Научная статья на тему 'Передовой отечественный опыт в развитии государственно-частного партнерства'

Передовой отечественный опыт в развитии государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / DOMESTIC EXPERIENCE IN THE DEVELOPMENT OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / NATIONAL PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Базарсадаева Надежда Александровна

В статье анализируется понятийный аппарат государственно-частного партнерства, рассмотрен передовой отечественный опыт развития государственно-частного партнерства, а также выделяются значимые и актуальные проблемы правового регулирования государственно-частного партнерства и их решения. Рассмотрены крупнейшие проекты государственно-частного партнерства в Российской Федерации, а также плановые проекты ГЧП на 2019 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Базарсадаева Надежда Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Advanced domestic experience in the development of public-private partnerships

The article analyzes the conceptual framework of public-private partnership, considers the best domestic experience in the development of public-private partnership, and highlights significant and topical issues of legal regulation of public-private partnership and their solutions. The largest public-private partnership projects in the Russian Federation, as well as planned PPP projects for 2019, were reviewed.

Текст научной работы на тему «Передовой отечественный опыт в развитии государственно-частного партнерства»

Передовой отечественный опыт в развитии государственно-частного партнерства Advanced domestic experience in the development of public-private partnerships

Базарсадаева Надежда Александровна

Магистрант кафедры экономической теории, государственного и муниципального управления,

Бурятский государственный университет, Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а

Bazarsadaev Nadezhda Aleksandrovna

Master's student of the Department of economic theory, state and municipal management,

Buryat state University, 24A Smolina str., Ulan-Ude, 670,000, Russia

Аннотация.

В статье анализируется понятийный аппарат государственно-частного партнерства, рассмотрен передовой отечественный опыт развития государственно-частного партнерства, а также выделяются значимые и актуальные проблемы правового регулирования государственно-частного партнерства и их решения. Рассмотрены крупнейшие проекты государственно-частного партнерства в Российской Федерации, а также плановые проекты ГЧП на 2019 год.

Annotation.

The article analyzes the conceptual framework of public-private partnership, considers the best domestic experience in the development of public-private partnership, and highlights significant and topical issues of legal regulation of public-private partnership and their solutions. The largest public-private partnership projects in the Russian Federation, as well as planned PPP projects for 2019, were reviewed.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, отечественный опыт в развитии государственно-частного партнерства, национальные проекты.

Key words: public-private partnership, domestic experience in the development of public-private partnership, national projects.

В современном мире, процесс государственного-частного партнерства (ГЧП) представлен в форме взаимоотношений между частным предпринимательством и государством, которая нацелена на совместное решение необходимых задач.

Изучая историю развития государственно-частного партнерства необходимо сказать, что не существует определенной формы развития государственно-частного партнерства. Это прежде всего связано по двум факторам:

- формы сотрудничества государственно-частного партнерства в различных странах разные из-за внутренней политики государств;

- существуют примеры, при которых государство принимало участие только в отдельных элементах характерных для партнерства.

Основная функция, которую выполняет государственно-частного партнерство — это тесное взаимодействие в решении общественно важных вопросов между государством и частными предпринимателями.

Представители частного предпринимательского сектора имеют ряд преимуществ по сравнению с государственными институтами, например, скорость принятия решений и способность к введению новых техническому перевооружению.

Вклад государства в механизм государственно-частного партнерства оценивается созданием нормативно-правовой базы, а также методами финансовой поддержки проектов ГЧП (субсидии, гранты и т.д.).

Равномерное распределение рисков между всеми участниками проекта является действенным стимулом для развития проектов ГЧП в мировой практике. В России эти процессы долгое время сдерживались отсутствием

на федеральном уровне закона о государственно частном партнерстве. Как правило, выбор ограничивался громоздкой процедурой концессий.

Изучая отечественный опыт развития государственно-частного партнерства можно выделить следующее:

1) В исследованиях отечественного ученого В.В. Прохорова подробно рассмотрен опыт и финансовые механизмы участия государственно-частного партнерства в развитии железных дорог Российской империи. Так рассматривая современную ситуацию и формы государственно-частного партнерства В.В. Прохоров в своих исследованиях подкрепляет примерами реализации концессионных соглашений с участием Санкт-Петербурга.

2) Интересной исторической формой государственно-частного партнерства является зарубежная Ост-Индская компания, где Великобритания предоставляла различные привилегии всем участникам. Нашим отечественным примером российских исследовательских экспедиций является Российско-американская компания. Так помимо собственных средств Российско-американской компании на освоение новых земель необходимо было финансирование со стороны государства. Помимо этого, государство предоставила права на разработку недр и лесных угодий.

3) Еще одним историческим фактом привлечения государством частных инвестиций в России было во времена правления Петра I. Так в целях модернизации промышленных и хозяйственных объектов и в силу нехватки средств государственной казны были привлечены средства промышленника Н.А. Демидова.

В современном российском законодательстве правовую основу реализации государственно-частного партнерства образуют Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 224-ФЗ) и Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ), в котором четко указаны соответствующие положения по реализации проектов государственно-частного партнерства, а также рассмотрен порядок утверждения проектов государственно-частного партнерства и иные параметры правового регулирования проектов государственно-частного партнерства.

Далее рассмотрим передовой отечественный опыт государственно-частного партнерства в Российской Федерации. Так одним из основных примеров государственно-частного партнерства в строительстве является «Западный скоростной диаметр» города Санкт-Петербург протяженностью 47 километров. Совместные инвестиции государства и частных предпринимателей поступили еще в 1997 году, на сегодняшний день магистраль полностью готова.

Еще одним примером государственно-частного партнерства является крупный проект по возведению центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области. Стоимость данного проекта составляет более 300 млрд. руб. из которых половина средств частных предпринимателей. Данный проект нацелен на будущее создание масштабной сети скоростных дорог России.

Следующим крупным проектом в Российской Федерации был проект по строительству моста через реку Кама. Так данный проект был номинирован как один из крупных проектов государственно-частного партнерства. Общая стоимость двух мостов составляла около 14 млрд. руб. из которых 11 млрд. руб. инвестировал предприниматель, оставшуюся сумму в 3 млрд. руб. инвестировал инвестиционный фонд России.

Рассмотрим подробнее проекты государственно-частного партнерства 2019 года в таблице 1.

Таблица 1. Планируемые к реализации проекты ГЧП Российской Федерации

в 2020-2025 гг.

Наименование Регион Сфера Срок, мес. Сумма

Реконструкция и эксплуатация Многофункционального спортивно-концертного комплекса с ледовой ареной «Петербургский» г. Санкт-Петербург Физическая культура и спорт 55 10 млрд. руб

Создание и эксплуатация системы управления платными парковками Нижегородская область Транспортная инфраструктура 12 200 млн. руб.

Создание, реконструкция, модернизация, эксплуатация объектов инфраструктуры международного аэропорта Благовещенск. Амурская область Транспортная инфраструктура 30 52 млрд. руб.

Многофункциональный спортивный комплекс «Арена». Омская область Физическая культура и спорт 50 6 млрд. руб

Реконструкция и эксплуатация объекта социально-культурного назначения. г. Санкт-Петербург Социальная инфраструктура 50 300 млн. руб.

Строительство детского лагеря «Полярная звезда» в Якутии. Республика Саха Якутия Социальная инфраструктура 36 1,5 млрд. руб.

Строительство центра ядерной медицины. г. Улан-Удэ Социальная инфраструктура 30 1 млрд. руб.

Помимо представленных проектов развития государственно-частного партнерства проводятся дополнительные мероприятия совместно с корпорацией развития «ВЭБ.РФ». В число совместных мероприятий входят следующие крупные федеральные проекты: «Современная школа», «Молодые профессионалы», «Цифровая образовательная среда».

В настоящее время в Правительство Российской Федерации были внесены предложения по финансированию представленных выше федеральных проектов государственно-частного партнерства и на 2020 год запланированы первые шаги в их реализации.

В рамках национального проекта по улучшению демографической ситуации в стране был представлен проект «Демография» по которому субъекты Российской Федерации смогут дополнительно увеличить число мест в дошкольных образовательных учреждениях посредством софинансирования из федерального бюджета.

В таких федеральных проектах как «Современная школа», «Молодые профессионалы», «Цифровая образовательная среда» в рамках механизма государственно-частного партнерства предусмотрено процедура выкупа пристроев зданий в целях увеличения учебных мест, а также создание различных центров цифрового творчества. Помимо этого, в рамках представленных проектов разрабатываются планы создания современных учреждений с передовым оборудованием и мастерскими, нацеленных на профессиональную подготовку специалистов.

Также в период с 2022-2024 гг. планируется строительство и введение в эксплуатацию более 25 школ с привлечением внебюджетного финансирования на условиях возвратного финансирования Минпросвещения России.

Далее рассмотрим реализацию государственных приоритетов в области устойчивого развития:

Госкорпорация «Росатом» ориентирована на реализацию государственных целей и приоритетов в области устойчивого развития, в том числе зафиксированных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Госкорпорация «Росатом» за последние несколько лет вплотную занялась проектам национального масштаба, такими проектами являются: «Цифровая экономика», «Экология», «Повышение производительности труда». Помимо представленных проектов госкорпорация «Росатом» является участником таких национальных проектов как: «Образование», «Международная кооперация и экспорт», «Здравоохранение».

Госкорпорация «Росатом» реализует достаточно крупные региональные концессионные проекты, в частности:

- в области ядерной медицины (стоимость 1 проекта составляет от -3,0 до - 10,0 млрд рублей);

- в сфере коммунальной инфраструктуры и по направлению «Умный город» (стоимость 1 проекта составляет от 300 млн рублей до 3,0 млрд рублей).

Учитывая сегодняшнее состояние экономики Российской Федерации и экономия бюджетных средств все чаще встает необходимость использования механизмов государственно-частного партнерства. На рисунке 1 на основании расчетов национального центра ГЧП представлен вклад национальных проектов в развитие инфраструктуры на 2019-2024 гг.

Развитие магистральной инфраструктуры 6071,7

Безопасность и качественные дороги 4568,7

Экология 1261,3

Жилье и городская среда 1060,1

Цифровая экономика 887,3

Здравоохранение 609,1

Образование ^в 378,8 Наука ш 274,5 Демография ■ 97,4 Культура I 68 Международная кооперация и экспорт I 37,1 Поддержка МСП 1,5 Производительность труда и поддержка занятости... 0

0 1000 2000 3000 4000 5000 6000 7000

Рисунок 1. Вклад национальных проектов в развитие инфраструктуры Российской Федерации на 2019-2024 гг.,

млрд. руб.

Необходимо также отметить, что проекты государственно-частного партнерства неравномерно распределены между регионами Российской Федерации. В связи с этим было введено в нормативно-правовое регулирование о государственно-частном партнерстве поправок в приведение регионального законодательства в соответствие с нормами федерального закона о государственно-частном партнерстве. Поэтому, в целях повышения роли проектов ГЧП в развитии регионов был создан специальный показатель «Уровень развития государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации». Помимо этого, также была разработана и апробирована специализированная методика оценки данного показателя, которая учитывала воздействие таких факторов как: развитие институциональной среды субъекта Российской Федерации в сфере ГЧП; нормативно-правовое обеспечение сферы и опыт реализации ГЧП в субъекте Российской Федерации.

Таким образом, можно сделать вывод, что на современном этапе развития России с каждым годом появляются новые потребности, которые могут быть удовлетворены только посредством участия государственно-частного партнерства.

Список используемой литературы:

1. Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 N 224-ФЗ (дата обращения 22.02.2020)

2. Национальный центр государственно-частного партнерства. Режим доступа - https://pppcenter.ru/ (дата обращения 22.02.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.