This concerns the need to introduce a number of new institutions into the system of the public administration, as well as further improvement of those management institutions, which that were announced and already tested earlier. Among such institutions, undoubtedly, is the practice of publicprivate partnership (PPP). The recent wave-like interest to this model of economic activities and government management, however, does not give grounds to talk about its declining importance in solving the current economic and social problems of the country, including those, now designated as the strategic goals of the national development. We can say that with the formulation of current tasks, the practice of PPP seems to be moving to a new stage of its practical implementation. Features of this stage are the emphasis of PPP projects on maintaining and strengthening the economic sovereignty of the Russian Federation, inclusion of PPP projects in the mechanism for implementing Russia’s national development goals, coverage of PPP practice at all “levels” of the business environment, sectoral diversification of PPP practice and its active spatial distribution in the country. New situation with PPP relations also requires adjustments to its regulatory framework.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ РОССИИ»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

УДК: 332.142; 334.72:338.2 Э01: 10.24412/2071-6435-2024-4-7-24

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ РОССИИ

Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [23] следует рассматривать как новый важный этап становления практики стратегического планирования в стране. Важной особенностью этого этапа является не только заметное обновление основных направлений и объектов стратегического целеполагания, но и обогащение институционально-инструментального аппарата, ориентированного на достижение устанавливаемых целей. Это касается необходимости введения в систему государственного управления ряда новых институций, а также дальнейшего совершенствования имеющихся. К числу таких институтов, несомненно, относится и практика государственно-частного партнерства (ГЧП). Сложившийся в последнее время, если можно так выразиться, волнообразный интерес к этой модели хозяйствования и государственного управления, тем не менее, не дает оснований говорить о снижении ее значения в решении актуальных хозяйственных и социальных задач страны, в том числе обозначенных ныне как стратегические цели национального развития. Можно сказать, что с постановкой актуальных целей развития практика ГЧП как бы переходит на новый уровень своей реализации. Особенностью этого этапа является акцент проектов ГЧП на поддержание и укрепление экономического суверенитета Российской Федерации, включение проектов ГЧП в механизм реализации национальных целей развития России, охват практикой ГЧП всех составляющих предпринимательской среды, отраслевая диверсификация и ее активное пространственное распространение в стране. При этом новые требования к проектам ГЧП вызывают необходимость корректировки имеющейся нормативно-правовой базы и, прежде всего, Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [27].

Ключевые слова: национальное целеполагание, стратегиче-

О.Б.Иванов

Е. М. Бухвальд

ское планирование, институты, программы и проекты государственного регулирования, государственно-частное партнерство, правовое обеспечение.

Для цитирования: Иванов О. Б., Бухвальд Е. М. Государственно-частное партнерство как инструмент реализации национальных целей России // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2024. № 4. С.7-24.

Введение

Сложившаяся ситуация в сфере государственного управления не характеризуется прямой имплементацией тех или иных форм государственно-частного партнерства (ГЧП) в процесс национального целеполагания, равно как и в механизм достижения тех стратегических ориентиров, которые при этом обозначаются. Скорее всего, в этом нет прямой необходимости: объективно предполагаемый институционально-инструментальный аппарат реализации нового блока национальных целей настолько широк и разнообразен, что представить его осуществление вне практики ГЧП просто невозможно. Однако это не означает, что роль государственно-частного партнерства в решении этой задачи вообще не нуждается в каком-то нормативно-методическом и правовом закреплении; оно объективно необходимо, в том числе и применительно к системе национального целеполагания.

Что касается собственно названного выше Указа № 309, то он в целом является документом «чистого» целеполагания: механизмы реализации заявленных в документе многочисленных экономических, социальных и иных целей не рассматриваются. По сложившейся практике стратегического целеполагания предшествующих лет эта функция возлагалась на иные документы, например, планы реализации, комплексные планы мероприятий, дорожные карты. Так, близкому по характеру и задачам Указу 2018 года [24] соответствовало поручение Правительства Российской Федерации от 22 мая 2018 года № ДМ-П13-2858 «Об обеспечении реализации Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [17]. Указ 2020 года [25] подлежал реализации через «Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года» [7]. Поскольку Указ № 309 от 2024 года о национальных целях развития еще не получил подобной «развертки» (комментарий 1), предыдущий план пока можно считать официально действующим документом. Во всяком случае, он дает хорошую иллюстрацию формирования механизма реализации очередного «транша»

национальных целей и этим «багажом» целесообразно воспользоваться при разработке аналогичного документа на предстоящий период. Это касается и обоснования значимости ГЧП как необходимого элемента в едином механизме реализации указанных целей [21].

ГЧП и новые экономические реалии

При всем разнообразии мнений относительно дальнейших перспектив, можно утверждать, что практика ГЧП уже прочно утвердилась как форма хозяйственных отношений, которая наиболее органично вписывается в приоритеты экономического и социального развития на долговременную перспективу — как на федеральном, так и на субфедеральном уровне [1; 3; 5; 10]. Это, прежде всего, поддержание высокой национальной конкурентоспособности и социальной стабильности в стране и ее регионах. Подобным приоритетам соответствуют такие современные тренды развития практики ГЧП, как акцент на инновационных механизмах партнерства; усиление значимости государственного регулирования и контроля проектов ГЧП; их отраслевая и пространственная диверсификация; активное включение в эти процессы субъектов малого и среднего предпринимательства [6]. Одновременно просматривается существенное усиление социальной значимости проектов ГЧП за счет их проникновения в такие сферы, как коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение, городской транспорт и другие. Во многом это аналогично тем процессам, которые протекают в практике подобных партнерств в зарубежных странах [18]. Прослеживается также значимость практики ГЧП для достижения целей устойчивого развития ООН [8; 14]. Данный формат в большинстве случаев отвечает задачам социально-экономического развития России, достигаемым через систему государственных программ и национальных проектов [11; 15; 30].

При этом главным мерилом успешности ГЧП-проектов выступает их инвестиционный эффект. Именно за счет поддерживаемого государством инвестиционного механизма ГЧП, в первую очередь, обеспечиваются инновационные, логистические, социальные и иные эффекты партнерства. «Совокупный объем государственных инвестиционных вложений в российскую экономику в 2022-2023 годах составил около 10% ВВП. На этом фоне активно развиваются и механизмы ГЧП. По данным Национального центра ГЧП (группа ВЭБ), на сегодня в стране реализуется более 3500 проектов соглашений о государственно-частном партнерстве (в том чис-

ле в форме концессионных соглашений) с общим объемом инвестиций 5,1 трлн рублей, из которых 3,7 трлн рублей — частные средства. За 10 месяцев 2023 года было запущено 98 ГЧП-проектов с общим объемом инвестиций 556,9 млрд рублей» [16]. Тем не менее объемы вложений ГЧП в инвестировании национальной экономики в России все еще остаются ниже, чем в развитых и даже чем в среднеразвитых странах, таких как Китай и Индия. В последнем случае особенно заметно отставание России в реализации крупномасштабных инвестиционных проектов. Между тем общий объем требуемых российской экономике инвестиций на период до 2035 года оценивается в 11 трлн рублей, включая бюджетные и частные инвестиции, в том числе реализуемые в формате государственно-частного партнерства. Решить эту задачу при так и не принятой Стратегии социально-экономического развития вне тесной увязки практики ГЧП с системой национального целеполагания невозможно.

По оценкам Национального центра ГЧП, в обозримом будущем будет осуществлено внедрение почти 300 крупных ГЧП-проектов на сумму свыше 1 млрд рублей, также в стадии проработки находятся значимые инвестпроекты на основе механизмов государственно-частного партнерства с общим объемом инвестиций более 3 трлн рублей. Все это способно существенно расширить инвестиционный потенциал российской экономики, что в полной мере отвечает установкам Указа № 309 относительно необходимости увеличения к 2030 году объема инвестиций в основной капитал российской экономики не менее чем на 60% по сравнению с уровнем 2020 года за счет постоянного улучшения инвестиционного климата. В этой связи важно заметить, что использование механизма ГЧП — это не только привлечение дополнительных финансовых и иных ресурсов в инвестиционную сферу российской экономики, но и, несомненно, формирование нового благоприятного инвестиционного климата — климата диалога и доверия со стороны власти и бизнеса. В рамках практики ГЧП эта задача решается на всех уровнях публичной власти: от федеральной до муниципальной [2].

Соответственно, инвестпроекты с использованием механизма государственно-частного партнерства можно разделить на группы, исходя из источников их (со)финансирования:

— напрямую из федерального бюджета;

— из региональных бюджетов (субъектов Российской Федерации и местных);

— проекты, организованные в формате концессии (например, угольный терминал в порту «Лавна» в Мурманске).

Во всех случаях обеспечивается не только консолидация финансовых ресурсов инвестирования, но и увязка долгосрочных интересов всех участников партнерства на основе осуществляемой ими практики стратегического целеполагания [4].

В российских условиях благоприятная среда для разработки и реализации проектов государственно-частного партнерства во многом формируется за счет развития практики стратегического целеполагания, что находит свое отражение в стратегиях и рабочих планах по реализации этих целей [11]. Такая тесная связь подтверждает, что в современной России проблемы и перспективы практики ГЧП нельзя рассматривать вне общих стратегических решений по обеспечению роста социально-экономического развития страны и ее регионов, вне направленных на ее реализацию мер государственного регулирования, в том числе в контексте достижения его важнейших целевых установок. Конечно, последовательное утверждение практики государственно-частного партнерства не определяется лишь переходом к стратегическим методам управления, в том числе к системе долговременного целеполагания в отношении экономических и социальных процессов в стране на макро-и мезоуровне. Здесь не менее существенны факторы совершенствования налогово-бюджетной политики; формирование дополнительных возможностей регулирования отраслевой структуры и пространственной картины инвестиционного процесса и, конечно, выявление и реализация дополнительных возможностей привлечения частного капитала к достижению национальных целей развития государства [12].

Так, задачи по расширению возможностей реализации ГЧП были заложены в вышеназванном «Едином плане...» по реализации национальных целей на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года. Этот интересный документ отмечен рядом важных особенностей.

Во-первых, в нем использование механизмов ГЧП было зафиксировано по широкому кругу вопросов: от решения задач экономического и социального характера до развития образования (привлечение ГЧП для создания передовых инженерных школ в партнерстве с высокотехнологичными компаниями); совершенствования государственно-общественного партнерства в сфере государственной национальной политики и другие. При этом утверждаемые в документе направления использо-

вания практики ГЧП в целом совпадают с ключевыми остановками по национальному целеполаганию (Указ № 474 2020 года). Выделим два важнейших экономических индикатора, представленных в Указе и плане его реализации по перспективным направлениям ГЧП. Это, прежде всего, реальный рост инвестиций в основной капитал до 121,2% в 2024 году по сравнению с 2020 годом, а также рост числа занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 24,5 млн человек. Следует отметить, что к 2024 году эти параметры были достигнуты.

Сказанное в полной мере касается и социального компонента национальных целей. Так, в «Едином плане...» в социальном контексте выделены такие сопряженные с перспективными направлениями позиции ГЧП, как достижение к 2030 году доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям на уровне не менее 85%; увеличение в агломерациях и городах доли парка общественного транспорта, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного, не менее чем до 85%. Это говорит о том, что корреспонденция целевых установок по национальному целеполага-нию с перспективными направлениями использования практики ГЧП приносит положительные результаты.

Во-вторых, спецификой «Единого плана.» следует считать наличие в нем целого ряда задач, по-своему актуальных и важных, но фактически не отраженных в соответствующем Указе 2020 года. Например, в плане предусмотрен раздел 6.1. «Территориальное развитие и совершенствование межбюджетных отношений», хотя в самом Указе данный круг проблем не затрагивается.

Дело, конечно, не только в том, что содержательное несовпадение двух рассматриваемых документов затрудняет работу по их практической реализации. Ряд новаций (инфраструктурные бюджетные кредиты; реструктуризация и списание задолженности по иным бюджетным кредитам) представляются существенными, однако они не опираются даже на самую предварительную оценку того, насколько значимым будет их позитивное воздействие на решение такой традиционной задачи, как сокращение меж- и внутрирегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, в том числе за счет опережающего социально-экономического развития регионов с уровнем развития ниже среднероссийского.

Проблема также и в том, что подготовка нового «Плана реализации»,

соответствующего Указу № 309 2024 года, в настоящее время совпадает с формированием новой Стратегии пространственного развития, взамен действующей с 2019 года [23] и постоянно подвергаемой критике за целый ряд упущений. Многие из них, кстати, касаются того, что этот документ (также имеющий свой «план реализации») оставляет в стороне использование практики ГЧП как одного из наиболее эффективных инструментов территориального развития. В этом контексте включение данного блока вопросов в план реализации Указа № 309 могло бы дать четкие ориентиры на доработку стратегии пространственного развития и формирование плана ее реализации не как декларативного, а как рабочего документа, обеспечивающего существенное повышение результативности государственной политики регионального развития.

Партнерство в условиях стратегического целеполагания

Национальные цели по одному факту своего утверждения могут считаться свидетельством способности страны ставить и решать все более сложные и масштабные задачи экономического и социального характера. Особенно важно то, что новые ориентиры развития экономики России должны стать стратегическим приоритетом как для всех ветвей власти, так и для бизнес-сообщества, что как раз и выдвигает задачу широкого применения механизмов ГЧП.

Это в полной мере корреспондируется с установками Указа № 309 на увеличение к 2030 году уровня валовой добавленной стоимости в реальном выражении и индекса производства в обрабатывающей промышленности российской экономики не менее чем на 40% по сравнению с уровнем 2022 года. Это также обеспечение к 2030 году вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в частности за счет увеличения к 2030 году внутренних затрат на исследования и разработки не менее чем до 2% ВВП, в том числе за счет увеличения инвестиций со стороны частного бизнеса на эти цели не менее чем в два раза [23].

Здесь важно подчеркнуть, что рост доли внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП (а в рамках этих затрат — средств частного бизнеса) далеко не новая задача — в нашей практике стратегического развития она ставилась уже не раз. В частности, в «Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года» (утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной

политике, протокол № 1 от 15 февраля 2006 года) ставилась такая задача, как увеличение внутренних затрат на исследования и разработки до 2% ВВП в 2010 году и до 2,5% ВВП в 2015 году. При этом доля внебюджетных средств в этих затратах должна была возрасти до 60% в 2010 году и до 70% в 2015 году. Однако указанные целевые индикаторы не были достигнуты. Что касается внутренних затрат на исследования и разработки, то и сегодня этот показатель остается на уровне 1,1-1,2% ВВП, а доля внебюджетных средств в этих затратах так и не превысила 50%.

Значимыми для развития практики государственно-частного партнерства следует считать и такие ориентиры, как увеличение к 2030 году доли отечественных высокотехнологичных товаров и услуг, созданных на основе собственных линий разработки, в общем объеме потребления таких товаров и услуг в Российской Федерации в полтора раза по сравнению с уровнем 2023 года; а увеличение выручки малых технологических компаний не менее чем в семь раз.

Безусловно, важнейшей задачей практики национального целеполага-ния остается развитие механизмов стимулирования капиталовложений в рамках концессий и иных проектов ГЧП, а также определение наиболее перспективных направлений реализации этих проектов [22]. Ключевое место среди этих направлений занимает инфраструктурный комплекс отраслей российской экономики. Это подтверждается анализом основных задач, представленных в документах национального целеполагания и в целевых национальных проектах [9; 29].

В настоящее время Российская Федерация тратит на развитие инфраструктурных отраслей около 3% ВВП, но уже в ближайшей перспективе этот показатель должен достичь 5%. В абсолютных цифрах будет необходимо потратить на эти цели за шесть лет порядка 27 трлн рублей. Без средств частных инвесторов, мобилизуемых через механизмы ГЧП, эту задачу решить невозможно. Конечно, не все внебюджетные средства, мобилизуемые через механизмы ГЧП, — средства частных инвесторов. Это также средства госкомпаний, например РЖД или Росатома. Но присутствие частных инвесторов необходимо, так как позволяет оперативно решать многие управленческие задачи, своевременно предвидеть и реа-лизовывать возможности логического продолжения инфраструктурных проектов ГЧП, в частности в кооперируемых с ними отраслях экономики, в социально-экономическом развитии сопредельных к крупным ГЧП-проектам территорий.

Для стимулирования инфраструктурного развития регионов и наращивания их экономического потенциала, в том числе активов на основе государственно-частного партнерства, предоставляются инфраструктурные бюджетные кредиты под 3% годовых сроком на 15 лет с погашением, начиная с третьего года предоставления; вводится льготный график погашения реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам; предусмотрено списание задолженности по бюджетным кредитам за счет дополнительного поступления налогов в федеральный бюджет от реализации новых инвестиционных проектов.

При этом усиление роли целеполагающего начала в экономике и социальной сфере не только акцентирует востребованность такой системы хозяйственных отношений, как ГЧП, но и предъявляет дополнительные требования к ее практическому осуществлению. Однако приходится признать, что экономической науке пока не удалось в полной мере представить социально-экономическое стратегирование и целеполагание как новый этап развития ГЧП и, соответственно, добиться существенного совершенствования нормативно-методической базы этой практики хозяйствования, ее институционально-правовых основ [13; 20]. В результате сложилась парадоксальная ситуация: при огромной востребованности ГЧП в экономике Федеральный закон № 172-ФЗ о стратегическом планировании [26] почти ничего не говорит о роли партнерских отношений в процессе стратегирования; ничего не говорит о роли частного капитала как одного из наиболее значимых субъектов стратегического планирования и одного из наиболее значимых источников целеполага-ния в национальной экономике. С другой стороны, федеральный закон о государственно-частном партнерстве не содержит указаний на роль и специфику использования партнерских отношений власти и бизнеса в условиях перехода к стратегическим методам управления в экономике страны и ее регионов, включая значение ГЧП для реализации задач, заявленных в системе национального целеполагания.

В настоящее время просматривается несколько направлений, по которым активное использование практики ГЧП представляется необходимым слагаемым эффективного решения задач социально-экономического развития. Это, прежде всего, значительное расширение финансовой базы осуществления наиболее значимых хозяйственных и социальных проектов; продвижение этих проектов в менее развитые регионы страны; практическое использование опыта частного бизнеса

в сфере инновационного проектирования, укрепление кадровой базы проектного финансирования. Однако главное в этом направлении — роль ГЧП в «расшивке узких мест», неизбежно сопровождающих постановку и реализацию таких масштабных проектов, как национальные цели развития. Сегодня к числу подобных «узких мест» несомненно относится состояние инфраструктурных отраслей экономики России. К числу важнейших задач следует отнести модернизацию коммунальной инфраструктуры и улучшение качества предоставляемых населению коммунальных услуг; рост ресурсной эффективности в инфраструктурном, промышленном и жилищно-коммунальном строительстве и хозяйстве, техническое совершенствование информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе с использованием сетей (инфраструктуры) спутниковой и мобильной связи. Сейчас можно с полным основанием говорить, что существенную часть решения именно этих стратегических задач можно с успехом возложить на использование формата ГЧП.

Заключение

Развертывание с 2024 года нового этапа практики национального стратегического целеполагания должно, как мы считаем, повлечь за собой дальнейшее совершенствование нормативно-методической базы взаимодействия власти и бизнеса по решению актуальных хозяйственных и социальных задач, стоящих перед нашим государством. Действующая нормативно-правовая база не создает достаточно прочной основы для использования тех или иных форм ГЧП как инструмента для достижения стратегических целей национального развития. Главная причина такой ситуации — отсутствие в упомянутом выше базовом законе о стратегическом планировании (№ 172-ФЗ) указания на документ (или систему документов) стратегического планирования, наделенный «полномочиями» по установлению целей национального развития в той или иной сфере. При этом указанные цели следует не только четко устанавливать, но и постоянно мониторить; принятие каждого нового блока таких целей должно сопровождаться оценкой и анализом степени реализации близких по характеру задач, ставившихся ранее. Именно это позволит оценить то, в какой мере привлечение механизмов ГЧП способствовало достижению поставленных целей.

Наблюдаемая в настоящее время множественность источников целеполагания (приоритеты, национальные цели, национальные и феде-

ральные программы, проекты), часто содержащих недостаточно согласованные целевые индикаторы, осложняет восприятие этих источников как «рабочих документов» стратегического планирования, равно как и определение механизмов их реализации, включая и практику ГЧП [28]. Еще одна важная проблема — отсутствие в Федеральном законе № 172-ФЗ прямого указания на государственно-частное партнерство как необходимый механизм осуществления основных задач, представленных в разного рода стратегиях и в иных документах стратегического планирования. Сложно представить, но в этом законе нет даже общего упоминания об институте государственно-частного партнерства. Формально там говорится, что Закон определяет порядок взаимодействия органов публичной власти с научными и иными организациями в сфере стратегического планирования. Однако фактически о таком взаимодействии, в том числе в рамках достижения национальных целей развития, в Законе ничего не сказано.

Существенные претензии и предложения можно высказать и в адрес уже названного выше федерального закона о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве. Этот закон был принят почти 10 лет назад, однако дополнения, сделанные в последние годы частично «вписали» ГЧП в модель экономики, основанную на принципах стратегического планирования. Закон требует, чтобы цели проектов ГЧП, их социально-экономический эффект определялись с учетом задач, предусмотренных документами стратегического планирования.

Комментарии

1. Указ № 309 поручает Правительству Российской Федерации в срок до 31 декабря 2024 года разработать и представить на рассмотрение Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года.

Литература

1. Андриевская А. Р., Чугунова К. А. Государственно-частное партнерство в стратегии развития Самарской области // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2021. № 1-1. С. 8-13.

2. Апыхтин В. В. Особенности взаимодействия бизнеса и госу-

дарства при реализации проектов государственно-частного партнерства. В кн.: Государственно-частное партнерство в сфере транспорта: модели и опыт. СПб.: Санкт-Петербургский гос. университет. 2023. С. 34-38.

3. Афанасьева Н. В., Орлов П. Е. Государственно-частное партнерство в Российской Федерации: тенденции и проблемы развития // Экономика и управление. 2023. Т. 29. № 11. С. 1333-1348.

4. Виноградова Т. И. Развитие государственно-частного партнерства как инструмент реализации устойчивого развития в региональных стратегиях // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2022. № 1 (68). С. 106-115.

5. Грабивчук В. Я. Государственно-частное партнерство — важная составляющая стратегии развития России и регионов в современных условиях // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 8 (66). С. 58-51.

6. Глазунова В. В. Экономический рост на основе проектов государственно-частного партнерства в некоторых секторах // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2022. № 4. С. 93-108.

7. Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года. URL: https://www.economy.gov.ru/material/ dokumenty/edinyy_plan_po_dostizheniyu_nacionalnyh_celey_ razvitiya_rossiyskoy_federacii_na_period_do_2024_goda_i_na_ planovyy_period_do_2030_goda.html (дата обращения: 29 июля 2024 года).

8. Еремин В. В. Государственно-частное партнерство для достижения целей устойчивого развития ООН // Международное право и международные организации. 2023. № 4. С. 12-21.

9. Ишина И. В., Башиева Г. А. Роль национальных проектов в реализации национальных целей развития российской экономики // Финансовая жизнь. 2021. № 3. С. 46-50.

10. Колесов Р. В., Юрченко А. В., Захарова С. А., Манаева Е. А., Харинова А. А. О показателях достижения регионами национальных целей развития Российской Федерации // Мягкие измерения и вычисления. 2024. Т. 74. № 1. С. 83-88.

11. КузнецоваЕ.К., Ивашкевич Т.В.,ХайрулинаЛ. Р. Стратегическое

целеполагание в государственном управлении: интеграция национального и глобального уровней // Фундаментальные исследования. 2022. № 10-2. С. 207-212.

12. КухаренокБ. А. Цели национального развития России. В сб.: Социально-экономическое развитие России: проблемы, тенденции, перспективы. Курск, 2024. С. 229-231.

13. Мерзлов И. Ю. Институциональные основы развития государственно-частного партнерства // Russian Journal of Economics and Law. 2021. Т. 15. № 3. С. 455-1472.

14. Мерзлов И. Ю. Государственно-частное партнерство и цели устойчивого развития: проблематика и перспективы // Фундаментальные исследования. 2020. № 8. С .61-65.

15. Митяков С. Н. Новые цели устойчивого развития России // Развитие и безопасность. 2023. № 1 (17). С. 21-35.

16. Основные тренды и статистика рынка ГЧП по итогам 2023 года. Аналитический дайджест. М.: 2024. URL: https://pppcenter.ru/ analitika (дата обращения: 29 июля 2024 года).

17. Поручение Правительства Российской Федерации от 22 мая 2018 года № ДМ-П13-2858. URL: http://www.base.garant. ru/71958974 (дата обращения: 29 июля 2024 года).

18. Пантелеева М. С., Сенчуков Д. Е. Анализ состояния рынка крупных ГЧП-проектов в России и за рубежом // Экономика и предпринимательство. 2020. № 12 (125). С. 804-807.

19. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития до 2025 года» (в редакции от 30 сентября 2022 года). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_318094 (дата обращения: 29 июля 2024 года).

20. РедкоусВ. М. Роль модельного закона «О публично-частном партнерстве» в формировании правовой основы государственно-частного партнерства // Право и государство: теория и практика. 2023. № 5 (221). С. 27-32.

21. Сильвестров С. Н., Крупнов Ю. А., Золотарев Е. В., Лапенкова Н. В. Государственно-частное партнерство и стратегия экономического роста // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2022. Т. 18. № 2 (407). С. 341-363.

22. Ступникова Е. А., Оленина О. А. Гаврилов Н. С. Развитие меха-

низма государственно-частного партнерства в рамках управления проектами (российская практика) // Экономика и предпринимательство. 2020. № 7 (120). С. 547-551.

23. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» // Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/408892634 (дата обращения: 29 июля 2024 года).

24. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 29 июля 2024 года).

25. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Гарант.ру. URL: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/74304210/ (дата обращения: 29 июля 2024 года).

26. Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841 (дата обращения: 29 июля 2024 года).

27. Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ. «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660 (дата обращения: 29 июля 2024 года).

28. Щукина Т. В. Форма стратегического планирования российской экономики — государственно-частное партнерство: к вопросу правового регулирования // Вопросы экономики и права. 2021. № 153. С. 27-32.

29. Vlasova V. M. a.o. Goals and objectives of monitoring national projects in Russia. In: European Proceedings of Social and Behavioral Sciences. EpSBS. Krasnoyarsk, 2020. Pp. 375-382.

30. Sheina E., Kochieva Ja. Achieving sustainable development goals in the context of socially oriented government programs and national

I Государственно-частное партнерство как инструмент... projects. In: ESB Web conferences. EDP Sciences, 2023. P. 01014.

References

1. Andrievskaya A. R., Chugunova K. A. Public-private partnership in the development strategy of the Samara region. Nauka XXI veka: aktual'nye napravleniya razvitiya [Science of the XXI century: current directions of development], 2021, no. 1-1, pp.8-13 (in Russian).

2. Apyhtin V. V. Osobennosti vzaimodejstviya biznesa i gosudarst-va pri realizacii proektov gosudarstvenno-chastnogo partner-stva [Peculiarities of interaction between business and the state in the implementation of public-private partnership projects], in: Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v sfere transporta: modeli i opyt [Public-private partnership in the sphere of transport: models and experience], SPb.: St. Petersburg State University, 2023, pp.3438 (in Russian).

3. Afanas'eva N.V., Orlov P. E. Public-private partnership in the Russian Federation: trends and development problems. Ekonomika i upravlenie [Economy and management], 2023, vol.29, no.11, pp.1333-1348 (in Russian).

4. Vinogradova T. I. The Development of public-private partnership as an instrument for the implementation of sustainable development in regional strategies. Ekonomika Severo-Zapada: problemy' i perspektivy' razvitiya [Economy of the North-West: problems and development prospects], 2022, no. 1 (68), pp. 106-115 (in Russian).

5. Grabivchuk V. Ya. Public-private partnership is an important component of the development strategy of Russia and the regions in modern conditions. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika [Economy and business: theory and practice], 2020, no. 8 (66), pp. 58-51 (in Russian).

6. Glazunova V. V. Economic growth based on public-private partnership projects in some sectors. Vestnik RGGU. Seriya: Ekonomika. Upravlenie. Pravo [Bulletin of the Russian State Humanitarian University. Series: Economics. Management. Law], 2022, no. 4, pp.93-108 (in Russian).

7. A unified plan to achieve the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2024 and for the planning period up to 2030. Available at: https://www.economy.gov.ru/ma-

terial/dokumenty/edinyy_plan_po_dostizheniyu_nacionalnyh_ce-ley_razvitiya_rossiyskoy_federacii_na_period_do_2024_goda_i_ na_planovyy_period_do_2030_goda.html (accessed: 29 July, 2024) (in Russian).

8. Eremin V. V. Public-private partnership to achieve the goals of sustainable development of UN. Mezhdunarodnoe pravo i mezhdun-arodnye organizacii [International law and international organizations], 2023, no. 4, pp. 12-21 (in Russisn).

9. Ishina I. V., Bashieva G. A. The role of national projects in the implementation of national goals for the development of the Russian economy. Finansovaya zhizn' [Financial life], 2021, no. 3, pp.46-50 (in Russian).

10. Kolesov R. V., Yurchenko A. V., Zaxarova S. A., Manaeva E. A., Xarinova A. A. On the indicators of the achievement by the regions of the national development goals of the Russian Federation. Myagkie izmereniya i vychisleniya [Soft measurements and calculations], 2024, vol. 74, no. 1, pp.83-88 (in Russisn).

11. Kuzneczova E. K., Ivashkevich T. V., Xajrulina L. R. Strategic goalsetting in public administration: integration of national and global levels. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research], 2022, no. 10-2, pp. 207-212 (in Russian).

12. Kuharenok B. A. Tceli nacionaPnogo razvitiya Rossii [Goals of national development of Russia], in coll.: SociaPno-ekonomicheskoe razvitie Rossii: problemy, tendencii, perspektivy [Socio-economic development of Russia: problems, trends, prospects], Kursk, 2024, pp. 229-231 (in Russian).

13. Merzlov I. Yu. Institutional Foundations for the Development of Public-Private Partnership. Russian Journal of Economics and Law, 2021, vol. 15, no. 3, pp. 455-1472 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Merzlov I. Yu. Public-Private Partnership and the goals of sustainable development. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental Research], 2020, no. 8, pp. 61-65 (in Russian).

15. Mityakov S. N. New goals of sustainable development of Russia. Razvitie i bezopasnost' [Development and Security], 2023, no. 1(17), pp. 21-35 (in Russian).

16. Osnovnye trendy i s statistika rynka GChP po itogam 2023 goda. Analiticheskij dajdzhest [The main trends and statistics of the

PPP market by the end of 2023. Analytical digest], Moscow, 2024. Available at: https://pppcenter.ru/analitika (accessed: 29 July, 2024) (in Russian).

17. Order of the Government of the Russian Federation dated May 22, 2018 No. DM-P13-2858. Available at: http://www.base.garant. ru/71958974/ (accessed: 29 July, 2024) (in Russian).

18. Panteleeva M. S., Senchukov D. E. Analysis of the state of the market for large PPP projects in Russia and abroad. Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economics and Entrepreneurship], 2020, no. 12 (125), pp. 804-807 (in Russian).

19. Decree of the Government of the Russian Federation dated 13 February, 2019 No. 207-r "On Approval of the Spatial Development Strategy until 2025" (as amended on 30 September, 2022). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318094 (accessed: 29 July, 2024) (in Russian).

20. Redkous V. M. The Role of the model law "On public-private partnership" in the formation of the legal basis of public-private partnership. Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika [Law and state: theory and practice], 2023, no. 5 (221), pp. 27-32 (in Russian).

21. SiPvestrov S.N., Krupnov Yu.A., Zolotarev E. V., Lapenkova N. V. Public-private partnership and the strategy of economic growth. Nacional'nye interesy': prioritety' i bezopasnost' [National interests: priorities and security], 2022. vol. 18, no. 2 (407), pp. 341-363 (in Russian).

22. Stupnikova E. A., Olenina O. A. Gavrilov N. S. The Development of the mechanism of public-private partnership in the framework of project management (Russian practice). Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economy and entrepreneurship], 2020, no. 7(120), pp. 547-551 (in Russian).

23. Decree of the President of the Russian Federation No. 309 dated 7 May, 2024 "On the National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030 and for the future up to 2036". Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/408892634 (accessed: 29 July, 2024) (in Russian).

24. Decree of the President of the Russian Federation No. 204 dated 7 May, 2018 "On National Goals and Strategic Objectives for the Development of the Russian Federation for the period up to 2024".

Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (accessed: 29 July, 2024) (in Russian).

25. Decree of the President of the Russian Federation No. 474 dated 21 July, 2020 "On National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030". Available at: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/ (accessed: 29 July, 2024) (in Russian).

26. Federal Law No. 172-FZ of 28 June, 2014 "On Strategic Planning in the Russian Federation". Available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (accessed: 29 July, 2024) (in Russian).

27. Federal Law No. 224-FZ of13 July, 2015 "On Public-private partnership, municipal-private partnership in the Russian Federation and Amendments to certain Legislative acts of the Russian Federation" Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_182660/ (accessed: 29 July, 2024) (in Russian).

28. Shukina T. V. The form of strategic planning of the Russian economy — public-private partnership: on the issue of legal regulation. Voprosy ekonomiki i prava [Economic and legal affairs], 2021, no. 153, pp.27-32 (in Russian).

29. Vlasova V. M. a.o. Goals and objectives of monitoring national projects in Russia. In: European Proceedings of Social and Behavioral Sciences. EpSBS. Krasnoyarsk, 2020, pp. 375-382.

30. Sheina E., Kochieva Ja. Achieving sustainable development goals in the context of socially oriented government programs and national projects. In: ESB Web conferences. EDP Sciences, 2023. P. 01014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.