ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ
О национализации банковской системы РФ
Дьяченко Елена Митрофановна,
кандидат юридических наук, доцент, Кубанский государственный университет E-mail: [email protected]
В статье проводится исследование института национализации в законодательстве РФ. Анализируется исторический опыт национализации в России и зарубежных странах. Рассматриваются научные подходы ученых по вопросу национализации. Огромным вкладом в развитие института национализации внесли ученые цивилисты Л.В. Щенникова, Л.И. Якобсон, Д.В. Бородина, М.Ю. Карпов, В.А. Белов. Исторический опыт показывает, что национализация является обратным процессом приватизации. Она является огромным средством решения проблем развития экономики и выступает инструментом положительного эффекта для развития государства. Национализация диктуется экономической целесообразностью, чаще всего национализируются капиталоёмкие и малорентабельные предприятия. Она также необходима для укрепления обороноспособности страны и для смягчения социальной политики и политическим целям. Право государства национализировать собственность предусмотрено в Хартии экономических прав и обязанностей государства принятая резолюцией 3281 (ХХ1Х) Генеральной Ассамблеей ООН от 12 декабря 1974 г. Это экономическая мера, проводимая в интересах общества на основании специального закона государственного органа с выплатой компенсации собственнику национализируемого имущества. Решение о национализации должно приниматься федеральными органами законодательной власти и органами законодательной власти субъектов Российской Федерации.
Ключевые слова: национализация, общеполезность, рыночная экономика, экономическая полезность, естественная монополия, государственная собственность, политический инструмент, приватизация, восстановление технологических комплексов.
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). В 3 п. 2 ст. 235 ГК РФ [1] закрепляет легальное определение национализации. Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном ст. 306 настоящего Кодекса.
Л.В. Щенникова [2, с. 179-186], проводя комплексное исследование института национализации, подчеркивает, что национализация понятие парное приватизации и только лишь по этой причине объективно необходимое.
Дореволюционные цивилисты предлагали определять национализацию как право государственной власти принудительно отчуждать недвижимость и неразрывно связанные с ними другие имущественные права, а также устанавливать сер-витуты, поскольку это будет необходимо для осуществления общеполезных предприятий с уплатой полного вознаграждения за отчуждаемые права.
Основным критерием, свойственным национализации в тот период называли общеполезность, т.е. должна иметь экономическую полезность.
Выделялся и перечень критериев национализации, а именно: 1) цели - вследствие невозможности точного определения, цивилисты ограничивались категорией «общеполезность», т.е. экономическая полезность; 2) субъекты принятия решения - таковые отличались вследствие разного подхода в рамках гражданско-правовой науки: одни авторы отстаивали ее гражданско-правовой характер, другие - публично-правовой, третьи настаивали на смешанной природе; 3) юридическая природа - помимо трихотомического подхода к правовой природе, но и подхода к пониманию самой сделки, как подчеркивает Л.В. Щенникова: «Были дискуссии по поводу того, можно ли считать национализацию сделкой частного права, например принудительной куплей-продажей, фикцией договора купли-продажи, или рассматривать обязательством из состояния».
По результатам своей аналитической работы, Л.В. Щенникова приходит к следующим выводам-характеристикам национализации: 1) институт нормальный, так как регулирует «нормальные экономические отношения» и необходим для обеспечения поступательного экономического развития страны; 2) позволяет преодолеть индивидуализм участников гражданско-правовых отношений
и провести идею общественного интереса; 3) институт частный, поскольку гарантирует защиту интересов частных лиц от государственного произвола; 4) институт вещно-правовой, он не опосредует куплю-продажу и не является по своей сути обязательством из состояния; 5) суть заключается в прекращении права собственности частной и возникновении права собственности публичной; 6) чертами национализации является принудительность и возмездность; 7) основанием национализации должен быть государственно-властный акт, принятый на основании действующего в стране законодательства о национализации.
На основании выделенных характеристик, Л.В. Щенникова формулирует наиболее полное и актуальное определение национализации в современной цивилистике.
Национализация - принудительное прекращение права собственности частной и возникновением права собственности публичной на имущественные комплексы на основании государственно-властного акта, принятого в соответствии с законодательством о национализации с целью удовлетворения публичных интересов и при условии выплаты равноценного и справедливого вознаграждения.
Позиция экономической науки в лице Л.И. Якобсона [3] и Д.В. Бородина [4, с. 91-95] такова: «Главный аргумент экономистов в пользу национализации, это существование естественных монополий, которые позволяют обеспечить от масштаба производства значительную экономию средств, что возможно на единой производственной национализированной базе. В отличие от частной, государственная монополия стремится удовлетворить интересы потребителей, устанавливая «справедливые» цены. Противники национализации в то же время утверждают, что государственным монополиям присуща малоэффективность, расточительность, негибкость и трудности контроля. Вопросы о целесообразности (или отсутствии ее) в проведении национализации, ее масштабах, условиях и порядке осуществления должны решаться исходя не из идеологических постулатов вроде социалистического переустройства общества, а сугубо из прагматизма. Особенно, если процесс национализации уже фактически происходит (к примеру, «ЗИЛ»). При условиях, что в обществе нарастают требования вернуть в госсобственность часть ранее приватизированных предприятий, промедление федеральных властей в решении вопроса о национализации (вкупе с решением вопроса об управлении государственной и национализированной собственностью) юридически опасно утратой контроля над процессами, которые охватили большую часть приватизированных ранее предприятий, и привести к ряду негативных последствий».
Характеристика национализации в доктрине гражданского права неординарна. М.Ю. Карпов [5, с. 133-146] характеризует национализацию как «политический инструмент», «революционный лозунг», «волшебный рецепт достижения процве-
тания», «источник пополнения государственного бюджета в кризис». На основании изложенных красочных характеристик автор подводит следующий итог: национализация есть законная форма передела собственности.
О.Л. Алтенгова [6, с. 79-83] определяет национализацию как специальное основание обращения имущества, находящегося в частной собственности, в собственность государства, свойственное законодательству многих стран.
В.А. Белов [7], отношение к конструкции со стороны науки является «непочтительным», что и привело к практическому исчезновению его из циви-листического обихода.
Ю.А. Дорофеева [8, с. 59-73] определяет национализацию как процесс, совокупность фактических и юридических актов, основанных на ограничении прав и свобод лиц государством в сфере экономической деятельности в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Исторический опыт показывает, что национализация является обратным процессом приватизации. Она является огромным средством решения проблем развития экономики и выступает инструментом положительного эффекта для развития государства. Национализация диктуется экономической целесообразностью, чаще всего национализируются капиталоёмкие и малорентабельные предприятия. Она также необходима для укрепления обороноспособности страны и для смягчения социальной политики и политическим целям. Право государства национализировать собственность предусмотрено в ХАРТИИ экономических прав и обязанностей государства (1974). Это экономическая мера, проводимая в интересах общества на основании специального закона государственного органа с выплатой компенсации собственнику национализируемого имущества.
В странах с рыночной экономикой национализация как правило происходит во время экономических кризисов или для преодоления негативных последствий войн. После Второй мировой войны во Франции, в Великобритании были национализированы Банк Франции, Банк Англии, угольная промышленность, производство электроэнергии, газовая промышленность и другие отрасли.
Экономический кризис 2008 года ударил практически по всем экономика развитых стран. Например, в США правительство осуществило финансовые инъекции в обмен на привилегированные акции ряда банков. В Великобритании правительство выкупило долю акций банков, что привело к слиянию отдельных банковских структур и поддержа- р нию банковского сектора. Россия во время эконо- Д мического кризиса отказалась прибегнуть к наци- Ч
т
онализации крупных финансовых институтов. Итог К этих действий мы видим сегодня. ё
Назрели экономические ситуации о проведе- у нии всеобъемлющей национализации. Как пра- А
вило, исходя из исторического опыта необходимо проводить национализацию в банковском секторе и начинать надо с национализации Центрального банка РФ (далее ЦБ РФ). ЦБ РФ не является государственным банком, валюта РФ не принадлежит государству, он не под контролем правительства, статус главного банка не определен в законодательстве. Необходимо вносить изменения в законодательство о ЦБ РФ. 4 марта 2022 г. внесен законопроект в Государственную Думу о внесении изменений и дополнений в закон о ЦБ РФ, где будут положения касаться национализации ЦБ РФ. Во-первых - установить контроль за действиями ЦБ РФ правительством РФ, так как он находится под контролем МВФ. Во-вторых - российская валюта должна принадлежать государству и национальной государственной экономике. Деньги должны идти в национальную экономику. Это изменит курс экономического развития нашего государства. В мировой практике банковские системы строятся именно по такой модели, что национальные, центральные банки все подотчётные правительству государства, валюта принадлежит государству и, например, ФРС США, ЕЦБ и др. цель их деятельности направлена на поддержание экономики государства.
Следует отметить, что на настоящий момент в РФ не принят закон о национализации. Существует несколько проектов о национализации. Проекта ФЗ РФ № 98091828-2 «Об обращении имущества в государственную собственность (национализации)» по состоянию на 11 ноября 1998 года (далее - Проект) [9]. Проект ФЗ РФ № 6920927 2019 года.
Проведен анализ законопроектов, можно сделать вывод что в нормах закрепляются понятия, принципы, объекты, способы национализации, порядок осуществления национализации, порядок определения размера и выплаты возмещения собственнику имущества при национализации. Под национализацией понимается возмездное принудительное изъятие имущества, находящегося в частной собственности, и его обращение в государственную собственность, осуществляемое в целях, установленных законом. (ст. 3) Проекта.
Решение о национализации должно приниматься федеральными органами законодательной власти и органами законодательной власти субъектов Российской Федерации.
Интересной, в том числе в современных реалиях, представляется норма ст. 8 Проекта, предполагающая такие основания национализации, как: 1) необходимость предотвращения массовой безработицы, восстановления и сохранения единства технологических комплексов, обеспечения обороноспособности, экономической и экологической безопасности; 2) остановка функционирования 5= предприятий, доведение их до банкротства; 3) хо-^ датайства трудовых коллективов предприятий лю-^ бых форм негосударственной собственности о национализации, если за такое решение проголосо-Ц вало не менее 3/4 членов трудового коллектива;
4) необходимость обеспечения государственных нужд, касающихся вопросов защиты основ конституционного строя, здоровья населения, обеспечения обороны страны, безопасности государства, единства экономического пространства, свободного перемещения товаров услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности.
Из этих положений уже можно усмотреть потребность национализации, в том числе в банковской сфере. На сегодняшний день законопроекта о национализации банков или законопроекта о национализации Центрального банка нет. Косвенно к такой инициативе относится следующее заявление: «Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила второй пакет мер поддержки экономики России в условиях санкций ... в нем предусмотрен первый шаг к национализации имущества иностранных организаций, покидающих российский рынок» [10]. Так, проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие в условиях санкционного давления со стороны иностранных государств)» [11] предполагает следующий механизм: через суд вводить внешнюю администрацию в организациях, где более 25% долей владеют иностранные лица недружественных государств, в случае прекращения деятельности. Это защита от банкротства и мера для сохранения рабочих мест. Далее, собственнику дают пять дней на решение отказаться от этого сценария, если он решит продать долю или возобновить работу. Деятельность работников также нужно сохранить. Иначе суд на три месяца назначает временную администрацию. После этого акции новой организации попадают на торги, а старую ликвидируют. От покупателя акций требуется сохранить не менее 2/3 трудового коллектива и как минимум год продолжать его деятельность. Российский законодатель трактует уход иностранных компаний с российского рынка как предумышленное банкротство по цене большого количества уволенных работников. Естественно, в эту категорию попадают и банки, так как во многих из них контрольным пакетом акций владеют иностранные акционеры. Например, Райффайзенбанк (Австрия), ЮниКредит Банк (Италия), Хоум Кредит (Чехия), Русфинанс Банк (Франция) и т.д. Все эти банки безусловно попадают под действие вышеназванного законопроекта, уже вступившего в силу.
Рассматривая вопрос национализации ЦБ РФ, обратимся к трудам А.В. Тавсиева [12, с. 67] и Р.К. Ибаева [13, с. 95-99]. Ученые утверждают, что существует «острая необходимость национализации» Банка Росси.
Подводя итог проведенному исследованию, сделаем некоторые выводы.
На данный момент в России уже сложились условия для проведения национализации банковской
системы: 1) экономический кризис и риск дефолта (как это было в 1929-1933 гг. и 1939-1945 гг. в мировой истории и в 1917 г. в российской истории); 2) повышение уровня безработицы; 3) обесценение национальной валюты; 4) массовая остановка большинства действующих предприятий (фактически - доведение до банкротства).
Таким образом, на сегодня существует 4 серьезных предпосылки для проведения национализации банковской системы.
Все эти факторы могут привести к непоправимым последствиям, поэтому необходимо начать с национализации ЦБ РФ, хотя отечественный законодатель фактически начал этот процесс, но с банков коммерческих. На наш взгляд, здесь имеют место две ошибки: первая - отсутствие отдельного выделения категории «национализация банков», а рассмотрение их наравне с иными видами организаций и вторая - национализация банков без национализации Банка России похожа на устранение последствий болезни без излечения ее причин.
Поэтому механизм национализации банковской системы следует начать с ЦБ РФ. Это решит ряд важнейших проблем. Во-первых, будет определен статус Центрального банка РФ как юридического лица, до сих пор не определена его организационно-правовая форма, во- вторых нахождение его в государственной собственности не ново, здесь возможны 2 модели, условно их можно назвать «китайской» и «индийской». В КНР центральный банк является акционерным обществом, но 55% акций находится в руках государства (подобные примеры - Бельгия с 50% +1 акция в руках государства, Япония с 55% акций в руках государства), а в Индии центральный банк находится в государственной собственности (подобные примеры - Англия с 1946 года, Франция с 1945 года, Германия с 1957 года и Испания с 1962 года). Роль Центрального банка РФ в экономике государства должна быть конкретно определена на уровне нормативно-правовых актов.
Литература
1. ГК РФ (часть первая) 1994 (ред. от 01.01.2022) // СПС «КонсультантПлюс». - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/.
2. Щенникова Л.В. Гражданско-правовая наука о национализации // Вестник Пермского университета. 2012. № 4 (18). С. 179-186.
3. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. М., 2010-367 с.
4. Бородин Д.В. Национализация как инструмент государственного регулирования экономики // Известия высших учебных заведений. 2014. № 04(22). С. 91-95.
5. Карпов М.Ю. Национализация: тенденции развития доктрины и законодательства // Lex Russia. 2016. № 5 (114). С. 133-146.
6. Алтенгова О.Л. Квалифицирующие признаки национализации // Общество и право. 2011. № 5 (37). С. 79-83.
7. Белов В.А. Национализация в российском гражданском праве: история и современность // Законодательство. 1999. № 2, 3.
8. Дорофеева Ю.А. Национализация: вопросы международного частного права:
9. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2001. 23 с.; Дорофеева Ю.А. Национализация и экспроприация как основание принудительного прекращения права частной собственности государством // Власть Закона. 2016. № 2. С. 59-73.
10. Проект Федерального закона № 98091828-2 «Об обращении имущества в государственную собственность (национализации)» (ред. внесенная в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации по состоянию на 11 ноября 1998 года) // URL: https:// sozd.duma.gov.ru/bill/98091828-10.
11. Нараева А., Царева М., Милькин В. Законопроект о возможности национализации иностранных компаний вносят в Госдуму // Ведомости. 2022. 9 мар.
12. Проект Федерального закона № 80712-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие в условиях санкционного давления со стороны иностранных государств)» (ред. внесенная в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации по состоянию на 3 марта 2022 года) // URL: https://sozd. duma.gov.ru/bill/80712-8.
13. Тавасиева А.М. Банковское дело. Управление и технологии. Учебник для студентов вузов. М., 2019. С. 67.
14. Ибаев Р.К. Статус Центрального банка Российской Федерации // Вестник науки. 2022. № 2(47). С. 95-99.
NATIONALIZATION OF THE BANKING SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION
Dyachenko E.M.
Kuban State University Associate Professor
The article studies the institution of nationalization in the legislation of the Russian Federation. The historical experience of nationalization in Russia and foreign countries is analyzed. The scientific approaches of scientists on the issue of nationalization are considered. A huge contribution to the development of the institute of nationalization was made by civil scientists L.V. Schennikova, L.I. Yakob-son, D.V. Borodina, M.Y. Karpov, V.A. Belov. Historical experience shows that nationalization is the reverse process of privatization. It is a huge means of solving the problems of economic development and acts as an instrument of positive effect for the development of the state. Nationalization is dictated by economic expediency, capital-intensive and low-profit enterprises are most often nationalized. It is also necessary to strengthen the country's defense capability and to soften social policy and political goals. The right of the State to nationalize property is provided for in the Charter of Economic Rights and Obligations of the State adopted by resolution 3281 (XX1X) of the UN General Assembly on December 12, 1974. This is an economic measure carried out in the
5 -a
C3 ж
<
interests of society on the basis of a special law of a state body with the payment of compensation to the owner of the nationalized property. The decision on nationalization should be made by the federal legislative authorities and the legislative authorities of the constituent entities of the Russian Federation.
Keywords: nationalization, general utility, market economy, economic utility, natural monopoly, state property, political instrument, privatization, restoration of technological complexes.
References
1. The Civil Code of the Russian Federation (part one) 1994 (ed. from 01.01.2022) // SPS "ConsultantPlus". - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142
2. Schennikova L.V. Civil law science of nationalization // Bulletin of Perm University. 2012. No. 4 (18). pp. 179-186.
3. Yakobson L.I. The state sector of the economy: economic theory and policy. M., 2010-367 p.
4. Borodin D.V. Nationalization as an instrument of state regulation of the economy // Izvestia of higher educational institutions. 2014. No. 04(22). pp. 91-95.
5. Karpov M. Yu. Nationalization: trends in the development of doctrine and legislation // Lex Russia. 2016. No. 5 (114). pp. 133146.
6. Altengova O.L. Qualifying signs of nationalization // Society and Law. 2011. No.5 (37). pp. 79-83.
7. Belov V.A. Nationalization in Russian civil law: history and modernity // Legislation. 1999. No.2, 3.
8. Dorofeeva Yu.A. Nationalization: issues of private international law:
9. Autoref. dis. ... cand. jurid. sciences'. Saratov, 2001. 23 p.; Dorofeeva Yu.A. Nationalization and expropriation as the basis for the compulsory termination of the right of private property by the state // The Power of Law. 2016. No. 2. pp. 59-73.
10. Draft Federal Law No. 98091828-2 "On the conversion of property into State ownership (nationalization)" (ed. submitted to the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation as of November 11, 1998) // URL: https://sozd.duma.gov. ru/bill/98091828-10.
11. Naraeva A., Tsareva M., Milkin V. The bill on the possibility of nationalization of foreign companies is submitted to the State Duma // Vedomosti. 2022. 9 Mar.
12. Draft Federal Law No. 80712-8 "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation (regarding the improvement of mechanisms ensuring sustainable economic development in the face of sanctions pressure from foreign States)" (ed. submitted to the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation as of March 3, 2022) // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/80712-8.
13. Tavasieva A.M. Banking. Management and technology. Textbook for university students. M., 2019. p. 67.
14. Ibayev R.K. Status of the Central Bank of the Russian Federation // Bulletin of Science. 2022. No. 2(47). pp. 95-99.